Научная статья на тему 'Сущность государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса'

Сущность государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ / ПАРТНЁРСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Львова Александра Александровна, Соколицына Наталья Александровна

В статье рассматриваются механизмы взаимодействия государства и фирм, формирование партнерских отношений между государством и фирмами, факторы становления и развития государственно-частного партнерства. Рассмотрение места и роли государства в управлении экономикой проблемы государственно-частного партнерства. В настоящее время в условиях реализации стратегической задачи инновационного обновления экономики России вследствие дефицита бюджетных ресурсов все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства для различных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса»

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА Львова А.А.1, Соколицына Н.А.2

'Львова Александра Александровна - магистрант, кафедра международного бизнеса, Международная высшая школа управления;

2Соколицына Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа управления и бизнеса Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются механизмы взаимодействия государства и фирм, формирование партнерских отношений между государством и фирмами, факторы становления и развития государственно-частного партнерства. Рассмотрение места и роли государства в управлении экономикой проблемы государственно-частного партнерства. В настоящее время в условиях реализации стратегической задачи инновационного обновления экономики России вследствие дефицита бюджетных ресурсов все более актуальным становится использование механизма государственно-частного партнерства для различных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: государственное, партнёрство, бизнес.

Постиндустриальная экономика, изменив механизмы взаимодействия государства и фирм, объективно обусловила формирование партнёрских отношений между государством и фирмами. В.Г. Варнавский определяет следующие факторы становления и развития ГЧП. Во-первых, курс на либерализацию экономики, получивший развитие в 1980-90-е г., предполагает проведение приватизации экономики. Реализация ГЧП означает принятие промежуточной позиции между национализацией и приватизацией, что обеспечивает сочетание интересов обоих субъектов. Во-вторых, удовлетворение требований постиндустриальной экономики в развитии производственной и социальной инфраструктуры, находящейся в собственности государства наталкивается на ограниченность бюджета, направленного на содержание объектов инфраструктуры, что сдерживает экономическое развитие. В-третьих, формирование и реализация модели «тройной спирали» позволяет сочетать сильные качества каждого из субъектов партнёрства: фирмы обладают мобильностью, склонностью к нововведениям, а государство-финансовыми рычагами [1].

Государственно-частное партнерство реализуется в проектах, которые предполагают качественно иную модель взаимодействия государства и бизнеса. Это взаимодействие определяется специфической системой правовых, финансовых, экономических и других отношений, формальных и неформальных норм, правил поведения, обычаев, традиций, а также связанных с ними институциональных ограничений, являющихся внешними и внутренними факторами, характерными для проектов подобного типа.

Важно, что взаимодействие между сторонами государственно-частного партнерства осуществляется на основе осмысленного выбора обеими сторонами данного типа отношений и соответствующих им организационно-правовых форм и бизнес - технологий хозяйственного поведения для достижения принятых обеими сторонами целей в течение определенного срока на контрактной основе.

Чаще всего различные формы ГЧП, понимаемого таким образом, используются при реализации крупных государственных или муниципальных проектов в области производственной и коммунальной инфраструктуры: коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, телекоммуникациях, транспортной инфраструктуре.

Создавая и поощряя такие отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, в свою очередь, пользуясь государственными активами и гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.

Близкое по содержанию определение государственно-частного партнёрства содержится в работе В.А. Кабашкина: «сущность государственно-частного партнёрства - это привлечение органами власти на контрактной основе частного сектора для более эффективного и качественного

исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения между партнёрами рисков, обязательств, компетенций и т.д.» [2].

При таком толковании ГЧП фирмам на условиях публично-правового или гражданско-правового договора передаются некоторые государственные функции, связанные с управлением объектами государственной собственности. Существенной предпосылкой и условием возникновения ГЧП в данном случае является то, что для компаний выполнение функций государства как собственника определенного имущественно-правового комплекса становится коммерчески выгодным проектом, а за государством остаются права контроля и надзора за надлежащим выполнением фирмами условий передачи ему для временного исполнения функций управления государственной собственностью.

Бизнес в этом случае выступает в качестве экономического агента государства, имеющего и реализующего свое право на агентское вознаграждение за счет доходов, получаемых самим частным агентом вследствие исполнения за свой счет и риск переданного ему государством набора некоторых функций собственника соответствующего государственного имущественно-правового комплекса.

Ряд исследователей категоричны в своем мнении относительно явного подчинения государственно-частного партнерства обслуживанию интересов компаний. При таком подходе частные компании интересуются только прямыми затратами и доходами и не могут обеспечить необходимые обществу социально-экономические эффекты, поэтому ГЧП выступает в качестве механизма, посредством которого государство обслуживает капитал.

В связи с этим многие исследователи показывают, как органы государственной власти помогают бизнесу максимизировать прибыль от проектов, реализуемых в рамках партнерства с государством. «государственно - частное партнёрство обычно основано на соглашении и контракте между государством и частным сектором для совместной реализации инфраструктурных проектов с возможной передачей прав собственности на полученные результаты частному сектору...» [3].

При выявлении сущности и роли ГЧП в развитии национального хозяйства в целом или отдельных регионов возникает вопрос о механизмах реализации прав собственности на те объекты, которые, с одной стороны, входят в состав государственного сектора экономики, а с другой стороны, являются материальной основой производства и предоставления публичных услуг домохозяйствам и фирмам.

Очевидно, что при таком рассмотрении места и роли государства в управлении экономикой проблемы ГЧП рассматривается с точки зрения не системы в целом, а с точки зрения одного из секторов этой системы - с точки зрения частного сектора в его возможном противостоянии сектору публичному. В основе такого подхода стоит вопрос о праве различных социальных групп на формирование органов публичной власти и вопрос о формировании и смене самих этих групп интересов, в пользу которых осуществляется публичная власть. Собственно говоря, это вопросы не столько экономические, сколько политические и юридические.

Концепция государственно-частного партнерства, таким образом, определяется природой государства, спецификой институтов и институциональных ограничений, существующих в обществе, что обусловлено всей предшествующей историей становления и развития данного государства и общества. Поэтому, прежде всего, институциональными и культурно-историческими различиями обусловливается различие взглядов исследователей на понятие и сущность государственно-частного партнерства, что следует иметь в виду при заимствовании иностранного опыта и понимании того, что институт государственно - частного партнёрства импортирован на национальную почву, прежде всего, из Великобритании.

Лауреат премии памяти А. Нобеля в области экономики, представитель эволюционного институционализма Дуглас Норт обосновывает вывод о том, что в любом реально существующем в истории обществе имеет место следующая иерархия взаимоотношений между политическими решениями, собственностью и хозяйственной деятельностью: Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и систему контроля олитических процедур. Экономические правила устанавливают права собственности, связанные с использованием и получением дохода от собственности и ограничением доступа других лиц к имуществу или ресурсу. Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену [4].

Исходя из этого, выгодность отношений обмена для публичного и частного партнёров заключается в выгодности отношений между ними, соединяемых воедино благом, деятельностью или услугой. Для реализации отношений обмена требуются материальные и

финансовые ресурсы. Переход объекта обмена от одной стороны к другой влечет появление трансакционных издержек.

Поручительства, гарантии, технические регламенты, хронометраж рабочего времени, арбитражные разбирательства, посредничество и, конечно, система юридического процесса -все это отражает отношения оценки и контроля, то есть транзакционные издержки, состоящие из суммы издержек оценки и обеспечения актов обмена. При этом вознаграждение менеджеров, проектировщиков, финансовых и налоговых консультантов, рабочих, участвующих в подготовке акта обмена равно стоимости предельного продукта их труда за вычетом издержек контроля за выполнением ими своих функций.

С точки зрения государственного управления экономикой в целях обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне и необходимой для этого эффективности использования обществом имеющихся в его распоряжении ресурсов и производственного потенциала, в конечном итоге, речь должна идти о величине общих издержек производства, качестве и объеме продуктов, получаемых в результате производства.

Данный взгляд на государственное управление экономикой опирается на представление всей национальной экономики в качестве системы, в которой государство, фирмы и домохозяйства являются субъектами, то есть элементами единой системы. Такой подход выдвигает на первый план не вопрос о величине, распределении и реализации прав собственности на объекты, а вопрос обеспечения экономической эффективности, которая означает отсутствие потерь в использовании ресурсов. В теории экономическую эффективность сводят к двум категориям: эффективности производства (производственной эффективности) и эффективности распределения ресурсов.

Обосновывается, что при использовании экономических ресурсов достигается производственная эффективность, если любой объём продукции производится с наименьшими издержками для данного объёма выпуска. Помимо производственной эффективности на общую эффективность будет оказывать воздействие также и то, какой набор товаров и услуг выпускается обществом в целом, поскольку это связано с распределением ресурсов между различными производствами. Считается, что эффективность распределения достигается, если невозможно перераспределить ресурсы таким образом, чтобы в результате этого, хотя бы одно домохозяйство улучшило, а остальные не ухудшили своё материальное благосостояние [5].

Конституция РФ в качестве нормы содержит положение о том, что Россия является социальным правовым государством. Этим положением не только поставлена задача, но и гарантируется формирование в России социального рыночного хозяйства. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства в России, на первый план должны выдвигаться такие вопросы государственного управления экономикой, решение которых обеспечивает достижение экономической эффективности использования ресурсов общества и на этой основе социальной эффективности. Для этого необходимо обеспечить построение системы управления использованием наличных ресурсов, функционирование и эффективность, которой базируется на партнерстве государства, местного самоуправления и бизнеса.

Инструментарий достижения такой экономической и социальной эффективности будет вырабатываться путем преобразования форм и методов государственного регулирования экономики, осуществления государственно-частного и социального партнерства в соответствии с институциональными ограничениями, сформированными культурно-историческими условиями РФ.

Как было отмечено ранее, в основе партнерства лежит договор между властью и представителями частного сектора. При этом такой контракт содержит признаки различных установленных законодательством форм договоров и порождает возникновение особых отношений, выходящих за рамки какой-либо одной из отраслей права.

Государственно-частное партнерство - это не просто контракт государственного органа, государственного агентства или госпредприятия и частного лица подобно, например, договору аренды. Это - конкретная схема и формы взаимодействия частного бизнеса с государством, отличающаяся специфическим качеством и реализуемая на базе определенных принципов, не допускающих разных толкований в зависимости от взглядов и пристрастий конкретных лиц.

Таким образом, государственно-частное партнерство - это система отношений сотрудничества между государственной властью и частным сектором с соответствующими этой системе формами и механизмами конкретных организационно-экономических и имущественно-хозяйственных отношений, осуществляемых на контрактной основе в

общественных интересах на условиях, экономически и социально выгодных для всех участников таких отношений.

Специфика государственно-частного партнерства состоит в том, что оно, выступая в качестве условия, предпосылки и целевого ориентира эффективного публичного управления экономикой, имеет институциональный характер и является организационно-экономическим и имущественно-хозяйственным стратегическим и оперативным сотрудничеством публичной власти и частного сектора, обеспечивающим социально-экономический рост, сбалансированность и пропорциональность развития страны.

Список литературы

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы методологии. / В.Г. Варнавский. Институт экономики РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.inecon.ru/tmp/Varnavskiy.pdf/ (дата обращения: 20.02.2014).

2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнёрство: международный опыт и российские перспективы. [Текст]. М. ООО « МИЦ», 2010.

3. Private Participation in Infrastructure Projects Database // The World bank Group-The Publik-Privat Infrastructure Advisory Facility. [Электронный ресурс]. July, 2008. Режим доступа: http://ppi.worldbank.org/ (дата обращения: 24.04.2018).

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. [Текст]. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

5. Максимова В. Ф. Микроэкономика. [Текст]. М. : Маркет ДС, 2005.

ВЛИЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ЭКОНОМИКУ И МЕНЕДЖМЕНТ Салтыков А.В.

Салтыков Александр Викторович — аспирант, специализированная кафедра ПАО «Газпром», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается понятие четвертой промышленной революции и ее составляющие, технологические, биологические и информационные нововведения, появляющиеся в наше время, а также их влияние на экономику и менеджмент в первой четверти двадцать первого века.

Ключевые слова: четвертая промышленная революция, глобализация, гиперконкуренция, признаки гиперконкуренции, информационно-сетевая экономика, энейросетевая экономика, сетевые эффекты, мегатренды, новая парадигма экономической теории.

Новый век принес огромное количество изменений во всех сферах экономического и социального пространства жизнедеятельности людей. Ученые называют это время временем четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада.

Четвертая промышленная революция принесла фундаментальные изменения в жизни людей. Изменения ежедневно вносятся в такие сферы жизни людей как повседневный быт, обслуживание и досуг, производство, экономику. Такие новые явления как интернет вещей, дополнительная и виртуальная реальность, большие данные, 3Д печать, индустрия дронов и беспилотных транспортных средств и распределенные реестры (блокчейн) активно входят в повседневную жизнь людей.

При описании прогресса, достигнутого человечеством на начало двадцать первого века учеными также используется понятие шестого технологического уклада. Теория технологических укладов была разработана Н.Д. Кондратьевым и широко используется в социологии и экономике. Шестой технологический уклад характеризуется повсеместным введением в обиход нано и биотехнологий, молекулярных, клеточных, ядерных технологий и других технологий, основанных на применении нано и ядерных принципов производства.

Экономику начала двадцать первого века часто называют информационной экономикой. Это уже данность. При этом скорость изменений настолько велика, что заглядывать в завтрашний день чрезвычайно сложно. Но многие ученые в России и за рубежом смотрят в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.