Научная статья на тему 'Возрастные особенности мотивации детей к профилактике стоматологических заболеваний'

Возрастные особенности мотивации детей к профилактике стоматологических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
333
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности мотивации детей к профилактике стоматологических заболеваний»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Скакодуб А.А., Дудник О.В.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, кафедра стоматологии детского возраста, г. Москва.

Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность поражения населения кариесом и болезнями пародонта, а также низкий уровень гигиены полости рта выдвигают проблему профилактики стоматологических заболеваний в число наиболее актуальных. Целью нашего исследования явилось повышение мотивации к гигиене полости рта у детей разных возрастных групп с помощью совершенствования стоматологического просвещения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить уровень гигиены полости рта у детей в разных возрастных группах; оценить уровень знаний о гигиене полости рта у детей в разных возрастных группах и родителей; разработать индивидуальные программы стоматологического просвещения для детей различных возрастных групп и родителей; внедрить разработанные программы гигиенического обучения. Нами было обследовано 156 детей разных возрастных групп: 1группа - дети до 3-х лет; 2 группа - дети от 4-х до 6-ти лет; 3 группа - дети от 7-ми до 12-ти лет; 4 группа- дети от 13-ти до 18-ти лет. Состояние гигиены полости рта определялось с помощью анамнеза, осмотра, индексов гигиены. Было анкетировано 156 родителей. Нами была разработана специальная стоматологическая программа по гигиеническому обучению, включающая в себя четыре раздела, адаптированные для детей четырёх возрастных групп: до 3-х лет, от 4-6 лет, от 7-12 лет и от 1318 лет. Для первой группы детей, а именно для их родителей, мы разработали демонстративно-обучающую программу, которая показывает мамам и папам, как рационально и сбалансировано следует кормить своего ребёнка, как правильно проводить гигиену полости рта у детей. Для второй возрастной группы мы разработали программу на уровне обьяснительно-иллюстративном, а именно - детские сказки. Сказочные герои рассказывают ребёнку, зачем и как нужно ухаживать за зубами. Так же наша программа включает раздел о правильном подборе зубной пасты и щётки для данной возрастной группы. Учитывая специфику третьей группы детей, нашей главной целью являлось как обучение гигиене полости рта, так и мотивация (заинтересованность ребёнка). Мотивационный момент заключался в следующем: ухаживаешь за зубами-> нет зубного налёта-> нет кариеса-> не надо лечить зубы-> не испытываешь боли и различных неприятных ощущений. Обучение детей проходило по схеме: рассказать-> показать-> закрепить полученные навыки-> контроль этих навыков. Закрепление информации, пожалуй, самый важный момент. Для этого после каждого полученного блока информации, мы закрепляли её различными заданиями в виде кроссвордов, ребусов, практических навыков чистки зубов. В четвёртой возрастной группе, мы использовали плакаты, фотографии реальных, авторитетных в подростковой среде людей (знаменитостей и суперзвезд). Ведь, в этом возрасте дети не воспринимают слова - «это надо для твоего здоровья». С большей эффективностью они воспринимают слова- красиво, модно. В своей программе мы показали моду на красивые зубы. Как только мы получали заинтересованность ребёнка, а именно ту самую положительную мотивацию, мы переходили к следующему этапу, этапу обучения гигиене полости рта. На основании наших исследований мы сделали следующие выводы: проведённое обследование детей разных возрастных групп показало низкий уровень знаний о гигиены полости рта; разработанная программа позволила сформировать знания и навыки у детей и родителей, направленные на сохранение и поддержку здоровья, а так же профилактику заболеваний полости рта; после разработанного стоматологического просвещения и обучения детей и родителей, получено улучшение состояния полости рта до 50%. Наибольших результатов удалось добиться в возрастной группе от 7-ми до 12-ти лет, улучшение составило порядка 85%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.______

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [458]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.