СУГЕСТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Амбарян А.А.
ГОУ ВПО Северо-Осетинская государственная медицинская академия Росздрава, г. Владикавказ. Кафедра ортопедической стоматологии, зав каф. д.м.н., доц. Дзгоева М.Г.
Повышение мотивации населения к поддержанию и укреплению здоровья полости рта - долгий и трудный процесс, который включает санитарно-просветительскую работу, обучение правилам гигиены полости рта и контроль их выполнения. Младший школьный возраст наиболее приемлем для проведения стоматологических образовательных программ и выработки у детей сознательного санологического подхода к профилактике и лечению стоматологических заболеваний.
Эффективность образовательных стоматологических программ в улучшении здоровья полости рта у детей младшего школьного возраста доказана и не вызывает сомнений. У детей, участвовавших в образовательной программе с 1 по 3 классы, по сравнению со школьниками, не обучавшимися по программе, достоверно улучшалось гигиеническое состояние полости рта, снижалась распространенность воспалительных заболеваний пародонта, уменьшалась распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов. Однако недостаточно изученными остаются вопросы сохранения у школьников знаний и навыков, полученных в младших классах.В связи с этим целью настоящего исследования было изучение отдаленных результатов проведения у школьников младших классов образовательной стоматологической программы. Ввиду этого нами была проведена образовательная стоматологическая программа, направленная на изучение психологического воздействия путем суггистивных методов в достижении у младших школьников стойких результатов в воспитании правил гигиены. При помощи сугестинии (внушение) как формы межличностного и межгруппового общения, при котором передача информации происходит посредством частично неосознаваемого, направленного сигнала на вербальном или невербальном уровнях нами был достигнут определенное улучшение у 40% респондентов знаний и навыков личной гигиены полости рта. Данная методика отличается сниженным уровнем критичности и потребности в верификации информации. Внушаемость, или подверженность суггестивному воздействию, зависит от состояния сознания респондента (объекта) и внешних условий, при которых она осуществляется. Так, эффективность сугестинии. повышается в состоянии транса, при утомлении, в условиях неопределенности, в экстремальных условиях, в больших коллективах, при использовании визуальных методов. Сугестические методы затрагивают как нервно-психические процессы, так и социальные представления, установки, общественные нормы, ценности, мнения, а также индивидуальное самосознание. В нашей разработке были использованы 2 метода: гетеросуггестию - внушение, производимое другим лицом (врачами,гигиенистами), и аутосуггестию - внушение самому себе представлений, мыслей, чувств. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта. Так же были применены методы аффирмации - краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в его жизни.
Проведенный сравнительный анализ результатов исследования показал положительный результат вышеизложенных методик, что проявилось в улучшении гигиенического состояния полости рта, чистота обращения респондентов в стоматологические учреждения для профилактики увеличилось. Но главное в нашем исследовании то, что данный результат закрепляется не на короткий срок, а на длительный период под действием влияния методик на подсознание респондентов.
Данная методика имеет продолжение в исследовании целых возрастных групп, которые позволят внедрить данную систему профилактики и лечения для широкой возрастной категории лиц, что в последствии даст высокий уровень стоматологической грамотности а в условиях национального проекта «Здоровье» является весьма актуальной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12._
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010