ПОПОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
СУЕВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТА) Аннотация. Сеть как уникальное средство обмена информацией во много раз ускоряет распространение суеверий в обществе. Интернет можно рассматривать как среду обитания, то есть среду влияния людей друг на друга, это создает совершенно особый психологический фон, рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: сеть, интернет, суеверия, мир онлайна.
Суеверия сопровождают человечество на протяжении всего его существования. Развитие техногенной цивилизации породило массу суеверий, связанных с поездами, автомобилями, телефонами. Суеверия не уходят из культуры - они трансформируются в соответствии с изменениями окружающей среды обитания.
Интернет, как и другие технологические новшества, не является исключением. Сеть как уникальное средство обмена информацией во много раз ускоряет распространение суеверий в обществе. Интернет можно рассматривать как среду обитания, то есть среду влияния людей друг на друга, это создает совершенно особый психологический фон, рассматриваемой проблемы. Суеверия появляются там, где существует необходимость предвидения событий и определенного влияния на будущее. Сеть - как раз такое место, и чем больше людей приобщается к Интернету, тем больше появляется в нем суеверий. Причем суеверий как своих собственных, актуальных, только для Сети, так и "спроецированных" из онлайнового мира.
Исследованием сетевой культуры и, в частности, сетевых суеверий занималась известный интернет-публицист Линор Г оралик. Она выделила три основные категории, и данная классификация считается классической до сих пор. Это категории "сеть->сеть", "сеть->реал" и "реал->сеть". В названиях категорий первое слово представляет собой среду принадлежности объекта верования, а второе - среду влияния. Так, например, в категорию "сеть->реал" (наиболее многочисленную из трех) входят утверждения о том, как события, происходящие с человеком в Сети, могут повлиять на его жизнь в реале.
Например, когда-то встреча с монахом или попом была несчастливой приметой. Сегодня встречается вера в то, что наткнуться по баннерной ссылке на религиозный сайт - к несчастью, и надо обязательно вернуться на исходную страницу, чтобы данного несчастья избежать.
Суеверия в Интернете пока не сильно распространены - не более половины сетян вообще с ними сталкивалось. Например:
Если во время работы часто попадаются сломанные линки, то работу лучше прекратить, потому что ее плоды пойдут работающему во вред. Если утром спалить (переварить и т.п.) завтрак - к падению mail-server'а. Если случайно назвать человека именем сетевого знакомого, то последний три дня не появится в Сети. Если послать по ошибке электронную почту не тому адресату, то правильный (запланированный) адресат также не появится в Сети три дня. Если пролил кофе на клавиатуру, нужно три раза нажать Esc. Если нажал по ошибке не на ту ссылку - первый, с кем ты после этого познакомишься в Сети, будет виртуал. Если в конце каждой страницы сайта ставить три точки, то к сайту будут благосклонны веб-обзоры и вообще все, кто его посетит. Другое суеверие такого же типа: если в начале каждого сообщения ставить значок "+", то твои слова всегда будут верно поняты. Если сохранить у себя в домашней директории копию какого-нибудь FAQ, то сайт нельзя будет подвергнуть сглазу, от которого прекратится трафик. Если не поднимается hotmail.com - это к потере памяти (индивидуальной, не компьютерной). Идти по неработающей ссылке - к разлуке, к потере. К потере денег. Ссылка неправильная (ведущая не туда) - к ненужной поездке со многими тратами. Веб-мастер - к приезду начальства или старшего родственника. С веб-мастером говорить - к скандалу в семье. Веб-мастера ругать - к смерти... Единственным представителем нечистой силы, обнаруженным пока в Сети, является "хомовой". Рассерженный хомовой портит HTML, играет не те звуковые файлы при заходе посетителя, стирает из директории картинки, - словом, ведет себя совсем как классический "русский народный" домовой, недовольный своими хозяевами. Хомового можно задобрить (как и домового). Для этого рекомендуется, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную "hhh.gif". Хомовой будет целыми днями рассматривать картинку.
Однако если удалить этот файл из директории, неприятности возобновятся.
Появление компьютерных "духов" было, помимо других атрибутов информационного века, предсказано основателем жанра "киберпанк" Уильямом Гибсоном пятнадцать лет назад. В его романе "Граф Ноль" среди главных героев - жрецы культа Вуду и вудуистский лоа (дух) коммуникаций, обитающий во Всемирной Сети.
Несколько лет назад в Интернете была распространена баннеромантия, то есть гадание по баннерам. Впервые о ней заговорили в 1998 году, после исследований польского профессора Р. Злотарски, в которых он утверждал, что баннеры в системах баннерного обмена можно использовать для предсказания тех или иных событий, в частности - собственного будущего. Считается, что случайный характер показа баннеров в системах баннерного обмена позволяет получать ответы на сформулированные вопросы аналогично тому, как это происходит при гадании по "Книге Перемен" ("И-цзин"), а также в целом ряде других гаданий. В Интернете появилось немало сайтов, совершенно серьезно рассматривающих и анализирующих баннеромантию.
Суеверные представления с давнего времени являются одним из компонентов духовной жизни. Имеющие в своей основе культ сверхъестественных сил, существование которых не признавалось или осуждалось вначале религией, а затем и наукой, данное явление сегодня приобретает вид не только "народной религиозности", но и "неортодоксальной научности".
Полученные в 2004 и 2010 годах результаты онлайн-опросов, представляющих активную (месячную) аудиторию, показывают, что считать суеверия негативным фактором общественной жизни склонны около 40%, в то время как иной точки зрения придерживаются около 50% опрошенных пользователей [http://www.voxru.net///arc/other/suever2.html].
Готовность респондентов признать себя лично суеверным человеком тесным образом связана с отношением к суеверности окружающих людей. Среди тех респондентов, кто считает суеверия безусловно негативным фактором общественной жизни, около 60% не считают себя сколь-нибудь суеверным человеком, а 32% скорее не склонны замечать за собой такое качество. Среди тех, кто не столь категоричен в своей негативной оценке суеверий, около 78% не считают себя склонными к суевериям людьми. Напротив, среди тех, кто не видит в суевериях вообще никакого или сколь-нибудь большого негатива, около 33% признают себя "скорее", а до 10% - "безусловно" суеверными людьми.
Вне зависимости от возраста мужчины в большей степени (примерно 50% против 40%), чем женщины, склонны к негативной оценке суеверий как фактора общественной жизни. При этом, около 30% женщин и лишь 20% мужчин склонны считать себя суеверными людьми. Убедительным свидетельством суеверности респондента можно считать интерес к разного рода "Х-файлам", которые широко распросранены в российских СМИ. Так, среди тех, кто счел себя лично суеверным, испытывают постоянный интерес к информации о паранормальном 34% из числа согласных и 45% из числа несогласных с негативной общественной оценкой суеверий. Напротив, среди тех, кто не считает себя лично суеверным, постоянно интересуются подобной информацией лишь 20% из числа согласных и 25% из числа несогласных с негативной общественной оценкой суеверий. Однако стоит отметить, что в целом интерес к таким материалам высок как у суеверных, так и у несуеверных пользователей Интернета. Различие состоит в том, что среди суеверных примерно в два раза больше тех, кто старается не пропускать такую информацию, в то время как несуеверные интересуются ей в основном от случая к случаю (6166%) и преимущественно в формате научно-популярных передач, публикаций.
Большинство участников опроса - люди с активной жизненной позицией в возрасте 30-40 лет, имеющие высшее образование. Для них характерно стремление получать максимум информации о явлениях питающих суеверия и самим разбираться в этом вопросе. Анализируя ответы респондентов на вопрос: "Какие из перечисленных явлений Вы считаете возможными, верите в них?", обнаруживается, что лишь 8% из числа всех опрошенных, а также 16% из числа тех, кто не считает себя суеверными и при этом полагает суеверия негативным фактором общественной жизни, отвергают возможность существования любых паронормальных явлений.
Итак, верования в аномальные, загадочные явления имеют широкое распространение и укоренены в сознании современников тем или иным способом. Для формирования в сознании суеверного человека соответствующей самоидентификации, обращение к потусторонним силам является необходимым, но недостаточным условием. Важен, социальный контекст такого обращения и культурные нормы устанавливающие границы между верой, суеверием и областью нетрадиционной науки. Действием этих культурных норм можно объяснить почему вера в существование одних аномальных явлений рассматривается как дань традиции, других явлений -
как проявление экстрасенсорных способностей человека, третьих - как чудачество. Современные суеверия отличаются от своих истоков, обнаруживаемых в мифологическом мышлении, теоретизмом, низким уровнем практической активности, когда в большинстве случаев примета остается без ответных мер.
Список литературы:
1.http://www.voxru.net///arc/other/suever2.html
2. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение россиян / Синелина Ю.Ю. - М.: Наука, 2006. - 138 с.
3. Линор Г оралик Русский Журнал / №^культура /
Ключевые слова: сетевые суеверия, интернет, баннеромантия, сеть, интернет