Научная статья на тему 'Сущность финансовой стратегии, основные инструменты и методы её разработки'

Сущность финансовой стратегии, основные инструменты и методы её разработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1360
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL STRATEGY / ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / МЕТОДЫ / METHODS / РАЗРАБОТКА / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бруяка Виктория Николаевна

В статье рассматривается финансовая стратегия как один из важных элементов управления работой предприятия, в которой приведены оперативные, тактические, и стратегические действия, необходимые компании для улучшения своего положения в отрасли и увеличения доли занимаемого рынка. Приводятся главные преимущества наличия эффективной финансовой стратегии в деятельности предприятия. Также рассматриваются некоторые инструменты и методы, позволяющие качественно проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия, с помощью которых на основе данных проведённого анализа разрабатывается наиболее подходящая стратегия в области финансов для реализации целей во многих фирмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность финансовой стратегии, основные инструменты и методы её разработки»

Список литературы / References

1. Постановление правительства №1178 «Об основах ценообразования» от 29/12/2011 (ред. 29/10/2014)

2. Методика расчёта и оценки выполнения ключевых показателей эффективности генерального директора АО «Тюменьэнерго» №12/17 от 04/04/2017.

3. ЕБИТДА формула расчета и экономический смысл показателя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finvopros.com/ebitda-formula-rascheta.html/ (дата обращения: 02.06.2018).

4. Отношение долга к EBITDA [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://audit-it.ra>fmanaliz/terms/solvency.. .ebitda.html/ (дата обращения: 02.06.2018).

5. Школа финансового анализа. Показатель EBITDA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://beintrend.ru/ebitda/ (дата обращения: 02.06.2018).

6. ЕБИТДА: формула расчёта и актуальность применения показателя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://financc.ru/biznes/ ebitda-formula-rascheta.html/ (дата обращения: 02.06.2018).

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ, ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ЕЁ РАЗРАБОТКИ Бруяка В.Н. Email: Bruyaka642@scientifictext.ru

Бруяка Виктория Николаевна — студент магистратуры, кафедра экономики и менеджмента, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматривается финансовая стратегия как один из важных элементов управления работой предприятия, в которой приведены оперативные, тактические, и стратегические действия, необходимые компании для улучшения своего положения в отрасли и увеличения доли занимаемого рынка. Приводятся главные преимущества наличия эффективной финансовой стратегии в деятельности предприятия. Также рассматриваются некоторые инструменты и методы, позволяющие качественно проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия, с помощью которых на основе данных проведённого анализа разрабатывается наиболее подходящая стратегия в области финансов для реализации целей во многих фирмах.

Ключевые слова: финансовая стратегия, инструменты, методы, разработка.

THE ESSENCE OF THE FINANCIAL STRATEGY, MAIN INSTRUMENTS AND METHODS OF ITS DEVELOPMENT Bruyaka V.N.

Bruyaka Viktoria Nikolaevna - Graduate Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: in the article the financial strategy is considered as one of the important elements of enterprise management, which provides operational, tactical, and strategic actions necessary for the company to improve its position in the industry and increase the share of the occupied market. The main advantages of having an effective financial strategy in the activity of the enterprise are given. Some tools and methods are also considered that allow qualitative analysis of the external and internal environment of the enterprise, through which, based on the data of the analysis, the most appropriate financial strategy is being developed to achieve the goals in many firms. Keywords: financial strategy, tools, methods, development.

УДК 338.3

Финансовая стратегия является одним из основополагающих инструментов управления работой компании. Она предполагает необходимость разработки стратегических, тактических и оперативных планов, так как система рыночных отношений полностью связана с финансовыми

показателями. Основная цель финансовой стратегии любого предприятия - это снабжение предприятия достаточным количеством финансовых ресурсов.

Финансовая стратегия позволяет предприятию:

1) определять финансовые ресурсы и устанавливать управление ими;

2) выявлять главные курсы работы и концентрироваться на их реализации, оптимизировав при этом использование резервов предприятия;

3)проводить эффективный анализ экономической ситуации и существующего финансового состояния предприятия на определённое время;

4) создавать и подготавливать резервы предприятия;

5) определять экономические и финансовые возможности компании и его партнёров;

6) определять главных существующих конкурентов, планировать меры конкурентной борьбы [3].

Существуют инструменты и методы, способствующие реализации стратегии на предприятии. В основном они заключаются в теоретическом анализе в дополнении с интуицией разработчиков-управленцев. Стоит отметить, что невозможно продумать и просчитать стратегию до конца, по мере изменения внешних и внутренних факторов необходимо будет также корректировать и стратегию [4].

Рассмотрим группу инструментов относящихся к разработке финансовой стратегии, выявляя их основные преимущества и недостатки. Данную группу методов и инструментов можно отнести к наиболее важным, поскольку именно грамотно разработанная стратегия позволяет получить наибольшую эффективность деятельности предприятия и, как следствие, выгоду.

Суть данных инструментов и методов состоит преимущественно в анализе внешней и внутренней среды предприятия, выявление слабых и сильных сторон, впоследствии благодаря проведённым действиям уже можно сформировать основную потребность фирмы (цель) и выявить пути её достижения [2].

К таким инструментам и методам можно отнести [1]:

1. Функционально-стоимостной анализ. С помощью данного метода можно оптимизировать выполняемые процессы, которые необходимы для разработки определённого вида продукции, с точки зрения соотношения «затраты—результаты», также метод позволит оценить объём прибыли, возможный от производства продукта или услуг.

2. SWOT - анализ. С помощью данного метода можно определить причины эффективной или неэффективной работы компании на основе анализа маркетинговой информации, выявить дальнейший благоприятный вектор развития предприятия и грамотно распределить имеющиеся ресурсы по сегментам, классический SWOT предполагает оценку сильных и слабых сторон в работе предприятия, вероятных внешних угроз и имеющихся внутренних возможностей. Результатом анализа является разработка стратегии.

3. Метод Бостонской консалтинговой группы. Суть данного метода заключается в анализе матрицы, в которой по горизонтали указаны темпы роста (сокращения) объема продаж, а по вертикали — относительная доля предприятия на рынке. Самыми привлекательными предприятиями считаются организации, занимающие большую долю на растущем рынке. Матричные методы позволяют дать наиболее адекватную и точную оценку состоянию предприятия, однако эти методы отличаются своей дороговизной использования ввиду потребности в достоверной маркетинговой информации.

4. Анализ «разрывов. Данный метод позволяет реально оценить выполнимость поставленных целей. Также методу присуща приемлемая универсальность с точки зрения анализа различных задач. Недостатком инструмента является сложная структура факторов, которую сложно идентифицировать.

Применение различных методов и инструментов, участвующих в разработке финансовой стратегии зависит от финансового возможностей предприятия, а также от социально-экономической и политической ситуации в стране. Это говорит о том, что универсального инструмента, подходящего для каждого вида фирмы, не существует. Предприятию следует подбирать инструмент разработки стратегии исходя из своих данных и информации конкурентов, которые необходимо оценить.

Список литературы / References

1. Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджмента: в 4 т. Т. 1, Концептуальные основы

финансового менеджмента [Текст] / И.А. Бланк. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2017. 447 с.

ISBN 978-5-370-00922-8.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст]. Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. М.; Новосибирск, 2015. 250 с. ISBN 5-7038-1004-3.

3. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2013. 365 с.

4. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. М.: Юрайт, 2013. 507 с.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Меленчук С.Г. Email: Melenchuk642@scientifictext.ru

Меленчук Савелий Геннадьевич - студент магистратуры,

кафедра социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: на сегодняшний день проблема управления устойчивым развитием регионов является актуальной. Перед властями различного уровня встает задача повышения эффективности систем управления за счет поиска новых методов государственного регулирования развития территорий. Особое внимание уделяется обеспечению конкурентоспособности регионов и их устойчивого развития на основе использования комплексного потенциала региона. В свою очередь обеспечение сбалансированности экономического, экологического и социального развития региона может быть достигнуто в рамках социального партнерства, современной формой которого выступает корпоративная социальная ответственность. В статье рассматриваются механизмы взаимодействия власти и бизнеса в рамках реализации концепции устойчивого развития региона. Определены проблемы и задачи в области устойчивого развития Красноярского края и предложены меры повышения уровня устойчивого развития региона посредством корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, региональная экономика.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF KRASNOYARSK KRAY ON THE BASIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Melenchuk S.G.

Melenchuk Saveliy Gennadievich - Graduate Student, DEPARTMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC PLANNING, INSTITUTE OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND NATURE MANAGEMENT SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: ourrently, the problem of managing sustainable development of regions is topical. Authorities of different levels face the task of increasing the effectiveness of management systems by seeking new methods of state regulation of development of territories. Particular attention is paid to ensuring the competitiveness of the regions and their sustainable development based on the use of the region's complex potential. In turn, the balance of economic, environmental and social development of the region can be achieved through social partnership, a modern form of which is corporate social responsibility.

The article deals with the mechanisms of interaction between government and business within the framework of the concept of sustainable development of the region. Problems and tasks in the field of sustainable development of the Krasnoyarsk Territory are defined and measures are proposed to increase the level of sustainable development of the region through corporate social responsibility. Keywords: corporate social responsibility, sustainable development, regional economy.

УДК 332.146.2

Проблема управления устойчивым развитием регионов на сегодняшний день представляется актуальной и обусловлена рядом факторов, поскольку региональные социально-экономические системы характеризуются слабой устойчивостью, обусловленной разбалансированностью воспроизводственных процессов, высокой межрегиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.