Научная статья на тему 'Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения'

Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3462
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / ЗНАНИЯ / СУЕВЕРИЯ / МОТИВЫ СУЕВЕРНЫХ И МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК / FAITH / KNOWLEDGE / SUPERSTITIONS / SUPERSTITIOUS AND MAGICAL PRACTICES MOTIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Измоденова Нина Николаевна

Рассматриваются магические практики трех групп населения Мурманской области: студентов старших курсов КФ ПетрГУ, работников Кольской АЭС, молодежи с высшим образованием на примере эмпирических исследований студентов, выпускников кафедры «философии и социологии» КФ ПетрГУ. Выявляется связь различных верований и практик с конфессиональной идентичностью, социальными (образование, профессия, должность и т.д.) и демографическими характеристиками респондентов, мотивы и функции суеверных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Superstition as a life way of educated population groups

Magical practices of the three groups of the Murmansk Region population, namely, senior students of the Kola branch of the Petrozavodsk State University, the Kola Nuclear Power Plant's, employees and young people with higher education as a case studie of empirical studies of KB PSU Philosophy and Sociology Department's students and graduates, are considered. The connection of various beliefs and magical practices with respondents' confessional identity and social (education, occupation, position etc.) and demographic characteristics as wellas motives and functions of magical practices, are revealed.

Текст научной работы на тему «Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения»

УДК 316.66 (470.21)

Н.Н.Измоденова СУЕВЕРИЯ КАК СПОСОБ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

Рассматриваются магические практики трех групп населения Мурманской области: студентов старших курсов КФ ПетрГУ, работников Кольской АЭС, молодежи с высшим образованием на примере эмпирических исследований студентов, выпускников кафедры «философии и социологии» КФ ПетрГУ. Выявляется связь различных верований и практик с конфессиональной идентичностью, социальными (образование, профессия, должность и т.д.) и демографическими характеристиками респондентов, мотивы и функции суеверных практик.

Ключевые слова:

вера, знания, суеверия, мотивы суеверных и магических практик.

N.N.Izmodenova SUPERSTITIONS AS A LIFE WAY OF EDUCATED POPULATION GROUPS

Abstract

Magical practices of the three groups of the Murmansk Region population, namely, senior students of the Kola branch of the Petrozavodsk State University, the Kola Nuclear Power Plant's, employees and young people with higher education as a case studie of empirical studies of KB PSU Philosophy and Sociology Department's students and graduates, are considered. The connection of various beliefs and magical practices with respondents' confessional identity and social (education, occupation, position etc.) and demographic characteristics as wellas motives and functions of magical practices, are revealed.

Key words:

faith, knowledge, superstitions, superstitious and magical practices motives.

Из определений в словарях, представленных в Википедии, понятия «суеверие» и «предрассудок» являются синонимами. Суеверия относятся к социальным представлениям или к формам коллективного сознания, которые формируются в процессе совместной жизнедеятельности людей.

Суеверие - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение. В русском языке слово «суеверие» означает слепую веру во что-либо (от древнеславянского «суе» или «всуе» - «напрасно», «тщетно»), то есть «суетная вера». Суеверия в широком смысле означает веру в различного рода приметы, поверья, астрологию и псевдодуховные учения. В словаре В.Даля суеверие поясняется как «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное,

сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствия, где никакой причинной связи не видно» [Даль, 2002].

Изучением возникновения и сохранения суеверий в современном мире занимаются специалисты разных областей знания: историки, этнографы,

социальные психологии, социологи, религиоведы и т.д. Существует большой пласт русской и зарубежной литературы XIX, XX, XXI вв. посвященной этим проблемам. Поиск в русскоязычном Интернете по исследованиям суеверий дает 760 тыс. результатов, что позволяет оценить интерес к данной теме.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с существующими суевериями у современных образованных людей. Используются результаты социологических исследований, проведенных студентами, обучавшимися на специальности «социология» в КФ ПетрГУ под руководством автора этой статьи. В 2008-2009 гг. Г.А.Семина изучала магические практики молодежи с высшим образованием, а в 2012-2013 гг. Е.В.Чурсина - суеверные практики студентов КФ ПетрГУ и работников КАЭС. На наш взгляд, результаты достаточно показательны. Они позволяют констатировать, что все опрошенные в той или иной степени пользуются в своей практике суевериями: обращаются к целителям и магам, читают гороскопы и книги по оккультизму, смотрят соответствующие телевизионные программы, считают, что «просыпал соль -к ссоре» и т.д. Это не только знание определенных практик, но и их использование в своей повседневной жизни.

Студенты КФ ПетрГУ

При изучении суеверных практик студентов использовался метод опроса -полуструктурированное интервью. Информанты - 9 студентов старших (4-5) курсов разных специальностей.

Результаты исследования показали, что существуют две категории студентов: одна из них - верящая в приметы, другая - знающая о существовании суеверий, но не верящая в их реальную эффективность и не использующая на практике свои знания. При этом последние считают, что приметы служат для того, чтобы снять ответственность с самого человека. Суеверные студенты думают, что приметы служат для того, чтобы приобрести уверенность в себе, для самовнушения, что позволит получить наилучший результат, то есть искренне верят в эффективность суеверий. Есть третья категория - они используют приметы, не рефлексируя, а только по той причине, что их обучали этому с самого детства.

Источником знаний о приметах является старшее поколение, то есть родители, бабушки и дедушки и ближайшее окружение - друзья и сокурсники.

Экзаменационная сессия - период времени, когда приметы наиболее значимы (Лис, Разумова, 2000). Мотивы использования суеверий во время экзаменационной сессии студентами-информантами позволяют разделить их на три группы. Первая группа студентов использует суеверия и считает их эффективными. Вторая группа - используют суеверия в жизненных ситуациях, но не считают, что данный метод эффективен во время экзаменационной сессии. Они полагаются только на собственные знания, но, тем не менее, обращают внимание на приметы, которые придают уверенности: «... Человеку это придает уверенности и заставляет чувствовать себя спокойнее», помогают преодолеть

чувства скованности и страха. Респонденты отмечают, что суеверия являются достаточно полезными: «Если приметы заставляют чувствовать себя

спокойнее, то, думаю, вера в них не повредит, а где-то даже и поможет». Третья группа интервьюируемых отрицательно относится ко всяким приметам во время сессии: «Хорошая примета - ходить на все пары и готовиться»; «Думаю, что люди в случае неудачи, с помощью примет снимают с себя ответственность».

Суждения студентов о суевериях можно свести к следующим тезисам.

1. Приметы - это случайные совпадения.

2. Нет суеверий, вызывающих доверие, главное - собственные знания.

3. Люди используют суеверия для самоутверждения.

4. Суеверия помогают чувствовать себя увереннее, спокойнее.

5. Все приметы несут смысловую нагрузку и свое предназначение.

6. Суеверия предостерегают человека от беды.

Чаще всего в интервью упоминались суеверия, связанные с черной кошкой, с зеркалом, столовыми приборами (в быту); с зачетной книжкой, 5-рублевыми монетами, гигиеной в период экзаменов (не мыть голову, не бриться, не стричься).

Молодежь с высшим образованием

Мотивация обращения к магии выявлялась Г.А.Семиной на примере молодежи г.Апатиты. Метод исследования - полуструктурированное интервью. Опрошено 30 человек: 19 интервью девушек, 11 - юношей.

Определение информантами самого понятия «магия» предстает в нескольких вариантах:

• необъяснимая сила (средство), с помощью которой человек, обладающий этой силой/этим средством, может оказывать влияние на людей;

• сверхъестественное, необъяснимое явление мира, оказывающее влияние на людей;

• колдовство, волшебство;

• выдумка, сказка;

• древнейшее знание;

• грех.

Информанты, как правило, используют несколько трактовок понятия «магия». Кроме того, в интервью респонденты отмечают, что магия позволяет одному человеку манипулировать другими, а также оказывать влияние на жизни других людей.

В представлениях молодых респондентов различаются понятия «магия» и «современная магия», то есть явление распадается на два типа: «древняя магия», которая воспринимается как реально существовавшая в традиционном обществе и использовавшаяся с желаемым результатом, и «современная магия» -некий суррогат древней магии, которая утратила в ходе истории свое первоначальное предназначение. Современная магия утрачивает трансцендентальный характер. Она выступает частью повседневной жизни индивидов как бизнес, как хобби, как развлечение. Существует современный развитый рынок магических услуг. Характеризуя магию в современном мире как

вид бизнеса, как высокооплачиваемую работу, респонденты отмечают, что в данном случае магия играет «...положительную роль в современном обществе, поскольку в силу кризиса в нашей стране сократилось количество рабочих мест, и занятие магией является отличным видом заработка, поскольку в условиях кризиса за помощью к магии обращается больше народа, чем обычно».

Главная функция магии в современном мире, по мнению респондентов, -коммерческая. Но помимо этой роли, магии приписываются следующие функции:

• удовлетворение человеческого любопытства;

• решение жизненных проблем, которые невозможно уладить другими способами, кроме как обращением к магии;

• развлечение (игра);

• «последний шанс», надежда (имеются в виду заболевания, которые не могут вылечить квалифицированные врачи, и в этом случае человек обращается к магии как к последнему средству);

• средство управления своей жизнью;

• регулятор человеческих отношений.

Говоря о магии как о регуляторе человеческих отношений, респонденты отмечают, что в современном обществе к магическим средствам прибегают для решения проблем не только в любовных отношениях, но и в других сферах жизнедеятельности, например, в бизнесе. Один из респондентов высказался так:

«С ее помощью убирают конкурентов, врагов. Ведь в обществе одновременно действует большое количество людей, невозможно со всеми быть в хороших отношениях. Ведь человек живет в обществе, в котором одновременно с ним существуют другие люди самого разного возраста, знаний, умений... магия - это один из регуляторов человеческих взаимоотношений». По мнению молодежи, использование магии в современном обществе имеет также негативные психологические и духовные последствия. Респонденты отмечают, что увлечение магией «.ведет к нравственному упадку, .развращает духовный мир человека, ..работает как вирус в компьютере».

Магические практики

Участие в магических практиках свойственно в большей степени девушкам, нежели юношам. Некоторые респондентки прибегали к ним неоднократно.

Можно выделить два типа использования магии в жизнедеятельности информантов.

1. Осуществление магических действий самостоятельно, без привлечения специалистов-магов, в форме различных видов гаданий (на картах, кофейной гуще, святочные гадания), заклинаний, заговоров (любовных -«приворотных» и «отворотных»; защитных - от порчи, сглаза, от злого человека и так далее). Респондентки не придают этой практике большого значения, считая такие занятия лишь развлечением, хобби.

2. Обращение непосредственно к «специалистам» (гадалкам, колдунам, целителям).

Выявляются основные мотивы, которыми руководствуются информанты, обращаясь к таким специалистам:

• узнать свое будущее;

• вылечить болезнь;

• навести/снять любовную тоску;

• снять порчу, сглаз.

К услугам специалистов прибегали не только девушки. Но если они действовали по собственной воле, то обращение юношей к «магам» происходило по инициативе родственников.

Магические действия осознаются респондентами как реальные личные инструменты работы со своими проблемами. Опыт обращения родных, друзей, знакомых повлиял на их веру в существование магии, а также на решение обратиться за помощью к специалистам в этой области.

Классификация магов

В высказываниях молодежи присутствует деление магов на «черных» и «белых». Действия «черных» магов направлены на причинение вреда человеку, а «белых» - на оказание помощи. В интервью присутствует также деление на «настоящих» и «ненастоящих» магов. «Ненастоящие» маги обозначаются как лжемаги, шарлатаны, мошенники, обманщики, дилетанты, лохотронщики. Респонденты приписывают им различные характеристики (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики «настоящих» и «ненастоящих» магов

№ п/п «Настоящие» маги, целители, колдуны № п/п «Ненастоящие» маги

1. Малочисленность 1. Многочисленность

2. Пожилой возраст 2. Люди молодого возраста

3. Не занимаются саморекламой 3. Занимаются саморекламой

4. Оказывают бесплатные услуги 4. Оказывают платные услуги

5. Имеют актерский талант

6. Настойчиво предлагают свои

услуги

7. Обладают ораторскими способностями

8. Говорят расплывчатыми фразами

Главными показателями «настоящих» и «ненастоящих» магов являются их количество, возраст, оказание платных/бесплатных услуг. Не менее значимым показателем является самореклама. Респонденты не верят в магические способности людей, дающих объявления о своих услугах в прессе. Они считают, что это лишь способ красиво предложить свои услуги, и уверены, что люди, дающие такие объявления, имеют единственную цель - заработок. Опрошенные респонденты отмечают также высокую стоимость предлагаемых в прессе услуг. В интервью они приводят примеры общения своих родственников, друзей, знакомых, с «ненастоящими» магами, а также

случаи собственного обращения к ним. В большинстве примеров результатом контакта явилась утрата огромных денежных средств и золотых украшений. Поэтому авторы рекламных объявлений автоматически воспринимаются как мошенники и шарлатаны (табл.2).

Таблица 2

Возможности современных магов, целителей, колдунов

№ «Настоящие» маги, целители, № «Ненастоящие» маги, целители,

п/п колдуны п/п колдуны

1. Умеют лечить (лечат с помощью 1. Имеют актерский талант,

заговоров, трав, молитв) с помощью которого оказывают

2. Предсказывают будущее влияние на другого человека:

(определенные факты из сознательно вводят людей

будущего человека) в заблуждение («дурят»);

3. Наводят порчу (используют обманывают; изымают

магические способности во вред, («выуживают») деньги за свои

а не во благо человека). неквалифицированные услуги;

4. Исцеляют болезни с помощью предлагают заведомо

специфических средств невыполнимые услуги

5. Осуществляют любовный 2. Владеют даром внушения,

приворот (заставляют одного убеждения, техникой гипноза

человека полюбить другого). (внушают нужную информацию

6. Отыскивают пропавших людей с целью приобретения денежной

7. Общаются с темными силами выгоды

(используют темные силы для 3. Калечат людей (наносят вред

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

своих целей) здоровью человека)

8. Толкают человека на злое дело 4. Подрывают доверие народа

(перекладывают ответственность к врачам

за свое деяние на человека)

По мнению респондентов, деятельность «ненастоящих» магов носит негативный характер. Их главная цель - получение денежной выгоды. И девушки, и юноши отметили, что к таким людям «на крючок», как правило, попадаются мнительные, неуверенные в себе, доверчивые, внушаемые люди. И вся деятельность «ненастоящих» магов рассчитана именно на таких людей. Деятельность «настоящих» магов может быть как позитивной (оказание помощи, использование «магических» способностей во благо человека), так и негативной (способности используются для причинения вреда человеку). Многие из опрошенных пользовались услугами настоящих магов и благодарны им. Молодежь считает, что в последнее время увеличилась численность лжемагов.

Роль средств массовой коммуникации

Многие современные исследователи и наши респонденты отмечают возросший интерес к магии со стороны молодежи. Главными факторами, влияющими на возрастающий интерес молодежи к магии, по мнению

информантов, являются телевидение и Интернет. На телевидении все чаще обсуждается тема магии, в Интернете создаются не просто сайты с информацией о магии, но и сайты гаданий, общения с магами. С каждым днем все больше молодежи вовлекается в данное пространство. С точки зрения респондентов, эта информационная активность направлена на коммерческие цели, получение денежной выгоды.

Информанты признавали, что смотрят телевизионные передачи, фильмы, читают различную литературу о проявлениях магического в жизни, так как у них есть интерес ко всему загадочному и необъяснимому. Наблюдаются гендерные различия в пристрастиях к темам телевизионных передач: для юношей наибольший интерес представляют сюжеты об истории происхождения магии, о людях, которые обладали магическими способностями (Ванга, Нострадамус), а также телепередачи, в которых разоблачается деятельность современных лжемагов. Для девушек характерен интерес к публикациям и телепередачам, повествующим о предсказаниях, историях столкновения с магией обычных людей, о способах защиты от порчи и сглаза. Женатые юноши отметили, что смотрели такие передачи или читали статьи, связанные с магией, «за компанию» со своими женами. Из фильмов, которые вызвали интерес тем, что заставили задуматься о существовании магии, респонденты назвали «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Властелин колец» и некоторые другие. Они отметили возрастающую популярность магии в современном обществе, которая выражается в огромных тиражах книжных изданий, посвященных данной тематике, а также в широком освещении данной темы на телевидении и в Интернете.

Один из респондентов заметил: «Информация о магии, распространяемая СМИ создает у молодежи ложное впечатление, что магия - это некое универсальное средство для решения всех проблем, которое позволяет чувствовать себя более значимым, приобретать власть над окружающими, а также получать все, что пожелаешь без особых усилий». По мнению образованной молодежи, под влиянием этой информации создается представление о том, что для достижения успеха в жизни не обязательно прилагать старания и усилия, нужно всего лишь обратиться к магии. Меняются жизненные установки. Как высказался другой респондент, «главная привлекательность магии для молодежи заключается в свободе от моральных обязательств... Не надо прилагать никаких усилий. Ты захотел - тебе это исполнили».

Наряду со СМИ важным фактором, влияющим на возрастающий интерес молодежи к магии, по мнению респондентов, является минимизация участия социальных институтов в социализации молодежи.

Вера в магию является существенной частью обыденного сознания молодежи, наряду с верой в Бога. Из 30 интервьюируемых 29 назвали себя верующими, православными. Только один человек (мужчина, 26 лет, женат, с высшим техническим образованием) назвал себя атеистом и критически отзывался о магии и магических практиках. Самым радикальным средством избавления от колдовского воздействия респонденты считают веру в Бога, посещение церкви. По словам некоторых респондентов, именно вера в Бога помогла им выйти из депрессивного состояния, в котором они находились после участия в магических действиях.

Работники Кольской АЭС

При изучении суеверных практик работников Кольской АЭС использовался анкетный опрос 100 человек в возрасте от 18 до 56 лет. Из участников опроса мужчин - 54; женщин - 46; образование высшее - (56); незаконченное высшее - 5; среднее специальное - 24; среднее

профессиональное - 7; среднее - 6. Опрошено 5 основных статусных групп:

1) руководители (инженер-руководитель, руководитель отдела) - 7;

2) специалисты, занятые на основном производстве (промышленный дизайнер, инженер, инспектор службы безопасности, технолог по обработке металлов, техник, инструктор техники безопасности, врач, геодезист) - 35; 3) специалисты на обслуживании (корреспондент, редактор газеты, переводчик) - 7; 4) рабочие на основном производстве (электромеханик, электрослесарь, слесарь, моляр, плотник, монтажник) - 23; 5) рабочие в обслуживании (повар, кассир, продавец, водитель) - 19; не ответили на вопрос о своем профессиональном и должностном статусе - 9 человек.

Распределение респондентов на основе их самоидентификации:

• группа суеверных - 32

• группа несуеверных - 65

• не ответили - 3.

Анализ данных показывает, что признаки «пол» и «возраст» не оказывают влияния на участие в суеверных практиках. Признаки «семейное положение», «наличие детей», «образование», «материальное положение», «должность работников» оказывают слабое влияние на подверженность суевериям и использование магических действий. Суеверия чаще распространены в среде рабочих в обслуживающем производстве и специалистов, занятых в основном производстве.

Знание некоторых суеверий и их использование связаны, в основном, с бытовыми, повседневными практиками. В профессиональной деятельности большинство работников, по утверждениям, к ним не прибегают (68%). Но таблица 3 демонстрирует другую реальность.

Таблица 3

Роль суеверий в трудовой и повседневной жизни респондентов (№=100)*

Значимость суеверий В трудовой сфере В повседневной жизни

Значительная 6 17

Незначительная 61 42

Не играет никакой роли 1 1

Нет ответа 6 3

Затрудняюсь ответить 26 37

*Процент от опрошенных 100 человек.

Данное распределение ответов позволяет констатировать факт значимости различного рода примет, которые используются работниками КАЭС не только в повседневной жизни, но и в трудовой сфере: 67% из 100 опрошенных указали на значимость примет в производственной деятельности. Показатель выше, чем у значимости суеверий в повседневной жизни - 59%.

В отношении веры в приметы позиции распределились следующим образом, %:

• верят в народные приметы как причины будущих событий - 57;

• ориентируются на приметы в своей повседневной жизни - 51;

• не верят в приметы - 27;

• не ориентируются на них в своей деятельности - 45.

Общение со специалистами в области магии не является исключительным. Обращались за помощью или советом к экстрасенсу, гадалке, колдуну, знахарю, астрологу и т.д. - 29%. Из них 17% оценили эту помощь как эффективную. Прислушиваются (от «всегда» до «иногда») к советам астрологов, магов, знахарей и т.д. - 57%. Не верят им - 33%.

Причины обращения к этим специалистам различны (табл.4).

Таблица 4

Рейтинг обращения респондентов к «специалистам» (экстрасенсам/ гадалкам/ колдунам/ знахарям/ астрологам и т.д.) за помощью

Причины обращения респондентов к «специалистам» (N=100)

Для решения проблем в семье 9.0

Для решения проблем, связанных со здоровьем 7.0

Ради интереса 6.0

Для решения проблем в личной жизни 5.0

Для решения проблем на работе 1.0

Для понимания своего будущего 1.0

Нет ответа 71.0

Респондентам задавали вопрос: в каких ситуациях люди чаще всего обращаются к суеверным практикам? Из 100 опрошенных 42 человека обращаются к суеверным практикам, когда испытывают беспокойство и страх, 38 - когда находятся в стрессовой ситуации, 6 - перед важным событием; 4 - из-за неуверенности в себе и когда не хватает знаний. 2 человека считают, что образованный человек никогда не должен применять суеверную практику, 8 - не ответили на этот вопрос.

Существует связь, хотя и слабая, между переменными «мотивация использования суеверных практик» и «удовлетворенность уровнем жизни» и между переменными «мотивация использования суеверных практик» и «ценности респондентов».

Главными жизненными ценностями опрошенные считают, %: благополучную, крепкую семью - 81.0; хорошее здоровье - 74.0; материальную обеспеченность, бытовой комфорт - 59.0; гарантированную, стабильную работу -50.0; квалифицированную, интересную работу - 49.0.

Социальные проблемы связаны с проблемами повседневной личной и семейной жизни, и они беспокоят респондентов. Исследование позволило выявить рейтинг социальных проблем, которые вызывают беспокойство у работающих на КАЭС (приведены в процентах):

• низкое качество образования - 68.0;

• экономическое, политическое и социальное неравенство граждан страны - 63.0%;

• плохое состояние здравоохранения - 57.0;

• высокая преступность - 57.0;

• рост цен на товары и услуги - 56.0;

• межнациональные конфликты - 47.0;

• рост числа безработных и бездомных - 46.0;

• коррупция - 45.0;

• культ силы, бездуховность (утрата традиционных ценностей) - 45.0;

• низкое качество профессиональной подготовки работников - 42.0;

• загрязнение окружающей среды, плохая экология - 37.0;

• международные конфликты - 32.0;

• рост числа гастарбайтеров - 29.0.

Рейтинг проблем повседневной жизни, которые больше всего беспокоят респондентов, следующий, %:

• постоянный рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги - 61.0;

• тревога за здоровье и будущее детей - 53.0

• ощущение незащищенности, безразличия со стороны государства - 52.0;

• высокие цены на продукты, товары, услуги - 44.0;

• опасения за свою безопасность и безопасность близких - 41.0;

• низкие заработки, неблагополучное материальное положение семьи - 40.0;

• проблемы с трудоустройством членов семьи - 37.0;

• состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения - 34.0;

• ограниченные возможности для полноценного отдыха - 30.0;

• вероятность потерять работу - 28.0;

• ограниченные возможности для получения детьми хорошего образования - 19.0;

• отношения в семье, проблемы в воспитании детей - 18.0;

• неурядицы на работе - 18.0;

• плохие жилищно-бытовые условия - 17.0;

• ощущение одиночества, отсутствие поддержки со стороны окружающих - 13.0.

Мотивами цели суеверных действий являются получение какого-то знания о возможном будущем либо решение каких-либо проблем в жизни семьи. Мотивами причин суеверий - существующие реальные проблемы: плохое здоровье и плохое здравоохранение, отсутствие безопасности, высокие цены на ЖКХ и другие реальные социальные проблемы, которые беспокоят людей, а также отсутствие возможности изменить ситуацию.

Вера в Бога и суеверия

Из 100 опрошенных 55 человек верят в Бога, считают себя православными христианами, 42 - не верят в Бога, но относят себя к христианам. 3 - не ответили на вопрос. Суеверными себя считают 32 человека. Из них верят в Бога 23, не верят - 9 чел. Верующие: мужчины - 27 из 54 чел.; женщины - 28 из 46 чел. Возраст у верующих мужчин преимущественно до 30 лет; верующие женщины - среднего возраста; высокий процент верующих

среди специалистов, занятых на основном производстве, и рабочих в обслуживании. Свой уровень жизни верующие оценивают так: «денег хватает, можем кое-что откладывать».

Таблица 5

Распределение респондентов в зависимости от веры в Бога и подверженности суевериям, %

Подверженность суевериям (только положительные ответы) Верите ли Вы в Бога? Итого №=100%

да, верю 55 чел нет, не верю 42 чел нет ответа 3 чел.

Считаете ли Вы себя суеверным человеком 71.9 28.1 0.0 100.0

Обращались ли Вы за помощью 76.0 16.0 8.0 100.0

к экстрасенсу/гадалке/колдуну/ знахарю/астрологу Вызывают ли у Вас интерес публикации и 52.5 44.0 3.5 100.0

телепередачи, посвященные аномальным, паранормальным и загадочным явлениям Прислушиваетесь ли Вы к советам 59.6 38.3 2.1 100.0

астрологов/ экстрасенсов/ магов/ колдунов/ знахарей Верите ли Вы в вещие сны/ пророчества 52.8 41.7 5.5 100.0

Верите ли Вы в народные приметы 66.7 31.6 1.7 100.0

будущих событий Ориентируетесь ли Вы в своей 56.9 41.2 1.9 100.0

повседневной жизни на приметы Верите ли Вы в талисманы, приносящие 61.8 35.3 2.9 100.0

удачу Верите ли Вы в гадание по линиям рук 75.0 25.0 0.0 100.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(хиромантию)? Верите ли Вы, что имя и числа могут влиять 61.7 36.2 2.1 100.0

на судьбу человека Верите ли Вы в астрологию 61.6 37.0 1.4 100.0

Таблица 5 - распределение ответов - показывает, что категория респондентов, не верящая в Бога, в меньшей степени подвержена влиянию суеверий, чем те, кто верит, так как существует единое основание для веры в Бога и суеверия. Если человек верит в Бога то, верит и в приметы как причины каких-либо событий, что приводит его к необходимости обращаться за помощью к специалистам по магии. Проверка на наличие связи переменных «вера в Бога» и «использование суеверных практик» с помощью теста хи-квадрат и коэффициента Спирмена показала наличие этой связи, хотя и слабой.

Мужчины чаще всего демонстрируют:

• интерес к публикациям и телепередачам об аномальных, паранормальных и загадочных явлениях;

• интерес к астрологическим прогнозам;

• веру в приметы будущих событий;

• ориентацию в повседневной жизни на природные приметы.

Женщины чаще всего

• верят в астрологию;

• интересуются публикациями и телепередачами об аномальных, паранормальных и загадочных явлениях;

• прислушиваются к советам астрологов, экстрасенсов, магов, колдунов, знахарей.

К христианам отнесли себя 75% из опрошенных; не дали ответа - 25%.

Посещают церковь, %:

• регулярно - 9;

• иногда - 9;

• только если возникает духовная потребность - 37;

Верят в Бога, но церковь не посещают - 33, не ответили - 12.

Верят в Бога 55% респондентов; верят в некие высшие силы, высший разум - 22%; верят в то, что есть еще непознанное, оказывающее влияние на нашу жизнь - 14% респондентов. Следовательно, 91 человек, работающие на станции, верят в некие высшие силы, детерминирующие их жизнедеятельность. Только 6 человек не верят ни в Бога, ни в высший разум. А еще 3 человека не ответили на этот важный вопрос.

Из числа опрошенных 52 человека считают, что культура и нравственность человека связаны с его верой в Бога, и только 37 человек связывают культуру и нравственность человека с образованием и рациональным мышлением. Остальные затруднились с ответом.

Умберто Эко писал, что «те, кто больше не верит в Бога, верят во все подряд» [Эко, 2007]. Верят в нулевой год, в алхимию, в экстрасенсов, в тамплиеров, в Предание, в Гермеса Трисмегиста, в Третью тайну. Но У.Эко ошибся: наши респонденты верят в Бога, считают себя православными и не верят в Бога и «верят во все подряд». Е.В.Чурсина проводила, наряду с анкетным опросом, интервью, в котором участвовало 9 человек (5 женщин, 4 мужчин), тоже работники КАЭС. Результаты анализа текстов интервью во многом совпали с результатами анкетного опроса: подтвердилась большая суеверность женщин по сравнению с мужчинами (суеверны 4 из 5 женщин и только 1 мужчина из 4). Возраст, образование, семейное положение, наличие детей, профессия не оказывают влияния на самооценку суеверности информантов. Все 9 человек идентифицируют себя как православных, но 4 человека не верят в Бога. Вера или неверие в Бога не влияет на определение себя как суеверных или несуеверных. Целью (или мотивом) использования соответствующих действий (в частности, прогностических) для группы суеверных информантов является, в первую очередь, психологическая поддержка: суеверия помогают в стрессовых ситуациях и придают уверенность. Группа суеверных информантов положительно относятся к соответствующим практикам и суевериям в целом. Информанты из числа несуеверных относятся к ним негативно, хотя иногда и используют, например, метеорологические приметы, связанные с поведением животных.

Источниками знакомства с суевериями, по данным респондентов, выступают, %:

• старшее поколение (родители, бабушки, дедушки) - 35;

• друзья, коллеги - 8;

• ТУ, Интернет, литература: телепередачи, сайты в Интернете, статьи, посвященные паранормальным явлениям, мистике, магии и т.д. - 29;

• собственный опыт - 3.

Не дали ответа 23%, затруднились с ответом 2% респондентов. У 85% респондентов вызывают интерес публикации и телепередачи, посвященные аномальным, паранормальным и загадочным явлениям.

Анализ трех исследований о знании и использовании магических и суеверных практик респондентами позволяет сделать ряд выводов.

1. Все участники исследований (респонденты) имеют высокий уровень образования. Из 148 человек 89 имеют высшее образование, 14 - незаконченное высшее, 25 - среднее специальное (техникум, колледж), 12 - среднее профессиональное и среднее - 6 человек. 2 человека не сообщили об уровне своего образования. Работают 139 человек, так как 9 - студенты очного отделения.

2. Немногие из участников признались, что они никогда не использовали в своей жизни какие-либо суеверия. Большинство если и не верят в приметы, бытующие в культурном пространстве современного российского общества, то знают их и зачастую используют в повседневной жизнедеятельности.

3. Основными причинами использования суеверий и магии, по мнению

респондентов, являются социально-психологические: страх, беспокойство,

неуверенность, желание предугадать последствия своих действий. Вера в некие непознанные, но реально существующие силы, скрытые связи явлений помогает человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне, в результатах своих действий, если они совершаются «правильно».

4. Выявилась связь между обращением к магическим практикам и такими переменными, как «семейное положение», «наличие детей», «образование», «материальное положение», «должность работников», «вера в Бога», «удовлетворенность уровнем и качеством жизни», «жизненными ценностями».

5. Огромную роль в распространении магического знания и типов его применения играют сегодня средства массовой информации. СМИ значительно превосходят по степени влияния прежних агентов социализации - старшее поколение, предшественников.

Возникает вопрос: почему просвещенный российский студент и

специалист, постоянно взаимодействующий и использующий результаты научно-технического прогресса (автомобили, роботизированное оборудование, компьютеры, телефоны и т.д.) подвержен дологическому, мифологическому мышлению? Ответов на этот вопрос в научной и публицистической литературе много. Попытаемся некоторые из них артикулировать.

Современный мир человека стал неопределенным и неустойчивым, это мир риска и разнообразия, что порождает желание сделать свою жизнь более определенной и прогнозируемой [Бек 2000]. Множество факторов, явных и латентных, влияют на существование конкретного человека, а он старается использовать различные формы знания и практик для поиска возможностей контролировать условия своей жизни. С этой целью используются полученные в процессе образования научные знания, но современное знание не универсальное, а специализированное: общие представления об объективных законах мира человек получает в системе всеобщего среднего образования, а система высшего образования готовит специалиста в определенной области. По этой причине человеку чаще всего приходится обращаться к экспертам, специалистам по определенным проблемам (юристам, техническим

специалистам, финансистам, медикам и другим разного рода советникам). Сложность ситуации заключается в том, что в традиционном обществе человек полагался на веру в судьбу и в сверхъестественные силы, а в современности он сам должен делать выбор при решении своих жизненных проблем, полагаясь либо на собственный опыт и интуицию, либо на советы экспертов. Такими экспертами могут быть специалисты не только в области науки, но и специалисты в области различных магических практик. Собственный повседневный опыт кристаллизируется в обыденное мышление или здравый смысл, фиксирующий разнообразный опыт, который люди получают в повседневной жизни. Такой опыт не является упорядоченным, систематизированным и часто включает взаимоисключающие суждения и представления о социальной реальности. Часто эти представления и суждения базируются на обобщении единичных фактов или на односторонней интерпретации событий. Релевантность или нерелевантность повседневных знаний определены практической природой опыта повседневности. А учеба и работа - это повседневная жизнь современного человека.

Современный российский человек образован (всеобщее среднее образование и почти всеобщее высшее), поэтому все способствует тому, чтобы наука стала неотъемлемой частью повседневной жизни, и наш здравый смысл наполнился рассуждениями и образами, взятыми из медицины, физики, биологии, психологии, социологии и других наук. Однако образованные члены общества зачастую в своем мышлении и поведении не следуют логическому и рациональному методу, а пользуются иными формами и методами общественного сознания: верой, идеологемами и мифологемами, схемами здравого смысла, суевериями и т.д. «Они запоминают научное содержание, но изменяют форму и правила. Стремятся превратить научное содержание в деятельность здравого смысла с присущими ему способами мышления и языком» [Московичи, Хьюстон 2007]. Человек сталкивается в своей повседневности с двумя мирами: с миром, формализованным в результате его научного описания, и миром повседневной жизни. Мир науки воспринимается как мир объективный, а повседневность - как мир субъективный. В процессе повседневной жизни люди субъективно осваивают объективный мир. Так происходит сведение научных знаний к здравому смыслу посредством типизации (конструирования идеальных типов).

Сохранению суеверий в современном общественном сознании способствуют ряд причин.

Во-первых, суеверия используются в социальных, маркетинговых и политических технологиях для достижения определенных целей: решения финансовых или иных проблем. Рациональное и прагматическое использование феномена веры и страха людей отнюдь не способствует их (суеверий) исчезновению. В связи с этим отметим внесенный в Государственную думу РФ законопроект «Оккультно-мистические услуги в сфере здравоохранения» (Проект 2013); использование в торговле ритуалов, суеверий, религии как причин покупок; использование маскотов, персонажей-талисманов, создание аватаров (юзерпиков, ников) в Интернете [Сид 2013], а также активное возрождение института религии и т.д.

Во-вторых, усложнение научного знания затрудняет проверку научных открытий, а также понимание со стороны неспециалистов смысла научных

знаний, что приводит к увеличению пропасти между учеными и всеми остальными - обывателями, «человеком улицы» [Московичи, Хьюстон, 2007]. Для публики научная и эзотерическая терминологии становятся нераздельными. Появляются новые суеверия: вера в торсионные поля, уфологию, живую и мертвую воду, в лекарства от всех болезней и т.д. Традиционные верования в астрологию, магию, религиозные верования не только приобретают наукообразную терминологию, но и пытаются использовать наукообразные методы доказательства. Этот процесс обретения квазинаучной формы многими традиционными представлениями, ранее основанными на вере в авторитет, традицию, сверхъестественное, требует наукообразного объяснения и квазинаучного доказательства со стороны современного потребителя этого знания. Современный человек, получивший, как правило, высшее образование, а зачастую и научную степень, требует релевантности своим представлениям о научности.

В-третьих, применение науки в повседневной жизни вызывает амбивалентное к ней отношение: с одной стороны, технологический прогресс улучшает условия жизни и повышает уровень потребления разнообразных товаров и услуг, с другой - вызывает неодобрение технологическими применениями и последствиями науки, такими как совершенствование оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды, безработица и т.д. Отрицательное отношение к этим результатам научно-технического прогресса является источником «бунта против науки».

Наконец, институты государства и религии зачастую предъявляют требования к ученым и науке, противоречащие научному этосу. Это, прежде всего, требования принятия учеными некомпетентных суждений политических и религиозных деятелей по научным вопросам (например, теория креационизма, проблемы организации научного поиска и.т.д.), которые также приводят к росту религиозности и суеверности населения, к возрождению мертвых идолов.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979. С.373.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В.Сальникова и Н.Федоровой; послесл. А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. СПб., 2002. 537 с.

4. Лис Т.В., Разумова И.А. Студенческий экзаменационный фольклор // Живая старина, 2000, № 4. С.31-33.

5. Московичи С., Хьюстон М. От науки к здравому смыслу // Социальная психология. 7-е изд. / под ред. С.Московичи. СПб.: Питер, 2007. С.564-591.

6. Проект закона О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в части регулирования оказания гражданам отдельных услуг в сфере здравоохранения и защиты населения от недобросовестной рекламы. 2013. URL: http:

//asozd2 .duma. gov.ru/main.nsf/%28 SpravkaNew%29? 0penAgent&RN=372966-6&02

7. Ритуалы, суеверия, религия и другие причины покупок. URL: http://www.delovgoru.ru/shopper/buyer05/

8. Сид И. Тотемократия в русской литературе/ Русский журнал. Электронное

издание. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/T otemokratiya-v-russkoj -

literature

9. Суеверие. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1642683)

10. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / пер. с итал. Е.Костюкевич. М.: Эксмо, 2007. С.450-483.

Сведения об авторе:

Измоденова Нина Николаевна,

кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и социологии КФ ПетрГУ.

Izmodenova Nina Nikolaevna,

PhD (Philosophy), Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Sociology of the Kola Branch of the Petrozavodsk State University.

УДК 314.72 (470.21): 316.52 О.А.Сулейманова

«НОВЫЕ ГОРОЖАНЕ» КОЛЬСКОГО СЕВЕРА: ВЕЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена материально-бытовым аспектам жизни переселенцев из сельской местности, переехавшим на Кольский Север. Население молодых промышленных городов Кольского края формировалось во многом за счет мигрантов из сельских местностей разных регионов страны. Исследование показало, что процесс адаптации на Кольском Севере среди выходцев из деревни проходил достаточно быстро. Подавляющее большинство были удовлетворены материально-бытовым обеспечением и условиями жизни.

Ключевые слова:

мигранты, переселение, практики переезда, багаж, бытовая адаптация, памятные вещи.

O.A.Suleymanova "NEW URBAN COMMUNITY" OF THE KOLA NORTH: WARE BEHAVIOUR OF MIGRANTS FROM RURAL AREAS

Abstract

The article is devoted to material and household aspects of life of migrants from the rural areas, moved to the Kola North. The population of the new industrial touns of the Kola North was formed mainly fram migrants from rural areas of different regions of the country. The research showed quick adaptation process in the Kola North. The vast majority as satisfied with household support and living conditions.

Key words:

migrants, resettlement, resettlement practices, baggage, household adaptation, memorable things.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.