2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст]. Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. М.; Новосибирск, 2015. 250 с. ISBN 5-7038-1004-3.
3. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2013. 365 с.
4. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. М.: Юрайт, 2013. 507 c.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Меленчук С.Г. Email: [email protected]
Меленчук Савелий Геннадьевич - студент магистратуры,
кафедра социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация: на сегодняшний день проблема управления устойчивым развитием регионов является актуальной. Перед властями различного уровня встает задача повышения эффективности систем управления за счет поиска новых методов государственного регулирования развития территорий. Особое внимание уделяется обеспечению конкурентоспособности регионов и их устойчивого развития на основе использования комплексного потенциала региона. В свою очередь обеспечение сбалансированности экономического, экологического и социального развития региона может быть достигнуто в рамках социального партнерства, современной формой которого выступает корпоративная социальная ответственность. В статье рассматриваются механизмы взаимодействия власти и бизнеса в рамках реализации концепции устойчивого развития региона. Определены проблемы и задачи в области устойчивого развития Красноярского края и предложены меры повышения уровня устойчивого развития региона посредством корпоративной социальной ответственности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, региональная экономика.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF KRASNOYARSK KRAY ON THE BASIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY
Melenchuk S.G.
Melenchuk Saveliy Gennadievich - Graduate Student, DEPARTMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC PLANNING, INSTITUTE OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND NATURE MANAGEMENT SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK
Abstract: ourrently, the problem of managing sustainable development of regions is topical. Authorities of different levels face the task of increasing the effectiveness of management systems by seeking new methods of state regulation of development of territories. Particular attention is paid to ensuring the competitiveness of the regions and their sustainable development based on the use of the region's complex potential. In turn, the balance of economic, environmental and social development of the region can be achieved through social partnership, a modern form of which is corporate social responsibility.
The article deals with the mechanisms of interaction between government and business within the framework of the concept of sustainable development of the region. Problems and tasks in the field of sustainable development of the Krasnoyarsk Territory are defined and measures are proposed to increase the level of sustainable development of the region through corporate social responsibility. Keywords: corporate social responsibility, sustainable development, regional economy.
УДК 332.146.2
Проблема управления устойчивым развитием регионов на сегодняшний день представляется актуальной и обусловлена рядом факторов, поскольку региональные социально-экономические системы характеризуются слабой устойчивостью, обусловленной разбалансированностью воспроизводственных процессов, высокой межрегиональной
дифференциацией и отсутствием эффективного механизма перераспределения финансовых и трудовых ресурсов. Проблема управления устойчивым развитием регионов сегодня усугубляется и в связи с глобальным экономическим кризисом, затрудняющим реализацию региональных стратегий комплексного социально-экономического развития.
Между тем, как отмечает С.В. Хабарова, в мировой экономике глобализация сопровождается одновременно протекающими процессами регионализации, при которых системы мезоуровня превращаются в основные самодостаточные экономические единицы и становятся субъектами конкуренции [1]. Отсюда следует, что перед федеральной и региональной властью встает задача повышения эффективности систем управления за счет поиска новых методов государственного регулирования развития территорий. В этой ситуации все усилия должны быть направлены на обеспечение конкурентоспособности регионов и их устойчивого развития на основе использования комплексного потенциала региона.
В своей работе Т.Ю. Грибкова утверждает, что переход к устойчивому развитию России в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной стратегии в области устойчивого развития. Регион как интегральное образование, обладающее определенным единством природных, хозяйственных и социальных компонентов, непосредственно заинтересован в сбалансированном развитии, базирующемся на использовании своих ресурсов [2]. При этом обеспечение сбалансированности экономического, экологического и социального развития региона может быть достигнуто в рамках социального партнерства, современной формой которого выступает корпоративная социальная ответственность.
Концептуальные основы устойчивого развития рассматриваются в работах таких авторов, как А.Г. Гранберг, В.И. Данилов-Данильян и д.р. Необходимость и объективная обусловленность перехода к устойчивому развитию была обоснована в работах таких авторов, как Д. Медоуз, М. Месарович, Дж. Форрестер и др. В их статьях, докладах и выступлениях нашли отражение подходы к трактовке термина «устойчивое развитие», содержания и принципов устойчивого развития.
Развитию теории и практики устойчивого развития также посвящены работы зарубежных экономистов И. Ансоффа, П. Друкера и др. Исследование категории «устойчивое развитие» на макроуровне нашло отражение в публикациях западных экономистов, связывающих устойчивое развитие с влиянием непрерывного процесса управления объемами производства, сбыта продукции, полной занятости работоспособного населения, роста технического прогресса, создания новых сфер для развития бизнеса. На микроуровне проблемам устойчивого развития посвящены работы В.М. Баутина и А.А. Черниковой, Е.В. Корчагиной, Е. В. Щербенко, исследовавших устойчивость развития в качестве движения по заданнойтраектории с отсутствием неустойчивости [3].
Исследование роли КСО в обеспечении устойчивого развития компании является в России относительно новым направлением исследований. Среди российских ученых, внесших значительный вклад в развитие концепции корпоративной социальной ответственности можно отметить: Е.Ю. Благова, И.Ю. Беляеву, С.П. Перегудова, И.С. Семененко, Ю.Н. Попова, В.Н. Якимца, О.В. Данилову и др. Так, например, Е.Ю. Благов в своих исследованиях взаимодействия бизнеса и общества делает уклон на стратегическую природу корпоративной социальной ответственности. Он отмечает, что корпоративная социальная ответственность — это «рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании» [4].
Несмотря на попытки государства и бизнеса сформировать общее представление о социальной ответственности, существует ряд проблем, тормозящих развитие практики КСО в России. На многих российских предприятиях отсутствует единый системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности: направления корпоративной социальной ответственности не связаны единой социальной политикой и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций. Это во многом связано с отсутствием единых законодательных рамок реализации корпоративной социальной ответственности на федеральном уровне и непониманием топ менеджментом эффекта от реализации социальных инвестиций на практике.
Исходя из вышесказанного следует, что проблема совершенствования механизмов управления устойчивым развитием региона применительно к условиям экономики инноваций и глобализации еще не решена. Данная проблема актуальна и для Красноярского края. Так, стратегией социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 г. главная цель определена как «обеспечение высокого качества жизни населения и привлекательности края для проживания на базе эффективного развития региональной экономики» [5]. При этом, концепция и уровень социально-
экономического положения региона формируют ряд проблем и задач в области устойчивого развития:
- взаимная заинтересованность государства и бизнеса в эффективном взаимодействии с целью обеспечения устойчивого развития Красноярского края;
- необходимость расширения стратегического партнерства и сотрудничества по целому ряду направлений деятельности, поиска точек роста на территории Красноярского края;
- необходимость взаимосвязанности стратегий развития, привлечению инвестиций, расширению и совершенствованию взаимовыгодных экономических, промышленных и научно-технических связей в Красноярском крае;
- необходимость установления конструктивного диалога в целях совершенствования регуляторной среды в экономической, социальной сферах, а также в целях стимулирования инвестиционного развития;
- важность открытости сотрудничества и осознание субъектами ответственность за результаты деятельности.
При этом, для повышения уровня устойчивого развития Красноярского края необходимо:
- содействие развитию на территории Красноярского края устойчивой экономики как основы создания приемлемых по современным представлениям и улучшения существующих условий жизни ныне живущим и будущим поколениям;
- обеспечение в Красноярском крае экономического роста интенсивного, инновационного типа, способного обеспечить необходимый уровень эффективности региональной экономики;
- обеспечение устойчивого развития промышленности Красноярского края;
- повышение эффективности реализации в Красноярском крае проектов, направленных на снижение негативного воздействия промышленности на окружающую среду и здоровье населения, для обеспечения экологической безопасности на территории Красноярского края;
- формирование на территории Красноярского края системы глубокой переработки добываемого сырья, ориентированной на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, создание и развитие высокотехнологичных производств, внедрение наилучших доступных технологий;
- рост инвестиционного потенциала Красноярского края, создание комплекса условий, формирующих благоприятный инвестиционный климат;
- модернизация и развитие инфраструктуры Красноярского края;
- решение иных приоритетных задач социально-экономического развития Красноярского края.
Проанализировав государственную политику в области устойчивого развития, предложено
органам исполнительной власти Красноярского края:
- при реализации государственной политики исходить из необходимости создания благоприятного инвестиционного климата в крае;
- предоставлять инвесторам, в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях реализации инвестиционных проектов;
- в рамках своей компетенции не допускать изменений условий и рамок реализации инвестиционных проектов, в том числе реализуемых в формате государственно-частного партнерства, в сторону ухудшения их финансово-экономических характеристик;
- не допускать дискриминации по отношению к кому-либо из участников проектов на территории Красноярского края, стремится обеспечивать режим открытости и равного доступа со стороны различных участников;
- регулярно актуализировать и представлять в публичном доступе видение и приоритетные направления государственной политики в части территориальной организации хозяйственной деятельности на территории Красноярского края с целью формирования у бизнес-сообщества обоснованных представлений о границах реализации проектов;
- активно участвовать в достижении проектами целевых социально-экономических характеристик, приемлемых в современных условиях (в рамках компетенций и возможностей, определяемых для каждого проекта или их группы);
- размещать информацию об инвестиционных проектах на «специализированном двуязычном интернет-портале об инвестиционной деятельности в Красноярском крае»;
- рассматривать возможности организации оказаний государственных услуг при реализации инвестиционных проектов в режиме «одного окна».
В свою очередь, предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории Красноярского следует осуществлять:
- проведение активной политики в области формирования на территории Красноярского края цепочек создания добавленной стоимости в рамках (в процессе) последовательно сменяющих друг друга стадий переработки добываемого (извлекаемого) сырья;
- активное участие в подготовке кадров (специалистов и инженерно -технического персонала), принимающих участие на различных стадиях - от производства оборудования и оказания услуг до непосредственно участия в осуществлении проектов по освоению (развитию) источников производства сырья и материалов;
- содействие повышению научно-технического уровня реализуемых решений и осуществляемых подходов (в рамках создания, поддержки и развития региональных центров научно-технической поддержки - в организациях высшего образования и научно-исследовательских организациях края);
- реализацию проектов на принципах кооперации и взаимодействия с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории края, прежде всего, при реализации инфраструктурных проектов, связанных с транспортным и инженерным обустройством территории края;
- создание и развитие современных форм и методов сбора, хранения и доступа к данным о природных объектах, вовлекаемых и осваиваемых в процессе хозяйственной деятельности - широкое использование для этого современных информационных и цифровых технологий и подходов.
Таким образом, с помощью социальной ответственности корпораций, а также механизмов конструктивного взаимодействия бизнеса, региональных органов власти и общества возможно добиться повышения уровня устойчивого развития Красноярского края.
Список литературы / References
1. Хабарова С.В. Экономическая эффективность государственной ветеринарной службы перерабатывающих предприятий как фактор регионального роста // Интеллект. Инновации. Инвестиции [Электронный ресурс], 2011. № 1.1. С. 49-51. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16378269/ (дата обращения: 15.01.2018).
2. Грибкова Т.Ю. Региональный аспект стратегии устойчивого развития // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. [Электронный ресурс]. 2009. №2 (29). С. 5-10. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20316392/ (дата обращения: 15.01.2018).
3. Бадмаева Л.В. Корпоративная социальная ответственность в концепции устойчивого развития региона: дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петерб. гос. университет, Санкт-Петербург, 2012.
4. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента, 2004. № 3. С. 19.
5. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krskstate.ru/2030/plan/ (дата обращения: 15.01.2018).
THE PRESENT CONDITION OF TOURISM IN SAMARKAND, THE RESULTS OF RESEARCH Gadoeva M.Kh.1, Khusenova M.G.2 Email: [email protected]
'Gadoeva Muborakkhon Khayriddin qizi — Student; 2Khusenova Mekhrangiz Gayratovna — Student, SERVICE AND TOURISM FACULTY, SAMARKAND INSTITUTE OF ECONOMICS AND SERVICE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: today's world where we live in, hospitality industry is developing more and more. Most of developed countries have their tourism sector which is main part of economics. Samarkand is one of the most historical places in Asia and main tourist destination of Central Asia. Due to this it is important to organize more comfortable and modern tourism infrastructure in Samarkand. In this article, you can see some opinions about tourism of Samarkand. Including number of visitors in region by age, country, gender and others. It also analyzes the infrastructure of region, namely, transport, accomodition, restaurants.