Научная статья на тему 'Сущность и факторы комплекса коммуникаций на предприятии'

Сущность и факторы комплекса коммуникаций на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребитель / компания / интегрированные маркетинговые коммуникации / комплекс продвижения / синергетический эффект / коммуникационное воздействие. / consumer / company / integrated marketing communications / promotion complex / synergetic ef- fect / communication impact.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котовскова Аделина Игоревна

В статье рассматриваются предпосылки перехода компаний к концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, представлены современные научные взгляды на понятие «интегрированные маркетинговые коммуникации». На основе характеристики и сравнения различных инструментов маркетинговых коммуникаций обоснована актуальность использования интегрированного подхода к продвижению продуктов и услуг компании. Маркетинговые коммуникации необходимо рассматривать с позиций общей теории коммуникаций, потому что маркетинг есть всего лишь одна из составных частей теории коммуникаций или форма человеческой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котовскова Аделина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and factors of a communications complex at the enterprise

The article discusses the prerequisites for the transition of companies to the concept of integrated marketing communications, presents modern scientific views on the concept of "integrated marketing communications". The author justifies the relevance of using an integrated approach to promoting the company's products and services based on the characteristics and comparisons of various marketing communications tools. Marketing communications should be considered from the standpoint of the general theory of communications, because marketing is just one of the components of communications theory or a form of human communication.

Текст научной работы на тему «Сущность и факторы комплекса коммуникаций на предприятии»

ART 184061 DOI 10.24411/2304-120X-2018-14061 УДК 339.138

Котовскова Аделина Игоревна,

магистрант ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону [email protected]

Сущность и факторы комплекса коммуникаций на предприятии

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки перехода компаний к концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, представлены современные научные взгляды на понятие «(интегрированные маркетинговые коммуникации». На основе характеристики и сравнения различных инструментов маркетинговых коммуникаций обоснована актуальность использования интегрированного подхода к продвижению продуктов и услуг компании. Маркетинговые коммуникации необходимо рассматривать с позиций общей теории коммуникаций, потому что маркетинг есть всего лишь одна из составных частей теории коммуникаций или форма человеческой коммуникации.

Ключевые слова: потребитель, компания, интегрированные маркетинговые коммуникации, комплекс продвижения, синергетический эффект, коммуникационное воздействие.

Задача маркетинга состоит преимущественно в конвертации лояльности потребителей в целевые действия: покупку товара или приобретение услуги. В этом отличие маркетолога от PR-специалиста: если последний организует работу таким образом, чтобы заручиться лояльностью потенциальных потребителей, то маркетолог должен уметь преобразовать симпатии целевой аудитории в действия [1]. Этому способствуют развивающиеся вместе с технологическим прогрессом технологии маркетинговых коммуникаций [2].

Идея интегрируемых маркетинговых коммуникаций (далее - ИМК) стала актуальной только в середине 1990-х гг., когда специалисты по маркетинговым коммуникациям стали замечать, что традиционные маркетинговые схемы не работают [3]. Поиски новых, более эффективных идей в области продвижения привели к тому, что в это время было опубликовано сразу несколько трудов американских авторов с изложением ИМК-концепции. Это, прежде всего, работа Д. Шульца и С. Танненбаума (1992 г.) (см. рис. 1) [4].

Комплекс маркетинговых коммуникаций, или marketing mix, - система технологий, конкретных средств и методов, применяемых для «сопровождения» товара на рынке на всех стадиях: от разработки конкретного продукта с целью выпуска на рынок до стимулирования продаж товара/услуги с помощью рекламной активности, включая ценообразование, позиционирование, элементы мерчендайзинга и т. д. [5]

Различные подходы и системы технологий креативных процессов, которые применяются в работе, позволяют добиться желаемых результатов в различных бизнес-областях [6]. В потребительском сегменте всегда делается акцент на бренд-дизайн для продуктов, сервисов и услуг, который разрабатывается с учетом требований потребительской аудитории брендов [7].

В корпоративной области акценты ставятся на методы вербального программирования и разработку основного корпоративного имиджа, который во многом решает рекламную задачу клиента [8].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дж. Росситер,

Данная концепция планирования маркетинговых коммуникаций занимается поиском оптимального сочетания для обеспечения четкости воздействия коммуникационных программ с помощью интеграции всех отдельных обращений

Интеграция методов и средств рекламных коммуникаций, стимулирование сбыта с учетом времени и интересов покупателей; соответствие общему набору целей коммуникаци данной тороговой марки

к. А

Д. Шульц, Р. Лаутерборн, С. Таненнбаум

Данные исследователи придумали новый способ анализа целого вместо отдельных составляющих (реклама, паблик рилейшнз, стимулирование продаж, закупки, коммуникация с работниками)

Рис. 1. Научные взгляды на определение интегрированных маркетинговых коммуникаций

Особенности составляющих элементов комплекса маркетинговых коммуникаций в области ожидаемого результата, типа контакта с потребителем и продолжительности ответной реакции на то или иное маркетинговое воздействие представлены рис. 2 [9].

Л.Перси

Элемент маркетинговых коммуникаций:

•личная продажа

•реклама

•стимулирование сбыта Ш

цаемьш результат: -^

дажи;

енение отношений и поведения; дажи:

Контакт с потребителем: •прямой; •косвенный; •полупрямой

Продолжительность ответной реакции:

- краткая;

- средняя или длительная;

- краткая

Рис. 2. Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций

научно-методический электронный журнал

Комплекс маркетинговых коммуникаций в части продвижения товара в зависимости от конкретного товара или услуги и разработанного плана продвижения [10], выбранных наиболее релевантных и актуальных каналов взаимодействия с целевой аудиторией может включать в себя следующие мероприятия:

- реклама в СМИ (печатная реклама, реклама по телевидению, радио);

- реклама в Интернете (размещение материалов в социальных сетях (SMM), рекламные баннеры и ролики, монтированные в видео и т. д.);

- рекламные офлайн-мероприятия, направленные на стимулирование сбыта (промомероприятия и директ-маркетинг) [11].

Далее необходимо рассмотреть структуру маркетинговых коммуникаций (см. рис. 3) [12].

Рис. 3. Структура маркетинговых коммуникаций

Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из элементов, относящихся к ЛИ (традиционные виды рекламы) [13] ВИ-коммуникаций (предполагающие непосредственные контакты между продавцом и покупателем - например, посредством проведения промоакций). Среди основных средств воздействия на целевую аудиторию, применяемых в рамках А^ и В^-коммуникаций следует отметить [14]:

- рекламу - характеризуется факторами оплачиваемости, обезличивания и целью продвижения товара или услуги среди целевой, а также и не целевой аудитории;

- пропаганду - к пропаганде относится имиджевая реклама, поскольку последняя направлена не столько на стимулирование спроса, сколько на развитие бренда, формирование положительного представления о товаре и компании в обществе;

- стимулирование сбыта - ограниченные во времени меры, направленные непосредственно на стимулирование сбыта;

- личную продажу - фокусируется исключительно на продажах и совершении сделок в ходе персонифицированного общения продавца с потенциальными покупателями из числа целевой аудитории.

научно-методический электронный журнал

Различные инструменты коммуникации работают гораздо лучше, если они целенаправленно взаимодействуют, а не разобщены. Их взаимодействие гораздо больше отдельных компонентов [15].

Эффект может быть еще сильнее, когда интеграция выходит за пределы базовых инструментов коммуникации [16]. Существует множество других уровней интеграции: горизонтальная, вертикальная, внутренняя, внешняя и интеграция данных. Рассмотрим, каким образом они могут укрепить интегрированные коммуникации (см. рис. 4) [17].

Уровни интегрированных коммуникаций

Горизонтальная интеграция образуется в сфере программ маркетинговых мероприятий, а также в сфере деятельности подразделений предприятия. Например, производство, финансирование.

Вертикальная интеграция п одр азум е вает, что цели маркетинга и

коммуникации должны поддерживать цели и миссию корпорации на высоком уровне. Тем временем для

внутренней интеграции требуется внутренний маркетинг —

обеспечение должного уровня

информированности персонала, его

мотивации

относительно новых разработок — от новых рекламных кампаний до новых принципов корпоративного стиля, новых стандартов обслуживания, новых стратегических партнеров и т.д.

Внешняя

интеграция требует поддержания связей с внешними партнерами, например,

рекламными и РР-агентствами, тесных контактов с ними для выработки

однородных решений связанных сообщений — и комплексных сообщений

Рис. 4. Уровни интегрированных коммуникаций

Несмотря на множество преимуществ, интегрированные маркетинговые коммуникации создают и множество барьеров. Кроме постоянного сопротивления изменениям, а также специфических проблем в сфере коммуникации, связанных с разными типами целевой аудитории, существует множество препятствий, ограничивающих деятельность ИМК [18].

Целенаправленная интегрированная коммуникация должна задействовать все маркетинговые каналы для оптимального управления брендом, создания его положительного и узнаваемого имиджа [19].

Система интегрированных маркетинговых коммуникаций может ограничивать креативность [20]. Больше не будет никаких диких и эксцентричных акций по продвижению товара, если они не будут согласовываться с общей стратегией маркетинговых коммуникаций [21].

научно-методический электронный журнал

Например, дизайн рекламной кампании, разработанный для поддержки бренда на длительный период [22], вступает в противоречие с рекламной акцией или программой содействия продажам, рассчитанной на более короткий срок и призванной поднять уровень квартальных продаж [23].

Рекламная концепция - это то, с чего начинается любая рекламная кампания, т. е. главный замысел будущего продвижения. Тот посыл, который вы будете доносить до зрителя с помощью рекламы [24].

Главный показатель успешно разработанной концепции - это прибыль, которую она в итоге принесет [25]. Однако есть несколько характеристик, по которым можно определить потенциальный успех концепции рекламной кампании еще до начала продвижения [26].

- Визуальная привлекательность.

- Фокусировка на потребителе. Реклама - это, по сути, обращение к потребителю [27]. И чем точнее оно сформулировано, тем больший эффект будет иметь.

- Гарантия выгоды. С точки зрения потребителя, любая покупка - это приобретение какой-то выгоды, а не самого товара. Например, покупая продукты, мы приобретаем утоление голода [28], покупая машину - комфорт передвижения и т. д. При разработке рекламной концепции следует концентрироваться именно на выгодах с точки зрения потребителя, а не на характеристиках товара [29].

- Оригинальность. В шумном потоке рекламных сообщений сложно выделиться. Однако если это удается сделать, то реклама приобретает вирусный эффект и прочно заседает в головах потребителей [30].

- Эмоциональность. Грамотно разработанная рекламная концепция воздействует именно на эмоции, а не на разум, так как эмоциональное воздействие имеет более стойкий эффект и способствует лучшему продвижению бренда [31].

От того, насколько грамотно и точно разработана концепция рекламной кампании, зависит все будущее продвижение бренда. Поэтому создание рекламной концепции лучше доверить команде профессионалов [32].

На сегодняшний день понимание барьеров [33] является первым шагом на пути успешного внедрения ИМК.

Ссылки на источники

1. Василенко С. В. Эффектная и эффективная презентация: практическое пособие. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 136 с.

2. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике: конспект лекций. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - 64 с.

3. Алексунин В. А., Дубаневич Е. В., Скляр Е. Н. Маркетинговые коммуникации: практикум. - М.: Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. - 196 с.

4. Адамс С. Успешная продажа. - Минск: Амалфея, 2003. - 224 с.

5. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы теории коммуникации: практикум. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-ЗАПАД, 2008. - 316 с.

6. Бэгьюли Ф. Переговоры: мастер-класс / пер. с англ. Т. Горбольского. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. -224 с.

7. Вагин И. О. Переговоры: выиграй каждый раунд. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

8. Абабков Ю. Н., Павлова Г. А. Маркетинговые коммуникации образовательного учреждения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2017. - Т. 4. - № 6. - С. 79-85.

9. Васильева М. В. Стимулирование сбыта как вектор маркетинговых усилий предприятия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 1. - С. 53-57.

10. Вечный К. Н. Формирование сознания потребителей на рынке ИТ // Век качества. - 2010. - № 5. -С. 72-73.

11. Викулова Л. Г., Шарунов А. И. Основы коммуникации: практикум. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-ЗАПАД, 2015. - 200 с.

12. Ботнарюк М. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации как инструмент повышения конкурентоспособности морского транспортного узла // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 26. - С. 155-158.

13. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Финпресс, 2003. - 304 с.

14. Грибкова Е. И., Курашов М. М. Маркетинговые коммуникации как фактор, повышающий конкурентоспособность аптечной организации // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2011. - № 11. - С. 49-52.

15. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Н. Новгород, 2007. - 182 с.

16. Гугнина Е. В. Использование маркетинговых коммуникаций в деятельности вуза по продвижению образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 5. - С. 60-62.

17. Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 543 с.

18. Васильева М. В. Стимулирование сбыта как вектор маркетинговых усилий предприятия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 1. - С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Дубровин И. А. Маркетинговые коммуникации: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: «Дашков и К°», 2010. -577 с.

20. Акимкина А. С., Дерябина А. И., Личко А. Д. Мобильный маркетинг как инструмент реализации стратегических и тактических решений в рамках коммуникационной политики предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 1. - № 2. - С. 203-207.

21. Ефимова Е. А. Маркетинговые коммуникации (на примере автомобильной рекламы) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 249-252.

22. Зундэ В. В. Теория и практика антикризисного управления комплексом маркетинговых коммуникаций организации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2012. - № 3. - С. 26-30.

23. Лоренц В. А., Резниченко С. С. Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети интернет // Научный вестник Московского государственного горного университета. - 2012. - № 6. - С. 62-68.

24. Коноваленко М. Ю. Вверх по лестнице продаж. - СПб.: Питер, 2012. - 160 с.

25. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. -496 с.

26. Карасик И. М. Развитие методики оценки экономической эффективности комплекса средств маркетинговых коммуникаций // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 2. - С. 159-162.

27. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 213 с.

28. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - 3-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2017. - 128 с.

29. Добротворский И. П. Тренинг профессиональных продаж. Синтез и соединение лучших идей, методов и приемов продажи: полный справочник эффективного продавца-профессионала. - М.: Дело и сервис, 2003. - 224 с.

30. Дубков А. Интернет как эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 4. - С. 39-44.

31. Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации: учеб.-практ. пособие. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с.

32. Мамонтов С. Ю. Тактика ведения переговоров. - СПб.: Питер, 2003. - 160 с.

33. Гуляйкин В., Куршакова Н. Переговорный процесс - как основа эффективной работы персональных менеджеров банка // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2000. - № 5(29). -С. 38-42.

Adelina Kotovskova,

Graduate Student, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don [email protected]

Essence and factors of a communications complex at the enterprise

Abstract. The article discusses the prerequisites for the transition of companies to the concept of integrated marketing communications, presents modern scientific views on the concept of "integrated marketing communications". The author justifies the relevance of using an integrated approach to promoting the company's

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

products and services based on the characteristics and comparisons of various marketing communications tools. Marketing communications should be considered from the standpoint of the general theory of communications, because marketing is just one of the components of communications theory or a form of human communication.

Key words: consumer, company, integrated marketing communications, promotion complex, synergetic effect, communication impact. References

1. Vasilenko, S. V. (2009). Ehffektnaya i ehffektivnaya prezentaciya: prakticheskoe posobie, Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", Moscow, 136 p. (in Russian).

2. Voroshilov, V. V. (2000). Marketingovye kommunikacii v zhurnalistike: konspekt lekcij, Izdatel'stvo Mihaj-lova V. A., St. Petersburg, 64 p. (in Russian).

3. Aleksunin, V. A., Dubanevich, E. V. & Sklyar, E. N. (2011). Marketingovye kommunikacii: praktikum, Iz-datel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", Moscow, 196 p. (in Russian).

4. Adams, S. (2003). Uspeshnaya prodazha, Amalfeya, Minsk, 224 p. (in Russian).

5. Vikulova, L. G. & Sharunov, A. I. (2008). Osnovy teorii kommunikacii: praktikum, AST: AST MOSKVA: Vostok-ZAPAD, Moscow, 316 p. (in Russian).

6. Behg'yuli, F. (2015). Peregovory: master-klass, per. s angl. T. Gorbol'skogo, FAIR-PRESS, Moscow, 224 p. (in Russian).

7. Vagin, I. O. (2003). Peregovory: vyigrajkazhdyjraund, Piter, St. Petersburg, 256 p. (in Russian).

8. Ababkov, Yu. N. & Pavlova, G. A. (2017). "Marketingovye kommunikacii obrazovatel'nogo uchrezhdeniya", Teoriya i praktika servisa: ehkonomika, social'naya sfera, tekhnologii, t. 4, № 6, pp. 7985 (in Russian).

9. Vasil'eva, M. V. (2014). "Stimulirovanie sbyta kak vektor marketingovyh usilij predpriyatiya", Vestnik Ural'skogo instituta ehkonomiki, upravleniya iprava, № 1, pp. 53-57 (in Russian).

10. Vechnyj, K. N. (2010). "Formirovanie soznaniya potrebitelej na rynke IT", Vek kachestva, № 5, pp. 72-73 (in Russian).

11. Vikulova, L. G. & Sharunov, A. I. (2015). Osnovy kommunikacii: praktikum, AST: AST MOSKVA: Vostok-ZAPAD, Moscow, 200 p. (in Russian).

12. Botnaryuk, M. V. (2010). "Integrirovannye marketingovye kommunikacii kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti morskogo transportnogo uzla", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, № 26, pp. 155-158 (in Russian).

13. Golubkova, E. N. (2003). Marketingovye kommunikacii: ucheb. posobie, 2-e izd., pererab. i dop., Izd-vo Finpress, Moscow, 304 p. (in Russian).

14. Gribkova, E. I. & Kurashov, M. M. (2011). "Marketingovye kommunikacii kak faktor, povyshayushchij konkurentosposobnost' aptechnoj organizacii", Remedium. Zhurnal o rossijskom rynke lekarstv i medicinskojtekhnike, № 11, pp. 49-52 (in Russian).

15. Grudzinskaya, E. Yu. & Mariko, V. V. (2007). Aktivnye metody obucheniya v vysshej shkole: uchebno-metodicheskie materialy po programme povysheniya kvalifikacii "Sovremennye pedagogicheskie i infor-macionnye tekhnologii", N. Novgorod, 182 p. (in Russian).

16. Gugnina, E. V. (2010). "Ispol'zovanie marketingovyh kommunikacij v deyatel'nosti vuza po prodvizheniyu obrazovatel'nyh uslug", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5, pp. 60-62 (in Russian).

17. Markov, A. P. (2006). Proektirovanie marketingovyh kommunikacij. Reklamnye tekhnologii. Svyazi s ob-shchestvennost'yu. Sponsorskaya deyatel'nost', Feniks, Rostov n/D., 543 p. (in Russian).

18. Vasil'eva, M. V. (2014). "Stimulirovanie sbyta kak vektor marketingovyh usilij predpriyatiya", Vestnik Ural'skogo instituta ehkonomiki, upravleniya iprava, № 1, pp. 53-57 (in Russian).

19. Dubrovin, I. A. (2010). Marketingovye kommunikacii: ucheb. dlya vuzov, 2-e izd., "Dashkov i K°", Moscow, 577 p. (in Russian).

20. Akimkina, A. S., Deryabina, A. I. & Lichko, A. D. (2016). "Mobil'nyj marketing kak instrument realizacii strategicheskih i takticheskih reshenij v ramkah kommunikacionnoj politiki predpriyatiya", Ehkonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy, t. 1, № 2, pp. 203-207 (in Russian).

21. Efimova, E. A. (2012). "Marketingovye kommunikacii (na primere avtomobil'noj reklamy)", Vestnik Yu-zhno- Rossijskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politekhnich-eskogo instituta). Seriya: Social'no-ehkonomicheskie nauki, № 3, pp. 249-252 (in Russian).

22. Zundeh, V. V. (2012). "Teoriya i praktika antikrizisnogo upravleniya kompleksom marketingovyh kommunikacij organizacii", Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, № 3, pp. 26-30 (in Russian).

23. Lorenc, V. A. & Reznichenko, S. S. (2012). "Integrirovannye marketingovye kommunikacii v seti internet", Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta, № 6, pp. 62-68 (in Russian).

24. Konovalenko, M. Yu. (2012). Vverh po lestnice prodazh, Piter, St. Petersburg, 160 p. (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

25. Zav'yalov, P. S. (2015). Marketing v skhemah, risunkah, tablicah: ucheb. posobie, INFRA-M, Moscow, 496 p. (in Russian).

26. Karasik, I. M. (2012). "Razvitie metodiki ocenki ehkonomicheskoj ehffektivnosti kompleksa sredstv mar-ketingovyh kommunikacij", Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ehkonomiki i finansov, № 2, pp. 159-162 (in Russian). .

27. King, L. (2016). Kak razgovarivat' s kem ugodno, kogda ugodno i gde ugodno, per. s angl, Al'pina Biznes Buks, Moscow, 213 p. (in Russian).

2B. Kipnis, M. (2017). Trening kommunikacii, 3-e izd., ster, Os'-89, Moscow, 12B p. (in Russian).

29. Dobrotvorskij, I. P. (2003). Trening professional'nyh prodazh. Sintez i soedinenie luchshih idej, metodov i priemov prodazhi: polnyj spravochnik ehffektivnogo prodavca-professionala, Delo i servis, Moscow, 224 p. (in Russian).

30. Dubkov, A. (2015). "Internet kak ehffektivnyj instrument marketingovyh kommunikacij", RISK: Resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya, № 4, pp. 39-44 (in Russian).

31. Mazilkina, E. I. (2017). Marketingovye kommunikacii: ucheb.-prakt. posobie, Izd.-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", Moscow, 256 p. (in Russian).

32. Mamontov, S. Yu. (2003). Taktika vedeniya peregovorov, Piter, St. Petersburg, 160 p. (in Russian).

33. Gulyajkin, V. & Kurshakova, N. (2000). "Peregovornyj process - kak osnova ehffektivnoj raboty person-al'nyh menedzherov banka", Marketing i marketingovye issledovaniya v Rossii, № 5(29), pp. 3B-42 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 01.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.09.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.09.18 Опубликована Published 30.11.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Котовскова А. И., 2018

977230412018011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.