Научная статья на тему 'Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников'

Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родители / дети / санитарно-просветительная работа / профилактика стоматологических заболеваний / children-patients / sanitary-educational work / preventive maintenance of dental diseases

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н А. Лунева, В Г. Табатадзе

В работе рассматриваются вопросы санитарно-гигиенического образования детей (школьников) и их родителей и анализируются результаты анкетирования по снижению заболеваемости болезнями полости рта, частоты встречаемости стоматологически здоровых лиц и сохранения мотивации ухода за полостью рта у детей. Авторами проанализировано изменение ментальности у отдельных лиц и у социальных групп по отношению к своему стоматологическому здоровью на основе проведенных бесед с родителями детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н А. Лунева, В Г. Табатадзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL STOMATOLOGICAL PROGRAMS ON THE CHANGE OF SOCIAL STATUS AND LEVEL OF SANITARY AND HYGIENIC KNOWLEDGE OF SCHOOLCHILDREN

Sanitary and hygienic education of children-patients (schoolchildren), questioning of schoolchildren (3 groups), results of questioning (decrease in stomatologic disease, occurrence of stomatologic health, preservation of motivation for dental care in children) are described in the article. Conversations with parents of children, change of mentality of the person as individual and as agent of socialization are studied by the authors.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательных стоматологических программ на изменение социального статуса и уровня социально-гигиенических знаний школьников»

ния. - 2004. - № 2. - С. 87. 5. Субетто А. // Социология на пороге XXI в. -

4. Виштак О. В. // Там же. - 2003. - № 2. - С. 135. М., 1999. - С. 27-28. УДК 616.31-084-053.5

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Н. А. Лунева, В. Г. Табатадзе

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний ВолГМУ, МУЗ ДКСП № 2, г. Волгоград

В работе рассматриваются вопросы санитарно-гигиенического образования детей (школьников) и их родителей и анализируются результаты анкетирования по снижению заболеваемости болезнями полости рта, частоты встречаемости стоматологически здоровых лиц и сохранения мотивации ухода за полостью рта у детей. Авторами проанализировано изменение ментальности у отдельных лиц и у социальных групп по отношению к своему стоматологическому здоровью на основе проведенных бесед с родителями детей.

Ключевые слова: родители, дети, санитарно-просветительная работа, профилактика стоматологических заболеваний.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL STOMATOLOGICAL PROGRAMS ON THE CHANGE OF SOCIAL STATUS AND LEVEL OF SANITARY AND HYGIENIC KNOWLEDGE OF SCHOOLCHILDREN

N. A. Luneva, V. G. Tabatadze

Abstract. Sanitary and hygienic education of children-patients (schoolchildren), questioning of schoolchildren (3 groups), results of questioning (decrease in stomatologic disease, occurrence of stomatologic health, preservation of motivation for dental care in children) are described in the article. Conversations with parents of children, change of mentality of the person as individual and as agent of socialization are studied by the authors.

Key words: children-patients, sanitary-educational work, preventive maintenance of dental diseases.

Проблемы развития гигиены полости рта среди населения нашей страны вызывают серьезную тревогу. За последние 15-20 лет в связи с резким сокращением диспансеризации населения, свертывания санитарно-просветительной работы, наблюдается стремительный рост стоматологической патологии.

Немаловажное значение в уменьшении стоматологической заболеваемости имеет формирование осознанных поведенческих реакций в отношении гигиены полости рта и активное самостоятельное выполнение профилактических процедур. Привитие населению поддержания здоровья полости рта - долгий и трудный процесс, который включает санитарно-просветитель-ную работу, обучение правилам гигиены и контроль их выполнения [1]. Стоматологическое просвещение и обеспечение здоровья, в целом, касается всего населения. Однако ввиду возрастной специфичности стоматологических заболеваний и с целью предупреждения болезней, этот метод должен быть адресован, прежде всего, детям. Высокая заболеваемость кариесом может быть обусловлена многими причинами, но бесспорно, что одной из основных причин является низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков [2].

Большинство пациентов понимают необходимость и пользу профилактики стоматологических заболеваний, критически оценивают уровень собственных санитарно-гигиенических знаний и навыков, отмечая их недостаточность, тем не менее, многие пассивны в выполнении профилактических рекомендаций. Основной причиной обращения к врачу остается острая боль или необходимость протезирования, а не профилактический осмотр.

Поведение взрослых объясняется многими причинами - занятостью, боязнью боли, доступностью различных средств обезболивания, дороговизны стоматологических услуг, непониманием того вреда, которое оказывают стоматологические заболевания на состояние здоровья в целом. Несмотря на то, что в большинстве семей к заболеваниям детей относятся более серьезно и внимательно, дети сознательно, а чаще бессознательно копируют поведение взрослых. Кроме этого кризис социальной сферы, рост социального неравенства привел к увеличению количества детей, растущих в неблагоприятных семьях (часто в антисанитарных условиях) и поэтому фактически лишенных права на бесплатную медицинскую помощь.

Тем не менее, даже в благополучных семь-

ях детским стоматологам приходится сталкиваться с рядом специфических проблем. Прежде всего, отметим особую роль матери в формировании здоровья зубов детей младшего возраста, так как социальная и биологическая зависимость детей от нее весьма выражена.

С возрастом повышается риск возникновения кариеса постоянных зубов. Наибольший темп прироста интенсивности кариеса отмечен в возрасте 7-9 лет. Эта группа является наиболее подходящей для решения задач гигиенического воспитания. Младший школьный возраст - время закрепления мотивации направленной на достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Происходит значительное расширение и углубления знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к 3-4 классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные -в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.

Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны взрослых людей, стремление получить высокую оценку [3]. В этом возрасте дети проявляют больший интерес к учителю, чем к сверстникам, поэтому авторитет учителя является для них очень высоким. Это позволяет педагогам в младшем школьном возрасте укреплять мотивацию детей по соблюдению гигиены полости рта, что в свою очередь позволяет наиболее эффективно сотрудничать стоматологам и педагогам. Отметим однако, что такое тесное сотрудничество скорее исключение из правил, чем норма.

Целью нашего исследования было выяснение сохранения мотивации к заботе о здоровье зубов у старших школьников, которое в перспективе должно привести к снижению стоматологической заболеваемости школьников. В старших возрастных группах школьников, влияние педагогов на формирование мотиваций у подростков резко уменьшается [4].

Нами была разработана и в ряде школ г. Волгограда была проведена специальная образовательно-профилактическая программа.Через пять лет после окончания проведения образовательной программы, было проведено анкетирование 1951 школьника старших классов, из них 230 учеников (контрольная группа) были из числа школьников, обучавшихся по образовательной стоматологической программе и авторизовано получавших знания по профилактической стоматологии в течение последних пяти лет (два раза в год проводились лекции по профилактике сто-

матологических заболеваний). 935 (1 группа) старшеклассников также обучались по профилактической программе, но в течение последних пяти лет не получали дополнительные санитарные знания по стоматологии. 786 школьников (2 группа) старших классов не обучались профилактике стоматологических заболеваний по образовательной программе и не слушали дополнительные лекции по санитарной гигиене.

Для изучения уровня санитарной культуры школьников старших классов были разработаны специальные анкеты, ответы на вопросы которой, позволяли определить уровень знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к врачам-стоматологам и влияния состояния зубов на социализацию подростков в обществе.

В результате нашего исследования было установлено, что санитарно-гигиенические знания и навыки в области стоматологии у всех исследуемых групп старшеклассников находятся на разном уровне. По данным интервьюирования по вопросам ухода за полостью рта, было выявлено, что регулярно чистят зубы 94,3 % школьников контрольной группы, 93,4 %> - первой группы и 86,2 %> -второй группы. Показатели довольно хорошие, но нам необходимо было выяснить сколько раз в день и когда старшеклассники проводят гигиену органов полости рта. Два и более раз в день чистили зубы 83 % учеников контрольной группы, 58,8 % учеников первой группы и только 44,9 % второй группы. Причем 95,2 % контрольной группы, 51,1 % первой группы и только 9, 12 % старшеклассников второй группы чистили зубы правильно, после завтрака и перед сном, все остальные делали это не правильно. Большинство, 98,4 % учеников контрольной группы, 94 % первой группы, 62,3 % подростков второй группы, чистили зубы зубной щеткой с зубной пастой, а 2 % старшеклассников контрольной и первой групп, и 18,4 % второй группы чистят зубы не правильно, просто зубной щеткой. Не чистили зубы вообще 14,5 % опрошенных школьников только из второй группы.

Дополнительные предметы и средства по уходу за органами полости рта старшеклассники второй группы применяли редко и неправильно. Так о флоссах знали 71,1 % школьников второй группы, применяли их на практике 58,5 % учеников. 82,6 % старшеклассников первой группы знали о дополнительных средствах гигиены и применяли их на практике 81 % контрольной группы и 59,7 % первой группы, соответственно.

Забота о здоровье полости рта включает, как известно, проблемы правильного питания. О культуре правильного питания старшеклассники, в основном, отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты питания не путали. Однако на практике свои знания не применяли. При опросе 49,9 % учеников сообщили, что в чай кладут более трех ложек сахара, что не может не сказаться на здоровье зубов. Дополнительно, между приемами пищи употребляют уг-

леводсодержащие напитки почти 100 % подростков всех групп, причем считают, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки.

Таким образом, старшеклассники первой группы имели санитарно-гигиенические знания выше, чем школьники второй группы. Но как показало наше исследование, на практике применяли свои знания только половина из всех респондентов первой группы и по данным показателям, сравнялись со второй группой. В отличие от предыдущих двух групп, старшеклассники контрольной группы больше знали и применяли на практике свои знания в области профилактической стоматологии.

Анализ полученных данных показал, что старшеклассники второй группы проявили более негативное отношение к стоматологам (51,13 %), чем школьники первой группы (32,40). А старшеклассники контрольной группы проявили плохое отношение к специалистам только в 21,1 %.

Таким образом, в результате проведенного исследования, нами было установлено, что старшеклассники контрольной группы обладали гораздо лучшими знаниями в области профилактической стоматологии, чем подростки второй группы. Ожидалось, что школьники первой группы, обучавшиеся по профилактической стоматологической программе, покажут уровень санитарно-гигиенических знаний гораздо выше, чем старшеклассники второй группы, но результаты нашего исследования показали обратное. Конечно, уровень знаний школьников первой группы был выше, чем у второй группы, но применение данных знаний на практике у школьников первой группы не происходило. И если сравнивать контрольную

и первую группы школьников, то будет видно, что в первой группе произошли большие потери знаний в области профилактической стоматологии.

Следовательно эффективность усвоения санитарно-гигиенических знаний школьных стоматологических программ сомнительно, хотя данные свидетельствуют, что первоначально происходит значительное улучшение в знаниях и отношении к профилактической стоматологии, изменение поведения детей в лучшую сторону по отношению к своему здоровью, происходит повышение стоматологического здоровья, выражающееся в редукции кариеса и улучшении индексов гигиены полости рта, снижении заболеваний пародонта. Однако эта эффективность крат-ковременна, только на время проведения данных программ. Затем происходит быстрое уменьшение и затухание достигнутых результатов.

Снижение результатов таких программ можно избежать с помощью последующих упражнений со старшеклассниками по профилактическому уходу за органами полости рта, проведению дополнительных занятий в области профилактической стоматологии. Очевидна необходимость начинать эти программы с более раннего возраста, подключая к этой работе как педагогов, так и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовская Е. Н. // Новое в стоматологии. -2002. - № 6. - С. 12-13.

2. Лукиных Л. М. // Нижегородский медицинский журнал. - 2003. - Прил. - С. 27-28.

3. Немов Р. С. Психология. - М., 1998.

4. Улитовский С. Б. // Новое в стоматологии. -2002. - № 1. - С. 39-41.

УДК 37.037.1:614.23

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМУ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧА

Н. В. Замятина, В. Б. Мандриков

Кафедра истории и культурологии, кафедра физической культуры и здоровья ВолГМУ

В работе анализируется проблема интеграции физического воспитания в систему медицинского образования. Показано, что междисциплинарные связи физического воспитания с клиническими, медико-биологическими и гуманитарными дисциплинами обеспечат качественную подготовку специалистов-медиков.

Ключевые слова: интеграция, образование, основные дисциплины, междисциплинарные связи.

INTEGRATION OF PHYSICAL EDUCATION INTO THE SYSTEM

OF MEDICAL EDUCATION

N. V. Zamyatina, V. B. Mandrikov

Abstract. This work covers the topics of integrating physical education into the system of medical education. Interdisciplinary connections of clinical, theoretical, medical, humanitarian courses and physical education provide for a fundamental training of medical specialists.

Key words: integration, education, main subjects, interdisciplinary connections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.