Научная статья на тему 'Правовые аспекты таможенного оформления морских судов'

Правовые аспекты таможенного оформления морских судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2503
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МОРСКИЕ СУДА / СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысак Евгений Дмитриевич

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся оформления морских судов; анализируются правовые аспекты таможенного контроля в отношении морских судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты таможенного оформления морских судов»

правоохранительный аспект

УДК 347.7 ББК 65.428

Е.Д. ЛЫСАК

Правовые аспекты таможенного оформления морских судов

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся оформления морских судов; анализируются правовые аспекты таможенного контроля в отношении морских судов.

Ключевые слова: таможенный контроль, морские суда, судовые документы, должностные лица таможенных органов.

Особенность морских судов как объектов таможенного регулирования состоит в том, что они могут выступать в двух ипостасях: и как товар, и как транспортное средство. Если морское судно перемещается через государственную границу как объект внешнеэкономической сделки, то оно рассматривается законодательством как товар; если перемещается через государственную границу в связи с использованием в международных перевозках - как транспортное средство.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) дает следующее определение транспортного средства как категории товара: любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими

ЛЫСАК Евгений Дмитриевич — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

правоохранительный аспект

29

жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Транспортные средства, пересекающие таможенную границу, являются объектом таможенного контроля, при проведении которого должностные лица таможенных органов проводят их идентификацию и классификацию, в том числе по ТН ВЭД ТС.

С учетом назначения водные суда и плавучие средства подразделяются на восемь классов: сухогрузные суда; суда для жидких грузов (наливные суда), т. е. суда, предназначенные для перевозки жидких грузов наливом; пассажирские, грузопассажирские суда и паромы; вспомогательные и обслуживающие суда; научно-исследовательские суда; суда технического флота; средства освоения минеральных ресурсов океана (для проведения глубоководных исследовательских и спасательных работ); промысловые суда.

Кроме вышеперечисленных классов морских судов, существуют военноморские корабли, которые также могут пересекать государственные границы, однако они не являются объектами таможенного контроля и не подвергаются таможенной очистке при входе в территориальные воды прибрежного государства, поскольку такие корабли обладают государственным иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства.

Учитывая морскую специфику таможен Дальневосточного региона, в большинстве случаев в своей правоприменительной практике таможенные органы сталкиваются с оформлением морских судов, которые принадлежат иностранным юридическим лицам, не имеющим представительств на территории Российской Федерации. В этой связи важно знать, какие документы должны предоставляться в таможенные органы для эффективного осуществления таможенного контроля в отношении морских судов; какие именно судовые документы должны быть на борту морского судна, формы этих документов, их содержание, порядок заполнения и выдачи - всё это определяется законодательством страны флага судна и условиями целого ряда международных конвенций, договоров и соглашений.

Обязательный перечень документов того или иного конкретного судна обусловлен его эксплуатационным назначением, регистровой вместимостью, районом плавания и другими обстоятельствами, имеющими существенное значение. Отсутствие на судне какого-либо документа1, требуемого законом государства флага или международным договором, как правило, влечет неблагоприятные правовые последствия для судна и соответственно для его судо-владельцев1 2. В этой связи нетрудно заметить, что любой из необходимых судовых документов имеет определенное юридическое значение, следовательно, является правоустанавливающим документом.

1 Наличие на судне ненадлежаще оформленных документов (несоответствующих фактическим данным, просроченных и т.п.) приравнивается к их отсутствию.

2 Судно, не имеющее хотя бы одного из обязательных документов, из порта не выпускается.

30

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Выдача судовых документов предусмотрена как законодательством государства флага судна, так и рядом международных конвенций. Эти документы хранятся на судне и предъявляются инспектору инспекции портового контроля при проверке судна перед выходом в море, а также инспектору Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) при проведении мероприятий по контролю.

Суда, совершающие международные рейсы, должны иметь документы, предусмотренные международными конвенциями (конвенционные суда). Наличие конвенционных документов на судах, совершающих международные рейсы, проверяют инспекторы государственного портового контроля в рамках Токийского, Черноморского, Парижского и других меморандумов, руководствующихся специально одобренными на международном уровне инструкциями для инспекторов государственного портового контроля по проведению проверок судов на предмет выполнения требований международных конвенций.

Без указанных выше документов судно не имеет права выходить в море. В соответствии с требованиями российского морского законодательства судно, плавающее под российским флагом, в зависимости от своего основного назначения должно иметь следующие основные судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 5) мерительное свидетельство; 6) свидетельство о грузовой марке; 7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами; 9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором; 10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); 11) судовая роль; 12) судовой журнал; 13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 14) санитарный журнал; 15) журнал операций со сточными водами; 16) журнал операций с мусором; 17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; 18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров; 19) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельства о грузовой марке и мерительного свидетельства. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, осуществляющее прибрежное плавание, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами в соответствии с п. 3 ст. 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) [1].

Помимо указанных выше документов, судно должно иметь и другие документы, предусмотренные правилами, издаваемыми органом, осуществляющим наблюдение за техническим состоянием морских судов.

правоохранительный аспект

31

Судовые документы должны находиться на судах в оригиналах, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и документа о соответствии компании требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью [2], которые могут быть представлены копиями, заверенными нотариусом.

Должностным лицам таможенных органов необходимо иметь представление об идентификационных признаках морского судна, под которыми обычно понимаются следующие сведения: уникальный номер ИМО3, который присваивается при постройке морского судна и не меняется за весь период жизни морского судна; флаг и национальность морского судна; наименование; тип и назначение; год и место постройки; число, тип и мощность главных двигателей; основные размерения судна (длина, ширина, осадка в полном грузу); водоизмещение, дедвейт, грузовместимость, и пр.

В целях упорядочения производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства4, ТК ТС и КТМ РФ применяются следующие документы: общая декларация, декларация о грузе, декларация о судовых припасах, декларация о личных вещах экипажа, судовая роль, список пассажиров.

Общая декларация является основным документом, содержащим следующие требуемые таможенным органом сведения о судне при его приходе или отходе: название; национальная принадлежность; порт регистрации; тоннаж; фамилия капитана; наименование и адрес судового агента в порту прихода или отхода; краткое описание грузов (товаров); число членов экипажа на борту судна; число пассажиров на борту судна; краткие сведения о рейсе; дата и час прихода или отхода судна; порт прихода или отхода судна; место стоянки судна в порту.

Общая декларация датируется и подписывается капитаном морского судна, либо морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном морского судна.

Декларация о грузе также является основным документом, относящимся к перевозящему на судне грузу. Данный документ содержит следующие требуемые таможенным органом сведения о грузах (товарах и транспортных

3 Международная морская организация, или ИМО (International Maritime Organization, IMO) - международная межправительственная организация, которая является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством.

4 Конвенция по облегчению международного морского судоходства (Convention on Facilitation of International Maritime Traffic (FAL) - международная конвенция, направленная на облегчение морского судоходства путем обеспечения единообразия формальностей и процедур, требуемых властями государств-участников от иностранных судов.

32

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

средствах), находящихся на судне при его приходе: название; национальная принадлежность; фамилия капитана; порт отправления; порт составления декларации о грузе; маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров); номера коносаментов на грузы (товары), подлежащие выгрузке в порту прихода; порты выгрузки грузов (товаров), оставшихся на борту судна; первоначальные порты отправления грузов (товаров), перевозимых по коносаментам.

Декларация о грузе при отходе судна содержит следующую информацию: название; национальная принадлежность; фамилия капитана; порт назначения; в отношении груза (товара), взятого в данном порту: маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров); номера коносаментов на грузы (товары), взятые в порту отхода.

Декларация о грузе датируется и подписывается капитаном морского судна либо судовым агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном. Должностное лицо таможенного органа, производящее таможенный контроль, вправе отдельно потребовать представления сведений о любых, находящихся на борту опасных грузах. При отходе судна не требуется представления новой декларации о грузе в отношении уже указанных грузов (товаров и транспортных средств) при приходе судна в порт и оставшихся на судне. Таможенный орган вправе принимать вместо декларации о грузе экземпляр Судового манифеста5 при условии, что он содержит все сведения, указываемые в Декларации о грузе, а также датирован и подписан капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном морского судна.

Декларация о судовых припасах является основным документом о судовых припасах, содержащим сведения, требуемые таможенным органом при приходе или отходе судна. Декларация о судовых припасах датируется и подписывается капитаном или каким-либо лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном и лично осведомленным о судовых припасах.

Декларация о личных вещах экипажа является основным документом о личных вещах экипажа, содержащим следующие сведения, требуемые таможенным органом (не требуется при отходе): название судна; порт прихода или отхода судна; имена и фамилии членов экипажа; должности членов экипажа; данные о личных вещах членов экипажа, которые попадают под меры тарифного и нетарифного регулирования (в соответствии с законодательством Российской Федерации); личная подпись каждого члена экипажа.

Декларация о личных вещах экипажа датируется и подписывается капитаном или каким-либо другим лицом командного состава судна, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.

Список грузов, находящихся на борту судна.

правоохранительный аспект

33

Кроме вышеперечисленных документов, в случае необходимости, таможенному органу предоставляются следующие документы:

а) справка о наличии валюты и валютных ценностей, содержащая сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе, которая датируется и подписывается капитаном судна либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном. При отсутствии валюты и валютных ценностей в судовой кассе в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: «Валюта и валютные ценности в судовой кассе отсутствуют»;

б) список оружия и боеприпасов, содержащий следующие сведения о наличии оружия и боеприпасов на судне: количество оружия (с указанием марки оружия) и боеприпасов; заводской номер оружия; сведения о владельце оружия и боеприпасов.

Список оружия и боеприпасов должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущения выноса такого оружия с судна.

При отсутствии оружия и боеприпасов на судне в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: «Оружие и боеприпасы на судне отсутствуют»;

в) список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, в данном списке указывается количество лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, номенклатура которых утверждается правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Список лекарственных средств должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности таких препаратов во время стоянки в порту и недопущения выноса их с борта судна. При отсутствии лекарственных средств на судне в графе 16 Общей декларации делается запись: «Лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, на борту судна отсутствуют».

Руководство ФТС России, Дальневосточного таможенного управления уделяют повышенное внимание вопросам своевременного и качественного проведения таможенного оформления и таможенного контроля в российских морских портах.

Список литературы

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133344/

2. Международный кодекс по управлению безопасностью [Электронный ресурс]. URL: http://www.marine-centre.org/Docs/mkub-2010.pdf

3. Конвенция по облегчению международного морского судоходства, 1965 года [Электронный ресурс]. URL: www.imo.org/blast

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.