В применяемой в геодезии плоской прямоугольной системе координат координатные оси ориентированы по сторонам света. За положительное направление оси абсцисс (ось х) принято направление на север. Положительным направлением оси ординат (оси у) является направление на восток (см. рис. 7). Квадранты (четверти) нумеруются по ходу часовой стрелки. Четверти имеют номер и название, которое соответствует названию стороны света, в которой они расположены.
Библиографический список
Плоская прямоугольная система координат создаётся на плоском отображении физической поверхности Земли, полученном в выбранной картографической проекции [3]. При создании плоской прямоугольной системы координат для больших территорий предварительно выполняется проецирование физической поверхности Земли на поверхность относимости. В качестве поверхности относимости используется земной эллипсоид.
1. Закатов П.С. Курс высшей геодезии. Москва: Недра, 1976.
2. ГОСТ22268-76. Геодезия. Термины и определения. Москва: Госстандарт СССР, 1976.
3. ГОСТ21667-76 Картография. Термины и определения. Москва: ИПК Издательство стандартов, 1976.
4. ГОСТ Р 51794-2008 Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек. Москва: Минпромторг ФАТРиМ, 2008.
References
1. Zakatov P.S. Kurs vysshejgeodezii. Moskva: Nedra, 1976.
2. GOST 22268-76. Geodeziya. Terminy i opredeleniya. Moskva: Gosstandart SSSR, 1976.
3. GOST 21667-76 Kartografiya. Terminy i opredeleniya. Moskva: IPK Izdatel'stvo standartov, 1976.
4. GOST R 51794-2008 Global'nye navigacionnye sputnikovye sistemy. Sistemy koordinat. Metody preobrazovanij koordinat opredelyaemyh tochek. Moskva: Minpromtorg FATRiM, 2008.
Статья поступила в редакцию 11.07.18
УДК 378
Aliyeva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ahmedpashayeva K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail
SUGGESTIVE TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF EFFECTIVE PEDAGOGICAL COMMUNICATION. In the article on the basis of psychological and pedagogical analysis, the problem of the use of suggestion technologies in pedagogical communication is considered. The characteristics of the concepts of "suggestive interaction" "suggestive prompting", "suggestive pedagogy", personality types of students, classification of pedagogical suggestion, principles of suggestion are given. The practice of using suggestive technologies in the teaching and upbringing process that affects the motivational sphere of the child's personality is described and allows to correct its behavior and at the same time providing favorable conditions for re-education of pedagogically neglected adolescents.
Key words: suggestive pedagogy, suggestology, suggestive motivation, suggestive interaction, pedagogical communication, pedagogical suggestion.
М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
К.А. Ахмедпашаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Е.Э. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СУГГЕСТОТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В статье на основе психолого-педагогического анализа рассматривается проблема использования суггестотехнологий в педагогическом общении. Приводится характеристика понятий «суггестивное взаимодействие», «суггестивное побуждение», «суггестивная педагогика», типы личности учащихся, классификация педагогического внушения, принципы внушения. Описывается практика использования суггестивных технологий в учебно-воспитательном процессе, которая воздействует на мотивационную сферу личности ребёнка, и позволяет корректировать его поведение и обеспечивая при этом благоприятные условия для перевоспитания педагогически запущенных подростков.
Ключевые слова: суггестивная педагогика, суггестотехнологии, суггестивное побуждение, суггестивное взаимодействие, педагогическое общение, педагогическое внушение.
Большинство исследований в педагогической психологии носят теоретический характер, в которых учитывается конечный результат педагогического взаимодействия субъектов. Кроме того, в имеющихся психолого-педагогических исследованиях недостаточно уделено внимание сложным побуждающим процессам, инстинктам, биологическим влечениям и потребностям личностям, функциональной организациям нервной деятельности личности и ее связь с учебно-воспитательным процессом.
Следует отметить, что основу нравственных установок структуры личности составляют так называемые психические нормы и не нормы поведения, которые определяют социально-психологическую патологию (суицид, агрессия, садизм) ре-
бёнка это требует координации со стороны педагога, то есть четких структурированных действий по профилактике девиантного поведения ребёнка. На сегодняшний день особое место в теории и технологии педагогической психологии занимает суггестивная педагогика.
Ретроспективный анализ педагогической психологии выделяет два периода суггестии донаучный и научный. Донаучный период суггестивной педагогики характеризуется понятием внушения именно в бодрствующем состоянии, которые осуществляли жрецы, шаманы, браманы, йоги, вожди в лечебных, военных, религиозно-мистических целях. В данный период понятия «внушение», «гипноз» не были научно обоснованы, а служили в
ISSN 1991-5497. МИРНАУРИ,КУЛЬТУ5Ы1,06РА30ВАН4Я.№4(71)
качестве приемов удерживания власти и влияния авторитетом. В последствиистали появляться такие учениякак«животный магнетизм», согласно которой один человек может оказывать влияние на другтгои толькоя сертдине Х1Ывекоытнятитвтггея стия (от латинского слова suggestion - внушение, намек) начало офорйлдоьсявтат4ную тоорию,коьороя -
терапии. Как видно из истории в педагогике понятие суггестия пояллдось отнлвитяаынонтдтвндигюниларьсокак овоЯлтый личности присуще любому человеку. Ученые педагоги, психологи
пантомимики, интонации и других его атрибутов. Понимание сущностисопутствующего и прямого внушения и использование их в конкретной педагогической ситуации, позволяют учителю повысить у ровен ь петагоссче скогтобщения. Приведе м общепринятую классификацию педагогического внушения.
Приветинные вияы индшенип псистняются как средства педагогического воздействия, использование которых зависит от тостаяленныхиье бно-воспитательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогическое внушение
прямое риушеиое
косвенное внушение
сымнвиушеиое
релыАснпедоя
Схема1.Классификацияпедагогическоговнушения
считают, что полное отсутствие внушаемости также как и крайняя внушаемость представляет собой аномальное явление [1]. Динамика суггестии прудопределена особенноыиями псвниченкого состояния личности, такими как эмоциональныепереживания, слареяеетерпретациятвоспниятые со6ыыим, неуверенностев себе, утомление, стресс. Кроме того интенсивная связь между внуиысмыстиоьевроритевом исыочнием внншентяивнметсяптиы знанным и основным способом побуждения ребёнка к нормиро-ванвнмуыовеее н сю.
Суггестивное взаимодействие представляет собой способ инфороацеинного везрейетвыг 99 эмеоионмльнрнсфесе личности ребёнка, вызывающие существенные изменения бессознательной составляющей сферы. Суггестивное побуждение - вид взаимодействи я субъьото4редаг9гйрескорорроц49са,обусоов-ленного побуждением одного человека другим. Поскольку педа-гогийоскмядеятмльнореьиепоррвдстеенно ввязана с побуждением и управлением познавательной активностью личности учащегося, то технология, основанная на внушении с помощью суггестивного побуждения, получило название суггестивная педагогика.
Суггестивная педагогика - это психотерапевтическое направление в педагогике, методами и средствами которой является гипнопедия, ритмопедия, релаксопедия.
Анализ психолого-педагогической, социологической и физиологической литературы (В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, К.И. Платонов, C. Рубинштейн, A.M. Свядощ и другие) показал, что существенной характеристикой суггестивной педагогики является внушаемость - свойство высшей нервной системы человека [2; 3; 4; 5].
Существенными для нашего исследования являются работы Л.В. Гашевой, Б.К. Моисеева, А.С. Новоселовой, З.А. Черепановой, И.Е. Шварца, в которых исследованы вопросы применения самовнушения в системе самовоспитания школьников [6; 7; 8; 9].
При рассмотрении суггестии необходимо выделить следующие типы личности учащихся:
- тип личности, которому свойственны медленный темп умственной деятельности, слабая устойчивость, не переключае-мость внимания - характеризуется повышенной внушаемостью;
- тип личности, которому свойственны тревожность, агрессивность, вспыльчивость, также характеризуется повышенной внушаемостью со стороны авторитета;
- тип личности, которому свойственны твердость, неподатливость, то есть у него отсутствуют реакции на внешние стимулы, такой тип характеризуются невысокой степенью внушаемости.
Следует отметить, что в теории и практики суггестивной педагогики различают также сопутствующее и прямое внушение (воздействие) на личность. Сопутствующее внушение - это влияние окружающей обстановки на эмоциональную сферу личности ребёнка. Для сопутствующего внушения не характерны целенаправленность и адресность внушения, когда как прямое внушение предполагает целенаправленное воздействие на ребёнка (учащегося) посредством внешнего вида учителя его мимики,
Между тем исследование возможностей техник внушений определило тенденцию, которая заключается в последователь-стй и поэтапнср суггестии тисаставипчетавтв младшем школьном возрасте до самовнушения в подростковом возрасте с по-рст|ьюдела ксотепиологпй.Обраттмсякпрсн ципа м внушения, применяемые в педагогическом процессе:
- птинцигопоитистьчнсстп, аеедисрагвет целесообразность и гуманность применяемой техники воздействия;
-принцип тактиесостипредполвгато соблюде ние такта и субординации при применении техники внушения;
- принцип комплексности предполагает соответствие используемых средств внушения (темп речи, интонация, мимика, жесты) целям и задачам воспитания и обучения;
р сртнциттакониинистифе^оладрифаткость и сжатость при словестном внушении и выражается в лапидарности учителя при построении формул внушения и самовнушения;
- принцип инновационности предполагает инновацион-ность и нестандартность в построении сигнальных фраз внушения учителем;
- принцип дисциплинированности предполагает точность применения техники внушения учителем, соблюдая при этом меру в интонации, жесте и мимики.
Для того чтобы определить механизм техник внушения в педагогическом процессе необходимо определить особенности на которых основывается суггестия. При анализе функциональных компонентов общения, следует отметить, что психические процессы делятся на три группы: сознание, самосознание и бессознание. Каждая из приведенных групп имеет ведущий мотив общения проявляющейся в следующих потребностях: эмоциональном обмене, поддержке или наказании,побуждении к чему-либо, информировании о чем-либо. При этом необходимо определить уровни общения:
- уровень эмоциональной рефлексии, предполагающий неглубинное общение, на уровне внешних проявлений эмоций по принципу «стимул-реакция». Например: ты мне сделал приятное - я сделал приятное тебе. Ты мне нагрубил - я тебе нагрубил. Ты мне улыбнулся и сказал приветливое слово. Мне стало приятно. Я улыбнулся тебе, сказал что-то приятное, ласковое. Ты посмотрел на меня раздраженно, со злобой, сказал что-то обидное, грубое, неприятное. Я рассердился, обиделся и в ответ тут же придумал что-то обидное, неприятное;
- уровень эмоционального побуждения, предполагающий общение при котором один человек заставляет другого человека сделать что то, т. е. повелевает над ним. Например: -Ты обязан сегодня быть на собрании и подготовить свое выступление! Ты все понял? -Да, я обязательно буду.
Практика использования техник внушения и самовнушения показала, что состояние психического и физического расслабления ребёнка достигается при помощи психорегулировки формул внушения. Формула внушения и психорегулировка школьника используется в основном при вводе учебной информации или же формул поведения личности в коллективе. Релаксопедические занятия могут быть применены в воспитании учеников с трудным
характером, поведение которых отклонено от норм общества. Чаще всего релаксопедическая техника строится в следующей последовательности: анализ внешних и внутренних факторов девиантного поведения школьника; определение причин возникновения пограничных состояний и отрицательных установок, в поведении школьника, определение условий для реализации формул внушения, реконструкция системы отношений школьника с его микросредой.
Проведённое исследование в области суггестивной педагогики, а также практика использования суггестивных технологий в учебно-воспитательном процессе показали, что сочетание различных формул внушения на релаксопедических
Библиографический список
занятиях позволяют воздействовать на мотивационную сферу личности ребёнка, корректировать его поведение и обеспечивают благоприятные условия для перевоспитания педагогически запущенных подростков. Кроме того, дальнейшее изучение суггестивных технологий может привести педагогов психологов к раскрытию новых резерв человеческой психики в частности:
- исследование непреднамеренной суггестии;
- определение педагогических средств профилактики и предупреждения психических состояний школьника;
- исследование техник внушения контактной группы на личность и т. д.
1. Лозанов Г. Основы суггестологии. София, 1973.
2. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. Санкт-Петербург, 1912.
3. Внушение и его роль в учебно-воспитательном процессе. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика ИЁ. Шварца. Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь); Часть I.
4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Под редакцией М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. Петроград: Государственное издательство, 1921.
5. Платонов И.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. Москва: Медгиз, 1962.
6. Востриков A.A. Методологическая разработка по курсу «Суггестивная педагогика». Москва, 1978.
7. Моргун В.Ф. «Суггестия» в свете современной психологии учения. Советская педагогика. 1978; 1.
8. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.
9. Мухорина Н.Б. Формирование суггестивных умений у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Коломна, 2003.
References
1. Lozanov G. Osnovy suggestologii. Sofiya, 1973.
2. Behterev V.M. Vnushenie i vospitanie. Sankt-Peterburg, 1912.
3. Vnushenie i ego rol' v uchebno-vospitatel'nom processe. Sovremennye napravleniya razvitiya pedagogicheskoj mysli i pedagogika I.E. Shvarca. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1-2 iyunya 2009 g., g. Perm'); Chast' I.
4. Lazurskij A.F. Klassifikaciya lichnostej. Pod redakciej M.Ya. Basova, V.N. Myasischeva. Petrograd: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1921.
5. Platonov I.K. Slovo kak fiziologicheskij ilechebnyj faktor. Moskva: Medgiz, 1962.
6. Vostrikov A.A. Metodologicheskaya razrabotka po kursu «Suggestivnaya pedagogika». Moskva, 1978.
7. Morgun V.F. «Suggestiya» v svete sovremennoj psihologii ucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1978; 1.
8. Selevko V.G. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva, 1998.
9. Muhorina N.B. Formirovanie suggestivnyh umenij u buduschih uchitelej v processe izucheniya pedagogicheskih disciplin. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kolomna, 2003.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 378.2
Mutalipov M.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Atluhanova L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Truzhenikov S.E., senior teacher, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia).
THE QUALITY OF PHYSICAL EDUCATION IN MEDICAL SCHOOLS: FUNDAMENTAL-METHODOLOGICAL ASPECT. The article discusses problems of improving the quality of training physicians in medical universities based on fundamental training in physics, mathematics and chemistry. The attention is drawn to the contents of physics itself as a science and a discipline that can provide a fundamental and methodological basis for the theoretical and practical activities of physicians. It is noted that physical knowledge is the basis of the device and operation of medical equipment, which, in fact, is physical. The importance of physical methodology in disclosing the contents of pseudoscientific diagnostic methods and treatment is shown, the reasons for the low level of fundamental training of doctors in traditional medical universities are described.
Key words: quality of education, fundamentally of science and education, methodology of science, physics.
М.М. Муталипов, канд. физ-мат. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.Б. Атлуханова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
С.Е. Труженикова, ст. преп., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
КАЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ: ФУНДАМЕНТАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье обсуждаются проблемы повышения качества подготовки врачей в медицинских вузах с опорой на фундаментальную подготовку по физике, математике и химии. Внимание обращено на содержание самой физики как науки и учебной дисциплины, способной обеспечить фундаментальную и методологическую основу в теоретической и практической деятельности врачей. Отмечено, что физические знания лежат в основе устройства и работы медицинской аппаратуры, которая, по сути, является физической. Показано значение физической методологии в раскрытии сущности псевдонаучных методов диагностики и лечения, описаны причины низкого уровня фундаментальной подготовки врачей в традиционных медицинских вузах.
Ключевые слова: качество образования, фундаментальность науки и образования, методология науки, физика.