УДК 338.242:[332.122:338.43]
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЕ
Е. А. Боднар
Николаевский национальный аграрный университет (Украина) Поступила в редакцию 29 марта 2013 г.
Аннотация: в статье приведена классификация регулирования развития села в зависимости от субъектов регулирования; освещены сущность государственного регулирования социально-экономических процессов в селе; обоснована целесообразность и необходимость государственного регулирования развития сельских территорий.
Ключевые слова: государственное регулирование, сельские территории, сельское хозяйство, экология, социальная инфраструктура села, аграрное производство.
Abstract: in this paper a classification regulation for rural development based on regulated entities, the essence of state regulation of social and economic processes in the country, the expediency and necessity of state regulation of rural development.
Key words: government regulation, rural areas, agriculture, environment, social infrastructure, agriculture.
На современном этапе развития украинской экономики одним из основных направлений регулирования развития села является государственное регулирование.
Преодоление проблем низкой эффективности аграрной политики, дефицита средств в бюджете страны на социальные расходы, медленного становления сельского самоуправления, удаленности крестьян от рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, ограниченности доступа к материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам требует значительного усиления государственного влияния на сельские территории.
Государственное регулирование экономики широко изучается в зарубежной и отечественной науке. Выдающимися учеными в этой области являются Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, Д. Линдсей, М. Фридмен, Ф. Хайек, В. Ф. Беседин, О. С. Вар-налий, А. С. Гальчинский, А. Ф. Мельник, И. И. Лу-кинов.
Актуальные вопросы, связанные с исследованием развития сельских территорий, нашли отражение в работах М. К. Орлатого, И. В. Прокопы, В. В. Юрчишина и др. Ученые не только с позиций сегодняшнего переосмыслили классические категории социально-экономического развития украинского села, но и ввели в экономический оборот ряд новаций, содержание и особенности которых стали предметом дискуссий.
© Боднар Е. А., 2013
Но, несмотря на усиленное внимание ученых к проблемам села, недостаточно полно исследованы вопросы государственного регулирования развития сельских территорий. Требуют должного внимания теоретические достижения и практические разработки проблем государственного регулирования развития села. Недостаточным является рассмотрение вопросов государственного регулирования развития сельских территорий в целом, и особенно на уровне сельских районов Украины.
Исходя из этого, целью статьи является освещение сущности государственного регулирования социально-экономических процессов села.
Рассмотрим институциональный подход как основу сельских преобразований, включающий систему принципов преобразования села, направленных на изменение базисных составляющих существующего сельского уклада (форм собственности и хозяйствования, экономических условий села), и целесообразность государственного регулирования сельского хозяйства и социального развития села, т.е. сельских территорий в целом.
Сельское хозяйство является одной из составляющих обеспечения национального благосостояния, поэтому это определяет необходимость государственного вмешательства в вопросы обеспечения развития села. Одной из стратегических целей государственной политики является создание условий для развития села.
Кризисное состояние сельских территорий требует пересмотра роли государства в этой сфере и поиска путей выхода из сложившейся ситуации. Без государственной поддержки сельские советы не в состоянии эффективно проводить социальные реформы, удовлетворять основные жизненные потребности сельского населения.
Регулирование развития села осуществляется не только государством, но и другими субъектами. В зависимости от субъектов регулирования различают следующие его виды:
• самоуправляющееся регулирование;
• общественное регулирование;
• рыночно-институциональное регулирование;
• государственное регулирование.
Самоуправляющееся регулирование - это совокупность методов и форм целенаправленного воздействия органов сельского самоуправления на социально-экономическое развитие своих населенных пунктов для достижения поставленных целей. Цели, как правило, определяются в рамках государственных и региональных программ социально-экономического развития соответствующих территорий. Поэтому самоуправляющееся регулирование можно назвать властным регулированием, так как и у государства, и у местных органов самоуправления цель одна - обеспечение устойчивого развития Украины.
Общественное регулирование - это регулирование социально-экономических процессов общественными организациями, политическими партиями, другими органами самоорганизации населения. Поскольку сельская община является общественным объединением, то в условиях сельского самоуправления общественное и самоуправляющееся регулирования фактически идентичны.
Рыночно-институциональное регулирование развития сельских территорий проводят институты рыночной инфраструктуры (биржи, консалтинговые компании, банки, лизинговые фирмы). Из-за неразвитости институтов рынка их регулирующее действие пока незначительно, но имеет мощный потенциал роста.
Кризис украинского села вместе с общим кризисом национальной экономики, потерей управляемости, недофинансированием и другими факторами в данный период обусловлен следующими причинами:
- потерей управляемости со стороны государства процессами социально-экономического развития села;
- полной зависимостью села от сельского хозяйства;
- разрушением сельских общин и механизмов самоорганизации сельской жизни.
Реформа сельской экономики является чрезвычайно сложным процессом, также зависимым от рыночных реформ в общегосударственном масштабе. В основу методологии сельского реформирования необходимо положить институциональный подход, включающий систему принципов преобразования села, направленных на смену базисных составляющих существующего сельского уклада (форм собственности, форм хозяйствования и экономических условий на селе), посредством: а) учета специфики украинских институтов-условий; б) воздействия через институты-факторы; в) действия институтов-механизмов [6, с. 101-106].
Сегодня под понятием «институт» мы подразумеваем совокупность учреждений, норм поведения, культурных ценностей. Институциональный подход как основа сельских преобразований включает регулирование через такие институты-факторы, как «государство» и «рынок». Государство, как главный проводник реформ, должно организовать все запланированные мероприятия реформирования, обеспечить адаптацию рыночных структур к нуждам села и приспособления крестьян к условиям рынка.
Институты-механизмы, направленные на обеспечение процесса сельского реформирования (законы, программы, инструкции, положения и т.д.), также в большинстве случаев являются прерогативой государства.
Но никакие меры реформирования не смогут достичь цели, если они не учитывают особенностей украинских институтов-условий, т.е. обычаев и традиций крестьянства.
Осуществленные в Украине реформы характеризуются оторванностью от институтов-условий, проведением их без учета установок и настроений крестьянства или даже вопреки их желанию. Реформой хотели переделать крестьянский быт, традиции села, обычаи крестьян, не понимая, что за короткий отрезок времени этого сделать практически невозможно.
Принцип историзма позволяет проанализировать, как возник определенный институт-фактор, какие главные периоды развития он прошел, каким является сейчас и как он подействовал на формирование институтов-условий. Для реформы украинского села это имеет едва ли не важнейшее значение.
На протяжении исторического процесса развития сельских отношений одни институты появлялись и исчезали (например, крепостничество, крестьянская община, колхоз), другие - обеспечивали их трансформации (указы, постановления, законы и т.д.), третьи - сохранились до сих пор (частная собственность, крестьянское хозяйство) [3].
Исследование истории развития этих институтов и учета их влияния объективно необходимо для успешного реформирования современного села.
Сегодня институт собственности необходимо анализировать с точки зрения экономики и права. Собственность, как категория права, формируется под влиянием Конституции Украины и целого ряда законов, основанных на ней. Указы Президента Украины относительно сельского реформирования также акцентируют внимание именно на частной собственности.
Крестьянское хозяйство - это один из основных институтов, в котором проявляется влияние других институтов: собственности, государства, права, религии, семьи, которые определяют его значение в социально-экономическом развитии страны, а также моральные и этические нормы, которые переходят от поколения к поколению.
В период современных рыночных трансформаций крестьянское хозяйство является основным местом приложения труда и главным источником дохода.
В настоящее время крестьянское хозяйство, как институт-фактор, выполняет следующие функции:
- является одним из источников дохода сельских жителей;
- стабилизирует потребительский рынок;
- обеспечивает занятость крестьян;
- является потенциальной базой создания фермерских хозяйств.
Крестьянское хозяйство - один из главных институтов, значение которого в будущем реформировании украинского села предполагается чрезвычайно высоким.
Рыночная экономика не может функционировать без государственного регулирования. Главная задача государственного регулирования экономики - найти оптимальное сочетание рыночной свободы с регулированием процессов воспроизводства.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка - это система типичных мер правового, исполнительного и контролирующего ха-
рактера, осуществляемых государственными органами власти с целью достижения экономической и социальной стабильности.
Главная задача государства по Дж. Кейнсу заключается в том, чтобы добиться высоких объемов «эффективного спроса»; обязательным условием этого является рост доходов. Эффективность спроса определяется показателями увеличения занятости, повышения уровня жизни населения и увеличения доходов фирм [5, с. 206].
Для эффективного государственного регулирования рынка требуется совершенное изучение и умелое использование в украинских условиях опыта развитых стран с рыночной экономикой.
Социально-экономическая реконструкция экономики требует активной деятельности государства. В переходный к рынку период, когда старые структуры уже не действуют, а новые еще создаются, только институты государства, такие как система представительной и исполнительной власти, могут обеспечить экономический и социальный порядок и осуществить политические, социальные и экономические реформы. Укрепление институтов государственной власти должно ориентироваться на критерии экономической и социальной эффективности.
В условиях современного рыночного хозяйства государство должно выполнять важные функции стимулирования роста производства и социальной защиты населения, повышения качества жизни. Для этого оно обязано не только обеспечивать функционирование рыночной конкуренции, защищать законные права предприятий и граждан, но и создавать условия хозяйствующим субъектам для адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, способствовать активизации их производственной деятельности [1].
Приоритетная роль государственного регулирования ни в коем случае не снижает значения рыночного саморегулирования. Структурная политика государства не заменяет предпринимательскую инициативу, а наоборот, создает для них соответствующие условия, нацеливает на инвестиционную активность и широкое освоение новых технологий. Государство способствует формированию конкурентоспособных предприятий, которые могут работать как на внутреннем, так и на мировом рынках, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Механизмы государственного воздействия должны ориентироваться на поддержку частных инициатив, направленных на освоение новых тех-
нологий, стимулирующих инновационную активность.
Большинство аргументов в пользу государственной поддержки развития села формировались на протяжении всей истории украинской государственности [4]. Они могут быть объединены в следующие виды:
- внешнеторговые;
- связанные с сельскохозяйственными доходами;
- связанные с развитием социальной сферы;
- экологические.
Внешнеторговые аргументы касаются определения уровня обеспеченности населения страны продуктами питания. Продовольственная безопасность страны - это уровень доступности продуктов питания для большей части ее населения. Государство в целях поддержки суверенитета должно снижать зависимость от импортных продуктов питания, особенно это касается тех продуктов, которые можно производить на ее территории.
Сокращение импорта продуктов питания может улучшить платежный баланс. Уменьшение импорта - это хотя и не единственный, но очень весомый способ улучшения платежного баланса Украины. Темпы роста доходов сельскохозяйственных предприятий имеют тенденцию к снижению относительно других секторов экономики. Поэтому это также является одним из аргументов в пользу поддержки сельскохозяйственного производства государством.
Для крестьян сельскохозяйственное производство было главным видом занятости и получения дохода. В последнее время аграрный сектор является единственным, доля которого в национальных экономиках развитых стран и Украины уменьшается. Поэтому и исчезают целые села, сельские общины с их традициями и обычаями. Это является одним из факторов, позволяющих аргументировать необходимость государственной поддержки села.
В Украине наблюдается тенденция к уменьшению занятости сельских жителей в сельскохозяйственном производстве: с развитием транспортного сообщения повышается уровень несельскохозяйственной занятости в сельской местности - обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, сельский туризм, агросервис. Увеличивается численность сельских жителей, работающих в городах. Из этого можно сделать вывод, что развитие сельскохозяйственного производства не напрямую связано с развитием села. Помимо государственной
поддержки развития аграрного производства необходимо поддерживать развитие села.
Социальная инфраструктура села в развитых странах мира формируется главным образом государством. Оно осуществляет строительство дорог, линий электропередач, обеспечивает минимальный уровень образования и здравоохранения, осуществляет другие социальные мероприятия. В Украине бюджетом предусмотрены минимальные средства на развитие социальной инфраструктуры села.
Экологические аргументы являются также одними из важнейших в пользу государственного вмешательства в развитие села. Сельское хозяйство ощутимо загрязняет окружающую среду: минеральные и органические удобрения, гербициды, ядохимикаты, отходы животноводства, чрезвычайно высокий уровень распаханости земель и другие вредные для атмосферы, почвы и водоемов факторы становятся все более заметными, ухудшающими экологическую ситуацию. Они не только загрязняют окружающую среду, но и сокращают ареалы распространения дикой флоры и фауны. Это пример негативных внешних эффектов, регулировать которые должно государство [2].
Экологические проблемы сельского хозяйства Украины неоднозначны. С одной стороны, из-за финансовых проблем сельскохозяйственные производители сократили использование удобрений, ядохимикатов, гербицидов, что существенно повысило экологическую безопасность окружающей среды, но, с другой стороны, несоблюдение технологий выращивания сельскохозяйственных культур усиливает эрозию и деградацию почв.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости и целесообразности государственного регулирования поддержки развития сельского хозяйства и социальной сферы.
Государство также должно играть важную роль в регулировании доходов крестьян, развития социальной инфраструктуры села и проведения экологических мероприятий. Предпосылкой преодоления кризисных явлений в украинском селе является создание эффективной системы государственного регулирования сельского хозяйства и социального развития села, т.е. сельских территорий в целом.
Политика развития сельских территорий включает как сельскохозяйственное, так и общеэкономическое, социальное развитие, диверсификацию производства, содействие расширению предпринимательства и рациональное управление окружающей средой. Особого внимания требует развитие
сельской инфраструктуры, промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, местных ремесел и сферы услуг. Главная цель политики развития сельских территорий - создание условий для обеспечения достаточно высокого уровня сферы услуг, достижение определенных обществом стандартов уровня жизни, рост экономической эффективности производства и управления окружающей средой.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гайдуцький П. I. Про основш засади реформуван-ня системи державно! шдтримки сшьського господар-ства та сшьсько! територп / П. I. Гайдуцький // Еконо-мша АПК. - 2005. - № 11. - С. 43-48.
Николаевский национальный аграрный университет (Украина)
Боднар Е. А., ассистент кафедры бухгалтерского учета
E-mail: [email protected]
Тел.: +38-067-799-70-70; +380(512)-68-74-30
2. Коржнев М. М. Природно-ресурсш основи роз-витку суспшьства / М. М. Коржнев. - Кшв : Видавничо-полiграфiчний центр «Кшвський ушверситет», 2004. -173 с.
3. Крисанов Д. Ф. Сельское расселение : социально-экономический аспект / Д. Ф. Крисанов. - Кшв : Наук. думка, 1988. - 143 с.
4. Кропивко М. Ф. Кластерна оргашзащя розвитку агропромислового виробництва i сшьських територш / М. Ф. Кропивко, М. М. Ксенофонтов / Оргашзащя управ-лшня аграрною економжою / за ред. М. Ф. Кропивка. - Кшв : ННЦ 1АЕ. - 2008. - С. 295-299.
5. Макконел К. Р. Экономикс / К. Р. Макконел, С. Л. Брю. - М. : Республика, 1992. - Т. 2. - 400 с.
6. Никонова Г. Н. Трансформация аграрного сектора : (вопросы теории и практики) / Г. Н. Никонова. - Екатеринбург : УрГСХА, 2000. - 239 с.
Nykolaev National Agrarian University (Ukraine)
Bodnar E. A., Assistant of the Accounting Department
E-mail: [email protected]
Те1: +38-067-799-70-70; +380(512)-68-74-30