Научная статья на тему 'Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое Здоровье младших школьников'

Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое Здоровье младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое Здоровье младших школьников»

ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР, СНИЖАЮЩИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Деревянченко С.П., Залевская А.В., Деревянченко А.О.

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г. Волгоград

Питание является одним из важнейших показателей уровня качества жизни населения и в первую очередь детей. Неполноценное питание является одним из факторов развития заболеваний полости рта. Кроме того, на развитие стоматологических заболеваний в значительной мере способны повлиять культура питания и устойчивые семейные привычки питания.

Целью нашего исследования было изучить привычки питания и стоматологический статус школьников младших классов. Для этого нами было проведено интервьюирование 136 школьников (81 мальчик и 55 девочек). Изучение первого раздела анкеты, касающегося питания школьников, показало, что не все дети питаются регулярно. Многие дети, учащиеся в первую смену завтракают только в школе после 3 урока. Наиболее часто употребляемыми продуктами, по мнению школьников, являются молочные продукты (42,8 % ответов). Однако только 25,0 % респондентов сообщили, что едят молочные каши, чаще всего на завтрак. На втором месте находятся блюда из мяса (41,0 % ответов). Третье место занимают блюда из картофеля (37,5 % ответов). Гораздо реже на обеденном столе школьников появляется рыба (12,4 % ответов). Во время опроса было выявлено, что дети информированы о вреде таких продуктов и напитков, как чипсы, ароматизированные сухарики, Кола, Спрайт, Фанта и т.д. Однако не все опрошенные дети (57,9% ответов) сообщили, что родители запрещают им употреблять эти продукты. Кроме того из напитков дети чаще всего пьют чай (в том числе и заводского производства) и сок, полагая, что это наиболее полезные напитки.

Доказано, что кариесогенная роль углеводов зависит не только от употребления большого количества, но и от частоты приема сахара. Интервьюирование показало, что сахар по-прежнему является наиболее часто употребляемой детьми сладостью (85,7% ответов). Второе место занимают наиболее кариесогенные сорта конфет, такие как леденцы и карамель (44,6 %). Реже дети отдают предпочтение продуктам из шоколада (32,1%). Лишь некоторые дети упомянули о том, что в семье предпочитают есть мед.

ВОЗ рекомендует детям школьного возраста употреблять в сутки не более 40 г сахара. Исследование показало, что в среднем дети едят по 6 чайных ложек сахара в день (от 2-3 до 10 ложек), то есть по 60 г., без учета съеденных конфет и шоколада, что значительно превышает требования ВОЗ.

Полученные нами в ходе исследования данные свидетельствуют не только о нерегулярном питании, но и о недостаточном уровне знаний по вопросам здорового питания более чем у половины опрошенных школьников младших классов. Это подтверждается данными проведенного нами стоматологического осмотра опрошенных школьников. На момент исследования здоровые зубы имели лишь 4 человека, распространенность кариеса составила 96,4 %, что соответствует высокому уровню. Интенсивность кариеса по индексу КПУ составила 3,12. Большинство детей имели недостаточный, а 19,6 % - плохой уровень гигиены полости рта. Индекс гигиены составил 1,9 по ИГР-У.

Таким образом, проведенное исследование показало, что дети недооценивают значение здорового питания и чрезмерного употребления сладостей, и не всегда осознанно относятся к своему стоматологическому здоровью, что в свою очередь является фактором, снижающим стоматологическое здоровье школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1._______

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Стр. [527]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.