Научная статья на тему 'Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза'

Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супервизия / студенты педвузов / педагогическая практика / классное руководство / супервизорская сессия / supervision / pedagogical university students / pedagogical practice / classroom management / supervisory session

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Светоносова Любовь Геннадьевна

В статье рассматривается проблема применения метода супервизии в процессе подготовки студентов педвуза к педагогической практике по классному руководству. Супервизия как метод работы одного специалиста во взаимодействии с другим специалистом применяется в психотерапии. Однако данный метод может применяться и в практике образовательных учреждений. Целевые ориентиры супервизии в образовании сводятся к повышению качества работы специалиста, к созданию условий для профессионального и личностного роста специалиста, к выявлению профессиональных дефицитов и нивелированию их. Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза авторами статьи рассматривается сквозь призму организации супервизорской сессии «Классное руководство» для студентов педвуза. Она подразумевает три части: допрактическую, практическую и постпрактическую, каждая из которых имеет свои целевые ориентиры и направлена на углубление знаний студентов о классном руководстве, на рефлексию и творческое переосмысление приобретенного опыта по классному руководству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Светоносова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision as a method of supporting pedagogical practice of pedagogical university students

The article deals with the problem of applying the method of supervision in the process of preparing pedagogical university students for pedagogical practice in classroom management. Supervision as a method of work of one specialist in interaction with another specialist is used in psychotherapy. However, this method can also be used in the practice of educational institutions. The objectives of supervision in education are to improve the quality of a specialist's work, to create conditions for professional and personal growth of a specialist, to identify professional deficiencies and level them. Supervision as a method of accompanying pedagogical practice of pedagogical university students is considered by the authors of the article through the prism of organizing a supervisory session "Classroom management" for pedagogical university students. It implies three parts: pre-practical, practical and post-practical, each of which has its own targets and is aimed at deepening students' knowledge about classroom management, reflection and creative rethinking of the acquired experience in classroom management.

Текст научной работы на тему «Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза»

УДК 378.1

Людмила Павловна Качалова Любовь Генадьевна Светоносова

г. Шадринск

Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза

В статье рассматривается проблема применения метода супервизии в процессе подготовки студентов педвуза к педагогической практике по классному руководству. Супервизия как метод работы одного специалиста во взаимодействии с другим специалистом применяется в психотерапии. Однако данный метод может применяться и в практике образовательных учреждений. Целевые ориентиры супервизии в образовании сводятся к повышению качества работы специалиста, к созданию условий для профессионального и личностного роста специалиста, к выявлению профессиональных дефицитов и нивелированию их. Супервизия как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза авторами статьи рассматривается сквозь призму организации супервизорской сессии «Классное руководство» для студентов педвуза. Она подразумевает три части: допрактическую, практическую и постпрактическую, каждая из которых имеет свои целевые ориентиры и направлена на углубление знаний студентов о классном руководстве, на рефлексию и творческое переосмысление приобретенного опыта по классному руководству.

Ключевые слова: супервизия, студенты педвузов, педагогическая практика, классное руководство, супервизорская сессия.

Lyudmila Pavlovna Kachalova Lyubov Gennadyevna Svetonosova

Shadrinsk

Supervision as a method of supporting pedagogical practice of pedagogical university students

The article deals with the problem of applying the method of supervision in the process of preparing pedagogical university students for pedagogical practice in classroom management. Supervision as a method of work of one specialist in interaction with another specialist is used in psychotherapy. However, this method can also be used in the practice of educational institutions. The objectives of supervision in education are to improve the quality of a specialist's work, to create conditions for professional and personal growth of a specialist, to identify professional deficiencies and level them. Supervision as a method of accompanying pedagogical practice of pedagogical university students is considered by the authors of the article through the prism of organizing a supervisory session "Classroom management" for pedagogical university students. It implies three parts: pre-practical, practical and post-practical, each of which has its own targets and is aimed at deepening students' knowledge about classroom management, reflection and creative rethinking of the acquired experience in classroom management.

Keywords: supervision, pedagogical university students, pedagogical practice, classroom management, supervisory session.

В связи с внедрением нормативного документа «Ядро высшего педагогического образования» [12] в образовательный процесс педвузов профессиональная подготовка будущих учителей в современных реалиях требует усиления ее практического компонента. В первую очередь, речь идет о производственной педагогической практике студентов педвуза. Данный вид педагогической практики направлен на углубление и совершенствование педагогических знаний у студентов педвузов, на ознакомление с отчетными документами классного руководителя и работу с ними, на реализацию задач классного руководителя непосредственно в воспитательном процессе общеобразовательной школе, на овладение будущими педагогами навыков воспитательной работы с коллективом ученического класса, ее отдельными учениками, на погружение будущих педагогов в воспитательную систему конкретной общеобразовательной школы.

Перед производственной педагогической практикой по классному руководству нами было проведено анкетирование студентов 4 курса ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В анкетировании приняли участие 50 студентов педвуза. Опрос включал в себя пять вопросов, касающихся целей педагогической практики, ее практических заданий, профессиональной миссии классного руководителя. На

первый вопрос анкеты «В чем состоит профессиональная миссия классного руководителя?» студенты педвуза ответили, что она состоит в том, чтобы «помогать воспитывать и развивать учеников», «направлять деятельность учеников на изучение учебного материала», «поддерживать учеников в трудных ситуациях», «направлять детей к цели», «объединять детей», «поддерживать дисциплину и создавать коллектив из класса учеников», «помочь в воспитании, развитии коллективизма и нравственности», «наставлять детей», «ориентировать детей в учебном процессе», «сопровождать процесс развития личности ученика в период школьного образования». Из данных ответов мы можем заключить, что профессиональная миссия классного руководителя состоит в педагогическом сопровождении и педагогической поддержке учеников закрепленного за ним класса, в воспитательной работе с учениками ученического коллектива, в наставничестве обучающихся в учебной деятельности, в нравственном ориентировании учеников на жизненные и учебные цели.

На второй вопрос анкеты «Какова цель производственной педагогической практики по классному руководству?» были получены следующие ответы: «научиться быть классным руководителем», «приобрести и развить навыки, необходимые для учителя», «побыть в роли классного руководителя», «освоить и понять, что такое «классное руководство», «научиться быть классным руководителем и проверить свои навыки», «научится контактировать как классный руководитель с учениками», «овладеть навыками классного руководителя», «познакомиться с содержанием профессиональной деятельности классного руководителя». Таким образом, цель производственной педагогической практики по классному руководству, по мнению будущих педагогов, состоит в возможности попробовать себя в новой профессиональной роли, научиться взаимодействовать с учениками исходя из нее, в осмыслении функций классного руководителя исходя из собственного витагенного опыта и педагогических знаний по классному руководству.

Ответив на третий вопрос анкеты «Как вы оцениваете уровень своей готовности к производственной педагогической практике по классному руководству?», студенты педвуза распределили себя по уровням готовности к производственной педагогической практике на минимальный (10 %), оптимальный (90 %) и высокий (0 %). Исходя из полученных данных, можно заключить, что студенты педвуза, имеющие за спиной опыт педагогической деятельности на других видах вузовских практик, оценивают свою готовность к производственной педагогической практике по классному руководству на оптимальном уровне.

На четвертый вопрос анкеты «Какие задания по производственной педагогической практике вызовут у меня наибольшие затруднения?» были получены разные ответы, а именно: «не знаю», «дисциплина у учеников», «проведение воспитательных мероприятий», «общение с детьми» и др. В ответах на данный вопрос анкеты студенты указывают на трудности, с которыми они столкнулись на предыдущих практиках: учебных и учебно -технологических.

На пятый вопрос анкеты «Нуждаюсь ли я в консультативной помощи преподавателя во время производственной педагогической практики?» студенты ответили: «нет» (30%), «да» (50%), «если возникнут трудности, то возможно» (5%), «конечно» (10%), «думаю, что да» (5%). Студенты педвуза на производственной педагогической практике обращаются за консультациями, как правило, к классному руководителю. Однако они могут консультироваться по вопросу своих затруднений во время педагогической практики и с преподавателем педвуза. На основе всего изложенного выше можно назвать актуальной проблемой применение супервизии как метода сопровождения педагогической практики студентов педвуза.

Метод супервизии давно и широко применяется в психотерапии. Однако он оказался эффективным и востребованным методом в образовании, а именно в процессе наставничества молодых учителей. Его можно рассматривать и как метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза.

В научных исследованиях понятие «супервизия» («взгляд сверху») трактуется по-разному. Одни авторы понимают супервизию как метод наставничества при адаптации молодого специалиста к профессии [11]. Другие авторы в определении понятия «супервизия» акцентируют свое внимание на том, что супервизия представляет собой метод повышения квалификации учителей, как метод повышения качества профессиональной работы специалистов помогающих профессий [12]. Супервизию как сопровождение профессионального развития специалиста помогающей профессии путем интенсивности его взаимодействия с супервизором понимает Г.В. Залевский [5]. Супервизорство как процесс супервизии подразумевает выполнение супервизором важных функций, таких, как: консультативной, образовательной и контрольной. Супервизорство - процесс работы с людьми на основе эффективных психологических практик с целью профессиональной помощи специалисту, с целью его личностного и профессионального развития, с целью повышения эффективности его деятельности как профессионала [5;6].

Е.В. Яковлев рассматривает супервизию как процесс педагогического сопровождения субъектов образования, которые имеют опыт в практической деятельности, но нуждающихся в профессиональной помощи и поддержке [16]. Субъектом образования, которому необходимы профессиональная помощь и поддержка, может быть как учитель (начинающий учитель), так и обучающийся общеобразовательной школы. В контексте нашего исследования таким субъектом образования может быть студент педвуза - будущий учитель.

В исследованиях С.А. Житвай, супервизия понимается как метод личностного и эмоционального роста, подготовки и повышения квалификации педагогов [4]. Таким образом, супервизия является универсальным методом профессиональной помощи педагогам в аспекте личностного и профессионального роста, повышения качества профессиональной подготовки, повышения их квалификации.

Относительно функционала супервизии исследователь В.В. Бойко указывает на ее психотерапевтическую функцию. Он уделяет внимание супервизии как инструменту против профессионального выгорания специалистов помогающих профессий, поскольку в процессе их супервизорского сопровождения создаются условия для восстановления эмоциональной сферы специалиста, для выработки у них личностного ресурса [1].

В определении сущности супервизии И.В. Лях подчеркивает, что ее проведение должно утверждаться официально. Поэтому с точки зрения ученого супервизия представляет собой одну из форм официального профессионального взаимодействия специалиста и супервизора, супервизора и супервизора, которая реализуется для повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания услуги, развития профессии, соответствующей науки, и профессионального сообщества в целом [10]. И.В. Лях функционал супервизии видит в совершенствовании профессиональной деятельности специалиста, обратившегося к супервизору.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что супервизия понимается учеными по-разному. Учитывая мнения разных авторов, мы в нашем исследовании понимаем супервизию как способ реализации наставничества через краткосрочное и/или пролонгированное обучение начинающих педагогов решению профессиональных задач, возникающих в их профессионально-педагогической деятельности [13]. Супервизия в контексте педагогической практики студентов педвуза означает метод сопровождения педагогической практики студентов педвуза, который состоит в организации супервизорской сессии для усиления практической подготовки студентов педвуза к педагогической практике по классному руководству.

Анализ научных источников [3; 7; 8; 9;14; 15] позволяет утверждать, что супервизия как сопровождение студентов педагогического вуза к педагогической практике выполняет следующие функции:

1. Формирующая функция супервизии направлена на осмысление и принятие задач производственной (педагогической) практики по классному руководству, понимание ценности классного руководства и его функций.

2. Консультативная функция супервизии заключается в анализе и разъяснении супервизором трудностей супервизируемого в воспитательной работе по классному руководству с целью их продуктивного разрешения.

3. Поддерживающая функция состоит в помощи супервизора супервизируемому в осознании своих трудностей в воспитательной работе по классному руководству и их обязательном разрешении в процессе супервизорского взаимодействия.

4. Оценивающая функция заключается в анализе профессиональных дефицитов и ошибок будущих педагогов в процессе педагогической практики по классному руководству.

Для нашего исследования интерес представляют методические приемы супервизии педагогического процесса. К ним относятся наблюдение, анализ, обсуждение, обратную связь, рекомендации [2]. Их можно применять в сопровождении педагогической практики студентов педвуза. Наряду с ними в супервизии имеется прием анализа конкретного случая. Для подготовки студентов к педагогической практике по классному руководству необходимо предложить конкретный случай из практики классного руководства для осмысления, анализа и решения. Работа с данным приемом супервизии может проводиться как индивидуально, так и в группе студентов педвуза.

Для того чтобы качественно подготовить студентов педвуза к педагогической практике по классному руководству, мы разработали программу супервизорской сессии «Классное руководство». Ее цель состоит в супервизорском сопровождении педагогической практики студентов по классному руководству. Задачи супервизорской сессии:

- углубление и закрепление теоретических знаний по теме: «Классное руководство»;

- ориентация в системе работы классного руководителя;

-методическое погружение в решение практико-ориентированных задач по классному руководству.

Супервизорская сессия «Классное руководство» состоит из трех частей:

1. Допрактическая часть супервизорской сессии включает в себя проведение непосредственно перед педагогической обзорной лекции «Современный классный руководитель: функции, направления деятельности» и ознакомление с заданиями по педагогической практике; подготовку студентами докладов по организации классного руководства в общеобразовательной школе:

_ класс как проект классного руководителя,

_ командообразование как задача воспитательной работы классного руководителя,

_ применимость педагогических идей А.С. Макаренко в современном классном руководстве,

_ «Разговоры о важном» как основная организационная форма воспитательной работы классного руководителя,

_ волонтерство как задача воспитательной работы классного руководителя.

Допрактическая часть супервизорской сессии включает в себя и решение практико-ориентированных задач по классному руководству. Студенты объединяются в команды по четыре человека, которым заранее предлагаются ситуации, которые они анализируют и решают, решения демонстрируются и обсуждаются во время супервизорской сессии.

Допрактическая часть супервизорской сессии подразумевает ознакомление студентов с памяткой-инструктажем для классных руководителей во время педагогической практики, которая включает в себя правила профессионального поведения классного руководителя, знания школьного этикета, особенности конфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса и др.

2. Практическая часть супервизорской сессии представляет собой контактную деятельность во время педагогической практики, когда выполняется супервизорский запрос - студенты обращаются за консультацией к преподавателю (супервизору) по затруднительным ситуациям в ходе педагогической практики.

3. Постпрактическая часть супервизорской сессии

По окончании педагогической практики студенты представляют научно-практическое эссе «Я - классный руководитель». В них обучающиеся дают практико-ориентированную характеристику классного руководства, описывают собственные достижения, преодоление трудностей, представляют анализ современных форм организации воспитательной работы классного руководителя, предлагают варианты решения сложных педагогических ситуаций во взаимодействии с учениками.

Представленные студентами работы оцениваются по критериям:

1. Описание миссии классного руководителя со своей точки зрения;

2. Описание, анализ и решение проблемной ситуации (проблемных ситуаций в педагогическом взаимодействии);

3. Описание форм и методов воспитательной работы, которые применял(а) студент(ка) на педагогической практике;

4. Описание достижений (что помогло достичь результатов в воспитательной работе) и впечатлений о педагогической практике (что понравилось, что не понравилось, что хотелось бы изменить в организации педагогической практики).

Таким образом, супервизия является уникальным и востребованным в современном высшем педагогическом образовании методом. Она позволяет осуществлять интенсивную подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности, а также к педагогической практике по классному руководству. Разработанная программа супервизорской сессии «Классное руководство» позволит не только повысить познавательный интерес будущих педагогов к классному руководству, но и создаст условия для активизации творческого и критического мышления студентов педвузов, для приобретения ими опыта решения практико-ориентированных задач по классному руководству, для погружения в специфику воспитательной работы классного руководителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 474 с. -Текст : непосредственный.

2. Использование методических приемов супервизии в педагогическом процессе / С.В. Ваулин, Т.В. Уласень, К.А. Якунин, М.В. Алексеева. - Текст : электронный // Смоленский медицинский альманах. - 2016. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodicheskih-priemov-supervizii-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 01.11.2023).

3. Данильченко, С.Л. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова» / С.Л. Данильченко. - Текст : электронный // Гуманитариум. - 2018. - № 1 (6). - С. 20-28. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32398254&ysclid=l5v5by1jn5820967455 (дата обращения: 1.11.2023).

4. Житвай, С.А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов / С.А. Житвай. -Текст : электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №6 (63). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-kak-metod-soprovozhdeniya-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 04.05.2023).

5. Залевский, Г.В. Супервизия: практика в поисках теории / В.Г. Залевский. - Текст : электронный // СПЖ. - 2008. - № 30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-praktika-v-poiskah-teorii (дата обращения: 1.11.2023).

6. Залевский, Г.В. Супервизия: основания классификации, концепции и модели / Г.В. Залевский. -Текст : электронный // Сибирский психологический журнал. - 2000. - № 13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-osnovaniya-klassifikatsii-kontseptsii-i-modeli-soobschenie-3 (дата обращения: 1.11.2023).

7. Качалова, Л.П. Педагогическое супервизорство: теоретический анализ / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2022. - № 3 (55). - С. 54-58. - URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/joumal/issue/view/23/Vestnik_3%2855%29_2022 (дата обращения: 01.11.2023).

8. Качалова, Л.П. Супервизия как прогрессивный ресурс формирования профессиональной компетенции педагогов : монография / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Курск : Университетская книга, 2022. - 101 с. - Текст : непосредственный.

9. Кирилина, И.В. Практическая подготовка студентов педвуза: традиции и инновации / И.В. Кирилина, М.А. Кувырталова. - Текст : электронный // Время науки = The Times of Science. - 2016. - № 4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-podgotovka-studentov-pedvuza-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 12.05.2023).

10. Лях, И.В. Полимодальная супервизия: практика для практиков / И.В. Лях. - Текст : электронный // Семья в XXI веке : материалы Междунар. эксперт. симпозиума (28 нояб. - 2 дек. 2013 г.). - Новосибирск : Манускрипт, 2013. - URL: https://www.supervis.ru/nro-books/2013-2 (дата обращения: 1.11.2023).

11. Поздеева, С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества / С.И. Поздеева. - Текст : электронный // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2019. - № 6 (28). - C. 91-96. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-i-otkrytaya-professiomlizatsiya-pedagoga-kak-kontseptualnye-osnovy-nastavnichestva (дата обращения: 01.11.2023).

12. Российская Федерация. Ядро высшего педагогического образования // Академия Минпросвещения России : сайт. - URL: https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 01. 11.2023).

13. Светоносова, Л.Г. Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л.Г. Светоносова, А.А. Ли. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN422.pdf (дата обращения: 01.11.2023).

14. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г.П. Синицына. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 01.11.2023).

15. Сухова, Е.И. Роль супервизии в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко. - Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-supervizii-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-bakalavrov-psihologo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.11.2023).

16. Яковлев, Е.В. Супервизия как педагогический феномен / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. -С. 9-13.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.П. Качалова, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, е-mail: lada7.54@mail.ru.

Л.Г. Светоносова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, е-mail: lubaswet@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.P. Kachalova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department Chair, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lada7.54@mail.ru.

L.G. Svetonosova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lubaswet@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.