--© И.В. Садардинов, 2006
УДК 621.31 И.В. Садардинов
СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОЦЕНКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЭК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Семинар № 6
ринятая в 2003 году "Энерге-
И. тическая стратегия России на период до 2020 года" нацелена на обеспечение энергетической и экологической безопасности страны, энергетической и бюджетной эффективности энергетики.
Прогрессивное развитие экономики России по умеренному сценарию с ростом ВВП к 2020 г. в 2,3 раза рассматривается с одновременным снижением энергоемкости ВВП на 14-15 % к 2005 г. и на 25 % к 2010 г. В совокупности это дает прогноз роста энергопотребления РФ в 1,4 раза к 2020 году. Одновременно программой декларируется курс на изменение структуры топливно-энергетического баланса с увеличением доли угля с 18 % до 20 % при снижении удельного веса газа с 515 до 46 % в целях повышения энергетической безопасности страны.
Стратегический сценарий развития экономики Дальнего Востока предполагает, что к 2020 г. экономика России и восточных регионов в качественном и количественном отношении должна приблизиться к современному среднеевропейскому уровню. При этом темпы экономического роста в рассматриваемых регионах должны быть выше, чем в среднем по России.
Дальневосточный регион занимает 36,4 % от всей площади России при населении в 4,9 %. Наиболее развитым сектором экономики остаются ресурсодобывающие и ресурсопотреблющие отрасли (73 % производства), в числе которых ТЭК занимает достаточно важное место, обладая крупными запасами ТЭР (2,5 % нефти, 3 % га-
за, 10,2 % угля, 41 % гидроэнергии от общих запасов России), хотя концентрация потребителей энергии невысока из-за больших необжитых пространств в северной и северо-восточной части региона. За последние годы население региона уменьшилось на 1 млн. человек.
Перспективы развития ТЭКа Дальнего Востока в концепции стратегического сценария развития экономики восточных регионов России определяются следующими факторами: имеющимся ресурсным потенциалом; внутренним спросом; прогнозируемыми объемами экспорта и межрегиональными поставками угля; повышением эффективности производства и потребления энергоресурсов; необходимостью совершенствования структуры баланса котельно-печного топлива.
В отличие от среднероссийских показателей, в Дальневосточном регионе традиционным, преобладающим топливом является уголь - его доля в структуре потребления котельно-печного топлива составляет около 60 %. В 2002 году потребление угля на Дальнем Вос-токе - 17,8 млн т у.т., что составляет около 18 % от потребления энергетического угля в России (99,8 млн т у.т.).
Потребление котельно-печного топлива на Дальнем Востоке, млн т у. т.
При этом доля угля в топливном балансе ТЭС, на которые приходится 75 % генерирующих мощностей региона, еще выше и составляет 72 %.
До недавнего времени Дальний Восток являлся энергодефицитным регионом, что было связано в большей мере с неплате-
Таблица 1
Энергоресурсы Годы
1995 2000 2002
Котельно-печное топливо 30,8 26,5 27,7
в том числе:
Уголь 19,4 16,6 17,8
Газ 3,6 3,7 4,1
Мазут 4,9 3,3 3,7
Прочие виды топлива 2,9 2,1 2,1
жеспособностью потребителей как топливных ресурсов, так и электро- и тепло-энергии, что приводило к сбою производственной деятельности предприятий ТЭКа.
Спецификой Дальнего Востока является наличие избытка мощностей в электроэнергетике и нефтепереработке при высокой стоимости энергообеспечения. Дальнейшее удорожание топливноэнергетиче-ских ресурсов, добываемых, либо поставляемых в регион, формирует концепцию «бремени вынужденных затрат на энергоснабжение», что вынуждает рассматривать Дальний Восток как зону высоких экономических, инвестиционных рисков. Так, тариф на электроэнергию в 1,5 раза выше, чем в среднем по России, а соотношение между минимальным и максимальным тарифом внутри региона по данным РАО «ЕЭС России» составляет 5,4 раза.
Следует отметить, что в настоящее время рассматриваемые тенденции и прогнозы развития ТЭК Дальнего Востока носят ярко выраженный рыночный характер - все определяет платежеспособный спрос и инвестиционная эффективность потенциальных проектов.
В отраслевом и территориальном разрезе в основном разработаны перспективные программы развития ТЭК Дальнего Востока, но, к сожалению, они недостаточно коррелируют между собой и, как правило, укладываются в стереотипную модель экономической оценки «локальной» эффективности тех или иных вариантов развития отраслей в рамках концепции социально-эко-номической политики.
То есть энергетический сектор рассматривается как часть экономики: определяются сценарии развития экономики в целом; оценивается потребность в топливно-энергетических ресурсах; определяются оптимизированные решения закрытия потребностей.
При сложившихся условиях в системах топливо- и энергоснабжения по мнению специалистов ДВР проблема не может быть решена исключительно коммерческими интересами производителей и потребителей энергоресурсов и является «объективной постановкой для действенного государственного контроля за развитием ТЭК ДВР, учитывая геополитическое значение региона, потенциал которого сегодня недооценен и невостребован в полной мере в силу ограниченных возможностей и фактического уровня развития экономики страны в целом.
Фактически итоги и перспективы развития отрасли продолжают оцениваться по динамике физических объемов добычи (производства). А их наращивать проще всего, перейдя к пиковой разработке месторождений.
Ухудшение технико-экономических параметров функционирования добывающих отраслей было связано, прежде всего, с изменением принципов разработки и эксплуатации месторождений, краткосрочной ориентацией хозяйственной деятельности, ее подчинение установке на максимизацию объема добычи, который может быть обеспечен в текущем периоде.
Недостаточная корректность этого подхода проявилась еще в конце 80-х го-
дов, когда стало понятно, что топливно-энергетический сектор, и в особенности некоторые его отрасли развиваются достаточно автономно, не в прямой зависимости от динамики потребности в энергоресурсах.
Более целесообразно отталкиваться от органичного (гармоничного) сочетания энергетической политики и политики развития экономики в целом. То есть, энергетическая политика должна стать политикой развития экономики в целом, в то время как политика развития некоторых неэнергетических отраслей должна учитывать накопленные и перспективные проблемы энергетического сектора и способствовать их решению. В контексте данного подхода энергетическая политика это не столько политика развития отраслей ТЭКа, сколько политика использования национальной экономики в стратегических интересах; для решения общеэкономических проблем. Существенный положительный вклад в динамику социально-экономического развития и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе энергетический сектор может внести только путем поддержки процессов структурно-технологической модернизации других отраслей российской экономики, которые обладают потенциалом динамичного развития в долгосрочной перспективе.
Экономическая оценка вариантов развития перспективной стратегии в этих условиях должна сочетать в себе с одной стороны - коммерческую составляющую -как подтверждение финансовой реализуемости и монетарной эффективности, с другой стороны - отражать общесистемное влияние выбираемой стратегии в разрезе общеэкономических, а для Дальнего Востока геополитических интересов, отвечающих общегосударственным принципам укрепления и развития России не только как социально-экономической системы, но и как сильного государства.
Обобщая материалы отраслевых, территориальных программ развития ТЭК
Дальнего Востока на период до 2020 года, можно отметить следующие тенденции и выявляющиеся проблемы.
Рост выработки электроэнергии за период 2000-2020 г. в регионе прогнозируется в ОЭС Востока (Амурская, Дальневосточная, Хабаровская энергосистемы, Южно-Якутский энергорайон) с 24,0 до 43,4 млрд квт.ч в 1,8 раза, что позволяет полностью закрыть прогнозную потребность территорий в электроэнергии, при этом обеспечивается самобаланс ОЭС Востока и экспорт 5,1 млрд квт.ч. (табл. 2).
Программой развития электроэнергетики Дальневосточного региона заложены решения, направленные на оптимизацию структуры генерирующих мощностей с увеличением доли электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС с 17 % до 36 %. Одновременно рассматривается изменение структуры топливного баланса ТЭС - с увеличением доли газа с 8,4 % да 28 %, сокращение абсолютного объема и доли нефтетоплива, а также сокращение доли угля с 85 % до 69 % при относительно небольших изменениях абсолютной потребности в нем (табл. 2).
По изолированным энергосистемам (Магаданская, Камчатская, Сахалинская) структурные изменения в основном касаются топливного баланса ТЭС:
• Сахалинская - перевод 100 % мощностей на газ после 2006 г.
• Камчатская - вытеснение из баланса ТЭС нефтетоплива газом, а также решение проблемы энергообеспечения отдельных регионов за счет строительства мини ТЭС на базе местных
Динамика производства элект роэнергии ОЭС
Вост ока
20 10
21,2
/7,8
"I
4,0
7,3
□ ГЭС
□ ТЭС
Годы
20,1
15,1
28,4
0
2005
2010
Рис. 1
угольных месторождений. При этом доминирующим видом топлива на ТЭС к 2020 станет газ, доля которого в балансе увеличится с 0,1 % до 90 %, доля угля составит к 2020 г. 5 %.
• Чукотэнерго в составе Магаданской энергосистемы - после 2005 года частичное вытеснение угля газом, снижение доли угля со 100 % до 50 %.
Вовлечение газа как более качественного топлива в баланс электростанций позволяет улучшить структуру топливного баланса, снизить экологическую нагрузку, упростить технологические схемы.
При этом эффективность программы газификации региона во многом зависит от степени капиталоемкости намечаемых проектов, а также от ожидаемой стоимости различных видов топлива на месте потребления.
Уже сейчас традиционные энергоресурсы весьма дороги. В случае повышения, а тем более отпуска цен на энергоносители для обеспечения полного самофинансирования ТЭК на расширенное воспроизводство, они приблизятся к мировым. Значительную роль в росте цен играет необходимость транспортировки энер-
горесурсов на большие расстояния. Потребность в топливе ТЭС Дальневосточного региона приведена в табл. 4, 5.
В табл. 5 приведен баланс добычи и потребления угля в ДВ регионе с учетом его завоза из-за пределов региона.
Если рынок энергетических углей на Дальнем Востоке в принципе сформирован, структура поставок по крупным потребителям оптимизирована с учетом транспортной составляющей и поддается прогнозированию на среднесрочную перспективу, то в отношении газа, как по объемам поставок, так и по ценовому фактору, информация прогнозная, принимаемая на уровне соглашений и предварительных договоренностей. Ожидаемые цены покупки газа потребителями варьируются от 30 до 90 долл/тыс. м3. Одновременно, строительство магистральных и распределительных сетей сопряжено с освоением больших объемов капитальных вложений. Например, стоимость только магистрального газопровода Сахалин -Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск (производительностью 4,5 млрд. м3/год) составляет ориентировочно 15 млрд руб. в текущих ценах.
Таблица 4
Потребность в топливе ТЭС Дальневосточного региона
Наименование 2000 2002 2010 2020
1 Газ, тыс.тут
ОЭС Востока 848 920 3050 3734
Камчатская энергосистема 6 6 555 600
Магаданская энергосистема 0 0 99 120
Сахалинская энергосистема 219 203 1400 1500
Итого, тыс. тут 1073 1129 5104 5954
Итого, млн. м3 894 941 4253 4962
в том числе Сахалинский 889 936 3708 4362
2 Уголь, тыс. тут
ОЭС Востока 8672 8961 8435 8958
Камчатская энергосистема 0 0 26 28
Магаданская энергосистема 405 410 337 370
Сахалинская энергосистема 1020 1008 0 0
Итого, тыс. тут 10097 10379 8798 9356
Итого, тыс. тонн 20571 20969 18221 19360
в том числе:
- каменные 5608 6830 5322 5399
- бурые 14963 14139 12899 13961
Таблица 5
Показатели, млн т 2000 2002 2003 2005 2010 2015 2016
1 Потребность 31,4 31,8 33,3 32,4 29,8 31,4 32,2
2 Собств.добыча 28,2 29,2 29,8 30,0 30,0 32,0 33,0
3 Экспорт (Якутия, Сахалин) 4,8 4,8 4,9 5,5 8 8,5 8,5
4 Ввоз 8,0 7,4 8,4 7,9 7,8 7,9 7,7
5 Доля местных углей в балансе по- 74,4 76,8 74,8 75,7 73,9 74,8 76,1
требления, %
Перспектива масштабной газификации территорий Дальнего Востока связана с освоением нефтегазовых месторождений Сахалинской области.
По оценке специалистов при условии динамичного освоения нефтегазовых месторождений на суше и шельфе острова Сахалин объем поставок природного газа на внутренний рынок может увеличиться к 2010 г. с 1,6 до 7,2 млрд. м3, к 2020 г. до 7,9 млрд. м3. Рост поставок газа ожидается при реализации проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и освоения перспективных месторождений суши суммарной мощностью до 2,9 млрд. м3, компенсирующих
выбытие 1,6 млрд. м3 действующих мощностей.
При реализации программы газификации Сахалинской области с потреблением до 2,5 млрд м3 (в т.ч. энергетика - 1,3 млрд м3), приблизительно 4,5 млрд м3 может быть поставлено в Хабаровский край.
Газификация Приморья возможна как составная часть крупного проекта подачи сахалинского газа на экспорт в Китай и Корею транзитом через территорию края. Только таким образом обеспечивается эффективность программы, учитывая отно-
сительно небольшой объем потребности края в газе.
Возможные перспективы реализации "газового" направления развития теплоэнергетики Сахалинской области и Хабаровского края, к сожалению, имеют ряд реально ожидаемых проблем, внимание на которых не акцентируется и решение откладывается на неопределенный срок, так как непосредственно связано с организацией текущего финансирования отдельных этапов программы.
1. Перевод предприятий ОАО "Са-халинэнерго" на газ требует их кардинальной реконструкции. Являясь убыточным в течение длительного времени, ОАО самостоятельно, даже при поддержке РАО "ЕЭС России" вряд ли осуществит это в планируемые сроки до 2007 года - к моменту сдачи мощностей по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2.
2. Строительство магистрального трубопровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск ведется медленными темпами. Существующий участок газопровода проложен диаметром меньше требуемого, что ограничивает его пропускную способность до 2,9 млрд м3 в год вместо 4,5 млрд м3/год. В принципе этого достаточно для газификации Комсомольского промышленного узла и лишь частично обеспечивает поставку газа в Хабаровский промышленный узел, что влияет на снижение экономической эффективности проекта из-за сокращения объема поставок газа.
Перечисленные проблемы реализации программы газификации отдельных территорий Дальнего Востока обуславливают необходимость внимательного отношения к перспективе развития добычи основного в настоящее время и сохраняющего свою значимость в регионе энергоресурса - угля.
Несмотря на относительное снижение роли угля в топливообеспечении региона, прогнозная потребность в нем не уменьшается. Более того, наличие даже освоенной минерально-сырьевой базы (без учета
перспективных к освоению месторождений) позволяет в критических случаях увеличить добычу угля и обеспечить его доставку потребителям в отличие от других энергоресурсов, а также обеспечить топливом повышенную нагрузку на ТЭС в маловодные годы, когда ГЭС работают не с полным использованием мощности.
В свете изложенного можно сформулировать цель и приоритеты стратегии развития ТЭК Дальнего Востока.
Целевая установка перспективной стратегии развития ТЭК Дальнего Востока:
Сбалансированное развитие отраслей ТЭК региона, как базы для его ускоренного социально-экономического развития, повышения качества жизни, улучшения инвестиционного климата, учитывая геополитическое значение региона для страны в целом.
Приоритеты энергетической стратегии Дальневосточного федерального округа
• Изменение структуры потребления энергоресурсов ТЭК Дальнего Востока, направленное на увеличение доли использования гидроресурсов и природного газа с уменьшением доли угля при некотором увеличении абсолютных объемов его потребления; переход ТЭК и других отраслей на энергосберегающий путь развития. Это позволит уменьшить экологическую нагрузку, снизить затраты на энергообеспечение и тем самым сделать экономику ДВ региона более конкурентной на внутреннем и внешнем рынках.
• создание условий для формирования в регионе надежной сырьевой базы углеводородов и их широкомасштабного вовлечения в хозяйственный оборот;
• комплексное решение вопросов преобразования энергетического и теплового хозяйства, энерго- и теплоснабжение потребителей с переходом на новые технологии;
• создание условий для перевода региона на энергосберегающий путь раз-
вития и организации системы рационального природопользования в энергетике;
• повышение надежности и экономичности энерго-, топливоснабжения северных и труднодоступных потребителей;
• поддержание экспортного потенциала ТЭК региона, расширение региональных рынков и экспорта его продукции на перспективу;
• создание условий для формирования финансовых ресурсов в топливно-энергетическом секторе, необходимых для выхода на путь устойчивого развития как самого ТЭК, так и всего хозяйственного комплекса региона и реализации социальных программ.
Стратегия перспективного развития угольной промышленности ДВ региона будет зависеть от следующих факторов:
• Стратегии развития и структурных преобразований энергетического комплекса степени "газификации" действующих ТЭС, выбора проектного топлива для вновь создаваемых генерирующих мощностей, что определит емкость рынка энергетических углей в регионе.
• Стратегии поведения крупных собственников угольных компаний, по
сути являющихся монополистами в области добычи энергетических углей.
• Эффективности межрегиональных поставок как из углеизбыточных районов Западной и Восточной Сибири, так и внутри ДВ региона.
• Темпов проведения и результативности геологоразведочных работ, направленных на пополнение объема балансовых запасов углей, эффективных к отработке в современных экономических условиях.
• Совершенствование нетрадиционных технологий добычи угля с переходом от опытно-эксперименталь-ного фазы к уровню, позволяющему организовывать реальную добычу угля в промышленных объемах.
• Темпов освоения Эльгинского каменноугольного месторождения, которое будет являться основным конкурентом местным угледобывающим компаниям наряду с Нерюнгринскими углями.
— Коротко об авторах -
Садардинов И.В. - кандидат технических наук, генеральный директор ОАО "ДальвостНИИпро-ектуголь".
© Н.Н. Чаплыгин, Д.В. Жулковский,