АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ КАРИЕСА ЗУБОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ПЕРВИЧНО ИНФИЦИРОВАННЫХ М.TUBERCULOSIS, ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Наумова В.Н., Деревянченко С.П.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний, г.Волгоград
Формирование здорового образа жизни ребёнка происходит в первую очередь в семье. Для этого необходимы знания о гигиене полости рта, о правильном питании и т.д. Социальным агентом, передающим стиль санологического поведения является мать семейства. Доказано, что туберкулёзная инфекция у детей и подростков приводит к дисгармоничному физическому развитию, нарушениям иммунной системы организма, минерального и клеточного обмена. В литературе имеются сообщения о высокой интенсивности кариеса зубов у больных туберкулезом. В связи с этим, целью исследования было изучение социально-бытовых и медикобиологических факторов риска развития кариеса зубов у дошкольников, первично инфицированных M.tuberculosis, когда нет симптомов интоксикации и локальных изменений.
Провели анкетирование 810 мам детей 3-6 лет (210 детей имели положительную пробу Манту и находились в периоде первичного туберкулёзного инфицирования - 1 группа, 600 детей не имели в анамнезе виража туберкулиновых проб - 2 группа). В результате проведённого исследования установили, что у матерей детей 1 группы реже встречалось физиологическое течение беременности и рождение детей в срок, у них чаще, чем у матерей 2 группы, возникали угроза выкидыша и экстрагенитальная патология (66,19% и 32,84% соответственно), они в 2 раза чаще принимали различные медикаменты. У детей 1 группы чаще, чем во 2 группе, грудное вскармливание прекращалось в течение первых трех месяцев жизни (43,32% и 29,40%). Дети 1 группы болели чаще, чем дети 2 группы: до года - 53,34% и 39,71%, в 1 год - 80,0% и 50,50%; в 2 года - 83,81% и 65,20%, в 3 года - 89,05% и 78,44% соответственно.
О хорошем материальном положении семьи сообщили 21,42% респондентов 1 группы и 40,19% 2 группы, о неудовлетворительном - 25,71% и 7,35%, соответственно. В полных семьях воспитывались 63,33% детей 1 группы и 83,33% 2 группы. Родители детей 1 группы реже имели высшее образование, чем 2 группы. О статусе безработных сообщили 33,90% респондентов 1 группы и 7,05% - 2 группы. Хорошие бытовые условия имели 36,18% родителей 1 группы и 63,72% - 2 группы, неудовлетворительные - 15,23% и 2,45%, соответственно. Отдельное спальное место ребенку смогли обеспечить 55,23% родителей 1 группы и 87,25% 2 группы.
Дети 1 группы, по сравнению с детьми 2 группы, чаще питались нерегулярно, в рационе преобладали полуфабрикаты, консервы, выпечка (булки, баранки, печенье), реже ели молочные продукты (11,90% и 25,49%), овощи и фрукты (14,76% и 28,43%), мясные блюда (9,52% и 18,13%) и рыбу (3,80% и 10,29%). Тубинфицированные дети чаще употребляли сладости вместо основной пищи. Так, сладкий чай с вареньем, булкой, пирожным предлагался детям вместо завтрака (обеда, ужина) только в 1 группе. Сахар употребляли 92,38% детей 1 группы и 38,23% детей 2 группы; варенье - 30,0% и 14,21%; печенье - 80,95% и 54,90% соответственно.
До 2 лет осмотр у стоматолога прошли всего 10,47% детей 1 группы и 18,13% 2 группы. Регулярно, раз в полгода или чаще, посещали стоматолога 8,57% детей 1 группы и 18,13% детей 2 группы, чаще всего дети посещали врача «по необходимости»: 66,66% и 46,07% соответственно. У большинства детей был выявлен невысокий уровень личной гигиены: регулярно чистили зубы 20,95% детей 1 группы и 44,60% 2 группы, 2 раза в день -21,42% и 42,15%, полоскали рот после еды - 4,76% и 14,70%, соответственно. Не считали нужным лечить молочные зубы детей и не видели связи между состоянием зубов и общим здоровьем 23,32% родителей 1 группы и 11,76% 2 группы. О наличии у ребенка кариеса зубов сообщили 52,38% респондентов 1 группы и 39,70% 2 группы.
Таким образом, у детей, инфицированных туберкулезом, был выявлен повышенный риск развития кариеса зубов в связи с недостаточным питанием и гигиеной полости рта, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни, тяжёлым материальным положением, недостаточной санитарной культурой родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12._______
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010