Научная статья на тему 'СУМБАТОВ Василий Александрович (1893-1977). “Стихотворения”'

СУМБАТОВ Василий Александрович (1893-1977). “Стихотворения” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУМБАТОВ Василий Александрович (1893-1977). “Стихотворения”»

Н.Андреев ценит объективизм Струве в описании литературных событий. "Автор приложил немало усилий, чтобы как можно шире охватить огромный материал, относящийся к теме, чтобы как можно точнее его классифицировать, излагая важнейшее" (Грани. 1957. № 33. С. 175). М.Карпович писал: "В некоторых уже появившихся отзывах о книге Г.П.Струве значительное место занимали указания на неполноту его обзора эмигрантской литературы. Я готов ему сделать противоположный упрек — в том, что он стремился включить в него слишком много" (НЖ. 1956. № 46. С. 252). Иногда Струве говорит о журналах или воспоминаниях, к художественной литературе отношения не имеющих, таких как воспоминания В.Н.Коковцева или П.Н.Милюкова. Вместе с тем Карпович высоко оценивает книгу как "опыт исторического обзора" эмигрантской литературы. Ю.Иваск писал о Г.Струве и его книге: "Он творит свою легенду о зарубежной литературе, но вместе с тем остается исследователем и с большой объективностью передает чуждые и даже враждебные ему критические суждения. Недостатки в книге можно найти, но я уверен в том, что и самые привередливые критики будут постоянно ею пользоваться" (Опыты. 1956. № 7. С. 106).

А.Н.

СУМБАТОВ Василий Александрович (1893-1977)

"Стихотворения" (Мюнхен: Град Китеж, 1922). Книга князя Сумбатова включает лирические стихотворения различных жанров и тематики, написанные им в отрочестве (начал писать стихи с 12 лет), в юности и в период первой мировой войны, участником которой он являлся в 1914-1916, а также поэму "Без Христа" - с эпиграфом из "Двенадцати" А.Блока. В заметке под псевдонимом Антар А.М.Ренников писал, что в книге "вылилась бесконечная тоска по покинутой, страдающей родине, духовная боль о ее муках, молитвы о ее возрождении и мечты неясные, но дорогие сердцу о ее прошлом, утраченном ею довольстве и покое" (Новое время. 1922. 8 нояб.). Рецензент подчеркнул, что "автор - любящий Россию русский человек, который всегда, в каком бы чудном краю он ни был, будет думать о родной, русской земле..." (там же). В поэме критик отметил много правдивого, но критиковал за то, что слог и содержание "слишком прозаичны, слишком резки", и сетовал: "зачем повторять в стихах грубые выражения митингов" (там же). Объясняя включение сниженной лексики

в поэму "Двенадцать" тем, что оставшийся в пролетарской стране Блок "подделывался под вкус и психологию окружавших его" (там же), Ренников выразил недоумение по поводу вульгаризмов в поэме, созданной в эмиграции. Между тем Сумбатов вслед за Блоком стремился передать дух эпохи, ее нравственно-психологическое состояние. В поле его зрения и настроения вою-ющих солдат и офицеров, и деятельность революционеров, которые восприняты человеком из толпы как "лихие люди", и грубое самодовольство новых властителей, и споры на религиозные темы, которым сопутствует расправа над священником, пришедшим помолиться над телами офицеров, убитых солдатами. Фронт первой мировой войны и революционная Москва составляют географическое пространство поэмы. Историческая достоверность достигается благодаря элементам явной и скрытой театрализации, экспрессивным речевым характеристикам. Просторечия и политические термины эпохи, толкование новых понятий через призму привычного, традиционного - все в состоянии брожения, на всем отпечаток духовной гибели. Автор в поэме - защитник законности, субординации в армии, но за кипящим речевым морем, как и Блоку, А.Белому, М.Волошину, -открывается ему Христос. В статье "По поводу одной книжки стихов", опубликованной в "Новом времени" в 1927 за подписью Б.Н., критик писал о мюнхенском издании: "Мне совершенно ясно, что перед нами поэт, настоящий поэт Божьей милостью, а к тому же художник, мастер своего дела" (Новое время. 1922. 16 сент.). В статье отмечены стихи, полные любви к родине, резкими штрихами рисующие "происходящие в России ужасы", обращается внимание на разнообразие метров, наличие смешанных размеров, придающих стиху "особую прелесть и характер новизны", богатство и точность рифм, удачные аллитерации и другие достоинства техники, не заслоняющие основного и главного: "повсюду у него разлито теплое и задушевное чувство, в особенности когда он говорит о родине или затрагивает религиозные темы; его описания природы удивительно верны; язык образный, картинный, кстати -грамматически вполне правильный, чистый..." (там же). Псевдоним Б.Н., как следует из письма Сумбатова из Рима от 29 (16) сентября 1927 (РГАЛИ. Ф.2294. Оп.1. Ед. хр. 84.Л. 3-3 об.), принадлежал И.А.Персиани, принимавшему участие в подготовке книжки к печати. Поэт писал: "Все похвалы технике стиха и чистоте языка целиком должны быть отнесены на счет самого И.А.Персиани и затем профессора Е.Ф.Шмурло и герцога Г.Н.Лейхтенбергского, так как сей триумвират в процессе моего

творчества изображал огонь, воду и медные трубы" (там же). Автор сам видел недостатки некоторых стихотворений и с известной долей юмора сознавался: "А я очень согласен со Шмурло, что большую часть напечатанного сборника не следовало печатать. . Надо будет во втором томе поместить сообщение, что первый родился уродцем по вине акушеров, а не "роженца" (ведь от роженицы мужской род будет "роженец?" (Там же. Л. 24-24 об.). Шутливое признание не распространялось на все содержание книги. "Вот стихотворения, которые я считаю лучшими в "Первом томе" (по порядку следования в книге). Книга жизни (стр.26), Откровение (27), Вдохновение (29), В чаще (41), Вечерняя баллада (44), Былое (45), Осеннее (46), Море и луна (51), Утренняя молитва (52), В камышах (59), В феврале (61) и Отдых (127). Из лучших лучшими считаю подчеркнутые" (Там же. Л. 44 об.), — писал Сумбатов другу. В поэме "Без Христа" он выделял как удачные "некоторые октавы" и "заключительную часть" (там же).

Л.Ф.Алексеева

"Прозрачная тьма: Стихи разных лет" (Ливорно: Б.и., 1969) - сборник стихотворений, написанных, главным образом, в 19571969. Название книги обусловлено биографическим фактом: у Сумбатова только один глаз был зрячим, в 1964 этот глаз прооперировали; зрение и до операции, и после было весьма слабым. Однако, утверждает поэт в стихах сборника, эти испытания не воспрепятствовали обострению внутреннего художнического зрения. Книжка целиком и отдельные стихотворения в ней посвящены жене Елене Николаевне, ко времени выхода книги уже покойной. Стихотворение "Ангел" написано, когда она была жива, в нем благодарность верной помощнице: "Не своими глазами читаю / И пишу не своею рукой"; "И под благостным этим покровом / Дух мой новым познаньем расцвел" (с. 5). Об этом стихотворении критик Я.Н.Горбов писал: "Для того, чтобы сказать то, что в этих строках сказано, нужен такой запас духовной и душевной силы, такая непоколебимая вера, что всякому прочитавшему "Ангела" остается лишь смиренно и сосредоточенно преклониться" (В. 1969. № 215. С. 141). Рецензент подчеркнул отчетливо проявленную в стихах личность поэта: "Везде он остается самим собой: ясным, точным, чуждым ухищрений, и не только к "авангарду" непричастным, но верным собственному определению сущности поэтического творчества." (Там же. С.142). Эмигрантство наложило отпечаток на художественный мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.