Научная статья на тему 'Инвестиционная политика крупного бизнеса в сфере профессионального образования'

Инвестиционная политика крупного бизнеса в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПОЛИТИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будагова Е. А.

Расходы на специальную фирменную подготовку рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. В условиях современного крупного специализированного производства политика фирм в отношении накопления человеческого капитала является одним из главных направлений ее инвестиционной политики, определяющим перспективы положения фирмы на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика крупного бизнеса в сфере профессионального образования»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРУПНОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. БУДАГОВА

Астраханский государственный технический университет,

соискатель

Расходы на специальную фирменную подготовку рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. В условиях современного крупного специализированного производства политика фирм в отношении накопления человеческого капитала является одним из главных направлений ее инвестиционной политики, определяющим перспективы положения фирмы на рынке.

Ключевые слова: инвестиции; политика; специальная подготовка; человеческий капитал.

Коды классификатора ^БЬ: 122, R42.

Основной мировой тенденцией формирования современного общества стал переход от сырьевой и индустриальной экономики к экономике, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, что приводит к изменению системы образования в развитых странах.

Она претерпевает трансформацию параллельно с изменениями в структуре занятости. Если рабочая сила не получает новой подготовки, нового образования, то именно это приводит к существованию массовой безработицы. Высвобождаются рабочие места без квалифицированных работников, и неквалифицированные работники остаются без рабочих мест.

По общему признаю, образование позволяет выгодно использовать в рамках всего процесса производства целый ряд позитивных факторов, так как образованные люди используют капитал более эффективно, в результате чего он становится более производительным. Они также предрасположены к введению новшеств, к изобретению новых, более совершенных форм производства. В результате развитие человеческого капитала приводит к повышению эффективности всех факторов производства.

Приоритет науки и образования является фактором динамичного развития всех уровней экономики: от отдельного рабочего места до государства и мирового сообщества в целом. Внедрение наукоемких технологий в производство — ключевая задача, решение которой поможет занять России достойное место в мировом экономическом пространстве.

В экономической литературе имеется несколько подходов к определению понятия инвестиций в человека или в человеческий капитал.

Одним из первых данное понятие сформулировал Г. Беккер: «Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение — все это именно вложения в человеческий капитал, который представляет собой такую же неотъемлемую составную часть национального богатства, как заводы, фабрики, жилые дома, оборудование и прочие виды так называемого физического капитала. В самом деле, по оценкам ряда экономистов в США и других экономически развитых странах на долю человеческого капитала приходится больше половины стоимости национального богатства» [1].

Удачное определение, лаконично выражающее сущность инвестиций в человеческий капитал, дают К. Макконелл и С. Брю: «Инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, как издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [2]. Это определение отражает объективно существующую причинно-следственную связь между вложениями в человека, ростом производительности и повышением доходов работника, являющуюся принципиально важной для теории человеческого капитала.

К основным элементам человеческого капитала обычно относят фонды образования, подготовки на производстве, фонд здоровья, мобильности, обладание экономически значимой информацией и, некоторые авторы, фонд воспроизводства человека. Соответственно к основным видам инвестиций в человека относят вложения в образование, в подготовку на производстве, в здравоохранение, миграцию, поиск информации о ценах и заработках, в воспитание и уход за детьми.

© Будагова Е.А., 2009

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРУПНОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ.

113

Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала, делают труд более производительным, что позволяет получать более высокий доход. Это наиболее очевидный вид инвестиций.

Общая подготовка способствует созданию общего человеческого капитала, который может быть применен в самых разных формах.

Наряду с элементами человеческого капитала, потенциально определяющими способность работника выполнять определенные задания (знания, навыки, квалификация, опыт, здоровье), структура человеческого капитала включает и элемент, отражающий желание выполнять эти задания. В связи с этим в качестве компонента инвестиций в человеческий капитал аналитически полезно включить затраты, связанные с мотивацией работников к повышению производительности и качества труда.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о возрастании важности не столько внешних, сколько внутренних стимулов — возможности самореализации, удовлетворенности своим делом, ощущения важности работы, достижения личного успеха и т.д., что особенно характерно для высококвалифицированных кадров. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможности дополнительного обучения, продвижения по службе, участия в принятии решений и т.д.) Это требует значительных расходов, по своей сущности являющихся инвестициями, так как они повышают производительность и приносят фирмам дополнительные доходы.

К инвестициям в человеческий капитал, по нашему мнению, следует отнести и часть расходов на фундаментальные и прикладные научные разработки, а также инновационную деятельность. Ведь в результате развития науки не только создаются новые интеллектуальные продукты, на базе которых затем появляются новые технологии и продукты, но и происходит преобразование самих участников этого процесса, которые становятся носителями новых знаний и качеств. Вполне справедлива мысль о том, что в информационном обществе наука превращается не просто в «непроизводственную производительную силу», но и в своеобразный «генератор человеческого капитала» [3].

Специальная подготовка формирует специфические элементы человеческого капитала, представляющие ценность только для той фирмы, где она осуществляется. Многие работники повышают свою производительность, овладевая новыми навыками и совершенствуя уже имеющиеся непосредственно на рабочем месте. Достаточно очевидно, что будущую производительность можно повысить лишь ценой определенных издержек, так как в противном случае спрос на подготовку был бы безграничен. Ее издержки состоят из потраченного времени и усилий самого обучающегося работника, преподавательской деятельности, осуществляемой другими, а также используемого оборудования и материалов. Эти затраты являются издержками в том смысле, что они могли бы служить для выпуска текущей продукции и приносить текущие поступления, вместо того чтобы увеличивать текущие расходы, и направляться на увеличение будущего выпуска, с тем чтобы увеличить будущие поступления или сократить будущие расходы. Объем расходов и продолжительность подготовки частично зависят от ее типа, частично — от самого обучаемого, но в любом случае предоставление подготовки должно быть для фирмы рентабельным.

Самым весомым источником инвестиций в специальную подготовку являются средства фирм. В условиях современного крупного специализированного производства политика фирм в отношении накопления человеческого капитала является одним из главных направлений ее инвестиционной политики, определяющим перспективы положения фирмы на рынке. А поэтому расходы, связанные с формированием и накоплением человеческого капитала, превращаются в статью инвестиций фирмы. Причем такие инвестиции определяются не непосредственными сигналами рынка, а долгосрочной стратегией.

Формы участия предприятий в финансировании социальных инвестиций многообразны. Однако наибольшее значение имеет их деятельность в направлении накопления человеческого капитала своих работников. Ведь даже самая совершенная техника бесполезна, если нет соответствующего обеспечения ее высококвалифицированными кадрами.

Поэтому часто инвестиции в обновление основного капитала и на изменение структуры и повышение квалификационного уровня сотрудников являются взаимосвязанными и необходимо предполагают друг друга.

В соответствии с инвестиционной стратегией ОАО «Астраханьгазпром» инвестиции в специальную подготовку работников растут быстрыми темпами (табл. 1). С 2003 г. по 2008 г. затраты на профессиональное образование возросли более чем в 5 раз. Среднегодовые темпы роста составили 41%. Инвестиции в обучение руководителей и специалистов росли наиболее высокими темпами — более 50% в год. Наиболее интенсивные темпы роста показали затраты на обучение за рубежом, которые ежегодно увеличивались более, чем в 2 раза.

Обучение рабочих осталось менее приоритетной целью инвестиционной политики ОАО «Астраханьгазпром». В среднем за год они росли на 16%.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

114

Е.А. БУДАГОВА

Фирмы заинтересованы в накоплении человеческого капитала именно своих работников, а не в привлечении нужных специалистов извне, поскольку последнее требует много больших затрат, связанных с необходимостью осуществления специальных инвестиций, определяемых особенностями конкретного производства.

Таблица 1

Темпы роста затрат на профессиональное образование работников ООО «Астраханьгазпром» в 2003-2008 гг., % (2003 г. — 100%)

Наименование 2004 в % к 2003 2005 в % к 2004 2006 в % к 2005 2007 в % к 2006 200 в % к 2007

Всего затрат на обучение работников 155,2 144,3 105,5 157,7 140,7

Из них:

Обучение руководителей и специалистов всего, в т.ч. 170,7 197,3 68,6 164,1 150,2

Затраты на обучение в России 154,5 211,8 71,9 153,0 147,8

В том числе:

— повышение квалификации 143,3 338,4 53,3 166,4 177,8

— профессиональная переподготовка 169,0 72,5 115,8 115,5 199,0

— краткосрочное обучение 396,6 117,9 36,4 377,9 232,2

Затраты на обучение за рубежом 151,3 86,8 101,0 126,4 116,4

Причем на преобладание того или иного направления в подготовке работников определяющее влияние оказывают экономические характеристики фирмы, в частности среднесписочная численность. Так, чем меньше предприятие, тем больше средств оно вкладывает в направлении освоения своими работниками смежных специальностей, а по мере увеличения размеров фирмы возрастает значимость переподготовки и повышения квалификации.

В современных экономических условиях преодоления кризиса в России фирмы, продолжающие наращивать инвестиции в человеческий капитал своих сотрудников, обладают большим потенциалом сохранения и повышения рентабельности финансовой устойчивости и рыночной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Г. Не жалейте денег на людей // Business Week. 1996. № 6. С. 4-5.

2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992. С. 171.

3. Шаммазов А., Беленкова О. Технические университеты в информационно-индустриальном обществе // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.