Научная статья на тему 'СУФРАЖИЗМ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1918 Г'

СУФРАЖИЗМ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1918 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

779
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФРАЖИЗМ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ELECTORAL REFORM / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / POLITICAL RIGHTS / АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ENGLISH PARLIAMENT / ПРАВА ЖЕНЩИН / WOMEN'S RIGHTS / ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ / WOMEN'S HISTORY / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / WOMEN'S SUFFRAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шнырова Ольга Вадимовна

Рассматривается политическая борьба вокруг вопроса об избирательном праве женщин в Великобритании в конце Первой мировой войны во время подготовки закона о новой избирательной реформе. Показана роль суфражистского движения в лоббировании права голоса для женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUFFRAGE AND THE ELECTION REFORM OF 1918

The article deals with political discussions about women’s enfranchisement at the end of the WWI during the elaboration of People’s Representation Bill. The article also shows mechanisms of the lobbying of women’s political rights by women’s suffrage organizations.

Текст научной работы на тему «СУФРАЖИЗМ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1918 Г»

ББК 63.3(4Вел)61-445

О. В. Шнырова СУФРАЖИЗМ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1918 г.

Рассматривается политическая борьба вокруг вопроса об избирательном праве женщин в Великобритании в конце Первой мировой войны во время подготовки закона о новой избирательной реформе. Показана роль суфражистского движения в лоббировании права голоса для женщин.

Ключевые слова: суфражизм, избирательная реформа, политические права, английский парламент, права женщин, женская история, Первая мировая война.

The article deals with political discussions about women's enfranchisement at the end of the WWI during the elaboration of People's Representation Bill. The article also shows mechanisms of the lobbying of women's political rights by women's suffrage organizations.

Key words: women's suffrage, electoral reform, political rights, English Parliament, women's rights, women's history, First World War.

Дочь прародительницы Евы, Мы знаем твои дары, Но что принесешь нам ты, Дочь современной Евы?

Ф. Томпсон

Первая мировая война, с одной стороны, доказала гражданскую и профессиональную состоятельность женщин, с другой стороны, сделала невозможным проведение очередных парламентских выборов без новой избирательной реформы, так как предыдущий избирательный закон увязывал право голоса для мужчин с цензом оседлости, а за годы войны 80 % мужчин сменили место жительства. Вместе с тем выборы было необходимо провести сразу же после завершения войны, поэтому обсуждение этого вопроса в парламенте началось задолго до окончания военных действий. Уже осенью 1915 г. суф-ражисты узнали, что парламент на весенней сессии готовится поставить вопрос о новых правилах составления списков избирателей мужского пола. Это фактически означало расширение избирательного права для мужчин и снова поднимало вопрос об избирательных правах женщин. В связи с данным обстоятельством Милисент Фосетт, лидер Национального союза суфражистских обществ (НССО), отмечала, что полемика об избирательных правах женщин была возобновлена не НССО и другими суфражистскими организациями, а правительством и парламентом1.

В определенной степени это было обусловлено тем, что суфражистское движение сильно изменилось за годы войны. Как известно, в начале войны большинство суфражистских организаций приостановили свою политическую деятельность и не вели суфражистской агитации, заменив ее патриотической активностью. Тем не менее, когда стало известно, что парламент на-

© Шнырова О. В., 2013

1 The Common Cause. 1917. Apr., 27. P. 25.

чал готовиться обсуждать вопрос о внесении изменений в избирательное законодательство, все суфражистки, за исключением членов Женского социально-политического союза, окончательно перешедших к тому времени на националистические позиции, опубликовали в прессе письмо, в котором заявили о своей готовности возобновить борьбу за политические права женщин. В мае 1916 г. в парламенте стал рассматриваться вопрос о необходимости проведения новой регистрации избирателей и изменения избирательного закона для упрощения регистрационной процедуры. В ответ на это НССО принял резолюцию, в которой говорилось, что если билль будет предусматривать расширение избирательных прав на новые группы мужчин, то суфражистки потребуют включения в него суфражистской поправки. Копии резолюции были разосланы всем членам парламента2.

К этому времени в парламенте и правительстве сложилась более благоприятная, чем до войны, расстановка сил по вопросу избирательных прав женщин. Война значительно усилила позиции лейбористской партии в парламенте, большинство членов которой, как известно, поддерживали борьбу суфражисток. В кабинете министров возросло влияние ее представителя А. Гендерсона, который был активным сторонником женского избирательного права. Помимо этого, в 1915 г. в коалиционное правительство вошли известные суфражисты от консервативной партии Э. Бонар-Лоу, У. Селборн, Р. Бальфур и Р. Сесил. В либеральной партии и кабинете министров усилились позиции Д. Ллойд Джорджа, также поддерживавшего идею политического равноправия женщин. С другой стороны, в конце 1915 — начале 1916 г. из состава правительства вышли такие влиятельные антисуфражисты, как У. Черчилль, Р. МакКенна и Л. Харкорт. Война способствовала изменению взглядов У. Лонга, который был антисуфражистом до войны, но к началу 1916 г. стал активным сторонником политических прав женщин. Кроме того, как отмечает Б. Харрисон, «война сделала вопрос о всеобщем избирательном праве (за которое ратовали лейбористы) не таким пугающим для политической элиты, и таким образом был устранен один из основных доводов против женского избирательного права»3.

Однако, несмотря на эти позитивные перемены, в начале 1916 г. перспективы женского избирательного права оставались неясными. В парламенте сохранялась оппозиция суфражизму, и лидер либералов Герберт Асквит, будучи премьер-министром, по-прежнему не симпатизировал суфражизму, хотя и не являлся столь ярым противником избирательных прав женщин, как прежде. Кроме того, и правительство, и парламент были заинтересованы в том, чтобы принять новый избирательный закон как можно скорее, и опасались, что включение в законопроект вопроса о парламентском женском избирательном праве приведет к замедлению и осложнению этого процесса.

Учитывая сложность вопроса и дефицит времени, можно понять, что правительство, и без того обремененное большим количеством военных проблем, действительно находилось в сложном положении. Поэтому оно попыталось переложить ответственность за принятие решений об изменении изби-

2 NUWSS Annual Report for 1916 : Presented at the Annual Meting Held at the Chelsea Town Hall on Febr., 21, 22, 23, 1917. London, 1917. P. 14.

3 Harrison B. Separate Sphere : the Opposition to Women's Suffrage in Britain. New York, 1978. P. 207.

рательного закона на парламент. 12 мая 1916 г. Асквит объявил, что правительство не может обеспечить устраивающее всех решение проблемы, и предложил парламенту самому решить вопрос о составлении регистрационных списков избирателей.

19 июля член кабинета министров Герберт Самуэл представил в парламент правительственное предложение о создании специального парламентского комитета (Select Committee) для решения вопроса о регистрационном списке. Он заявил, что вопрос неразрешим при имеющемся состоянии законодательства, поскольку старый избирательный список (Register) практически бесполезен. Новый избирательный список на старой основе будет также неудовлетворительным, так как избирательные права из-за ценза оседлости не получат демобилизующиеся из армии мужчины, внесение же изменений приведет к расширению избирательных прав на новые группы населения и снова поднимет вопрос об избирательных правах женщин. Парламент отказался считать вопрос неразрешимым и отправил его опять в кабинет министров, который неохотно поставил его на повторное рассмотрение.

Возобновление в парламенте и правительстве дискуссии о реформе избирательного законодательства привело к возрождению активности в большинстве суфражистских организаций. Мод Арнклифф Сеннет, президент Северной федерации мужчин за избирательные права женщин (the Northern Men's Federation for Women's Suffrage), писала: «Слово "Воскрешение" ("Resuscitation") значит "оживление после мнимой смерти". Оно может быть, вне всякого сомнения, применено к суфражистскому движению, так как нет ни одного общества, начиная от Национального союза суфражистских обществ до самой малочисленной суфражистской организации, которое не было бы снова преисполнено стремлением добиться решения великой задачи эмансипации женщин»4. В мае 1916 г. по предложению НССО началось формирование Консультативного комитета суфражистских организаций для выработки стратегии объединенных действий в поддержку включения в реформу избирательных прав женщин. В него вошли двадцать две суфражистские организации, патриотические и пацифистские, в том числе такие известные, как «Объединенные суфражисты» («United Suffragists»), Женская лига свободы (Women's Freedom League), Женская лига против налогов (Women's Tax Resistance League), Мужская лига в поддержку избирательных прав женщин (Men's League for Women's Suffrage). В июне состоялась объединенная конференция суфражистских обществ, которая приняла решение возобновить суфражистскую деятельность, если на повестку дня будет поставлен законопроект, предусматривающий распространение избирательного права на новые категории мужчин. Суфражистский флаг снова был поднят над движением.

Первоначально правительство отказывалось от контакта с суфражиста-ми. Так, в июне 1916 г. премьер-министр Г. Асквит не принял депутацию формирующегося Консультативного комитета. Премьеру был отправлен меморандум, излагающий позицию суфражистов. В это время депутат Эдвард Карсон внес в парламент предложение как можно скорее распространить избирательные права на всех военнослужащих, и стала очевидна необходи-

4 Письмо Мод Арнклифф Сеннет издателю Edinburgh Evening Dispatch от 10 февраля 1916 г. (Mod Arncliff Sennet Collection. Vol. 27, pt. 1. British Library).

мость немедленных действий. Суфражисты усилили давление на правительство. В лучших традициях суфражистских кампаний снова стали посылаться обращения к членам кабинета и парламентариям, возобновились собрания и митинги под лозунгом «Право голоса для женщин!»

В итоге 25 июля суфражистская депутация была все же принята Г. Аск-витом, а 3 августа 1916 г. симпатизирующие суфражистам лидеры консервативной партии Э. Бонар-Лоу и Р. Сэсил приняли в министерстве колоний (Colonial Office) депутацию НССО по вопросу о регистрационном законодательстве. Лидер НССО М. Фосетт, возглавлявшая депутацию, заявила, что женщины не будут выступать против возвращения избирательного права тем мужчинам, которые утратили его из-за войны, но если правительство предполагает расширение избирательного права, они настаивают, чтобы оно было распространено и на женщин. Она писала: «Если право дается за службу государству, о праве женщин также не следует забывать»5.

Поэтому, когда 14 августа Г. Асквит, представляя в парламент билль о продлении сроков парламента на восемь месяцев в связи с войной, завил, что правительство в новом законе о регистрации избирателей будет предусматривать предоставление права голоса не всем солдатам и матросам, а только тем из них, кто имел право голоса ранее, но утратил его вследствие призыва в армию, в ответ НССО принял резолюцию не настаивать на включении в закон о регистрации суфражистской поправки6. Таким образом, мы видим, что НССО, представляющий умеренно патриотическое крыло в суфражизме, продолжал в условиях войны демонстрировать свою лояльность к правительству, хотя, возможно, это был умелый тактический ход опытного суфражистского лидера, ибо в то время уже стало очевидно, что реформа неизбежно приведет к расширению избирательного права на новые категории мужчин. Националистически настроенная лидер Женского социально-политического союза Эммелин Панкхерст проявила еще большую лояльность к правительству, заявив что оно «не должно откладывать предоставление избирательных прав солдатам и матросам, чтобы включить женщин в билль о реформе»7. Однако ее позиция была позицией меньшинства и не встретила поддержки других суфражистских организаций.

В этот же день, 14 августа, правительство представило в парламент законопроект о регистрации избирателей (Special Register Bill), однако его первое обсуждение привело к внесению такого большого количества поправок и предложений, не считая вопроса об избирательных правах женщин (внесение изменений в процедуру проведения выборов, введение пропорциональной избирательной системы и т. п.), что было решено создать Специальный комитет из представителей четырех партий обеих палат парламента, включавший 27 парламентариев и 5 пэров для разработки проекта реформы.

Сложность вопроса дала возможность для новой волны агитации анти-суфражистов в парламенте. Лидер Антисуфражистской лиги лорд Кромер неоднократно выступал в это время в палате лордов с предостережениями о том, что включение женщин в число избирателей может привести к еще

5 Women's attitude to a difficult question // Edinburgh Evening Dispatch. 1916. Aug., 8. Mod Arncliff Sennet Collection. Vol. 27, pt. 1.

6 NUWSS Annual Report for 1916.

7 Britannia. 1916. Aug., 18.

большему осложнению обсуждения законопроекта. Он утверждал, что только в отношении солдат и матросов парламентские конференции могут достичь быстрого согласия, и, поскольку наделение избирательными правами именно этих групп населения является приоритетной задачей момента, не следует утяжелять билль избыточными поправками8. В палате общин его поддерживал еще один известный потомственный антисуфражист Арнольд Уорд9, предупреждавший, что наделение женщин правом голоса приведет к преобладанию женского электората над мужским и непредсказуемым политическим последствиям. Однако за пределами парламента «анти» были плохо подготовлены к возвращению суфражистского вопроса в центр политических дискуссий. Несмотря на некоторое оживление пропагандистской деятельности Антисуфражистской лиги летом 1916 г. в Лондоне, на местах агитация против суфражизма почти не велась, так как ее местные отделения практически перестали существовать. В то же время суфражистские организации активизировались по всей стране. Традиционно наиболее активны были Эдинбург и Манчестер. Так, в июне — июле в Эдинбурге состоялась серия митингов и собраний Северной федерации мужчин за избирательные права женщин, среди членов которой было много рабочих. На митинге 7 июня была принята следующая резолюция: «Собрание призывает мистера Асквита и коалиционное правительство использовать представившуюся возможность для признания права женщин на полное гражданство в стране, для которой они так много сделали, и включить их в новый список избирателей, таким образом обеспечив защиту наших свобод и единство нации»10. Копия аналогичной резолюции, принятой на собрании 15 июля, была послана лидерам ведущих партий Асквиту, Бонар-Лоу и Артуру Гендерсону11.

17 августа 1916 г. парламентарий У. Лонг выдвинул предложение о созыве межпартийной парламентской конференции для выработки позиции по вопросу избирательной реформы. Эта конференция состоялась 12 октября во главе со спикером палаты общин. Несмотря на то что первые заседания конференции были закрытыми, стало известно, что большинство ее членов выступают за наделение женщин избирательными правами, хотя и более ограниченными, чем права мужчин12. Это обнадеживало, но суфражисток беспокоило то, что спикер, руководящий конференцией, стоял на антисуфражистских позициях. Суфражистские общества просили разрешить им участвовать в заседаниях, но им было отказано. В ответ они перешли к испытанной тактике лоббирования: направили меморандум каждому участнику конференции и стали забрасывать парламент резолюциями собраний в поддержку вопроса не только от своего имени, но и от лица тред-юнионов (224 резолюции в поддержку женского избирательного права и 45 резолюций в поддержку всеобщего избирательного права). Наличие сильной тред-юнионистской поддержки свидетельствовало об укрепившихся за годы войны связях суфражистско-

8 The Scotsman. Edinburgh, 1916. Aug., 25.

9 Его мать, миссис Хэмфри Уорд, была известной писательницей и в то же время последовательной противницей парламентского избирательного права для женщин, одним из идейных лидеров антисуфражистского движения.

10 The Vote. 1916. June, 16.

11 The Scotsman. Edinburgh, 1916. July, 15.

12 MarwickA. Women at War, 1914—1918. Glasgow, 1977. P. 154.

го и рабочего движений, равно как и о развитии суфражистско-лейборист-ского альянса, ибо депутаты от лейбористской партии были самыми активными сторонниками избирательных прав женщин в парламенте. К концу октября конференция разработала билль о регистрации избирателей (Special Register Bill), и 1 ноября он был внесен в парламент. В числе прочих билль содержал также поправку о предоставлении права голоса женщинам старше 35 лет, однако при рассмотрении в парламенте спикер заявил: билль включает так много поправок, что фактически уже является новым законом и требует соответствующей процедуры утверждения. В результате он был отвергнут палатой общин. Избирательные права женщин снова оказались под угрозой, но 7 декабря было сформировано новое коалиционное правительство во главе с Ллойд Джорджем. Это означало, что теперь и премьер-министр на стороне суфражизма. Первым шагом нового кабинета было продление заседаний конференции по избирательной реформе, и 28 января конференция представила ему новый законопроект, рекомендовавший 33 изменения в законодательстве, расширявшие избирательные права мужчин и упрощавшие избирательную процедуру на местных выборах. Большинством голосов конференция рекомендовала также предоставление избирательных прав женщинам: «Любая женщина, включенная в избирательные списки для местных выборов (the Local Government Register), достигшая определенного возраста, а также жена мужчины, квалифицированного как избиратель на местных выборах, достигшая данного возраста, могут регистрироваться как избиратели на парламентских выборах»13. Избирательные права предлагалось также предоставить женщинам — выпускницам университетов, имеющих статус университетских избирательных округов. Рекомендуя наделить правом голоса мужчин старше 21 года, конференция предлагала установить избирательный ценз для женщин в 35 или 30 лет. Таким образом, законопроект фактически объединял два избирательных билля: о всеобщем избирательном праве для мужчин и ограниченном праве для женщин. Законодатели не скрывали, что более высокий ограничительный ценз для женщин-избирателей вводился для того, чтобы они численно не превышали мужской электорат в послевоенный период14.

На собрании Католического женского суфражистского общества отмечалось: «Предложения спикера конференции — это не то, чего мы желали, но устранение ограничений по признаку пола — великое достижение само по себе, и после этого женщины вряд ли будут обойдены надолго»15. Поскольку даже такая ограниченная мера обеспечивала право голоса 5 млн женщин, большинство суфражистских обществ поддержали решения конференции, что было закреплено в резолюции суфражистской конференции, прошедшей 17 февраля в Кэкстон-холле в Лондоне.

22 мая состоялись вторые чтения Билля о народном представительстве (Representation of the People Bill). В основу его были положены предложения парламентской конференции, для женщин возрастной ценз был установлен в 30 лет. Дебаты о включении женщин в состав избирателей были полностью лишены драматизма предвоенных лет: возражений практически не было. Либерал Д. Ллойд Джордж в своей речи отметил вклад женщин в оборону,

13 NUWSS Annual Report for 1916. Р. 19.

14 Hansard's Parliamentary Debates. 1918. Vol. 110. Col. 822.

15 Annual Meeting // The Catholic Suffragist. 1917. Vol. 3, № 3.

консерватор Э. Бонар-Лоу указывал на несправедливость дальнейшего расширения избирательного права на мужчин без включения в него женщин. Депутат от либералов Г. Сэмюэл с удивлением констатировал, что предложения об избирательных правах женщин значительно более категоричные, чем ранее, «были встречены без тени волнения в палате общин и практически обойдены вниманием прессы»16. И действительно, обсуждение Representation of the People Bill в парламенте в 1917 г. не вызвало серьезной полемики в прессе. Большинство английских газет встретили с одобрением включение в законопроект избирательных прав женщин. Manchester Guardian, которая традиционно была лояльна к суфражистскому вопросу, выражала сожаление, что женщина получает право голоса позднее мужчины, поскольку «в 21 год она более зрелая, чем мужчина» . Даже консервативная Times, отмечая отсутствие сомнений в принятии решения», заявляла, что женское избирательное право в нынешних условиях «основывается не на триумфе агитации, так как агитация давно утихла, не на представлении, которое разделяет каждая патриотично настроенная женщина, о том, что право голоса есть награда за хорошее поведение. Оно основано полностью на осознании явной несправедливости в отказе в праве голоса полу, который внес весомый вклад в национальные усилия (во время войны. — О. Ш.) и будет иметь ощутимые трудности в удержании тех позиций, которые он завоевал» . Единственной крупной газетой оставшейся последовательно антисуфражистской в 1917—1918 гг. была Morning Post.

Такая позиция ведущих печатных изданий в определенной степени была связана с просуфражистскими настроениями крупнейшего газетного магната лорда Нортклиффа, который к этому моменту был владельцем не только таких популярных газет, как Evening Post и Daily Mail, но и наиболее влиятельной и престижной Times. Начиная с 1916 г. он, чувствуя изменение политической конъюнктуры, пытался заигрывать с суфражистским движением, предлагая НССО и другим суфражистским организациям финансировать их митинги и депутации, чтобы дать информационный повод прессе выступить в поддержку избирательных прав женщин. Суфражистки, недолюбливавшие Нортклиффа за его более ранние нападки на женское движение, проигнорировали предложение, тем не менее, издания, находящиеся под его контролем, стали более благосклонны к требованиям суфражисток. С другой стороны, благосклонность подконтрольной Нортклиффу прессы и других газет объяснялась необходимостью отражать произошедшие за годы войны изменения в общественном мнении, которое стало значительно более терпимым к вопросу политического равноправия полов. Как отмечала лидер Католического женского суфражистского общества Леонора Де Альберти, «война сломала столько барьеров, и нервы твердолобого британца перенесли так много потрясений, что он переживет и это вторжение в его владения. Пресса и общество готовы к новшествам» .

16 Hansard's Parliamentary Debates. 1917. Vol. 138. Col. 2341.

17 The Manchester Guardian. 1917. Feb., 12.

18 The Times. 1917. Mar., 29.

19 De Alberty L. Women members of parliament // The Catholic Citizen. 1918. Vol. 4, № 10. P. 78—79.

Парламентарии также были готовы к новшествам и проявили свое единодушие по отношению к расширению избирательных прав на женщин не только при обсуждении, но и при голосовании. В целом парламентские дебаты 1917 г. по вопросу избирательных прав для женщин были лишены драматизма довоенных лет. Как заявил один из парламентариев, «все, что провозглашается на этих дебатах, — сплошная скука. Совершенно очевидно, что сражение выиграно»20. 19 июля 1917 г. по второму чтению за предоставление избирательных прав женщинам проголосовало 329 депутатов и только 40 против. Антисуфражисты пытались вести арьергардные бои: Арнольд Уорд предложил поправку о вынесении вопроса на референдум, с тем чтобы женщины сами определили, хотят ли они голосовать, но безрезультатно. Последние надежды «анти» возлагали на палату лордов, где традиционно противников женского избирательного права было больше, чем в палате общин. Однако голосование по суфражистской поправке в палате лордов 8 января 1918 г. показало, что и здесь произошли перемены: 135 пэров проголосовали за поправку и 71 — против ее. Отсутствие разногласий по суфражистской поправке к избирательному закону было с удовлетворением отмечено лидером НССО Милисент Фосетт: «Прежде принятие каждого крупного реформистского билля сопровождалось серьезными партийными конфликтами, раскалывавшими страну на враждующие между собой фракции. Наш билль, как мы с гордостью называем его, был принят в результате соглашений и сотрудничества между партиями. В палате общин он был поддержан лидерами всех партий. Ничего подобного ранее не было, и мы можем рассматривать это как счастливое предзнаменование нового духа, который будет привнесен женщинами в политику»21.

Успешное завершение пятидесятилетней борьбы было торжественно отпраздновано суфражистками. В воскресенье 17 февраля, на следующий день после того, как билль был подписан королем, состоялась торжественная месса в Вестминстерском соборе «в благодарность за победу суфражизма и с просьбой о благословении новых избирателей». Месса была заказана Католическим суфражистским обществом, и на ней присутствовали представители практически всех суфражистских организаций. Наиболее массовым событием в честь обретения женщинами избирательных прав стало торжественное празднование в Квинз-холле 13 марта, организованное самой многочисленной и влиятельной организацией — Национальным союзом суфражистских обществ.

Новая избирательная реформа предоставила, наконец, англичанкам право голоса, за которое они так упорно боролись. Однако, как видим, избирательный закон 1918 г. все еще не предусматривал полного политического равенства мужчин и женщин: предоставляя первым всеобщее избирательное право, для вторых он сохранял цензовое. Поэтому значительная часть суфражистских организаций решила продолжить свою деятельность до достижения полного политического равноправия мужчин и женщин, что осуществилось после проведения еще одной избирательной реформы в 1928 г.

20 Hansard's Parliamentary Debate. 1917. Vol. 94. Col. 1716.

21 The Catholic Citizen. 1918. Vol. 4, № 3. P. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.