Научная статья на тему 'Суицид в структуре самоубийства (категорийно-мотивационная структура самоубийства)'

Суицид в структуре самоубийства (категорийно-мотивационная структура самоубийства) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10411
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ САМОУБИЙСТВО / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ САМОУБИЙСТВО / СУИЦИД / КАТЕГОРИЙНО-МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА САМОУБИЙСТВА / СATEGORY-MOTIVATIONAL STRUCTURE OF SUICIDE / SUICIDE / THE DIRECT AND INDIRECT SUICIDE / VALID AND INVALID SUICIDE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гизатулина Анастасия Александровна, Тараданов Александр Ардалионович

В статье разработана категорийно-мотивационная структура самоубийства, определены и разведены понятия самоубийства и суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicide in the structure of self-killing (categorical-motivational structure of suicide)

The paper developed a categorical-motivational structure of suicide have been identified and separated the concept of suicide.

Текст научной работы на тему «Суицид в структуре самоубийства (категорийно-мотивационная структура самоубийства)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 25-32.

А. А. Гизатулина, А. А. Тараданов

СУИЦИД В СТРУКТУРЕ САМОУБИЙСТВА

(категорийно-мотивационная структура самоубийства)

В статье разработана категорийно-мотивационная структура самоубийства, определены и разведены понятия самоубийства и суицида.

Ключевые слова: самоубийство, непосредственное и опосредованное самоубийство, действительное и недействительное самоубийство, суицид, категорийно-мотивационная структура самоубийства.

На этапе становления цивилизации самоубийство в особых обстоятельствах является одним из атрибутов быта народов. Религиозное мировоззрение, философские школы, характерные обычаи, традиции определяли соответствующую мотивацию самоубийств. Человек полностью идентифицировался с обществом, структурой его социальных отношений, не выделял своего «Я». Жизнь человека не представляла ценности и в любой момент могла быть принесена в жертву общим интересам.

В древнем Китае больные и старики, потеряв способность к труду, обязаны были убить себя1. В Индии совершались религиозные самоубийства в виде самоутопления и самосожжения, последователи Вишну толпами бросались под колеса громадных колесниц, принося себя в жертву. Долгое время в Индии обязательным было самоубийство вдов

- «сати»3, которое было одним из наиболее распространенных видов ритуального самоубийства, а добровольным - «браминов», которым не следовало дожидаться старости и болезней, дабы не испортить «сансару» -искусство возрождения в новом, более прекрасном и благородном теле4. С древних времен в Японии существуют обязательные «требования чести» - ритуальные самоубийства, окруженные ореолом святости. Все виды самоубийств в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия. «Дзисю дзисацу» - утопление. «Тосин дзисацу» - бросится с высоты. В Японии издавна существовали особые места, например, лес у подножия горы Фудзияма, куда стремились желавшие покончить с собой. Воинское сословие самураев имело особый кодекс - бусидо, в котором декларировалось презрение к собственной жизни, к страданиям и боли5. Самоубийство по определенному ри-

туалу было для них безальтернативным, если следовало искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести. Оно совершалось двумя особыми методами: самый известный национальный вид ритуального самоубийства - сэп-пуку (более привычное, но менее правильное название - харакири); другой способ - откусывание собственного языка. В древней Греции и древнем Риме отношение к самоубийству было неоднозначно и менялось со временем. Тем не менее, на протяжении столетий считалось нормальным добровольно уйти из жизни до наступления старости, дряхлости, утраты физических и интеллектуальных сил. Обычно человек, решивший покинуть мир, созывал друзей, устраивал пир и с восходом солнца заканчивал жизнь самоубийством. В древности жизнь является всего лишь неким переходным этапом, подготавливающим иное существование после смерти6.

В Древней Руси до принятия христианства, как свидетельствует Н. Карамзин, «славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство»7.

Однако уже Аристотель считал, что смерть приходит в положенный час и ее следует приветствовать; самоубийство - проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, телесного или душевного недуга8. Убивая себя, человек преступает закон и поэтому виновен перед собой, как афинский гражданин, и перед государством, оскверненным пролитой кровью. Не случайно в Афинах существовал обычай отрубать и хоронить отдельно руку само-убийцы9.

В христианской традиции смерть - значительное событие, определяющее окончание страданий земных и начало страданий или

блаженства вечных; самоубийство христианина предвещает ему вечные муки10.

В исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Правоверные мусульмане верят, что «кысмет», то есть судьба, предначертанная Аллахом, будет определять всю их жизнь, и они обязаны терпеливо сносить все удары судьбы как ниспосланные свыше испытания в этой жизни. Тем не менее, такие установки далеко не всегда определяли реальное поведение правоверных мусульман, по крайней мере, некоторых, вполне поощрявших героические самоубийства во имя отечества и Аллаха11.

В то же время в буддизме смерть - событие, не значительное для души; в индуизме -способ перерождения в иную жизнь, продолжающую цепь существований земных. Самоубийство в буддизме обещает последующие блага12.

Особое место в дискурсе самоубийства занимает проблема эвтаназии. Уже мыслители древности начали отстаивать право человека на добровольную смерть. Под эвтаназией древние греки понимали спокойную смерть, значение эвтаназии фактически приравнивалась к термину ‘суицид’ (самоубийство). Самоубийство было распространенным вариантом ухода из жизни для неизлечимых больных, осужденных к смерти преступников, для уставших жить людей. Платон вводит в законодательство право на смерть тяжелобольного, а Аристотель без осуждения говорит об убийстве детей, рожденных с дефектом13. Эпикур прославлял самоубийство как деяние, более храброе, чем недостойная жизнь в боли. Сенека утверждал: «Если я могу выбирать между смертью и мучениями или легкой и простой смертью, почему мне не выбрать последнею. Ведь нет никакой разницы, смерть ли к нам придет, или мы к ней»14.

Римские стоики выдвинули аргумент «за открытую дверь»: «Когда комната дымна, если только умеренно, я останусь; если будет слишком много дыма, я уйду. Помните это, и держите руку на ней, дверь всегда открыта» Аргумент за «открытую дверь» был возрожден в 20-м столетии Ж.-П. Сартром, который подчеркнул, что выбор - даже выбор пребывания живым каждый день - неизбежен15. Зенон, основатель школы стоиков, совершил самоубийство на 99-м году жизни согласно его учению, что жизнь теряет ценность, когда человек не может надеяться на счастье ни

для себя, ни для других. Самоубийство здесь выступает как стремление к осуществлению права на счастливую жизнь, жизнь без страданий.

А. Ф. Кони полагал, что эвтаназия допустима с нравственной и юридической точки зрения. В настоящее время право на смерть -исключительное право человека, а не обязанность и тем более не право врача. Прежде всего, отстаивается традиционное представление о святости жизни, полностью исключающей право на смерть, а тем более право врачей и медицинское персонала намеренно убить пациента или даже пассивно дать ему умереть16. В. Рыбин в этом смысле полагает, что «эвтаназия - это общекультурная проблема, которая в силу своей “антропологической загруженности” выдвинута в сферу медицины, но решаемая только в масштабах философского дискурса, поскольку только философия как рефлексия на всеобщее способна выйти на основания современной социокультурной проблематики»17..

Все приведенное выше показывает, что в истории человеческой цивилизации представлены самые разнообразные виды самоубийств и их оценки вплоть до диаметрально противоположных, что весьма усложняет определение понятия самоубийства и, соответственно, дальнейших исследований данного явления.

Суицидолог М. Фарбер определяет самоубийство как «сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни»18. Однако данное определение не совсем корректно, поскольку, например: а) трудно назвать «сознательным» лишение себя жизни в состоянии аффекта; и б) трудно назвать «быстрым» лишение себя жизни методом, например, отказа от приема пищи.

Э. Шнейдман определил самоубийство как осознанный акт самоуничтожения, понимаемый наилучшим образом, как многогранное расстройство личности, имеющей проблему, для решения которой самоубийство представляется лучшим вариантом19. Данное определение также не совсем удовлетворительно по причине включения в него весьма неопределенного положения «многогранное расстройство личности». Например, Иисус Христос, Николай Гастелло и Александр Матросов - это «многогранное расстройство личности»? Или это не самоубийство? Тогда что?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Самоубийство

- это преднамеренный акт убийства самого себя»20. Данное определение не содержит вышеуказанных недостатков, однако понятие «преднамеренный акт убийства самого себя» тоже спорно, поскольку те же Христос, Гастелло и Матросов сами себя преднамеренно не убивали. Да, поступая в критической ситуации соответственно своим принципам, ценностям и установкам, они знали, что погибнут -и пошли на это - но ведь не сами они себя убивали? Они просто пошли на смертельный риск - и этот риск закономерно привел их к смерти. Или они не являются самоубийцами? То есть, если говорить в общем случае, является ли самоубийцей идущий на верную смерть «за идею» или «благо других» или летящий на скейтборде по отвесному склону?

С другой стороны, и «преднамеренный акт убийства самого себя» может не иметь смертельного исхода. Человек имеет твердое намерение и осуществил акт по убийству себя, но «что-то пошло не так»: яд разложился от времени, веревка порвалась, оружие дало осечку - а далее вмешались другие и акт не завершился ожидаемым результатом - смертью. И если твердое намерение осуществить акт по убийству себя у человека осталось, но ему не дают возможности этого сделать, то получается парадоксальная ситуация: для себя человек умер (функционирует лишь его организм, а все его сознание занимает одна единственная мысль: как бы умереть), а для общества - нет....

Указанное противоречие и другие сложности в решении проблемы самоубийства не могли не привлечь поэтому повышенного внимания исследователей-обществоведов. Одно из первых теоретических определений самоубийства мы находим у Е. Дюринга: «Самоубийство - это добровольная смерть, которая связывается не только с величайшим страданием для решившегося на нее, но вместе с тем является и общим протестом против порядка вещей, вынудившего на этот акт»21.

Итак, Е. Дюринг определяет самоубийство как добровольную смерть, причиной которой является неразрешимый (по мнению личности) конфликт между личностью и обществом. Тему «на смерть для блага общества» Дюринг не затрагивает.

Более глубокую и основательную теоретическую социологическую проработку поня-

тия самоубийства производит Э. Дюркгейм: «.. .Можно ли утверждать, что смерть только тогда может называться самоубийством, когда сама жертва, совершая поступок, знает, что он будет иметь смертельный исход? Что только тот действительно убивает себя, кто хочет этого, и что самоубийство есть намеренное убийство самого себя?...Если допустить, что самоубийство имеет место только в том случае, когда у человека было определенное намерение убить себя, под наше определение самоубийства не подошли бы многие факты, <.> солдат, идущий навстречу верной смерти, для того чтобы спасти свой полк, не хочет умереть, а разве, в то же самое время он не является виновником своей смерти в том же значении этого слова, в каком оно применимо к промышленнику или коммерсанту, убивающему себя, для того чтобы избегнуть стыда и позора банкротства? То же самое можно сказать о мученике, умирающем за веру, о матери, приносящей себя в жертву своему ребенку, и т. д. Принимается ли смерть только как печальное, но неизбежное условие той цели, к которой субъект стремится, или же он ищет ее ради нее самой - в обоих случаях он отказывается от существования, и различные способы расчета с жизнью могут быть рассматриваемы только как разновидности одного и того же класса явлений»22. И далее классик социологии отмечает: «Общим для всех возможных форм этого высшего отречения является то, что поступок, освящающий это отречение, совершается сознательно, что сама жертва в момент действия знает о последующем результате своего поступка, каковы бы ни были мотивы, приведшие ее к совершению этого поступка». Все такие смертные случаи, по Дюркгейму, имеют характерную особенность, они составляют вполне определенную, легко распознаваемую группу, которая, вследствие этого, должна иметь специальное название.

И Э. Дюркгейм формулирует следующее определение: самоубийством называется

каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал

об ожидавших его результатах23. То есть Дюркгейм включает в понятие самоубийства не только конфликт и протест в отношениях личности и общества, но и прямо противопо-

ложное - выбор человеком для себя неизбежного смертельного исхода «за идею» или «на благо других».

Соответственно, самоубийство вследствие неразрешимого конфликта личности и общества Дюркгейм определяет как «суицид» - самоубийство, которое характеризуется разрывом внутренних, личностных связей человека с той социальной группой, к которой он принадлежит. Дюркгейм выделяет и описывает четыре основных вида самоубийств.

Первый вид - это эгоистическое самоубийство: саморазрушение в этих случаях обусловлено тем, что индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.

Второй вид - аномическое самоубийство: как реакция индивида на аномию (буквально «беззаконие»), которое совершается, согласно анализу Дюркгейма, из-за ощущения того, что жизнь больше не имеет смысла, из ощущения одиночества, изоляции и рассогласованности с нормами и ценностями общества.

Третий вид - альтруистический. Совершается человеком, если авторитет социума или группы подавляет его собственную эгоистичность, и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной или религиозной идеи.

И последний вид - это фаталистическое самоубийство, которое имеет место в автократических обществах, общественных структурах с чрезмерным контролем общества над индивидом, чрезмерной общественной регламентацией: тюрьмы, армия и военизированные организации. С избытком постоянной регламентации, которая становится невыносимой, чрезмерный контроль общества над индивидом, повсеместное, гнетущее регулирование, физический или моральный деспотизм создают невыносимые условия для жизни индивида4.

Выделение Дюркгеймом альтруистического самоубийства принципиально важно для дальнейшего развития теории суицида. Таким выделением Э. Дюркгейм теоретически решает проблему «общего» и «частного» в определении основных понятий в структуре самоубийства, которое (самоубийство вообще) здесь начинает выступать обобщающей категорией для двух принципиально различных «отраслей» самоубийства, исследуемых Дюркгеймом: «суицида» как самоубийства вследствие неразрешимого конфликта лич-

ности и общества (сюда подпадают эгоистическое, аномическое и фаталистическое самоубийства) и «поступка», «героизма» или «подвига», объединяющего альтруистические самоубийства.

Тот факт, что Э. Дюркгейм очень точно уловил тонкую, но принципиальную разницу между самоубийством и суицидом, далеко не всегда обнаруживаемую другими авторами, подтверждается современными определениями суицида. Так, суицид определяют и как синоним самоубийства25; и как «преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство»26; и как «осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций»27. То, однако, что «суицид» определяют все-таки через «самоубийство», говорит о том, что Э. Дюркгейм прав, разводя данные понятия и полагая суицид лишь частным (хотя и частым) случаем самоубийства, характеризующимся непосредственностью, и не считая суицидом самоубийство опосредованное,

Э. Фромм, видимо, почувствовавший «неразбериху» в теоретическом соотношении «самоубийства» и «суицида», предпочел не углубляться в нее и использовать более «туманное» понятие суицидального поведения, не давая его определения, но указывая, что суицидальное поведение нужно рассматривать в рамках «саморазрушительного» поведения. Самоубийство, по Фромму, еще далеко от сознания, но для него уже строится основа. Анализ такого поведения позволяет глубже понять природу, а возможно, и механизм суицидального поведения28.

К суицидальному поведению Э. Фромм относит:

1) злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением;

2) намеренную рабочую перегрузку;

3) упорное нежелание лечиться;

4) рискованный стиль вождения транспортных средств, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии;

5) упорное стремление к поездкам в зоны боевых действий;

6) увлечение некоторыми видами спорта, когда оно связано с неоправданным риском (альпинизм, парашютный спорт)29.

А. Меег1оо, Н. Фарбероу, Н. Табачников вводят понятия ‘непрямое саморазрушение’, ‘скрытый суицид’, которые также связывают с «самоубийством». «Саморазрушающее

поведение» Н. Табачник определяет как совершение любых действий, над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении ранней физической смерти30. «Непрямое саморазрушение» отличается от «прямого суицида» двумя моментами: протяженность во времени и неосознанность последствий. А. Меег1оо сюда же относил такие феномены, как занятия опасными видами спорта, переедание или отказ от еды, неосторожное вождение машины (автоцид)31. Создатель концепции саморазрушительного поведения Норманн Фар-бероу включает в суицидальное поведение, как формы аутоагрессии, алкоголизм, трудоголизм, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт32.

К. Меннингер квалифицирует самоубийство как специфический вид смерти, подразумевающий три неотъемлемых элемента: умирания, убийства и жертвы убийства. Каждый из этих элементов требует детального анализа, ибо представляет как сознательные, так и бессознательные мотивы. Одновременное наличие всех трех элементов, как правило, приводит к трагическим последствиям, а отсутствие какого-либо компонента обуславливает относительно более «мягкие» формы аутоагрессивного поведения33.

Мы здесь видим, что К. Меннингер определяет самоубийство не как «преднамеренный акт по убийству», а как «специфический вид смерти», то есть завершенный акт «желания умереть», чем снимает проблему не-завершившегося смертью «преднамеренного акта по убийству себя». Но проблема «Христа-Матросова» в концепции Меннингера остается неразрешенной.

Из всего вышеизложенного следует, что:

1. В теории самоубийства существует ряд вопросов, отсутствие корректного решения которых значительно затрудняет продолжение исследования. К ним относятся:

1.1. Нечеткое определение самоубийства, отсутствие теоретического решения вопроса

о принадлежности-непринадлежности к самоубийству случаев «опосредованной» (по Дюркгейму) смерти как следствия преднамеренного или аффективного смертельного риска.

1.2. Неразграничение или нечеткое разграничение понятий самоубийства, суицида, эвтаназии.

1.3. Отсутствие цельной концепции самоубийства, содержащей координационно-субординационные связи между основными понятиями и отношениями.

2. Разрешение указанных проблем становится возможным при использовании в теории следующего определения самоубийства: самоубийство есть осознаваемое убийство человеком себя. При всей кажущейся тавто-логичности данное определение дает возможность дальнейшего теоретического и логического продвижения сразу по нескольким направлениям.

2.1. Во-первых, «осознаваемое» убийство человеком себя точнее «сознательного» и «преднамеренного», поскольку позволяет включать сюда самоубийство в состоянии аффекта, которое не является сознательным актом, но является осознаваемым в смысле ожидаемого результата - смерти.

2.2. Во-вторых, приведенное определение дает нам основания и возможность сформировать категориальную структуру самоубийства через определение и разведение в нем двух основных форм: 1) непосредственного убийства себя; и 2) опосредованного убийства себя.

3. Непосредственное убийство человеком себя (непосредственное самоубийство) есть осознаваемое лишение себя жизни без участия в этом процессе других людей или внешних условий-обстоятельств, например: застрелился, повесился, отравился, бросился с высоты.

4. Опосредованное убийство человеком

себя (опосредованное самоубийство) есть осознаваемое лишение себя жизни при прямом (непосредственном) участии в этом процессе других людей или из-за созданных самим человеком внешних условий-обстоятельств, закономерно приведших к его смерти; например, когда человек осознанно идет на смертельный риск: ложится на амбразуру, вступает в бой или драку с безусловно превосходящим его (количественно или качественно) опасным противником, летит на скейтборде с отвесного склона, проезжает оживленный перекресток с повышенной скоростью или на красный свет....

5. Непосредственное самоубийство при анализе представленных в литературе случаев обнаруживает четыре его основных разновидности: преднамеренное, аффективное, «фарс» и «случайная гибель».

5.1. Преднамеренное самоубийство - это заранее спланированное, сознательно подготовленное самим человеком непосредственное самоубийство (выбрал способ, обеспечил его необходимыми средствами, выбрал время и место и реализовал по плану).

5.2. Аффективное самоубийство - это непосредственное самоубийство, совершенное спонтанно, без планирования и предварительной подготовки (произошло событие, полностью и быстро «выбившее» человека «из себя», - и тут же оказалось средство для лишения себя жизни.).

5.3. Самоубийство - «фарс» (или «буфф»): непосредственное самоубийство вследствие, например, демонстрации намерения прекращения собственной жизни при отсутствии такого намерения.

5.4. Самоубийство - «случайная гибель»: непосредственное самоубийство, произошедшее без намерения, аффекта, планирования и предварительной подготовки (неосторожное обращение с оружием, токами высокого напряжения, ядохимикатами, механизмами..). В практике это называется «нарушение правил техники безопасности со смертельным исходом».

Отсюда следует, что из четырех разновидностей непосредственного самоубийства к «действительному» непосредственному самоубийству (прямому убийству человеком себя) принадлежат только две: преднамеренное и аффективное. «Фарс» и «случайная гибель» составляют подгруппу «недействительных» непосредственных самоубийств.

6. Опосредованное самоубийство при анализе представленных в источниках случаев обнаруживает три его основных разновидности: «жертва», эвтаназия, закономерная гибель.

6.1. Самоубийство - «жертва»: человек подвергает себя смертельному риску во имя и для блага других людей и (или) «во имя идеи», но лишается жизни посредством враждебных действий других людей и опас-ныхусловий (Христос, Гастелло, Матросов.)

6.2. Самоубийство - эвтаназия: человек лишается жизни с помощью других людей вследствие невыносимых физических мук и страданий от болезней или травм и (или) желания освободить друзей и близких от излишних переживаний и материально-временных затрат.

6.3. Самоубийство - закономерная гибель: человек подвергает себя смертельному риску и лишается жизни вследствие экстремального

саморазрушительного поведения (боевые действия, дуэли, сопротивление вооруженному преступнику, превышение скорости при оживленном движении, экстремальный спорт.. )

7. Полученное определение самоубийства как осознаваемого убийства человеком себя, а также разработанная на его основе категориальная структура самоубийства позволяет также сформулировать и мотивационную структуру самоубийства. По мотивационному основанию самоубийства являют собой шесть основных типов: 1) «табу»; 2) «подвиг»; 3) «поступок»; 4) «протест» (или «укор»); 5) «выход»; 6) «уход».

7.1. Самоубийство - «табу» имеет мотивационным основанием признание (приятие) личностью примата общества, социальной группы или идеи в вопросах ее (личности) жизни и смерти и включает в себя, например, самоубийство браминов, «сати», «сеп-пуку», славянских жен и т. д.; «омерта» в сицили-анской мафии, неразглашение тайны в спецслужбах и при попадании в плен в условиях боевых действий.

7.2. Самоубийство - «подвиг»: имеет мотивационным основанием благо других людей посредством а) приближения победы над врагом, нанесения врагу повышенного ущерба (Гастелло, Матросов.) или б) предотвращения гибели людей и материального ущерба («за отвагу на пожаре» и т. д.).

7.3. Самоубийство - «поступок»: имеет мотивационным основанием гибель во имя идеи (Че Гевара); веры (Христос) или чести («бусидо», дуэль и т. д., «имя им - легион»).

7.4. Самоубийство - «протест» (или «укор»): убийство себя вследствие неразрешимого конфликта личности и общества. Сюда подпадают, например, самоубийства из-за несправедливого приговора суда; из-за исключения из статусного сообщества; из-за необоснованных и несправедливых требований и оскорбительных действий тоталитарной организации или группы (армии, тюрьмы, колонии, тоталитарной секты и т. д.).

7.5. Самоубийство - «выход»: убийство себя вследствие невыносимых психических страданий из-за внутриличностного конфликта. Сюда подпадают, например, самоубийства из-за несчастной любви, семейных и производственных драм, профетишизма (гибели кумира), комплекса неполноценности, переживаний из-за содеянного во вред людям или идеям;

Категорийно-мотивационная структура самоубийства

Категории самоубийства

Непосредственные самоубийства Опосредованные самоубийства

Действительные самоубийства Недействительные самоубийства Жертва Эвтаназия Закономер-

Преднаме- ренное Аффек- тивное Фарс (буфф) Случайная гибель ная гибель

3 50 § С § V© Л Н правила Я должен умереть, как все в этой ситуации Достали своими правилами Пусть он, измень-щик, знает Чистить оружие положено Я умру. Но от этого будет польза другим Я должен умереть, но сам не могу. Помогите. От этого гибнут. Но иначе нельзя

Мотивационные основания самоубийства и лейтмотив Подвиг: моя смерть спасет жизнь другим Иду на смерть ради жизни! все равно я умираю дайте мне гранат, я взорву врагов Я спасу их даже ценой своей жизни!

Поступок: моя смерть поможет жизни Я все равно умираю. Возьмите мои еще живые органы в качестве донорских Дуэль. Не боюсь смерти в борьбе за честь!

А 0 и > 1 н о н о р в получайте! Суицид Я умру, чтобы все обратили внимание Суицид Может, хоть так обратят внимание Скучно жить! Рискую всем наперекор

Выход: жизнь потеряла смысл Суицид Я умру, потому что так жить дальше не могу Суицид Потерян смысл жизни Скучно жить! Рискую назло себе!

Уход: так всем будет лучше Суицид Если я умру, всем будет лучше Суицид Так пусть всем станет лучше! Рискую: погибну-всем будет лучше Устал жить.

7.6. Самоубийство - «уход»: например, убийство себя вследствие невыносимых физических мук и страданий от болезней или травм и (или) желания освободить друзей и близких от излишних переживаний и материально-временных затрат.

8. Полученное определение и выведенные из него категориальная и мотивационная структуры самоубийства позволяют теперь теоретически развести самоубийство и суицид и определить суицид как определенный тип самоубийства.

8.1. Из вышеизложенного получается, что суицид представляет собой действительное (преднамеренное или аффективное) непосредственное самоубийство, имеющее мотивационным содержанием «протест» («укор»); и (или) «выход»; и (или) «уход».

8.2. В целом все самоубийства теоретически складываются в следующую категориально-мотивационную структуру (см. таблицу).

Итак, из 42 (7 х 6) теоретически сформулированных категориально-мотивационных разновидностей самоубийства суицид пред-

ставляют собой только вышеуказанные шесть групп действительных самоубийств: 1) про-тест-преднамеренное; 2) протест-аффектив-ное; 3) выход-преднамеренное; 4) выход-аф-фективное; 5) уход-преднамеренное; 6) уход-аффективное. Остальные незаполненные или представленные лишь разновидностями лейтмотивов ячейки структуры не являются суицидом и еще ждут своего определения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 Древнеиндийская философия / редкол.: Н. П. Суханов (отв. ред.) и др. М. : Наука. 1963. С. 127.

2 Древнеиндийская философия. М. : Соцэк-

гиз, 1963. С. 272.

3 Сати - ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа для удовлетворения чувственных потребностей покойника в загробном мире. Исполнение этого обряда, прежде всего, предписывалось женам правителей и знатных людей. (См: Трегубов, Л.

B. Эстетика самоубийства / Л. В. Трегубов, Ю. Н. Вагин. Пермь, 1993. 286 с.)

4 Гипинский, Я. И. Девиантология : социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. 520 с.

5 Бусидо. Кодекс чести японского война. М. : Астрель, 2008. С. 123.

6 Плахов, В. Д. Социальные нормы : (Философское основание общей теории). М. : Мысль, 1985. 253 с.

7 Цит. по: Моховиков, А. Н. Введение к историко-философскому разделу // Суицидология : прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. С. 24.

8 Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1975. Т. 3. С. 403.

9 Бруханский, Н. П. Самоубийцы. Л., 1927.

C. 12.

10 Цит. по: Моховиков, А. Н. Введение к историко-философскому разделу. С. 24.

11 Там же. С. 16.

12 Там же. С. 24.

13 Аристотель. О душе. С. 403.

14 Сенека, Л. Нравственные письма к Луци-лию. Если хочешь быть свободным. М. : Политиздат, 1992. С. 7.

15 Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто (извлечения) // Человек и его ценности. М., 1988, Ч. 1. С. 104.

16 Малиновский, А. Имеет ли человек право на смерть? // Рос. юстиция. 2002. № 8. С. 55.

17 Рыбин, В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура : (Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте). Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2006. С. 15.

18 Цит. по: Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство. М. : Захаров, 2006. С. 24.

19 Шнейдман, Э. Душа самоубийцы : пер. с англ. М. : Смысл, 2001. 315 с.

20 Самоубийства. Сайт Всемирной организа-

ции здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/features/

qa/24/m/index.html.

21 Дюринг, Е. Ценность жизни. Минск : Хар-вест ; М. : АСТ, 2000. С. 197.

22 Дюркгейм, Э. Самоубийство : (Социологический этюд) : пер. с фр. с сокр. / под ред.

В. А. Базарова. М. : Мысль, 1994. С. 23.

23 Там же. С. 39.

24 Дюркгейм, Э. Самоубийство.

25 Прикладные аспекты современной психологии : термины, законы, концепции, методы : справ. изд. / авт.-сост. Н. И. Конюхов [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/ dictionary/30/word/suicid.

26 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/ dictionary/30/word/suicid.

27 Краткий психологический словарь / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д : ФЕНИКС, 1998 [Электронный ресурс]. URL: http:// psychology.academic.ru/2511.

28 Фромм, Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2006. 539 с.

29 Там же. С. 146.

30 Войцех, В. Ф. Суицидология. М. : Миклош, 2007. С. 60.

31 Цит. по: Ефремов, В. С. Основы суицидоло-

гии. СПб. : Диалект, 2004. С. 23.

32 Морев, М. В. Социально-экономические и демографические аспекты суицидального поведения : монография / М. В. Морев,

A. А. Шабунова, К. А. Гулин; под ред. д. э. н.

B. А. Ильина. Вологда : Ин-т соц.-эконом. развития территорий РАН, 2010. 188 с.

33 Меннингер, К. Война с самим собой [Электронный ресурс]. URL: http://www.fidel-kas-tro.ru/psihology/suicide/menninger.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.