УДК 330.35
СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
И.Г. Миронова,
аспирантка кафедры институциональной экономики, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
Становится все более очевидным, что в конце истекшего столетия человечество переживает глубокие перемены, важнейшие из которых связа -ны с повышением роли человека как субъекта и объекта общественного развития. Происходит развитие человека как самостоятельного фактора общественного прогресса, оказывающего все более мощное влияние на общественное производство. Через него в экономике реализуется решающая роль науки, знаний, информационных ресурсов, культуры в производ-стве. В этих условиях человеческий фактор превращается в главный источник и импульс экономического развития.
В России концепция перехода к новой цивилизации была сформулиро -вана в 1992 г. в докладе «Становление постиндустриальной цивилизации » на Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева. Исследователи пришли к выводу, что сейчас все более отчетливо проступают главные черты постиндустриальной цивилизации, которая станет преобладающей и достигнет расцвета в XXI в., а важнейшей ее чертой будет возрождение высокой культуры, первенство духовного воспроизводства.
Эти идеи были развиты в монографии «У истоков новой цивилизации», изданной в 1993 г. На основе исследованных в этой работе фактов было сделано заключение: «Одновременно с закатом индустриальной цивилизации и в противоборстве с ней рождается новая, постиндустриальная, расцвет которой, вероятно, придется на середину XXI века. Сейчас формируются ростки нового, которые нужно научиться различать и поддерживать. Это человек знающий, умеющий , активный и творческий. Это гуманизированное воспроизводство, базирующееся на приоритете потребительского сектора, на высоких, ресурсосберегающих технологиях. Это новый строй экономических, социальных и политических отношений... Это примат духовного мира, расцвет индивидуальных способностей и талантов, подъем к новым высотам национальной и общечеловеческой культуры »1.
В современном обществе качественный и количественный рост параметров общественного производства выступает не для удовлетворения растущих материальных потребностей членов общества, не в качестве самоцели развития экономической системы, а лишь как материальная пред -посылка и условие решения более глобальной социальной задачи - обеспечения развития и достижения максимальной самореализации человеческой личности в профессиональном, общественном и личном планах. Психологические, социальные, духовные характеристики человека оказы -вают непосредственное воздействие на процессы хозяйствования. Человек становится важнейшей предпосылкой развития. Возрастает роль невещественных экономических ресурсов, к которым относят информацию, предпринимательские способности, человеческий капитал.
Исключительное значение человеческого фактора в современных ус -ловиях группа ученых иллюстрирует следующим примером. Предположим, что все вещественные активы (машины, здания, сооружения и т.д.) перевезли из Швеции в Чад, причем эти страны являются сходными по числен -ности населения. Далее ученые приходят к выводу, что очень скоро Швеции с помощью имеющегося в стране человеческого капитала удастся восстановить утерянное вещественное богатство. А Чад, вероятнее всего, скоро окажется на прежнем техническом и технологическом уровне. То, что данный пример вполне реалистичен, подтверждает, например, тот факт, что именно благодаря сохраненному человеческому потенциалу Германия и Япония после Второй мировой войны, несмотря на почти полностью разрушенную экономику, сумели достаточно быстро достичь экономического подъема2.
Низкое качество капитала может быть компенсировано высокой квалификацией рабочей силы, а высокое качество капитала в значительной мере обесценивается низкой квалификацией рабочей силы. Например, Южная
Корея и Таиланд компенсировали недостаточный уро -вень развития физического капитала высоким качеством рабочей силы, что, как считают специалисты, явилось одним из важнейших факторов быстрого роста их эко -номик в 1960 - 1 980-е гг. Именно человеческие ресурсы в развивающихся странах определяют содержание со -циально-экономического развития. Страна, не умеющая развивать знания и способности своих граждан, обречена на провал. Капитал и земля остаются пассивными факторами, а люди, обладающие общими и специальными профессиональными знаниями, являются наибо -лее активным фактором роста.
В связи с этим для современного общества имеет большое значение такое направление, как гуманизация. Этот термин является производным от гуманизма (человечное отношение к людям). Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утвер -ждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Следовательно , гуманизация - это ус -тановка на человечность. Многие ученые, такие как Л. И . Абалкин, Б.Н . Кузык, Ю. В. Яковец, С .А. Курганский и другие, полагают, что будущее человечества связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, в основе которого лежат достоинство, знания, свобода лич-ности. В процессе становления гуманистического общества должна осуществляться переориентация с произ -водства материальных благ на производство духовных ценностей. Главная цель общества гуманизма - форми -рование и развитие личности. Гуманизация экономического развития означает его ориентированность на человека, центральное место развития человеческой лич -ности в системе факторов и целей экономического раз -вития. Таким образом, гуманизация экономического раз -вития - это его направленность на прогресс человека. Ориентация на человека в регулировании хозяйствен -ных процессов приобретает всемирный характер. Качественные изменения в экономическом развитии форми -руют объективные условия хозяйственной деятельности общества, требующие воспроизводства гуманного человека, т. е. человека, испытывающего потребность в свободной творческой самореализации, преобразующей окружающий мир деятельности, берущего на себя всю полноту ответственности за результаты своей деятель -ности, за сохранение окружающей среды, за настоящее и будущее человечества.
Современная российская цивилизационная школа предложила подход к пониманию гуманистического об -щества, где на первый план выдвигается сам человек, его духовный мир и свободное творчество, принципы рационального взаимодействия природы и общества. Происходит принципиальное изменение положения человека в воспроизводстве и в обществе. «В раннем индустриальном и индустриальном обществах формально свободный человек все больше становился частью созданных им огромных механизмов - индустриально -го, рыночного, политического. Из цели он превращался в средство общественного развития, волей-неволей включался в не им определяемую логику событий и действий, становился придатком, винтиком всемогущей без -душной машины»3. Напротив, в гуманистическом постиндустриальном обществе именно человек, его всестороннее развитие, свободное творчество становятся высшей,
конечной целью общественного развития, мерой эффективности решений и действий. На первое место выходят не производительные силы и рыночные механизмы как инструменты роста прибыли, а духовная сфера -наука, образование и культура, этика и религия, обеспечивающие разностороннее развитие человека и его адаптацию к меняющимся условиям жизни. Это предполагает гуманизацию технологий, экономических и политических отношений, без чего невозможно обеспечить выживание, развитие и процветание человека.
Преобразования, которые произошли в мире в конце прошлого века в системе общественного воспроизводства, в источниках роста и во взаимоотношениях человека с природой, сделали гуманизацию экономического роста императивом. Мировой опыт говорит о том, что успешное развитие современной экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Поэтому принцип гуманизации является базой для проведения социально-экономических преобразований. Главной целью экономической, финансовой, структурной, инвестиционной политики, системы принятия и исполнения законов должно быть воспроизводство человеческого потенциала как фактора, детерминирующего успех и продвижение экономического развития. Гуманизация экономического роста должна строиться на принципах эффективного хозяйства, поскольку наличие или отсутствие гуманизма в данном обществе обусловливается способностью экономически обеспечить нужды собственных граждан. Гуманизация экономического роста должна основываться на социальном качестве осуществляемых преобразований, что воплощается в условиях, средствах человеческой жизнедеятельности, проявляется через бытие индив идов.
Сущность гуманизации экономического роста заключается в создании такой социально-экономической, по -литической и производственной среды, в которой человек чувствовал бы себя комфортно, т. е. имел возможность самореализации, проживал бы и работал в достойных условиях, чувствовал бы себя защищенным со стороны государства и мог бы все то, что противоречит его потребностям и мешает всестороннему развитию, свести к минимуму. При этом человек является главной производительной силой, высшей ценностью. Самым важным при гуманизации экономического роста является обеспечение достойных человека экономических, материально-технических, политических и социальных условий его жизнедеятельности. При этом следует учитывать все факторы, способствующие или препятствующие развитию личности : половозрастные особенности, психологические свойства человека, уровень интеллекта и образования, качество производственной среды, социальный статус, профессионализм и др. Содержание гуманизации экономического роста проявляется в первую очередь в усилении социальной направленности экономического развития, организации и производственной деятельности на человека. Важной составляющей процесса гуманизации экономического роста является преодоление тенденций, которые противоречат потребностям человека и мешают всестороннему развитию каждой личности. Это включает более полное использование достижений и возможностей науки в це-
♦
♦
лях обеспечения благополучия людей, удовлетворения их потребностей, а также совершенствование сферы материального и нематериального производства с целью создания условий, которые обеспечили бы самореализацию и увеличение творческого потенциала всех занятых. В действительности очень часто связь экономического роста с процессом гуманизации не является однозначной. Например, экономический рост, выражаемый абсолютным или относительным увеличением ВНП, достигнут за счет экстенсивных факторов, усиления эксплуатации работников, хищнического отношения к окружающей среде и т.д. В этом случае нельзя говорить о развитии человека и даже об экономическом развитии в целом. При гуманизации экономического роста, напротив, происходит экономическое развитие, главным фактором которого является человеческий прогресс. Гума -низация экономического роста состоит в обеспечении условий формирования и реализации человеческого потенциала, обеспечивающего качество экономического роста.
Одним из центральных аспектов гуманизации экономического роста должно быть формирование механизма достижения безопасности всех уровней на основе создания экономических предпосылок для устойчивого развития государства, общества и гражданина, свободного от внутренних и внешних угроз. Поскольку человек является самым ценным существом на Земле, то он представляет собой главный объект и субъект всей сис -темы безопасности, и обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всего сообщества. Индивидуальная экономическая безопасность личности - это состояние, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности; а также взаимозависимость экономической безопасности личности и национальной экономической безопасности как состояния экономики и институтов власти, гарантированная защита национальных интересов, гармоничное социально направленное развитие страны в целом, каждого гражданина в отдельности, достаточный экономический и оборонный потенциал.
Но гуманизация экономического роста выражается в повышении роли человека не только как субъекта, но и как объекта производства, в изменении его социальной направленности. В условиях классовой цивилизации социальная функция производства приобрела превращенную форму присвоения прибавочного продукта небольшой частью общества, а основная масса людей -производители благ - выполняли роль лишь фактора производства, объекта эксплуатации. Такая социальная направленность экономики воспроизводилась в разных формах на протяжении двух-трех тысячелетий, порождая противоречивое воздействие на развитие общества. Позднее она превратилась в серьезное препятствие на пути общественного прогресса и прежде всего самого производства. Массовое производство ради прибыли стало сталкиваться с ограниченностью рынка и покупательной способности населения. Возрастали требования к рабочей силе, образованию, квалификации, куль-
туре работника, его психологическим и физическим качествам, потребностям и интересам. Это вызвало необходимость повышения заработной платы, сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и жизни людей. И в связи с новым витком научно-технического прогресса и начавшимся в последнюю четверть ХХ в. переходом от индустриальной к постиндустриальной, информационной экономике произошло существенное изменение всей парадигмы экономического развития, связанное с усилением социальной ориентации экономики на удовлетворение потребностей населения. Побудительным мотивом для производителей остается частная выгода, но она может быть достигнута только через удов -летворение массового спроса и потребностей населения, а следовательно, через общее повышение уровня и изменение качества жизни людей.
Так же меняются характер и структура личного потребления. На смену стремлению к максимизации потребления материальных благ приходит стремление к совершенствованию личности. Складывается совершенно другая система потребительских пред почтений, повыш ается роль потребностей гуманитарного характера - социальных, интеллектуальных, культурных. Увеличивается спрос на товары и услуги более высокого класса, возрастают требования к качеству и новизне потребительских благ, повышается спрос на экологически чистые продукты, изменяются требования к жилью с точки зрения удобства. По мере удовлетворения материальных потребностей центр тяжести в сфере потребления смещается на нематериальные блага и услуги. Развиваются и становятся важнейшей системой жизнедеятельности наука и просвещение, информация, духовная культура, здравоохранение, физкультура и спорт, туризм, охрана среды обитания людей, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, транспорт и связь, торговля, банковско-финансовые, страховые, юридические и другие услуги населению. Все они создают нематериальную часть общественного продукта, вес которой быстро возрастает. Таким образом, общество получает возможность наращивать нематериальное богатство без ущерба для удовлетворения материальных потребностей, расширять и совершенствовать разнообразные услуги, развивать и более полно раскрывать человеческий потенциал.
Очевидно, что анализ качественных изменений и тенденций воспроизводственных процессов уже не может вестись традиционными методами. Экономическое развитие общества - это целостный процесс прямых и обратных связей экономических процессов с развитием человека. Без условия гуманизации любая структура факторов экономического роста более чем опасна ввиду критически высоких политических, социальных, экологических, социально-психологических, моральных и этических издержек.
1 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизация: теория, история, диалог, будущее. М.: ИЭС, 2006. С.14.
2 См.: Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск: ИГЭА, 1999. С. 237.
3 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизация: теория, история, диалог, будущее. М.: ИЭС, 2006. С.19.