СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
П. В. ЛЕМАНОВА
Таганрогский государственный педагогический институт,
аспирант, e-mail: a.tihonenko@rambler.ru
Проблема человеческого потенциала и человеческого капитала в современной инновационной экономике рассматривается как взаимосвязанная и взаимообусловленная система деятельности государственной политики, направленная на увеличение средствами образования человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал; компетентность; потенциал личности.
Коды классификатора JEL: J24.
Концепцию человеческого капитала впервые выдвинул американский экономист Гэри Беккер в 1960 году. Эта теория получила свое дальнейшее развитие в конце 80-х годов прошлого века в работах экономиста Теодора Шульца. Заинтересовавшись трудным экономическим положением слаборазвитых стран, Т. Шульц отмечал, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не от земли, техники или человеческих усилий, а от знаний, которыми эти люди владеют. Этот качественный аспект экономики он назвал «человеческим капиталом», дав ему следующее определение: все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными, каждый человек рождается с индивидуальным набором генов, определяющим его врожденные способности; приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, и есть человеческий капитал.
В области теории человеческого капитала работали такие зарубежные экономисты 5090-х годов ХХ в., как П. Ротер, Р. Лукас, Г. Беккер, Б. Вейсборд, Дж. Минцер, Л. Хансен, Н. Блауг, С. Боулс, Ф. Уэли и др. Их исследования были связаны с изучением человеческого капитала и его влиянием на темпы экономического роста стран в течение длительного времени.
Теория Г. Бэккера заключается в том, что люди как потребители заинтересованы в максимизации своих доходов в течение всей жизни, а не только в отдельные краткосрочные ее периоды. Сущностью человеческого капитала, по Г. Беккеру, являются знания, образованность и профессионализм каждого человека. Важнейшей характеристикой, отличающей человеческий капитал от физического, является то, что он, по определению, воплощается, или материализуется, в личности самого человека [1]. Это значит, что человеческий капитал — это личностно-индивидуальная собственность каждого человека и он, только он, волен распоряжаться ею по своему усмотрению. А. П. Морова в статье «Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру» отмечает, что существует четкая зависимость между уровнем образования работника и оплатой его труда в течение всей трудовой деятельности, что, естественно, отражает причинно-следственную связь между образованием, уровнем профессионального мастерства (его компетентностью), производительностью труда и доходом субъекта трудовой деятельности.
«Человеческий капитал» в определении большинства западных экономистов представляет собой систему, комплекс приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. «Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений потребностей, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» [7, с. 18].
Человеческий капитал в экономической науке рассматривается как способность субъектов трудовой деятельности к участию в производстве, однако при этом не учитывается такой человеческий аспект профессиональной деятельности, как отношение субъекта трудовой деятельности к своим обязанностям, его нравственное и духовное здоровье, творческий потенциал и др. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер, анализируя взаимодействие экономических условий, социальных факторов, религиозных радикальных убеждений, обращает внимание на то, что существуют различия между традиционным и современным капиталом, состоящее не в технике, а в человеческих ресурсах, в отношении субъекта трудовой деятельности к выполнению профессионального долга как наивысшей нравственной задачи человека [2].
© П. В. Леманова, 2009
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Человеческий капитал в определении современных экономистов базируется на комбинации сфер интеллектуальной жизни, совокупности потенциалов личности [10] и ее компетенций. При этом в сферу интеллектуальной жизни включаются наука, искусство, религия, образование. К совокупности потенциалов личности относятся: гносеологический (познавательный), созидательный (творческий), аксиологический (ценностно-ориентированный), коммуникативный, эстетический. А компетенции человеческой личности представляют:
— способность человека привносить в свою работу ум, энергию, позитивность, надежность, преданность;
— умения противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит трудовая деятельность;
— способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка (умение добросовестно и качественно выполнять работу в жизненных ситуациях);
— умение организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивать их;
— умение искать и делиться информацией и знаниями: командный дух и позитивная ориентация на достижение цели;
— способность личности к передвижению не только в пределах одной страны;
— умения запрашивать различные базы знаний для ознакомления с мировыми достижениями культуры и опытом;
— адекватность личности нравственным нормам нового общества и др.
Ю. В. Хадиулина в статье «Роль и значение инвестиций в человеческий капитал в современном обществе» отмечает, что человеческий капитал означает не только свойственный человеку запас знаний и производственных качеств, но и способность и предоставляемая ему государством или фирмой возможность непрерывно учиться и совершенствоваться. Таким образом, реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Люди — единственный элемент, способный производить стоимость. Все остальное: деньги, сырье, заводы, оборудование, энергия — являются только потенциалами производства. Они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек любой квалификации (самой низкой или самой высокой) не использует свой потенциал, заставив его предварительно работать. Люди производят прибавочную стоимость путем применения своих врожденных качеств (гуманности, мотивированности к деятельности), приобретенных знаний и способности к управлению орудиями труда. В этой ситуации можно привести пример, предложенный А. Громовым: «Крупная российская трубная компания установила у себя новую немецкую линию, которая должна была обеспечить качество труб, соответствующее мировым требованиям. Потраченные на ее установку деньги должны были окупиться за счет резкого снижения брака (характеристики линии предусматривали не более 1 % брака). Однако линия запустилась, а брак оказался на уровне 20 %. Немецкие специалисты месяц разбирались в причинах такого сбоя и в итоге их обнаружили. Оказалось, что на одной из промежуточных стадий, где по норме необходимо сделать восемь замеров, измеритель делал всего два. Причем, когда началось разбирательство, он искренне недоумевал, в чем его обвиняют, — «зачем восемь, когда двух достаточно» [3]. Подобные примеры можно приводить и дальше. Но и так понятно, что словосочетание «человеческий капитал» действительно нечто важное для развития страны.
В статье «Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру» А. П. Морова пишет, что человеческий капитал является важным фактором экономического роста. Вследствие чего уровень развития общества в рамках того или иного государства определяется:
— господствующими типами хозяйства;
— установившейся иерархией ценностей и интересов;
— характеристиками населения (так называемым «человеческим капиталом»).
Под человеческим капиталом, таким образом, мы понимаем способности, знания, умения субъектов трудовой деятельности, которые дают им возможность позитивно функционировать в социально-экономической среде.
Такие качества, на наш взгляд, определяются жизненным уровнем субъекта трудовой деятельности, его питанием, здоровьем и образованием. Инвестирование в развитие человеческого капитала приводит к повышению производительности труда, росту производства, то есть к расширению человеческого потенциала, поэтому современные исследователи рассматривают инвестиции в сферу образования как важнейший и необходимый вид капиталовложений, являющийся одним из главных факторов экономического роста страны.
Отметим, что понятие «человеческий капитал» в своем становлении и развитии исходит из более широкого и более раннего понятия «человеческий потенциал». Рассматривая сущность этих понятий, мы обращаем внимание на то, что человеческий потенциал формируется в рамках таких фундаментальных ценностей, как священное право частной собственности; свободное пространство; обмен и распространение товаров и услуг; получаемый экономический доход или прибыль. Поэтому в условиях советской планово-административной хозяйственной деятельности качественный конкурентоспособный человеческий потенциал формироваться не мог, так как не было создано необходимого экономического пространства, которое формирует
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
27
его человеческий капитал, его способности к социализации и устойчивому функционированию в обществе [5, а 52].
А. И. Добрынин в статье «Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования» пишет, что «сформированный в результате инвестиций и накоплений человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций» [4] влияет на общее развитие человеческого потенциала.
В современном обществе в области экономических знаний востребованными оказываются личности: обладающие навыками адаптации, психологически готовые к переменам, готовые рискнуть; владеющие современными средствами коммуникации, активно использующие их в различных сферах деятельности (личной, профессиональной); обладающие навыками поиска информации и саморазвития; имеющие как унифицированные базовые знания, так и социальные профессиональные знания; готовые к развитию профессиональных навыков, приобретению соответствующих компетенций, смене профессии и вида деятельности; склонные к территориальной мобильности; законопослушные; сориентированные на достижение позитивных результатов; считающие имущественное благосостояние важной жизненной целью; рассматривающие собственное здоровье как объект инвестиций (денег, времени); стремящиеся вести самостоятельное хозяйство (трудоспособность в раннем возрасте); коммуникабельные и открытые для внешних контактов; толерантные и общественно активные.
Члены общества, обладающие этими характеристиками, способны содействовать росту производительности труда, эффективности производства в различных сферах общественной деятельности.
Экономика, являясь одной из центральных наук развития общества, также должна определить стратегию и перспективу экономического развития страны и естественным образом решать связанную с нею проблему человеческого капитала. Известные экономисты Ю. Андреев, А. Добрынин, С. Дятлов, А. Подберезкин, Е. Цыренова, Е. Ясин и др. обращают внимание на то, что человеческий капитал должен иметь способность воспроизводиться. С позиций экономистов это значит, что затраченные на человеческий капитал расходы должны окупиться, принеся еще большие доходы.
Таким образом, проблема человеческого потенциала и человеческого капитала в современной инновационной экономике рассматривается как взаимосвязанная и взаимообусловленная система деятельности государственной политики, направленная на увеличение средствами образования человеческого потенциала и создание позитивных условий для его превращения в человеческий капитал.
Эффективная и достаточно полная, на наш взгляд, классификация возможных видов человеческого капитала рассматривается в работе В. Т. Смирнова, И. В. Скобляковой. Авторы характеризуют и оценивают такие виды человеческого капитала, как капитал здоровья; трудовой капитал; интеллектуальный капитал; организационно-предпринимательский капитал; культурно-нравственный капитал; бренд-капитал; структурный капитал; организационный капитал [9].
Предложенная ими классификация человеческого капитала рассматривает не его составные части, а характеризует, по сути, разные аспекты его изучения. Ю. Н. Андреев, научный руководитель НИАЦ ФГУ НИИ РИНКЦЭ, кандидат экономических наук в статье «Человеческий капитал в инновационной экономике» справедливо отмечает, что не всем указанным компонентам человеческого капитала можно дать «стоимостную оценку», полагая, что сумма оценок этих частей дает величину капитализации фирмы за вычетом вещественного слагаемого». Тем не менее, предложенный перечень человеческого капитала дает представление о возможных способах его реализации как творческих способностей субъекта трудовой деятельности.
Достаточно полный и убедительный анализ отношений субъекта деятельности (работника) и работодателя, в которых реализуется человеческий капитал, дает В. В. Горбунова. Она отмечает, что определяющим условием накопления человеческого капитала является развитый человеческий потенциал, поскольку человеческий капитал формируется из человеческого потенциала. Сущность человеческого капитала, функционирующего в производстве товаров и услуг, заключается в том, что он представляет собой самовозрастающую самодвижущуюся стоимость, взаимообусловленную использованием наемного труда.
Человеческий капитал в стоимостном выражении есть не что иное, как стоимость создания и поддержания на определенном уровне специальных качеств рабочей силы наемных работников за счет затрат работодателя, собственника средств производства. Работодатель заинтересован в повышении качества этого переменного капитала, в повышении его способности создавать прибавочную стоимость. И именно он, работодатель, собственник средств производства, а не третьи лица (семья, государство и тем более не сам наемный работник), является «инвестором» — тем, кто часть прибыли, полученной в результате функционирования капитала, направляет на приращение знаний, способностей и мотиваций, то есть на накопление человеческого капитала [12].
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
Мы полагаем, что накопление человеческого капитала возможно только тогда, когда добавление «новой стоимости» происходит не за счет любых средств предприятия, а за счет той части прибыли, которая получена благодаря функционированию производительного (человеческого) капитала и которая осталась в распоряжении собственника средств производства.
Предложенное описание дает, на наш взгляд, четкое разграничение понятий «человеческий потенциал» и «человеческий капитал».
По мнению доктора экономических наук, профессора В. П. Щетинина, человеческий потенциал может превращаться в человеческий капитал только в процессе наемного труда. Он постоянно дополняется, изменяется, но его ресурсная основа — «общий человеческий капитал» — остается постоянной. Мы под человеческим капиталом будем понимать систему хозяйственной деятельности человека, которая аккумулирует энергетические силы человека.
Однако ситуация в современной России такова, что оснований для массового превращения человеческого потенциала в человеческий капитал недостаточно, поскольку в настоящее время человеческий потенциал в России является только некоторой возможностью, которая когда-нибудь может «стать человеческим капиталом в процессе производства» [11].
Характеризуя возможности превращения человеческого потенциала в человеческий капитал на основании анализа зарубежной практики, Р. С. Кулешова пишет: «Шведская фирма Scandia с 1991 года стала использовать специальную технологию (программу) управления человеческим капиталом. Фирма Scandia добилась признания рыночной ценности компании с учетом человеческого капитала, предоставляя каждому работнику сведения о его ценности, квалификации, производительности труда, компетенции» [6]. Такие полные сведения по человеческому капиталу фирмы с 1994 года привели к тому, что рынок проявил большой интерес к деятельности фирмы, а это дало основания в бухгалтерскую отчетность фирмы ввести человеческий капитал как обновляемый актив компании.
Однако Р. С. Моисеев предостерегает от безграничного перевода богатства человеческого потенциала в товарную форму, приводя аналогию с использованием природных ресурсов. «Превращение социальной составляющей человека в «капитал» (хотя бы и человеческий) противоречит требованиям Равенства, Братства, Свобод и Прав для Человека». Человеческий капитал не должен подменять понятие человека, поскольку природный капитал не то же самое, что природа [8]. В современном российском обществе должна вестись постоянная информационная работа по поиску эффективных инвестиций в создание человеческого капитала, что особенно важно для современной России, которая стоит на пороге кардинальных изменений в системе образования.
Исходя из сказанного выше, можно определить основные направления развития человеческого потенциала в России. Они характеризуются следующими признаками:
— усилением экономической составляющей в социальных институтах общества;
— повышением уровня индивидуализированности в социальных отношениях внутри общества;
— развитием личностно-ориентированных подходов к пониманию устройства окружающего мира и системы социально-экономических отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост., научн. ред. Р. А. Капелюшников; предисл. М. И. Левин. М.: ГУВШЭ, 2003.
2. Вебер М. Избранные произведения. М.; «Просвещение», 1990.
3. Громов А. Медведев и человеческий капитал // Эксперт № 14 (555), 9.04.2007.
4. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирования, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
5. Зарецкий А. Д. Человеческий капитал в гносеологическом контексте социально-гуманитарного знания. Рыбинск — Сыктывкар, 2006.
6. Кулешова Р. С. Параметры человеческого капитала и модели управления / Труд и социальные отношения. № 2, 2003.
7. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 46, ч. 1.
8. Моисеев Р. С. К вопросу о теориях «человеческого» и «природного» капиталов. http://www. terrakamchatka. org / publications/artidel. htm.
9. Смирнова В. Т., Скоблякова И. В. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике. http: //creativconomy.ru/library/prd 165. php.
10. Шемякин Я. Европа и Латинская Америка. Взаимодействие цивилизации в контексте всемирной истории. М., 2001.
11. Щетинин В. П. Человеческий и вещественный капитал — общность и отличия. http://www. situation.ru
12. http: // www.rusnauka.com/ ESPR_2006 / Economics / 14_gorbunova % 20 s.v. doc. htm.