Научная статья на тему 'Об изменениях в терминологии таможенного дела в связи с вступлением в силу таможенного кодекса таможенного союза'

Об изменениях в терминологии таможенного дела в связи с вступлением в силу таможенного кодекса таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Сергей Алексеевич, Якушевская Елена Анатольевна

В данной статье проводится сравнение Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) в части, касающейся таможенного контроля и помещения товаров под определенную таможенную процедуру (таможенный режим). В статье используется терминология, принятая в ТК ТС, а для лучшего понимания излагаемого материала в скобках приводится соответствующее понятие из ТК РФ. В статье не рассматривается целесообразность изменений, внесенных в терминологию таможенного дела, и не дается оценка этим изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изменениях в терминологии таможенного дела в связи с вступлением в силу таможенного кодекса таможенного союза»

С.А. СМИРНОВ, Е.А. ЯКУШЕВСКАЯ

Об изменениях в терминологии таможенного дела в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза

В данной статье проводится сравнение Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) в части, касающейся таможенного контроля и помещения товаров под определенную таможенную процедуру (таможенный режим).

В статье используется терминология, принятая в ТК ТС, а для лучшего понимания излагаемого материала в скобках приводится соответствующее понятие из ТК РФ. В статье не рассматривается целесообразность изменений, внесенных в терминологию таможенного дела, и не дается оценка этим изменениям.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного союза, изменения.

В соответствии с решением Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) от 27.11.2009 № 17 с 01 июля 2010 г. вступает в силу Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанному в г. Минске 27 ноября 2009 г.) в границах таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Следовательно, таможенным органам Российской Федерации с 01 июля 2010 г. предстоит переход от работы по Таможенному кодексу Российской Федерации (федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ) в границах Российской Федерации к работе по Таможенному кодексу таможенного союза.

СМИРНОВ Сергей Алексеевич — доцент кафедры организации таможенного контроля и ТСТК Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток. ЯКУШЕВСКАЯ Елена Анатольевна — доцент кафедры организации таможенного контроля и ТСТК Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

Различия в этих документах отразились и на терминологии таможенного дела, которые были вызваны необходимостью согласовать терминологию и организацию таможенного дела трех государств — членов таможенного союза в единый порядок. Следует заметить, что изменения в терминологию вносились и ранее в связи с изменениями в таможенном деле, которые произошли с принятием ТК РФ в 2003 г.

ТК РФ и ТК ТС имеют разный правовой статус: ТК РФ — федеральный закон Российской Федерации, ТК ТС — международный договор, признанный (ратифицированный) Российской Федерацией.

Различия в Таможенном кодексе Российской Федерации и Таможенном кодексе таможенного союза, в части совершения таможенных операций и помещения под таможенные процедуры, заключаются в следующем:

1. Изменилось содержание ряда терминов (понятий), используемых в ТК ТС по сравнению с ТК РФ.

2. Изменились категории лиц, занятых около таможенной деятельностью.

3. Изменился порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством, и изменились сроки совершения отдельных таможенных операций и таможенных процедур.

4. Изменился порядок перемещения товаров под таможенным контролем (таможенный транзит).

5. Изменился перечень форм таможенного контроля.

6. Сокращен список форм декларирования.

Другие изменения не столь существенны. Например: временное хранение в ТК РФ было таможенной процедурой, а в ТК ТС стало таможенной операцией, при этом сроки временного хранения, места временного хранения, разрешенные операции с товарами, в период временного хранения, практически не изменились.

Термины (понятия), которые используются в ТК РФ, изложены в ст. 11 ТК РФ. Термины, которые используются в ТК ТС, изложены в ст. 4 ТК ТС. Однако сравнивать терминологию ТК РФ и терминологию (понятия) ТК ТС только сравнивая содержание этих статей нельзя, так как и в тексте ТК РФ и в тексте ТК ТС встречаются термины, содержание которых раскрывается в иных статьях кодексов.

Так, в ст. 11 ТК РФ нет термина (понятия) припасы (в ТК ТС п. 23 ст. 4), однако содержание этого термина раскрывается в ст. 265 ТК РФ. Сравним1:

Статья 265 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров (далее — припасы): 23) припасы — товары: — необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслу-

1 Здесь и далее для сравнения даются варианты контекста ТК РФ и ТК ТС.

— необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или

в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горючесмазочных материалов);

— предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

— предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов...

3. Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки

В ст. 4 ТК ТС нет термина товары, находящиеся под таможенным контролем (в ТК РФ — п. 4 ст. 11), но в ст. 96 ТК ТС «Товары, находящиеся под таможенным контролем» подробно описано, в каких случаях товары попадают под таможенный контроль, в каких случаях они выходят из-под таможенного контроля. Если сравнить п. 4 ст. 11 ТК РФ, содержание ст. 360 ТК РФ и содержание ст. 96 ТК ТС, то очевидно, что содержание термина товары, находящиеся под таможенным контролем совпадают в обоих таможенных кодексах.

В самом названии ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза видно изменение таможенной терминологии: слово понятие в ст. 11 ТК РФ в ст. 4 ТК ТС заменено словом термин.

По результатам сравнительного анализа ТК РФ и ТК ТС все термины (понятия) можно разделить на следующие группы:

I. Термины (понятия), которые используются в ТК РФ и в ТК ТС и сохранили свое значение в ТК ТС. При этом в отдельных случаях сама формулировка содержания термина изменилась.

II. Термины (понятия), которые используются только в ТК РФ.

III. Термины (понятия), которые используются в ТК РФ и в ТК ТС, но изменили свое значение в ТК ТС.

живания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

— предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад

в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

— предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов

I. Термины (понятия), используемые в ТК РФ и сохранившие свое содержание в ТК ТС. Среди терминов, которые используются как в ТК РФ, так и в ТК ТС, и при этом полностью сохраняют свое значение, следует обратить внимание на термины товар и транспортные средства.

Содержание термина товар в ТК ТС не изменилось по сравнению с его содержанием в ТК РФ, но в ТК ТС дан более подробный перечень того, что относится к товару: носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии. В то же время из определения термина изъято упоминание о транспортных средствах как о товаре.

В ТК РФ транспортные средства считаются товаром, если они отнесены к недвижимым вещам (п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть не выполняют международную перевозку товаров и (или) пассажиров, а являются объектом купли-продажи, дарения и иных действий с ними.

В ТК ТС транспортные средства разделены:

— транспортные средства — категория товаров (п. 39 ст. 4 ТК ТС);

— транспортные средства международной перевозки (п. 40 ст. 4 ТК ТС).

Внимание! В ТК ТС контейнер отнесен к транспортным средствам (как

это было в Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 г.).

Статья 11 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

5) транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами 39) транспортные средства — категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горючесмазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами; 40) транспортные средства международной перевозки — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки

и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования

В ст. 4 ТК ТС приводятся основные термины и их определения, в ней также даны и некоторые термины, не встречающиеся в ст. 11 ТК РФ. Например: авария, международные почтовые отправления, меры нетарифного регулирования, оператор почтовой связи, и т. д. Эти же термины применяются и в ТК РФ в значениях, определенных законодательством РФ о налогах и сборах, гражданским законодательством РФ, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации. Например, термин авария используется в статьях: 70, 91, 105, 221, 246 ТК РФ, при этом его значение в ст. 11 ТК РФ не определено, оно соответствует общепринятому понятию.

Определение отдельных терминов, которые не упоминаются в ст. 11 ТК РФ, приводится в иных статьях ТК РФ, например, припасы.

Статья 265 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

1. Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров (далее — припасы): — необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горючесмазочных материалов); — предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; — предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов... 3. Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной 23) припасы — товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река-море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее — водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 47

эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки»

II. Термины (понятия) из ТК РФ, которые не вошли в терминологию

ТК ТС. К терминам (понятиям), не вошедшим из ТК РФ в терминологию ТК ТС, относятся: внутренние налоги; российские товары; российские лица; статус товаров и транспортных средств для таможенных целей; свободное обращение; таможенный брокер (представитель); таможенное оформление; таможенный режим.

Термины (понятия) российское лицо, российские товары в ТК ТС не встречаются, так как вместо них используются термины лицо государства — члена таможенного союза, товары таможенного союза.

Понятия внутренние налоги, таможенное оформление, статус товаров и транспортных средств для таможенных целей, свободное обращение в ТК ТС не употребляются и аналогичных терминов там нет.

Понятие таможенный брокер (посредник) в ТК ТС заменено термином таможенный представитель, в принципе сохранившем содержание понятия таможенный брокер (посредник).

Статья 11 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

17) таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом 34) таможенный представитель — юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза

Термин (понятие) таможенный режим из ТК РФ в ТК ТС заменено термином таможенная процедура.

Статья 11 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

22) таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных 26) таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами

средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами

III. Термины (понятия) из ТК РФ, изменившие свое значение в ТК ТС.

К терминам, перешедшим из ТК РФ в ТК ТС и изменившим свое значение, относятся: таможенные операции и таможенная процедура.

Если сравнивать только формулировки, то различия в формулировках термина таможенные операции не столь значительны и заключаются в том, что в ТК РФ говорилось об отдельных действиях, а в ТК ТС говорится о действиях. Однако из анализа текста ТК ТС видно, что произошло принципиальное изменение: прибытие товаров, убытие товаров, временное хранение товаров в ТК ТС относятся к таможенным операциям, предшествующим подаче таможенной декларации, а в ТК РФ прибытие товаров, убытие товаров, временное хранение товаров — относятся к таможенным процедурам.

Статья 11 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

20) таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств 29) таможенные операции — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза

В ТК ТС изменилось содержание термина таможенная процедура, и теперь оно аналогично содержанию термина (понятия) таможенный режим из ТК РФ. При этом содержание термина таможенная процедура ТК ТС ни в коей мере не соответствует понятию таможенная процедура в ТК РФ.

Статья 11 ТК РФ Статья 4 ТК ТС

21) таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей 26) таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами

Большие изменения произошли с перечнем лиц, занятых деятельностью

в области таможенного дела. В ТК РФ в перечень лиц, занятых деятельностью в области таможенного дела, входят: 1) таможенные брокеры (посредники); 2) таможенные перевозчики; 3) владельцы складов временного хранения; 4) владельцы таможенных складов.

Обязательным условием деятельности этих лиц является включение в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Деятельность в качестве владельца магазина беспошлинной торговли не требует включения в реестр лиц, занятых деятельностью в области таможенного дела, и предусматривает только предварительное уведомление таможенного органа о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. По этой причине владельцы магазинов беспошлинной торговли не входят в перечень лиц, занятых деятельностью в области таможенного дела.

В ТК ТС в перечень лиц, занятых деятельностью в области таможенного дела, входят: 1) таможенный представитель (аналог таможенного брокера (посредника) в ТК РФ); 2) таможенный перевозчик; 3) владелец склада временного хранения; 4) владелец таможенного склада; 5) владелец магазина беспошлинной торговли; 6) уполномоченный экономический оператор (аналог лиц, которым разрешено применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления согласно ст. 68 ТК РФ).

Обязательным условием деятельности этих лиц является включение в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. При этом порядок включения в соответствующий реестр и исключения из этого реестра определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

В ТК ТС изменился порядок исчисления сроков, установленных кодексом (изложен в ст. 5 ТК ТС). В ТК РФ порядок исчисления сроков, установленных кодексом, изложен в ст. 9, при этом исчисление сроков, как правило, начинается с момента наступления события, например, срок временного хранения — со дня помещения товаров на склад временного хранения, со дня завершения внутреннего таможенного транзита (п. 4 ст. 103 ТК РФ). А в ТК ТС течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (п. 3 ст. 5); например: «срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение» (п. 3 ст. 170 ТК ТС). Однако при этом товары считаются находящимися на временном хранении (п. 3 ст. 169 ТК ТС) «со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение».

Порядок исчисления начала сроков в ТК ТС соответствует порядку, принятому в Гражданском кодексе РФ (ст. 191 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят Госдумой Федерального собрания РФ 21.10.1994)).

Так же, как в ТК РФ, в ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

В ТК ТС изменился установленный срок ряда таможенных процедур и таможенных операций, а также срок хранения документов.

1. Срок подачи таможенной декларации на товары, ввезенные на таможенную территорию:

Статья 129 ТК РФ Статья 185 ТК ТС

не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам или со дня завершения внутреннего таможенного транзита до истечения срока временного хранения товаров

2. В случае предварительного декларирования товаров — срок, по истечении которого декларация считается неподанной:

Пункт 4 статьи 130 ТК РФ Пункт 6 статьи 193 ТК ТС

Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается непо-данной Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока изменились ставки таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении этих товаров, таможенная декларация считается неподанной

3. Сроки выпуска товаров:

Статья 152 ТК РФ Статья 196 ТК ТС

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации

Кроме этого в ТК ТС также установлен срок выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Согласно п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск таких товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 51

4. Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров:

Статья 361 ТК РФ Статья 99 ТК ТС

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем

5. Срок переработки товаров на таможенной территории:

Статья 177 ТК РФ Статья 243 ТК ТС

Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 3 (три) года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Срок помещения товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру (таможенный режим) выпуска для внутреннего потребления, под таможенную процедуру (таможенный режим) реэкспорт:

Статья 242 ТК РФ Статья 297 ТК ТС

Товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары... вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения .товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий: товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления

7. Срок хранения документов, необходимые для таможенного контроля:

Статья 363 ТК РФ Статья 98 ТК ТС

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность

перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции

в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции

В ТК ТС четко определен порядок окончания сроков, в ТК РФ порядок окончания сроков применялся в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации. Исключение — окончание срока подачи таможенной декларации, установленного ТК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ТК РФ «если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа».

В ТК РФ предусмотрено два таможенных режима и одна таможенная процедура для перемещения товаров под таможенным контролем.

Для иностранных товаров

1. Внутренний таможенный транзит — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пош лин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Для российских товаров

Иные специальные таможенные режимы, а именно п. 5 ст. 268 ТК РФ в отношении российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.

При вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, например, экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, вышеперечисленные процедуры (таможенные режимы) не применялись.

В ТК ТС для перемещения товаров под таможенным контролем предусмотрена единая таможенная процедура — таможенный транзит. Таможенный

транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке:

1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, так же, как это предусмотрено ТК РФ, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

В части таможенного контроля произошли изменения в перечне форм таможенного контроля:

1. В ТК ТС в перечень лиц, уполномоченных принимать решение о проведении личного таможенного досмотра (личного досмотра по ТК РФ), внесен заместитель руководителя (начальника) таможенного органа при условии, что начальником таможенного органа заместителю будут даны соответствующие полномочия (ст. 117 ТК ТС).

2. Вместо таможенной ревизии в ТК ТС появилось три формы таможенного контроля (ст. 110 ТК ТС):

а) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) проверка системы учета товаров и отчетности;

в) таможенная проверка.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенные органы Российской Федерации проводили всегда, хотя такой формы таможенного контроля в ТК РФ не установлено.

Проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля в ТК РФ также не установлена, но документы ФТС России свидетельствуют, что такие проверки проводятся. Так, в приказе ФТС России от 23.12.2008 № 1656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функ-

ции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц» в п. 35 пп. г и д записано: «...если Заявитель не соблюдает порядок ведения системы учета коммерческой документации в соответствии с установленным порядком либо, что подтверждено документально, система учета коммерческой документации содержит недостоверные сведения... если Заявитель не обеспечил доступ должностных лиц таможенных органов к системе учета коммерческой документации.». Это свидетельствует о том, что таможенные органы Российской Федерации такие проверки проводят.

Таможенная проверка как форма таможенного контроля во многом похожа на таможенную ревизию, несмотря на то, что определения этих форм таможенного контроля различны:

Статья 376 ТК РФ Статья 122 ТК ТС

Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в настоящей статье Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза

При этом в ходе таможенной проверки таможенные органы в соответствии с п. 3 ст. 122 ТК ТС проверяют:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

Таким образом, задачи таможенной ревизии и таможенной проверки аналогичны.

В ТК ТС произошло и сокращение списка форм декларирования: вместо установленных в ТК РФ четырех форм декларирования, в ТК ТС установлено две формы декларирования.

Статья 124 ТК РФ Статья 179 ТК ТС

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации . или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей 3. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации

В ТК ТС нет устной и конклюдентной форм декларирования. Сокращение количества форм декларирования не вносит кардинальных изменений в работу таможенных органов Российской Федерации. Дело в том, что устная и конклюдентная формы декларирования могут применяться только физическими лицами, перемещающими товары для личного, не коммерческого пользования, и только в случае, если у них отсутствуют товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.

По материалам, изложенным в статье, можно сделать вывод, что различия Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса таможенного союза в части совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры не носят принципиального характера и не должны создать серьезных проблем для работы таможенных органов Российской Федерации в рамках таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.