By means of the Questionnaire of Identification of suicide risk, the Questionnaire «Group of Risk of a Drug Addiction» and the Questionnaire «Research of the self-relation at teenagers» 87 pupils of 10-11 classes are surveyed. All respondents were treated categories as socially adapted, successful pupil. It was established that among the examined teenagers there is a considerable number of latent carriers of risk factors of suicide and addictive behavior. The greatest danger is represented by cross risks of suicide and addictive behavior which come to light at 18-20% of the surveyed contingent of teenagers. The self-relation structure at carriers
of risk factors of suicide and addictive behavior has no basic distinctions between groups «not risking» and «risking» teenagers, except for parameter of the self-management: at potential self-murderers its level is statistically significantly higher, and at carriers of factors of risk - is lower in comparison with «not risking» adolescents. The question of creation up of new programs of prevention of the studied deviations focused on work with the contingents of intelligent youths is raised.
Keywords: adolescents, self-relation, self-management, suicide risk, risk of addictive behavior.
УДК: 616.89-008.44
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МАТРИЦА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ САМОУБИЙСТВ
A.A. Гизатулина, A.A. Тараданов
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации» (Челябинский филиал), г. Челябинск, Россия
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, Россия
Контактная информация:
Гизатулина Анастасия Александровна - социолог. Место работы и должность: специалист лаборатории прикладной политологии и социологии ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Челябинский филиал). Адрес: г. Челябинск, ул. Комарова, 26. Телефон: 8 (912) 310-06-01, е-шаИ: [email protected]
Тараданов Александр Ардалионович - доктор социологических наук, профессор. Место работы и должность: заведующий кафедрой социальной работы и социологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». Адрес: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129. Телефон: 8 (351) 779-70-81, е-mail: [email protected]
В статье систематизированы мотивационные типы-установки самоубийства (табу, подвиг, поступок, протест, укор, выход, уход), выработаны (определены) понятия действительного и недействительного самоубийства, непосредственного и опосредованного самоубийства; обоснована и предложена категорийно-мотивационная структура самоубийств; определены и разведены понятия самоубийства как осознаваемого убийства человеком себя и суицида как его разновидности - действительного (преднамеренного или аффективного) непосредственного убийства себя, имеющего мотивационным содержанием «протест»; и (или) «укор»; и (или) «выход»; и (или) «уход»).
Ключевые слова: осознаваемое убийство человеком себя (самоубийство), непосредственное и опосредованное самоубийство, действительное и недействительное самоубийство, действительное (преднамеренное или аффективное) непосредственное убийство себя (суицид как разновидность самоубийства).
В истории человеческой цивилизации представлены самые разнообразные виды самоубийств и их оценки вплоть до диаметрально противоположных, что весьма усложняет определение понятия суицида и, соответственно, дальнейших теоретических и эмпирических его исследований. В древнем Китае больные и старики, потеряв способность к труду, обязаны были убить себя [7]. В Индии совершались религиозные самоубийства в виде самоутопления и самосожжения, последователи Вишну бросались под колеса громадных колесниц, принося себя в жертву [8]. Долгое время в Индии обяза-
тельным было самоубийство вдов - «сати» [22], которое было одним из наиболее распространенных видов ритуального самоубийства, а добровольным - «браминов», которым не следовало дожидаться старости и болезней, дабы не испортить «сансару» - возрождение в новом, более прекрасном и благородном теле [6].
В Японии до сих пор имеют место исторически сложившиеся неформальные, но обязательные «требования чести» - ритуальные самоубийства, окруженные ореолом святости [4]. Самоубийство по определенному ритуалу безальтернативно, если следует искупить вину или
выразить протест против несправедливости для сохранения чести.
В древней Греции и древнем Риме пожилой или тяжело больной человек, решивший покинуть мир, созывал друзей, устраивал пир и с восходом солнца заканчивал жизнь самоубийством [17].
В Древней Руси до принятия христианства, как свидетельствует Н. Карамзин, «славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство» [16].
Однако уже Аристотель считал, что смерть приходит в положенный час и ее следует приветствовать; самоубийство - проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, телесного или душевного недуга [1]. Убивая себя, человек преступает закон и поэтому виновен перед собой, как афинский гражданин, и перед государством, оскверненным пролитой кровью. Не случайно в Афинах существовал обычай отрубать и хоронить отдельно руку самоубийцы
[3].
Самоубийство христианина предвещает ему вечные муки [16]. В Исламе самоубийство - тяжелейший из грехов, решительно запрещаемое Кораном. «Кысмет», то есть судьба, предначертана Аллахом, и правоверные мусульмане обязаны терпеливо сносить все удары судьбы как ниспосланные свыше испытания в этой жизни. Однако героические самоубийства и самопожертвования во имя отечества и Аллаха [16] приветствуются.
В Буддизме смерть - событие незначительное для души; в индуизме - способ перерождения в иную жизнь, продолжающую цепь существований земных. Самоубийство в буддизме обещает последующие блага [16].
В Древней Греции самоубийство было распространенным вариантом ухода из жизни для неизлечимо больных, осужденных к смерти преступников, для уставших жить людей. Платон вводит в законодательство право на смерть тяжелобольного, а Аристотель без осуждения говорит об убийстве детей, рожденных с дефектом [1].
Эпикур прославлял самоубийство как деяние более храброе, чем недостойная жизнь в боли. Сенека утверждал: «Если я могу выбирать между смертью и мучениями или легкой и простой смертью, почему мне не выбрать последнею. Ведь нет никакой разницы, смерть ли к нам придет, или мы к ней» [21]. Аргумент за «открытую дверь» был возрожден в 20-м сто-
летии Ж-П Сартром, который подчеркнул что выбор - даже выбор пребывания живым каждый день - неизбежен [20]. А.Ф. Кони полагал, что эвтаназия допустима с нравственной и юридической точки зрения [13].
Поэтому сложности в определении и решении проблемы самоубийства не могли не привлечь повышенного внимания исследователей-обществоведов. Одно из первых теоретических определений самоубийства представлено у Е. Дюринга: «Самоубийство - это добровольная смерть, которая связывается не только с величайшим страданием для решившегося на нее, но вместе с тем является и общим протестом против порядка вещей, вынудившего на этот акт» [9]. Итак, Е. Дюринг определяет самоубийство как добровольную смерть, причиной которой является неразрешимый (по мнению личности) конфликт между личностью и обществом. Тему «на смерть для блага общества» Дюринг не затрагивает.
Э. Дюркгейм формулирует следующее определение: самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [10]. То есть, Дюркгейм включает в понятие самоубийства не только конфликт и протест в отношениях личности и общества, но и прямо противоположное - выбор человеком для себя неизбежного смертельного исхода «за идею» или «на благо других».
Обосновывая свою позицию, Э. Дюркгейм выделяет и описывает четыре основных вида самоубийств. Первый вид - это эгоистическое самоубийство: саморазрушение в этих случаях обусловлено тем, что индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.
Второй вид - аномическое самоубийство: как реакция индивида на аномию (буквально «беззаконие»), которое совершается, согласно анализу Дюркгейма, из-за ощущения того, что жизнь больше не имеет смысла, из ощущения одиночества, изоляции и рассогласованности с нормами и ценностями общества.
Третий вид - альтруистический. Совершается человеком, если авторитет социума или группы подавляет его собственную эгоистичность, и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной или религиозной идеи.
И последний вид - это фаталистическое самоубийство, которое имеет место в автократических обществах, общественных структурах с чрезмерным контролем общества над индивидом, чрезмерной общественной регламентацией: тюрьма, армия и военизированные организации. Избыток постоянной регламентации, которая становится невыносимой, чрезмерный контроль общества над индивидом, повсеместное, гнетущее регулирование, физический или моральный деспотизм создают невыносимые условия для жизни индивида [10].
Выделение Дюркгеймом альтруистического самоубийства принципиально важно для дальнейшего развития теории суицида. Таким выделением Э. Дюркгейм теоретически решает проблему «общего» и «частного» в определении основных понятий в структуре самоубийства, которое (самоубийство вообще) здесь начинает выступать обобщающей категорией для двух принципиально различных областей самоубийства, исследуемых Дюркгеймом: «суицида» как самоубийства вследствие неразрешимого конфликта личности и общества (сюда подпадают эгоистическое, аномическое и фаталистическое самоубийства), - и «поступка», «героизма» или «подвига», объединяющего альтруистические самоубийства.
Тот факт, что Э.Дюркгейм очень точно уловил тонкую, но принципиальную разницу между самоубийством и суицидом, далеко не всегда обнаруживаемую другими авторами, подтверждается современными определениями суицида. Так, суицид определяют и как синоним самоубийства [18]; и как «преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство» [2]; и как «осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций» [12]. Однако то, что «суицид» определяют все-таки через «самоубийство», говорит о том, что Э. Дюркгейм прав, разводя данные понятия и полагая суицид лишь частным (хотя и частым) случаем самоубийства.
Э. Фромм, видимо почувствовавший «неразбериху» в теоретическом соотношении «самоубийства» и «суицида», предпочел не углубляться в нее и использовать более «туманное» понятие суицидального поведения, не давая его определения, но указывая, что суицидальное поведение нужно рассматривать в рамках «саморазрушительного» поведения [23].
К суицидальному поведению Э. Фромм относит:
1. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением.
2. Намеренную рабочую перегрузку.
3. Упорное нежелание лечиться.
4. Рискованный стиль вождения транспортных средств, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии.
5. Упорное стремление к поездкам в зоны боевых действий.
6. Увлечение некоторыми видами спорта, когда оно связано с неоправданным риском (альпинизм, парашютный спорт) [23].
М. Фарбер определяет самоубийство как «сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни» [24]. Однако данное определение не совсем корректно, поскольку, например: а) трудно назвать «сознательным» лишение себя жизни в состоянии аффекта; и б) трудно назвать «быстрым» лишение себя жизни методом, например, отказа от приема пищи.
Э. Шнейдман определил самоубийство как осознанный акт самоуничтожения, понимаемый наилучшим образом, как многогранное расстройство личности, имеющей проблему, для решения которой самоубийство представляется лучшим вариантом [25]. Данное определение так же не совсем удовлетворительно по причине включения в него весьма неопределенного положения «многогранное расстройство личности».
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Самоубийство - это преднамеренный акт убийства самого себя» [19]. Данное определение не содержит вышеуказанных недостатков, однако понятие «преднамеренный акт убийства самого себя» тоже спорно, поскольку Христос, Гастелло и Матросов сами себя преднамеренно не убивали. Да и совершенное в состоянии аффекта самоубийство трудно назвать преднамеренным.
А. Меег1оо, Н. Фарбероу, Н. Табачников вводят понятия «непрямое саморазрушение», «скрытый суицид», которые также связывают с «самоубийством». «Саморазрушающее поведение» Н. Табачник определяет как совершение любых действий, над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении ранней физической смерти [5]. «Непрямое саморазрушение» отличается от «прямого суицида» двумя моментами: протяженность во времени и неосознанность последствий. А. Меег1оо сюда же относил такие феномены, как занятия опасными видами спорта, переедание или отказ от еды, неосторожное вождение машины (автоцид) [11]. Создатель концепции саморазрушитель-
ного поведения Норманн Фарбероу включает в суицидальное поведение, как формы аутоаг-рессии, алкоголизм, трудоголизм, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт [15].
К. Меннингер квалифицирует самоубийство как специфический вид смерти, подразумевающий три неотъемлемых элемента: умирания, убийства и жертвы убийства. Каждый из этих элементов требует детального анализа, ибо представляет как сознательные, так и бессознательные мотивы. Одновременное наличие всех трех элементов, как правило, приводит к трагическим последствиям, а отсутствие какого-либо компонента обуславливает относительно более «мягкие» формы аутоагрессивно-го поведения [14].
Мы здесь видим, что К. Меннингер определяет самоубийство не как «преднамеренный акт по убийству», а как «специфический вид смерти», то есть завершенный акт «желания умереть», чем снимает проблему незавершив-шегося смертью «преднамеренного акта по убийству себя». Но проблема «Христа-Матросова» в концепции Меннингера остается неразрешенной.
Итак, в теории суицида вырисовывается ряд проблем, отсутствие корректного решения которых значительно затрудняет дальнейшие исследования. Это:
1. Нечеткое определение суицида, отсутствие теоретического решения вопроса о принадлежности - непринадлежности к суициду случаев «опосредованной» (по Дюркгейму) смерти как следствия преднамеренного или аффективного смертельного риска.
2. Неразграничение или нечеткое разграничение понятий самоубийства, суицида, эвтаназии.
3. Отсутствие цельной концепции суицида, содержащей координационно - субординационные связи между основными понятиями и отношениями в научной области исследования самоубийств.
Теоретическое движение становится возможным при определении самоубийства как осознаваемого убийства человеком себя. Осознаваемое убийство человеком себя точнее «сознательного» и «преднамеренного», поскольку позволяет включать сюда, например, самоубийство в состоянии аффекта, которое не является ни сознательным, ни преднамеренным, но осознаваемо в смысле ожидаемого результата - смерти. Это определение также «работает» в случае с рискованными действиями, не
имеющими целью самоубийство, но с осознаваемыми последствиями (закономерная гибель как следствие экстремального поведения).
Такой подход дает основания и возможность сформировать категориальную структуру самоубийства через определение и разведение в нем четырех основных форм, составляющих две группы по две формы: 1) непосредственного и опосредованного самоубийства; и 2) действительного и недействительного самоубийства
Непосредственное убийство человеком себя (непосредственное самоубийство) есть осознаваемое лишение себя жизни без участия в этом процессе других людей или внешних условий - обстоятельств, например: застрелился, повесился, отравился, бросился с высоты.
Опосредованное убийство человеком себя (опосредованное самоубийство) есть осознаваемое лишение себя жизни при участии в этом процессе других людей или созданных с участием самоубийцы внешних условий - обстоятельств, закономерно приводяших его к смерти; например, когда человек осознанно идет на смертельный риск (ложится на амбразуру, лезет в драку с толпой, летит на скейтборде с отвесного склона или с повышенной скоростью да на красный свет); или перестает бороться, еще имея силы - но потеряв надежду....
Непосредственное самоубийство обнаруживает четыре его основных разновидности:
1) преднамеренное;
2) аффективное;
3) фарс;
4) несчастный случай.
Преднамеренное самоубийство - это заранее спланированное, сознательно подготовленное самим человеком непосредственное самоубийство (выбрал способ, обеспечил его необходимыми средствами, выбрал время и место и реализовал по плану).
Аффективное самоубийство - это непосредственное самоубийство, совершенное спонтанно, без планирования и предварительной подготовки (произошло событие, «выбившее» человека «из себя», - и тут же оказалось средство для лишения себя жизни.).
Самоубийство - фарс (или «буфф»): непосредственное самоубийство вследствие, например, демонстрации намерения прекращения собственной жизни при отсутствии такого намерения (что-то пошло не так.).
Самоубийство - несчастный случай: непосредственное самоубийство, произошед-
шее без намерения, аффекта, планирования и предварительной подготовки (неосторожное обращение с оружием, токами высокого напряжения, ядохимикатами, механизмами ...).
К «действительному» непосредственному самоубийству (прямому убийству человеком себя) принадлежат только две разновидности: преднамеренное и аффективное. Фарс и несчастный случай составляют подгруппу «недействительных» непосредственных самоубийств.
Опосредованные самоубийства также обнаруживают четыре основных своих разновидности: жертва (самопожертвование), эвтаназия, экстремальное поведение, смертельное бездействие.
Самоубийство - жертва (самопожертвование): человек подвергает себя смертельному риску во имя и для блага других людей и (или) «во имя идеи».
Самоубийство - эвтаназия: человек лишается жизни по его желанию с помощью других людей вследствие невыносимых физических мук и страданий от болезней или травм и (или) желания освободить друзей и близких от излишних переживаний и материально - временных затрат.
Самоубийство - экстремальное поведение: человек сам осознанно подвергает себя риску и в результате лишается жизни.
Самоубийство - смертельное бездействие: в условиях угрозы жизни человек перестает бороться за жизнь, еще имея силы - но потеряв надежду.
Отсюда следует, что из четырех разновидностей опосредованного самоубийства к «действительному» самоубийству (убийству человеком себя) принадлежат тоже две: жертва и эвтаназия. Экстремальное поведение и смертельное бездействие составляют подгруппу «недействительных» опосредованных самоубийств.
Категорийно -мотива
Итого, в составе действительных самоубийств два непосредственных (преднамеренное и аффективное) и два опосредованных (жертва и эвтаназия). И в составе недействительных самоубийств также два непосредственных (фарс и случайная гибель) - и два опосредованных: экстремальное поведение и смертельное бездействие.
По мотивационному основанию самоубийства являют собой шесть основных типов:
1)«табу»;
2) «подвиг»;
3) «поступок»;
4) «протест» (или «укор»);
5) «выход»;
6) «уход».
Самоубийство - «табу» имеет мотиваци-онным основанием признание (приятие) личностью примата общества, социальной группы или идеи в вопросах ее (личности) жизни и смерти.
Самоубийство - «подвиг»: имеет обоснованием благо других людей.
Самоубийство - «поступок»: имеет мо-тивационным основанием гибель во имя идеи (Че Гевара); веры (Христос) или чести («буси-до», дуэль и т.д.).
Самоубийство - «протест» (или «укор»): убийство себя вследствие неразрешимого конфликта личности и общества.
Самоубийство - «выход»: убийство себя вследствие невыносимых психических страданий из-за внутриличностного конфликта.
Самоубийство - «уход»: например, вследствие невыносимых физических мук и страданий от болезней или травм и (или) желания освободить друзей и близких от излишних переживаний и материально-временных затрат.
Таблица 1
шая структура самоубийства
Категории самоубийства
Непосредственные самоубийства Опосредованные самоубийства
Действительные самоубийства (неизбежная гибель) Недействительные самоубийства (случайная гибель) Действительные самоубийства (ожидаемая гибель) Недействительные самоубийства (закономерная гибель)
Преднамеренное Аффективное Фарс (буфф) Несчастный случай Жертва Эвтаназия Экстремальное поведение Смертельное бездействие
Мотивационные основания самоубийства и установки Табу: таковы правила Я должен умереть, как все Достали своими правилами Чистить оружие положено Я должен умереть для пользы общ-ва Я должен умереть, но сам не могу. Помогите. От этого гибнут. Но иначе нельзя Умру как все
Подвиг: моя смерть спасет жизнь другим Иду на смерть ради жизни! Все равно я умираю -дайте гранат, я взорву врагов Спасу ценой своей жизни! Я умру, но на этом все закончится
Поступок: моя смерть поможет жизни Все равно умираю. Возьмите мои органы в качестве донорских Честь дороже жизни Может, на этом закончатся
Протест- укор: получайте! СУИЦИД Моя смерть привлечет внимание СУИЦИД Может, хоть так обратят внимание Пусть он, измень-щик, знает Скучно жить! Рискую всем наперекор Никто не может помочь
Выход: жизнь потеряла смысл СУИЦИД Так жить дальше не могу СУИЦИД Тогда жить незачем Скучно! Рискую назло себе!
Уход: так всем будет лучше СУИЦИД Если я умру, всем будет лучше СУИЦИД Так пусть всем станет лучше! Рискую: погибну -всем будет лучше Устал жить...
Полученное позволяет нам теперь теоретически развести самоубийство и суицид и выделить суицид как определенный тип самоубийства.
Из выше изложенного получается, что суицид представляет собой действительное (преднамеренное или аффективное) непосредственное самоубийство, имеющее мотивацион-ным содержанием «протест» («укор»); и (или) «выход»; и (или) «уход». В целом, все самоубийства теоретически складываются в следующую категориально - мотивационную структуру (табл. 1).
Итак, из 48 (8 х 6) теоретически сформулированных категориально - мотивационных разновидностей самоубийства суицид представляют собой только шесть групп и только действительных самоубийств:
1) протест-преднамеренное;
2) протест-аффективное;
3) выход-преднамеренное;
4) выход-аффективное;
5) уход-преднамеренное;
6) уход-аффективное.
Остальные незаполненные или представленные лишь разновидностями установок ячейки структуры самоубийств не являются суицидом и еще ждут своего определения.
Литература:
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. -М.: Мысль, 1975. - Том 3.
2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2003.
3. Бруханский Н.П. Самоубийцы. - Л.: 1927. - С. 12-36.
4. Бусидо. Кодекс чести японского война. - М.: Астрель, 2008. - 123 с.
5. Войцех В.Ф. Суицидология. - М.: Миклош, 2007. - С. 60.
6. Гипинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
7. Древнеиндийская философия / Н.П. Суханов (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1963 - 128 с.
8. Древнеиндийская философия. - М.: Соцэкгиз, 1963. - 272 с.
9. Дюринг Е. Ценность жизни. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 197 с.
10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - С. 399.
11. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - С. 23.
12. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998 // [Электронный ресурс] // иКЬ http://psycho1ogy.academic.ru/2511/
13. Малиновский А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. - 2002. - № 8.
- С. 54-55.
14. Меннингер К. Война с самим собой [Электронный ресурс] // иКЬ: http://www.fide1-kastro.ru/psiho1ogy/suicide/menninger.htm
15. Морев М.В., Шабунова А.А., Гулин К. А.Социально-экономические и демографические аспекты суицидального поведения [Текст]: Монография / Под ред. В.А. Ильина -Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. - 188 с.
16. Моховиков А.Н. Введение к историко-философскому разделу // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001. -С. 24.
17. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философское основание общей теории. - М.: Мысль, 1985 -253 с.
18. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Справочное издание, автор-составитель Н. И. Конюхов, 1992 г. // [Электронный ресурс] // иКЬ http://vocabu1ary.rU/dictionary/3 0/word/suicid
19. Самоубийства. ВОЗ [Электр. ресурс] // ШЬ: http://www.who.int/features/qa/24/ru/index.htm1
20. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто (извлечения) // Человек и его ценности. - М., 1988. - Часть 1.
- С. 104.
21. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Если хочешь быть свободным. - М.: Политиздат, 1992. - С. 7.
22. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993 - 28б с.
23. Фромм Э. Здоровое общество I Пер. с англ. Т. Банкетовой. - М.:АСТ: Хранитель, 200б. -539 с.
24. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. -М.: Захаров, 200б.
25. Шнейдман Э. Душа самоубийцы: пер. с англ. -М.: Смысл, 2001. - С. 17.
Транслитерация:
1. Aristotel'. O dushe II Aristotel'. Soch. v 4 t. - M.: Mysl', 1975. - Tom 3.
2. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. - M.: Prajm-Evroznak. Pod red. B.G. Meshherjakova, akad. V.P. Zinchenko, 2003.
3. Bruhanskij N.P. Samoubijcy. - L.: 1927. - S. 12-3б.
4. Busido. Kodeks chesti japonskogo vojna. - M.: Astrel', 2008. - 123 s.
5. Vojceh V.F. Suicidologija. -M.:Miklosh, 2007. -S. б0.
6. Gipinskij Ja.I. Deviantologija: sociologija prestup-nosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij». - SPb.: «Juridicheskij centr Press», 2004. - 520 s.
7. Drevneindijskaja filosofija I Redkol.: N.P. Suhanov (otv. red.) i dr. - M.: Nauka, 19б3 - 128 s.
8. Drevneindijskaja filosofija. - M.: Socjekgiz, 19б3. -272 s
9. Djuring E. Cennost' zhizni. - Mn.: Harvest, M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2000. - 197 s.
10. Djurkgejm Je. Samoubijstvo: Sociologicheskij jetjud I Per, s fr. s sokr.; Pod red. V. A. Bazarova. - M.: Mysl', 1994. - S. 399.
11. Efremov V.S. Osnovy suicidologii. - SPb.: «Izdatel'stvo «Dialekt», 2004. - S. 23.
12. Kratkij psihologicheskij slovar'. - Rostov-na-Donu: «FENIKS» I L.A. Karpenko, A.V. Petrovskij, M.G. Jaroshevskij, 1998 II [Jelektronnyj resurs] II URL http:IIpsychology.academic.ruI2511I
13. Malinovskij A. Imeet li chelovek pravo na smert'? II Rossijskaja justicija. - 2002. - № 8. - S. 54-55.
14. Menninger K. Vojna s samim soboj [Jelektronnyj resurs] II URL: http:IIwww.fidel-kastro.ruIpsihologyIsuicideImenninger.htm
15. Morev M.V., Shabunova A.A., Gulin K.A.Social'no-jekonomicheskie i demograficheskie aspekty sui-cidal'nogo povedenija [Tekst]: Monografija I Pod red. V.A.Il'ina -Vologda: In-t social'no-jekonomicheskogo razvitija territorij RAN, 2010. - 188 s.
16. Mohovikov A.N. Vvedenie k istoriko-filosofskomu razdelu II Suicidologija: proshloe i nastojashhee. Problema samoubijstva v trudah filosofov, soci-ologov, psihoterapevtov i v hudozhestvennyh tekstah. - M., 2001. - S. 24.
17. Plahov V.D. Social'nye normy: Filosofskoe osno-vanie obshhej teorii. - M.: Mysl', 1985 - 253 s.
18. Prikladnye aspekty sovremennoj psihologii: terminy, zakony, koncepcii, metody I Spravochnoe izdanie, avtor-sostavitel' N.I. Konjuhov, 1992 g. II [Jelektron-nyj resurs] II URL http:IIvocabulary.ruIdictionaryI30IwordIsuicid
19. Samoubijstva. Sajt Vsemimoj organizacii zdra-voohranenija (VOZ) [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www.who.int/features/qa/24/ru/index.html
20. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto (izvlechenija) // Chelovek i ego cennosti. - M., 1988. - Chast' 1. - S. 104.
21. Seneka L. Nravstvennye pis'ma k Luciliju. Esli ho-chesh' byt' svobodnym. - M.: Politizdat, 1992. - S. -7.
22. Tregubov L.Z., Vagin Ju.R. Jestetika samoubijstva. -Perm', 1993 - 286 s.
23. Fromm Je. Zdorovoe obshhestvo / Per. s angl. T. Banketovoj. - M.: AST: Hranitel', 2006. - 539 s.
24. Chhartishvili G. Pisatel' i samoubijstvo. - M.: Za-harov, 2006.
25. Shnejdman Je. Dusha samoubijcy: per. s angl. - M.: Smysl, 2001. - S. 17.
INTEGRAL MATRIX DIFFERENTIATION OF SUICIDE
A.A. Gizatulina, A.A. Taradanov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" (Chelyabinsk branch), Russia
In the article the motivational types of installation-suicide (taboo; feat; Act; protest; reproach; exit; care), set (defined) concept of valid and invalid suicide, direct and indirect suicide is justified and proposed kategori-jno-motivational structure of suicide, identified and separated the notion of suicide as perceptions of oneself and suicide murder as its varieties-valid (intentional or affective) direct killing themselves with motivational content of "protest"; and (or) rebuke; and (or) exit; and (or) "maintenance").
Keywords: aware of killing oneself (suicide-R), direct and indirect suicide, valid and invalid, valid (intentional or affective) direct killing themselves.
УДК: 616.89-008
«СУИЦИДОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ»
КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРЕВЕНЦИИ
П.Б. Зотов, Е.В. Родяшин
ГБУЗ ТО «Тюменская областная клиническая психиатрическая больница», г. Тюмень, Россия
Контактная информация:
Зотов Павел Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы: Центр суицидальной превенции ГБУЗ ТО «Тюменская областная клиническая психиатрическая больница». Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, 19. Телефон: (3452) 270-552, e-mail: [email protected]
Родяшин Евгений Владимирович - главный врач ГБУЗ ТО «Тюменская областная клиническая психиатрическая больница». Адрес: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Винзили, ул. Сосновая, 19. Телефон: (3452) 72-72-40
Для разработки дифференцированных программ суицидальной превенции необходима более глубокая оценка суицидологической ситуации в отдельном регионе. Системный учет всех необходимых показателей, прямо или косвенно, отражающих и влияющих на суицидальную ситуацию в регионе, авторы предлагают представить как «суицидологический паспорт территории». Он включает 4 основные категории: 1. Характеристика суицидологической ситуации территории (число попыток и завершенных суицидов; их характеристика). 2. Межведомственная система суицидальной превенции (средства) - инвентаризация учреждений и служб, способных оказывать помощь при суицидальном поведении. 3. Ведущие специалисты (профессиональная среда). 4. Профилактическая работа (просветительская работа, научные конференции и др.).
Систематическое оформление подобного паспорта, например, по образцу подготовки годовых отчетов, даст возможность динамического наблюдения за регионом, оценки эффективности профилактической и кор-рекционной работы.
Ключевые слова: суицид, суицидологический учет, суицидальная превенция, суицидологический паспорт.
В России в течение ряда последних лет отмечается устойчивая тенденция к снижению числа самоубийств. Так, если в 1995 году добровольно ушли из жизни 61 тыс. человек, то спустя 10 лет, в 2005 г. - на 15 тысяч меньше -46,1 тысяч. В 2012 году этот показатель достиг
абсолютного минимума за последние 20 лет -29,7 тысяч. Относительные значения смертности от самоубийств за данный период составили: 1995 г. - 41,4; 2005 г. - 32,1; 2011 г. - 21,8 [6, 7, 21].