Научная статья на тему 'Сущность и формы взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рыночной экономике'

Сущность и формы взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ / БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ / ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / INTERACTION OF GOVERNMENT / BUSINESS SECTOR AND PUBLIC INSTITUTIONS / FORMS OF ECONOMIC INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS SECTOR / PRIORITY PROBLEMS FOR SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймазов Александр Владимирович

В статье излагается методический подход к анализу взаимодействия власти, бизнеса и населения в процессе решения приоритетных проблем общественного развития. Автор проводит различия между понятиями «взаимоотношения», «взаимосвязь» и «взаимодействие» власти, бизнеса и общественных структур. Последнее представляет собой их совместную и согласованную деятельность по достижению общих целей и задач, которые невозможно решить только усилиями одной из сторон. Такая трактовка взаимодействия позволяет выделить основные формы экономического взаимодействия власти и бизнеса. Каждая из выделенных форм взаимодействия должна отвечать как базисным принципам институционального взаимодействия, так и ситуационным правилам и нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таймазов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nature and Forms of Interaction Between the Government, the Business Sector and the Public Institutions in a Market Economy

The article describes how three parties — the government, business sector and public institutions (PIs) — interact to prioritize the problems encountered in the sphere of social development. At this stage, the critique distinguishes between the relationship itself, the concepts accruing from the relationship, and the interaction of the three component factions. The PIs, it observes, are generally joint committees that coordinate their activities in order to attain common goals, apparently beyond the reach of the other parties. Such an interpretation, the document relates, would also help identify the important forms of economic interaction between the other two factions, the government and the business sector. The blueprint concludes that each of the forms of interaction has to address the broader principles for institutional arrangements — defining the acceptable overall ground rules — and the potentially more subtle (less comprehensible) 'situational' directives.

Текст научной работы на тему «Сущность и формы взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рыночной экономике»

J

<

J

>

Сущность и формы взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов в рыночной экономике

The Nature and Forms of Interaction Between the Government, the Business Sector and the Public Institutions in a Market Economy

УДК 338.242

Таймазов Александр Владимирович

старший преподаватель Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья, докторант Санкт-Петербургского государственного университета 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Taymazov Aleksandr Vladimirovich

Universitetskaya Embankment 7-9,

St. Petersburg, 199034, Russian Federation

В статье излагается методический подход к анализу взаимодействия власти, бизнеса и населения в процессе решения приоритетных проблем общественного развития. Автор проводит различия между понятиями «взаимоотношения», «взаимосвязь» и «взаимодействие» власти, бизнеса и общественных структур. Последнее представляет собой их совместную и согласованную деятельность по достижению общих целей и задач, которые невозможно решить только усилиями одной из сторон. Такая трактовка взаимодействия позволяет выделить основные формы экономического взаимодействия власти и бизнеса. Каждая из выделенных форм взаимодействия должна отвечать как базисным принципам институционального взаимодействия, так и ситуационным правилам и нормам.

The article describes how three parties — the government, business sector and public institutions (PIs) — interact to prioritize the problems encountered in the sphere of social development. At this stage, the critique distinguishes between the relationship itself, the concepts accruing from the relationship, and the interaction of the three component factions. The PIs, it observes, are generally joint committees that coordinate their activities in order to attain common goals, apparently beyond the reach of the other parties. Such an interpretation, the document relates, would also help identify the important forms of economic interaction between the other two factions, the government and the business sector. The blueprint concludes that each of the forms of interaction has to address the broader principles for institutional arrangements — defining the acceptable overall ground rules — and the potentially more subtle (less comprehensible) 'situational' directives.

Ключевые слова: взаимодействие власти, бизнеса и населения; формы экономического взаимодействия власти и бизнеса; приоритетные проблемы общественного развития

Keywords: interaction of government, business sector and public institutions; forms of economic interaction between government and business sector; priority problems for social development

Современное общественное устройство стран с развитой социально-ориентированной рыночной экономикой немыслимо без эффективного механизма взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов на макро-, мезо- и микроуровне. Уровень

этого взаимодействия выступает одной из важнейших качественных характеристик постиндустриального демократического общества.

В современной литературе все чаще подчеркивается необходимость государственного регулирования экономических и социальных процессов, имеющих место в экономике, формирования институциональных основ ее социальной ориентации. Нынешний экономический кризис убеждает, что государство остается важным регулятором экономических отношений, формируя законодательство, систему его правоприменения и эффективно управляя имуществом, обеспечивающим выполнение основных государственных функций и стабильное развитие общества.

Властные и предпринимательские структуры ориентированы на постоянные взаимные связи и отношения в силу своего общественного положения, целей и функций, которые им объективно присущи. В этот процесс все активнее включается третья сила — население, представительные структуры которого (общественные некоммерческие организации, ассоциации потребителей, социальные сети и т. д.) должны стать полноправными сторонами рассматриваемого взаимодействия. Сегодняшние реалии показывают, что государственные органы не способны в полной мере адекватно формулировать цели и задачи общественного развития, совпадающие с непосредственными интересами населения.

Особенно это касается наиболее значимых и актуальных вопросов развития, успешное решение которых требует согласованных совместных усилий и ресурсов всех сторон данного взаимодействия. Эти приоритетные проблемы общественного развития могут возникать во всех сферах жизнедеятельности общества: производственно-хозяйственной, духовной, социально-политической и публично-властной. В качестве примера таких проблем на федеральном уровне можно назвать модернизацию высшего образования в РФ, создание Инновационного центра «Сколково», строительство объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи к Олимпиаде — 2014 и др.

Приоритетные проблемы общественного развития могут формироваться и реализовываться также на уровнях субъекта федерации или муниципального образования, отличаясь масштабами задач и составом властных, предпринимательских и общественных структур, перечнем необходимых ресурсов, временными характеристиками и т. д. Но они обладают общими свойствами, которые дают основание выделить их в особую группу проблем развития, для решения которых необходимы согласованные совместные действия власти, бизнеса и населения. Это их ключевая характеристика.

Имеет смысл провести более четкие различия между понятиями «взаимодействие», «взаимосвязь» и «взаимоотношения» власти, бизнеса и общественных

структур. Сейчас они используются как синонимы, затрудняя понимание более тонких аспектов рассматриваемой проблемы. В литературе сложилась расширительная трактовка взаимодействия власти и бизнеса, согласно которой любые формы отношений и связей между ними считаются взаимодействием. Так, многие авторы отождествляют механизм взаимодействия с конкретными формами производственных отношений, складывающихся между обществом в лице органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и предпринимательством как основной движущей силой рыночного хозяйства в процессе функционирования и развития национальной экономики.

Они последовательно раскрывают механизм взаимодействия власти, бизнеса и общественных структур как сложную совокупность принципов, методов, экономических и правовых форм, технологий, организационных структур, в рамках и посредством которых строятся отношения между публичной и хозяйственной властью в стране. Типичной можно считать следующую формулировку: «Взаимодействие институтов государственной власти и бизнеса представляет собой систему общественных отношений между ними по поводу использования экономических ресурсов общества в своих специфических интересах и с целью максимизации дохода» [1].

Нам представляется, что государственное регулирование предпринимательской деятельности, которое корректирует несовершенство рыночных отношений и распределения, являясь объективно необходимым механизмом воздействия на бизнес, неправомерно представлять как их взаимодействие. Точно так же негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) требуют вмешательства государства, которое осуществляется с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Тем самым государство способствует рациональной хозяйственной деятельности всех предпринимателей, содействуя формированию конкурентной среды, устанавливая «правила игры» в социально-ориентированной рыночной экономике, создавая необходимые условия для организации институтов рыночной инфраструктуры.

Можно ли все это рассматривать как особые формы взаимодействия властных и предпринимательских структур? Нам представляется, что те меры, которое предпринимают органы власти, принимая соответствующие законы и правовые акты, устанавливая правила экономической игры, относятся к формированию институциональной среды взаимных отношений власти, бизнеса и общественных структур, но сами по себе не отвечают признакам такой категории, как «взаимодействие».

По мнению нобелевского лауреата 2009 г. О. Уиль-ямсона, институциональная среда представляет собой правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность [2]. Схожее мнение высказывает П. Кляйн, полагая, что институциональная среда формирует рамки, в которых действует человек или организации [3]. Связь или отношения выражают определенное влияние (прямое или косвенное), которое оказывают друг на друга самостоятельно действующие субъекты этих отношений.

Например, принятые институциональные правила непосредственно воздействуют на поведение предпринимателей, заставляя их учитывать установленные государством условия и ограничения при принятии собственных управленческих решений. С другой сто-

роны, нарушение предпринимателями установленных ^ правил игры заставляет властные органы (налоговые х структуры) предпринимать определенные действия по о их пресечению, но подобную взаимосвязь неправо- § мочно рассматривать как их взаимодействие. ^

Какое соотношение между рассматриваемыми по- к нятиями «взаимодействие», «взаимосвязь» и «взаимо- Е^ отношения» властных, предпринимательских и обще- т ственных структур можно считать более корректным? ¡| По мнению автора, наиболее общим по своему содер- ^ жанию является понятие «взаимоотношения», которое ° включает в себя остальные как частные случаи.

Иначе говоря, любая взаимосвязь или взаимодей- ^ ствие — это определенные отношения власти, биз- ^ неса и общественных структур. Поэтому большинство ^ работ, посвященных исследованию соответствующих проблем, правильнее было бы называть не «взаимодействие», а «взаимоотношения» власти, бизнеса и общества, поскольку в них рассматриваются все типы отношений между данными структурами. Тогда как взаимодействие власти, бизнеса и общественных структур представляет собой их совместную и согласованную деятельность по достижению общих целей и задач, которые невозможно решить только усилиями одной из сторон. К таким целям и задачам относятся в первую очередь те, что связаны с разрешением приоритетных проблем общественного развития.

Близкое понимание экономического взаимодействия власти и бизнеса в регионе представлено в работе А. Майера, который рассматривает его как процесс взаимоотношений между государственными структурами и бизнесом для достижения общих экономических целей, решения актуальных социально-экономических задач, совместной реализации социально-значимых проектов. Оно должно быть основано на принятии взаимных обязательств сторон, обеспечивать высокое качество производимых товаров и услуг, защиту окружающей среды, характеризоваться наличием социальных инвестиций и результативностью мероприятий, направленных на достижение социально значимых целей [4].

Основными формами взаимодействия власти, бизнеса и общественных структур можно считать отношения, возникающие в рамках их совместной деятельности в производственно-хозяйственной, включая теневую сферу, и социально-политической сферах жизнедеятельности общества, в следующих случаях:

• целевые государственные, региональные и муниципальные программы социального, экономического и научно-технического развития,

• смешанное частно-государственное предпринимательство и партнерство,

• государственная система контрактации,

• разнообразные формы владения и пользования ресурсной базой, находящейся в государственной собственности (доверительное управление, аренда, концессия, траст),

• система социального партнерства,

• теневые (противоправные) формы, проявляющиеся в лоббировании и коррупционной деятельности во всех их видах и формах.

Каждая из выделенных форм взаимодействия власти, бизнеса и общественных структур должна отвечать как базисным принципам институционального взаимодействия, которые определяют общие правила «игры», так и более тонким ситуационным правилам и нормам. В последнее время проявляется тенденция к формированию принципиально иной системы экономического взаимодействия власти и бизнеса, основанной на согласительных механизмах. Это означает, что бизнес-сообщество и властные институты действуют не только в своих интересах, но и в интересах насе-

g ления, что позволяет рассматривать такие отношения

s как социальный диалог. Однако далеко не всегда такое

о взаимодействие является безупречным и приносит

q пользу всем его участникам. В числе негативных про-

щ явлений отмечаются «приватизация власти», высокие

к входные барьеры, рентоориентированное поведение Ej экономических агентов, монополистический сговор и

„ коррупция.

X <

g Литература

х

zj 1. Полторыхина С. В. Взаимодействие институтов государственной власти и бизнеса в современных условиях. С. 1: ¡Е [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dis-^ sercat.com/content/vzaimodeistvie-institutov-gosudarstvennoi-х vlasti-i-biznesa-v-sovremennykh-usloviyakh.

2. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 с.

3. Klein P. G. New Institutional Economics. July 1998: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=115811.

4. Майер А. Взаимодействие власти и бизнеса: экономическое и социальное партнерство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://uptp.ru/content/Disp_Art.php7Num = 1988.

References

1. Poltorykhina S. V. Interaction between government institutions and business in present conditions. Available at: http:// www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-institutov-gos-udarstvennoi-vlasti-i-biznesa-v-sovremennykh-usloviyakh. (In Russ.).

2. Williamson O. E. The economic institutions of capitalism. New York, Free Press Publ., 1985. 468 p. (Russ. ed.: Uil'yam-son O. I. Ekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, «otnoshencheskaya» kontraktatsiya. St. Petersburg, Lenizdat Publ., 1996. 702 p.).

3. Klein P. G. New Institutional Economics. July 1998. Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id= 115811.

4. Mayer A. Interaction between government and business: Economic and social partnership. Available at: http://uptp. ru/content/Disp_Art.php?Num=1988. (In Russ.).

Издательство СПбУУиЭ

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики выпускает книги отечественных и зарубежных авторов по актуальным вопросам экономики как для специалистов в области финансово-кредитных отношений, туризма, бухгалтерского учета и аудита, статистики, информационных технологий, экологии, физического воспитания, так и для преподавателей и студентов высших учебных заведений, колледжей и лицеев.

Издательство оказывает квалифицированные редакционно-издательские услуги:

• Редактирование

• Корректура

• Верстка

• Художественное и графическое оформление

• Подготовка оригинал-макета

• Полиграфические работы

Редакция предлагает авторам публиковать свои статьи в российском научном журнале «Экономика и управление», в журналах «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики» и «Социология и право», которые выпускаются издательством СПбУУиЭ.

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики предлагает развитие партнерских отношений с регионами ближнего и дальнего зарубежья в целях взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках данного сотрудничества предлагаем Вам рассмотреть вариант подготовки специального выпуска РНЖ «Экономика и управление», посвященного опыту администрации и бизнеса Вашего региона в области формирования инновационной экономики, проблемам и перспективам социально-экономического развития региона и муниципальных образований, роли органов власти в поддержке инновационных преобразований в высшем образовании и науке.

Подготовку и издание специального выпуска, рубрики при определенных условиях можно приурочить к празднованию юбилея региона, научно-практической конференции, симпозиуму и т. д.

Для получения полной информации обращайтесь в издательство по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44 Тел.: (812) 448-82-50 e-mail: izdat-ime@yandex.ru; izdat@spbume.ru

илтпакпе эконсм1 эконом экономи» эюно иуправле м у"Рс Иуправг иуправ Иуправл> wynpai ¡¿'um

" " 'с il_ - "г Й _ г д » с.

иуправл< и управление

:£иое" Стратегия

I """"■"* СОЦИаЛЬНО- УрзлПолораый"

ИНТНГРА1 экономического За

S VI ОБРАЗ» v к экономииР,с,„

i и w развития России «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.