Научная статья на тему 'СУЛАЙМАН-ГОРА ‒ СВЯТОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗСТАНА'

СУЛАЙМАН-ГОРА ‒ СВЯТОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святыня / ценности / народ / история / паломничество / shrine / values / people / history / pilgrimage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Г.А. Айтиева

Автор данного исследования рассматривает особенности и историю представлений об одном из святых мест в Кыргызстане ‒ горе Сулайман, расположенного в южной столице Кыргызстана. Также дается общая оценка исторического и современного состояния горы, прослеживается роль пещеры-музея на горе Сулайман, в целях пробуждения интереса у общественности всего мира к отечественным историческим ценностям республики. Автор подчеркивает важность межэтнического согласия и толерантности через сохранение объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SULAIMAN MOUNTAIN – A HOLY PLACE IN HISTORY AND CULTURE OF KYRGYZSTAN

The author of this study examines the features and history of ideas about one of the holy places in Kyrgyzstan – Mount Sulaiman. A general assessment of its current state is also given, and the role of the cave-museum on the mountain in awakening public interest in domestic historical values is traced. The author emphasizes the importance of the formation and dissemination of the ideas of civil patriotism, national unity, spiritual and cultural community of the people of Kyrgyzstan, interethnic harmony and tolerance through the preservation of cultural heritage sites of the peoples of Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «СУЛАЙМАН-ГОРА ‒ СВЯТОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗСТАНА»

СУЛАЙМАН-ГОРА - СВЯТОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

КЫРГЫЗСТАНА

Г.А. Айтиева, преподаватель

Ошский государственный педагогический университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-12-15

Аннотация. Автор данного исследования рассматривает особенности и историю представлений об одном из святых мест в Кыргызстане - горе Сулайман, расположенного в южной столице Кыргызстана. Также дается общая оценка исторического и современного состояния горы, прослеживается роль пещеры-музея на горе Сулайман, в целях пробуждения интереса у общественности всего мира к отечественным историческим ценностям республики. Автор подчеркивает важность межэтнического согласия и толерантности через сохранение объектов культурного наследия. Ключевые слова: святыня, ценности, народ, история, паломничество.

Трехсотлетняя история города Оша занимает особое место в истории и культуре Кыргызстана. Город Ош - столица Ош-ской области, расположен на юго-восточной окраине Ферганской долины, на Ош-Кара-Сууйской равнине у северного подножья горы Кичи-Алай, на высоте 7001000 метров. над уровнем моря [1]. Гора Сулайман-Тоо (досл. Сулайман-Тоо), расположенный прямо в центре Оша, находится на высоте 100-150 метров над городом. Его длина составляет 1,5 километра, он привлекает к себе внимание особой формой, то плавными, то острыми гребнями. Как известно, в мире есть два города Ош. Первый - это наш священный город, 3000-летие которого мы отметили в 2000 году, а второй город Ош находится на юго-западе Франции в провинции Гасконь.

Город Ош является одним из крупнейших древних городов Кыргызстана главным образом благодаря 3 факторам:

1. Сулайман - Гора - особое историческое место города Ош.

2. Город Ош является центром религиозной родины мусульман Средней Азии.

3. В древности и средневековье город Ош считался основным маршрутом караванов, находящихся на Великом Шелковом пути.

Достоверные сведения о нашем древнем городе Ош можно найти из арабских и персидских письменностей 1Х-Х веков. В них были собраны сведения о нашем городе, написанные всемирно известными уче-

ными и путешественниками. Среди них Ибн Хордадбек, аль-Хамадани, аль-Истахри, ибн Хаукал, ибн аль-Факих, аль-Мукаддаси, Якути и др. В средние века, в период распространения ислама на территории Средней Азии, в трудах религиозных деятелей, которые были родом из Оша, Али ибн Осман аль Оши, Омар ибн Мусса аль Оши, Мансур аль Оши и его детей Имрана, Масуда, Шейх-уль-ислам Насуриддин Абу Мухаммеда ибн Сулей-ман аль Оши, Мухаммад ибн Али ибн Ха-мид Абу Абдуллах аль Оши есть много информации о городе Оше той поры. Многие из перечисленных ученых получили образование в Багдаде, который на то время был центром науки средневекового Востока. Али ибн Осман был известен в восточном мире как Сираджид, а его рукопись даже была опубликована в Калькутте (Индия) в 1827 году и в Англии в 1915 году. Оригинал рукописи хранится в Багдаде. Некоторые истории об Оше приводятся в трудах «От Востока к Западу мира» неизвестного автора [2, с. 47].

Город издревле был важным межрегиональным центром обмена материальными и духовными богатствами. О названии города существуют многочисленные легенды. В любом случае очевидно, что название Оша связано с сакскими племенами. Нет сомнения, что сакские племена являются предками древнего кыргызского народа, а название принадлежит тюркскому народу в целом.

Вышеуказанные первые два фактора связаны с историей горы Сулайман. Су-лейман - гора считается святым местом в восточной Фергане. Из древности здесь сохранились следы языческой религии и шаманизма (поклонения небу, солнцу, воде и огню).

В разные исторические эпохи эту особенную гору называли по-разному. Местные жители иногда называют гору «Сулайман - так». Это название горы появилось позже. Известна история о некоем Сулей-мане Мази, который восхищаясь городом и горой построил на вершине небольшую летнюю веранду. Имя Сулеймана Мази уже забыто, а его место отдыха так и называется «Сулейман-Таги». В XV веке гора Сулейман стала одним из мест поклонения мусульман. В это же время в 1496 годах основатель династии Великих Моголов, поэт, философ и воин Захиридин Бабур жил в Оше и писал об этой горе как о самом красивом месте называя ее «Бара-Кух» - «Красивая гора» [3]. Здесь же находится и домик Бабура. Это здание похоже на беседку. Согласно легенде, знаменитый поэт и правитель построил свою келью на том самом месте со следами лба и коленей на камнях, оставленных после молитв Пророка Сулеймана. С тех пор это место является местом поклонения и молитвы для посетителей. Сегодня домик За-хридина Мухаммада Бабура, основателя династии Великих Моголов, поэта и философа, является образцом памятника архитектуры XV века, местные жители называют ее своеобразной «мечетью горы Су-лайман». По просьбе верующих, посещающих ее, сидящие внутри мечети муллы читают Коран для очищения и облегчения душ.

В XVIII веке легенды о Пророке Су-леймане стали распространяться среди народа и занимать прочное место в сердцах людей. Поэтому название горы стали связывать с именем пророка Сулаймана. Местные мусульмане верят, что здесь побывал пророк Сулайман (Соломон), сын пророка Давида, и следы его визита сохранились до сих пор.

Паломники считают священным весь комплекс, включая саму гору и ее пять вершин, пещеры, хижины моголов, дере-

вья, растущие на склонах горы, лежащие там камни, высеченные на них отпечатки, могилы вокруг горы Сулаймана, пещеры, отпечатки ног и гробницы вокруг горы Сулаймана.

Действительно, пророк Сулайман и библейский царь Соломон на самом деле -одно и то же лицо. Согласно древнему мифу, царь Соломон, любивший путешествовать по миру с помощью дэвов (небесные существа, божества, которые управляют различными силами природы, такими как огонь, воздух, ветер) прилетел однажды со своей свитой в Ферганскую область и отдыхал на Сулайман-Тоо. Ему здесь все понравилось, но, видя, что воды нет, он построил мечеть на вершине горы и молил Бога о воде. Так появляются Ак-Буура, священные арыки Жаннат (Рай) и Жупас (Маслобойка). По преданию, царь Сулейман улетел на все четыре стороны, атрибуты Аллаха остались на горе, а на ее вершине осталось изображение царя Сулеймана во весь рост. В определенной степени название Сулейман-горы связано и со сказочной красотой ее вершин. При ближайшем рассмотрении вершины горы напоминают строение тела гиганта [4, с. 51]. Гора Сулейман и река Ак-Буура (Белая верблюдица), разделяющая город на две части, издревле вызывали любопытство многих людей. На горе Сулейман много естественных пещер, мест отдыха, холмов, скал и природных территорий, поэтому там стало привычкой молиться и поклоняться Богу [5, с. 234]. Паломники часто рассказывают истории о том, что Ош является «второй Меккой».

У каждой вершины горы есть свое название. Люди по-разному интерпретируют названия вершин. Мы рекомендуем толкование одного из старейшин имамов Алимбек Култаев. Буура тоо (Верблюжья гора). На этой вершине расположен домик Бабура. Шор тоо. Шор переводится как соль - это вершина, покрытая белой солью. Гора Рушан Тоо или Равшан тоо. Смотритель Алымбек ажы Култаев, объясняет, что в переводе с арабского о рушан означает «солнечная гора», или «гора, излучающая свет». Ээр (седло) тоо или ке-лин (женщина) таш тоо. Вершина горы напоминает седло и в то же время силуэт

женщины, лежащей на спине. Кекилик учаар тоо - гора, с которой взлетают куропатки, буквально так переводится название вершины.

Помимо этого места в комплексе Сула-йман горы есть немало других святых мест с благодатными свойствами. Например, Бел-Таш (спинный камень). Говорят, если скатываться с того камня, можно излечить заболевания суставов и позвоночника. В место под названием Бешик-Эне (Колыбель Матери) часто приходят бездетные женщины и их родственники. Держа обеими руками полый камень, похожий на качалку колыбели, женщина касается его лбом и про себя произносит сокровенную молитву о желании родить дитя. Говорят есть немало примеров женщин, которые долгие годы не могли зачать ребенка, но после молитвы «Матери-Колыбели» их желания исполнялись. Вот поэтому паломники верят, что гора Сулайман-Тоо изначально была сотворена богом в таком виде, в каком дошла до нас. О большом количестве людей, приходящих помолиться на гору Сулейман, можно судить по тому, что камни в святых местах отполированы от следов миллионов паломников.

На склоне горы Равшан в1976 году был построен музей. В нем хранятся археологические и этнографические памятники и находки. Здесь проходят практику географы и биологи, изучая растительность на склонах горы.

Листая страницы истории об Оше можно встретить имена древних правителей города: Кубат-бея, Хаджи-бея, Алымбек Датки, Курманжан Датки, Полот-хана, Аб-дылдабек Алымбек уулу и других выдающихся людей, сыгравших важную роль в общественно-политической жизни нашего города. Это было время, когда твердо придерживались религии ислама, строились мечети, медресе, караван-сараи, реставрировались гробницы. Например, мавзолей Асафа ибн Бурхия, дом Бабура, мечеть Абдулла-хана, медресе Алымбек датка, Иса датка, Калмырза бай, Акжолбай Иш-мухаммед бай, железная мечеть, построен-

ная сыном Абдрахмана - всего было построено 154 мечети 5 медресе. Хотя эти сооружения до нас не сохранились полностью, документы и их фотографии сегодня хранятся в центральных архивах города Москвы и Ташкента [6].

Весной 1976 года на склоне горы она обнаружила выходы культурного слоя, содержащего фрагменты древней керамики. О сенсационной находке она поделилась с известным археологом Юрием Заднепров-ским. В 1970 году Э.В. Дружинина нашла на горе место поселения древних земледельцев. В 1981-84 годах известный советский историк Ю. Заднепровский вел раскопки недалеко от Оша, и новость об открытии сильно заинтересовала его, и вскоре они (экспедиция РАН в Фергане, руководитель Ю.А. Заднепровский и сотрудники Ошского музея) совместно стали вести археологические раскопки. Находки археологов дали основание полагать, что ошское поселение на Сулайман-горе не было простым жилым комплексом, а имело религиозное значение. По предположениям ученых, это было место, где древние жрецы (конец II тыс. нач. I тыс.) совершали религиозные обряды и там же жили. Позднее это место историки так и назвали - «Ошское поселение». Честь открытия принадлежит Елене Васильевне Дружининой, сотруднику Ошского областного музея, моей ученице», - так напишет об открытии Заднепровский в своей книге «Ошское поселение к истории Ферганы в эпоху поздней бронзы» [7].

Особо следует отметить, что в 2010 году Сулайман-Тоо была включена в список священного наследия ЮНЕСКО, учитывая уникальность Сулейман-Горы и уникальность ее исторических и культурных памятников. Это также является признаком высокого международного авторитета нашей страны, что чрезвычайно радует жителей города Ош. Хотя слава о Сулай-ман-Тоо, облетела весь мир, а его наследие немало сказано и написано, его святость и сокровенная тайна до сих пор вызывает у людей уважение и преклонение.

Библиографический список

1. Захарова А.Е. историко-архитектурное наследие города Ош XVII-XIX. - Ф., 1987.

2. Кислюк К.В. Кучер О.Н. Религиоведение. - М., 2000.

3. Малтаев К.Ж. Сулайман-Тоо древнейший поднебесный храм в Центральной Азии. -Ош, 2000.

4. Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Б., 1997.

5. Галицкий В.Я. Плоских В.М. Старинный Ош. - Ф., 1987.

6. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1977.

7. Заднепровский Ю.А. Тюркские памятники в Фергане. - М., 1967.

SULAIMAN MOUNTAIN - A HOLY PLACE IN HISTORY AND CULTURE

OF KYRGYZSTAN

G.A. Aitieva, Lecturer

Osh State Pedagogical University

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The author of this study examines the features and history of ideas about one of the holy places in Kyrgyzstan - Mount Sulaiman. A general assessment of its current state is also given, and the role of the cave-museum on the mountain in awakening public interest in domestic historical values is traced. The author emphasizes the importance of the formation and dissemination of the ideas of civil patriotism, national unity, spiritual and cultural community of the people of Kyrgyzstan, interethnic harmony and tolerance through the preservation of cultural heritage sites of the peoples of Kyrgyzstan.

Keywords: shrine, values, people, history, pilgrimage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.