Научная статья на тему 'Психологические аспекты суеверий и суеверности'

Психологические аспекты суеверий и суеверности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3153
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты суеверий и суеверности»

11. Балабанова Е.С. Типы стратегий совладания с жизненными трудностями // Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М., 2001. С. 333-339.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар 3 мая 2005 г.

© 2005 г. Ю.В. Саенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЕВЕРИЙ И СУЕВЕРНОСТИ

Проблема суеверий и суеверности тесно связана с проблемой психологической безопасности общества. По нашему убеждению, возросшая в последние годы приверженность населения к мистицизму является прямым следствием постоянно усиливающихся деструктивных процессов в государстве и нации - раскола в обществе по экономическому, религиозному, национальному и другим признакам, утраты основной массой населения стабильного социально-экономического положения, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне, нравственной и духовной деградации. Ярко выраженное усиление суеверности может стать серьезным препятствием к социальной активности, творчеству, способности действовать самостоятельно и инициативно. Суеверность следует расценивать как отрицательнее качество, являющееся помехой на пути к успешной социальной адаптации человека и становлению его созидательной позиции.

Тем не менее, надо признать, что рост мистицизма оказывается одной из предпосылок, позволяющих лицам, обладающим властью, направлять психическую и поведенческую активность масс в определенную сторону, в частности канализировать чувства протеста и недовольства в безопасном для социальной верхушки направлении, а также подвергать аудиторию манипулятивному воздействию средств массовой коммуникации.

В. Даль рассматривает суеверие как ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; веру в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; веру в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно [1].

В синонимическом ряду суеверий находится и понятие оккультного -скрытого, таинственного, сокровенного. Оккультизм рассматривается как тайная наука о сверхъестественных областях, труднодоступных сферах человеческого знания. К. Хазел к суевериям и мистическим обрядам относит гороскопы, астрологию, хиромантию, йогу, спиритизм, заговоры, веру в приметы (одно событие выступает знаком другого события), колдовство, прорицательство, предсказания, гадание, гипноз, ясновидение, знахарство, амулеты, талисманы [2].

С точки зрения П.Я. Гальперина, суеверные представления порождаются отсутствием в некоторых областях жизни строгого постоянства фак-

тов, их разноречивостью [3]. Суеверия классифицируют и обобщают впечатления от окружающего мира на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно [3, 4]. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал [5-7].

С позиций психоаналитического подхода к суевериям они представляют собой разновидность групповых фантазий, формирующихся с целью защиты от страхов, преодоления подавленных желаний индивидов. В суеверных представлениях мир видится опасным, враждебным, полным демонов [6]. Опасность окружающего мира, отраженная в суеверных представлениях, заключается во всеобщем оборотничестве: все превращается во все.

Как считает Э. Блейлер, народные суеверия наряду с мифологией, сновидениями, грезами являются результатом аутистического мышления, характеризующегося «уходом» из внешнего мира, преобладанием внутренней жизни, подчиненностью аффективным потребностям, использованием понятий для изображения неосуществленных желаний как осуществленных. Аутистическое мышление противопоставляется Э. Блейлером мышлению реалистическому, которое направлено на внешний мир, регулируется логическими законами, связано с познанием истины. Реалистическое мышление отступает на задний план перед аутистическим мышлением в вопросах, не доступных или труднодоступных познанию, например в вопросах религии. Таким образом, суеверия способствуют иллюзорной реализации неудовлетворенных потребностей, избавляют от неприятных переживаний, но не содействуют поиску истины [8].

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать как зависимость субъекта (часто неосознаваемую) от некоторой внешней силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю силу волшебным помощником. Волшебный помощник, персонифицированный в суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить свои актуальные потребности без приложения собственных усилий. В большей или меньшей степени деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний [9]. В большинстве суеверий ответственность за происходящие с человеком несчастья перекладывается на нечистую силу.

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности.

Магию, также как и объективные знания, используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний - без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т. е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия [10].

Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. Они носят в себе отпечаток своего источника - мифологического мышления, в частности свойство нечувствительности к противоречиям. Суеверия имеют императивный характер: они воспринимаются индивидом почти автоматически, навязываются ему с раннего детства, почти не поддаются критике, передаются в неизменном виде. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира [11].

Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей ситуацией [12].

Более оптимистично смотрят на происхождение и предназначение суеверий Е.А. Грушко и Ю.М. Медведев [13]. С их точки зрения, суеверия -это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания. Суеверия обожествляют окружающий мир и одновременно табуируют его. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, как дальнейшее развитие национальной идеи. Они считают суеверия не просто выражением чудесного и волшебного, но и житейски необходимого, поскольку те помогают уберечься от житейских и нравственных бед.

В суевериях магическими свойствами наделяется все окружающее индивида - природные явления и предметы, сотворенные руками человека; все природные и созданные человеком явления одушевляются и обретают персонифицированный вид. Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В суевериях поощряется социально полезное поведение и качества характера - трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Практически каждое действие суеверного человека сопровождается молитвами, заговорами, ритуалами, применением оберегов и амулетов. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени. Внутренняя противоречивость суеверий заключается в том, что они обучают не только социально одобряемому поведению, но также и осуждаемым знаниям и умениям, например умению наводить порчу.

Анализ суеверий показал, что потребности, отражающиеся в них, в основном носят материальный и естественный характер [13]: потребности в выживании (здоровье, сытость, продолжение рода), богатстве, достатке, в безопасности (защита от гроз, пожаров, наводнений, града и др. стихийных бедствий, падежа скота, болезней, эпидемий, утопления; мертвецов). Реже обнаруживаются потребности в любви и уважении, не говоря уже о полностью отсутствующей в суевериях потребности в самореализации. Борьба с болезнями, голодом и смертью, в конечном итоге, выдвигается в суеверных представлениях на первый план.

Суеверия - объективно бесполезные, но субъективно воспринимаемые как эффективные верования в наличие и действенность сверхъестественных явлений. Они - продукт мифологического мышления, понимаемого как вера человека в свою способность влиять на явления внешнего мира сверхъестественным образом [14]. Будучи результатом мифологического мышления, суеверия представляют собой установку человека приписывать причинно-следственные зависимости предметам и явлениям, не связанным между собой объективно существующими отношениями.

Суеверия являются аффективно-интеллектуальным комплексом, выполняющим компенсирующую роль [15]. В своей изначальной основе суеверия и суеверность как индивидуальная особенность имеют когнитивное происхождение, поскольку суеверия являются системой взглядов на мир, представлений подобно когнитивному стилю и интеллекту. В дальнейшем суеверия и суеверность приобретают аффективно-защитные, компенсирующие функции. Суеверность связана с фрустрацией актуальных потребностей, причем не только физиологических. Постоянное фру-стрирование значимых для человека потребностей усиливает в качестве замещающей деятельности веру в сверхъестественные явления и осуществление ритуального поведения. Суеверность соотносится с мифологическим мышлением, занимающим в структуре интеллекта современного человека подчиненный, нижележащий по отношению к абстрактному научному мышлению уровень.

Актуализация мифологического мышления и вместе с ним суеверий происходит не постоянно, а только в ситуациях, где для решения возникшей проблемы у суеверного человека не хватает научных знаний, и он возмещает их путем использования архаических поверий [3, 11, 16, 17]. Не исключено также и то, что данный субъект обладает некоторой суммой научных знаний, но не доверяет им в силу их невысокой применимо -сти в обыденных житейских обстоятельствах. Обычно мистические установки оказываются усвоенными еще в детстве, до овладения понятийным мышлением в ходе школьного обучения. Они непроизвольно и безотчетно актуализируются в ситуациях, требующих безотлагательного, без раздумий, принятия важного решения, становясь, таким образом, побудителями поведения и деятельности. Вера в сверхъестественное порождается несамостоятельностью и некритичностью еще недостаточно развитого мыш-

ления. В настоящее время количество стрессогенных ситуаций, требующих быстрого обнаружения эффективного выхода из них, резко выросло. Для большинства людей усвоение научных знаний, реализуемых в практической деятельности, за этим процессом не поспевает.

Суеверность понимается нами как аффективно-когнитивный стиль реагирования в необычных, стрессогенных ситуациях, таких как беременность, роды, смерть и т.п., вызывающих страх, непонимание, плохо объяснимых. Суеверность следует отличать от черт характера. Характер - это способы поведения в типичных ситуациях, а суеверность - в нетипичных условиях. Суеверность имеет в своей основе следующие врожденные задатки: а) предпосылки к развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; б) эмоции страха и тревоги; в) физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Но можно сказать, что в целом суеверность формируется прижизненно.

Суеверность - относительно изолированная психологическая характеристика, в большей степени связанная с рано формирующимися в онтогенезе и более простыми психическими функциями и в меньшей степени - с более сложными психическими функциями, развивающимися относительно поздно. Актуализируется данный аффективно-когнитивный комплекс в суеверно-ритуальной деятельности [15], осуществляя которую субъект реализует в своем поведении или отдельных поступках социальные нормы, выработанные начиная с доисторической эпохи и позже и оформленные в виде примет, молитв, заговоров, магических ритуалов. Сама суеверность является внутренней, интериоризированной психической функцией. Экстериоризуется суеверность в деятельности обучения окружающих - знакомых, родственников, детей - мистическим верованиям, а также в личном следовании приметам, в осуществлении ритуальных действий.

Представляется возможным рассматривать суеверность характеристикой индивидуальности наряду с интеллектом, способностями, характером, темпераментом и др. Можно предположить, что с интеллектом, когнитивными и темпераментальными характеристиками (в частности, эмоциональностью) суеверность связана более тесно, чем с характером, способностями, самосознанием. Как нам кажется, это обусловлено сроками развития ее в онтогенезе - суеверность развивается в более раннем возрасте -в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте, когда личность, характер, самосознание еще полностью не сложились, а эмоциональная, интеллектуальная сферы и сфера темперамента сформировались в большей степени. Безусловно, суеверность является социальным образованием, но появляется и закрепляется она как индивидуальная особенность в относительно ранние периоды жизни человека по сравнению с чертами характера, которые складываются позже. В исследовании, проводимом нашим студентом на выборке, состоящей из 85 человек, была обнаружена достоверная связь суеверности с возбудимым (г, = 0,43 > г, 0,01) и

застревающим (г, = 0,25 > г, 0,05) типами характера. Корреляция суеверности с демонстративным и педантичным акцентуациями характера не выявлена. Кроме того, обнаружена достоверная связь суеверности с тревожной (г, = 0,5 > г, 0,01), эмотивной (г, = 0,45 > г, 0,01), экзальтированной (г, = 0,3 > г, 0,01) и циклоидной (г, = 0,2 > г, 0>1) акцентуациями темперамента. Связь суеверности с дистимическим и гипертимическим типами темперамента не выявлена.

Итак, предрасположенность к мистическим формам реагирования на необычные ситуации складывается относительно рано. Это не значит, что свойство суеверности не подвержено каким бы то ни было изменениям. В течение жизни интенсивность суеверных установок человека может возрастать. Разочарование в своих силах после неоднократных неудачных попыток изменить свою жизнь к лучшему создает благоприятную почву для мистицизма. Подобное явление свидетельствует о возможности изменения интернального локуса контроля на экстернальный после множественных неудач, что позволяет предполагать неустойчивый характер локу-са контроля в течение жизни и его изменчивость под влиянием жизненных обстоятельств. Неверие в свои силы способствует появлению веры в чудо: человек неоднократно убеждается в своей невозможности управлять событиями, влияя на объекты внешнего мира, и ему остается надеяться только на вмешательство таинственных непознаваемых сил.

Можно представить, что подобные мистические установки усиливаются или формируются в большей степени в кризисные моменты жизни человека. В первую очередь это касается кризиса середины жизни, когда обнаруживается несоответствие достигнутых успехов намеченным в юности планам. Сталкиваясь в течение многих лет с рядом непреодолимых препятствий на пути к достижению поставленных целей, человек постепенно перестает ждать от себя каких бы то ни было свершений. Он направляет свои ожидания к внешним по отношению к себе силам - богу, судьбе, року и другим сверхъестественным явлениям. Поэтому с возрастом у многих людей обычно усиливается религиозность, подкрепляемая страхом приближающейся смерти.

Развитие суеверности, мистицизма, религиозности у современного индивида с достаточно высоким уровнем логического мышления можно предположительно рассматривать как один из многочисленных способов бегства в виртуальный мир от проблем действительно неразрешимых или кажущихся таковыми. Уход в мир иллюзий возможно осуществлять не только посредством наркотизации и алкоголизации, чтения фантастики, компьютерных игр, но также и с помощью суеверий. Человек, живущий в нестабильном мире разнообразных опасностей, ищет защиты в мире духов и богов. Убегая в виртуальный мир мистических представлений, он стремится к снижению уровня выраженности страха смерти. Этот страх, вероятно, становится более выраженным в условиях социальных, экономических и духовных кризисов, в условиях незащищенности.

Мир, наполненный неизвестным и непонятным, является потенциально опасным, и его отражение в сознании приобретает форму переживания тревоги и страха. Это в свою очередь способствует развитию и стабилизации мифологического мышления и суеверий как его продукта. Вера в чудеса создает благоприятную почву для обращения индивида к помощи астрологов, гадалок, экстрасенсов и религии, а также к совершению предлагаемых ими ритуальных действий. Индивидуальными предпосылками к подобному поведению становятся преобладающее мифологическое мышление, аффективный подход к миру, синкретизм. Способом бегства из мира опасностей и страхов может стать также чтение и сочинение фантастики, компьютерные игры. Индивидуальными предпосылками для такого способа реагирования могут быть развитое логическое мышление, рациональный подход к миру, поиск разумных оснований. Наиболее разрушительным является способ ухода из мира тревог посредством алкоголизации, наркотизации, поиска новых ощущений без их осмысления. Индивидуальными предпосылками деструктивного реагирования являются доминирование восприятия над мышлением, сенсорно-перцептивный подход к миру, стремление к необычным ощущениям и впечатлениям.

Люди, доверяющие распространенным предрассудкам и мифам, вовсе не лишены рационально-логического способа мышления [18]. Если бы это было действительно так, они не смогли бы не только получать высшее образование и осуществлять сложную профессиональную деятельность интеллектуального плана, но и еще на уровне школы постигать основы научных знаний. Поэтому следует говорить о преимущественном преобладании того или иного типа мышления и сознания в той или иной ситуации. Вероятно, провоцируют регрессию к мифологическому мышлению неопределенные и потенциально опасные ситуации, вызывающие тревогу. Суеверные люди прибегают к актуализации абстрактно-логического мыслительного процесса только в условиях профессиональной деятельности, требующей научного подхода, а в ситуациях обыденной жизни, не выступающих для них в какой-либо связи с научными знаниями и понятиями, они регрессируют на уровень мистики. Верно и то, что задачи, решаемые в рамках профессиональной деятельности, не представляют непосредственной угрозы для организма и личности человека, не несут в себе прямой опасности, т.е. они являются слишком абстрактными, отвлеченными, чтобы быть значимыми для его жизнедеятельности.

Можно также предположить, что выраженность мифологического мышления и суеверий у наших современников отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности лиц, занятых умственным трудом, оперирующих научными категориями - ученых, врачей, преподавателей, инженеров. При этом суеверность может положительно влиять на удовлетворенность жизнью, чувство безопасности и комфорта. Например, профессиональный летчик-испытатель В.Е. Меницкий [19] считает, что ритуальные действия и талисманы, применяемые летчиками,

поднимают тонус, душевное равновесие, катализируют хорошее настроение и психологическую устойчивость, укрепляют уверенность в себе и мобилизуют энергетические ресурсы человека.

Чаще всего люди прибегают к помощи суеверий в трудную минуту, в минуту страха, неуверенности, неопределенности [15]. Тревожные и боязливые индивиды, подверженные различным страхам, используют мистические представления как опору и средство регуляции эмоциональной сферы и поведения. Следование приметам, использование заговоров успокаивает, укрепляет веру в собственные силы, улучшает настроение, позволяет избавиться от тревоги и сомнений, настраивает на успешное завершение начатой деятельности, и в какой-то степени помогает избежать неудачи и неприятностей. То есть суеверия поддерживают состояние твердости, уверенности, настроенности на победу, позволяют избежать замешательства.

Не исключено, что к помощи внешних средств организации своего поведения и деятельности суеверных людей заставляет прибегать недостаточно высоко развитая саморегуляция. И даже там, где не хватает общеизвестных суеверных представлений, они могут воспользоваться ими самими выдуманными ритуалами - например, пересчитыванием предметов в окружающем пространстве с целью прогнозирования успеха в деятельности. Подобное манипулирование окружающим позволяет суеверному человеку в любом случае усмотреть в нем благоприятный для себя исход ситуации.

Суеверные люди по сравнению с лицами, мыслящими преимущественно рационально-логически, в большей степени характеризуются внушаемостью, низкой критичностью мышления, интеллектуальной пассивностью, тревожностью [20, 21]. Соответственно, на суеверных людей легче воздействовать извне, подчинять их себе, ими легче манипулировать. Такие люди все принимают на веру, не подвергая полученную информацию критическому осмыслению, сомнению. Сказанное не означает, что суеверный человек ощущает себя уязвимым, неполноценным или обделенным какими-то знаниями и качествами. Субъект, склонный к мистицизму, может чувствовать себя достаточно хорошо и испытывать удовлетворенность своей жизнью и собой благодаря активному использованию таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, замещение и пр. Таким образом, суеверность рассматривается нами как порождение и пережиток древнего мифологического мышления, препятствующие дальнейшему умственному и личностному развитию современного человека, его самоактуализации.

Несмотря на осуществление суевериями аффективно-защитной функции, следует все-таки признать, что тем самым они демобилизуют психические силы индивида, делают его пассивным, мешают усвоению конструктивных способов борьбы с трудностями и препятствиями, не позволяют сформировать в полной мере активную созидательную позицию по отношению к миру и самому себе [18]. Мистические воззрения становятся преградой на пути к

объективному познанию окружающего мира и самого себя, давая ложные, иллюзорные представления, исключающие самостоятельный поиск истины, заставляя доверять идущим из древности ассоциациям. По нашему мнению, суеверия тесно связаны с консерватизмом, застоем, отсутствием прогресса, самоуспокоенностью, отсутствием роста и развития.

Пассивный путь познания окружающей действительности приводит к формированию ограниченного сознания. Обобщая результаты исследований ряда авторов [5, 11, 22-25], можно прийти к заключению о том, что люди, занятые исключительно физическими видами деятельности, не предполагающими реализации умственных усилий, также имеют ограниченное, недостаточно развитое сознание по сравнению с индивидами, выполняющими умственную работу, требующую абстрагирования и активного преобразования получаемой информации и передачи ее другим людям. То же, возможно, касается суеверий и суеверности, т.е. к суеверности будет предрасполагать доминирование в деятельности человека физического труда, значительный перевес действий с вещами и людьми в ущерб действиям с информацией отвлеченного и обобщенного (а не конкретного) характера, т.е. преобладание пассивной формы познания. Сознание суеверного человека можно рассматривать как обедненное только с позиций приверженности идеальным нормам психического развития, присущим обществам - носителям европейской цивилизации. В странах с большей долей физического труда по сравнению с умственным (в среднем) общественное сознание находится на более низкой ступени развития по сравнению со странами, где наблюдается обратное соотношение практической и теоретической деятельности.

Нравственный аспект сознания, т.е. способность регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами, отдавая себе в этом отчет, по нашему мнению, хуже развит у суеверных людей (носителей мифологического мышления) [20]. Имеется в виду степень интериоризованности человеком моральных стандартов общества, а не выраженность его аморального поведения. Эти люди, как нам думается, в большей мере нуждаются во внешнем контроле, имея недостаточно хорошо развитый самоконтроль по сравнению с людьми, у которых стойко доминирует рационально-логическое мышление и не выражена суеверность. Поведение индивидов, склонных к мистицизму, больше регулируется переживанием стыда, нежели переживанием вины.

Итак, выполняя аффективно-защитную и компенсирующую функции, суеверия позволяют снизить уровень тревоги, повысить уровень удовлетворенности жизнью и собой, обрести чувство безопасности и защищенности. Другой положительный аспект функционирования суеверий заключается в первоначальном преодолении с их помощью трудностей в воображаемом плане, а впоследствии и неосознанного регулирования поведения в соответствии с ожиданиями. Отрицательная роль суеверий включает создание помех личностному и интеллектуальному развитию, творчеству, самоактуали-

зации; создание предпосылок подчиняемости управляющим воздействиям со стороны и реактивности. Суеверный способ реагирования в большей степени актуален для неопределенных ситуаций, трудных периодов жизни, требующих быстрого принятия важных решений. Суеверность также может являться результирующей тенденцией длительного опыта неудач.

Литература

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002.

2. Хазел К. В плену суеверия. Заокский: Источник жизни. 2002.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.

4. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999.

5. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

6. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003.

8. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

10. Берн Э. Познай себя. Екатеринбург, 2002.

11. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

12. МюллерМ. От слова к вере. М., 2002.

13. ГрушкоЕ.А., МедведевЮ.М. Энциклопедия русских суеверий. М., 2000.

14. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999.

15. Саенко Ю.В. Суеверия современных студентов // Вопросы психологии. 2004. № 4.

16. Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. Кн. 1: Обычное в необычном. М., 1988.

17. Рассел Б. Может ли человек быть рациональным? // ^^ми-и.ги

18. Саенко Ю.В. Суеверия как препятствие для личностного и профессионального развития // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы Междунар. науч. конф. 7-8 окт. 2004 г. М., 2004.

19. Меницкий В.Е. Моя небесная жизнь: воспоминания летчика-испытателя. М., 1999.

20. Лебон Г. Психология масс. Минск; М., 2000.

21. Лебедев В.И. Духи в зеркале психологии. М., 1987.

22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

23. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

24. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. М., 2001.

25. ШкуратовВ.А. Историческая психология. М., 1997.

Таганрогский институт управления и экономики 13 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.