Научная статья на тему 'Сущность и особенности формирования готовности курсантов к педагогической деятельности'

Сущность и особенности формирования готовности курсантов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОГРАММА / TEACHING ACTIVITIES / AVAILABILITY / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаев Николай Михайлович

В статье раскрывается структура педагогической деятельности, условия готовности к ней, рассматривается понятие «готовность курсантов к педагогической деятельности» и выделяется отдельно от других конкретных форм «готовностей», формирующихся у будущих курсантов в процессе обучения в военном институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Можаев Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and peculiarities of preparedness of students to teaching

The article reveals the structure of teaching activities, conditions of readiness for her, examines the concept of «willingness of students to teaching», and stands apart from other specific forms of «readiness», which are formed at the future of students in the learning process in a military institute.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности формирования готовности курсантов к педагогической деятельности»

УДК 378 Н.М. Можаев*

Сущность и особенности формирования готовности курсантов к педагогической деятельности

В статье раскрывается структура педагогической деятельности, условия готовности к ней, рассматривается понятие «готовность курсантов к педагогической деятельности» и выделяется отдельно от других конкретных форм «готовностей», формирующихся у будущих курсантов в процессе обучения в военном институте.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, готовность, образовательный процесс, профессиограмма.

N.M. Mozhayev.*The essence and peculiarities of preparedness of students to teaching. The

article reveals the structure of teaching activities, conditions of readiness for her, examines the concept of «willingness of students to teaching», and stands apart from other specific forms of «readiness», which are formed at the future of students in the learning process in a military institute.

Keywords: teaching activities, availability, educational process, professiogram.

Реальная действительность наших дней принуждает к совершенствованию одного из основных силовых институтов военной организации общества — внутренних войск МВД России. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что задачи, выполняемые войсками, не только постоянно усложняются, но регулярно появляются новые.

Качественные перемены в жизни войск в последние годы, а именно, переход на смешанную систему комплектования по призыву и по контракту, сокращение срока военной службы по призыву до одного года, предъявляют к выпускникам военных вузов новые требования.

Одним из актуальных направлений этого процесса, на наш взгляд, является формирование у будущих офицеров профессиональных педагогических качеств. Деятельность будущих офицеров внутренних войск при выполнении профессиональных задач, вне всякого сомнения, будет связана с подготовкой молодого военного поколения. А это означает, что будущие офицеры должны владеть педагогическими знаниями и умениями применительно к своей профессии. Следовательно, в изучении понятия «готовность курсантов к педагогической деятельности» необходимо учитывать содержание термина «педагогическая деятельность», который определяется как совокупность научной и практической деятельности, осуществляемой профессиональными педагогами-исследователями и педагогами-практиками. В данном определении педагогическая деятельность выступает в качестве профессиональной и не соответствует профессии офицера.

Между тем, анализ психолого-педагогической литературы приводит к более широкому пониманию педагогической деятельности. Она является непрофессиональной для будущих офицеров, но достаточно важной в их жизнедеятельности и определяется как «особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями» [6].

Педагогическая деятельность имеет следующую структуру:

— знание педагогом потребностей и тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

— многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

— собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

— высокая политическая, нравственная, эстетическая культура.

Таким образом, для готовности курсантов к педагогической деятельности нужны знания, умения, навыки, как профессиональные так и педагогические, настроенность курсантов на эту деятельность. Готовность к педагогической деятельности предполагает определенные мотивы и способности, поэтому возникновение готовности к выполнению конкретной педагогической задачи означает ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы.

* Можаев, Николай Михайлович, адъюнкт очной формы обучения Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, д. 3., кв. 196. Тел.: (8452) 74-98-41. Мб.: 8-904-244-40-43.

* Mozhayev, Nikolai Mikhailovich. Adjunct Saratov Military Institute of MVD of Russia, Department of military pedagogy and psychology.

Статья поступила в редакцию 1 февраля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Педагогика

Представления о педагогической деятельности и ее структуре позволяют перейти к изучению «готовности курсантов к педагогической деятельности». Взятая отдельно от других конкретных форм «готовностей», формирующихся у будущих офицеров («готовность переносить тяготы и лишения воинской службы», «готовность к принятию решений», «готовность нести ответственность за принятие решения», «готовность к постоянному самообразованию», «готовность к аналитической деятельности» и др.), она не является самодостаточной для успешного обучения в военном вузе, а представляет собой лишь необходимый компонент целостной системы профессиональной подготовки, профессионального становления будущих офицеров.

По мнению В.А. Сластенина, готовность к деятельности есть такое особое психическое состояние, которое определяет наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на ее выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание профессиональной задачи, модели вероятного поведения, определения способов профессиональной деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [1, 8].

В целом же готовность к деятельности рассматривается разными исследователями как:

- активное состояние личности, обуславливающее стремление к деятельности;

- следствие деятельности;

- качество, определяющее установки на освоение профессиональных ситуаций и задач;

- предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности;

- форма деятельности субъекта, которая включается в комплекс его условий.

Серьезные исследования в области готовности к педагогической деятельности как

профессиональной проведены В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, Е.Н. Шияновым. По их мнению, готовность к педагогической деятельности определяется как совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту. Они полагают, что выполнение профессиональных функций требует эмоциональной устойчивости, педагогического такта и выдержки, педагогического мышления, позволяющего проводить анализ собственной деятельности [7].

Содержание выделенной ими готовности объединено в три основных комплекса (профессиограммы): общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по специальности. В.А. Крутецкий обосновывает профессиограмму наличием педагогических способностей таких, как дидактические, академические, коммуникативные, воображение, способность к распределению внимания [5].

Мы внесем изменения и выделим качества, определяющие специфику профессии будущего офицера, основываясь на мнении З.И. Калмыковой, которая считает, что в структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных знаний, не любые свойства личности, а лишь те, которые обеспечивают ей наибольшую продуктивность [4]. Тогда у будущего офицера необходимо требовать наличие таких качеств, как исполнительность, самоотверженность и мужество, разумная инициатива, достоинство и честь, активное отношение к общественным обязанностям, которые в совокупности влекут за собой устойчивость к стрессам, терпимое отношение к окружающим, открытость. Основной задачей ВОУ ВПО ВВ МВД России как раз и является формирование и развитие этих жизненно необходимых качеств в своих выпускниках.

В.А. Сластенин выделяет, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с другой — научно-теоретическую и практическую как основу профессионализма. Теоретическая готовность определяется им как совокупность специальных знаний, заключающихся в освоении основных понятий, выделении научных положений, понимании связи между отдельными положениями и определении причинно-следственных связей между отдельными положениями, умении доказывать, обосновывать теоретические положения, применять их для анализа педагогических явлений и т.д. Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские, коммуникативные, прикладные умения [10]. Отметим, что обозначенные автором умения схожи с умениями, выделенными

Н.В. Кузьминой в профессиограмме будущего учителя, у которого педагогическая деятельность в профессии является профессиональной.

Формой проявления теоретической готовности, как считает автор, является теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении профессионально мыслить, обращение к которой предполагает наличие у будущих специалистов аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений [10].

В определении необходимых условий готовности курсантов к педагогической деятельности в военном вузе согласимся с мнением А.И. Щербакова и др., которые профессиональную подготовку выделяют как основное условие. Они считают, что профессиональная подготовка является результатом овладения педагогическими знаниями, умениями и навыками, свойствами и способностями личности, необходимыми для выполнения профессиональных функций [9; 11].

В работах К.М. Дурай-Новаковой освещена профессиональная готовность учителя. Автор полагает, что эта готовность является регулятором педагогической деятельности, предпосылкой ее эффективности. Ею выделены основные качества готовности будущего учителя, такие как положительное отношение к профессии, черты характера, способности, знания, навыки, умения, профессионально важные качества (память, мышление и т.д.) [2].

Считаем, что исследуемая нами готовность также будет являться регулятором осуществления педагогической деятельности будущими офицерами в период их обучения в военном вузе и после его окончания, а уровень её сформированности будет влиять на результаты их профессиональной деятельности. Обозначенные автором качества также необходимы будущим офицерам в повышении их профессионального уровня, активизации умений для педагогической деятельности.

Чтобы раскрыть сущность готовности курсантов к педагогической деятельности, воспользуемся положением о сущности систем как целостных образований, раскрывающихся в единстве их функции и структуры [3]. Необходимо уточнить, что сущностные характеристики готовности курсантов к педагогической деятельности являются феноменом проявления их личности, которая рассматривается нами как субъект образовательного процесса военного вуза, способный реализовать в нем педагогическую деятельность от момента ее целеполагания до получения и оценки результата.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что готовность курсантов к педагогической деятельности можно определить как целостное личностное образование, детерминированное совокупностью социальных, психологических, профессиональных требований к подготовке будущих офицеров, характеризующееся владением определенным объемом педагогических знаний, умений и навыков для применения их в ходе выполнения профессиональных задач, для чего они в рамках военно-профессиональной подготовки должны получить фундаментальные знания по общей и военной педагогике и психологии, методике обучения и воспитания, т.е. быть готовыми к педагогической деятельности в войсках.

Список литературы

1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

2. Аурай-Новакова М. И. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : дис. докт. пед. наук. — М., 1983. — 356 с.

3. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

4. Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики: Проблемы диагностики умственного развития. — М., 1975. — 129 с.

5. Крутецкий, В. А. Педагогические способности их структуры, диагностика, условия формирования и развития : учеб. пособие / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбосова. — М.: Прометей, 1991. — 112 с.

6. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 928 с.

7. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

8. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

9. Скаткин, М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта / М. Н. Скаткин // Нар. образование. - 1981. - № 9. - С. 24-29.

10. Сластенин, В. А., Подымова. Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. — М., 1997.

11. Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. — Л.: Просвещение,1967. — 265 с.

Literature

1. Bondarevskaya, E. V. Pedagogy: Identity in the humanistic theories and systems of education / E.V. Bondarevskaya, S. Kulnevich. — Rostov n/D, 1999.

2. Duray-NovakovaM. I. Formation of professional readiness of students to teaching. — Moscow, 1983.

3. Ilyin, V.S. Formation of the schoolboy: the whole process / VS. Ilyin. — Moscow, 1984.

4. Kalmykova, Z. I. Training and principles of the methods of diagnosis: Problems in diagnostics of mental development. — Moscow, 1975.

5. Krutetskiy, V. A. Pedagogical abilities of their structure, diagnosis, conditions of formation and development: studies. Benefit / VA. Krutetskiy, E.G. Balbosova. — Moscow, 1991.

6. The latest psychological and pedagogical dictionary / ed. A.P. Astakhov — Minsk, 2010.

7. Pedagogy : textbook / VA. Slastenin, I. Isayev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyan. — Moscow, 2000.

8. Pedagogy of vocational education / E.P Belozertsev, A.D. Rut, A.G. Pashkov and others, ed. V.A. Slastenin. — Moscow, 2004.

9. Skatkin, M. On the study, synthesis and use of best practices / M.N. Skatkin. — 1981. — № 9.

10. Shcherbakov, A. I. Psychological foundations of personality formation of the Soviet teachers in tertiary teacher education / A.I. Shcherbakov. — Leningrad, 1967.

11. Slastenn, V. A., Podymova, L. S. Pedagogy. Innovation. — Moscow, 1997.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.