Научная статья на тему 'Социализация и гуманизация экономики как фактор выхода из глобального финансово-экономического кризиса'

Социализация и гуманизация экономики как фактор выхода из глобального финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ / SOCIALIZATION / HUMANIZATION / ECONOMIC RELATIONS / GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / SOCIAL INJUSTICE / ECONOMIC EGOISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горемыкин Дмитрий Викторович

В данной статье рассматривается социализация и гуманизация экономических отношений в современном обществе, возросший уровень социальной несправедливости и экономический эгоизм, а также методы борьбы с данными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL SOCIALIZATION AND HUMANIZATION AS METHOD OF EXIT FROM GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

The article considers socialization and humanization of economic relations in the modern society, the increased level of social injustice and economic egoism, and also methods of struggle against these phenomena.

Текст научной работы на тему «Социализация и гуманизация экономики как фактор выхода из глобального финансово-экономического кризиса»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.9:338.1

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР ВЫХОДА ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© Дмитрий Викторович ГОРЕМЫКИН

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, ассистент, аспирант кафедры экономической теории, e-mail: dgoremikin@mail.ru

В данной статье рассматривается социализация и гуманизация экономических отношений в современном обществе, возросший уровень социальной несправедливости и экономический эгоизм, а также методы борьбы с данными явлениями.

Ключевые слова: социализация; гуманизация; экономические отношения; глобальный финансово-экономический кризис; социальная несправедливость; экономический эгоизм.

В настоящее время в научной литературе большое внимание уделяют анализу причин возникновения глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. Основной причиной считают создание «финансового пузыря», или кризис секьюритизации, созданный посредством монетарной политики США; упоминаются также глобальные дисбалансы - международной торговли, сбережений, бюджетов. Но необходимо также отметить духовно-нравственные факторы его возникновения, о чем упоминается мало. Ученых-экономистов больше интересуют финансовые причины кризисов и лишь в малой степени - связанные с человеческим фактором. Хотя известно, что нарушения равновесия в социально-экономической системе возникают не только из-за присущего человеку нерационального экономического поведения, но и вследствие низкого уровня морального, этического сознания субъектов. Поэтому становятся все более актуальными такие понятия, как гуманизация и социализация экономического развития.

Ныне складывается миропорядок на основе рыночной системы хозяйствования, при котором процветание одной страны или группы стран опасно противоречит развитию человеческой цивилизации. Нельзя не согласиться с мнением В. Якунина, который ежегодно выступает на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций» на греческом

острове Родос. Он заявил, что мировое сообщество переживает не финансовый и даже не финансово-экономический кризис, а системный социально-экономический кризис, который будет невозможно преодолеть без отказа от идеологии консьюмеризма (безудержного потребления). По его словам, консьюмеризм и финансизм - это гарантированное неучастие людей в решении важнейших общественных проблем, и при этом возникает самая большая из современных угроз человечеству - «цивилизация исключения», выталкивающая большинство из общественной жизни, подрывающая само фундаментальное понятие смысла жизни [1]. В результате этого увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами, при общем падении уровня социальной поддержки во всех частях света, включая развитые страны. Вот почему сегодня все чаще стали говорить о необходимости «диалога цивилизаций», о нецелесообразности сложившейся модели глобализации.

Об этом также упоминал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря про экономический кризис, корни которого, по его словам, кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере. Поэтому и путь к преодолению кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ, отказ от культа богатства, от безудержного потребления, от погони за наживой

любой ценой, от эгоистичного использования собственности, от пренебрежения нуждами бедных [2].

Ю.В. Яковец и Б.Н. Кузык считают, что в результате противоречий индустриальной цивилизации мир оказался расколотым на богатейшее меньшинство и беднейшее большинство планеты, а человек превратился в составную часть индустриальной машины, средство извлечения прибыли и объект эксплуатации со стороны монополий и транснациональных корпораций. В то же время возникает перелом демографической динамики, который выражается в нарастании элементов депопуляции, в тенденции постарения населения и увеличения демографической нагрузки на работающих, а также в усилении межстрановых и межцивилизационных миграционных потоков - своеобразной современной формы переселения народов [3, с. 66].

По мнению академика М.Г. Делягина [4] мировой кризис связан также с кризисом управления. Последний связан с несколькими проблемами: информатизацией, компьютеризацией. Уже не так важно знать, как устроен окружающий мир, возникает резкое снижение потребностей в знании как таковом. Результат этого - кризис знания, кризис науки, который идет во всех странах. А в современных условиях глобализации и информатизации успешная экономическая деятельность наоборот должна определяться не простым производством и его ростом, а той его составляющей, которая происходит за счет инновационных и качественных сдвигов, которые могут происходить только за счет творческого труда работников.

Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «Сегодня в мире все сильнее проявляются последствия столкновения многолетней тенденции к глобализации и стремления отдельных развитых стран защитить свой экономический суверенитет, а также получить максимальные выгоды для своих граждан, что называется, не делясь этими выгодами с соседями» [5]. Однако определенную напряженность вызывает тот факт, что экономика развитых стран несамодостаточна с точки зрения ресурсной составляющей (Япония ввозит 95 % необходимого ей сырья, страны Европы - 80 %, США - 20 %). А последние события в Ливии, Египте и других африканских странах - экспортерах нефти, послужи-

ли росту цен на энергоносители. В результате цена за баррель нефти на мировых биржах превысила отметку в 100 долл. [6]. Данные события могут негативно сказаться на росте экономики в целом, показанном в последнее время, многие экономисты заговорили о новом витке кризиса. В будущем это может привести к войнам и социальным беспорядкам, поэтому ряд современных руководителей стран Европы (А. Меркель, Н. Саркози) утверждают, что назрела необходимость создания более гуманного мира с использованием рыночных механизмов, но не таких, как сегодня.

Таким образом, перед наукой и обществом стоит задача преодоления таких негативных явлений как:

- напряженная демографическая ситуация;

- дифференциация доходов и нищета (по прогнозам ООН разница в доходах между богатыми и бедными будет только возрастать);

- культ богатства и безудержного потребления;

- падение нравственности, терроризм, наркомания, алкоголизм и мн. др.

Данные события указывают на усиление важнейших свойств экономических субъектов - «экономического эгоизма» и социальной несправедливости в мире. Усиление этих свойств экономических субъектов может поставить под угрозу стабильность всего человечества, а вместе с тем и способность глобальной системы обеспечивать благосостояние и здоровья населения.

Экономический эгоизм описали Д. Петросян и Н. Фаткина, под ним понимаются такие ценностные ориентации экономического субъекта, которые приводят к преобладанию в его экономическом поведении своекорыстных собственнических интересов, противоречащих интересам и потребностям других экономических субъектов - людей, социальных групп и общностей [7]. Экономический эгоизм может проявляться на любых уровнях экономических отношений - от мегауровня (отношения между странами) до взаимодействия отдельных физических лиц (экономических субъектов). Экономический эгоизм по своей сути присущ рынку как таковому, соответственно, на практике его искоренить не представляется возможным, но

необходимо свести его до определенного уровня. Данный уровень называют рациональным экономическим эгоизмом, он основан на принципах сотрудничества, доверия, при этом не игнорируются интересы и права других участников. В решении данного вопроса огромное значение имеет развитие международного сотрудничества (огромную роль должны играть международные организации), а также создание и укрепление на всех уровнях сети науки и образования с целью обмена и совершенствования информации.

Для решения проблемы социальной несправедливости в экономической теории представлены четыре подхода [8]:

1) эгалитарный (уравнительный, когда все члены общества получают равные блага);

2) роулсианский (повышение уровня жизни наименее обеспеченных членов общества);

3) утилитарный (максимизируется количество обеспеченных членов общества на основе пропорционального распределения благ в соответствии с различными функциями их полезности);

4) рыночный (рыночное распределение доходов в соответствии с полученными от факторов производства предельными продуктами).

Данные подходы носят теоретический характер и применять их в практике государственного и внутрифирменного регулирования весьма сложно. Для решения проблем как социальной справедливости, так и «установления рационального уровня экономического эгоизма» необходимо использовать «институциональный механизм» [7]. Он

представляет собой систему регуляторов, оказывающих институциональное воздействие со стороны государства и общества на всю совокупность экономических отношений и социальных зависимостей. Данный механизм включает в себя создание формальных (различных законов), а также неформальных правил. Главную роль регуляторов должны играть институты гражданского общества, информационная политика, воспитание, система образования, частично система стимулов и штрафов (имеет превентивный характер) и др. Институты гражданского общества будут способствовать созданию и развитию механизмов общественного самоуправления, которые будут обеспечивать защиту челове-

ка от различных форм эксплуатации со стороны государства и других политических структур или экономических субъектов. Информационная политика и грамотное воспитание должны помочь сменить идеологию безудержного потребления, роскошного, «гламурного» образа жизни и ложного представления об успехе на идеологию социальной справедливости, квалифицированного труда и здорового образа жизни. А в системе образования необходимо внедрять современные технологии обучения, которые будут расширять кругозоры молодого поколения.

Для улучшения демографической ситуации требуется тщательно проанализировать процессы на основе разработанных ООН долгосрочных демографических прогнозов и новых подходов к социальной ориентации и к миграционной политике, чтобы выработать несколько глобальных стратегий. Прежде всего речь идет о демографической стратегии, дифференцированной по группам цивилизаций с учетом преобладающего типа движения народонаселения. При этом чрезвычайно важно, с одной стороны, создать более благоприятные условия для эффективного использования трудовых ресурсов на основании роста их квалификации и адаптации к меняющимся условиям воспроизводства и технологического базиса, с другой стороны, требуется решить проблему обеспечения участия в воспроизводстве старшего поколения, достигшего пенсионного возраста, с учетом растущего дефицита трудовых ресурсов и необходимости создать достойные условия жизни для этого поколения и избежать конфликта поколений, который начинает проявляться и нарастать [3, с. 66].

В России одним из наиболее важных институтов должен стать институт социальной справедливости в экономических отношениях. Воздействие этого института имеет всеобщий характер, поскольку нормы социальной справедливости могут и должны охватывать отношения между всеми типами экономических объектов на всех уровнях управления. В настоящее время из-за непродуманной политики государства он в нашей стране не получил достаточного развития, хотя востребован широкими слоями населения. В качестве авторов данного института должны выступить как раз государственные органы власти, общественные организации, а также

экономические субъекты на всех уровнях системы. В состав функций института социальной справедливости необходимо отнести: маркетинговые исследования состояния спроса и нормы социальной справедливости; конструирование норм и правил поведения экономических субъектов; продвижение и внедрение норм регулирования экономических отношений и др. [9].

Также в России необходимо усиленно бороться с такими проявлением экономического эгоизма, как коррупция. Россия в 2010 г. по уровню распространения коррупции оказалась на 154 месте из 178 возможных, согласно докладу международной неправительственной организации Transparency International [10]. В 2009 г. Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод может быть только один - за год в нашей стране ситуация стала хуже и ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу - Па-пуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана. В тройку же лидеров рейтинга с самым низким уровнем коррупции вошли Дания (9,3 балла), Новая Зеландия (9,3 балла) и Сингапур (9,3 балла). Также необходимо отметить, что все страны, у которых рейтинг ниже трех баллов, по мнению данного агентства, находятся в зоне очень высокой коррупции.

Борьба с коррупцией в России зашла в тупик, т. к. в настоящее время методы борьбы с коррупцией сводятся к созданию антикоррупционных нормативно-законодатель-

ных актов, кодексов, а также к использованию силовых структур. Но необходимо решать данную задачу более фундаментальными методами, а именно, воспитывать и формировать антикоррупционное сознание будущих управленческих кадров.

В настоящее время пора отказаться от использования исключительно экономических, организационных и технологических моделей развития и ввести гуманистические критерии в экономические отношения. Именно это сможет помочь решить актуальные задачи предупреждения кризисных явлений и последовательного ограничения экономического эгоизма рациональными рамками. Результаты авторитетных исследований доказывают решающую роль гуманистических ориентиров в развитии национальных экономик, в ослаблении эксплуатации труда,

в справедливости при распределении материальных и духовных благ [11, 12].

Нынешний кризис - это кризис всей системы современного общества, включая его мировоззрение, общественную жизнь, ценностные установки, а не только ее основу -экономику, это кризис более глубокого порядка. Настоящий кризис не просто является глобальным финансовым кризисом, кризисом современного глобального хозяйства, он одновременно выступает как финансовый и экономический, экологический и демографический, социально-культурный, идеологический и духовный, этико-нравственный кризис. Поэтому пути выхода из него лежат не только в финансовой или экономической сфере, а также заключаются в социализации и гуманизации экономического развития.

1. иКЬ: http://www.wpfdc.org/index.php?option= com_content&view=article&id=282:family-origins-and-future-of-ivilizations&catid=76: rhodes-forum-2010-ptesentations&Itemid=113& ^^=1^ (дата обращения: 23.04.2011).

2. иКЬ: http://www.aif.ru/society/article/25214

(дата обращения: 23.04.2011).

3. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Ответ на вызовы 21 века - становление интегральной цивилизации. Научный доклад. М., 2009.

4. ЦЯЬ: http://delyagin.ru/ (дата обращения:

23.04.2011).

5. Экономический эгоизм. О чем говорил на

Петербургском форуме российский прези-

дент // Большой бизнес. 2008. № 7-8.

6. ЦЯЬ: http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/ 20557/ceny_na_neft_vernulis_k_rostu_na_fone_ situacii_v_livii (дата обращения 23.04.2011).

7. Петросян Д., Фаткина Н. Экономический

эгоизм и гуманизация экономики // Вопросы экономики. 2010. № 8.

8. Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории / под ред. Д. Д. Москвина. М., 2002.

9. Петросян Д. Социальная справедливость в

экономических отношениях: институцио-

нальные аспекты // Вопросы экономики. 2007. № 2.

10. иИЬ: http://rian.ru/society/20101026/289456

661.html (дата обращения: 23.04. 2011).

11. Федоренко Н.П. Гуманистическая экономика. М., 2006.

12. Гуманистические ориентиры России. Вызовы нового века и стратегический ответ России / Абалкин Л.И. [и др.]. М., 2002.

Поступила в редакцию 25.04.2011 г.

UDC 339.9:338.1

ECONOMICAL SOCIALIZATION AND HUMANIZATION AS METHOD OF EXIT FROM GLOBAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Dmitriy Viktorovich GOREMYKIN, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Assistant, Post-graduate Student of Economic Theory Department, e-mail: dgoremikin@mail.ru

The article considers socialization and humanization of economic relations in the modern society, the increased level of social injustice and economic egoism, and also methods of struggle against these phenomena.

Key words: socialization; humanization; economic relations; global financial and economic crisis; social injustice; economic egoism.

3Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.