Научная статья на тему 'Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности'

Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ГРАНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ / РАЗВИТИЕ / GRANT / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / ESSENCE / GENDER AND INTERCULTURAL ASPECTS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич, Иващенко Александр Васильевич

В предлагаемом материале приведены основные результаты, полученные в рамках исследования по теме «Экологическая компетентность: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития». Показаны степень их внедрения в реальную практику и возможность дальнейшего прикладного использования. Финансовая поддержка осуществлена Российским гуманитарным научным фондом (проект № 10-06-00938а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич, Иващенко Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, gender and intercultural aspects, especially the development of the environmental competence of personality

The article sets out the main results of the study the theme «Environmental competence: essence, gender and intercultural aspects, specificity of development». Indicates the degree of their implementation. The possibility of use.

Текст научной работы на тему «Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности»

ГРАНТЫ И ПРОЕКТЫ

Гагарин А.В., Иващенко А.В.

СУЩНОСТЬ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ16

Актуальность и важность научного осмысления методов развития экологической компетентности студентов различной этнокультурной принадлежности, целенаправленного научного анализа соответствующих объективных и субъективных факторов, условий и средств построения образовательного процесса в поликультурной среде высшего учебного заведения обусловлена, с одной стороны, нарастанием экологических проблем, которые приобрели сегодня планетарный масштаб, с другой - социокультурной потребностью в развитии способностей студентов из разных стран, обучающихся в России, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности, и в этой связи необходимостью использования личностно-ориентированных, развивающих и здоровьесберегающих образовательных технологий, создания условий для полноценного личностного и профессионального развития будущих специалистов, использования наряду с традиционными («знаниевыми») методами обучения в вузах активных методов целенаправленной подготовки кадров для решения вышеперечисленного круга проблем.

Объектом исследования выступила экологическая компетентность личности.

Цель исследования заключалась в разработке сущности, гендерных и межкультурных аспектов, а также особенностей развития экологической компетентности личности.

В процессе работы проводились теоретические исследования (анализ научной литературы), а также экспериментальные исследования гендерных и межкультурных аспектов, а также особенностей развития экологической компетентности с применением опросных методов (экспертный опрос, социологическое анкетирование, психодиагностика).

В результате исследования впервые была осуществлена системная теоретико-прикладная разработка экологической компетентности личности как психологического, педагогического и акмеологического феномена, его сущности, гендерных и межкультурных аспектов, технологии, методов и алгоритма развития у российских и иностранных студентов.

Ключевыми подходами к развитию экологической компетентности личности на современном этапе выступают психодидактический, экопсихологический, «экопедагогиче-ский», или «экольтурный», непосредственно компетентностный, акмеологический. При этом было обосновано положение о том, что для предлагаемого исследования необходимо использовать интеграцию продуктивных идей, заложенных в каждом из перечисленных

16 Проект выполнены в 2010-2012 гг. на базе кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. Рук. проекта проф. Гагарин А.В., научный консультант проф. Иващенко А.В. В исследовании также приняли участие к.психол.н. Михеев С.С. (информационное обеспечение и разработка web-портала); а также аспиранты, выполнявшие собственные исследования в рамках тематики проекта, Мудрак С.А. и Кузин А.А. (организация и осуществление эмпирических исследований).

подходов, что позволит, с одной стороны, использовать указанные позитивные продуктивные идеи в определении целостной сущности изучаемого феномена, с другой - осмыслить стержневую основу процесса развития экологической компетентности личности; определены психологические, педагогические, акмеологические принципы осуществления данного процесса в рамках интеграции данных видов знания: экологичности, гуманистичности, ак-меологичности, проживания, осознанности, рефлексии, предопределяющие подбор содержания, технологий, методов и средств развития экологической компетентности личности.

В этой связи были раскрыты сущностные (категориальные, функциональные, структурно-содержательные) особенности экологической компетентности на основе теоретического обобщения, уточнения и расширения имеющихся исследований, в связи с чем конкретизированы понятия «экологическая компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в т.ч. продуктивной природосохранительной деятельности; «экологическая компетентность» - способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем личности.

По результатам теоретической разработки проблемы подготовлены совместные статьи в научных журналах [2, 3, 11]; а также учебно-методический комплекс нового поколения «Экологическая психология, педагогика, акмеология» в печатной, электронной и Интернет-версии (часть 1) [5].

Далее, были проведены общие (констатирующие) эмпирические исследования (экспертный анализ и оценка, анкетирование, контрольные задания, наблюдения и собеседования) экологической компетентности будущих специалистов, в связи с чем установлены взаимосвязи уровня самооценки и развития экологической компетентности студентов, особенности оценки своего собственного уровня экологической компетентности, отношения будущих специалистов к своим коллегам-студентам; выявлены особенности уровней развития экологической компетентности у будущих специалистов различных специальностей; выявлены гендерные аспекты экологической компетентности личности, определены психологические, педагогические и акмеологические особенности ее развития на этапе подготовки будущего специалиста в многонациональной и многоконфессиональной образовательной среде; раскрыты пути формирования эколого-натуралистической эрудиции (когнитивный компонент), а также экологоориентированных умений и навыков у будущих специалистов не экологических специальностей (стихийно на основе жизненного опыта и обыденных представлений, на основе информации, полученной СМК, из бесед с друзьями и сокурсниками и т.п.).

В результате общих эмпирических исследований нами установлено, что при относительно высокой самооценке развития экологической компетентности студентов реальный средний уровень ее развития у будущих специалистов близок к недостаточному, при этом показано, что оценивая свой собственный уровень экологической компетентности достаточно высоко, будущие специалисты склонны более критично относиться к своим коллегам-студентам; выявлено, что уровни развития экологической компетентности различны у будущих специалистов различных специальностей; показано, что эколого-натуралистическая эрудиция (когнитивный компонент), а также экологоориентированные умения и навыки у будущих специалистов неэкологических специальностей формируются стихийно на основе жизненного опыта и обыденных представлений, на основе информации, полученной, прежде всего, из СМК (телевидение, радио, в малой степени Интернет), из бесед с друзьями и сокурсниками и т.п.

Также были проведены и специальные эмпирические исследования в поликультурной образовательной среде международного университета (Российский университет дружбы народов) с целью выявления и описания межкультурных аспектов экологической компетентности будущих специалистов.

В этой связи показано, что экологическая компетентность находит свое проявление в экологической деятельности. Деятельность же детерминирована необходимым качеством

сознания. В данном случае речь идет об экологическом сознании. Связь между экологической компетентностью и экологическим сознанием определяется через экологическую деятельность. Исследованы межкультурные особенности экологической компетентности студентов различных национальностей. Исходной теоретической позицией послужило положение о том, что понятия «экологической компетентности», «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой единую сущность. При этом на один из ведущих планов выведены национально-психологические особенности и специфику взаимодействия человека с природой в рамках того или иного этноса с учетом национальных традиций и культуры экологического воспитания личности.

Уровень и характер сформированной экологической компетентности студента зависит от начального уровня, с которым студент поступил в вуз. Начальный уровень задан особенностями культурного и экологического воспитания в стране рождения и предыдущего проживания, зависит от традиционного духовного контекста, особенностей взаимодействия с природой. Следующим фактором, влияющим на формирование личностной экологической компетентности, является экологическая проблемность окружающей среды в момент студенчества (г. Москва) и степень ее рефлексии. Степень осознания сравнительной разницы между экологическими проблемами на родине и в Москве тоже является стимулирующим фактором для поднятия уровня развития экологической компетентности. А проживание вне родной страны, объединение в землячества, ностальгический эмоциональный фон приводят к усилению ценностно-смыслового компонента экологической компетентности. Обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований позволило разработать системное описание экологической компетентности будущих специалистов различной профессиональной ориентации, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты, а также психологические качества, умения и детерминанты развития.

Важнейшие личностно-профессиональные качества экологически-компетентного будущего специалиста - экологически значимые качества личности: гуманность, эмпатий-ность, бережливость, ответственность, инициативность, принципиальность; общие - организованность, ответственность, целеустремленность, рефлексивность, самоэффективность, интернальность; интеллектуальные способности и качества; внимание, память, социально-перцептивные способности, интроспективные способности; личностные потенциалы; способность к эмоциональному переживанию во всех аспектах взаимоотношений с природой, в т.ч. в рамках профессиональной деятельности и профессионального образования; сложные частные способности, связанные с осуществлением того или иного вида деятельности (перцептивные, коммуникативные, к обучению и др.).

На основе теоретических и эмпирических исследований разработано системное описание общих и особенных характеристик экологической компетентности будущих специалистов по структурным компонентам (мотивационно-ценностному, когнитивному, деятель-ностно-поведенческому, эмоционально-волевому, рефлексивному) с описанием их психологического содержания, качеств, умений, детерминант развития (психолого-акмеологические детерминанты, кумулятивное действие которых определяет эффективное протекание изучаемого процесса-познавательные, ценностно-смысловые, эмоционально-ценностные, психодидактические, диагностические, и собственно акмеологические - организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управленческие и итогово-прогностические), уровней развития экологической компетентности личности.

По результатам общих и специальных экспериментальных исследований нами подготовлены и изданы совместные статьи в научных журналах []; монография «Экологическая компетентность: психолого-акмеологическое исследование» [9]; подготовлен и издан учебно-методический комплекс нового поколения в печатной, электронной и Интернет-версиях «Экологическая психология, педагогика, акмеология» (часть 2) [6].

На следующем этапе исследования нами был разработан интегральный психолого-педагогический алгоритм развития экологической компетентности будущих специалистов, реализация которого способствует существенной динамике указанного процесса, выраженной в значимых изменениях показателей уровня познавательной активности эколого-натуралистической направленности, характера экологических представлений, личностного (субъективного) отношения к природе (изменение «объектной модальности» отношения на «субъектную»), характера личных стратегий взаимодействия с природным окружением (изменение прагматической ориентации на непрагматическую), а также в целом показателей продуктивного развития экологической компетентности будущих специалистов.

В этой связи также были систематизированы важнейшие психологические, педагогические, акмеологические условия и факторы продуктивного развития экологической компетентности личности. При этом показано, что общими условиями продуктивного развития

экологической компетентности будущих специалистов являются активное их включение будущих специалистов в различные виды экологоориентированной деятельности и создание экологоориентированной развивающей среды; важнейшим фактором - специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы к продуктивному развитию экологической компетентности студентов; сформированность индивидуального стиля его профессиональной деятельности, а также рефлексивно-аналитических умений и творческой активности; предупреждение элементов формализма в осуществлении экологического образования в вузе.

Кроме того, разработана система психолого-педагогического сопровождения продуктивного развития экологической компетентности личности. В этой связи показано, что психолого-педагогическое сопровождение будущего специалиста связано, прежде всего, с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показал, что эта составляющая может быть актуализирована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности будущего специалиста по отношению к его личности.

По итогам исследования были подготовлены соответствующие научно-практические рекомендации по внедрению системы психолого-педагогического сопровождения развития экологической компетентности будущих специалистов. В связи с основными компонентами, психолого-педагогическое сопровождение развития экологической компетентности будущего специалиста дополнительно наполняется, «обогащается» соответствующими конкретными организационными формами и содержанием.

По результатам заключительного этапа подготовлены коллективные и индивидуальные публикации, в т.ч. статьи в научных журналах [1, 7, 11, 12], подготовлена и издана итоговая монография «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» [8].

Творческим коллективом разработан соответствующий контент и создан информационно-образовательный web-портал «Эко-Инфо» - «Экологическая психология, педагогика, акмеология в России» (www.ecopsv.info).

Информационно-образовательный и нте рн ет- п орта л

ECO-INFO

PSYCHOLOGY PEDAGOGIC AKMEOLOGY

*Иааа una kuîtura de la naturaleza* (Antonio Nunez Jimenez) «К культуре природы», или «Восхождение к духу»

www.ecopsy.info

На портале размещены информационные, учебные, методические, научно-популярные электронные материалы и ресурсы для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей по эколого-психологической, эколого-педагогической, эколого-акмеологической проблематике. Портал включает динамическое содержание (видео-ролики и сюжеты). Дается информация о каждом научном направлении, о персоналиях, ссылки на электронные варианты книг, статей и др. публикаций, другие важные ссылки по тематике. Приводятся сведения о ведущих исследователях в данной сфере, их научно-педагогическом статусе, направлениях научно-педагогической и общественной деятельности, интересах и хобби, контакты для взаимодействия. В специальном разделе очерчены границы проблемного поля аспирантских и докторских исследований, приводятся ключевые публикации, информация о выполненных по данной проблематике грантах и проектах. На сайте в открытом доступе размещены авторефераты защищенных и планируемых к защите диссертаций соискателей, работающих в рамках данной проблематики. На портале имеются все возможности для электронного общения (форумы, блоги, контактные формы и т.д.)

В целом, полученные результаты и прикладные разработки могут быть применены в системе высшего образования, разработанные технология, методы и алгоритм рекомендуется в практике развития и воспитания экологически компетентной личности будущего специалиста в различных сферах экономики и бизнеса.

Литература

[1]. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Эмпирическое изучение экологической компетентности личности студентов разных национальностей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2012. Т. 2. №

2. С. 90-92.

[2]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологиче-ских взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.

[3]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологиче-ских взаимодействий будущих специалистов: опытно-экспериментальное исследование, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». - 2010. - №

3. С. 66-73

[4]. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: сущность, содержание, развитие: Монография. - Saarbrücken Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

[5]. Гагарин А.В., Иващенко А.В. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 1 : Программы специализации, курсов повышения квалификации и дополнительного образования. М.: Изд-во РУДН, 2010.

[6]. Гагарин А.В., Иващенко А.В. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 2. М.: Изд-во РУДН, 2011.

[7]. Кузин А.А., Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития Professional-ecological culture of personality: essence, expression, development // Акмеология. 2012 (специальный выпуск). №1. С. 20-24.

[8]. Гагарин А.В., Мудрак С.О. Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития: Монография / Международная академия ак-меологических наук. - М.: «Альтекс», 2013.

[9]. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2011.

[10]. Кузин А.А., Гагарин А.В. Психолого-акмеологические критерии, показатели и особенности развития профессионально-экологической культуры личности // Акмеология. 2012. №1. С. 65-67.

[11]. Мудрак С.А., Гагарин А.В., Глебов В.В. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia) // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. No. 4. P. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.