Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального капитала стратегическая задача при переходе к «Экономике знаний» в России'

Развитие интеллектуального капитала стратегическая задача при переходе к «Экономике знаний» в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / "ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ" / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / "KNOWLEDGE ECONOMICS" / INTELLECTUAL CAPITAL / INSTITUTE OF EDUCATION / INSTITUTE OF SCIENTIFIC RESEARCH / INNOVATION / SCIENTIFIC POTENTIAL / INNOVATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева С. С.

В статье рассматривается роль интеллектуального капитала при переходе к экономике знаний. Анализируются отличительные особенности экономики знаний и традиционной экономики. Приведена сравнительная характеристика России и стран мира по ряду индикаторов, характеризующих уровень развития интеллектуального капитала как важнейшего фактора экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL AS A STRATEGIC TASK WITH TRANSITION TO «KNOWLEDGE ECONOMICS» IN RUSSIA

The article views the role of intellectual capital with transition to knowledge economics. The article analyzes the distinguishable features of knowledge economics and traditional economics. The comparative characteristics of Russia and foreign countries were reviewed in the article, using indicators showing the level of intellectual capital development as the main factor of knowledge economics.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального капитала стратегическая задача при переходе к «Экономике знаний» в России»

УДК 330.1

С.С. ИСАЕВА, главный специалист-эксперт

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА -СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К «ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ» В РОССИИ

В статье рассматривается роль интеллектуального капитала при переходе к экономике знаний. Анализируются отличительные особенности экономики знаний и традиционной экономики. Приведена сравнительная характеристика России и стран мира по ряду индикаторов, характеризующих уровень развития интеллектуального капитала как важнейшего фактора экономики знаний.

Важнейшим условием перехода к постиндустриальному обществу, основанному на инновационных и информационно-коммуникационных технологиях, является активизация человеческого капитала в воспроизводственном процессе. Его интеллектуальная составляющая занимает лидирующее положение и становится определяющей на всех уровнях человеческого сообщества. Растущие потребности в личных, частных и общественных благах предопределяют активизацию созидательной деятельности человека как индивида, как члена организации и как члена общества. В связи с этим формируется качественно новая связь между производством жизненных благ и человеческим капиталом как важнейшим параметром экономической системы. Интеллектуальный капитал превращается в фактор, определяющий эффективность деятельности отдельных фирм и национальной экономики в целом.

Наиболее перспективной с точки зрения обеспечения конкурентных преимуществ в современном постиндустриальном мире представляется инновационная экономика, при которой основной вклад в прирост валового внутреннего продукта обеспечивает сфера научно-технического и инновационного производства, а главной производительной силой становятся творческие интеллектуальные ресурсы общества. Общество,

переходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях, или как экономику знаний. В научной экономической литературе можно встретить и другие равнозначные понятия данной категории: «новая экономика», «инновационная экономика», «информационная экономика», «общество, основанное на знаниях» и т.д.

В широком смысле экономика знаний - это экономика, в которой знания и инновации играют доминирующую роль в экономическом развитии [1]. Возникновение экономики знаний характеризуется возрастающей ролью знаний в качестве фактора производства и их существенным влиянием на квалификацию, обучение, эффективность производства и инновации.

В 1980-1990-х гг. учеными-экономистами организации экономического сотрудничества и развития была проведена работа в области изучения процессов экономического роста в развитых странах. На основе детального анализа проектов и работ экономистов, объединенных в Организацию экономического сотрудничества и развития, Б. Годэн приходит к выводу, что экономика знаний представляет собой «зонтичную» концепцию, позволяющую «собрать существующие идеи и концепции в области науки и инноваций, а также и индикаторы в одну кон-

цептуальную систему». Суть данной концепции сводится к следующим центральным моментам:

- концепция знания как ресурса - знания становятся ключевым фактором производства наряду с капиталом и трудом;

- концепция знания как продукта - производство знаний является наиболее важным и определяющим «лицо» современной экономики;

- концепция кодифицированного знания -кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений;

- концепция экономики знаний как важнейшего следствия развития информационного общества - знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий [2].

Основанная на знаниях экономика постиндустриального общества отличается от предшествующих общественных формаций следующими признаками. Во-первых, на этой стадии объектированное в продуктах и услугах знание формирует большую часть создаваемой стоимости. Этот процесс развивается через интеллектуализацию технологий, сокращение производственных издержек, рост наукоемкости производимой продукции и развитие рынков интеллектуальных товаров и услуг. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает существенное повышение производительности труда. Кроме того, экономика знаний позволяет преодолеть территориальную удаленность и дает гораздо больше информации об участниках рынка, сокращая при этом производственные издержки, связанные с временными и транспортными затратами доступа к товарам и услугам. Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. По оценкам экспертов, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг (купля-продажа лицензий, ноу-хау, технологий и т.д.) сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.

Во-вторых, в то время как в традиционной экономике в процессе производства исходные ресурсы истощаются, в условиях экономики знаний информация и знания, которые выступают важнейшим ресурсом, напротив, не истощают-

ся, а распространяются между всеми участниками экономического процесса. В связи с этим, в экономике постиндустриального общества деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знания, приобретает все более существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольше степени.

В-третьих, экономика знаний по сравнению с другими экономиками характеризуется ростом трансакционных издержек. Это издержки, обусловленные поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности, в том числе и интеллектуальной собственности и т.д. В экономике развитых стран на трансак-ционные издержки приходится более 50% общих издержек производства и реализации продукции. Соответственно возросли требования к эффективности сбора и обработки информации, повысился спрос на маркетинговые исследования, рекламу, связи с общественностью, то есть к видам деятельности, основными ресурсами которых является знание.

В-четвертных, знания, являясь ключевым ресурсом экономики знаний, порождают идеи, которые реализуются в сфере материального производства в виде инновационных продуктов и услуг.

В-пятых, в экономике знаний, в условиях постоянного стремительного обновления знаний и жесткой конкуренции люди оказываются перед необходимостью постоянного обучения. Все более широкое распространение получают курсы повышения квалификации, получение второго и более высших ступеней образований, дистанционное обучение на рабочем месте, виртуальные формы организации труда.

Рассматривая производственную структуру экономики знаний, можно выделить три взаимосвязанных сектора [3] (рис. 1).

1. Сектор расширенного воспроизводства знаний (исследовательская среда). Он включает исследовательскую и образовательную среду, систему общего и высшего образования, систему фундаментальной и прикладной науки.

Рис. 1. Воспроизводственные процессы экономики знаний

2. Сектор перехода от знаний к материальной реализации этих знаний (предпринимательская среда). Он включает инновационную систему - нормативно-правовые акты и законы о защите объектов интеллектуальной собственности, венчурный бизнес, технопарки, технополисы, кластеры и т.д.

3. Сектор промышленной реализации технологических решений. Он включает реализацию инноваций и выпуск конкурентоспособной инновационной продукции.

Таким образом, все три сектора экономики знаний находятся во взаимосвязи. Кроме того, в структуре воспроизводства экономики наблюдается цикличность развития. Средства от реализации инновационной продукции направляются в исследовательскую среду, где формируются новые знания. Следовательно, воспроизводственные процессы в экономике знаний можно представить в виде цепочки взаимодействий: «наука - инновации - реальная экономика - наука».

При переходе к экономике, основанной на развитии интеллектуального капитала и инновационной деятельности, преобладают тенденции воздействия силы инновационной экономической деятельности как преобразующего фактора экономического и социального роста. Доминирующими объектами инновационных экономических отношений выступают продуктовые инновации (новшества или существенные улучшения в выпускаемых продуктах), процессные инновации (новшества или существен-

ные улучшения в производственных процессах), маркетинговые инновации (новшества или существенные улучшения в управлении сбытом, коммуникациях). Главной качественной оценкой состояния самой экономической системы служит ее инновационность, или восприимчивость к новшеству, инновациям [3]. Без реализации интеллектуального капитала и использования новшеств невозможно создать условия поступательного развития производства. Интеллектуальный капитал и инновационные экономические отношения являются объективным элементом экономической системы, которая формирует механизм саморазвития инновационной экономики (экономики знаний). При этом главными активами новой инновационной экономики выступают люди, как носители креативного и неявного знания, и информация. В этой концепции переход к экономике знаний возможен только на базе соответствующих институциональных преобразований, сознательно генерируемых на всех уровнях осуществления государственной политики и взаимодействия государства и гражданского общества. Так как люди и информация являются движущей силой инновационной экономики, то и трансформация институтов должна быть направлена на развитие людей, рост их творческого потенциала, стимулирование возрастания неявного знания в экономике и на создание условий доступности информации.

Переход России к экономике знаний происходит с большим отставанием от западных

стран, что в некоторой степени связано с затянувшимся переходным периодом. В связи с этим стоит важнейшая задача преодоления этого разрыва в максимально короткие сроки. От того, насколько быстро будут освоены новые информационные, коммуникационные и инновационные технологии, опирающиеся на научно-технический и интеллектуальный потенциал страны, зависит успех модернизации экономики.

Для развития в России «экономики знаний», доминантой которой выступают интеллектуальные ресурсы, необходимо сформировать систему институтов, обеспечивающих развитие и воспроизводство интеллектуального капитала. Одним из центральных институтов, обеспечивающим формирование интеллектуальных ресурсов, является институт образования. Цель образовательной системы в экономике знаний -не столько обучение техническим навыкам и передаче информации, сколько способность находить и воспринимать знание, а затем творчески его применять. Те знания и навыки, которые человек получает в юности, больше не гарантируют успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации не является гарантией решения проблемы. Требуется непрерывное образование. Тот образовательный минимум, который человек получает в молодости, служит теперь только основой для непрерывного образования. В экономике знаний постоянно необходимы новые знания, умения и навыки, и их перечень все время видоизменяется. В этой связи образовательные системы должны трансформироваться в соответствии с новыми требованиями экономической системы.

Несмотря на ряд положительных тенденций в развитии высшей школы в России, остается множество нерешенных проблем. Ряд ограничений, связанных с методической, информационной, технической, финансовой и кадровой составляющей, формируют институциональные барьеры для развития современной высшей школы. Таковыми являются отсутствие информационной системы доступа к электронным библиотекам мира, невозможность использовать в образовательном процессе информаци-

онные ресурсы и базы данных крупнейших российских и международных компаний, ограниченное количество русифицированных образовательных порталов, медленное обновление библиотечного фонда периодическими, нормативно-правовыми и учебными материалами, слабое техническое оснащение научных лабораторий и исследовательских центров. Усиление диспропорций между подготовкой кадров в высшей школе и требованиями рынка ведет к тому, что большая часть получаемых в рамках вузов специальностей остаются невостребованными на рынке труда, когда выпускники высшей школы работают не по специальности. Как следствие такого отношения, потенциал высшей школы оказывается невостребованным в полной мере, что, в конечном счете, снижает столь актуальную для экономического развития их научную, инновационную активность и стремление к прогрессу.

В условиях становления и развития экономики знаний первостепенное значение приобретает взаимодействие институтов образования и научных исследований. По сравнению с большинством стран мира в России сохраняется существенный разрыв по ряду индикаторов, характеризующих внедрение информационных технологий и значимость научных исследований и разработок.

Одним из распространенных показателей является доля затрат на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте. Так, в 2006 г. расходы на НИОКР в ВВП составили в Швеции - 3,7%, в Финляндии - 3,5%, в Японии - 3,4%, в Германии - 2,5%, в США - 2,6%, то в России - 1,1% [4]. Продолжает сокращаться численность персонала, занятого исследованиями и разработками, - с 1061,0 тыс. человек в 1995 г. до 801,1 тыс. человек в 2007 г. [5].

В России крайне низким остается удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации - 9,4% от общего числа обследованных организаций, что ниже соответствующего показателя Германии в 7,7 раза, Бельгии - в 6,2 раза, Испании - в 3,9 раза [4]. Большее количество организаций, осуществляющих технологические инновации, в России

приходится на вид деятельности «производство кокса и нефтепродуктов» - 27,1% от общего числа организаций данного вида деятельности (в Германии - 68,1%, в Австрии и Финляндии - 100%) [6]. В России менее 5% от общего количества обследуемых организаций, осуществляющих технологические инновации, отмечено в «производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви» - 4,8%, в «обработке древесины и производстве изделий из дерева» - 4,6%, в «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» - 4,1%, в «целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности» -3,2% от предприятий указанных видов деятельности [5]. Таких низких показателей инновационной активности предприятий среди видов экономической деятельности не наблюдается ни в одной промышленно развитой стране.

Значимым индикатором при анализе уровня развития науки и технологий можно рассматривать структуру затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности. Статистические данные последних лет свидетельствуют, что в России более половины средств при финансировании технологических инноваций направляется на приобретение машин и оборудования - 57,5% в общем объеме затрат, в то время как в большинстве европейских стран приоритет отдается финансированию исследований и разработок. Для российских инновационных предприятий характерны вложения в обновление и приобретение производственного оборудования, доля исследований и разработок в общей структуре затрат на технологические инновации остается незначительной - 17,3% [5].

Еще одним индикатором развития экономики знаний является повышение доступности новейших информационных технологий. Несмотря на ежегодный рост затрат на внедрение информационных и коммуникационных технологий, показатели по России остаются существенно ниже уровня западноевропейских стран. Так, по итогам 2007 г. только 19,8% обследованных организаций имели веб-сайты,

число персональных компьютеров с доступом к сети Интернет составило 11 единиц на 100 работников. Как свидетельствует мировой опыт, бурное развитие экономики знаний и значительные изменения, связанные с внедрением новых программных средств, наступают преимущественно после того, как удельный вес пользователей сети Интернет начинает превышать 2530% населения страны. В настоящее время в России 76,3% домашних хозяйств не имеют доступа к сети Интернет, в частности, в сельской местности этот показатель превышает 90% [5].

Становление экономики знаний в значительной мере обусловлено изменениями экономической роли научного сектора в реализации инновационных процессов. Современная институциональная структура российской науки, механизмы ее функционирования в основном сформировались задолго до начала политических и экономических реформ и далеко не всегда способствовали эффективной интеграции науки в экономическую среду. Отечественная наука отличается тремя специфическими механизмами ее функционирования: значительными масштабами, централизованным управлением и почти стопроцентным государственным финансированием. Проводимые институциональные изменения не во всем эффективны. Они осуществляются на основе разукрупнения существующих либо создания новых научных организаций путем образования юридических лиц в форме НИИ, обособленных от предприятий и высших учебных заведений. В то же время не происходит укрепления исследовательской базы предприятий и вузов, которые и образуют костяк инновационных систем в экономике знаний.

Крайне низкой остается доля высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки. Число вузов страны, ведущих научные разработки, в течение 1990-2001 гг. снизилось с 453 до 388. С 2002 г. наблюдался рост числа высших учебных заведений, осуществляющих научно-исследовательские работы. Вместе с тем, несмотря на бурный рост высших учебных заведений в последние годы, научная деятельность характерна только для 45% российских вузов. Продолжение подобной тен-

денции может привести к необратимым последствиям как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов. Необходимо также отметить, что многие организации, формально оставаясь научными по своему статусу, практически свернули исследовательскую деятельность и превратились в сугубо хозяйственные структуры.

Одной из острых проблем современной экономики является недостаточный уровень инновационной активности в промышленности. Российская наука отличается слабой инновационной ориентацией. В области результативности научных исследований наблюдается нерациональное использование научного потенциала и слабая связь науки с производством, что проявляется в отсутствии созданных передовых производственных технологий. Удельный вес промышленных организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций сократился с 10,6% в 2000 г. до 9,4% в 2007 г. [5]. Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг в среднем по стране не превышает 6%. Неэффективность вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов - одна из причин, препятствующих развитию инновационного потенциала национальной экономической системы.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что развитие в России экономики знаний, базирующейся на интеллектуальном капитале, должно сопровождаться разработкой соответствующей государственной стратегии. Вопросы

улучшения системы образования, восстановления фундаментальной науки и создания эффективной национальной инновационной системы следует рассматривать в качестве приоритетов государственной экономической политики, ориентированной на долгосрочную конкурентоспособность страны.

Развитие экономики знаний в России поможет достижению не только экономических, но и социальных целей: повышению благосостояния населения, обеспечению экологических стандартов, модернизации секторов занятости, формированию комфортного социального климата. Использование научно-технического, образовательного и интеллектуального потенциала страны позволит выйти на новый уровень социально-экономических отношений.

Список литературы

1. Our Competitive Future: Building the Knowledge Driven Economy / United Kingdom Department of Trade and Industry. - London, 1998.

2. Godin B. Knowledge-Based Economy: Conceptual Framework or Buzzword? // Project of the History Sociology of S&T Statistics. Working Paper No. 24. - 2003. - URL: http://www.csiic.ca

3. Основы экономической теории человеческого капитала: методологические и институциональные аспекты / под ред. чл.-корр. Академии наук Татарстана Ф.Г. Хамиддул-лина. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2007. - С. 186-187, 222.

4. Россия и страны мира. 2008.: стат. сб. / Росстат. -M., 2008. - С. 307, 312.

5. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - С. 547, 552, 607, 625, 627-628.

6. Россия и страны-члены Европейского союза. 2007: стат. сб. / Росстат. - M., 2007. - С. 210-211.

В редакцию материал поступил 13.04.09.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, «экономика знаний», институт образования, институт научных исследований, инновации, научный потенциал, инновационный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.