Научная статья на тему 'Сущность экономики знаний и проблемы, сдерживающие ее развитие в современных условиях'

Сущность экономики знаний и проблемы, сдерживающие ее развитие в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / SUBSYSTEMS OF INFORMATION / EDUCATION / HUMAN CAPITAL / INNOVATION / COMPETITIVE / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE SYSTEM / COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коннова О.К.

В статье раскрыты некоторые концептуальные определения и содержания категории «экономики знаний», показаны ключевые элементы построения экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE KNOWLEDGE ECONOMY AND THE PROBLEMS THAT RESTRAIN ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

The article is concerned with defining the concept of knowledge economy and some insights into how to build development strategies adapted to the challenges and opportunities of our time.

Текст научной работы на тему «Сущность экономики знаний и проблемы, сдерживающие ее развитие в современных условиях»

УДК 330.342

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Коннова О.К., аспирант кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет»

В статье раскрыты некоторые концептуальные определения и содержания категории «экономики знаний», показаны ключевые элементы построения экономики знаний.

Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях, интеллектуализация экономики, человеческий капитал, информационная, конкурентоспособная, инновационная инфраструктура, инновационная система.

THE ESSENCE OF THE KNOWLEDGE ECONOMY AND THE PROBLEMS THAT RESTRAIN ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

Konnova O., the post-graduate student, Economics theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University»

The article is concerned with defining the concept of knowledge economy and some insights into how to build development strategies adapted to the challenges and opportunities of our time.

Keywords: knowledge-based economy, subsystems of information, education, the human capital, innovation, competitive, innovative infrastructure, innovative system, communication technology.

Современный этап хозяйствования характеризуется как переход к «новой экономике».В ряде стран мира используется новая информационная парадигма развития общества. Определяющую роль в развитии всех процессов играют не природные и материальные ресурсы, а знание, как один из основных факторов производства. Экономика превращается в экономику, основанную на знаниях, информационную экономику.

Впервые об экономике знаний впервые заговорил австро-американский экономист Фринц Махлуп. В сектор экономики знаний он включил виды человеческой деятельности, объединив их в группы:

• 44% -образование;

• 8% - научные исследования и разработки;

• 28% - средства массовой информации;

• 7% - информационная техника;

• 13% - информационные услуги.

Это его теоретические заключения основываются на таких положениях как:

1. Что-то известное кому-то - это знание.

2. Процесс, при помощи которого человек узнает что-то, что уже известное другим, а ему еще нет - это процесс производства знаний [1, с.4].

Однако в условиях интенсивного инновационной экономики, достигаемого за счет научных исследований, а также инноваций, с ростом образованности населения, под «экономикой знаний» стали понимать такой тип экономики, решающую роль в котором играют знания, а их производство становится источником экономического роста и конкурентоспособности.

Дефиниции экономики, которая основана на знаниях, учеными трактуются по-разному. Это и экономика качества, и поиск новых концепций [2]; взаимосвязь различных форм знаний, человеческого потенциала, информации как потенциала знаний [3, с.14-16];какмодель хозяйственной системы инновационного типа, которая основана наукоемком производстве [5, с.7], на защите интеллектуальной собственности, труде, непрерывности обучения, высокотехнологичном бизнесе, приоритетности науки и образования; каксфера новой экономики, которая базируется на первенствующем воспроизводстве знаний и инновационной активности предприятий [4, с.105];под знанием понимаются подходы, идеи по организации производства, какой сделать продукт [7, с.50]; и как воспринятая и осмысленная информация, которая воплощается в принципах практического применения, сведений о законах общества, социальных отношениях [6, с.6]и другие определения.

В 1973 году была опубликована монография американского социолога Д.Белл. Одним из главных структурных элементов он выделил информацию и знания, считая, что постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, которая основана на знании. При этом систематизация знания становится фактором инновации. Его особенность состоит в том, что, будучи проданным, оно остается также и у своего производителя [8, с.СШ].

Поскольку знания необходимы для существования любого обществатоисторически во всех общественно-экономических формациях присутствуют элементы экономики знаний. В обществе знаний происходят изменения самого характера знаний, доминирование теоретического знания. Необходима становится не просто информация, а информация, представляющая собой определенную систему.Здесь главным для информации является объект, несущий качественно разнородные сведения (научно-технические, экономические, массовые и другие), которые экономические субъекты могут потенциально использовать. Информацияв производстве не может быть примененабез осознания. Она не может вступить в процесс производства пока они (информация) не утратит свою объективную форму, не превратилась из информации в знания [9].

Если говорить об эффекте «экономического знания», то он заключается в его использовании во всех отраслях и сферах, а не только в выпуске высокотехнологической продукции. При этом необходимо использовать такие показатели как наукоемкость и наукоотдача, т.е. эффективность и конкурентоспособность.Являясь продуктами умственного труда,знание в экономике знаний выступает специфи-ческимтоваром, конкурентоспособность котороговсе больше влияет на устойчивость экономического развития.

Сегодня знание является одним из основных факторов производства, более значимым, чем традиционные факторы. Человеческие ресурсы, образующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из главных производительных факторов, определяемых соз-даниеновейших технологий, развитие производства, повышениеего эффективности, а также развитиебезопасности, социальной сферы, науки, здравоохранения, культуры.Ключевой составляющей стоимости, которая создается в экономике знаний, становятся человеческие ресурсы, профессиональная подготовка персонала. По мере развития экономики знаний растет стоимость человеческого капитала. Благодаря интеллектуальным способностям человека, а так же коллектива, обществаинформация превращается в знания[9].

На основании общероссийского классификатора видов деятельности (ОК 029-2014) автор выделяет следующий ряд видов деятельности, свидетельствующих об интеллектуализации экономики (табл.1).

Производство и распространение знаний в экономике «знаний» не ограничивается получением интеллектуального продукта, который трактуется как «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные и т.д.»[10]. Впроизводстве и распространении знаний принимают участие как ученый так и исследователь, журналист, врач, адвокат, финансист. Условие динамичного развития системы образования является важнейшим условием интеллектуализации современной.

«Знаниевой»экономикеприсущи такие отличия, как, высокий индекс экономической свободы, общество знаний, развитое гражданское общество и развитая демократия.В наибольшей степени реализована экономика знаний США, странах ЕС, Южной Кореи, Японии. Однако России только еще предстоит поэтапно создавать

Таблица 1.Виды деятельности

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образование Общее образование Профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование

Научные исследования Фундаментальные и прикладные исследования и разработки Поисковые исследования Государственные и частные НИОКР

Средства массовой информации и культура Издательская и полиграфическая деятельность, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, деятельность общественных объединений

Производство информационной техники и высокотехнологичное производство Производство офисного оборудования и вычислительной техники, электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинских изделий, летательных и космических аппаратов

Оказание информационных услуг по видам деятельности В области права, вычислительной техники и информационных технологий, в области архитектуры, стандартизации и метрологии, рекламная деятельность, маркетинговые исследования и др.

эффективную экономику, потому что достигнутые в прошлом времени высокие мировые позиции в образовании, науке, медицине и пр. были утрачены.

Эксперты Всемирного Банка выделяют четыре основных взаимосвязанных элемента национальной стратегии для построения экономики знаний:

1. Создание соответствующих экономических стимулов и институционального режима, поощрение широкого и эффективного использования местных глобальных знаний во всех секторах экономики, что способствует развитию предпринимательства, поддерживает экономические и социальные преобразования.

2. Создание общества квалифицированных, гибких и творческих людей, с возможностями для качественного образования и обучения доступным для всех, а также гибкое сочетание государственного и частного финансирования.

3. Построение динамической информационной, конкурентоспособной и инновационной инфраструктуры, что включает в себя коммуникационные технологии (ИКТ), такие как Интернет и мобильную телефонию, а так же радио, телевидение и другие средства массовой информации, компьютеры и другие устройства для хранения, обработки и использования информации.

4. Создание эффективной инновационной системы, включающей предприятия, фирмы, науку и исследования, центры, университеты и другие организации, которые могут внести свой вклад в растущий запас мировых знаний, адаптировать их к местным потребностям и использовать его для создания новых продуктов, услуг и способов ведения бизнеса [11].

Вместе с тем остаются и не решенными проблемы такие как:

1. Создание благоприятной среды для экономики знаний, которая включает в себя создание соответствующего экономического и институционального режима, обеспечивающего стимулы для эффективного использования местных и глобальных знаний, что способствует развитию предпринимательства.

2. Кадровые ресурсы для экономики знаний. Будучи негибкой, система образования может быть препятствием на пути к успеху в экономике знаний. Различия между учебной и профессиональной подготовкой мешают решению проблем в области людских ресурсов. Системы образования должны соответствующим образом адаптироваться, продолжая фокусироваться на качестве и широком доступе, делая возможным обучение на протяжении всей жизни. Основной принцип системы образования и обучения в основанной на знаниях экономике является то, что обучение происходит повсеместно в экономике и обществе.

3. Информационная инфраструктура. Наличие и использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) могут значительно влиять на производительность и экономический рост. Сами по себе ИКТ не приводят к изменению традиционных, неэффективных методов производства. Они помогают создать рычаги и стимулы для изменений.

4. Национальная инновационная система влияет на непрерывный рынок

Можно согласиться с В.А. Черепановым, что «шансов на построение постиндустриального общества, создания экономики знаний у России не меньше, чем у многих стран Европы, которые мы относим к разряду «развитых» государств. Однако, в последнее время в государственной политике в сфере образования и науки наметились явления такие, которые не могут не вызвать тревогу.

Сокращением количества вузов, снижением качественного уровня высшей профессиональной подготовки, уменьшением количества обучающихся в высшей школе вряд ли можно повысить конкурентоспособность российской экономики, перевести ее на рельсы экономики знаний...» [7].

Таким образом, развитие экономики знаний весьма сложный процесс, который обусловлен возрастанием роли информатизации и человеческого капитала, глобализацией и действием ряда других условий, меняющих внешний вид современной экономики.

В современных условиях такие факторы как научные знания, технологии и инновации становятся основополагающими факторами роста экономики и благосостояния.

Литература:

1. Ф.Махлуп. Производство и распространение знаний в США.

- М.:Прогресс, 1966. - С.35

2. Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты//Общественные науки и современность. - 2005.-№3.-С.56-69.

3. Потуданская В.Ф., Яковлева Е.В. Объекты нематериального характера как базисные ресурсы в условиях экономики знаний // Креативная экономика. - 2009. - №3.- С.11-18.

4. Лукъянчикова Т.Л. Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития // Креативная экономика.

- 2011. - №8. - С.104-108

5. Шелестова Д.А. Институциональное развитие экономики знаний в современной России - дисс.канд. эконом. наук, Волгоград, 2013. - 177 с.

6. А.Р. Сафиуллин Особенности информации и знаний в «умной» экономике // Современная Наука. -2012.-№1. - С. 5-7.

7. В.А. Черепанов. Экономика, основанная на знаниях? // «Совет Ректоров» - 2008.- №12. - с.48-51.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 2004, C. CLL

9. А.Р. Сафиуллин, О.К. Коннова Факторы развития экономики знаний. //Современная наука. - 2014. - №9-10. - С. 3-7.

10. Большой Экономический Словарь. - М., 2002. - С. 774775.

11. Официальный сайт программы Всемирного Банка «Знания для развития». http://www.worldbank.org/kam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.