Научная статья на тему 'Исторический опыт нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы'

Исторический опыт нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
639
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / НАРКОМНАЦ / ПРЕЗИДИУМ ВЦИК / КОНСТИТУЦИЯ / СНК РСФСР / НАРКОМАТЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА / ОБЛАСТЬ / СССР / КАЛМЫЦКАЯ / SOVIET POWER / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF NATIONALITIES / ALL-RUSSIAN CENTRAL EXECUTIVE COMMITTEE / CONSTITUTION / THE SOVIET OF PEOPLE'S COMMISSARS / MINISTRIES / REPRESENTATION / AUTONOMOUS REPUBLIC / THE USSR / KALMYK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов Константин Николаевич

В статье рассматривается деятельность Наркомата по делам национальностей РСФСР, Президиума ВЦИК, правительства РСФСР и других органов государственного управления по созданию национально-государственных образований в качестве субъектов федеративного государства. Основное внимание уделено опыту практической реализации национальной политики в сфере нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы. В статье анализируются проблемы создания правовой базы, политической и экономической основы национальной государственности. Этатизация в национально-государственном строительстве РСФСР связана с деятельностью Наркомнаца, а с образованием СССР появляются в нем тенденции деклинации. В эти годы благодаря поддержке государства произошли существенные сдвиги в социальноэкономическом и культурном строительстве автономных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF NATIONAL DEVELOPMENT IN SOVIET RUSSIA IN 1920s

This paper investigates the activity of People’s Commissariat of Nationalities, All-Russian Executive Committee, the government of Soviet Russia and other state bodies to establish national-state entities as subjects of the federal state. Special attention is devoted to practices of national policy in the sphere of national development in 1920s. The author analyses problems of the creation of legal, political and economic bases of the state. The state helped autonomous republics to improve socio-economic and cultural development in 1920s. The process of etatisation is connected with the activity of People’s Commissariat of Nationalities but this process began to decline when the USSR was formed.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы»

УДК 930.20 ББК 63.3

К.Н. Максимов

Калмыцкий государственный университет им.Б.Б. Городовикова

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В РСФСР

В 1920-Е ГОДЫ

В статье рассматривается деятельность Наркомата по делам национальностей РСФСР, Президиума ВЦИК, правительства РСФСР и других органов государственного управления по созданию национально-государственных образований в качестве субъектов федеративного государства. Основное внимание уделено опыту практической реализации национальной политики в сфере нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы. В статье анализируются проблемы создания правовой базы, политической и экономической основы национальной государственности. Этатизация в национально-государственном строительстве РСФСР связана с деятельностью Наркомнаца, а с образованием СССР появляются в нем тенденции деклинации. В эти годы благодаря поддержке государства произошли существенные сдвиги в социально-экономическом и культурном строительстве автономных образований.

Ключевые слова: Советская власть, Наркомнац, Президиум ВЦИК, Конституция, СНК РСФСР, наркоматы, представительства, автономная республика, область, СССР, Калмыцкая.

K.N. Maximov

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF NATIONAL DEVELOPMENT IN SOVIET RUSSIA IN 1920s

This paper investigates the activity of Peoples Commissariat of Nationalities, All-Russian Executive Committee, the government of Soviet Russia and other state bodies to establish nationalstate entities as subjects of the federal state. Special attention is devoted to practices of national policy in the sphere of national development in 1920s. The author analyses problems of the creation of legal, political and economic bases of the state. The state helped autonomous republics to improve socio-economic and cultural development in 1920s. The process of etatisation is connected with the activity of People's Commissariat of Nationalities but this process began to decline when the USSR was formed.

Key words: Soviet power, People's Commissariat of Nationalities, All-Russian Central Executive Committee, Constitution, the Soviet of People's Commissars, ministries, representation, autonomous republic, the USSR, Kalmyk

Советская Россия, создавая в качестве субъектов федерации национальные государственные образования в форме автономий, под этот процесс формировала достаточно эффективную правовую основу. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. был принят ряд законодательных актов, определивших вектор построения и развития национальной государственности. Советское государство, приступив к октроированию различных форм автономий народам, не имевшим государственности, декретом ВЦИК от 19 мая 1920 г. Наркомнацу РСФСР и Совету национальностей поставило задачу, прежде всего, укреплять единство народов России, решать вопросы нациестроительства и совершенствовать федеративные отношения. В целях привлечения национальностей к реализации этой задачи Наркомнац 9 июня 1920 г. принял специальную Инструкцию

к данному постановлению ВЦИК, подготовил проект Положения «О Совете национальностей при Народном комиссариате по делам национальностей», который 21 апреля 1921 г. был утвержден ВЦИК. В соответствии с этими документами Нар-комнац наделялся активным правом участия в нормотворческом процессе по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства. По Положению, «все мероприятия советской власти, имеющие исключительное отношение к национальностям на территории советской России», должны были, прежде чем представлены в высшие инстанции, рассматриваться в Совете национальностей - представительном органе национально-государственных образований при Наркомнаце. В его задачу входили: поддерживать постоянную связь с автономными образованиями; изучать их предложения, запросы и принимать меры к их реализации; координировать деятельность отраслевых наркоматов при решении проблем автономий. В состав Совета, который возглавлял нарком по делам национальностей И. В. Сталин, входили члены коллегии Наркомнаца и председатели 22 национальных представительств (автономных республик и областей, трудовых коммун) [4, с. 36, 81-88, 96-97, 102, 104-105, 112-114, 121-122, 128, 133, 140].

Следующим шагом в повышении роли Наркомнаца в укреплении только что созданных национально-государственных образований явилось решение ВЦИК от 4 ноября 1920 г. передать представительств автономных советских республик и других национальных объединений, находящихся при нем, в Наркомнац. По мнению законодателя, это должно было способствовать оперативному "удовлетворению нужд" автономий, развитию связей с отраслевыми наркоматами. Помимо этого, для обобщения опыта реализации национальной политики и наблюдения за выполнением издаваемых центральной властью постановлений в автономных республиках и областях учреждался институт представителей Наркомнаца. Представители имели право принимать участие с совещательным голосом в заседаниях высших исполнительных органов национально-государственных образований, а также вносить в органы власти автономий рекомендации, предложения по вопросам национальной политики [4, с. 89, 90].

Заметное влияние на активизацию национально-государственного строительства в РСФСР оказала резолюция X съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе», где конкретно ставилась цель - "развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов" [5, с.252]. После внесения указанных дополнений, значительно расширивших полномочия и повысивших роль Наркомнаца в сфере национально-государственного строительства, а также в соответствии с решением X съезда РКП (б) ВЦИК и СНК РСФСР 26 мая 1921 г. утвердили в новой редакции «Положение о Народном комиссариате по делам национальностей». В соответствии с новым Положением на него возлагались задачи по подготовке кадров политических работников для национальных республик и областей, по организации научных исследований проблем языкознания и востоковедения, изучению и обобщению практики национального строительства на местах, выработке и внесению законопроектов по этнической политике в законодательные органы страны [4, с. 106-108].

В соответствии с декретом ВЦИК от 4 ноября 1920 г. представителем Наркомнаца в марте 1921 г. был направлен в Калмыкию И. Р. Степанов-Марбуш (татарин-кря-шен, рождения 25 мая 1891 г.), работавший в Башкирии заместителем представителя ВЦИК) [1, Ф. Р-1318, оп. 1, д. 10, л. 108-109;12, с. 308]. В августе того же года он представил в Наркомнац информацию о политической и экономической ситуации в

области, характеризуя ее как чрезвычайно трудную. Преувеличивая свою роль в национально-государственном строительстве, возрождении экономики Калмыкии, он писал: "Буквально вся работа, которая производится в Калмыцкой области, проходит через мои руки". И. Степанов-Марбуш, в отличие от своего предшественника К.Р. Герценберга, вопреки установке Наркомнаца о нецелесообразности совмещения должности представителя с иной должностью в республике или области, в начале 1922 г., сразу же после утверждения коллегией Наркомнаца его в должности представителя, стал ответственным секретарем Калмобкома партии, членом президиума Калмыцкого ЦИКа. Взятие всей полноты власти в Калмыкии в свои руки он мотивировал отсутствием квалифицированного работника, "который был бы хорошо осведомлен в делах области" [1, Ф. Р-1318, оп. 1, д. 2, л. 89].

Следует заметить, что И. Степанов-Марбуш, преследуя, по всей вероятности, личные цели, несколько лукавил. В области имелись опытные, прекрасно разбирающиеся в ее проблемах люди с солидным опытом руководства. Он понимал, что, став ответственным секретарем областного комитета партии, автоматически попадал в новую систему кадровой политики (номенклатуру должностей) ЦК РКП (б), и при благоприятных обстоятельствах обеспечивался его карьерный рост. Поэтому не случайно вскоре он стал обращаться в высшие инстанции с просьбой перевести его на другую работу. Кстати, была права Н. Островская, член партии с дореволюционным стажем, заметившая начало феномена карьеризма. Она 2 февраля 1921 г. писала В. И. Ленину, что "все обостряющийся за последнее время (начиная приблизительно с 1919 г.) карьеризм, выражающийся в неслыханных в нашей среде формах борьбы за места, - что это такое? Борьба идет за места во ВЦИК... за места по всей партийной и советской "лестнице" в провинции. В этот водоворот борьбы коммунистов-большевиков и коммунистов-карьеристов вступают новые, молодые работники и по мере врастания в организацию и втягивания в "воронку" постов разлагаются, заражают организацию и работу этим духом карьеризма" [1, Ф. 5446, оп. 17, д. 353, л. 29-30].

По новому «Положению о Народном комиссариате по национальным делам», утвержденному ВЦИК 27 июля 1922 г., существенно повышалась его роль в реализации этнической политики, организации подъема и развития экономики, культуры, производительных сил, в представлении и защите интересов национально-государственных образований. Одной из основных задач наркомата являлось посредством советской автономии "связать окраины России с центром узами федеративной связи", а также упрочить межнациональное согласие. Наркомнац, возглавляя руководство нациестроительством, не только активно занимался созданием национально-государственных образований, но и стремился обеспечить их развитие. Несмотря на небольшой срок его функционирования, он в сфере управления национальной политикой оказался достаточно действенным механизмом государства. Об этом могут свидетельствовать конкретные его дела.

Буквально накануне упразднения Наркомнаца председатель Калмыцкого ЦИК А.Ч. Чапчаев 12 февраля 1923 г. доложил на заседании его Малой коллегии о положении в Калмыцкой автономной области, охарактеризовав его как критическое в экономическом и в политическом отношении, грозящее повлечь за собой "угрозу расчленения области, передачи ее территории соседним губерниям. а это, как он резюмировал, "противоречит основным принципам Советской власти по национальному вопросу". А. Чапчаев был прав, поскольку наркоматы, пользуясь экономическими трудностями области, якобы в целях экономии средств начали "растаскивать" полномочия автономной области. Он просил Наркомнац внести в правительство РСФСР предложение: «Убедить руководство Наркомфина изменить установленный порядок:

отменить передачу налогов с Калмыкии в Астраханский губернский финотдел; обложение и взыскание налогов поручить Калмыцкому финансовому отделу» [1, Ф. Р-1318, оп. 1, д. 20, л. 66]. Это был не единичный факт нарушений принципов автономии. Так, Наркомат труда РСФСР начал принимать меры к ликвидации отдела труда Калмыцкого ЦИК и передаче его функций отделу труда Астраханского губисполкома, а Приволжский военный округ решил упразднить санитарно-эпидемиологический отдел здравоохранения Калмыкии и передать обслуживание ее территории аналогичному отделу Астраханской губернии. В это же время Астраханский губисполком ходатайствовал перед Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ) ликвидировать отделение ОГПУ Калмыцкой автономной области и передать его функции астраханскому губернскому отделению ОГПУ [1, Ф. Р-1318, оп. 9, д. 46, л. 62;.2, Ф. Р-112, оп. 1, д. 4, л. 124]. Представитель Калмыкии при Наркомнаце РСФСР О. Ш. Насунов вынужден был 10 октября 1923 г. обратиться в Восточный отдел ОГПУ с предложением сохранить областное отделение ОГПУ

К тому же с соседними губерниями несколько обострился и территориальный вопрос. Астраханский губисполком потребовал присоединить к губернии калмыцкое село Лагань и часть территории Яндыко -Мочажного улуса. Ставропольское губернское руководство, мотивируя необходимостью усиления борьбы в губернии с бандитизмом, вообще решило подчинить себе Большедербетовский улус Калмыцкой автономной области. Так, председатель Калмыцкого ЦИК Г. Манкиров 7 марта 1923 г. телеграфировал в Президиум ВЦИК о принятом Ставропольским губернским военным совещанием противоправного постановления возложить управление Большедербетовским улусом Калмыкии на ставропольскую губернскую власть. Следует отметить, что все эти нарушения соседними губерниями и наркоматами допускались, несмотря на то что имелось постановление Президиума ВЦИК еще от 15 января 1920 г. о подчинении Калмыцкому ЦИКу всех гражданских органов, находящихся на ее территории [18, с. 438, 441; 7, с. 123-124, 227].

Действительно, руководство Калмыкии было обеспокоено неправомерными действиями отдельных наркоматов, которые, пользуясь особенностью централизованной системой управления отраслью, допускали отступление от конституционных принципов в национально-государственном устройстве РСФСР, а также ограничение прав и полномочий органов власти и управления автономных образований, в том числе их бюджетных прав, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г. Ответственный секретарь Калмобкома партии И. Р. Степанов-Марбуш по поручению президиума Калмыцкого ЦИК в апреле 1923 г. направил письмо в Президиум ВЦИК. В нем указывалось, что Калмыцкий ЦИК усматривает в действиях отдельных наркоматов "систематический поход против начал автономии калмыцкого народа, совершенно ошибочно мотивированный интересами экономии средств... и считает своим долгом самыми решительным образом протестовать перед ВЦИК против попыток подчинить самостоятельные учреждения ЦИК губернскому исполкому". Далее в письме отмечалось, что автономия была образована не для того, чтобы "наркоматы через три года пытались его уничтожить, этот принцип самоопределения - основание для провозглашения автономии - был несколько глубже, чем соображения о мнимой экономии ... ЦИК находит, что для этого подчинения нет решительно никаких оснований, и просит Президиум ВЦИК сделать авторитетное указание наркоматам" [13, с. 33].

На современном этапе, в условиях временного экономического кризиса, при поисках парадигмы национально-государственного устройства федеративного государства, федеративных отношений важно не допустить повторение исторических "опытов экономии" путем передачи ряда полномочий национальных республик соседним

субъектам Российской Федерации через различные акционерные или иные организации, общества. Все виды субъектов Федерации по Конституции РФ 1993 г. (часть 4 статьи 5) между собой равноправны, их полномочия и предметы ведения определяются федеральным законодательством, принимаемым в соответствии со статьями 71-73 Конституции Российской Федерации [3]. Важно помнить, что в соответствии с конституционными принципами равноправия и самоопределения народов, международными стандартами первоочередной защиты прав человека недопустимо предоставление дополнительных прав и привилегий кому-то одному за счет ограничения или ущемления прав и интересов другого - населения государства, иного народа, группы граждан, поскольку все они равноправны, хотя и разнятся. В подлинном федеративном государстве должны быть федеративные отношения и взаимосвязи во всех сферах управления.

Местные и центральные власти РСФСР тогда своевременно поняли, что эти меры по "экономии" могли привести к потере ряда полномочий автономных республик и областей, подрыву их экономической основы, утрате статуса государственности, выступавшей не только национальной идеей объединения автохтонного населения, но и важнейшим фактором консолидации территориального сообщества, в конечном итоге - к ликвидации их как субъектов федеративного государства.

Однако эти сложные вопросы в строительстве автономных образований в советской историографии были обойдены и не получили освещения, сведены были лишь к экономическим трудностям и сложностям в политической обстановке республик и областей, в их партийных организациях [16; 9, с. 94-130; 10; 14]. На самом деле, ВЦИК и Оргбюро ЦК РКП (б) не оставили без внимания, в частности, обращения руководства Калмыкии и Наркомнаца. В мае и июне 1923 г. они на заседаниях проанализировали финансово-экономическое состояние области, вопросы территориального устройства и землепользования, взаимоотношения с наркоматами РСФСР и соседними губерниями. СФСР РРРВ в целях подъема экономики Калмыцкой области Президиум ВЦИК и Оргбюро ЦК РКП(б), внимательно рассмотрев предложения Наркомнаца и Калмыцкого ЦИК, поручили Совету труда и обороны, Совнаркому РСФСР выделить часть рыбных промыслов области, а также средств на перевод административного центра из Астрахани в пределы Калмыкии, увеличить бюджет области и расширить источники ее доходной части, упорядочить землепользование, завершить территориальное разграничение с соседними губерниями, списать задолженности, предоставить кредиты и безвозмездные ссуды, оказать помощь сельхозинвентарем, стройматериалами, включить калмыцкие магистральные дороги в сеть общегосударственного значения и т. д. В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 13 июня 1924 г. Ремонтненский уезд был выделен из состава Калмыцкой автономной области и передан Донской области. Яшалтинская, Эсто и Немецко -Хагинская волости Ставропольской губернии постановлением Президиума ВЦИК от 18 февраля 1924 г. были включены в состав Большедербетовского улуса Калмыцкой автономной области [15, с. 114-126; 6, с. 69-70; 7, с. 253, 256].

Совнарком РСФСР, рассмотрев 5 сентября 1923 г. (протокол № 1079) ходатайство Калмоблисполкома о выделении 756442 руб. золотых на строительство жилых домов для населения, переходящего на оседлость, поручил Наркомату финансов изыскать и направить эти средства Калмыкии, Госплану - представить в недельный срок план строительства жилья для населения области [6, с.71]. Правительство РСФСР поручило Наркомату здравоохранения взять на госбюджет лечебные учреждения Калмыкии и выделило дотацию в сумме 5200 руб. золотых, а также необходимые средства на

издание учебников и учебных пособий, субсидию в сумме 1550000 руб. Кроме этого, Наркомат земледелия выделил Калмыкии на покупку рабочего скота 1405772 руб., на мероприятия по животноводству - 245 тыс. руб., по мелиорации - 1475000 руб., а Госплан на строительство жилья - 200 тыс. руб. золотых, на продовольственные нужды населения - 13827800 руб., на организацию детских столовых - 3000 руб. золотых и т. д. Совет труда и обороны РСФСР, выполняя поручения Президиума ВЦИК (протокол № 32/Б от 214 мая 1923 г.), 13 июля 1923 г. принял решение: «1). Признать угодьем местного промыслового значения и передать в распоряжение Калмыцкого ЦИК бывший участок калмыцкого народа Яндыко -Промысловский; 2). Что же касается остальных промыслов, .установить точные границы для определения промыслов, находящихся в пределах Калмобласти», а затем 5 марта 1924 г. СТО передал Товариществу «Калмыцкий рыбак» в арендное пользование без торгов рыболовные угодья и промыслы [2, Ф. Р-112, оп. 1, д. 2, л. 85, 94, 129, 130, 221, 222].

В результате выполнения исполнительными органами РСФСР указанных мер была подведена необходимая экономическая основа для развития национальной государственности Калмыкии. Об этом свидетельствует появление и новых отраслевых структурных подразделений в ее аппарате управления. В сентябре 1921 г. на базе двух секций Совета народного хозяйства Калмыцкого ЦИК создаются Транспортный и Коммунальный отделы, а также аппарат управления области в 1923 - 1924 гг. пополняется Статистическим бюро, Отделом местной промышленности, Торгово-промышленным отделом, Плановой комиссией. В соответствии с Положением о местных земельных органах РСФСР, принятым в ноябре 1923 г., Земельный отдел Калмыцкого ЦИК был преобразован в Земельное управление с пятью отделами [8, 1923, № 91, ст. 904-905; 1, Ф. Р-1235, оп. 118, д. 2, л. 396-402; оп. 101, д. 286, л. 72; 2, Ф. Р-3, оп. 7, д. 1, л.14].

Благодаря значительной помощи государства и эффективному использованию внутренних ресурсов с 1923 г. появились положительные тенденции в развитии экономики, социальной инфраструктуры области. С этого времени началось формирование национальных кадров и интеллигенции на основе новой, социалистической идеологии. В этом процессе активно положительную роль играл Наркомнац, не только инициировавший, но и выступавший координатором по объединению усилий наркоматов и других ведомств по оказанию помощи в подъеме и развитии экономики и культуры молодых национально-государственных образований. В деле подготовки кадров для национальных регионов весомый вклад внес Коммунистический университет трудящихся Востока, организованный в 1921 г. по предложению Наркомнаца. За 15 лет им был подготовлено 2123 специалиста, в том числе 27 калмыков, для работы в партийных и государственных органах [19, с. 199-202].

Наркомнацу приходилось вникать во все сферы жизни населения автономий с тем, чтобы его втягивать в новые социально-общественные отношенния, адаптировать к реалиям советского режима. Так, Наркомат юстиции по инициативе Наркомнаца в начале 1924 г. внес в высшие судебные, правоохранительные органы страны предложение учитывать при следствии и судопроизводстве традиции, обычаи, особенности кочевого образа жизни калмыцкого народа. В марте 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О поправках, дополнениях и изменениях к Уголовному кодексу для автономной области калмыцкого народа», а в июне того же года - постановление «Об изменениях Уголовно-процессуального кодекса для автономной области калмыцкого народа». Например, согласно статье 97, органами дознания выступали не только органы милиции и уголовного розыска, но и аймачные и улусные исполкомы

были наделены отдельными их полномочиями в пределах области. По статье 105 производство дознания не могло продолжаться более месяца, а в Калмыкии, с разрешения Прокурора, - более двух месяцев. По статье 215 срок на принесение жалобы устанавливался в 7 суток, а в пределах Калмобласти - в 14 суток, и т. д. [2, Ф. Р-112, оп. 1, д. 42, л. 32, 32 об. 33].

С образованием Советского Союза Наркомнац был упразднен. К этому времени при его содействии было создано 21 автономное образование - 11 республик и 10 областей. II сессия ВЦИК, придя к выводу, что Наркомнац "закончил свою основную миссию по подготовке дела образования национальных республик и областей и объединения их в Союз республик", приняла 7 июля 1923 г. постановление: признать своевременной ликвидацию Наркомнаца РСФСР и поручила Президиуму ВЦИК установить порядок его ликвидации и передачи дел в соответствующие учреждения РСФСР [8, 1923, № 66, ст. 639].

Проект постановления о ликвидации Наркомнаца был рассмотрен и одобрен 20 марта 1924 г. Секретариатом ВЦИК. Постановление Секретариата было принято за основу декрета ВЦИК И СНК РСФСР «О ликвидации Народного комиссариата по делам национальностей» от 9 апреля 1924 г. Законодатели, ликвидировав представительства автономных республик и областей при Наркомнаце, учредили при Президиуме ВЦИК институт представителей автономных республик и областей. Для руководства работой по осуществлению национальной политики на местах и координации работы представителей автономных республик и областей учреждался при Президиуме ВЦИК Отдел национальностей [8, 1924, № 39, ст. 358; 2, Ф. Р-112, оп. 1, д. 42, л. 16; 11, с. 115].

Оценив объективно опыт деятельности Наркомнаца по организации национально-государственного и федеративного устройства России, следует отметить его позитивную роль, а результаты как пик этатизации в этом процессе. Работа Отдела национальностей при Президиуме ВЦИК и Совета национальностей ЦИК СССР по составу членов, назначавшихся местными органами, которые являлись в основном представительными органами автономных образований, не дала ожидаемого результативного эффекта. Поскольку они, не имея организационной структуры исполнительной власти, вынуждены были ограничиваться лишь постановкой перед центральными органами РСФСР и СССР вопросов, касающихся национальной политики, проблем автономий.

С образованием СССР, когда РСФСР стала субъектом федеративного государства, в политике национально-государственного строительства России стали проявляться тенденции деклинации. Хотя к этому времени было сделано авторитетное заявление И. Сталина о том, что "советская автономия не есть нечто застывшее и раз и навсегда данное, она допускает самые разнообразные формы и степени своего развития". Далее он, размышляя, говорил, что от узкой административной автономии она может перейти к более широкой, политической автономии, от нее - к высшей форме автономии, к договорным отношениям [18, с. 40-41].

Конституция РСФСР 1925 г. ограничила возможности развития автономий лишь принципами внутреннего территориального самоопределения, высшей формой которой могла быть автономная республика. Ее статья 13 гласила: «РСФСР. признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов советов, с утверждения верховных органов РСФСР, в автономные советские социалистические республики и области». В Конституции РСФСР были заложены главные признаки унитарного государства: неограниченные полномочия ВЦИК и СНК РСФСР, единая

вертикальная система органов власти и управления, основанная на принципах декларированного демократического, а фактически бюрократического централизма, директивном планировании в экономике. Помимо этого, в Основном законе отсутствовали существенные признаки федеративного государства: разграничение властных полномочий и компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов [4, с. 163, 164, 170].

Укреплению унитарного государства способствовало создание командно-административной системы государственного управления, единой партийной системы, основанной на моноидеологии, принципах бюрократического централизма. Партийные организации автономных республик и областей, построенные по территориальному признаку, явились главными элементами и скрепой в политической системе унитарного государства. Областные партийные комитеты, обладая властными чертами политической организации, получили вдобавок государственные функции, присущие государственным органам исполнительно-распорядительного и контрольного характера. Помимо этого, организационно сращиваясь с органами власти и управления, парткомы возглавили командно-административную систему государственного управления.

Кардиальные изменения в организации государственного механизма управления произошли с вхождением РСФСР в состав СССР. Наркоматы автономных республик и отраслевые отделы исполкомов автономных областей оказались фактически в единой вертикальной общесоюзной системе государственного управления и по горизонтали -в двойном подчинении. Кроме них, создаются и укрепляются специальные органы централизованной системы управления такие, как дополнительные органы НКВД РСФСР и с широкой компетенцией, усиленными функциями административного надзора, при нем Государственное политическое управление (ГПУ) и его местные политотделы (февраль, 1922 г.); Наркомат юстиции РСФСР и в его составе Государственная прокуратура, на местах отделы юстиции и их подведомственные революционные трибуналы (август 1921 г. и с поправками в декабре того же года), советы народных судей, бюро юстиции, народные суды [8, 1921, № 62, ст. 442; № 78, ст. 662].

С образованием СССР из НКВД выделяется ГПУ в общесоюзный орган - под названием «Объединенное государственное политическое управление» (ОГПУ) при СНК СССР и на местах ГПУ, политотделы, а также прокуратура выводится из системы юстиции и в 1924 г. при Верховном суде СССР учреждается Прокуратура СССР, в автономной области - областной суд. Создается Наркомат рабоче-крестьянской инспекции СССР со своими местными органами - наркоматы союзных республик, АССР, областные и губернские инспекции, наделенные функциями партийно-государственного контроля [8, 1921, №. 63, ст. 456; 1922, № 16, ст. 160; № 36, ст. 424; 1924, № 12, ст. 105].

В эти же годы принимаются активные меры по развитию и укреплению политической системы автономных республик и областей - партийной, комсомольской, профсоюзной, кооперативной, различных общественных организаций, однотипных по своей классовой природе, функционировавших на единой идеологической основе. Особое внимание уделялось развитию политической основы национальной государственности - местных советов, повышению роли компартии в государственной и общественной жизни республик и областей.

С вхождением в состав СССР РСФСР превращается фактически в унитарное государство с элементами федерации. Конституционный статус ее автономий как национально-государственных образований становится формальным. Тем не менее советская власть, создавая национально-государственные образования, многое сделала

по ликвидации фактического неравенства их народов. Можно отметить, что решение национального вопроса, суть которого состояла, по определению И. В. Сталина, в том, "чтобы уничтожить ту фактическую отсталость (хозяйственную, политическую, культурную) некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого" [15, с. 39], все же дало положительные результаты. Мобилизация сил и огромная государственная помощь позволили в короткие сроки поднять уровень их культурного и социально-экономического развития. Однако для того, чтобы достичь среднего уровня развития и жизни населения РСФСР, СССР, характеризующего благосостояние человека, автономиям потребовалось весьма длительное время.

Таким образом, созданные национально-государственные образования РСФСР в 1920-е годы на основе принципов территориального внутреннего самоопределения позволили объединить этносы различных национальностей в едином государственном устройстве России. Поэтому изучение исторического опыта деятельности Наркомнаца, в котором коллективно работали представители политической элиты многих народов России, и национально-государственного строительства в условиях поиска на современном этапе парадигмы развития государственности заслуживает внимания. В годы советской власти национально-государственные образования в полиэтничном государстве, хотя с элементами формальной федерации, сыграли положительную роль в процессе государственного устройства РСФСР как единого сообщества, в котором все его народы в равной степени явились государствообразующими.

Список литературы

1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

2. Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).

3. Конституция Российской Федерации. - М.,1993. - 59 с.

4. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 - 1937 гг.). Сб. документов. М., 1940. -298 с.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. Т. 2: 1917-1924. М., 1970. - 543 с.

6. Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР (июль 1920 -июнь 1937 гг.). Сб. документов и материалов. Элиста, 1981. - 366 с.

7. Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. 1918 - 1924 гг.: Каталог документов. М., 2001. - 296 с.

8. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. Отдел первый (СУ РСФСР).

9. Беликов Т. И. Калмыцкая область в восстановительный период (1921 - 1925 гг.) // Ученые записки. Вып.6. Серия историческая. Элиста, 1968. С.94-130.

10. Зорин В. Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных думах России: опыт законотворчества. М., 1999. - 520 с.

11. Клеандрова В. М. Организация и форма деятельности ВЦИК (1917 - 1924 гг.). М., 1968. - 127 с.

12. Красовицкая Т. Ю. Национальные элиты как социокультурный феномен советской государственности (октябрь 1917 - 1923 г.): Документы и материалы. М., 2007. - 448 с.

13. Максимов К. Н. Калмыкия в советскую эпоху: политика и реалии. Элиста, 2013. - 464 с.

14. Национальная политика России: история и современность. М., 1997. - 680 с.

15. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М., 1970. - 432 с.

16. Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980. - 454 с.

17. Сталин И. В. Сочинения. Т. 5. М., 1952. - 446 с.

18. ЦК РКП(б) - ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918 - 1933 гг. М., 2005. -784 с.

19. ЦК ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 2. 1933 - 1945. М., 2009. - 1095 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.