Научная статья на тему 'Гуманизация экономики как фактор перехода России к новому качеству экономического роста'

Гуманизация экономики как фактор перехода России к новому качеству экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов Михаил Николаевич

Исследуется процесс гуманизации в экономике. Предложен новый метод определения уровня экономической гуманизации в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of humanization in economy is studied in this article. The new method for determination of economical humanization level in Russian regions is offered here.

Текст научной работы на тему «Гуманизация экономики как фактор перехода России к новому качеству экономического роста»

УДК 338.1

М.Н. Куликов

ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР ПЕРЕХОДА РОССИИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Исследуется процесс гуманизации в экономике. Предложен новый метод определения уровня экономической гуманизации в регионах России.

M.N. Kulikov HUMANIZATION OF ECONOMY AS FACTOR OF TRANSITION OF RUSSIA TO THE NEW QUALITY OF ECONOMICAL GROWTH

The process of humanization in economy is studied in this article. The new method for determination of economical humanization level in Russian regions is offered here.

Анализ социально-экономического развития мира на протяжении последних десятилетий позволяет прийти к выводу о наличии значительного и имеющего тенденцию к увеличению влияния принципов гуманизма на экономику и политику правительств в государствах Запада и многих развивающихся странах. В нашей работе проведено исследование данной тенденции. Рассмотрим основные выводы.

Переходя к рассмотрению влияния гуманизма, необходимо отметить, что данному понятию различные ученые дают разные определения [15].Так, под гуманизмом понимается движение, возникшее в позднем средневековье и противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся извлечь идеалы из вновь открытых произведений греко-римской древности (Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи и др.), в том числе концепции культурного и нравственного развития человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью (Аристотель, Цицерон). В свою очередь, движение, основанное на пробудившемся в конце XVIII -начале XIX века интересе к античности, было названо неогуманизмом (В. фон Гумбольдт, Лессинг, Гете и др.). Также гуманизмом называется разновидность прагматизма: одно из направлений теории познания, согласно которому всё наше познание порождено и обусловлено человеческими потребностями и не может выйти за пределы человека. В настоящее время во многих странах мира (например, в странах Европы, Северной Америки) существует светское общественное движение, рассматривающее человека как высшую ценность и подчеркивающее необходимость всестороннего развития личности без опоры на традиционные религиозные ценности и концепции, известное как «светский», «секулярный» гуманизм (его идеология изложена в «Гуманистическом Манифесте-3» (2003) и ряде более ранних документов). Существует и общее определение гуманизма как любого мировоззрения, признающего ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающего благо человека критерием оценки каждого общественного института и процесса в обществе, а принципы равноправия, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. В рамках нашего исследования последнее определение расширяется и включает также общественный институт, обеспечивающий реализацию принципов

гуманистического мировоззрения. Следует отметить, что существуют разные определения термина «институт», рассмотренные в работах Д. Норта [11], О.В. Иншакова, Д.П. Фролова [6], Д. Петросяна [12]. Нами за основу принимается определение Д. Норта, согласно которому общественные институты - это изобретенные людьми ограничения, которые формируют взаимодействия между людьми [11]. Необходимость введения предлагаемого нами определения обусловлена тем, что гуманизм в наше время, помимо собственно мировоззрения, включает практику, то есть совокупность действий по реализации его принципов и осуществляемых как правительствами государств мира, так и неправительственными организациями и частными лицами (например, экономическая помощь малообеспеченным слоям населения или странам с низким уровнем дохода).

Исходя из данного нами определения, можно сделать вывод, что гуманизация в рамках человеческого социума является процессом расширения влияния гуманизма (как мировоззрения и практики по его реализации ) на жизнь общества и постепенного изменения всех видов человеческой деятельности (в том числе хозяйственной деятельности людей) и проявляющим себя прежде всего в усилении внимания к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и обязанностям.

Безусловно, данный процесс должен затронуть и такую важную сферу человеческой деятельности, как экономика. В этой связи целесообразно говорить о гуманизации экономики как экономическом явлении и процессе. Под гуманизацией экономики следует понимать совокупность следующих закономерностей, характерных в настоящее время прежде всего для стран Запада:

- интеллектуализация труда и рост его творческого характера; устранение тяжелых, бессодержательных, рутинных трудовых операций (последнее наиболее актуально для России и других стран с низким уровнем механизации в производстве, прежде всего в сельском хозяйстве);

- повышение уровня и качества жизни людей, их освобождение от недостатка жизненно необходимых благ с учетом необходимости всестороннего развития личности;

- увеличение справедливости в распределении произведенного продукта, расширение экономической и интеллектуальной свободы;

- ограничение экологической вредности производства и улучшение (усовершенствование) среды обитания человека (экологическая безопасность).

Следует отметить, что понятие гуманизации экономики (производства) рассматривается также в ряде опубликованных недавно работ, например, О.А. Шляковой [16]. В нашем исследовании уточнено и дополнено содержание данного понятия как реализации принципов гуманизма, превратившейся в закономерность социальноэкономического развития, тесно связанную с переходом к новому качеству экономического роста.

Превращение гуманизации экономики в закономерный и непрерывный процесс обусловлено целым рядом причин. Рассмотрим основные:

- Достигнутый высокий уровень развития производительных сил, позволяющий обеспечить достаточно большие объемы потребления необходимых товаров и услуг. Уровень развития производительных сил также должен быть достаточным для обеспечения дальнейшего качественного развития хозяйства на основе использования достижений научно-технического прогресса в процессе смены технологических укладов. В качестве примеров можно указать, что объем расходов на НИОКР на душу населения в странах Запада близок к 1000 долл. в год (в Израиле 1022 долл., США - 1014 долл., ФРГ - 694 долл.), тогда как в наименее развитых странах он составляет менее 10 долл. (Мадагаскар - 1 долл., Буркина-Фасо - 2 долл., Никарагуа - 3 долл.). Далее, согласно данным ФАО [14], в экономически развитых странах потребляется в среднем около 100 кг мяса на душу населения в год, в том числе в США - 123 кг, в Израиле - 97 кг, в ФРГ - 83 кг, тогда как в наименее развитых странах этот показатель может быть равен 10 кг и ниже: в Бурунди - 3 кг, Демократической Республике Конго - 5 кг, Танзании - 10 кг). Переход от использования

исключительно ручного труда к машинному (и дальнейшее совершенствование техники) в период после начала промышленного переворота в конце XVIII века и дальнейшее совершенствование техники с целью увеличения ее производительности дают возможность постоянно увеличивать выпуск продукции в расчете на одного занятого в народном хозяйстве, а следовательно, и объем ВВП на душу населения (так, в США за 1790-2006 гг. данный показатель увеличился в 41,3 раза).

- Развитие производственных отношений, обусловленное изменением характера собственности на средства производства и связанных с ним отношений обмена и распределения производимых благ. В частности, процесс гуманизации в экономике был невозможен в условиях рабовладельческого и феодального способов производства, предполагающих личную несвободу работника, вследствие чего минимизация его доли в произведенном продукте и потреблении им необходимых благ, а также тяжелые условия труда становятся нормой. Противоположная ситуация складывается с переходом к капитализму и связанной с ним свободе трудящегося выбирать работодателя. В рамках капиталистической рыночной экономики характер производственных отношений также претерпевает изменения, становясь все более благоприятным для гуманизации. Например, наблюдается увеличение доли оплаты наемных работников в валовой добавленной стоимости, создаваемой ими, что способствует росту жизненного уровня работников и уменьшению социальной дифференциации в обществе. Так, в промышленном производстве Швеции доля зарплаты в добавленной стоимости увеличилась за 1913-2000 гг. с 58 до 73%

[3].

- Позитивные изменения в функционировании институтов «надстройки» (т.е. не относящихся напрямую к базису - производству), в частности, политических институтов, демократизация общественной и политической жизни и вызванное ей возрастание заинтересованности органов государственной власти демократических стран в развитии образования, здравоохранения, создании здоровой окружающей среды.

К сожалению, в ряде развивающихся стран в последние десятилетия произошло замедление темпов экономического развития, началось снижение ВВП на душу населения, что затрудняет реализацию в них принципов гуманизма.

Однако такая тенденция не характерна для большинства развивающихся стран. Так, по данным ООН [4], в 1997-2006 гг. в группе из 131 развивающейся страны (без стран СНГ и Восточной Европы, Кубы, КНДР) в 115 странах (или 88% их общего количества) наблюдался рост ВВП на душу населения, причем в 54 странах (с общим населением 65% населения развивающихся стран) данный показатель возрос за 10 лет не менее чем на 24% (что соответствует медианному среднему приросту в группе из 27 развитых стран за аналогичный период). Наряду с этим в экономике многих стран сокращается удельный вес людей, занятых тяжелым физическим трудом по мере автоматизации и механизации производства, а также роста занятости в непроизводственной сфере (так, в США только за период 1980-2005 гг. доля занятых в сфере услуг выросла с 67,1 до 78,6%, тогда как соответствующие показатели для промышленности и сельского хозяйства снизились с 29,3 до 19,8% и с 3,6 до 1,6% соответственно [1]), повышается образовательный уровень работников, что свидетельствует о тенденции к технологическому освобождению людей. Далее, активная социальная политика государства в развитых странах мира привела к достаточно высокому уровню социальной защищенности граждан, получивших право на разные виды вспомоществования (например, пособия) в случае утраты работы, болезни, инвалидности и тому подобных кризисных ситуаций. Таковы некоторые примеры все возрастающей реализации принципов гуманизма в современном мире.

Таким образом, реализация принципов гуманизма связана с уровнем экономического развития и темпами экономического роста страны.

Для исследования данной связи мы предлагаем также ввести понятие гуманизации экономического роста, под которой нами понимается превращение процесса

совершенствования, интеллектуального, духовного и физического развития личности во все более важный фактор развития хозяйства страны.

На современном этапе экономического роста в России, осуществляющей переход к постиндустриальному обществу в условиях нарастающей глобализации мирового хозяйства, реализация принципов гуманизма, на наш взгляд, является фактором перехода к «новому качеству экономического роста» (НКЭР), понятие которого было развито Е.Г. Попковой на основании работ ряда экономистов[13, с.307-324], в том числе Л.С. Шаховской. Важная роль гуманизации для НКЭР обусловлена тем, что НКЭР предполагает изменения и в личном факторе производства - в самом человеке. Постепенно происходит трансформация темпоориентированного роста в сторону все большего внимания к развитию человека, в сторону социальной направленности результатов общественного воспроизводства. Необходимо отметить, что содержательной компонентой нового качества экономического роста является развитие людьми собственных способностей на основе так называемых социальных инвестиций, то есть долгосрочных вложений в развитие человеческого ресурса посредством создания новых технологий и механизмов распределения финансовых ресурсов среди различных групп населения с учетом их потребностей. Для нового качества экономического роста характерны увеличение их доли, как и социальных расходов в целом, в ВВП и государственном бюджете (в частности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры). Так, в Дании государственные расходы на образование составляют 8,5% от ВВП и 15,4% расходов бюджетных расходов государства, в Швеции - 7,7 и 12,8%, Норвегии - 7,6 и 16,2, США -5,7 и 17,1% соответственно [4].

Важнейшим фактором НКЭР становится интеллектуальный капитал, теория которого рассматривается в работах В. Гойло [5], В. Иноземцева [7, 8], М.М. Критского

[9], Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна [17]. Согласно В. Иноземцеву, интеллектуальный капитал представляет собой человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также в культуре, философии фирмы; и структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных. Именно концентрация интеллектуального капитала посредством его воспроизводства (осуществляемого во многом за счет социальных инвестиций) и трансферта обеспечивает экономическое развитие страны в условиях НКЭР [13].

Помимо изменения структуры инвестиций изменяется система мотивации человеческой деятельности. Основным стимулом уже не является получение жизненно необходимых средств, материального вознаграждения. Наиболее значимыми факторами мотивации становятся такие, как удовлетворение, получаемое непосредственно от самой деятельности, связанные с ней возможности самовыражения и общественное признание. И если, подобно А. Маршаллу, определять труд как «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы»

[10], то новый мотивированный тип деятельности следует рассматривать уже не как труд, а как творчество [13].

Ключевая роль, которую в НКЭР играет человеческий фактор, развитие человеческого потенциала, позволяет прийти к выводу, что переход к НКЭР должен осуществляться наряду с процессом гуманизации экономики и экономического роста. Точнее, гуманизация и переход к НКЭР - это взаимосвязанные процессы, поскольку гуманизация экономики (возрастающее внимание к особенностям и потребностям каждой человеческой личности и, как следствие, возрастающая роль человеческого фактора в экономике) делает возможным НКЭР и одновременно является одной из характерных черт НКЭР.

Для оценки наличия в каком-либо регионе (или стране) предпосылок развития процесса гуманизации нами был разработан показатель, названный «индексом

экономической гуманизации». Он представляет собой арифметическую среднюю трех индексов, отражающих различные, но взаимосвязанные стороны многогранного процесса гуманизации. В число этих индексов входят: индекс развития человеческого потенциала, или ИРЧП (в рамках данной работы речь идет о региональном ИРЧП, рассчитываемом для субъектов Российской Федерации); индекс качества жизни в регионах РФ; индекс инновативности регионов РФ.

Рассмотрим методику расчета указанных индексов. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990 г. [17]. Данный индекс, однако, основан на использовании только трех частных индексов (ВВП на душу населения; продолжительность жизни; уровень грамотности), отражающих, на наш взгляд, процесс гуманизации лишь частично. Поэтому целесообразно расширить количество показателей таким образом, чтобы они возможно полнее отражали различные аспекты реализации принципов гуманизма в экономике. Именно по этой причине в нашем исследовании используются дополнительно индекс качества жизни и индекс инновативности. Используемый нами индекс качества жизни разработан, как известно, сотрудниками географического факультета МГУ по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ. Индекс предназначен для интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни в субъектах РФ и мониторинга социального развития регионов.

Интегральный индекс рассчитывался как среднеарифметическое из четырех частных индексов, А - индекс отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму; В - индекс доли населения с доходами выше прожиточного минимума; С — индекс уровня занятости населения; Б - индекс здоровья, рассчитываемый как среднее из показателей долголетия (ожидаемой продолжительности жизни) и младенческой смертности. Значения каждого из частных индексов находятся в диапазоне от 0 до 1.

В число базовых факторов индекса инновативности индекса входят: А - индекс доли крупногородского населения; В - индекс численности студентов государственных вузов; С - индекс доли занятых в науке от занятых в секторе услуг; Б - индекс душевого ВРП в секторе услуг; Е - индекс душевого ВРП в науке и научном обслуживании; Г -индекс уровня проникновения сотовой связи; О - индекс интернетизации.

При агрегировании нормированных индикаторов применяется двухступенчатая система. Сначала находится среднее значение из показателей душевого ВРП в секторе услуг и душевого ВРП в науке, затем определяется среднее арифметическое из полученных 6 компонентов. После определения значений всех трех частных индексов, лежащих в основе индекса экономической гуманизации (ИЭГ), производится расчет самого ИЭГ региона.

Он осуществляется по формуле:

ИЭГ = ( ИРЧП + ИКЖ + ИИ ): 3 , где ИРЧП - индекс развития человеческого потенциала; ИКЖ - индекс качества жизни; ИИ - индекс инновативности.

Таким образом, регион, обладающий одновременно максимальными значениями индекса развития человеческого потенциала, индекса качества жизни, индекса инновативности, имел бы значение ИЭГ, равное 1. Уменьшение ИРЧП, ИКЖ и ИИ региона приводит к уменьшению значения ИЭГ региона. Чем меньше значение индекса ИЭГ, тем меньше у данного региона возможностей для перехода к НКЭР через гуманизацию экономики и экономического роста. И, напротив, увеличение данного индекса означает развитие предпосылок для гуманизации экономики и НКЭР. Для Пензенской области ИРЧП равен 0,744 (Татарстан - 0,812, Москва - 0,873), ИКЖ - 0,664 (Татарстан - 0,758, Москва -

0,889), ИИ - 0,156 (Татарстан - 0,206; Москва - 0,685). ИЭГ Пензенской области - 0,521, что существенно меньше ИЭГ Татарстана (0,592) и Москвы (0,816). Таким образом, Пензенская

область существенно уступает ведущим регионам РФ по уровню готовности к переходу к НКЭР и гуманизации экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Civilian Employment by Industry and Country: 1980 to 2005. www.bls.gov/fls.

2. FAO Statistical Yearbook. www.fao.org/statistics.

3. Historical statistics. www.historicalstatistics.org.

4. National Accounts Main Aggregates Database. www.un.org.

5. Гойло В. Интеллектуальный капитал / В. Гойло // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. С. 22-30.

6. Иншаков О.В. Институционализм в российской экономической мысли / О.В. Иншаков, Д.П. Фролов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 340 с.

7. Иноземцев В.Л. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) / В.Л. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 3-11.

8. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества / В. Л. Иноземцев. М.: Наука, 1998. 450 c.

9. Критский М.М. Человеческий капитал / М.М. Критский. Л.: ЛГУ, 1991. 144 c.

10. Маршалл А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. М., 1983. 300 с.

11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 220 c.

12. Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты / Д. Петросян // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 41-48.

13. Попкова Е. Г. Новое качество экономического роста в условиях глобализации / Е.Г. Попкова. Волгоград: Политехник, 2005. 354 c.

14. Фролов С.С. Социология / С.С. Фролов. М.: Гардарики, 2000. 390 c.

15. Черный Ю.Ю. Современный гуманизм / Ю.Ю. Черный.

http://www.humanism.al.ru.

16. Шлякова О.А. Гуманизация производства и экономический рост: сущность, взаимосвязь и взаимообусловленность / О. А. Шлякова. Саратов: СГСЭУ, 2007. 26 с.

17. Эдвинссон Л. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости / Л. Эдвинссон, М. Мэлоун // Новая индустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Иноземцева. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 160-176.

Куликов Михаил Николаевич -

аспирант кафедры «Экономическая теория и мировая экономика»

Пензенского государственного университета

Статья поступила в редакцию 14.07.07, принята к опубликованию 05.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.