Научная статья на тему 'Суды Калмыцкой автономной области после завершения Гражданской войны'

Суды Калмыцкой автономной области после завершения Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КАЛМЫЦКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СЪЕЗДЫ СОВЕТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАРОДНЫЙ СУДЬЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ / КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ / JUDICIAL REFORM / ASTRAKHAN PROVINCE / THE KALMYK AUTONOMOUS REGION / JUDICIAL AUTHORITIES / CONGRESS OF SOVIETS / THE ORGANIZATION OF THE JUDICIAL ACTIVITIES / PEOPLE''S JUDGE / REVOLUTIONARY TRIBUNAL / CONFLICT COMMISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Улюмджиева Елена Леонидовна

Статья посвящена истории развития судебной системы Автономной области калмыцкого трудового народа после завершения Гражданской войны в 1921-1922 годах, отмечены ее особенности, связанные с деятельностью Объединенного трибунала и конфликтной комиссии, заменивших в указанные годы народные суды. Особое внимание уделено истории проведения декабрьского совещания 1922 года, на котором рассматривалось состояние судебной системы области в связи с первой судебной реформой Советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURT SYSTEM OF THE AUTONOMOUS REGION AFTER THE CIVIL WAR

The article is devoted to the history of the development of the judicial system of the Autonomous Region of the Kalmyk Working People after the Civil War in 1920s. The article investigates the activity of the United Tribunal and the Conflict Commission. They replaced the people's courts at that period. The author describes the history of the December 'sMeeting in 1922, which considered the status of the judicial system of the region in connection with the first judicial reform of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Суды Калмыцкой автономной области после завершения Гражданской войны»

УДК 94(100) ББК 63.3(29=)

Е.Л. Улюмджиева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

СУДЫ КАЛМЫЦКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Статья посвящена истории развития судебной системы Автономной области калмыцкого трудового народа после завершения Гражданской войны в 1921-1922 годах, отмечены ее особенности, связанные с деятельностью Объединенного трибунала и конфликтной комиссии, заменивших в указанные годы народные суды. Особое внимание уделено истории проведения декабрьского совещания 1922 года, на котором рассматривалось состояние судебной системы области в связи с первой судебной реформой Советского государства.

Ключевые слова: Судебная реформа, Астраханская губерния, Калмыцкая автономная область, судебная власть, съезды Советов, организация судебной деятельности, народный судья, революционный трибунал, конфликтная комиссия.

E.L. Ulyumdgieva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE COURT SYSTEM OF THE AUTONOMOUS REGION AFTER THE CIVIL WAR

The article is devoted to the history of the development of the judicial system of the Autonomous Region of the Kalmyk Working People after the Civil War in 1920s. The article investigates the activity of the United Tribunal and the Conflict Commission. They replaced the people's courts at that period. The author describes the history of the December 'sMeeting in 1922, which considered the status of the judicial system of the region in connection with the first judicial reform of the Soviet state.

Key words: Judicial reform, Astrakhan province, the Kalmyk Autonomous Region, judicial authorities, Congress of Soviets, the organization of the judicial activities, people's judge, revolutionary tribunal, conflict commission.

В 1918-1920 годах на большей части территории Калмыкии велись кровопролитные бои Гражданской войны, что явилось причиной позднего создания новых органов власти и управления. Между тем в ряде улусов (административно-территориальных единиц) Калмыкии была начата работа по созданию местных Советов и их исполнительных органов. Одновременно начали создаваться судебные органы.

После завершения Гражданской войны в Калмыкии возобновился процесс создания органов государственной власти и управления. Окончание войны совпало с началом полной перестройки существовавшей правовой, в том числе и судебной, системы. Можно сказать, что завершался период институционального нигилизма как идеологии, господствующей в большевистской правовой системе. Появилась потребность в восстановлении давно отвергнутого понятия закон и возвращении забытого термина законность (конечно же, ставился вопрос о революционной законности) [12, с.55-58]. В ряде предыдущих статей мы обращались к истории начального периода становления судебной системы Калмыкии [13; 14]. В данной статье рассмотрены процессы становления этой системы после завершения Гражданской войны.

Необходимо заметить, что боевые действия на территории региона завершились в первой половине 1920 года. Уже в марте были освобождены все калмыцкие улусы.

Это позволило провести 2-9 июля I Общекалмыцкий съезд Советов, который принял решение об образовании Автономной области калмыцкого трудового народа. В президиум съезда были избраны А. Амур-Санан, УД. Душан, Л.К. Карвин, Т.Д. Котвыков, А.Г. Маслов, представитель ВЦИК К.Р. Герценберг. Председателем съезда был избран А. Чапчаев, секретарями - Э. Кекеев и Ф.И. Плюнов [11].

Калмыцкая автономная область в административном отношении подразделялась на восемь улусов: Малодербетовский, Манычский, Яндыко-Мочажный, Приволжский (бывшие Багацохуровский и Хошеутовский улусы с поселком Калмыцкий Базар), Икицохуровский, Эркетеневский, Большедербетовский и Харахусовский. Согласно решению съезда, основанному на постановлении VII Всероссийского съезда Советов, улусные органы управления были организованы по типу уездных, а аймачные -по типу волостных [Там же].

Ряд основополагающих решений был принят осенью 1920 года в постановлениях ВЦИК и СНК об образовании автономной области, ее границах, национально-государственной территории калмыцкого народа и др. [10, с.65].

В 1920-1921 гг. во всех восьми улусах автономной области начали формироваться народные суды. В них в то время работали 13 народных судей (Анищенко, Бодров, Божков, Брудинский, Дубасов, Инджиев, Кичкин, Котогаев, Кукушкин, Кудин, Мангутов, Петров и Половков) и 315 народных заседателей [12, с. 51].

В то же время со времен войны, согласно утвержденному Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 апреля 1919 года «Положению «О революционных трибуналах», основной формой судопроизводства являлись трибуналы. Они учреждались во всех губернских городах, по одному на губернию со специальной целью защиты новой власти путем рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти. Создавались Революционные трибуналы для ограждения революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством, хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями. Для достижения указанных целей трибуналам предоставлялось ничем не ограниченное право в определении меры репрессий. В основе организации Ревтрибуналов лежал карательный уклон нового механизма защиты власти и классовая непримиримость к политическому противнику. В первые послевоенные годы существовали три самостоятельные, почти не связанные организационно между собой, судебные системы губернских революционных трибуналов, революционных военных трибуналов и военно-железнодорожных трибуналов.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года «Об объединении всех революционных трибуналов Республики» военно-революционные трибуналы вне фронтовой полосы в связи с прекращением военных действий были упразднены, вместо них при губернских революционных трибуналах созданы «Отделения по военным и крупным служебным должностным преступлениям». Причем военное отделение следовало рассматривать как самостоятельный отдел, объединенный с губернским революционным трибуналом лишь в административном отношении и в отношении контроля общей коллегией. Разделение было обусловлено также подсудностью дел (о шпионаже, контр-революционных восстаниях, заговорах, бандитизме, дела о воинских преступлениях и злостном дезертирстве) с предоставлением права присуждения к высшей мере наказания независимо от наличия в данной местности военного положения. Особое значение военного отделения доказывается еще и тем, что председатель военного отделения одновременно являлся заместителем председателя губернского революционного трибунала.

Первоначально в Ревтрибунал входили Председатель А.Н. Кругликова, членами являлись Н. Калинина и П.Н. Горбунова, заместителем председателя Ревтрибунала был Х.М. Джалыков, секретарем Военного отдела - Б.Л. Лиджиев, комендантом -Д.М. Ельницкий, заведующим следственным отделом - И.И. Соневицкий, следователями - М.Х. Мунянов, Н.И. Бухвостов, Ф.М. Горбачев, М.И. Кутуков, А.П. Джемшидов и Н.И. Исаковский [9].

Деятельность объединенного трибунала области началась фактически с 22 августа 1921 года, когда на I пленуме ЦИК Автономной области калмыцкого народа была утверждена коллегия областного Революционного трибунала. В него вошли: председатель Джалыков, члены Лавгаев, Маслов, Чапчаев и Михайловский. В его составе было создано Военное отделение: председатель - Мунянов и члены Кекеев и Осадчий [2, л.5-об.].

Из отчетов известно, что Ревтрибунал работал в достаточно стесненных условиях. Канцелярия Ревтрибунала помещалась вместе с отделом юстиции Калмыцкой Автономной области в Астрахани в двух небольших комнатах на верхнем этаже оранжереи Кривоногова по Большой Демидовской улице. Никакой мебели или обстановки не было, шесть служащих аппарата, в том числе и следователи, ютились за двумя столами с несколькими табуретами, принадлежащими отделу юстиции. Дела и вещественные доказательства не охранялись. Как отмечалось в докладе о деятельности трибунала в 1921 году, «существующая обстановка лишала всякой возможности не только заниматься персоналу канцелярии, но и вести открытые судебные заседания. Такое помещение и было найдено в доме по 1 Интернациональной улице». Новое помещение было оборудовано необходимою обстановкой: канцелярскими столами, стульями, скамейками, и приобретен запас всех необходимых канцелярских и письменных принадлежностей, сделана вывеска, заведено электрическое освещение, телефон и т.д. Здесь же находилась военная команда из калмыков для охраны помещения во внеслужебное время со всеми делами и вещественными доказательствами [Там же].

Это позволило укомплектовать штат сотрудников, состоящий из 21 человека. В результате были организованы следственный отдел, налоговое отделение, учетно-статистическая часть, комендатура и хозяйственная часть.

Заседания Ревтрибунала с момента создания проводились нерегулярно, из-за недостаточного состава «часто приходилось откладывать ..., что порождало недоразумения среди вызываемых на суд обвиняемых и свидетелей». В результате решением ЦИК от дополнительных обязанностей были освобождены два постоянных члена Б.Л. Лиджиев и Д.М. Ельницкий, «на случай командировки или болезни первых двух» запасными стали Чапчаев и Маслов [Там же].

Во второй половине 1921 года Революционным трибуналом в ходе распорядительных заседаний было рассмотрено 190 дел, из них было прекращено 22, передано по подследственности - 130, назначено к слушанию - 30 дел. По 6 делам к 21 подсудимому была применена амнистия в связи с третьей годовщиной Октябрьской революции. Кроме того, в тех же распорядительных заседаниях была рассмотрена переписка с разными инстанциями, требовавшими коллегиального решения Ревтрибунала.

Революционный трибунал провел также 12 открытых публичных заседаний, рассмотрев 18 дел. По ним были осуждены 37 человек, оправданы с прекращением дела - 3, еще 36 человек получили амнистию ЦИК в честь четвертой годовщины Октябрьской революции.

В докладе за 1921 год был сделан вывод, что «деятельность объединенного Ревтрибунала в течение трехмесячного организационного срока, постепенно развиваясь, идет по нормальному пути, и с каждым месяцем она увеличивается и совершенствуется.

Доказательством служит увеличение изо дня в день поступающих в Ревтрибунал количества дел как из других учреждений, так и судебных инстанций, которым дается соответствующее их содержанию дальнейшее движение и направление. В чем оказывает немаловажное содействие недавно организованный при Ревтрибунале Следственный отдел. Поступление дел идет ускоренным темпом, что существующий штат сотрудников канцелярии в недалеком будущем может оказаться недостаточным для своевременного выполнения работы, как предшествующей публичному заседанию, так и после состоявшихся приговоров по делам. Вместе с тем, приходится с удовольствием констатировать факт, что Ревтрибунал пользуется доверием в гражданской массе населения, как когда-то и оседлого, в подтверждение чего служит то, что калмыки партиями и поодиночке часто обращаются в Ревтрибунал, где им дается практический совет и оказывается возможное содействие в их жизненных невзгодах» [Там же, л.6-об.].

4 февраля 1922 года Верховный трибунал ВЦИК предоставил президиуму трибунала право дисциплинарных нареканий в отношении членов трибунала - вплоть до объявления выговора. Президиуму трибунала было представлено право приостановки исполнения явно незаконных приговоров [3, л.67].

8 декабря 1922 года Пленум Центрального Исполнительного Комитета Автономной области трудового калмыцкого народа рассмотрел очень острый вопрос о статусе так называемых конфликтных комиссий, об отмене их решений и передаче дел судебным учреждениям.

По этому вопросу выступили Чапчаев, ответственный секретарь обкома РКП(б) Мар-буш, члены ЦИК Манкиров и Маслов, предложившие не отменять решений конфликтных комиссий, так как их отмена может повлечь новую попытку бандитизма и страшную неурядицу в области. В результате Пленум решил постановления конфликтных комиссий не отменять, но в будущем конфликтные комиссии не создавать [7, л.3].

Из выступлений следовало, что КалмЦИК конфликтным комиссиям приписывал функции закономерных учреждений, считая, что они имеют право рассматривать спорные вопросы и улаживать взаимоотношения между гражданами Калмыцкой области. Получалось, что в своей практике конфликтные комиссии фактически рассматривали дела гражданского и уголовного характера, относящиеся непосредственно к компетенции соответствующих судебных учреждений. По мнению областных властей, структура и права комиссий были связаны с особенностями условий быта и жизни калмыцкого народа и при этом соответствовали и были исключительно основаны на решениях областного съезда и ЦИК.

Между тем, конфликтные комиссии с их «полусудебными функциями» законодательством РСФСР не были предусмотрены. Например, статья 1 Положения о судоустройстве гласила: «В целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений действует на территории РСФСР следующая система судебных учреждений: 1 - народный суд в составе постоянного народного судьи; 2 - народный суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3 - губернский суд». Поэтому вопрос о каком-либо праве конфликтных комиссий на решение дел гражданского и уголовного характера, относящихся к компетенции судебных учреждений, неправомерен.

Во-вторых, в деятельности комиссий было замечено, что уголовные преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса, зачастую оставались безнаказанными. Представление комиссиям права, постановления областных властей являются явно противодействующим основным законом РСФСР и выходят за пределы прав съездов Советов и их исполнительных комитетов, в силу чего подлежат отмене [9, л.54].

Одновременно с трибуналом в первые послевоенные годы в области функционировал судебный отдел, возглавляемый заведующим К.Д. Долгаевым. Уже в 1921 году были назначены судьи и следователи в улусы автономной области. В Яндыко-Мочажном улусе со ставкой в Долбане народным судьей был Лиджи Манджиев, народным следователем Мещеряков. В Эркетеневском улусе со ставкой в Лагани был только народный судья Мангутов. В Приволжском улусе со ставкой в Калмыцком Базаре - народный судья Тараканов и народные следователи Истомин (в Астрахани) и Шуптыров (в Ветлянке). В Манычском улусе имелись только народные следователи Эренджиев и Чимидов. В Икицохуро-Харахусовском улусе со ставкой в Чилгире - народный судья Бодров и народный следователь Филиппов. В Малодербетовском - народный судья и народные следователи Кудин, Бондаренко, Ковалев, Кичкин и Дубасов. В Большедер-бетовском со ставкой в Башанте - народный судья Моисеенко и народный следователь Кирсанов. В Ремонтненском уезде - народные судьи Кукушкин (в Ремонтном) и Бочков (в Крестах) и народный следователь Середа [8, л.98].

Итоги деятельности облсуда были подведены в конце декабря 1922 года. Согласно Акту ликвидационной комиссии, облсуд рассмотрел и закончил в 1921 году 24 уголовных дела и 13 гражданских дел, в 1922 году - 44 уголовных и 70 гражданских дел, в производстве находились 5 уголовных и 11 гражданских дел [4, л.42; 6, л.3].

15 декабря 1922 года по инициативе и под председательством областного прокурора Иванова состоялось объединенное собрание членов коллегии Ревтрибунала, Калмоблсовнарсуда и членов Президиума Калмоблисполкома. Областной прокурор ознакомил собрание с предстоящей организацией областного суда, его канцелярии, следственного аппарата и районных нарсудов и народных следователей на местах, объяснив, что, руководящей официальной инструкции об организации нового суда из центра еще не получено, но новые судебные учреждения должны приступить к работе уже с 1 января 1923 года, поэтому организационный вопрос является назревшим и не терпящим отлагательства, поэтому надлежит выработать структуру нового суда на основе принятого Закона о судоустройстве РСФСР.

В ходе обмена мнениями собрание постановило, что Облсуд уже создан. Его президиум уже избран ЦИКом в лице председателя товарища Лавгаева и членов Макарова и Джалыкова. В составе облсуда созданы кассационный и судебный отделы. В каждом из них по два отделения - гражданское и уголовное, при судебном отделе находится особая выездная сессия. Кроме трех членов Президиума, для работы в суде намечена Коллегия из восьми членов (Плюнов, Шаваев, Лиджиев, Миролюбов, Ромашкин, Грузинцев, Шубин и Свешников). Три члена президиума и восемь членов коллегии составляют пленум. Для выполнения следственной работы при облсуде имелись семь следователей (Никольский, Ананьев, Шмаринов, Триголосов, Петров, Денисов и Джемшидов).

Канцелярия Областного суда состояла из нескольких частей. Общая при Президиуме состояла из секретаря, делопроизводителя, канцеляриста, двух регистраторов, двух статистов, машинистки, бухгалтера, двух счетоводов, завхоза, уборщицы, двух курьеров, судораспорядителя, переводчика, кучера и дворника. Вторая находилась при кассационном отделе в составе секретаря, двух помощников секретаря (по уголовным и гражданским делам), двух канцеляристов и машинистки. Третья находилась при судебном отделе и состояла из секретаря, двух помощников секретаря (по уголовным и гражданским делам), двух канцеляристов, машинистки и одного судебного пристава. В нотариальную часть облсуда вошли нотариус, секретарь, канцеляристка, машинистка.

Большое внимание вызвал вопрос о районных нарсудах. По мнению прокурора Иванова, необходимо образовать на местах районные суды, чтобы приблизить их к населению и постепенно подготовить из числа граждан будущих судебных работников.

В результате было решено образовать на местах семь районных судов в составе народного судьи, его заместителя, секретаря, его помощника, корреспондента, который являлся одновременно переводчиком и конным курьером. Были созданы следующие судебные районы: 1. Приволжский, в него вошли Калмыцко-Базаринский, Хошеутовский улусы; 2. Багацохуровский; 3. Манычский-Икицохуровский; 4. Малодербетовский; 5. Большедербетовский; 6. Яндыко-Мочажно-Эркетеневский; 7. Ремонтненский. Для исполнительской работы при каждом районном суде должно было быть по одному судебному исполнителю [5, л.101].

Приведем список судей и следователей Калмыцкой автономной области: Яндыко-Мочажный улус - в ставке Долбан народный судья Сангаджиев и народный следователь Мещеряков, в ставке Лагань народные судьи Мангутов и Тараканов, народный следователь Улдакаев, в Астрахани - Истомин, на Ветлянке - Шуптыров. В Элисте -народные судьи Эрендженов, Бодров и народный следователь Мещеряков, в Яшкуле, Тундутово, Киселевке, Башанте, Ремонтном, Крестах, Заветном - судьи Кудин, Бондаренко, Ковалев, Хахулинов, Какушкин, Божков, Кичкин. В эти же улусы назначались следователи Чимидов, Слободский, Филиппов, Логинов, Дубасов, Кирсанов и Сареда [1, 56].

21 декабря 1922 года Протокол объединенного собрания был отправлен в Президиум ЦИК для утверждения. 22 декабря 1922 года Президиум ЦИК Автономной области трудового калмыцкого народа утвердил протокол объединенного собрания, состав членов коллегии Областного суда, его штат и намеченное количество судебно-след-ственных участков.

Образование Областного суда явилось заключительным этапом становления системы судебных органов в Калмыкии.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Калмыкия (Далее: НАРК). Ф.7. Оп.1. Д-2110

2. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.2121.

3. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д-2124.

4. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д- 2144.

5. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.-2159.

6. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.-2160.

7. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.-2165.

8. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.-2169.

9. НАРК. Ф.7. Оп.1. Д.-2170.

10. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М., 1970.

11. Первый общекалмыцкий съезд советов. 2-9 июля 1920 г. Протоколы. Элиста, 1971.

12. Судебная система Республики Калмыкия (1922-2012 гг.). Элиста, 2012. С.50

13. Титов Ю.П. ВЧК в первые годы Советской власти // Вестник Московского университета. 1963. № 1. Серия Х. Право. С. 55-58.

14. Улюмджиева Е.Л. Формирование кадрового состава улусных судов Калмыкии в 1918 г. // Вестник Калмыцкого университета. 2016. №2. С.67-75.

15. Улюмджиева Е.Л. К вопросу о времени создания судебной системы в Калмыцкой степи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Научный журнал. 2016. №2. С. 56-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.