Научная статья на тему 'Сущность Болонского процесса и перспективы его внедрения в Украине'

Сущность Болонского процесса и перспективы его внедрения в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / кредитная система / Болонський процес / кредитна система

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заяц О. А.

В статье раскрывается сущность Болонского процесса. Его осуществление в Европе и в Украине. Автор выявляет основные направления реформирования системы высшего образования Украины в контексте Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Болонського процесу і перспективи його впровадження в Україні

У статті розкривається сутність Болонського процесу. Його здійснення в Європі та в Україні. Автор визначає основні напрями реформування системи вищої освіти України у контексті Болонського процесу.

Текст научной работы на тему «Сущность Болонского процесса и перспективы его внедрения в Украине»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 3-4. С. 171-176.

УДК 378.014.53

СУЩНОСТЬ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В УКРАИНЕ

Заяц O.A.

В статье раскрывается сущность Болонского процесса. Его осуществление в

Европе и в Украине. Автор выявляет основные направления реформирования

системы высшего образования Украины в контексте Болонского процесса.

Ключевые слова: Болонский процесс, кредитная система.

Актуальность данного исследования обусловлена теми процессами, которые происходят в мире. Приступая к исследованию поставленной проблемы, зададимся вопросом: нуждается ли Украина в трансформации существующей системы высшего образования? Анализируя изменения, происшедшие в подготовке студентов практически всеми ведущими вузами Украины, можно прийти к выводу, что современное поколение студентов все в большей степени становится потерянным для наукоемкого образования. Иными словами, разрыв между уровнем высшего образования и науки развитых стран мира и Украины стремительно увеличивается, и по ряду направлений он становится уже практически непреодолимым.

Идея реформирования стала актуальна в свете политики европейской интеграции Украины. Целью стало стремление приблизить украинскую систему высшего образования к европейской, что обусловило бы интеграцию в единое европейское образовательное пространство. Однако, несмотря на многочисленные попытки реформирования, можно предположить, что в Украине происходит «квазиреформирование» системы высшего образования. То есть, создается видимость реформ, что декларируется, как одна из первостепенных задач государства. А на самом деле ничего не происходит.

Объектом исследования является Болонский процесс. Предметом исследования выступают перспективы его внедрения в Украине. Цель исследования заключается в попытке анализа основных положений Болонского процесса с тем, чтобы выявить его проблемные аспекты. Выявление слабых сторон «болонизации» в странах Европы позволит Украине усовершенствовать национальную систему высшего образования так, чтобы не повторить их ошибок.

Вступление в единое европейское образовательное пространство требует от Украины совершенствования национальной системы высшего образования, активизации процесса универсализации образования, основными направлениями реализации которой являются:

• максимальное сближение стандартов образования и обучения;

• создание единой системы измерения усвоенных знаний;

• достижение соответствия этапов обучения (бакалавр магистр, доктор);

• упрощение процедуры признания дипломов и научных степеней.

Именно эти факторы обусловливают присоединение Украины к идее создания единого европейского образовательного пространства. Данное явление получило общепринятое название «Болонский процесс». Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Союза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной же датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию [5, с. 28].

Проанализируем сущность Болонского процесса по ключевому параметру введения двухступенчатой модели обучения. В реализации двухступенчатой модели в странах Западной Европы можно выделить две тенденции. Первая состоит во внесении косметических изменений в существующие программы с приданием им статуса первой ступени. Вторая заключалась в разработке новых учебных программ или качественным улучшением существующих. Первый путь - медленное реформирование избрало большинство стран, второй -лишь некоторые стран континента. Путь более быстрых реформ избрали Дания, Финляндия и Италия.

Реформа предполагает решительный отказ от традиционной единой степени и предусматривает следующие меры:

• повсеместное введение "краткосрочной" степени laurea после 3 лет обучения и новой специализированной степени laurea еще после 2 лет учебы;

• определение пяти широких предметных областей с установленными государством базовыми требованиями к учебным программам и "классами" степеней;

• существенная учебная автономия университетов (для 34% кредитов) в рамках общих правил для каждой предметной области и каждого класса степени;

• введение общей системы кредитов на базе ECTS; стимулирование деятельности по самооценке, усиление роли внешнего оценивания на всех уровнях [3, с. 91].

Путь более «радикального» реформирования дал достаточно смешанные результаты, обнажив ряд потенциальных проблем реализации двухуровневой системы. Среди них - риск непризнания бакалаврской степени на рынке труда и весьма ограниченный круг специальностей, по которым возможно получение степени бакалавра. Яркими примерами риска непризнания степени бакалавра на рынке труда являются Дания и Финляндия. Данные государства ввели степени бакалавра по большинству предметных областей. Однако, введение бакалавриата показало негативные результаты. Реформа не была до конца успешной, поскольку подавляющее большинство студентов продолжило обучения на степень магистра, а работодатели не проявили должного интереса к обладателям степени бакалавра [1, с. 6].

К числу «медленных реформаторов» относится большинство стран континентальной Европы. Например, Греция, Нидерланды, Швеция и частично Испания.

Заяц O.A.

Интересным примером служит Швеция. Первой присуждаемой степенью в высшем образовании является степень магистра «magisterexamen». Так, в отчете Национального Агентства Высшего Образования (НАВО) «А New Master's Degree» говорится, что, хотя часто шведская степень «magisterexamen» переводится на английский язык как Master's Degree MA (магистр искусств), MSc (магистр наук), такой перевод является некорректным. Эти термины могут использоваться по отношению к шведской системе образования только как перевод, что и должно, быть указано в документах, которые студенты получают при выпуске. Вместе с тем отмечается, что университеты не всегда придерживаются этого принципа. И только некоторые из них указывают, что студентам будет присуждена шведская степень «magisterexamen», которая может быть переведена на английский язык как Master's Degree [2, с. 16].

Введение кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в - кредитах. За основу предлагается принять ECTS (European Community Course Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучения на протяжение всей жизни». ECTS предложена в 1989 году в структуре ERASMUS. В настоящее время она является составляющей программы SOCRATES. Данная система помогает определить периоды обучения за рубежом, увеличивает качество и количество мобильности студентов в Европе. Интересным фактом является то, что ECTS начала применять накопительную систему, которая выполняется на институциональном, региональном, национальном и европейском уровнях. В настоящее время в мировой системе высшего образования широкое применение получили такие системы зачетных единиц: ECTS - европейская система, USCS - американская система, CATS- британская система, UMAP - стран Азии и бассейна Тихого океана.

Срок учебной программы в Европе составляет преимущественно 36-40 недель в год, в таком случае один кредит составляет от 24 до 30 рабочих часов. Объем работ определяется сроками, за которые студент получает необходимый результат обучения. Полный объем для окончания первого уровня цикла составляет 3-4 года (то есть 180 или 240 кредитов). Студенческий объем работ в ECTS включает время, проведенное на лекциях, семинарах, время для самостоятельных работ, подготовки к экзаменам, их составление и тому подобное. Кредиты распространяются на все компоненты учебной программы (модули, курсы, диссертационные работы) [4, с. 4].

Следующим положением Болонской декларации является тезис о расширении мобильности студентов. Мобильность студентов, а также преподавательского и административного состава - важное условие создания Европейского пространства высшего образования. Предусматривается расширение мобильности студентов, преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения опытом. Предусматривается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: «знания выпускников должны быть реализованы на практике на пользу всей Европе». Все академические степени и другие квалификации должны иметь спрос на европейском рынке труда, а профессиональное признание квалификаций

должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендуемое ЮНЕСКО.

Касаясь такого аспекта нашего исследования, как восприятие Болонского процесса в странах Западной Европы, можно говорить, что имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие страны.

Так, лишь 12% руководителей западноевропейских вузов полагали, согласно опросам 2003 года, что их сотрудники (прежде всего преподаватели) в должной мере осведомлены о содержании Болонского процесса. Слабо осведомлены о соответствующих положениях и принципах администраторы и еще хуже - студенты.

В целом более приобщены к идеям Болонского процесса университеты и менее - ВУЗы иных типов. В 47% университетов введены специальные посты координаторов по проблемам Болонского процесса, в то время как в ВУЗах неуниверситетского профиля такой пост введен лишь в 29.5% ВУЗов [8, с. 35].

Таким образом, проведя анализ, мы смогли выявить, что наименее освоенными идеи Болонского процесса остаются в Эстонии, Литве, Швеции, Германии, Ирландии, Великобритании. Необходимо также отметить, что в наибольшей степени сопротивление идеям Болонского процесса наблюдается в Норвегии, Франции, франкоговорящих регионах Бельгии, Германии, Португалии, Ирландии и Великобритании. Рассматривая внедрение Болонского процесса в Украине, мы сталкиваемся с проблемой того, что идеи Болонского процесса наиболее противоречиво воспринимаются в обществе. Необходимо проанализировать его сильные и слабые стороны.

Одним из главных постулатов Болонского процесса является введение двух циклов обучения. В Украине в рамках выполнения обязательств конференции в Бергене были введены квалификации бакалавра и магистра. Однако остались квалификации младшего специалиста и специалиста, которые не имеют определенного позиционирования в европейской системе образования. Необходимо безотлагательно трансформировать программы подготовки специалистов в программы подготовки магистров. То есть в ближайшей перспективе необходимо выполнить требование Болонской декларации и четко определить двухступенчатую систему образования со степенями бакалавра и магистра.

Далее такое положение болонской декларации, как потребность введения кредитной системы. Кредитно-модульная система была введена согласно приказу Министерства образования и науки Украины № 48 от 23.01.2004 года «О проведении педагогического эксперимента по кредитно-модульной системе организации учебного процесса». Цель эксперимента - разработать и экспериментально проверить технологию применения элементов европейской кредитно-трансферной и аккумулирующей системы (ЕСТ8) в системе высшего образования Украины и создания современной системы управления качествами образовательной деятельности субъектов учебного процесса [7, с. 21].

К педагогическому эксперименту относительно внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса приказом было привлечено 59 высших учебных заведений. Однако сразу же возникли проблемы с выставлением

Заяц О. А.

оценок в зачетных ведомостях и книжках. Например, по европейской системе (ЕСТ8) оценка выставляется по шкале от 0 до 100 баллов. В отечественной системе высшего образования функционирует пятибалльная система оценивания. В результате введения эксперимента происходит наложение одной шкалы на другую. Это во многом оказывает негативное влияние на восприятие «болонской системы» как среди преподавательского состава, так и студентов. В системе оценивания знаний в Украине происходит упрощение критериев оценивания европейской системы. Например, по кредитной системе в шкале оценивания существуют такие оценки, как «превосходно», что соответствует «А+», «отлично», «хорошо». Мы же имеем наложение европейской системы на отечественную шкалу, где такие оценки, как «А+» выпадают, то есть происходит «огрубение» границ оценивания. Что приводит к отсутствию у студентов стремления к самосовершенствованию, с одной стороны, и невозможности сравнения результатов украинских студентов с результатами тех студентов, которых оценивают по шкале ЕСТ8 с другой стороны.

В данном исследовании мы хотели бы показать, что расхождение в критериях оценивания очень существенные. Они могут сыграть негативную роль при оформлении документов об образовании европейского образца. Существует такая опасность, что каждый ВУЗ разработает собственную систему расчета баллов. При этом может быть искажена истинная картина успеваемости.

Обеспечение трудоустройства выпускников. Исследуя данную позицию, рассмотрим такой аспект, как востребованность на рынке труда в Украине выпускников, получивших европейские квалификации. Например такие, как «бакалавр». Так например С.Н. Николаенко в работе «Вища освп-а - джерело соц ¡ал ьно-сконом ¡много \ культурного розвитку суспшьства» говорит о том, что «сегодня в Украине степень бакалавра определена как образовательно-квалификационный уровень специалиста только с базовым высшим образование». Поэтому можно сказать, что трудоустройство выпускников со степенью «бакалавр» достаточно проблематично. В данном направлении есть несколько путей решения: определение «бакалавриата» как полного высшего профессионального образования; признание диплома «бакалавра» как первичной степени для принятия на работу с условием дальнейшего обязательного повышения уровня квалификации; продолжение обучения уже работающего бакалавра в открытом или корпоративном университете с дальнейшим получением степени «магистра».

Выводы: В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Выявлена сущность Болонского процесса, как процесса создания единого европейского образовательного пространства;

2. Выделены позиции для анализа Болонского процесса в европейских странах. Среди них: введение двухступенчатой модели обучения, введение кредитной системы, мобильность студентов, трудоустройство выпускников.

3. По заявленным позициям проведен анализ внедрения «болонской» системы в Украине. Выявлены слабые стороны и негативные аспекты данного процесса для системы высшего образования Украины.

В частности можно сказать, что на данном этапе реформирования системы высшего образования Болонский процесс воспринимается крайне негативно. В Украине не созданы условия для внедрения европейской системы. Самыми негативными сторонами можно назвать несовершенство шкалы оценивания или

процесс внедрения кредитно-модульной системы, также проблема несоответствия образовательно-квалификационных уровней, а также такая сторона, как несовершенство нормативно-правовой базы. Сложность ситуации заключается в том, что многие положения Болонской декларации остаются до сих пор лишь декларативными. Да и уместно задаться вопросом о необходимости вступления Украины в единое европейское образовательное пространство.

Список литературы

1. Андрущенко В. Фшософ1я розвитку освгги в постболонському простор! / Андрущенко В. // Вшца освгга Украши,- 2006,- №1,- С. 5-7.

2. Бабак В. Для нас Болонський процес - явшце звичне, кредитно-модульна система - не новина / Бабак В. // Вища школа,- 2006,- №1,- С. 3-20.

3. Бабкша О. Проблеми шдвшцення якосп вищо! освгги в Укра!ш у контекст Болонських реформ / Бабкша О. // Освгга [ управлшня,- 2006,- №1 ,Т9,- С. 91-95.

4. Болюбаш Я. Один з принцишв болонського процесу - мобшьшсть студенпв у европейському простор! / Болюбаш Я. // Освгга Украши,- 2006,- № 5,- С. 4.

5. Згага П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе. Статья вторая / Згага П. // Высшее образование сегодня,- 2006,- №1,- С. 27-34,- [Переход к сопоставимым системам степеней и общим стандартам в области обеспечения качества].

6. Калаштков В. Болонський процес: досввд Шмеччини та реал1защя в Украш / Калаштков В. // Освп-а Украши,- 2006,- № 12,- С. 3.

7. Колесов В.П. О классификации компетенций / Колесов В.П. // Высшее образование сегодня.-2006,- №2,- С. 20-22.

8. Лукичев Г.А. Развития образования в государствах - участниках Болонского процесса / Лукичев Г.А. // Высшее образование сегодня,- 2003,- №8,- С.34-37.

Заяц О.А. Сутшсть Болонського процесу i перспективи його впровадження в Ук'ра'пм // Вчет записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Пол1толопя. Соцюлопя. -2011. -Т. 24(63). -№3^1. -С. 171-176. У статп розкриваегься сутшсть Болонського процесу. Його здшснення в Сврош та в Укра1ш. Автор визначае основш напрями реформування системи витцо! осв1ти Укра1ни у контекста Болонського процесу.

Ключов1 слова: Болонський процес, кредита система.

Zayats О.А. Essence of Bologna process and prospect of its introduction in Ukraine // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2011. - Vol. 24 (63). - № 3-4. - P. 171-176.

In this article opened the essence of Bologna process. The author determined the basic aspects of a reformation the higher school's system of Ukrainian in the context of a Bologna process. Key-words: Bologna process, system of a credits.

Статья поступила в редакцию 10.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.