Научная статья на тему 'Судостроительные программы России для ВМФ начала xx В. , установление сотрудничества с германскими судостроителями'

Судостроительные программы России для ВМФ начала xx В. , установление сотрудничества с германскими судостроителями Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / ВМФ / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / «БЛОМ УНД ФОСС» / «ШИХАУ» / «ВУЛКАН»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сибикин Александр Андреевич

В статье рассматривается становление военно-технических отношений между Россией и Германией в нач. XX в. анализируется процесс разработки и принятия судостроительных программ восстановления военного флота России. Особое внимание уделяется практическому аспекту взаимодействия России и Германии в сфере военного судостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сибикин Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судостроительные программы России для ВМФ начала xx В. , установление сотрудничества с германскими судостроителями»



SCIENCE TIME

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

РОССИИ ДЛЯ ВМФ НАЧАЛА XX В., УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ГЕРМАНСКИМИ СУДОСТРОИТЕЛЯМИ

Сибикин Александр Андреевич, Филиал Тюменского Государственного Университета, г. Ишим

E-mail: sibikin94@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается становление военно-технических отношений между Россией и Германией в нач. XX в. анализируется процесс разработки и принятия судостроительных программ восстановления военного флота России. Особое внимание уделяется практическому аспекту взаимодействия России и Германии в сфере военного судостроения.

Ключевые слова: Военная история, ВМФ, Россия, Германия, судостроительные программы, «Блом унд Фосс», «Шихау», «Вулкан».

После поражения в Русско-японской войне 1905-1904 гг. которая значительно ослабила военно-морские силы России, перед русским правительством встал вопрос о восстановлении флота. За время войны были уничтожены основные морские боеспособные силы. Речь шла как о тихом океане, так и о Балтике. В частности в Балтийском море реально было задействовано три эскадренных броненосца и восемь крейсеров, что не позволяло полностью обеспечить безопасность западных морских рубежей России [9, с.3].

Ввиду значительного ослабления флота началась незамедлительная работа по его восстановлению. Для оптимизации затрат на постройку флота руководящим составом проводилось планирование и постановка целей и задач для будущего модернизированного флота. Постановка четких ориентиров для военно-морских сил позволила определить количество необходимых боевых и вспомогательных судов и определить объем финансирования программ восстановления флота. Начинается активная работа по созданию различного рода программ. Разрабатываемые планы учитывали интересы России в приграничных морях, а также внешнеполитические особенности времени. Россия, отстаивая свои интересы в Балтийском и Черном морях, а так же в Тихоокеанском регионе, сталкивалась с интересами господствующих там держав

с Германией, Англией и Японией [3, с.1-2].

С целью установления паритета сил в морских зонах интересов России, начальствующим составом Морского министерства был предложен вариант состава боеспособного флота который должен был состоять из эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров, эскадренных миноносцев и других вспомогательных судов. Таким образом, возрожденный флот должен состоять из эскадр укомплектованных исходя из задач, поставленных перед ними, с четкой организацией командования и управления боевыми судами [8, с.86-87.]. В ходе длительного процесса разработки и согласования судостроительных программ были выработаны четыре варианта, которые были представлены императору в марте 1907 г. Морским генеральным штабом предлагалось вести строительство флота эскадрами состоящим из восьми линейных крейсеров и 36 эсминцев [7, с. 83]. Первый вариант программы предусматривал постройку для Тихоокеанского флота двух эскадр, для Балтийского и Черноморского флотов предлагалось постройка по одной эскадре. Согласно второму варианту предлагалось построить по две эскадры для Балтийского флота и одну для Черноморского флота, с возможностью последующего их перебазирования на Тихий океан в случае необходимости. Третий вариант предусматривал строительство по одной эскадре для Черноморского и Балтийского флотов. Наконец в четвертом варианте предполагалось строительство одной эскадры для Балтийского флота. Эта программа так же предусматривала ремонт некоторой части боевых кораблей и постройку незначительного количества легких судов для Черноморского флота.

Ввиду дороговизны первых трех программ Николай II принял решение утвердить четвертый вариант получивший название «Малая судостроительная программа» [7, с.95-96]. К моменту ее утверждения в состав военного флота Англии был введен новый тип кораблей, получивших название «Дредноут», совершивший настоящую революцию в военном кораблестроении. Учитывая данные обстоятельства, Морской Генеральный штаб разработал в дополнение к утвержденной судостроительной программе основные требования к строящимся судам Балтийского флота. Согласно им боевые суда должны были развивать максимальную скорость в 23 узла, быть водоизмещением в 23 тонны, обладать 12 орудиями 52 калибра, и 16 орудиями 50 калибра [4, с.240]. Строительство нового типа кораблей требовало скорейшей модернизации судостроительной промышленности России. Ввиду технической отсталости отечественных предприятий не удалось сразу приступить к строительству боевых кораблей, поэтому было принято решение провести комплексную модернизацию судостроительных предприятий. Морское министерство России стремилось выполнить намеченные в «Малой программе» объемы работ, но затянувшийся процесс переоснащения в совокупности с целым рядом причин вынуждало Морское министерство обращаться за помощью к иностранным судостроителям

[2, с.187-191]. Морское министерство России получало предложения о различных зарубежных судостроителей. В период осуществления программ строительства флота на Российском рынке усиливают свои позиции германские судостроители.

Сотрудничество России и Германии в области военного судостроения начало устанавливаться во второй половине XIX в. В 1895 г. Морское министерство утверждает программу строительства судов предназначавшихся для тихоокеанского флота, данная программа должна была быть исполнена в полном объеме до 1905 г. Стремясь выполнить поставленные задачи в срок морское министерство решило передать часть заказов на зарубежные верфи. Морским министерством был разработаны основные тактико-технические характеристики будущих боевых судов, эти требования были детально изложены министерством в программе под названием «Программа миноносца водоизмещением 350 т.» [1, с.3]. При выборе заграничной верфи учитывались цена, качество и опыт боевого применения боевых судов, построенных заграничными верфями. Морское министерство после изучения всех предложений выбор был сделан в пользу германских фирм «Шихау» «Германия», «Блом унд Фосс» и других. К примеру, сотрудничество с фирмой «Шихау» началось еще в 1876 г., тогда был заключен первый конракт с этой фирмой на строительство миноносца для нужд Русского флота. Впоследствии в 1878 г. фирма «Шихау» получила от Морского министерства заказ на постройку еще 10 кораблей данного класса. «Шихау» осуществляло и другие крупные заказы Морского минестерства России, такие как заказ на постройку 9 миноносцев типа «Або» и 3 минных крейсеров типа «Казарский» [1, с.4]. К 1898 г. был подготовлен и заключен контракт с «Шихау» на постройку миноносца водоизмещением 350 т. между уполномоченным представителем «Шихау» Р. Цизе и начальником главного управления кораблестроения В.П Верховским. Постройка миноносцев завершилась в 1900 г. Представители морского министерства в ходе приемки боевых судов, отметило высокое качество выполнения работ и постановило в кратчайшие сроки ввести корабли в состав Тихоокеанского флота [1, с.5].

В этот период германские судостроительные фирмы осуществляли постройку для нужд русского флота не только эскадренных миноносцев. Но и судов других классов. В 1898 г. Морским министерством началась разработка программ проектирования дальних кораблей разведчиков водоизмещением в 6 тыс. тонн. В соответствии с утвержденной программой в морское ведомство были представлены проекты от германских фирм «Германия», «Шихау», итальянской фирмы «Ансольдо» и Невского завода. В ходе обсуждения проектов кораблей, коллегией было отдано предпочтение немецкой фирме «Германия». Контракт был заключен в августе 1898 г. [5, с.5-13]. Процесс строительства,

испытаний и приемка продолжались до января 1902 г, боевые суда были приняты комиссией морского ведомства и включены в состав флота России, в последующем суда были командированы для несения службы на Дальний Восток [5, с.14-15].

Корабли германской постройки отвечали всем требованиям Морского министерства России, отличались дешевизной и качеством постройки. Все это делало германских судостроителей одними из главных претендентов на постройку судов для нужд ВМФ России, но уже в рамках судостроительных программ восстановления русского флота после войны 1904-1905 гг.

Морское министерство в рамках осуществления намеченных планов восстановление флота не только продолжало сотрудничество с иностранными фирмами, но и переживало процесс структурных преобразований [7, с.117-121]. Это позволило повысить уровень планирования и руководства деятельностью флота. Немаловажную роль сыграло назначение в 1909 г. на пост заместителя морского министра Адмирала И. К. Григоровича, который в дальнейшем занял пост морского министра. Под его руководством морское министерство приступило к усиленной подготовке и выполнению всех намеченных судостроительных программ [7, с.129-130].

В нач. XX в. в силу объективных и субъективных обстоятельств внутреннего и внешнего порядка (большие потери в Русско-японской войне 1904 -1905 гг., недостаточность собственной кораблестроительной базы и тд.) заставили правительство обратиться к зарубежным компаниям с которыми у России был опыт работы. В частности речь шла о германских фирмах, таких как «Шихау», «Блом унд фос», «Вулкан». Эти фирмы занимали одни из передовых позиций в области военного судостроения, без привлечения опыта и технологий которых было не возможно создание Россией современного боеспособного флота на Балтике.

Литература:

1. Афонин, Н.Н. Эскадренные миноносцы типа «Касатка» [Текст] / Н.Н. Афонин. - Самара: АНО «ИСТФЛОТ». 2005. - 88 с.

2. Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала [Текст] / Л.Г. Бескровный. - М: «Наука». 1986. - 239 с.

3. Журавлев, Б.М. Какой флот нужен России [Текст] / Б.М. Журавлев. - СПб: «Типография А. С. Суворина». 1907. - 80 с.

4. Золотарев, В. А. Козлов, И.Н. Три столетия Российского флота [Текст ]: в 4 т. / В.А. Золоторев, Козлов И.Н. - СПб: «Полигон», 2004. Т. 2: Три столетия Российского флота: XIX — начало XX века. - 685 с.

SCIENCE TIME

5. Крестьянинов, В. Я. Молодцов, С. В. Крейсер «Аскольд» [Текст] / В.Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов // Морская коллекция — 1996. - №1. - С. 20.

6. Назаренко, К. Б. Морское министерство России 1906-1914 гг [Текст] / К.Б. Назаренко. - Спб: «Гангут». 2010. - 264 с.

7. Шацилло, К. Ф. От Портсмунского мира к Первой мировой войне [Текст] / К.Ф. Шацилло. - М. «РОССПЭН» 2000. - 388 с.

8. Энгельман, В.Г. Морские заметки. Какой нам нужен флот? [Текст] / В.Г. Энгельман. - СПб: «Котлинъ». 1905. - 85 с.

9. Яковлев, И.И. Корабли и верфи. [Текст] / И.И. Яковлев. - Л: Судостроение. 1973. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.