Научная статья на тему 'Международный опыт создания и формирования корпоративных отношений в зарубежных странах'

Международный опыт создания и формирования корпоративных отношений в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт создания и формирования корпоративных отношений в зарубежных странах»

5. Петрова Е.А., Левашова Т.Н. Исследование эффективности визуальной психодиагностики в работе практических психологов // Методы психологии. т.3, вып. 2, Ростов-на-Дону, 1997 - с. 199-200

6. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция - Ростов-на-Дону, 1990 - 206с.

7. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы - М., - 1988 - 256с.

8. Самоукина Н.В. Антистрессовая программа для банковских работников // Прикладная психология - 1997, №1, с. 42-63

9. Совместная деятельность: методология, теория, практика // М., 1988.- 232с.

10. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал - 1989, №6, с.58-66

11. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения - М., 1985, с. 285299

12. Bales R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. SYMLOG: A system for the multiple level observation of groups - N.Y. - 1979

УДК 339.923

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А.А. Овичко

ТРТУ, Россия, 347928, Таганрог, ГСП-17а, пер. Некрасовский, 44.

Кафедра экономики, тел.: (86344) 37-17-42; e-mail: ovichko@mail.ru

Актуальность исследования заключается в том, что национальное хозяйство России находится на этапе формирования нового типа экономических отношений. В настоящее время корпоративные отношения становятся одной из основных форм развития отечественных предприятий. Однако в России данные отношения не полностью еще развиты. Поэтому в работе представлен мировой опыт создания и формирования корпоративных отношений. Вклад в разработку анализа интеграционных процессов в современной экономике внесли такие зарубежные ученые как К.Роуз, К.Эрроу, О.Уильямсон, Ф.Хайек, а также отечественные ученные

- С.Авдашева, В.Гончаров, П.Заикин, А.Муравьев.

Сегодня в мире сложились несколько видов устойчивых корпоративных отношений: Англо- Американские, Японские и Немецкие. Рассмотрим основные черты указанных моделей, представленных в таблице 1 [I].

Таблица 1

Характеристика моделей корпоративных отношений_____________________

Англо-американская Японская модель Немецкая модель

Ст раны распространения модели

Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия Япония Германия, Нидерланды, Скандинавия, частично Франция и Бельгия

Сущностная характеристика

Характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом Характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров по Банки являются долгосрочными акционерами корпораций и их представители

независимых, не связанных с корпорацией акционеров (аутсайдеров), четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности участников. схеме “банк-корпорация”. Законодательство, промышленность активно поддерживают кейрецу (группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом) выбираются в состав советов директоров на постоянной основе. Большинство немецких фирм предпочитают банковское финансирование акционерному. Таким образом, структура управления смещена в сторону контактов банков и корпораций.

Структура владения акциями

Институциональные инвесторы (Великобритания - 65 %, США-60%); индивидуальные инвесторы (США - 20%) Акции целиком находятся в руках финансовых организаций и корпораций. Страховые компании владеют 50% акций, корпорации-25%, иностранные инвесторы-5% Банки-30% акций, корпорации -45%, пенсионные фонды-3%, индивидуальные акционеры-4%

Законодательная база

В США: законы штата, федеральные законы, комиссия по ценным бумагам и биржам. В Великобритании: парламентские акты, коллегия по ценным бумагам и инвестициям Практически скопирована с американской. Правительство традиционно оказывает на деятельность корпораций через своих представителей Федеральные и местные законы, федеральное агентство по ценным бумагам

Из таблицы видно, что американская модель корпорации создавалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций во многом облегчил привлечение дополнительного капитала. Промышленный капитал увеличивался за счет новых эмиссий акций, поэтому практически отпала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения капитала корпораций. На сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпораций. В первом случае, консолидирующим ядром выступает банковский холдинг, во втором - производственно-технологический комплекс. Отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала, а из одной отрасли в другую. Согласно американским статистическим данным, на долю 100 крупнейших ФПГ США в среднем приходится до 60% ВНП США, 45% занятых, 60% инвестиций, смотреть рисунок 1 [2]. Каждая из корпораций включает в свой состав предприятия 25 отраслей, 35 корпораций работают в 32 отраслях.

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

1999

2000

2001

2002

Рис 1

Общие показатели участия ФПГ в экономике США

Характерной особенностью промышленного комплекса Японии в настоящее время являются шесть универсальных многоотраслевых финансово-промышленных объединений: "Мицубиси" ("Mitsubishi"), "Мицуи" ("Mitsui"), "Сумитомо"

("Sumitomo"), "Дай-Ити Канге" ("Dai-Ichi Kangyo"), "Фуё" ("Fuyo", ранее "Ясуда"), "Санва" ("Sanwa"), см. таблицу 2 [З]. Совокупный годовой объем продаж шести этих групп-гигантов Японии составляет 15% ВНП, т.е. около 500 млрд. долларов США. Они контролируют примерно 50%, а по некоторым оценкам - до 75% промышленных активов страны. На торговые фирмы сюданов приходится более половины экспортно-импортных операций. Коммерческие и трастовые банки контролируют около 40% общего капитала всей банковской системы страны, а страховые компании

- 55% всего страхового капитала.

Таблица 2

Финансово-промышленные группы Японии

Название группы Количество участников Главный банк группы Торговый дом

Мицубиси 30 Токио Мицубиси Мицубиси Седзи

Мицуи 29 Сакура Бусан

Сумитомо 23 Сумитомо Седзи

Даичи Канги 50 Даичи Канги Иточу

Фуе 31 Марубени Марубени

Санва 46 Ниссеивайва Ниссеивайва

Каждый из приведенных в таблице сюданов имеет свои особенности. Например, "Мицубиси" контролирует преимущественно тяжелую индустрию, военное производство и строительство атомно-энергетических объектов, а также разработку сырьевых и энергетических ресурсов. Поскольку деятельность этой группы осуществляется в стратегически важных секторах экономики, то ее отличают тесные связи с государственным аппаратом. Внутри сюданов действует принцип не конкуренции, а целенаправленно организуемой внутренней. Поэтому в отношениях поставщик - потребитель здесь утвердилась взаимная монополия. Таким образом, экономическая среда внутри сюданов оказывается нерыночной, а существующая в японской промышленности организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной системы на рынке конечных продуктов. Тем не менее, интенсивная конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивый процесс развития в соответствующей отрасли. В каждом сюдане прослеживается тенденция иметь свою компанию в важнейших отраслях и подотраслях промышленного производства. Такая диверсификация помогает сохранять всему объединению

контроль над ключевыми производствами, одновременно пресекая монополистические тенденции конкурентов. Широкое использование корпорациями привлеченных средств - один из факторов японских экономических достижений. Поэтому обязательным членом группы, а по многим оценкам и стержнем, является крупнейший банк. Он контролирует крупную банковскую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают также страховые и инвестиционные компании, траст-банки; все они для фирм данного сюдана образуют его финансовую основу. Центральные банки группы владеют до 5% акций предприятий-участников. Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в ФПГ, достигаются стратегические выгоды, связанные, в первую очередь, с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы.

Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: "Дойче Банк" (Deutsche Bank AG), "Дрезднер Банк" (Dresdner Bank AG) и "Коммерц Банк" (Commerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны. Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства. Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий, прежде всего это черная и цветная металлургия; сталелитейная, химическая и электротехническая промышленность; автомобилестроение и машиностроение. Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную. В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. Анализируя финансово-промышленные группы Германии, можно сделать следующие вывод, что немецкие финансово-промышленные группы - это не жесткие конструкции, а довольно гибкие образования, маневренность которых в значительной степени обеспечивается банками.

Таким образом, достаточно спорными является проводимые различными авторами сравнения эффективности перечисленных моделей корпоративных отношений, так как в конечном итоге эффективность модели может определяться эффективностью всей экономики страны в целом. А по этому критерию достаточно сложно объективно выделить отдельную страну из вышеперечисленных. К тому же перечисленные модели корпоративных отношений не являются взаимоисключающими. Отличия в составе и структуре каждой модели в значительной степени обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и рынка, и прежде всего, спецификой законодательного регулирования. В заключение можно отметить, что в последнее время наблюдается процесс сближения моделей ведущих стран мира, что свидетельствует о том, что ни одна из моделей корпоративных отношений не обладает исключительными преимуществами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Одинцов М., Ежкин Л. Корпоратизация и реструктуризация - как две стороны реформирования предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№3.-С.37-47

2. В.А. Цветков. Финансово-промышленные группы в современном мире // Промышленная политика в Российской Федерации, -2000. -№6, - С. 36-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.