Научная статья на тему 'Судостроительный кластер Архангельской области'

Судостроительный кластер Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОЕНИЕ / СУДОРЕМОНТ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОН / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Е. Э.

В данной статье рассматривается Архангельский судостроительный кластер, который на сегодняшний день представляет один из ведущих в России центров судостроения и судоремонта. Кластер обладает хорошими возможностями для диверсификации производства продукции, и в первую очередь для поставок нефтедобывающим компаниям работающих на шельфе. Деятельность судостроительного кластера связана со стратегическими интересами РФ и ОПК. Предприятия имеют солидную экспериментально-исследовательскую базу, мощный парк вычислительной техники и имеют в своем составе научные и проектные подразделения, научно-исследовательские и испытательные центры, проектно-конструкторские бюро. Большая часть средств на развитие кластера привлекается из внебюджетных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судостроительный кластер Архангельской области»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 1. С. 151-158.

УДК 338.45:65.2/4

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Осипова Е. Э.

Высшая школа экономики и управления, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», Архангельск, Российская Федерация Email: e e. osipovalanarfu.ru

В данной статье рассматривается Архангельский судостроительный кластер, который сегодня представляет один из ведущих в России центров судостроения и судоремонта. Кластер обладает хорошими возможностями для диверсификации производства продукции, и, в первую очередь, для поставок нефтедобывающим компаниям, работающих на шельфе. Деятельность судостроительного кластера связана со стратегическими интересами РФ и ОПК. У предприятий присутствует солидная экспериментально-исследовательская база, мощный парк вычислительной техники. Они имеют в своем составе научные и проектные подразделения, научно-исследовательские и испытательные центры, проектно-конструкторские бюро. Большая часть средств на развитие кластера привлекается из внебюджетных источников.

Ключевые слова: судостроение, судоремонт, кластер, кластерный подход, регион, Архангельская область, проблемы, судостроительная продукция.

ВВЕДЕНИЕ

Судостроение сегодня является основой для ключевых технологий и инновационных и многообещающих секторов экономики.

Развитие судостроительного кластера Архангельской области является приоритетом в развитии экономики региона, хотя имеет определенные проблемы развития в условиях сегодняшнего экономического кризиса. В настоящее время важнейшими приоритетами региональной экономической политики являются: осуществление прогрессивных структурных преобразований в экономике, а именно диверсификация и интеграция деятельности предприятий. Признанной мировым опытом стратегией повышения эффективности управления территорией является применение кластеров.

Цель и задачи статьи. Целью данной статьи является изучение развития судостроительного кластера Архангельской области.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить актуальность создания судостроительного кластера Архангельской области;

- выявить основных участников судостроительного кластера региона;

- определить сферы деятельности рассматриваемого кластера;

- обозначить задачи создания кластера;

- выявить проблемы создания судостроительного кластера Архангельской области.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Актуальность социально-экономического развития России определяется мобилизацией потенциала территорий для обеспечения стабильных темпов роста

151

экономики в рамках инновационной, социально ориентированной модели развития. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р, в качестве одного из важнейших условий перехода к инновационному развитию рассматривается создание сети инновационных территориальных производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

В Архангельской области в сфере судостроения такой точкой роста является судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области (далее - кластер). В 2012 году кластер включен в Перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № ДМ-П8-5060.

В кластере сосредоточен мощный инновационный потенциал, определяющий указанную территорию в качестве точки роста не только Архангельской области, но и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем создания добавленной стоимости.

Если рассматривать формы организации высокотехнологичного производства, то судостроительный кластер является основной формой. Если рассматривать концепцию долговременного социально-экономического развития РФ, то стимулирование деятельности производственных кластеров является основным направлением создания общероссийской системы в области инноваций, конкурентоспособности и технологического развития, обеспечивающего присутствие России на мировых рынках высоко- и среднетехнологичной продукции.

Если рассматривать понятие кластера с точки зрения экономики, то кластер -группа организаций с одинаковыми технологиями, экономическим целями и единой маркетинговой политикой, т. е. кластер - это сконцентрированные на региональном уровне группы взаимосвязанных организаций:

— поставщики оборудования, полуфабрикатов и комплектующих, специальных услуг;

— инфраструктура;

— научно-исследовательские институты, вузы и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентоспособность организаций и кластеров.

В настоящее время создание кластеров преследует решение определенных задач, к которым отнесем:

— повышение конкурентоспособности страны, региона, отрасли, что является основой общегосударственной промышленной политики;

— улучшение инновационной и инвестиционной активности;

— улучшение взаимодействия крупного, малого бизнеса, науки, производства, финансового сектора экономики.

152

В Архангельской области в связи с необходимостью эффективного развития промышленности был создан судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области (далее - кластер). В 2012 году кластер включен в Перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № ДМ-П8-5060.

Целью развития и создания судостроительного кластера Архангельской области является повышение конкурентоспособности и экономического потенциала судостроительной отрасли России за счет реализации эффективного взаимодействия предприятий, научных учреждений и органов власти для расширения доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также для снижения транзакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов, продуктивной конкуренции и сохранения первенства в области атомного кораблестроения.

Судостроительный кластер Архангельской области является ведущим в России центром судостроения и судоремонта, так как он имеет возможности для диверсификации производимой продукции с целью осуществления поставок компаниям, ведущим добычу нефти на шельфе. Деятельность судостроительного кластера связана со стратегическими интересами РФ и оборонно-промышленного комплекса. Промышленные предприятия созданного кластера обладают экспериментально-исследовательской базой, парком вычислительной техники и имеют в своем составе научные и проектные подразделения, научно-исследовательские и испытательные центры, проектно-конструкторские бюро. Необходимо отметить, что большая часть денежных средств на развитие кластера привлекается из внебюджетных источников.

Выделим главные направления по реализации различных технологий и производимой продукции судостроительного кластера Архангельской области. Сюда отнесем:

— строительство современных морских сооружений, специфического оборудования для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе;

— строительство высокотехнологичных современных судов ледового класса;

— строительство, модернизация и ремонт атомных и дизель-электрических подводных лодок, кораблей и судов различных классов для ВМФ России и зарубежных заказчиков в рамках военно-технического сотрудничества;

— строительство научно-исследовательских судов новых типов и промысловых судов;

— утилизация и реабилитация объектов ВМФ, объектов гражданского назначения;

— проектирование и производство пропульсивных установок и их компонентов;

— изготовление морских технических средств и их комплектующих в рамках реализации перспективных проектов развития энергетики на основе восстанавливаемых источников энергии.

Целью создания судостроительного кластера в Архангельской области является повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли, улучшение экономического потенциала, привлечение высококвалифицированного персонала и снижение транзакционных издержек.

Соответственно для достижения поставленной цели необходимо определить задачи судостроительного кластера и программу развития в Архангельской области:

1) повышение экономического и конкурентоспособного потенциала участников судостроительного кластера за счет эффективного взаимодействия при производстве судов и кораблей на всем жизненном цикле продукции;

2) разработка и внедрение инноваций и новых технологических решений за счет трансфера технологий;

3) привлечение высококвалифицированных кадров в судостроительную отрасль и смежные сектора за счет достойных социальных и инфраструктурных условий;

4) модернизация и комплексное развитие инфраструктуры кластера;

5) создание пула возможностей для запуска совместных инвестиционных проектов, в том числе упрощение доступа участников кластера к финансовым ресурсам;

6) внешнеэкономическая интеграция и рост конкурентоспособности участников судостроительного кластера.

На сегодняшний день определены основные участники судостроительного кластера в Архангельской области (таблица 1).

Таблица 1

Основные участники судостроительного кластера Архангельской области

Компании судостроительной области Научные образовательные организации Органы государственной власти Архангельской области и органы местного самоуправления

- Производственное объединение «Севмаш» - Центр судоремонта «Звездочка» - Северное производственное объединение «Арктика» - Северный рейд - ЗАО «Биус» - ЗАО «Промышленные технологии» - Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова - Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук - ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега"» - ОАО «Конструкторское бюро "Рубин-Север"» - Правительство Архангельской области - Министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области - Министерство промышленности и торговли Архангельской области - Министерство образования и науки Архангельской области - Администрация муниципального образования «Северодвинск»

Задача качественного рынка, который позволит России вырваться из кризиса и стагнации, как раз направлена на появление новых глобальных и локальных

154

проектов, причем сочетающих в себе научно-культурную и бизнес-инновационную составляющие, поскольку без идеологии невозможно сформулировать эффективную экономическую политику.

И в этом смысле модель кластерного развития региональной экономики (закладываемая сейчас в основу развития Архангельской области) приобретает особое значение. Объединение различных структур в кластеры для реализации конкретных проектов рождает весьма перспективные модели для государственно-частных партнерств, которые не только позволят развить конкретные территории и сферы экономики, но и сделать их масштабируемыми для других регионов, создавая и там точки социально-экономического роста.

Определим основные сферы деятельности судостроительного кластера:

— Строительство современных морских сооружений (суда и платформы, конструкции подводной инфраструктуры), специального оборудования для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, включая подводные роботизированные комплексы и специальное оборудование.

— Строительство современных высокотехнологичных судов ледового класса (в том числе атомных ледоколов нового поколения) с улучшенными параметрами ледопроходимости и эксплуатационными характеристиками.

— Проектирование и производство пропульсивных установок и их компонентов (гребных винтов всех типов, винтов регулируемого шага, подруливающих устройств, водометов, движительно-рулевых колонок).

— Изготовление изделий машиностроения для предприятий нефтегазового и энергетического, авиационно-космического и металлургического комплексов, включая конструкции стартовых технических комплексов наземной инфраструктуры космических ракетных комплексов, комплекты технологического оборудования, комплекты упаковочные для хранения отработанного ядерного топлива атомных электростанций.

— Строительство, модернизация и ремонт атомных и дизель-электрических подводных лодок, кораблей и судов различных классов для ВМФ России и зарубежных заказчиков в рамках военно-технического сотрудничества.

— Строительство научно-исследовательских судов новых типов и промысловых судов.

— Изготовление морских технических средств и их комплектующих в рамках реализации перспективных проектов развития энергетики на основе восстанавливаемых источников энергии (приливы, течения, ветер).

— Создание и производство высокотехнологичного оборудования по производству, очистке, переработке технических и природных газов для нужд авиационной, космической, нефтегазовой, металлургической промышленности и других отраслей промышленности как в России, так и за рубежом.

— Изготовление оборудования и конструкций для объектов береговой инфраструктуры.

— Проектные работы по созданию сложных изделий и оборудования машиностроения.

— Утилизация и реабилитация объектов ВМФ, объектов гражданского назначения, производство судовой мебели.

— Производство изделий из алмазов, применение алмазных технологий.

Помимо положительных сторон развития судостроительного кластера

существует ряд проблем его развития в условиях экономического кризиса. Выделим основные проблемы, возникающие как во внутренней, так и внешней среде судостроительного кластера Архангельской области.

Проблемы внутренней среды кластера:

— сокращение численности трудовых ресурсов;

— старение персонала на основных предприятиях кластера;

— несоответствие уровня образования задачам производства;

— отсутствие высококвалифицированных специалистов;

— непривлекательность рабочих и инженерных профессий в области судостроения;

— отсутствие развитого комплекса маркетинга (стратегии продвижения судостроительной отрасли региона);

— отсутствие сервисных компаний;

— высокая себестоимость продукции;

— износ объектов инженерной инфраструктуры и оборудования по отдельным группам производства;

— инфраструктурные ограничения (транспортная, инженерная, энергетическая, социальная, жилищная инфраструктура);

— недостаток финансирования;

— неудовлетворительный уровень менеджмента и наличие высокого уровня бюрократизма;

— отсутствие гибкой системы реагирования на внешние вызовы;

— высокая доля импортных комплектующих для производства.

Проблемы внешней среды кластера:

— медленный рост рынка сбыта;

— сокращение международных рынков сбыта для предприятий России;

— высокий уровень инфляции;

— повышение цен на закупаемые материалы;

— изменение законодательства (налогового, таможенного);

— высокий уровень конкуренции на мировом рынке;

— миграционная убыль, старение и сокращение численности трудовых ресурсов;

— ограничения на передвижение иностранных инвесторов.

Но все же судостроительный кластер при всех своих проблемах имеет конкурентоспособное производство и в непосредственном взаимодействии со своими научными и образовательными организациями создает достаточный запас прочности для того, чтобы выйти на мировой уровень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

156

На основании данного анализа можно определить основные приоритеты

развития судостроительного кластера Архангельской области (рисунок 1).

Рис. 1. Приоритеты развития судостроительного кластера Архангельской

области.

Выделим основные направляющие для развития рассматриваемого кластера. Во-первых, необходимо привлекать инвестиции в долгосрочной перспективе с целью развития производства и инноваций. Во-вторых, предоставлять необходимые льготы в области налогообложения и субсидий. В-третьих, следует развивать транспортную и железнодорожную инфраструктуры. В-четвертых, необходимы изменения нормативной базы в области проведения процедуры закупок.

Кластеры могут стать эффективным инструментом для развития социально-экономического потенциала РФ и ее регионов. К сожалению, на сегодняшний день экономика Архангельской области находится в депрессивном состоянии.

В данной ситуации необходим поиск новых источников и факторов положительной динамики экономического развития региона.

ВЫВОДЫ

Но все же успешная деятельность судостроительного кластера дает вектор для развития основных направлений жизнедеятельности Архангельской области, привлекает интеллектуальные, научные, инновационные, кадровые потенциалы других субъектов Российской Федерации и повышает конкурентоспособность судостроительной отрасли России в целом.

В Архангельской области существует мощный судостроительный кластер -речь идет о судостроении и судоремонте. Сегодня он является самым уникальным

судостроительным комплексом и играет лидирующую роль в жизни региона. Судостроительный кластер способен решать задачи не только в военной, но и в гражданской сфере судостроения, а также при проектировании крупных морских сооружений.

Список литературы

1. Краткая информация по судостроительному инновационному территориальному кластеру Архангельской области (выдержки из Программы развития) [Электронный ресурс]. URL: www.pandia.ru/text/78/048/96611.php

2. Презентация судостроительного кластера [Электронный ресурс]. URL: http: // cdrom01. economy. gov.ru/Innovations

3. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. URL: http:// cluster.hse.ru/pilots/ archan

4. Портал Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvinaland.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.