Е.Д. ЛЫСАК
К вопросу о таможенном оформлении судовых припасов
Рассматриваются вопросы унификации таможенного законодательства на примере понятия «припасы». Анализируется проблема таможенного декларирования судовых припасов.
Ключевые слова: таможенный кодекс, декларирование, припасы морских судов, международная практика.
В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) назрела острая необходимость в некоторых изменениях российского таможенного законодательства, а именно: приведение в соответствие нормативно-правовых актов, а также терминологии и понятий, которыми будут оперировать все три таможенных службы Таможенного союза.
Правовой статус ТК ТС — международно-правовой. Он вводится в действие соответствующим международным договором, а именно Решением Меж-госсовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №17 «О договоре о таможенном кодексе таможенного союза».
Одним из условий принятия данного договора является выполнение национальных процедур по приведению в соответствие внутригосударственного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Следовательно, введение в действие ТК ТС означает, что на территории этих стран будут применяться единые таможенные правила, в том числе для оформления припасов морских судов и судов внутреннего водного плавания.
Неизбежным следствием унификации таможенного законодательства выступает необходимость приведения к единообразному толкованию понятия «припасы». В ст. 4 п. 1 пп. 23 ТК ТС предусмотрено, что «припасы — товары:
— необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
ЛЫСАК Евгений Дмитриевич — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
— предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
— предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов».
Важно подчеркнуть, что понятие припасов ранее существовало в международном таможенном праве [2]. Однако в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) такого понятия не было, что порождало определенные проблемы, связанные с порядком декларирования тех товаров, которые были необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских и речных судов, совершающих рейсы за границу1.
В ТК РФ существовала ст. 265 «Помещение товаров под таможенный режим», в которой перечислялись судовые припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских и речных судов (помещались под таможенный режим перемещения припасов).
В соответствии с указанной статьей приказом Федеральной таможенной службы России «Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов» [7] был утвержден порядок декларирования судовых припасов: судовые припасы декларировались путем подачи грузовой таможенной декларации (ГТД), которая заполнялась по правилам заполнения ГТД при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, с учетом некоторых особенностей.
Кроме того, в ст. 74 ТК РФ говорилось, что декларирование припасов морских судов осуществляется путем подачи на них декларации о судовых припасах в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» [6]. Удивительно, но оба приказа прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ и применялись на таможенной территории Российской Федерации до вступления ТК ТС в юридическую силу. Парадокс заключался еще и в том, что морские суда, которые осуществляли международные перевозки грузов и пассажиров, декларировали судовые припасы в установленном настоящим приказом порядке, а спортивные парусные суда, которые также совершали заграничные рейсы и имели на борту соответствующие припасы, таможенные декларации на судовые припасы не оформляли.
1 Впервые понятие «припасы» появилось в п. 2 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утв. постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов».
Ситуация изменилась с принятием ТК ТС, в котором ст. 364 определено, что припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании судовых припасов морских судов, должен быть определен решением Комиссии Таможенного союза2.
Статьей 366 ТК ТС установлено, что если международные договоры государств-членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, предусмотренные ТК ТС, не вступили в силу на момент вступления в силу ТК ТС, то до их вступления в силу применяется законодательство государств-членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, таможенное регулирование осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Логично было бы предположить, что в настоящий момент, при отсутствии перечня сведений, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза, на территории Российской Федерации будет применяться тот же порядок, который был ранее утвержден приказом ФТС России от 29.12.2007 № 1665 [7].
В настоящее время, при прибытии морских судов на территорию Таможенного союза, в качестве таможенной декларации на припасы таможенные органы требуют декларацию о судовых припасах. Более того, если речь идет о декларировании топлива и горюче-смазочных материалов морских судов, совершающих рейсы за границу, то при вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации таможенные органы до сих пор требуют грузовые таможенные декларации (ГТД) [3]. Такая позиция таможенных органов не соответствует требованиям действующего таможенного законодательства.
Поскольку согласно п. 2 ст. 364 ТК ТС судовые припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры, при таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Следует сказать, что международной практикой в области морского судоходства выработаны определенные стандарты взаимоотношений с портовыми властями государства пребывания, в том числе и с таможенными органами [1]. Например, на судне имеется судовой документ, именуемый декларацией о судовых припасах, в котором подробно описаны все судовые припасы, находящиеся на борту судна в момент пересечения таможенной границы
2 До настоящего времени перечень сведений решением Комиссии Таможенного союза не определен.
государства. При приходе судна в морской порт портовые власти требуют четыре экземпляра декларации о судовых припасах и три экземпляра декларации о судовых припасах при отходе судна из порта.
Нелогично было бы требовать от судовладельца при отходе судна отдельную декларацию о судовых припасах, уже указанных в декларации при приходе морского судна в порт, тем более — декларирование судовых припасов по ГТД.
Важно также отметить, что Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [4], которая является универсальным международно-правовым актом, регулирующим широкий спектр таможенных вопросов, в том числе и таможенного оформления судовых припасов [4]. В данном международном акте регламентируется понятие припасов3 и порядок их таможенного оформления. В Киотской конвенции 1973 г. сказано, что при отбытии средств водного транспорта с таможенной территории не должна требоваться отдельная декларация на припасы, следовательно, подтверждается неправомерность действий таможенных органов, поскольку таможенный контроль в отношении судовых припасов должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Например, некоторые таможенные органы при прибытии морских судов на таможенную территорию Российской Федерации в настоящий момент проставляют в декларации о судовых припасах штамп «Выпуск разрешен». Однако этот документ не относится к таможенной декларации, бланк которой утвержден приказом ФТС РФ от 03.08.2006 № 724 [5]. В этой связи, принимая во внимание положения пп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС о том, что выпуск товаров — это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры), можно предположить, что тем самым таможенные органы находят для себя некую «лазейку» в существующем таможенном законодательстве.
Следовательно, при убытии с таможенной территории морских судов нелогичным является требование таможенных органов о декларировании судовых припасов по декларации на товары, поскольку такое требование не укладывается в рамки указанных выше международно-правовых актов, являющихся составной частью законодательства России.
При утверждении Комиссией Таможенного союза обязательного перечня сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании судовых припасов морских судов, проблема должна быть снята. Однако в данный момент, вследствие отсутствия решения Комиссии Таможенного союза, данная проблема стоит очень остро.
3 См.: гл. 4 «Припасы» специального приложения <ф> Киотской конвенции 1973 г.
Учитывая, что при таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, то, возможно, выходом из создавшейся ситуации будет принятие на уровне ФТС РФ нормативно-правового акта, относящего декларацию о судовых припасах в соответствии с п. 2 ст. 3б4 ТК ТС к таможенной декларации, на которую правомерно могут ставить соответствующие отметки таможенные органы.
Список литературы
1. Конвенция по облегчению международного морского судоходства 19б5 г. (FAL) (Лондон, 9 апреля 19б5 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:// www. lawsector.ru/data/doc13/txc13966.htm
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/ved_info/proekt10
3. О декларировании топлива и горюче-смазочных материалов: письмо ФТС России от 21.01.2009 № 01-11/1949 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.referent.ru/1/131755
4. О присоединении РФ к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 2б июня 1999 года (принят ГД ФС РФ 20.10.2010): федер. закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?)
5. Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации: приказ ФТС РФ от 03.08.200б № 724 // Рос. газ. 200б. 19 сент. № 208.
6. Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами: приказ ГТК РФ от 12.09.2001 № 892 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. 15 окт. № 42.
7. Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов: приказ ФТС РФ от 29.12.2007 № 1бб5 (ред. от 25.12.2009) // Рос. газ. 2008. 13 февр. № 30.