УДК 339 ББК 30.609
А.Н. ГУРЕЕВА
Судовые припасы и предметы судового снаряжения: особенности таможенного декларирования
Рассматриваются основы правового регулирования в сфере перемещения морских судов через таможенную границу Таможенного союза. Исследуются вопросы разграничения эксплуатационных судовых припасов и предметов судового снаряжения, а также проблемы, связанные с их таможенным декларированием.
Ключевые слова: припасы, предметы судового снаряжения, предметы материально-технического снабжения и снаряжения, морское судно, транспортное средство.
Развитие международных перевозок товаров морским транспортом на современном этапе требуют всестороннего внимания к различным аспектам правового регулирования в сфере эксплуатации морских судов. Среди них немаловажное место занимают вопросы таможенного регулирования данных правоотношений, в том числе совершения таможенных операций в отношении судовых припасов и предметов судового снаряжения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Действующее таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и иные нормативные правовые акты в сфере таможенного дела не содержат норм, позволяющих четко разграничить понятия «судовые припасы» и «предметы судового снаряжения».
Основа теоретических положений о правовом режиме принадлежностей морского судна, в том числе судового снаряжения, а также судовых припасов заложена ещё в дореволюционных трудах российских юристов. К потребностям причислялись провизия, пушка для отдачи салюта, шлюпки, мост
ГУРЕЕВА Алена Николаевна — главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Камчатской таможни, г. Петропавловск-Камчатский.
64
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
для привала, спасательные снаряды, географические карты, геодезические инструменты, компас, колокол, посуда и аптека на пассажирских судах. Судно, оснащённое снарядами для нагрузки-выгрузки, считалось судном оснащённым. А судно, снабжённое потребностями и экипажем — судном вооружённым [16, с. 5].
В «Объяснительном морском словаре» (1894 г.), составленном В.В. Вах-ниным, понятия припасов и судового снаряжения не встречаются, однако упоминаются следующие термины: «вооружать судно» — оснастить судно и снабдить его артиллерию всем необходимым для плавания; «вооружаться» — готовиться к плаванию; «вооружение судна» — установка и укрепление на местах, оснастка, укладка трюмов, установка на место орудий, мен и других боевых и жизненных запасов [7, с. 51]. Торговый устав 1893 г. содержит упоминание о «займе припасов на море» [10, с. 149].
В большинстве учебных пособий по морскому праву, изданных в советское время, вовсе не содержится упоминаний о перемещении через границу судового вооружения, судового снаряжения либо припасов. Так, в учебнике Г.И. Именитова «Советское морское и рыболовное право» [9] содержится упоминание о вооружении судна, сведения о котором должны были быть указаны в судовом билете (документ, подтверждающий право собственности на судно). В учебном пособии «Коммерческая практика заграничного плавания» [11, с. 194] дается описание административных процедур в иностранных портах, связанных с перемещением «судовых запасов», кроме того, кратко изложены таможенные правила пополнения «судовых запасов» в иностранном порту.
Появление такой категории товаров, как «припасы», в отечественном законодательстве связано с вступлением в силу Конвенции по облегчению международного морского судоходства1 (далее — Конвенция) [1].
Однако в таможенном законодательстве Российской Федерации и отечественной юридической литературе данный термин окончательно закрепился только в 2001 г., после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» [2] и приказа ГТК России «О таможенном режиме перемещения припасов» [4], а также после введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года [5].
Исходя из норм действующего таможенного законодательства, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, к категории припасов возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) предназначены для потребления и (или) использования на борту конкретного транспортного средства, либо для продажи пассажирам и членам экипажа без цели потребления на борту судна (продаваемые припасы);
Вступила в силу для СССР 05.03.1967.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
65
2) целями их потребления и (или) использования является обеспечение нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств (эксплуатационные припасы) либо потребление пассажирами и членами экипажей на борту транспортных средств (потребительские припасы);
3) потребляются и (или) используются в пути следования или в пунктах промежуточной остановки (за исключением продаваемых припасов).
Указанные условия одновременно являются и признаками припасов.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года дополнительным условием отнесения товаров к категории припасов являлось их потребление и использование на транспортных средствах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой международной перевозки.
Однако в связи с изменениями таможенного законодательства данный признак припасов не получил дальнейшего развития. Так, вместо строгого деления на товары и транспортные средства в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) появилась классификация товаров на отдельные категории, к числу которых относится категория транспортных средств и категория транспортных средств международной перевозки [6]. При этом следует учитывать, что припасы могут перемещаться через таможенную границу не только транспортными средствами международной перевозки (статьи 4 и 350 ТК ТС), но и иными транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, например, морскими судами, являющимися иностранными товарами, но зарегистрированными в Российской Федерации, к которым особенности перемещения транспортных средств международной перевозки, установленные гл. 48 ТК ТС, не применяются. Припасы, в данном случае также подлежат таможенному декларированию на основании статей 159, 364 ТК ТС. Исключением являются лишь транспортные средства для личного пользования2.
Кроме того, в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973) перевозка товаров между морскими портами одного государства через территорию иностранного государства (например, Петропавловск-Камчатский-Санкт-Петербург южным морским путем) является каботажной перевозкой. Согласно таможенному законодательству Таможенного союза перемещение товаров в данном случае осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а таможенные операции, связанные с убытием транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза и его прибытием на эту территорию осуществляются в общем порядке, в связи с чем требуется и таможенное декларирование припасов.
2 В силу прямого указания ст. 363 ТК ТС нормы о порядке перемещения припасов не применяются в отношении транспортных средств для личного пользования.
66
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Таким образом, учитывая необходимость припасов для обеспечения нормальной эксплуатации морских транспортных средств, в том числе при осуществлении каботажных перевозок через территорию иностранного государства, а также транспортных средств, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, такой признак припасов, как их использование на транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки, утратил свою актуальность. Следуют отметить, что отношения, не связанные с перемещением припасов через таможенную границу Таможенного союза, таможенным правом не регулируются и предметом данного исследования не являются.
Термин «судовое снаряжение», также закрепленный Конвенцией, нашел свое отражение в отечественном таможенном праве значительно раньше, чем термин «припасы». Так, в ряде нормативно-правовых актов ГТК России 90-х годов предприняты попытки урегулировать порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов материально-технического снабжения и снаряжения, топлива, находящегося в конструктивных емкостях, продовольствия и другого имущества, необходимого для нормальной эксплуатации судов, используемых для целей торгового мореплавания3. Проведенный анализ указанных правовых актов показал, что они не разделяют понятия «предметов судового снаряжения» («предметов материальнотехнического снабжения и снаряжения») и «припасов».
Первым и единственным нормативным правовым актом Российской Федерации, содержащим понятие предметов судового снаряжения, стало Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее — Положение) [3]. В соответствии с Положением под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе, такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки. Данное определение в точности соответствует установленному Конвенцией [1].
Анализ указанного определения позволяет выделить следующие признаки предметов судового снаряжения:
1) находятся на судне;
2) предназначены для использования именно на этом судне;
3) являются движимыми вещами;
3 См.: О таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и необходимых для нормальной эксплуатации судов: распоряжение ГТК РФ от 17.04.2000 № 01-99/ 447 // Таможенные ведомости. № 7. 2000; О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, необходимых для нормальной эксплуатации транспортных средств: распоряжение ГТК РФ от 22.07.1999 № 01-14/880 // Таможенный вестник. № 17. 1999.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
67
4) не имеют потребительского характера, т. е. не предназначены для конечного потребления на судне.
Как отмечает А.Ю. Хрипко, морское судно представляет собой совокупность предметов, необходимых для нормальной деятельности судна, которые также подлежат процедурам оформления и контроля [15, с. 78]. Представляется, что признак «необходимости для нормальной деятельности», как объединяющий судовые припасы, предметы судового снаряжения и другие предметы, находящиеся на борту судна, не отражает их предназначения. При этом комплексный анализ правового регулирования в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о том, что указанные категории товаров объединяет признак их необходимости для нормальной эксплуатации морского судна4.
Учитывая, что понятие «нормальная эксплуатация морского судна» не закреплено ни таможенным законодательством Таможенного союза, ни законодательством Российской Федерации в сфере таможенного дела, полагаем необходимым сформулировать данное понятие и определить для целей таможенного регулирования примерный круг операций, составляющих нормальную эксплуатацию судна.
Проведенный анализ современного правового и технического регулирования в сфере эксплуатации морских судов позволяет сформировать вывод о том, что обеспечение нормальной эксплуатации морского судна представляет собой:
— комплекс операций, направленных на обеспечение такого состояния морского судна, при котором судно в целом, его механизмы, устройства, системы, средства и оборудование, обеспечивающие движение, управляемость, безопасность мореплавания, противопожарную безопасность, непотопляемость, судовую связь и охрану окружающей среды, находятся в рабочем состоянии и нормально функционируют;
— мероприятия, направленные на обеспечение готовности к использованию судна по назначению и обеспечение безопасности и комфортных бытовых условий пассажиров и членов экипажа морского судна.
Таким образом, к операциям, направленным на обеспечение нормальной эксплуатации морского судна следует отнести, в числе прочих:
1)_____операции, направленные на поддержание рабочего состояния и нормального функционирования механизмов, устройств, систем, средств и оборудования судна, поддержание заданных технико-эксплуатационных показателей судна (ремонт и техническое обслуживание судна и его элементов, снабжение судна запасными частями и оборудованием, необходимыми для его ремонта, снабжение судна топливом и горюче-смазочными материалами);
4 Данный признак широко используется в таможенном законодательстве, как действующем, так и утратившем силу, см., например, ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (понятие припасов), Распоряжение ГТК России от 22.07.1999 № 01-14/880 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, необходимых для нормальной эксплуатации транспортных средств» (утратило силу).
68
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
2) операции, направленные на обеспечение безопасности и жизнедеятельности пассажиров и членов экипажа (снабжение судна спасательным и противопожарным оборудованием, поставка на судно воды и продуктов питания, и т. д.);
3) операции, направленные на защиту окружающей среды (например, снабжение судна специальным оборудованием для утилизации отходов, его своевременный ремонт и замена);
4) операции, направленные обеспечение безопасности мореплавания (например, поддержание в рабочем состоянии навигационного оборудования);
5) операции, направленные на поддержание готовности использования судна по назначению, в том числе на обеспечение сохранности перевозимого груза (например, поставка запасных емкостей с фреоном для холодильного оборудования судна), выполнения производственных заданий (например, поставка промыслового снаряжения для рыболовных судов);
6) операции, направленные на обеспечение санитарного состояния судна, обеспечение условий труда, бытовых условий пассажиров и членов экипажа морского судна (в том числе, оборудование жилых помещений, поддержание их в надлежащем санитарном состояния, проведение их своевременного ремонта и т.д.).
Следует отметить, что к товарам, необходимым для нормальной эксплуатации транспортных средств, следует относить не только эксплуатационные припасы (в соответствии с их определением, сформулированным законодателем), но и ряд иных товаров: потребляемые припасы, предметы материальнотехнического снабжения и снаряжения (предметы судового снаряжения), запасные части и оборудование. Хотя собственно товарами, согласно ст. 4 ТК ТС, являются только припасы, остальные обозначенные нами категории товаров было бы правильнее назвать предметами, необходимыми для обеспечения нормальной эксплуатации судна.
Таким образом, эксплуатационные припасы и предметы судового снаряжения, равно как запасные части и оборудование, предназначенные для эксплуатации и ремонта транспортного средства в пути следования, обладают схожими характерными чертами, в том числе:
1) нахождение на борту судна;
2) предназначение для обеспечения нормальной эксплуатации судна;
3) их исключение из понятия «груз» согласно Конвенции [1] как не предназначенных для коммерческого использования5.
5 Груз — любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
69
В качестве одного из основных отличий, существующих между рассматриваемыми нами категориями товаров, можно отметить то, что в отличие от предметов судового снаряжения, которые используются на судне, но не имеют потребительского характера, припасы, в частности эксплуатационные, предназначены для потребления и (или) использования на судне.
В соответствии с «Современным экономическим словарем» под «потреблением» понимается «использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей» [12, с. 411]. При этом «использовать», в соответствии с Толковым словарем русского языка Д.Н. Ушакова, значит «употребить в какое-нибудь дело, найти применение кому-чему-нибудь с целью извлечения пользы, воспользоваться кем-чем-нибудь для чего-нибудь» [14, с. 126].
Таким образом, анализ определений рассматриваемых нами предметов показал, что в результате потребления предмет полностью либо частично утрачивает свои потребительские свойства, а использование является процессом, в ходе которого из него (предмета) извлекаются полезные свойства, в результате чего происходит его износ. При этом в ходе использования данные предметы могут одновременно потребляться, т. е. расходоваться.
Так, эксплуатационные припасы могут одновременно либо последовательно потребляться и использоваться на судне. Например: топливо и горючесмазочные материалы используются в целях обеспечения работы главного двигателя и энергоустановок судна и при этом постепенно потребляются. Тароупаковочные материалы потребляются на рыбопромысловых судах для упаковки готовой продукции (что повторно упаковать в них продукцию невозможно), но после этого сохраняются как физический объект и затем продолжают использоваться на судне для хранения, транспортировки и обеспечения сохранности упакованной в них рыбопродукции.
Однако различия правового режима припасов и предметов материальнотехнического снабжения и снаряжения для таможенных целей объясняются, прежде всего, их гражданско-правовой природой. Если предметы судового снаряжения являются неотъемлемой принадлежностью судна, то припасы, по сути, являются отдельным товаром, хоть и необходимым для эксплуатации или технического облуживания транспортного средства, либо для потребления пассажирами и членами экипажей.
В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения данных вопросов обратимся к понятию «правового режима6 морского судна», как его трактует гражданское право.
6 Правовой режим — правовая регламентация участия объектов гражданских прав в гражданском обороте, основанная на различиях (свойствах) таких объектов и зависимая от них. См: Актуальные проблемы гражданского права / под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2000. С. 69.
70
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Русское дореволюционное право характеризовало морское судно как вещь сложную (составную). К элементам этой сложной вещи причислялись: корпус судна, составляющий его основу, и присоединяемые к нему мачты, реи, паруса, машины, винты, якоря, которые в то же время обозначались и как принадлежности судна по физическим свойствам [8, с. 321]. Принадлежности описывались, как «те добавления, приделки к корпусу, без которых было бы невозможно приведение корабля в движение и остановка по произволу» [17, с. 5].
Г.Ф. Шершеневич считал принадлежностями морского торгового судна «вещи, которые не входят в состав его, тем не менее, предназначенные содействовать экономической цели морского судна» [17, с. 255], к которым относятся, в том числе, лодки, компасы. Кроме того, он подчёркивал, что принадлежностями при этом не могут считаться «вещи, назначенные не для постоянного выполнения задачи судна, а для какого-нибудь определённого рейса», причисляя к таковым балласт, запасы топлива и съестные припасы, то есть вещи потребляемые. Таким образом, в дореволюционном законодательстве и правовой доктрине отсутствовало четкое разделение терминов «составные части» и «принадлежности» морского судна [13, с. 70].
В современном гражданском праве морское судно характеризуется как вещь сложная (составная). Как отмечает М.А. Тай, детали морского судна до момента их соединения с корпусом судна представляют собой самостоятельные объекты гражданских прав. После объединения деталей в единую конструкцию, их правовой режим — это режим составной части сложной вещи.
Однако М.А. Тай не раскрывает того, что, как справедливо полагали дореволюционные правоведы, помимо составных частей судна как сложной вещи на судне всегда находятся вещи, которые не входят в его состав, тем не менее предназначенные содействовать экономической цели морского судна, по сути являющиеся его принадлежностями, например, предметы судового снаряжения, а также не являющиеся принадлежностями судна вещи, предназначенные не для постоянного выполнения задачи судна, а для какого-нибудь определённого рейса (судовые припасы).
В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принадлежностью является вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением. В содержащихся в ТК ТС понятиях «транспортного средства» и «транспортного средства международной перевозки» в целом учтён гражданско-правовой режим морского судна, его составных частей и принадлежностей. Так, в ТК ТС под «транспортным средством» понимается само транспортное средство (в том числе водное судно) с предусмотренными для него техническими паспортами и техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанным транспортным средством.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
71
Таким образом, корпус судна, главный двигатель, основные судовые системы, технологическое и иное оборудование, запасные части и иные элементы, предусмотренные техническими формулярами, и их принадлежности представляют собой для таможенных целей водное (в том числе — морское) транспортное средство, которое является, с точки зрения гражданского законодательства, сложной вещью.
Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, специальное оборудование для погрузки-разгрузки грузов, запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, технического обслуживания и эксплуатации транспортного средств в пути следования являются принадлежностями транспортного средства международной перевозки (п. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС), а потому подлежат таможенному декларированию вместе с транспортным средством в таможенной декларации на транспортное средство7.
Что же касается транспортных средств, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, то не представляет сомнений, что такие транспортные средства также не могут безопасно и эффективно эксплуатироваться без предметов судового снаряжения, специального оборудования для погрузки, разгрузки грузов, запасных частей и оборудования, являющихся принадлежностями данных транспортных средств. Учитывая, что декларирование транспортных средств в этом случае осуществляется путем подачи декларации на товары, указанные предметы, как принадлежности морского судна, должны классифицироваться одним кодом в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза с транспортным средством, на котором она перемещаются.
Таким образом, нами выделены основные отличительные признаки эксплуатационных припасов и предметов судового снаряжения, рассмотрены теоретические основы правового режима предметов судового снаряжения и припасов, первые из которых являются принадлежностью морского судна, как транспортного средства международной перевозки, а вторые — по сути, являются отдельной категорией товаров, которые в связи со своим специфическим предназначением перемещаются вместе с транспортным средством без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Данные отличия в правовом режиме припасов и предметов судового снаряжения и послужили основой для установления различного порядка их таможенного декларирования: путем подачи отдельной таможенной декларации (в том числе в форме ИМО декларации о припасах) и путем указания сведений о судовом снаряжении в таможенной декларации на транспортное средство.
7 Письмом ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24115 «О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах» разъяснено, что в связи с отсутствием в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года специального понятия «судовое снаряжение», употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства, предметы, являющиеся по сути «судовым снаряжением», могут рассматриваться и как неотъемлемая часть транспортного средства, и как припасы (по выбору декларанта). Данные обстоятельства остаются актуальными и после вступления в силу ТК ТС.
72
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Список литературы
1. Конвенция по облегчению международного морского судоходства [утв. 09.04.1965]. [Электронный ресурс]. URL: ppt.ru/newstext.phtml?id=52097
2. Об установлении таможенного режима перемещения припасов: постановление Правительства Рос. Федер. [утв. 04.07.2001 № 528] [Электронный ресурс]. URL: garant.ru/12123575
3. Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами: приказ ГТК РФ от 12.09.2001 № 892 [Электронный ресурс]. URL: garant. ru
4. О таможенном режиме перемещения припасов: приказ ГТК РФ от 19.10.2001 № 1000 [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru
5. Таможенный кодекс Российской Федерации: федер. закон [утв. 28.05.2003 № 61-ФЗ] [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2003/06/03/
6. Таможенный кодекс Таможенного союза [утв. 27.11.2009 № 17] // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615 (с посл. изм. и доп.).
7. Вахнин В.В. Объяснительный морской словарь: настольная книга для имеющих отношение к морскому делу. СПб.: Изд. комиссионера Морского министерства Н.Г. Мартинова, 1894. 300 с.
8. Гамбаров Ю.С. Вещное право. СПб, 1908. 356 с.
9. Именитов Г.И. Советское морское и рыболовное право: учебник. М.: Госиздат, 1951. 187 с.
10. Носенко Д.А. Устав торговый с разъяснениями по решениям гражданского кассационного, четвертого департаментов и общих собраний Правительствующего Сената. М.: Типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнеров и Ко, 1899. Т. XI. Ч. 2. 308 c.
11. Обер Р.Р. Коммерческая практика заграничного плавания / Р.Р. Обер, Н.А. Фафурин: учебное пособие. М., 1973. 279 с.
12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., испр. И доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
13. Тай М.А. Морское судно в системе объектов вещных прав: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2006. 211 с.
14. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Изд-во иностр. и нац. словарей, 1935.
15. Хрипко А.Ю. Административно-правовое регулирование отношений в области таможенного дела в морских пространствах: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2005. 205 с.
16. Цитович П.П. Морское торговое право. Киев,1988. 256 с.
17. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Т. 3. Вексельное право. Морское право. 412 с.