Научная статья на тему 'Образование и наука как основа формирования качественного трудового потенциала в России на современном этапе'

Образование и наука как основа формирования качественного трудового потенциала в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ КАДРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев П. П.

Статья посвящена обзору теоретических и практических вопросов развития и использования трудового потенциала и человеческого капитала в научной сфере РФ. Рассмотрены Правительственные постановления, Национальные проекты и меры по повышению требований к вузам и работе ВАК, способствующие развитию более качественного трудового потенциала и человеческого капитала. Предложены авторские рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и наука как основа формирования качественного трудового потенциала в России на современном этапе»

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

П.П. ВАСИЛЬЕВ,

к. э. н., доцент,

Северо-Кавказская академия государственной службы,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена обзору теоретических и практических вопросов развития и использования трудового потенциала и человеческого капитала в научной сфере РФ. Рассмотрены Правительственные постановления, Национальные проекты и меры по повышению требований к вузам и работе ВАК, способствующие развитию более качественного трудового потенциала и человеческого капитала. Предложены авторские рекомендации.

Ключевые слова: трудовой потенциал; человеческий капитал; конкурентоспособные кадры; государственная поддержка

Коды классификатора JEL: №1, !22, №8

Сегодня, в условиях глобального экономического кризиса, все более важным и актуальным становится научно организованный и высококвалифицированный труд человека, в результате которого осуществляется социально-экономическое развитие страны. В свою очередь, на эффективность труда человека все в большей степени оказывает влияние уровень развития образования и науки, формирующий качественный трудовой потенциал.

В.В. Путин подчеркивал, что развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире [7, с.14]. С учетом этого, в России, как и в большинстве стран мира, систематически осуществляется реформирование системы образования и науки, которое подчинено задачам повышения их качества и соответственного обеспечения адекватности общественным потребностям в условиях инновационного развития общества и становления экономики знаний. Очевидно, что это будет возможно только при условии формирования и функционирования национальных инновационных систем, возникающих из природы знаний — главного ресурса экономики. Переход к экономике знаний требует адекватного ответа на те вызовы, с которыми столкнулась система образования и общество в целом. Это находит свое выражение в необходимости более гибкого реагирования образовательной системы и науки на потребности рынка труда.

Образование тесно связано с наукой, ибо фундаментальная наука является его основой, а фундаментальные знания выступают условием и инструментом освоения частных предметных областей. Они также способствуют решению конкретных задач. Вследствие этого, именно фундаментальные научные исследования обеспечивают прорыв к новым знаниям, ориентированным на будущее. Они и определяют дальнейшую стратегию развития экономики страны. В свою очередь прикладные науки способствуют решению конкретных задач. Только в единении образования и науки совершаются прорывы к новым знаниям и научным достижениям. Поэтому от прогресса фундаментальной науки и ее широкого использования в образовании и производстве зависит дальнейшее развитие общества и экономики. Вследствие этого, необходимо, чтобы отечественное высшее образование было ориентировано на получение и передачу глубоких, всесторонних знаний новым поколениям. Более того, поскольку образование и наука определяются единой системой знаний, которые быстро устаревают, они сами должны постоянно обновляться. Необходимо также стабильное превращение знаний в инновации, так как экономика знаний представляет собой постоянно генерирующую инновацию, обеспечивающую непрерывный процесс превращения новых знаний в новую продукцию и услуги. При этом информаци-

© Васильев П.П., 2009

онные потоки переходят из одной сферы в другую и способствуют развитию высококачественного трудового потенциала — ведущего фактора производственного процесса. Учитывая важность этого процесса, основной задачей реформирования образования сегодня является упрочение отечественной образовательной системы, направленной на овладение молодежью универсальными знаниями и профессиями, необходимыми обществу. Не менее важной задачей реформирования образования является получение высокого образовательного уровня российским населением, что, в свою очередь, является надежной гарантией проведения необходимых преобразований в экономке и преодоления трудностей кризиса. Реформирование образования также должно способствовать положительной динамике в сфере занятости и повышению мобильности трудового потенциала. Вследствие этого требуется систематическое реформирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. Как отметил Д.А. Медведев: «Общим пунктом является то, что система образования должна гарантировать высокий уровень трудового потенциала в стране» [3, с.152]. Трудовой потенциал страны и ее регионов — это соответствующие трудовые ресурсы, рассматриваемые в единстве количественной и качественной сторон. Он характеризует меру и качество совокупной способности к труду трудоспособного населения регионов и общества в целом, которым определяются его реальные и потенциальные возможности по участию в общественно полезной деятельности [11, с.63].

Это тем более важно, поскольку исследователи постиндустриальной теории отмечают в качестве основной черты современной экономики быстрое замещение труда знаниями [12, р.236]. Они утверждают, что сегодня развитие человека становится главным условием хозяйственного процесса, что дает основание говорить о возможной замене трудовой деятельности новым типом трудовой активности, которая отличается значительными элементами творчества и широкого использования достижений науки [13, s.176]. Следовательно, наука в тесном взаимодействии с образованием, выполняет систематизирующую роль в обществе и способствует формированию и более эффективному использованию трудового потенциала и человеческого капитала, которые являются интегрирующими показателями степени социальной устойчивости общества и уровня его готовности к нововведениям. Исходя из этого, предлагается стратегической целью деятельности в сферах образования и науки полагать создание современной эффективной системы, дающей возможность трудовому потенциалу получить необходимые знания и умения, способствующие профессиональной и социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда и помогающей занять достойное место в обществе. С учетом этого, государство уделяет все больше внимание развитию сфер образования и науки. Так, Д.А. Медведев отмечает, что еще задолго до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов — людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причем в целях развития инноваций [4, с.3]. Следует подчеркнуть, что сегодня общемировой тенденцией является усиление государственного влияния на образовательную и научную сферы. Это воздействие осуществляется посредством финансирования и демократизации в управлении, а также фундаментализации, гуманизации и систематического контроля качества подготовки молодых специалистов и конкурентоспособности вузов. В связи с вовлечением государства и его звеньев в глобальные мировые процессы, например в образовательной сфере, особое внимание уделяется оценке ее качества. Из этого следует, что в процессе реформирования системы образования возрастающий общественный спрос на образование должен соотноситься с интересами государства, регионов и местных органов власти. Поэтому система образования сегодня должна быть ориентирована на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей образовательных услуг. С этой целью следует создать необходимые условия для привлечения финансовых и материально-технических ресурсов в сферу образования и науки. В настоящее время государство все больше уделяет внимание решению данных проблем. Например, актуальными для сферы образования являются передача в ведение субъектов Федерации государственных образовательных учреждений и предания им общего образовательного статуса. Не менее важным является также обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений и создание их разнообразных форм. Учитывая это положение, Минобрнауки РФ совместно с РАН разработал и предложил ряд мер по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации. По мнению Фурсенко А.Ю, сегодня актуальной остается проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов вышей квалификации. В качестве одного из инструментов решения проблемы был разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

кадры инновационной России» [10, с.5]. Ее основной целью является обеспечение структурных преобразований в государственном секторе науки и высшего образования. К положительным моментам реформирования образования следует отнести также усиление самостоятельности вузов и расширение их возможностей по повышению квалификации и переквалификации кадров, что особенно важно в условиях кризиса в экономике и роста безработицы.

С целью дальнейшего развития системы образования и повышения его качества был принят Национальный проект «Образование», в котором определены следующие важные направления: развитие лучших образцов отечественного образования и внедрение современных образовательных технологий, а также создание бизнес-школ и Федеральных университетов. Два таких университета уже действуют. Например, на Юге России создан Южный федеральный университет, образованный путем слияния четырех крупных вузов. В результате чего, были соединены их общие традиции, ценности и цели. Такая интеграция призвана способствовать возникновению новой корпоративной культуры в университете. Как подчеркнул ректор ЮФУ В.Г. Захаревич: «Создание Южного федерального университета открывает принципиально новые возможности взаимодействия вузов, университетских и академических центров, субъектов РФ в образовательной и научной политике, в ее регионализации, в удовлетворении потребностей в образовательных услугах, продвижении в регионы новых образовательных контентов, качественно новых информационных программ и технологий, в организации постоянного мониторинга образовательного пространства ЮФУ» [1, с.7]. Это тем более важно, поскольку сегодня возникает понимание необходимости соединения обучения с научными исследованиями. С этой целью предложено систематически повышать качество преподавания путем совершенствования методов обучения и расширения доли дисциплин, формирующих навыки анализа информации. Не менее важным является обеспечение компьютеризации всех учебных заведений и укрепление связей образования с научными исследованиями и практикой. Отмечая важность этого процесса, Д.А.Медведев пишет: «В рамках Национального проекта в контексте инновационных требований задаются новые подходы к высшей школе... Необходимо развивать такую интеграцию, которая повлечет переход к сетевым моделям взаимодействия научных, образовательных, производственных структур. Это позволит наращивать свой собственный интеллектуальный капитал» [3, с.20].

В свете этих задач на Юге России с целью реализации антикризисных программ вузов систематически проводится анализ степени инновационности вузов и их адекватности современной мировой экономике. Вузы Ростовской области поддерживают и обеспечивают реализацию долгосрочной и среднесрочной стратегии развития экономики региона.

Антикризисный потенциал региональной системы высшего образования здесь реализуется следующим образом:

❖ осуществляется адаптация студентов-выпускников к изменениям рынка труда, путем введения новых учебных курсов-факультативов, которые нацелены на преодоление кризиса;

❖ проводится мобилизация предпринимательского потенциала в виде организации практических курсов;

❖ через осуществление интеллектуального инвестирования в реальную экономику с целью формирования качественного трудового потенциала, что в определенных условиях даст возможность компенсировать дефицит ресурсов;

❖ с целью эффективного использования трудового потенциала и человеческого капитала организуются на базе вузов стратегические альянсы и инновационные кластеры, которые хорошо зарекомендовали себя в развитых странах, что означало бы оптимальный подход к стратегическому взаимодействию вузов и реальной инновации экономики.

Все это весьма необходимо для дальнейшего обеспечения количественного и качественного соответствия потенциала системы образования и науки потребностям российской экономики. Например, использование принципа непрерывности образования предложено реализовывать через интеграцию учебных заведений среднего профессионального образования и высших учебных заведений, осуществляющих программу переподготовки кадров. В свою очередь, система подготовки и переподготовки кадров нуждается в обновлении и модернизации путем повышения качества преподавания гуманитарных наук путем гуманизации, фундаментализации и экономизации образования с целью формирования современного экономического мышления у россиян. Ибо только оно может способствовать непрерывному процессу познания действительности людьми, прогнозирования их действий, поиска новых идей и путей их реализации. Поэтому современное

экономическое мышление и проблемы его формирования через образование в социальном плане выступают как одно из ведущих направлений, так как в процессе труда и создания материальных благ и услуг происходит дальнейшее формирование нового, более современного вида экономического мышления. Оно возникает также и в условиях выбора хозяйственных предпочтений. По-видимому, система образования и вся экономическая деятельность человека формирует его экономическое мышление. Такой процесс выступает как осознание, осмысление человеком экономической действительности и складывающихся экономических отношений в обществе. Это создает основу для осознанного участия трудового потенциала в экономическом процессе, что особенно важно в рыночной экономике в условиях мирового экономического кризиса.

Не менее важным, на наш взгляд, является и то положение, что сущность экономических и социальных преобразований в стране должна быть понятна каждому гражданину и особенно молодежи, которой предстоит строить будущую Россию. Общество должно быть сильно современным экономическим мышлением, которое обязано ориентировать людей на новые мотивационные гуманистические цели в основном через средства массовой информации, печать, а главное, в процессе экономического образования и практической деятельности людей. Сегодня особенно важно через гуманизацию и фундаментализацию образования формировать современный тип экономического мышления у молодежи таким образом, чтобы воспитывать свободную, образованную, инициативную, предприимчивую личность, отвечающую за свою практическую деятельность и ее результаты.

С целью формирования современного экономического мышления необходимо систематически осуществлять реформирование системы образования путем перехода на новую парадигму, основными составляющими которой являются: гуманизация, фундаментализа-ция и экономизация.

Так, гуманизация предполагает гуманистическую направленность обучения на формирование социально-ценностного комплекса идеалов и убеждений; превалирование на всех уровнях образовательного процесса основного принципа гуманизма — «человек — мера всех вещей» и предполагает введение в содержание образования гуманитарных дисциплин, изменение форм и методов обучения на личностно ориентированные, в соответствии с целями и задачами гуманизации обучения. В гуманизированное образование должны войти дисциплины, изучающие современные глобальные проблемы цивилизации и содержащие важнейшие общечеловеческие ценностные ориентиры. Основным критерием гуманизации образования должен стать системно-целостный подход к видению мира.

В процессе гуманистического развития личности необходимо понимание того, что:

♦ развитие и совершенствование человека происходит объективно под влиянием трех основных факторов: внешней среды, собственно субъекта (сознания) и генотипа нации;

♦ процесс качественного изменения человека происходит как управляемый процесс, благодаря которому в человеке происходит совершенствование мыслительного процесса;

♦ основным критерием оценки оптимального процесса развития человека следует считать повышение его способности к самоанализу, самоконтролю и самооценке своей внутренней и внешней среды [5, с. 72].

Следовательно, гуманизация и фундаментализация сферы образования и науки может быть кратко сформулирована как система взглядов и конкретных действий, реализующих эти взгляды по отношению к обществу или отдельному человеку, если они направлены на их оптимальное развитие. Гуманизация мировоззрения, методов и практических действий может реализоваться через широкое распространение научных знаний и, в первую очередь, через образование и средства массовой информации. Гуманизация сферы образования в существующем понимании этого термина представляет собой систему введения в содержание образования гуманитарных дисциплин. Однако это лишь одна составляющая часть гуманизации. Необходимо также замена форм и методов обучения на гуманизированное — личностно-ориентированное в соответствии с целями и задачами гуманизации общества в целом.

В свою очередь, фундаментализация образования предполагает введение в содержание фундаментальных учебных курсов естественно-научных и гуманитарных дисциплин и их взаимосогласованность, создание междисциплинарных курсов обучения. Основой фундаментализации образования является конгломерат фундаментальных дисциплин, направленных на развитие инноваций и создание экономики знаний. Не следует принижать роль фундаментальных знаний в процессе обучения. Без фундаментальных знаний не-

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

возможно понимание природы явлений, а, следовательно, и невозможно обучение специалистов, которые будут не бездумными исполнителями, а творческими работниками, способными осуществить инновационное развитие в соответствующих областях экономики. Фундаментальное образование является основой для последующего обучения и переподготовки человека на протяжении всей жизни, что имеет чрезвычайно большое значение в современном обществе, в условиях небывалой скорости смены технологий [8, с.17]. Только специалист, получивший гуманизированное фундаментальное образование способен комплексно, системно оценить все последствия управленческих решений и обеспечить условия для дальнейшего развития страны.

Дальнейшая экономизация образования означает разработку и внедрение новых интегрированных методик преподавания экономических дисциплин, введение модулей специальных экономических дисциплин во все программы профилирующей подготовки и переподготовки трудового потенциала. Экономическая грамотность должна стать обязательной характеристикой молодых специалистов и способствовать актуализации использования полученных экономических знаний. Экономическое образование должно, на наш взгляд, реформироваться как по форме, методам и наглядным средствам преподавания, так и по содержанию. Оно должно отражать лучшее, что имеется в мировой и отечественной науке, и знакомить обучающихся со спецификой рыночной экономики в условиях кризиса. Не менее важно приобщать молодежь к богатству мировой и отечественной экономической мысли, пропагандировать общечеловеческие ценности, формируя тем самым современное экономическое мышление. Своим продуктом экономическое мышление должно иметь получение определенной суммы современных знаний, которые фиксируются в конечном объекте познания. Следовательно, познанное обобщается в знании. Поэтому экономические знания, проверенные в практической деятельности, выступают как объективные и приобретают реальное значение для общества. Это становится все более актуальным, поскольку необходимость преодоления мирового экономического кризиса объективно требует реформирования образовательной и научной сферы с целью формирования качественного трудового потенциала с современным экономическим мышлением, что должно способствовать воспитанию специалистов с большим научным и профессиональным потенциалом, высокой нравственностью и культурой.

Тенденции развития высшего образования на макроуровне имеют свои проявления и на микроуровне. Так, чтобы образование стало фундаментальным и гуманизированным, оно должно ориентироваться на выявление глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами. Тем более что до сих пор в отечественной научной литературе явно недостаточно разработаны проблемы теории и практики взаимодействия на стыке экономической теории с философией, психологией и педагогикой. В то же время практика социально-экономического реформирования нашего общества настоятельно требует интенсивного развития этого научного направления. Экономика без философии, педагогики, а тем более психологии, неодушевленна. Она сама по себе не в состоянии учесть душевный настрой личности, понять уровень ее духовных потребностей. Это тем более важно, так как в процессе рыночной трансформации экономики система ценностей и основополагающих ориентиров, вошедших в менталитет нации и являющихся составными частями его генофонда, были разрушены. Вследствие этого назрела объективная необходимость восстановления системы ценностей российского народа через гуманизацию и фундаментализацию образования подрастающего поколения.

Экономическая действительность в современных кризисных условиях заставляет людей думать и действовать в соответствии с ней. Поэтому задачей образования сегодня является психологическая подготовка специалистов с целью максимального предупреждения возможных разочарований и стрессов. На основе знаний специфики экономических отношений в условиях мирового финансового кризиса, важно научить молодежь находить достойное место в жизни и выработать у нее соответствующее понимание, навыки, цивилизованное экономическое поведение и умение использовать новейшие информационные технологии. Это в век информатизации общества становится объективно необходимым процессом. Таким образом, цель и смысл реформирования образования и науки сегодня заключается в том, чтобы привести систему подготовки трудового потенциала в соответствие с реальными потребностями экономики и всего общества. С этой целью необходимо, чтобы образование развивалось опережающими темпами, ориентировалось бы не только на сегодняшний рынок труда, его сиюминутные, конъюнктурные запросы, а на перспективные потребности общества, его стратегические цели [2, с.51].

Очевидно, что интересы формирования единого образовательного пространства в рамках российского государства и мирового сообщества могут быть обеспечены путем раз-

работки общих подходов к образовательным стандартам, установления единых требований к фундаментальному высшему образованию. Это создаст возможность продвинуться в решении вопросов академической мобильности трудового потенциала. Для этого следует обратить особое внимание на проблему упрочения интеллектуального фундамента современной системы высшего образования, а также развития исследований методологии преподавания и разработку современных технологий обучения и повышения их качества.

В российских высших учебных заведениях сегодня на новой социальной, экономической и правовой основе развивается внутривузовская система обеспечения высокого качества подготовки специалистов, расширяются связи с наукой и потребителями кадров. Это нашло свое отражение в Стратегической инициативе, предложенной на IX съезде Российского союза ректоров в марте 2009 года, как «новое образовательное измерение». В ней подчеркивается, что необходимо во имя диалога будущих поколений, предопределяя новое образовательное измерение, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации и опираясь на ее великое историческое культурное наследие, в своем устремлении к построению нового качества образования в многополярном мире... консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира через общность взглядов на следующие принципы, рожденные практикой российского образования: бескорыстно передавать накопленные знания устремленным к познанию и постижению истины, добра и справедливости; формировать гуманистическое мировоззрение, основанное на уважении к личности, ценности творчества и служении обществу; воспитывать чувство гражданской ответственности и личной причастности каждого к судьбам своей Родины и др. [6, с. 5].

Исследование накопленного опыта реформирования российской образовательной и научной системы показывает, что ее современное состояние можно охарактеризовать как адаптирующееся к рыночным отношениям в условиях кризиса. Хотя сегодня взгляды на цели и задачи образования неоднозначны, российская образовательная система продолжает реформироваться и успешно развиваться.

В то же время, государству и далее следует проводить более активную и научно обоснованную образовательную политику с выделением необходимых средств на образование и науку, что способствовало бы их дальнейшему развитию. Представляется, что основой системы современного образования должен стать приоритет формирования всесторонне развитой личности, гармонически связанной с природой и владеющей широкими познаниями в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Образование должно стать целостным путем формирования единых циклов фундаментальных наук, объединенных общей целевой функцией и методологией построения каждой из дисциплин и ориентированных на междисциплинарные связи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаревич В.Г. Системной модернизации высшей школы Юга — государственный подход. //Академия — № 9-10 (405-406). 14.03.2009.

2. Кольчугина М. «Новой экономике» — новое образование //МЭиМО. — 2003. — № 12.

3. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. — М.: Европа. 2008.

4. Медведев Д.А. Стремиться к новому содержанию образования. // Академия. — № 11(407) 28.03.2009.

5. НепомнящийА.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. — Таганрог, 1996.

6. Новое образовательное измерение. Стратегическая инициатива Российского союза ректоров //Академия №11 (407). 28.03.2009.

7. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании государственного совета. Стратегии развития России до 2020 года. — М.: Европа 2008.

8. Садовничий В.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М.: Наука. 2006. — С. 17

9. Составлено автором на основе анализа теоретического материала.

10. Фурсенко А. Об основных направлениях работы министерства по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий //Вестник высшей школы. Alma mater. — 2007. — № 6.

11. Экономика труда: Учебник //Под. ред. Архипова А.И. и др. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.

12. DruckerP.F. The Education Revolution. N.Y.,1973.

13. Glaser H. Das Verschwinden der Arbeit. Die Chancen der neuen Tätigkeitsgesellschaft. Düsseldorf, 1988.

ТЕRRА EOONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.