Научная статья на тему 'Сущность и основные признаки интегрированной компании'

Сущность и основные признаки интегрированной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5196
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПАНСИЯ / ХОЛДИНГ / ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА / INTEGRATION / INTEGRATION PROCESS / INTEGRATED STRUCTURE / INTEGRATED COMPANY / COMPETITIVE POTENTIAL / EXPANSION / HOLDING / FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кантор Владимир Евгеньевич, Серебряков Сергей Николаевич

В статье рассмотрены проблемы определения сущности интегрированной компании и уточнено понятие «интегрированная структура». Раскрыты современные возможности, которые получает современная интегрированная компания в рамках реализации своей конкурентной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature and main features of an integrated company

The article covers problems of determining the nature of an integrated company. Concept "integrated structure" is refined. The author considers current opportunities which a modern integrated company may take while implementing its competitive strategy.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные признаки интегрированной компании»

УДК 334.758

В.Е. Кантор, С.Н. Серебряков Сущность и основные признаки интегрированной компании

В статье рассмотрены проблемы определения сущности интегрированной компании и уточнено понятие «интегрированная структура». Раскрыты современные возможности, которые получает современная интегрированная компания в рамках реализации своей конкурентной стратегии.

The article covers problems of determining the nature of an integrated company. Concept "integrated structure" is refined. The author considers current opportunities which a modern integrated company may take while implementing its competitive strategy.

Ключевые слова: интеграция, процесс интеграции, интегрированная структура, интегрированная компания, конкурентный потенциал, экспансия, холдинг, финансово-промышленная группа.

Key words: integration, integration process, integrated structure, integrated company, competitive potential, expansion, holding, financial and industrial group.

Несмотря на достаточно длительную полемику в отношении сущности и результативности деятельности интегрированной компании, нельзя сказать об ее окончании, поскольку многие вопросы до сих пор требуют уточнения и некоторой корректировки ввиду полученного опыты и новых тенденций.

В отечественной экономической литературе понятие «интеграционная структура» раскрывается в трудах экономистов А. Г. Мовсесяна и Ю. Якутина. А. Г. Мовсесян под интеграционной структурой понимает «объединение промышленных предприятий, торговых компаний и коммерческих банков на базе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда в целях проведения согласованной политики развития производства» [5, с. 32]. Ю. Якутин представляет интеграционную структуру как «объединение предприятий и финансовых организаций на договорной основе в целях расширения возможностей производственного, научно-технического и социального развития» [9, с. 32].

Для лучшего понимания точек зрения, представленных выше, нам необходимо соотнести их с понятием интеграции. Так, например, М. Алешин определяет интеграцию как «организационно-экономическое слияние двух или более элементов в единое целое, при котором появляется новое качество» [1, с. 18]. Согласно пози-

© Кантор В. Е., Серебряков С.Н., 2014

79

ции М. Алешина, данное новое качество получает выражение в синергии интегрированного капитала. Под синергией будем понимать повышение эффективности деятельности в результате интеграции разрозненных аспектов в единое целое. Таким образом, сумма составных частей становится больше, нежели их алгебраическая сумма.

Становится очевидно, что экономические интеграционные структуры создаются в ходе объединения субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность с целью обеспечения благоприятных условий деятельности в будущем, увеличения инвестиций в производство, а также повышения эффективности.

В этой связи, суммируя различные мнения относительно сущности интеграции в экономике, можно подойти к следующему определению, предложенному А.В. Федосеевым: «Интеграция - это объединение экономических субъектов в целях оптимизации текущей деятельности, инвестирования в производство и в конечном итоге с целью повышения эффективности их взаимодействия» [8]. В данном определении делается акцент на новой организационной форме взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, ведущего к получению синергетического эффекта.

Процесс интеграции, по мнению специалистов, открывает перед его участниками следующие возможности:

•широкий доступ к различного рода ресурсам (материальным, финансовым, трудовым);

•возможность осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на более широком операционном и географическом пространствах;

•улучшать показатели эффективности;

•совместно вырабатывать стратегические решения по вопросам экономического взаимодействия;

•повысить конкурентный потенциал, создавать своего рода барьеры от конкурентов, которые не входят в интеграционные структуры [2].

Процесс интеграции в разных странах осуществляется различными способами и идет с неодинаковой степенью интенсивности. Российская экономика фактически стала ареной столкновения двух моделей взаимодействия ее промышленного и кредитно-финансового секторов, отличающихся уровнем и масштабом контроля банков над акционерным капиталом производственных компаний. С одной стороны, это открытая (американская) модель с

и ^ и ^ и и

опорой на собственные ресурсы предприятий и небольшой долей заемных средств и с другой - закрытая (японо-германская) модель с привлечением портфельных инвесторов при относительно высоком инвестиционном риске [3] .

Первая модель (американская), как правило, реализовывалась тогда, когда интеграционные процессы разворачивались вокруг промышленного предприятия. В данном случае экспансия в другие отрасли в любом случае была связана с исходной специализацией. Экспансия развивалась в следующих четырех направлениях [6]:

1) интеграция вверх или вниз в соответствии с цепочкой технологического процесса;

2) контроль над предприятиями-поставщиками оборудования;

3) горизонтальная интеграция (не переходя границы основной специализации);

4) устанавливается контроль над предприятиями-банкротами, потребителями своей продукции (покупка за долги, назначение управляющего, инициирование процедур финансового оздоровления, разделение бизнеса и покупка необходимой для группы части/направления/мощностей).

Попытки экспансии по второму направлению предпринимались редко. Примеров, когда такие экспансии заканчивались успешно, нет. Если обратиться к российскому опыту, то даже Газпрому в свое время, несмотря на приложенные усилия, не удалось интегрироваться с рядом крупных машиностроительных предприятий. При этом Газпром был основным заказчиком данных предприятий на протяжении многих лет. Сделки не состоялись - государство стремилось сохранить авиационную специализацию этих предприятий, даже несмотря на то, что было не в состоянии обеспечить заводы должным количеством профильных заказов. Тем не менее весьма сомнительно, что второе направление смогло бы обеспечить доминирование на товарных рынках.

Третье направление характерно для развитой экономики рыночного типа. В России оно не пользуется большой популярностью, поскольку редко приводит к доминированию на новых товарных рынках. В качестве основной причины исследователи называют низкую ожидаемую отдачу от реструктуризации тех предприятий, которые продаются с дисконтом (а это, в свою очередь, результат их низкой эффективности). Характерным примером является ЛУКОЙЛ, который отказался от инвестиций в НОРСИ и Краснодарский НПЗ в пользу покупок за рубежом.

В отличие от промышленных групп, группы, центральным элементом которых выступает кредитно-финансовое учреждение, ориентируются на принципиально иную модель. В целях формирования в первую очередь устойчивых групп они включали в состав структур многоотраслевые промышленные конгломераты, добиваясь максимально возможной диверсификации. Финансовые организации (чаще всего это банки) стремились к приобретению эффективных предприятий из разных отраслей народного хозяйства, а не концен-

трировать свои активы в одной отрасли. При этом крупные монопольные структуры все же возникают (отечественный пример - объединение Лебединского, Стойленского и Михайловский ГОКов в составе группы банка «Российский кредит» в 1998 г.), но не часто [7].

Сегодня в нашей экономике характер взаимоотношений между банковским и промышленным капиталом только формируется, но уже можно достаточно отчетливо наблюдать постепенное движение от открытой модели к закрытой. Это во многом связано с тем, что в настоящее время именно рынок банковских ссуд, в отличие от фондового рынка, может обеспечить приток инвестиций в реальный сектор экономики. Кроме того, как уже отмечалось, только путем расширения участия в собственности промышленных предприятий и реальном управлении ею банковский капитал может обеспечить приемлемые инвестиционные риски и соответствующее им участие в прибылях, а предприятия, в свою очередь, получат реальную возможность привлечь столь необходимые им финансовые ресурсы.

Родиной закрытой (банковской) модели интеграции по праву считается Япония. В Японии шесть крупнейших интеграционных структур (сюданов) - Мицубиси (Mitsubishi), Мицуи (Mitsui), Сумито-мо (Sumitomo), Дай-Ити Кангё (Dai-Ichi Kangyo), Фуё (Fuyo), Санва (Sanwa). Промышленные объединения, входящие в сюдан, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции (кэйрэцу). Хотя перекрестное владение акциями в группе незначительное, связи между участниками финансово-промышленной группы достаточно тесные. Наряду с горизонтальными группами постепенно формировались вертикальные структуры, такие как Toyota, Sony, Nissan.

В горизонтальных интеграционных структурах имеются центральная торговая компания, а также ряд менее крупных торговых предприятий второго плана. Рассматриваемые структуры являются широко диверсифицированными, поэтому уровень внутригрупповой торговли достигает в среднем 20 %. Внешние сделки происходят через центральную компанию. Как результат - существенный оборот компаний, входящих в группу. Центральная компания, помимо внешних закупок, берет на себя роль инфраструктурного элемента группы. Кроме этого, данная компания выполняет вспомогательную финансовую функцию как источник внутригрупповых займов и страховщика торговых операций.

Коммерческие и трастовые банки групп контролируют около 40 % общего капитала банков. Страховым компаниям интеграционных структур принадлежит 53-57 % всего страхового капитала. Процесс формирования интегрированных структур происходил поэтапно. На первом этапе происходило накопление капитала за

счет осуществляемой коммерческой деятельности. На втором этапе за счет накопленного капитала возникло производство. И только по завершению второго этапа образовались банковские структуры и финансовые компании [4].

Некоторые из групп (структур) существуют более века. Группа «Сумитомо» фактически действует уже около 370 лет, «Мицуи» -325 лет, «Мицубиси» - более 130 лет. Группы «Дай-Ити Кангё», «Фуё» и «Санва» созданы в начале и в середине XX в. Предшественниками современных сюданов были крупнейшие семейные холдинговые компании «дзайбацу» (7а1Ьа1эи), среди которых ведущее место занимала «четверка»: «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда».

Несмотря на значительный перевес банков, мы считаем, что ориентиры в скором времени будут смещены в сторону инвестиционных компаний, поскольку последние способны предложить более гибкие (что немаловажно при постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре) финансовые продукты.

Банковские интеграционные структуры включают в себя промышленные предприятия широкого круга отраслей, но у наиболее сильных и эффективных можно выделить следующие общие черты.

1. Непременное наличие крупных сырьевых предприятий, ориентированных на экспорт продукции. В российских структурах это, конечно, предприятия нефтяной, металлургической отраслей, производство минеральных удобрений. Ни одна из существующих банковских структур не обошлась без широкомасштабной экспансии хотя бы в одну из перечисленных отраслей.

2. Стремление включить в состав интегрированной структуры (как минимум установить тесные партнерские отношения) предприятия с длительным производственным циклом. Это, на наш взгляд, объясняется потребностью в оборотных средствах со стороны предприятий и необходимостью долгосрочных инвестиций со стороны финансовых организаций (банков в частности).

3. Экспансия в отрасли, которые ориентированы на внутренних розничных потребителей. К таким отраслям относятся пищевая промышленность, легкая промышленность, торговля нефтепродуктами, импорт продовольствия и ТНП, производство строительных материалов. Данный процесс в первую очередь связан с потребностью в хорошем денежном потоке, который, как правило, есть у компаний розничной торговли.

4. Экспансия в высокотехнологичные отрасли, определяющие лицо промышленности XXI в. Прежде всего, это электроника, информатика и связь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффект процессов интеграции на формирование структуры товарных рынков не

так велик, как на другие процессы, протекающие в экономике. Данный эффект значительно ниже ожидаемого. На отдельно взятом товарном рынке интеграционная структура обладает той же властью, что и входящие в нее предприятия (с соответствующей специализацией).

Рассматривая организационно-управленческие проблемы формирования и функционирования российских интегрированных бизнес-групп, следует подчеркнуть, что интеграция (сращивание) финансового капитала с производственным - общемировая тенденция. Предпосылками такого рода интеграционных процессов являются конкурентные преимущества, которые получают участники таких образований. Этими преимуществами в зависимости от формы слияния могут быть: согласованная политика в области финансов, производства, сбыта продукции, лоббирование в правительственных и законодательных органах, совместная реализация проектов, устойчивость развития членов группы, возможность привлечения и консолидации необходимых инвестиционных ресурсов.

Практика показывает, что и сейчас финансово-промышленные группы продолжают формировать бизнес в соответствии с одним из двух типов организации интегрированной структуры. В первом случае это холдинг, во втором - корпорация. Выбор того или иного варианта в первую очередь зависит от той степени контроля, которую хотят установить владельцы (холдинг мягче, корпорация - жестче). Наиболее распространены у нас формы классического холдинга, в котором управляющей компании принадлежат пакеты акций (может быть, и не контрольные) других компаний, являющихся членами холдинга. Управление в таком холдинге осуществляется посредством вхождения представителей управляющей компании в органы управления (совет директоров и/или правление) членов холдинга. Каждый из членов холдинга выступает как самостоятельная структура, проводящая автономную хозяйственную и финансовую деятельность. Основными задачами холдинга являются выработка общей стратегии и отслеживание ее выполнения без вмешательства в операционную деятельность, повышение стоимости группы как одного бизнеса на основе диверсификации инвестиций, разработка и внедрение технологий стратегического планирования. Функции управляющей компании сводятся к выработке стратегии развития и контролю по всем аспектам бизнес-процессов как отдельных предприятий, так и группы в целом. Еще одной немаловажной задачей управляющей компании является налаживание коммуникационной среды для участников группы.

Принципы построения финансово-промышленной корпорации довольно близки к холдингу за исключением того, что в качестве управляющей компании и членов холдинга выступают не отдельные

юридические лица, а дивизиональные подразделения одного юридического лица. При этом у управляющего (головного) подразделения, условно говоря, имеется стопроцентный пакет акций других обособленных подразделений. Подразделения работают по своим финансовым и хозяйственным планам, утвержденным головным звеном. Все имущество корпорации формально принадлежит головному подразделению, передающему его обособленным подразделениям только в пользование. Такая структура управления позволяет при необходимости полностью сконцентрировать финансовые активы и рычаги управления в головном звене.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно определить не только сущность, но и основные признаки интегрированных компаний в современных условиях, а именно: наличие ключевой компании, осуществляющей общее управление; присутствие критических взаимосвязей разного типа - имущественных, персональных, технологических; реализация синергетических (системных) эффектов; формирование конкурентных преимуществ; диверсификация производственных мощностей.

Список литературы

1. Алешин М. Интеграция фиктивного и реального капитала в финансово-промышленных группах и холдингах // Маркетинг. - 2004. - № 3(76). - С. 17-27.

2. Аренков И. А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегия развития // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 120-125.

3. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Наука, 2001.

4. Мещеряков М.Г., Скрипнюк Д.Ф. Институциональное развитие: интегрированные корпоративные структуры // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2002. -№ 3-4.

5. Мовсесян А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала. -М.: Финансы и статистика, 1997. - 444 с.

6. Паппэ Я., Глухина Я. Внешнеэкономические факторы транспортации крупного бизнеса в России // Вопр. экономики. - 2005. - № 1.

7. Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес или экономический феномен; особенности обновления и совершенного этапа развития // Проблемы прогнозирования. - 2002. - № 1.

8. Федосеев А. В. Теоретические основы становления процессов интеграции как одной из форм реорганизации субъектов экономической деятельности. -[Электронный ресурс]. ЫКЬ: http://www.lib.csu.ru

9. Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Рос. эконом. журн. - 1998. - № 4. - С. 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.