Научная статья на тему 'Изучение проблематики суеверий у студенчества и молодежи в работах русских и зарубежных исследователей в XX - XXI вв'

Изучение проблематики суеверий у студенчества и молодежи в работах русских и зарубежных исследователей в XX - XXI вв Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
776
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЕВЕРИЯ / ПРЕДРАССУДКИ / СТУДЕНТЫ / ШАНС / СЛУЧАЙ / SUPERSTITIONS / PREJUDICE / STUDENTS / CHANCE / EVENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ульянченко Антон Леонидович

В данной статье, благодаря исследованиям целого ряда учёных (социологов, антропологов, психологов), делается попытка обозначить основную предназначенность суеверий в нашей современной культуре, где студенчество сталкивается с нехваткой времени, которая не даёт студентам как следует подготовить материал для сдачи сессии. Студенты вынуждены обращаться к суевериям, чтобы снизить психологическое давление, изучить культуру народов прошлого, подготовиться к сессии, чтобы сдать все экзамены успешно. Среди образцов для анализа проблемы суеверного восприятия в нашем обществе был избран гендерный аспект. В статье важно подчеркнуть основные черты как мужских, так и женских суеверий студенчества, упомянутых в работе. Женские (девичьи) студенческие суеверные воззрения – это гороскопы, гадания, сонники. Мужские (юношеские) – это запрет на сбривание бороды перед сессией, анекдоты, «денежные суеверия». В статье важно отметить вклад не только российских учёных (Кондря, Разумова, Мезенцев и др.) в развитии проблемы суеверий современности, но также и зарубежных исследователей – Марка Грифиттса, Кэролайн Бингхэм, Вайса. Эту проблему блистательно описывают Марк Грифиттс, Кэролайн Бингхэм, которые касаются жизни людей, суеверного восприятия игроков «бинго». Студенческая жизнь во время сдачи сессии – это та же «азартная игра». До экзамена студенты не знают номера билетов, которые они возьмут. Эта процедура – есть жребий, «азартная игра». Здесь неважно знание студента. Важна удача и случай, которые будут рядом со студентом в минуты экзамена. Всем студентам приходится брать билеты. «Поймать удачу за хвост» – главная задача студента в сдаче экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF THE PROBLEM SUPERSTITION STUDENTS AND YOUNG PEOPLE IN WORK RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHERS IN XX – XXI CENTURIES

In given article due to studies a number of scientists (sociologists, anthropologists, psychologists) is done attempt to mark main purpose of superstition in our modern culture, where students faces with lacking of time, which does not give the student properly to prepare the material for passing of the session. The students have to apply by superstition in order to reduce the psychological pressure, study the culture of folk past, be prepared by session in order to pass all exams more successfully. Among patterns for analyzing of problem superstitious perception the gender aspect was chosen in our society. It is important to underline in article a general features both man superstitions and female superstitions of student environment, mentioned in work. Female (girl) student superstitious views are horoscopes, fortune-telling, predicting of dreams. Man (youth) is prohibition at shaving of beard before session, anecdotes, «money superstitions». It is importantly to notice in article a contribution not only Russian researches (Kondrya, Razumova, Mezencev and etc.) in development of problem contemporary superstitions, but also and foreign researchers – Mark Griffiths, Carolyn Bingham, Vyse. This problem is brilliantly described by Mark Griffiths, Carolyn Bingham, who concern life of people, superstitious perception of players «bingo». Student life in during passing of exams is also «gambling». Before exam students don’t know numbers of tickets, which they will take. This procedure is lot, «gambling». Here isn’t importantly knowledge of student. It is important a fortune and chance, which will be beside with student in minutes of exam. All students have to take tickets. «To catch a fortune for tail» is a main task of student in passing of exams.

Текст научной работы на тему «Изучение проблематики суеверий у студенчества и молодежи в работах русских и зарубежных исследователей в XX - XXI вв»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-7 УДК 39

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ СУЕВЕРИЙ У СТУДЕНЧЕСТВА И МОЛОДЕЖИ В РАБОТАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В XX - XXI ВВ.

Ульянченко А.Л.

В данной статье, благодаря исследованиям целого ряда учёных (социологов, антропологов, психологов), делается попытка обозначить основную предназначенность суеверий в нашей современной культуре, где студенчество сталкивается с нехваткой времени, которая не даёт студентам как следует подготовить материал для сдачи сессии. Студенты вынуждены обращаться к суевериям, чтобы снизить психологическое давление, изучить культуру народов прошлого, подготовиться к сессии, чтобы сдать все экзамены успешно. Среди образцов для анализа проблемы суеверного восприятия в нашем обществе был избран гендерный аспект. В статье важно подчеркнуть основные черты как мужских, так и женских суеверий студенчества, упомянутых в работе. Женские (девичьи) студенческие суеверные воззрения -это гороскопы, гадания, сонники. Мужские (юношеские) - это запрет на сбривание бороды перед сессией, анекдоты, «денежные суеверия». В статье важно отметить вклад не только российских учёных (Кондря, Разумова, Мезенцев и др.) в развитии проблемы суеверий современности, но также и зарубежных исследователей - Марка Грифиттса, Кэролайн Бингхэм, Вайса. Эту проблему блистательно описывают Марк Грифиттс, Кэролайн Бингхэм, которые касаются жизни людей, суеверного восприятия игроков «бинго». Студенческая жизнь во время сдачи сессии - это та же «азартная игра». До экзамена студенты не знают номера билетов, которые они возьмут. Эта

процедура - есть жребий, «азартная игра». Здесь неважно знание студента. Важна удача и случай, которые будут рядом со студентом в минуты экзамена. Всем студентам приходится брать билеты. «Поймать удачу за хвост» - главная задача студента в сдаче экзаменов.

Ключевые слова: суеверия, предрассудки, студенты, шанс, случай.

STUDYING OF THE PROBLEM SUPERSTITION STUDENTS AND YOUNG PEOPLE IN WORK RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHERS

IN XX - XXI CENTURIES

Ulyanchenko A.L.

In given article due to studies a number of scientists (sociologists, anthropologists, psychologists) is done attempt to mark main purpose of superstition in our modern culture, where students faces with lacking of time, which does not give the student properly to prepare the material for passing of the session. The students have to apply by superstition in order to reduce the psychological pressure, study the culture of folk past, be prepared by session in order to pass all exams more successfully. Among patterns for analyzing of problem superstitious perception the gender aspect was chosen in our society. It is important to underline in article a general features both man superstitions and female superstitions of student environment, mentioned in work. Female (girl) student superstitious views are horoscopes, fortune-telling, predicting of dreams. Man (youth) is prohibition at shaving of beard before session, anecdotes, «money superstitions». It is importantly to notice in article a contribution not only Russian researches (Kondrya, Razumova, Mezencev and etc.) in development of problem contemporary superstitions, but also and foreign researchers - Mark Griffiths, Carolyn Bingham, Vyse. This problem is brilliantly described by Mark Griffiths, Carolyn Bingham, who concern life of people, superstitious perception of players «bingo». Student life in during passing of

exams is also «gambling». Before exam students don't know numbers of tickets, which they will take. This procedure is lot, «gambling». Here isn't importantly knowledge of student. It is important a fortune and chance, which will be beside with student in minutes of exam. All students have to take tickets. «To catch a fortune for tail» is a main task of student in passing of exams.

Keywords: superstitions, prejudice, students, chance, event.

Практически каждый человек в той или иной степени подвержен в своей жизни суеверному восприятию [11, с. 159]. Эта позиция и положение человека в обществе определяется за счёт того, что все мы планируем что-либо в течение своей жизни. Не исключение сейчас и студенчество. В нас (и в студенчестве -прим.) всегда живёт надежда на достижение всё новых высот и целого ряда открытий и испытаний (при сдаче экзамена). Хотя суеверия - тема, недостаточно изученная в нашем мире, однако же, в ней можно чётко проследить свою собственную теоретическую основу исследования следующих учёных и специалистов:

1. психологов (Д.В. Ольшанский., А. Адлер., Г.В. Акопов., А.Г. Асмолов., Скородумов А.А. и др.), лингвистов (К.Д. Каланча., М.М Красиков., Косарева К., В. В. Красных., Н.В. Крицкая и др.)

2. этнографов (С. В. Максимов., В. А. Мезенцев., А.Б. Рыбаков., А.Ф. Анисимов и др.) антропологов (М. Мосс., И.Назарова, Т.Б. Щепанская, А.К. Байбурин, Ш. де Бросс и др.).

3. культурологов (А. Морок, И.Назарова, М. Красиков, Т.Г. Иванова и др.), журналистов, учёных, корреспондентов - Р. Гальченко, Д. Бабаевой, М. Дубининой, А. Воробьёва, М. Чижикова с различных СМИ (целого ряда газет, журналов, печатных изданий);

Все они по-разному изучают суеверия, чудеса, которые по систематизации основных примеров в сущности - одни и те же в процессе развития общества и мира в целом. Суеверия становятся примером культурного

наследия народов. Как правило, с самых ранних этапов своего развития, суеверие наполнялось разного рода смыслами, значениями - такими как историческая, социальная, культурная, городская, «медийная» сфера (СМИ) и образование. Упоминая образование, многие СМИ в последнее время стали указывать на то, что, например, ЕГЭ - может стать мотивом суеверности будущего студента [2, с. 66 - 67]. Последние источники разработки данной темы - основополагающие, поскольку речь в настоящей работе идёт о студенчестве и их суевериях, которые с годами всё больше приобретают свой пик популярности и ценность. Полевые исследования автора [10] в этом смысле также делают большой вклад в понимание того, что суеверия актуальны на сегодняшний день среди студенчества. Апробация темы суеверного восприятия в нашем мире воплощается и реализуется посредством публикации статей [11].

Актуальность проблемы исследования связана с тем, чтобы обосновать значимость суеверий у студентов современности. Практическая основа суеверий у студенчества, конечно же, есть. Особенно, когда речь идёт о сдаче студентами экзаменов. Бывают, конечно же, случаи, когда студенты прибегают к суевериям из-за своей беспечности или чрезмерной занятости в течение всего семестра, помимо учёбы в вузе (студенты зачастую одновременно и учатся, и работают). Иногда дело просто в настойчивости и усердии студента. Если есть потребность какой-либо проблемы в обществе, значит, есть научность самого понятия студенческого суеверия в традиционной культуре молодёжи.

Новизна исследования, публикуемого в настоящей статье, состоит в гендерном изучении суеверного восприятия. Очень важно понять, как оценивают предназначение существующих сейчас суеверий девушки, а как юноши. В качестве самых ярких суеверий девушек следует выделить гороскопы, гадания, сонники; среди мужских - не сбривать бороду перед экзаменом, подбрасывать монету, рассказывать анекдоты, «денежные суеверия». Зачастую такое распределение суеверий можно объяснить тендерными ролями мужчины и женщины: она - хранитель очага (планирует,

оберегает дом и хозяйство), он - добытчик [4, с. 285]. Всё это блистательно отображается и в студенчестве, в суевериях студенчества. Студенты достаточно охотно, по мере необходимости, знакомятся с некоторыми видами суеверий благодаря каналам связи (телевидение, газеты, интернет и др.).

Женские студенческие представления и суеверия (гороскопы, гадания, сонники - прим.) более многочисленны по своей классификации и типологии, чем мужские (не бриться перед экзаменом, денежные суеверия, «волшебная монета», анекдоты - прим.). В основном, девушки в рамках определённого вида суеверий называют около 3 - 4 самых распространённых видов таких суеверий (например, гадания - на воде, на рисе, по грецкому ореху, по сапожку [1, с. 18], по погоде, по песку и т.д.). Увы, юношеские суеверия не обладают такой пестротой многообразия, поэтому-то и вера в них несколько слабее, чем у девушек. Так, один из опрошенных респондентов, Никонов Артём, студент 5 курса, антрополог, как-то сказал: «Я не верю в суеверия, потому что пока что в моей жизни ничего не сбывалось...» [10, л. 12].

Среди распространённых форм женских (юношеских студенческих) суеверий являются гадания (около 60 % опрошенных - 120 человек - с трёх ВУЗов г. Владивостока - ДВФУ, ВГМУ, Дальрыбвтуз, ВГУЭС, среди 200 человек - прим.). Гадание - одно из самых распространённых способов подготовки студентов к сессии и экзаменам. По мнению М.М. Красикова, «гадания (как святочные, так и предэкзаменационные) всё ещё остаются популярными среди женской половины студенчества. Самый действенный способ узнать ответы на все вопросы - гадать с помощью зеркал. В пустой комнате друг против друга установите два зеркала так, чтобы они отражались одно в другом. Как только возникнет тринадцатое отражение, прочитайте вслух слова:

Духи, слушайте меня!

Одеяло - простыня!

Выпив воду всю из крана,

Позовите дух декана!

При этом в тринадцатом отражении появится декан. Вы должны сразу же ему задать свой вопрос! Внимательно следите за тем, чтобы он к вам не приближался. Если же он всё же начнет двигаться к вам, заклинайте его словами: «Чур меня от декана! Мать Алгебра. Спаси и сохрани!». Иначе декан может выйти из зеркала и тогда быть беде» [6, с. 31 - 33; 5, с. 65]. Многие студенты сообщали, что проведение такого ритуала придавало им силы перед сдачей экзаменов, настраивало на нужную «волну» успеха.

Никто, пожалуй, из адептов (членов) субкультуры студенчества не является более суеверным её приверженцем, нежели чем девушки-студентки, как представители женской части современного студенчества. Безусловно, в этой связи, их ориентиры, приоритеты и интересы в жизни, особенно сейчас, являются важными деталями информации, отражающей бытовую культуру этих студентов, всего того, что помогает им «найти себя» в этой жизни. Для того, чтобы «найти себя» в этой жизни, необходим какой-либо мотив психологического успокоения [10, л. 12] и уверенности в себе. Ими отчасти становятся суеверия.

Гороскопы (25 % опрошенных от 200 человек) - вторая по популярности после гаданий форма суеверного восприятия современной молодёжи, среди студентов города Владивостока. Респонденты-девушки (преимущественно 1, 2 курсов - прим.) часто ссылаются на гороскопы, почерпнутые из газет и телевизионных программ, как на предмет особой важности, способный предсказать судьбу и предостеречь человека от нежелательных поступков. Одна из респондентов, Павилова Ольга Валерьевна, студентка 4 курса, культуролог гуманитарной школы ДВФУ, объясняя приверженность 17-х, 18-х студентов к гороскопам, ответила следующее: «Такие студенты - в основном -первокурсники. Они ищут возможность наиболее лёгкой сдачи экзаменов. Тем более, они больше всех волнуются, переживают за исход экзамена. Поэтому-то и используют гороскопы и прочие суеверия с той целью, чтобы успокоиться и

подойти в оптимальной форме и состоянии к сдаче сессии и экзаменам» [10, л.

34].

Гороскоп - менее распространённая форма суеверных воззрений студенческой молодёжи. Хотя она не такая уж популярная закономерность фиксирования информации в нашем современном мире, всё же нередко применяется студентами ради интереса для того, чтобы с помощью определённого предписания на каждый знак зодиака узнать о своих потенциальных планах в ближайшее время. По сравнению с гаданиями, где требуется определённое знание законов природы и разновидностей карт, у гороскопов ничего подобного нет. Для них требуется лишь пресса с предписаниями на определённый знак зодиака и желание узнать будущее - и всё. Тогда ваши желания исполнятся.

Чаще всего распространена зодиакальная форма в структуре гороскопа. Возникает вопрос - почему именно число 12 входит в гороскоп. На это есть вполне логичное объяснение. Дело всё в том, что животные для гороскопа были заимствованы из глубокой древности, ещё до наступления новой эры. Трактовка возникновения гороскопов отправляет нас в изучение древней китайской философии. Все 12 животных олицетворяли качества и навыки человека, стихии природы.

Телевидение (СМИ) играет большую роль в распространении телепередач о разных чудесах и суевериях в России. Это объясняется тем, что в наши дни многое в мире непознанно и требует разгадки [7, с. 1]. Материал такого содержания по гороскопам можно классифицировать по нескольким видам: зодиакальный гороскоп и восточный гороскоп. Первый тип подобных гороскопов нацелен больше на личное, психологическое усвоение информации о человеке, используя определённый знак зодиака - Близнецы, Рыбы и т.д.). Восточный гороскоп скрывает чаще всего глубинные уровни человеческого сознания, которые связывают нас с животным миром, находя в каждом из нас повадки какого-либо животного (недаром, каждый год в восточном календаре

именуется годом какого-либо животного, чередуя друг друга каждые 12 лет -коза, тигр, змея и т.д.). СМИ (чаще всего газеты) как нельзя лучше рассматривают для нас данный вид суеверного восприятия в каждом еженедельном выпуске любой из предложенных газет в киосках и магазинах нашего города.

Ни для кого не секрет, что студенты, пожалуй, больше других в период сессий (летней и весенней - прим.) склонны быть набожными, планировать всё наперёд, чтобы сдать все экзамены удачно. Для оптимального выполнения этих вещей, необходимо в качестве психологической поддержки иногда прислушиваться к гороскопам как формам суеверий, обеспечивающих внутреннее успокоение.

Следует отметить, что гороскопы могут быть разными: на день, на неделю, месяц, год - всё зависит от того, насколько далеко простираются планы студента по сдаче экзаменов. Наиболее часто употребляемым у студенчества является месячный гороскоп, оптимально улавливающий веяния погоды, которая в корне мотивирует человека в совершении тех или иных поступков. Не исключение, и студенты с их суевериями.

Меньше всего приверженцев у девушек, считающих сонники (15 % от 200 человек - прим.) подходящей формой суеверного восприятия при сдаче сессии и экзаменов. Сонники - виды суеверного восприятия, известные, пожалуй, что всем, даже тем, кто не слишком уж интересуется и увлекается тайнами бессознательного, в которые каждый попадает, когда находится во сне и видит сны. О снах знали и знают давно. Первые представления о сне получили философы, один из ярких представителей которых был Плутарх (45 - 127) -древнегреческий философ, моралист. О снах он выразился достаточно точно и лаконично: «Сон даёт отдых и успокоение для всех, кроме суеверного» [3, л. 4]. В одной фразе было подчёркнуто то, что сон, как физиологическое состояние организма, очень важно для человека в форме накопления сил и отдыха. Однако же, было упомянуто и то, что даже во сне человек продолжает решать

свои задачи, являясь, будучи занятым, всё время - он ищет пути решения проблемы, и иногда они (решения проблемы - прим.) приходят ему в форме образов, в сновидениях. На первый взгляд, кому-то это покажется невероятным, но такое случается, и довольно часто. Таким образом, иногда, не доверяя сновидениям, многие люди называют подобные вещи сверхъестественным -тем, что не может произойти с человеком в реальности. Но такое происходит и признано называться суевериями, в которые иногда верят люди, надеясь найти в них успокоение и решение проблемы. Не исключение и студенты. Они также видят сны, посвящённые экзаменам и прочим испытаниям. По статистике проведённого в 2011 году соцопроса, подсчитано, что сновидениям подвержены чаще (в 60% случаев - девушки), нежели юноши, которых всего 40 %. Следовательно, сны анализируют в большинстве своём больше девушки -сон является предвестником всех надвигающихся дел с благоприятным или неблагоприятным концом. Иногда, если мы говорим о студенчестве, они касаются экзаменов. Не исключен тот факт, что отдых и накопление физических сил необходимо, а значит, нужен и сон - поэтому появление образов в состоянии бессознательного у людей, и у студентов в том числе -вполне естественный феномен. Только проявляется он у всех по-разному. В этом-то и состоит вся суеверность сна - некоторые придают этому слишком много внимания, другие же - нет, у одних вещие сны случаются довольно часто, а у других - нет. Дело здесь ещё в степени решимости побороть проблему своими силами. Это пытаются сделать и студенты, прибегая к трактовке сна. У некоторых сны занимают важное место в жизни, а у других они и вовсе не имеют уж такого сакрального значения.

Итак, сонники как инструмент суеверного восприятия студентов, играют в их жизни следующее значение (функции):

1. Психологическая - стимулирует желание в сознании студента разобраться в его ценностях, интересах, приоритетах во время сессии;

2. Регулятивная - помогает снижению стрессовых состояний студента во время сессии, установление баланса;

3. В качестве проведения досуговой деятельности (свободного времени); [10, л. 98].

Часто респонденты использовали сонники, чтобы узнать трактовку своего очередного сна, не ради выгоды для себя (целенаправленного использования в экзаменах), а ради интереса.

А что же юноши? Неужели они и вовсе не верят в суеверия, не полагаются на всякого рода предрассудки. Конечно же, такие примеры есть, просто их число содержит меньше примеров таких суеверий. Но все же такие суеверия есть.

Таким учёным по праву можно считать американского социолога, лингвиста Вайса (Vyse). В исследовании «Believing in Magic. The Psychology of Superstition» («Вера в магию. Психология суеверия») автор говорит об иррациональности всех наших суеверий, утверждая, что ни один из нас не способен прожить без суеверий. Обзор данного исследования таков, что суеверия тесно связывают человека с миром природы, отказаться от которых не в силах даже студенты-юноши. Хотя мы живем в технологически развитом обществе, суеверие всё так же широко распространено, даже больше, чем когда-либо. Далекие по смыслу, ограниченные атлетами (спортсменами) и актерами, суеверные убеждения являются общими среди людей всех занятий и любого образовательного уровня и уровня дохода. Здесь, Stuart Vyse исследует нашу склонность к этим иррациональным убеждениям (то, что нельзя просчитать -прим.). Предрассудки, пишет он, - естественный результат хорошо-осознанных психологических процессов, включая нашу человеческую чувствительность в совпадениях, склонность для воспроизведения ритуалов, чтобы заполнить время (чтобы бороться с нервами, нетерпением), чтобы справляться с неопределенностью, потребность в управлении, и т.д. Текущее поведенческое исследование суеверия демонстрируется как комплекс, и парадоксальное

человеческое поведение может быть понято через научное исследование. Vyse адресует характеристики личности, связанные суеверием и ролями суеверных убеждений, в действиях. Хотя суеверие является нормальной частью человеческой культуры, Vyse доказывает, что мы должны обеспечить альтернативные методы распознавания неопределенности жизни посредством анализа решения проблемы, продвигая образование науки, и вызывая то, что критически оценивает источники наших убеждений [13, p. 12].

В последнее время всё чаще стали рассматриваться механизмы везения и удачи, которые можно проследить практически в каждом суеверии. Такими механизмами вполне можно считать случай. Так, коллектив зарубежных авторов, учёных Griffiths Mark D., Carolyn Bingham, провели целое исследование, написав статью «Исследование суеверных верований среди игроков бинго» [12, P. 1 - 13]. Так как юноши - народ не слишком суеверный, то эта статья всё-таки убеждает практически всех в том, что в мире есть место удачи и везению. И даже в сессии такая удача есть. Статья зарубежных учёных посвящена азартным играм. Стоит сказать, что риск, азарт, везение и удача -главные «слабости» юношей, которые прекрасно применяют свои навыки на практике, в сдаче сессии («ловят халяву» - прим.).

«Это исследование было проведено, для того, чтобы исследовать веру игроков, рассматривающих суеверие и удачу, и каким образом эта вера связана с их поведением игры в азартные игры» [12, P. 1]. Стоит заметить, что юноши больше по характеру способны быть рискованными, нежели чем девушки, потому они и чаще испытывают «судьбу на прочность», например на экзамене. В некотором роде процедура вытягивания билета на экзамене - есть своеобразная азартная игра, когда ты не знаешь - повезёт тебе или нет. Как было сообщено ранее - это своеобразная клеромантия (жребий - прим.) [8, с. 38]. Для студентов-юношей жребий как нельзя лучше известен. Ведь кто не хочет на экзамене вытянуть так называемый «белый билет» (билет без вопросов - «автоматическая пятёрка» на экзамене без испытаний) [10, л. 98].

Когда силы на исходе, требуются новые силы, большинство студентов читают анекдоты. Заметим, что некоторые такие примеры анекдотов как раз выступают в роли суеверных воззрений и предрассудков. Их можно найти в тележурнале-газете «Антенна», № 43 (825) 2012 года. Этот пример -исключительно суеверие юношей (мужчин): «Интересное наблюдение: 90% ленивых мужчин считают, что им идёт борода» [9, с. 92]. Роль мужских суеверий можно определить как психологическая помощь в трудных ситуациях перед экзаменами, «поднятие духа».

Итак, становится вполне понятно, что суеверие в мировоззрении самих студентов заслуживает больше оценок «за», чем «против». Хотя суеверия иногда и являются «бедами учащихся». Несмотря на это, практически во всех формах информации (в этнографической литературе, в СМИ - в интернете, в газетах, по телевидению), суеверия становятся уже привычной темой, к которой люди обращаются каждый раз, чтобы узнать секреты потаённого, таинственного, священного. Особенно, эта тема исследования всё больше обостряется и актуализируется, если речь идёт о студенчестве, и их суеверном восприятии в момент сдачи экзаменов и сессии. Суеверия имеют особое значение в организации культурной жизни каждого студента в период предстоящих испытаний, поскольку это отслеживает их интересы, внутренний мир и готовность преодолевать трудности.

Список литературы

1. Бабаева Д.А. Три студентки вечерком.... // Тележурнал-газета Антенна. 2012. № 4 (786). С. 18-20.

2. Дубинина М. Последний рывок // Тележурнал-газета Антенна. 2012. № 20 (802). С. 66-67.

3. Календарь. Сны и судьбы 2003. Ростов-на-Дону., «Феникс +», 2003.

395 л.

4. Кондря Т.И. Проблемы определения маскулинности в современных гендерных исследованиях // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XVI Международной практической конференции (30 июля 2012 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. М.: Издательство «Перо», 2012. С. 285-289.

5. Красиков М.М. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры современного украинского студенчества (К постановке проблемы) // Даеа / Докса. Збiрник наукових праць з фшософи та фшологи. Вип. 9: Семантичш й герменевтичш вимiри смiху. Одеса: ОНУ iм. I. I. Мечникова, 2006(а). С. 61-69.

6. Лис Т.В., Разумова И.А. Студенческий экзаменационный фольклор // Живая старина. 2000. № 4. С. 31-33.

7. Мезенцев В.А. Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1. Алма-Ата: Казахская советская энциклопедия, 1991. 368 с.

8. Тарасова О. П. Вытяни свой жребий // Линии судьбы. Май 2012. 5(19). С. 38 - 39.

9. Улиско Т. Улыбка «Антенны». Анекдоты // Тележурнал-газета Антенна. 2012. № 43 (825). С. 92.

10. Ульянченко А.Л. Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1. Оп.2. Д. 673. 109 л. Суеверия как элементы бытовой культуры студентов вузов г. Владивостока. Материалы А.Л. Ульянченко.

11. Ульянченко А.Л. Историография гадания и её влияние на современное студенчество // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XVI Международной научно-практической конференции (30 июля 2012 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. М.: Издательство «Перо», 2012. С. 159-163.

12. Mark D. Griffiths and Carolyn Bingham. A study of superstitious beliefs among bingo players. Journal of Gambling Issues, 13 (2005): 1-13. doi: 10.4309/jgi.2005.13.7

13. Vyse St.A. Believing in Magic. The Psychology of Superstition. N.Y.; Oxford: Oxf. Univ. Press. 1997. 272 p.

References

1. Babaeva D.A. Tri studentki vecherkom.... [Three girl students in evening...]. Telezhurnal-gazetaAntenna, no. 4 (2012): 18-20.

2. Dubinina M. Posledniy ryvok [Last jerk]. Telezhurnal-gazeta Antenna, no. 20 (2012): 66-67.

3. Kalendar'. Sny i sud'by 2003 [Calendar. Dreams and fates 2003]. Rostov-on-Don., "Phoenix +", 2003. 395 p.

4. Kondrya T.I. Problemy opredeleniya maskulinnosti v sovremennykh gendernykh issledovaniyakh [The Problems of the determination musculing in modern gender researches]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki: Materialy XVI Mezhdunarodnoy prakticheskoy konferentsii (30 iyulya 2012 g.) [Actual questions of the modern science: Material XVI International practical conference (the July 30 2012)] : Collection of the scientific works / Scientific ed. d.p.n., prof. I.A. Rudakova. M.: The publishing «Feather», 2012. pp. 285-289.

5. Krasikov M.M. Obryadovo-zrelishchnye formy smekhovoy kul'tury sovremennogo ukrainskogo studenchestva (K postanovke problemy) [Riteentertainment forms laughter cultures modern Ukrainian students (By stating the problem)]. Aasa. Odessa: ONU of Mechnikov, 2006(a). pp. 61-69.

6. Lis T.V., Razumova I.A. Studencheskiy ekzamenatsionnyy fol'klor [Student examination folklore]. Zhivaya starina, no. 4 (2000): 31-33.

7. Mezentsev V.A. Chudesa: Populyarnaya entsiklopediya [The Miracle: Popular encyclopedia]. Volume 1. Alma-Ata: Kazakh soviet encyclopedia, 1991. 368 p.

8. Tarasova O. P. Vytyani svoy zhrebiy [Extract its lot]. Linii sud'by [Lines of the fate], no. 5 (May 2012): 38-39.

9. Ulisko T. Ulybka «Antenny». Anekdoty [Smile of «Antenna». Anecdotes]. Telezhurnal-gazeta Antenna, no. 43 (2012): 92.

10. Ulyanchenko A.L. Arkhiv IIAE DVO RAN. F. 1. Op.2. D. 673. 109 l. Sueveriya kak elementy bytovoy kul'tury studentov vuzov g. Vladivostoka [Archive of institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS. F. 1. Op.2. D. 673. - 109 pages. - Superstitions as elements of lifestyle culture student universities Vladivostok]. Material A.L. Ulyanchenko.

11. Ulyanchenko A.L. Istoriografiya gadaniya i ee vliyanie na sovremennoe studenchestvo [The Historiography of the fortunetelling and its influence upon modern student environment]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki: Materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (30 iyulya 2012 g.) [Actual questions of the modern science: Material XVI International scientifically-practical conference (July 30 2012)]: Collection of the scientific works / Scientific ed. d.p.n., prof. I.A. Rudakova. M.: Publishers "Feather", 2012. pp. 159-163.

12. Mark D. Griffiths and Carolyn Bingham. A study of superstitious beliefs among bingo players. Journal of Gambling Issues, 13 (2005): 1-13. doi: 10.4309/jgi.2005.13.7

13. Vyse St.A. Believing in Magic. The Psychology of Superstition. N.Y; Oxford: Oxf. Univ. Press. 1997. 272 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ульянченко Антон Леонидович, аспирант отдела этнографии, этнологии и антропологии

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук ул. Пушкинская, 89, г. Владивосток, Россия ant37514852@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Ulyanchenko Anton Leonidovich, post-graduate

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, far-eastern branch of the RAS

89, Pushkinskaya str., Vladivostok, Russia ant37514852@yandex. ru

Рецензент:

Шахов Д.А., канд. соц. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.