Научная статья на тему 'Супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов образовательного учреждения'

Супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супервизия / педагогическая супервизия / супервизорское сопровождение / инновационная компетентность педагога / supervision / pedagogical supervision. Supervising support / innovative competence of the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Антон Александрович

Актуальной проблемой на современном этапе развития общества выступает оптимизация и осуществление образовательной деятельности в режиме инновационных преобразований. В связи с этим образовательные учреждения реагируют на вызовы времени и ориентируются на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического обеспечения образовательных систем, изменение образовательной среды, перевод ее инновационный формат. Изменились и задачи образовательной деятельности, а, значит, и требования к педагогам, проецируемые на их способность реагировать на инновационные преобразования, стремление к обновлению знаний, осмыслению собственного опыта, компетентность при внедрении новой педагогической практики. Инновационная деятельность требует профессиональных изменения педагогов, обретение инновационной компетентности педагогов. Указанные аспекты становятся актуальными применительно к формированию инновационной компетентности педагогов образовательных учреждений. Решение выдвигаемых задач обусловливает поиск форм, средств формирования инновационной компетентности педагогов. Потенциальными возможностями в этом контексте имеет супервизорское сопровождение, которое основано на задействовании супервизорских практик в повышении эффективности профессиональной деятельности педагогов, овладения педагогами инновационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervising support of the formation of innovative competence of educational institution’s teachers

An urgent problem is the optimization and implementation of educational activities in the process of innovative transformations. In this regard, educational institutions focus on improving the scientific, pedagogical, educational and methodological support of educational systems, changing the educational environment and transforming its innovative format. The tasks of educational activity have also changed, and, therefore, the requirements for teachers to respond to innovative transformations, the desire to update knowledge, comprehend their own experience and competence in the introduction of new pedagogical practice. Innovative activity requires professional changes and the acquisition of innovative competence of teachers. These aspects are relevant to the formation of innovative competence of teachers. The solution of the proposed tasks determines the search for forms and means of forming innovative competence of teachers. In this context, supervisory support has potential opportunities which is based on the use of supervisory practices in improving the effectiveness of teachers' professional activities, mastering innovative competence by teachers.

Текст научной работы на тему «Супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов образовательного учреждения»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 128-135 --- ♦ ----

УДК 37.013 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_128

Антон Александрович Мартыненко г. Ноябрьск

Супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности

педагогов образовательного учреждения

Актуальной проблемой на современном этапе развития общества выступает оптимизация и осуществление образовательной деятельности в режиме инновационных преобразований. В связи с этим образовательные учреждения реагируют на вызовы времени и ориентируются на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического обеспечения образовательных систем, изменение образовательной среды, перевод ее инновационный формат. Изменились и задачи образовательной деятельности, а, значит, и требования к педагогам, проецируемые на их способность реагировать на инновационные преобразования, стремление к обновлению знаний, осмыслению собственного опыта, компетентность при внедрении новой педагогической практики. Инновационная деятельность требует профессиональных изменения педагогов, обретение инновационной компетентности педагогов.

Указанные аспекты становятся актуальными применительно к формированию инновационной компетентности педагогов образовательных учреждений. Решение выдвигаемых задач обусловливает поиск форм, средств формирования инновационной компетентности педагогов.

Потенциальными возможностями в этом контексте имеет супервизорское сопровождение, которое основано на задействовании супервизорских практик в повышении эффективности профессиональной деятельности педагогов, овладения педагогами инновационной компетентности.

Ключевые слова: супервизия, педагогическая супервизия, супервизорское сопровождение, инновационная компетентность педагога.

Anton Alexandrovich Martynenko

Noyabrsk

Supervising support of the formation of innovative competence of educational institution's

teachers

An urgent problem is the optimization and implementation of educational activities in the process of innovative transformations. In this regard, educational institutions focus on improving the scientific, pedagogical, educational and methodological support of educational systems, changing the educational environment and transforming its innovative format. The tasks of educational activity have also changed, and, therefore, the requirements for teachers to respond to innovative transformations, the desire to update knowledge, comprehend their own experience and competence in the introduction of new pedagogical practice. Innovative activity requires professional changes and the acquisition of innovative competence of teachers.

These aspects are relevant to the formation of innovative competence of teachers. The solution of the proposed tasks determines the search for forms and means of forming innovative competence of teachers.

In this context, supervisory support has potential opportunities which is based on the use of supervisory practices in improving the effectiveness of teachers' professional activities, mastering innovative competence by teachers.

Keywords: supervision, pedagogical supervision. Supervising support, innovative competence of the teacher.

Введение. Инновационные педагогические технологии, инновационные процессы ы образовании, выявление и создание условий для самореализации как учащихся, так и педагогов, внедряемые в систему современного образования, актуализируют проблему формирования инновационной компетентности педагогов, обогащением их новым педагогическим знанием, необходимым в реализации инновационного потенциала образовательной среды школы.

Проблеме формирования инновационной компетентности педагогов уделяется значительно внимание. Исследователи обращаются к определению сущности и содержания инновационной компетентности, выделяют ее компоненты, характеризуют ядро, составляющее основу инновационной компетентности педагогов, исследуют организационно -педагогические условия, позволяющие сформировать компетентность в области инноватики и другие.

Обратимся к инновационной

компетентности ее определению как педагогического феномена.

Так, Е.М. Артамонова инновационную компетентность рассматривает как готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в инновационной форме, как результат теоретической и практической готовности педагога к использованию педагогических новшеств; как способность личности осуществлять

профессиональную деятельность с учетом новообразований в области воспитания, обучения [1, С. 18]

В аспекте выявления инновационного потенциала педагога Г.И. Боинчану определяет инновационную компетентность педагога с позиции психологического феномена, и наполняет это определение творческой направленностью на качественное преобразование с помощью новых средств практики образовательной деятельности [2, С. 112].

есть основа образовательной

К.Е. Романова, А.А. Червова инновационную компетентность «вводят» в структуру инновационной кративности и выделяют в ней способность к педагогическому творчеству, которое содействует получению

образовательного эффекта, а собственно, сам творческий потенциал и инновационного потенциала деятельности [13, С. 44].

Определяя компонентный состав профессиональной компетентности педагогов Е.Л. Умникова резюмирует, что педагоги, обладающие инновационной компетентностью, готовы к риску, ориентированы на достижение успеха в инновационной деятельности, характеризуются оптимизмом, навыками самоконтроля, стремлением к получению нового знания [12, С. 21].

Исследование структуры инновационной компетентности педагогов достаточно широко представлены в исследованиях через

совокупность взаимосвязанных,

взаимодополняемых и взаимообусловленных компонентов:

- мотивационно-ценностный компонент;

- содержательно-деятельностный (креативный) компонент;

- рефлексивный компонент [14, С. 38-45].

При рассмотрении инновационной

компетентности педагога исследователи выделяют в ней такие компоненты как:

- ценностно-мотивационный компонент, который содержит направленность на успешное осуществление инновационной деятельности, стремление к изучение инновационных технологий обучения и воспитания, использованию инновационных технологий в педагогической деятельности;

- когнитивный компонент авторы наполняют знанием современных методов и технологий обучения и диагностирования достижений обучающихся;

- информационно-коммуникативному компоненту отводятся умения пользоваться разнообразными источниками обрабатывать ее, умение информационными технологиями;

- технико-технологический компонент включает умение проектировать процесс обучения на основе инновационных методов и технологий обучения;

- рефлексивный компонент рассматривается как ключевой в самоконтроле, самоанализе, самооценке в сформированности инновационной компетентности [7, С. 167-168].

Вышеизложенные точки зрения позволяет сделать вывод, что инновационная компетентность педагога структурно

информации, овладеть

представляет собой совокупность знаний, умений и опыта в области инновационной деятельности, творчество, личностные качества, мотивация. Каждый компонент инновационной

компетентности характеризуется аспектами его проявления и рассматривается в контексте осуществления инновационной педагогической деятельности.

Несмотря на различные подходы в определении инновационной компетентности четко можно определить ее сущностные характеристики, предусматривающие

способность педагога оценивать изменения педагогической реальности, способность отказываться от стереотипов, готовность к внедрению инновационных образовательных средств в реальном образовательном процессе. Это и наличие опыта инновационной педагогической деятельности, включающей разработку и внедрение новых образовательных продуктов, которые востребованы в практике образования.

Поиск эффективного педагогического инструментария для формирования

инновационной компетентности педагогов направляет практику на использование в данном процессе обобщенного педагогического опыта педагогов-новаторов, изучение и анализ программ, технологий и средств обучения, организацией различных семинаров, курсов повышения квалификации, научно-практических мероприятий.

Наше исследование сосредоточено на выявлении педагогического потенциала сопровождения процесса формирования инновационной компетентности педагогов в режиме супервизорского цикла сопровождения, применения педагогической супервизии.

Педагогическая супервизия и супервизорское сопровождение исследователями рассматриваются как педагогическая феноменологическая категория.

Так, Е.В. Яковлев указывает, что супервизия это вид педагогического сопровождения, в котором осуществляется подготовка субъекта к оказанию помощи; ключевой спецификой супервизии, по мнению автора. является направленность на субъекты, которые имеют опыт, но нуждаются в оказании помощи при решении трудных задач [15, С. 104].

Супервизия педагогическая, как указывает Г.П. Синицына, это метод образования, метод повышения квалификации и повышения качества работы специалистов. Супервизорство как процесс педагогической супервизии выражено в сопровождении профессионального развития специалиста, повышении его компетентности [11].

В этом же ключе супервизия в контексте педагогического сопровождения рассматривается как инструмент наставничества, направленного на

обучение студентов педагогических вузов решению профессиональных задач, которые проецируются на будущую деятельность в сфере образования решению [10].

Супервизорское сопровождение, связанное с инновационной деятельностью в сфере образования, формирование необходимых компонентов инновационной компетентности педагогов определяется Л.П. Качаловой, как один из инструментов сопровождения по достижению поставленной цели, решения задач, соблюдения принципов организации сопровождения [11].

Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова,

Л.Г. Светоносова, Т.А. Колосовская обращаясь к супервизорскому сопровождению определяют содержательное наполнение через раскрытие функционального ряда данного феномена и указывает в его составе обязательны диалогизация (выясняющая беседа, диалог); педагогическая поддержка, ресурсно -аналитическая составляющая (анализ личных ресурсов, профессиональных действий педагогом); вхождение в рефлексивную позицию (исследование педагогом совместно с супервизором собственных действий,

профессиональных образов «Я» педагогом, создание комфортных условий как для супервизора, так и суперизируемого [6, С. 54-58].

Исследуя супервизию как метод педагогического сопровождения деятельности педагогов, М.А. Пономарева придает супервизии характер диалогического взаимодействия, которое основано на равенстве в диалоге, и в котором сопровождение как метод супервизии предназначен для выработки знания, востребуемого в конкретной педагогической ситуации [8].

Исследовательская часть. Мы поставили задачи супервизорского сопровождения в формировании инновационной компетентности педагогов:

1) определить уровень сформированное™ инновационной компетентности педагогов и их готовность к инновационной деятельности;

2) выявить уровень теоретической готовности педагогов к инновационной деятельности;

3) выявить уровень практической готовности педагогов к инновационной деятельности;

4) реализовать супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов и их включенности в инновационную деятельность.

В ходе исследования было проведено изучение готовности педагогов к инновационной деятельности, наличие сформированности у них инновационной компетентности.

Предложенная диагностическая карта «Оценка готовности к участию в инновационной

деятельности», которую заполняли педагоги, показала, что на высоком уровне компетентности и готовности педагога к инновационной деятельности находится лишь 34% педагогов -никто из остальных педагогов не набрал от 84 до 71 балла; низкий уровень достаточно тревожен -12% - набрали менее 55 баллов.

Диагностика инновационных качеств педагогов показала слабую информированность в коллективе о возможных инновациях, часть педагогов отмечают личные причины неготовности к инновационной деятельности и не владением основами инновационной

деятельности, боязнь получить отрицательный результат. Важным для нас явилось, что педагоги указывают на отсутствие помощи.

Анализ показал, что педагоги-стажисты (5%) привыкли работать в давно сложившейся традиционной системе, а их стереотип проецируется на негативное отношение к введению новых технологий, методов, инновационных процессов. Часть педагогов характеризуется наличием барьеров творчества (7%); обнаруживается отсутствие мотивации к инновациям по причине перегруженности (8%); недостаточность научно-методического

обогащения отмечает большая часть опрошенных педагогов и другие.

Все эти показатели являются факторами, препятствующими внедрению инновационных идей, программ, методов, технологий и очевидным становится необходимость формирования инновационной компетентности педагогов на основе потенциально эффективного супервизорского сопровождения.

Укажем ведущие методологические подходы и принципы, которые явились основой супервизорского сопровождения педагогов.

Ведущими методологическими ориентирами является:

- личностно-деятельностный подход, которому соответствует принцип

индивидуализации, принцип педагогической поддержки;

компетентностный

подход,

сопоставимый с принципом субъектности;

- проблемный подход, заключенный в формат педагогической поддержки;

- проектный подход, который сопровождает организацию деятельности, включенность педагогов в практико-ориентированную деятельность по освоению компонентов инновационной компетентности;

- рефлексивно-творческий подход -поддержка творческой инициативы педагогов в разработке форм и методов инновационной направленности, рефлексивное позиционирование педагогов на основе самоконтроля, самоанализа;

- тактического подхода, означающий дополнение традиционных методов, классических видов деятельности, в супервизорстве осуществляется тактика супервизии, выраженная в супервизорской (педагогической) поддержке.

Супервизорское сопровождение

формирования инновационной компетентности педагогов процессуально включает этапную логику, в которой предусматривается:

1) диагностика, направленная на выявление затруднений, которые испытывает педагог;

2) выбор соответствующего проблеме инструментария супервизорского сопровождения;

3) разработка стратегии и тактики супервизорского сопровождения, учебно-методических средств сопровождения;

4) контроль и коррекция деятельности педагогов;

5) оценка достижений.

Исходя из супервизорских запросов от педагогов по устранению логических, информационных, знаниевых «пустот», было принято решение, что проведение супервизии как метода сопровождения целесообразно проводить индивидуально, коллективно, групповым способом.

Это предопределило организацию супервизорских циклов, освещающих научно-педагогическое, дидактико-методическое поле инновационной деятельности педагогов.

В этом контексте разрабатывается программа супервизорской сессии, состоящая из трех блоков: теоретический, проблемно-дискуссионный, рефлексивный.

Теоретический блок содержит перечень ключевых позиций инновационной деятельности, раскрытие понятий инноваций, новаций, инновационных процессов, инновационных методов, технологий обучения и воспитания.

Раскрываются вопросы, связанные с определением инновационных процессов в образовании; преимущества инноваций в современном образовании; принципы и особенности осуществления инноваций в образовании; приемы успешной реализации инноваций в образовании: инновационные методы и технологии воспитания; инновационные методы и технологии обучения учащихся и другие.

Дополнительным ресурсом супервизии в данном блоке является расширение тематики по запросу педагогов.

Проблемно-дискуссионный блок включает групповое обсуждение конкретных ситуаций, требующих решений, проецируемых на инновационную деятельность. Требуется включенное наблюдение как супервизорский метод, совместное обсуждение педагогов и супервизора - преподавателя.

Практико-ориентированный блок направлен на осмысление необходимости и возможности применения инновационных технологий обучения и воспитания как инструмента повышения качества образования; решение кейс ситуаций, отработка конкретных методики применения инновационных методов, форм, технологий.

Например, предлагается демонстрация видео «Формы и методы интерактивного обучения», после просмотра педагоги могут выбрать любую тему учебной дисциплины, проанализировать ее содержание и определить на каком этапе урока следует применять интерактивные методы обучения. Затем следует активное обсуждение и защита своего варианта.

Супервизорским инструментом является консультация преподавателя - эксперта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рефлексивный блок направлен на оценку полученных знаний, умений транслировать знания в формат инновационного умения, выявления результата перевода полученных знаний в компетентностную инновационно-практическую деятельность.

Супервизорский инструмент сопровождения заключен в направлении педагогов к вхождению в рефлексивную позицию.

Обсуждение результатов супервизорской сессии осуществляется после каждого блока. Так, после проведенного тематического цикла лекций педагоги отмечали, что значительно «пополнился багаж знаний об инновациях в образовании», указали на значимость теоретических знаний для практической деятельности.

После проведения дискуссионного и практико-ориентированного блоков обозначилась готовность педагогов в применении инновационных методов, технологий обучения и воспитания, разработке структуры урока, «наполненного» инновационным

сопровождением обучения учащихся.

Следует указать, что педагоги «демонстрировали» мотивацию к использованию современных инновационных методов, средств, стремились к преодолению барьеров в осуществлении инновационной деятельности.

Реализация супервизорского сопровождения формирования инновационной компетентности педагогов «работает» эффективно при создании педагогических условий:

- включенное наблюдение за динамикой развития компонентов инновационной компетентности педагогов;

- обязательное «обогащение» знаний педагогов в сфере инновационной деятельности;

- создание эмоционально -положительного фона образовательной среды.

Среди методов реализации супервизорского сопровождение особая роль отводится педагогической поддержке педагогов, которая

помогает обнаруживать проблемы педагогов, содействует разрешению трудностей педагогам самостоятельно.

Реализация педагогической поддержки педагогов в инновационной деятельности осуществляется в следующей

последовательности:

- после проведенного анализа имеющихся проблем педагогов, осуществляется их распределение по уровням сложности;

- определение способа оказания педагогической поддержки педагогов;

- разработка шагов решения проблемы;

- реализация обозначенных шагов решения проблемы средствами поддержки;

- включенность педагогов в практическое решение проблемы;

- рефлексия полученного результата [4, С. 45].

Поддержка педагогов в инновационной деятельности, формировании инновационной компетентности оказывается, как индивидуально, так и в совместной инновационной деятельности.

Супервизорское сопровождение с применением метода педагогической поддержки педагогов в инновационной деятельности основывается на использовании «субъектно-ориентированных»» средств, которые оказывают влияние на позитивное отношение педагогов к инновационной деятельности, позволяет педагогам успешно преодолевать трудности, «уходить» от сложившихся стереотипов.

С этой целью педагогам предлагается решение и обсуждение проблемных ситуаций, связанных с внедрением инновационных методов, приемов, технологий обучения и воспитания учащихся, вводятся рефлексивные методики [3, С. 152].

Педагогическая поддержка как метод супервизии также включала в себя: предоставление педагогам методических рекомендаций по внедрению инновационных методов обучения (проектные методы, интерактивные методы обучения и другие),предоставлялась форма хронокарты, в которой раскрываются этапы урока с применением инновационных методов, ресурсные карты, в которых даны характеристики инновационных уроков, методов, технологий обучения, помощь в выполнении ситуационных заданий, анализируемых в ходе супервизорских консультаций.

Вместе с тем, необходимо принять во внимание, что супервизорское сопровождение, педагогическая поддержка педагогов становится возможной в том случае, если педагоги проявляют самостоятельность в работе над развитием инновационной компетентности.

В этом аспекте заложена необходимость включения педагогов в самостоятельную

разработку проектов мероприятий,

инновационных процессов, программ, приемов повышения качества обучения учащихся.

Так, например, педагогам предлагается технологическую карту урока - исследования, или проект включения учащихся в исследовательскую деятельность, или проект индивидуальной траектории формирования проектных знаний учащихся и так далее.

На основе задействования собственной рефлексии педагоги включались в процессы самоорганизации, самоконтроля в овладении компонентами инновационной компетентности (следование этапам овладения знанием, умением, фиксация временных усилий и затрат, ведение рефлексивного дневника и другие).

Супервизорство при этом усматривает предоставление педагогам методические рекомендации, алгоритмические предписания, обзор дидактического инструментария и так далее.

Супервизорское сопровождение в формировании инновационной компетентности педагогов не ограничивалось в нашем исследовании консультациями, обсуждением проблем.

Для нас важно было поддерживать и одновременно включать педагогов, активно усваивающих компоненты инновационной деятельности, в ситуации демонстрации инновационной деятельности, возможности поделиться приобретенным опытом.

В этом аспекте супервизорство включало:

- наблюдение за деятельностью педагогов;

- посещение уроков, в структуру которых активно введены инновационные методы обучения;

- организацию диалогического взаимодействия, в котором раскрывается инновационный потенциал педагога;

- анализ представления педагогом своего опыта;

- включенность педагогов в практико-ориентированную инновационную деятельность.

Обмену опытом уделялось значительное внимание: проводились открытые уроки, воспитательные мероприятия, выступления педагогов на научно-практических семинарах и конференциях, презентации разработанных методических рекомендаций. дидактических материалов.

Особое значение в супервизорском сопровождении придаётся реализации инициатив педагогов, осознании, что инновационная деятельность педагогов, инновации изменяют качество образования и поэтому необходимо вовлечение всех субъектов практики образования в её совершенствование, оказывать поддержку инициатив педагогов.

Заметим, что супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов находится в единстве с управлением инновационными процессами в образовательном учреждении и в этом заложены следующие составляющие:

- систематизация инновационной деятельности педагогов;

- разработка проектов, программ по реализации инновационных процессов;

- мониторинг внедрения педагогических инноваций;

- проведение мероприятий, направленных на формирование инновационной компетентности педагогов (профессиональных конкурсов, конкурсов инновационных разработок, авторских программ, методических пособий и др.);

- обобщение опыта инновационной деятельности;

- определение перспектив реализации программ инновационного развития образовательного учреждения [9, С. 14].

Деятельность супервизора в сопровождении формирования инновационной компетентности педагогов представляется через лекции, объяснение, консультации, диалог, диалогическое обсуждение проблемы и затруднений, организация демонстрационных мероприятий, дающих новую информацию, побуждающую к анализу и осмыслению.

После осуществления супервизорских мероприятий произошли значительные изменения в мотивационной сфере педагогов.

Показано, что педагоги с высоким уровнем мотивационно-ценностного компонента

инновационной компетентности указывают, что педагогическая поддержка как метод супервизорского сопровождения значимо, отмечают интерес к инновационной деятельности, воспринимают ее как ценность для образования и собственно личности педагога.

Деятельностно-технологические умения в структуре инновационной компетентности по мнению педагогов «обрели достаточно высокий уровень» за счет создания условий и проведения мероприятий, которые исключили

недостаточность их перед осуществлением супервизорского сопровождения.

Повысился уровень активности педагогов в инновационной деятельности, педагоги высоко оценивают выполнение в образовательном учреждении, образовательном процессе инновационных преобразований.

Для большинства опрошенных педагогов важным явилось достижение высокого уровня инновационной компетентности за счет методов супервизорского сопровождения:

- консультирование;

- индивидуальное проектирование решения проблемы, преодоления барьеров к инновационной деятельности;

- проведение супервизорской сессии, дискуссионного диалога, научно ориентированных мероприятий, семинаров, конференций, участие в конкурсах, презентациях инновационно-ориентированных разработок.

Результирующими характеристиками

сформированности инновационной

компетентности педагогов явились открытые уроки, на которых учащиеся работают в созданном учителем инновационном режиме, и, которые представляют процессуально способы построения урока с опорой на принципы инновационной деятельности.

Так, педагоги высоко оценили проведенный мастер-класс, в ходе которого раскрыты условия реализации уроков, предполагающих работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний. А педагоги, которые проводили мастер-класс, подготовили рекомендации по ведению таких типов урока (определение уровня знаний учащихся, индивидуальных способов учения, осуществление контроля, подготовка дидактического материала).

Представленные педагогами разработки дидактических материалов ориентированы в постановке цели к достижению реализации инновационного подхода к организации урока: создание условий для зарождения у учащихся потребности включения в учебную деятельность; постановка проблемы перед учащимися через побуждающий диалог; побуждать учащихся к пошаговому анализу осуществляемых действий; рефлексивное обнаружение проблемы.

На презентации своих достижений в инновационной компетентности педагог провела урок, на котором использовала поисковую беседу, демонстрацию живого объекта изучаемого, наглядность. Учащиеся самостоятельно изучали объект, находили ответ на поставленные вопросы, делают выводы.

Педагоги отметили наличие эффекта новизны и неожиданности на уроке, который дал свои результаты.

На региональном конкурсе методических разработок педагоги по материалам инновационных разработок (технология оценивания учебных достижений, технологии проектного обучения) убедительно подтвердили сформированность инновационной

компетентности.

Заключение. Инновационная

компетентность педагогов проявляется в единстве мотивационно-ценностного отношения к осуществлению инновационной деятельности, совокупности знаний, умений и опыта в области инновационной деятельности, личностных качеств, мотивация.

Формирование инновационной

компетентности педагогов предполагает обоснование и разработку процесса супервизорского сопровождения.

Установлено, что супервизорское сопровождение формирования инновационной компетентности педагогов состоит в осуществлении таких его тактик, как:

- консультирование, помощь, поддержка происходят в сочетании с организационными формами, направленных на теоретическое и практическое обогащение педагогов в области осуществления инновационной деятельности;

- специально организованной

супервизорской сессией, конструированием супервизорского диалога на основе супервизорского запроса педагогов по решению проблемных ситуаций в реализации инновационных методов, технологий обучения и воспитания учащихся.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой технологии супервизорского сопровождения

самоорганизации педагогов в инновационной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Артамонова, Е.М. Формирование инновационной компетентности педагога в процессе обучения в вузе / Е.А. Артамонова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 5. - C. 17-26.

2. Боинчану, Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения системы МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Боинчану. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011. - 182 с. - Текст : непосредственный.

3. Варзанова, М.А. Организационно-педагогические условия сопровождения инновационной деятельности преподавателей / М.А. Варзанова. - Текст : непосредственный // Развитие современного высшего образования в России и зарубежных странах : коллект. моногр. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2020. - С. 149-158.

4. Гильмидинова, Т.В Поддержка новаторов как средство решения проблем инновационной педагогической практики / Т.В. Гильмидинова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. -№ 2.

5. Качалова, Л.П. Педагогическое сопровождение в структуре супервизии практической подготовки будущих учителей / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN323.pd (дата обращения: 26.02.2024).

6. Педагогическое супервизорство: теоретический анализ / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносва. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2022. - № 3 (55). - С. 54-58.

7. Козулина, Ю.Г. Инновационная компетентность педагога: инновационная готовность, профессиональная кративность: теэнологии развития (учебное пособие) / Ю.Г. Козулина, И.Г. Маланчук. - Текст : непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-2. - С. 167-168.

8. Пономаренко, М.А. Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность / М.А. Пономаренко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электрон. журн. - 2012. - № 8. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm.

9. Разина, Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н.А. Разина. - Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. -2008. - № 1. - С. 12-17.

10. Светоносова, Л.Г. Супервизия как педагогическое условие процесс формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10, № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN422.pdf.

11. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г.П. Синицина. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663.

12. Сыманюк, Э.Э. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды / Э.Э. Сыманюк, A.A. Печеркина, Е.Л. Умникова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 20-23.

13. Червова, А.А. Развивающая творческая среда как условие повышения эффективности формирования и развития педагогического мастерства будущего учителя технологии / А.А. Червова, К.Е. Романова. - Текст : непосредственный // Школа будущего. - 2010. - № 6. - С. 41-46.

14. Шаймакова, Ж.Б. Роль инновационной компетентности в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы / Ж.Б. Шаймакова // Акмеология. - 2009. - № 2. - С. 38-45.

15. Яковлев, Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 101-106.

2024, no 1(61), pp. 128-135 ---- ♦ ---

REFERENCES

1. Artamonova E.M. Formirovanie innovacionnoj kompetentnosti pedagoga v processe obuchenija v vuze [Formation of innovative competence of a teacher in the process of studying at a university]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2013, no. 5, pp. 17-26.

2. Boinchanu G.I. Formirovanie innovacionnoj kompetentnosti prepodavatelja vysshego uchebnogo zavedenija sistemy MVD Rossii. Dis. kand. ped. nauk [Formation of innovative competence of a teacher of a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Kaliningrad: Baltijskij federal'nyj universitet im. I. Kanta, 2011. 182 p.

3. Varzanova M.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija soprovozhdenija innovacionnoj dejatel'nosti prepodavatelej [Organizational and pedagogical conditions for supporting innovative activities of teachers]. Nagornova A.Ju. (ed.) Razvitie sovremennogo vysshego obrazovanija v Rossii i zarubezhnyh stranah: kollekt. monogr. [Development of modern higher education in Russia and foreign countries]. Ul'janovsk: Zebra, 2020, pp. 149-158.

4. Gil'midinova T.V Podderzhka novatorov kak sredstvo reshenija problem innovacionnoj pedagogicheskoj praktiki [Support for innovators as a means of solving problems of innovative pedagogical practice]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actualproblems of humanities and natural sciences], 2012, no. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kachalova L.P., Svetonosova L.G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v strukture supervizii prakticheskoj podgotovki budushhih uchitelej [Pedagogical support in the structure of supervision of practical training of future teachers]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [World of science, pedagogy and psychology], 2023, vol. 11, no. 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN323.pd (Accessed 26.02.2024).

6. Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaja T.A., Svetonosva L.G. Pedagogicheskoe supervizorstvo: teoreticheskij analiz [Pedagogical supervision: theoretical analysis]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of the Shadrinsk State Pedagogical University], 2022, no. 3 (55), pp. 54-58.

7. Kozulina Ju.G., Malanchuk I.G. Innovacionnaja kompetentnost' pedagoga: innovacionnaja gotovnost', professional'naja krativnost': tejenologii razvitija (uchebnoe posobie) [Innovative competence of a teacher: innovative readiness, professional competence: theology of development]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2015, no. 10-2, pp. 167-168.

8. Ponomarenko M.A. Pedagogicheskoe supervizorstvo: genezis ponjatija i sushhnost' [Pedagogical supervision: the genesis of the concept and essence]. Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia.Offline Letters): jelektron. zhurn. [Letters in Issue. Offline (The Emissia.Offline Letters)], 2012, no. 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm.

9. Razina N.A. Professional'no-lichnostnoe razvitie pedagoga v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Professional and personal development of a teacher in the conditions of innovative activity of an educational institution]. Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high-tech technologies], 2008, no. 1, pp. 12-17.

10. Svetonosova L.G., Li A.A. Supervizija kak pedagogicheskoe uslovie process formirovanija professional'noj kompetencii nachinajushhih pedagogov [Supervision as a pedagogical condition of the process of formation of professional competence of novice teachers]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [World of science, pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 4. URL: https://mir-nauki. com/PDF/16PDMN422.pdf.

11. Sinicyna G.P. Vozmozhnosti supervizii v usilenii prakticheskoj podgotovki pedagogov [The possibilities of supervision in strengthening the practical training of teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663.

12. Symanjuk Je.Je., Pecherkina A.A., Umnikova E.L. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelja v uslovijah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy [Development of professional competence of a teacher in an innovative educational environment]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2011, no. 1, pp. 20-23.

13. Chervova A.A., Romanova K.E. Razvivajushhaja tvorcheskaja sreda kak uslovie povyshenija jeffektivnosti formirovanija i razvitija pedagogicheskogo masterstva budushhego uchitelja tehnologii [A developing creative environment as a condition for increasing the effectiveness of the formation and development of pedagogical skills of a future technology teacher]. Shkola budushhego [The school of the future], 2010, no. 6, pp. 41-46.

14. Shajmakova Zh.B. Rol' innovacionnoj kompetentnosti v razvitii konkurentosposobnosti prepodavatelja vysshej shkoly [The role of innovative competence in the development of competitiveness of a higher school teacher]. Akmeologija [Acmeology], 2009, no. 2, pp. 38-45.

15. Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Innovacionnye vidy pedagogicheskogo soprovozhdenija [Innovative types of pedagogical support]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 8, pp. 101-106.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Мартыненко, заместитель директора, Частное общеобразовательное учреждение «Ноябрьская Православная Гимназия», г. Ноябрьск, Россия, e-mail: antoniy1584@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Martynenko, Deputy Director, Private Educational Institution "Noyabrsk Orthodox Gymnasium", Noyabrsk, Russia, e-mail: antoniy1584@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.