Марийский юридический вестник
Выпуск 2
А.А.Артюшов*
СУДЬИ - НОСИТЕЛИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
В Марийском государственном архиве хранится документ, датированный 29 января 1923 года, адресованный всем областным отделам Мароблисполкома. В нем сказано: «Сообщается для сведения, что 26-го сего января, согласно Положения о судоустройстве, принятого IV Сессией ВЦИК, и телеграфного распоряжения Наркомюста в Марийской автономной области, вместо состоявших до сего времени Областного революционного трибунала, Областного совета народных судей и Особых сессий, начал функционировать Марийский областной суд с подразделением на Уголовный и Гражданский отделы. С того же числа я, Карманов, вступил в отправление должностных обязанностей по должности Председателя Областного суда. Заведующими отделами Облсуда назначены: по Уголовному - заместитель председателя тов. Поляков и по Гражданскому - заместитель председателя тов. Викторов, а посему все дела, переписку и отношения, относившиеся к ведению упраздненных Мароблревтрибунала, Мароблсовнарсуда и Особых сессий надлежит впредь направлять в Мароблсуд...».
Приведенный документ достаточно убедительно свидетельствует о том, что история Верховного суда Республики Марий Эл начинается с января 1923 года.
Несколько строк об истории российской судебной системы.
Еще «Наказ» Екатерины (XVIII век) возвещал, что равенство граждан состоит в том, чтобы все были подчинены одинаковым законам. Удерживать от преступления должен природный стыд, а не бич власти, и если не стыдятся наказаний и только жестокими карами удерживаются от пороков, то виновато в этом жестокое управление, ужесточившее людей. Эти естественные правовые нормы были заложены в судебную реформу при Александре II и внедрены в практику в виде института мировых судей и суда присяжных, принципа несменяемости и независимости судей, апелляционного порядка пересмотра дел и других.
Но эти прогрессивные начала, соответствующие естественному ходу общественного развития, были прерваны в октябре 1917 года. После захвата власти большевиками было ликвидировано законодательство дореволюционной России. Суд вершился на основе обращений к населению и директив; признавалось преступным все, что противоречило революционной совести и революционному правосознанию. При таких * 16
Судья Верховного суда Республики Марий Эл, Заслуженный юрист Марийской АССР н РСФСР.
16
2002
1. Верховному суду Республики Марий Эл - 80 лет
условиях не могло быть и речи о применении каких-либо уголовнопроцессуальных норм, требующих наличия в действиях конкретного лица определенного состава преступления, вины, соблюдения принципа презумпции невиновности и т.п. Таких нормативных правил просто не было: старое разрушено, новое не создано.
В декрете о суде №1 (декабрь 1917 г.) указывалось на возможность применения старых законов, если они не противоречат декретам Советской власти, революционной совести и партийной программе, а в ноябре 1918 года в «Положении о народном суде» был закреплен полный запрет ссылок в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств.
Все обращения и декреты большевиков от имени пролетариата, которыми руководствовались стихийно созданные суды и трибуналы, были направлены на удержание власти. Например, 28 ноября 1917 года издается декрет СНК, который предписывал: «Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и суду ревтрибуналов». Историко-философски можно понять: красные на белых, белые на красных. Красные победили.
В декабре 1919 года нарком юстиции издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», которые были положены в основу разработки первого уголовного кодекса, введенного в действие с 1 июля 1922 года. В УК красной нитью проходила мысль о классовой природе преступления и наказания. Характерно, что УК ставил соей задачей правовую защиту государства не только от преступлений, но и от общественно опасных элементов, независимо от наличия в их действиях состава преступления. Например, ст. 67 УК указывала: «Активные действия и борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных должностях при царском строе, караются наказанием, предусмотренным ст. 58 ч. 1 УК РСФСР». В этой норме допускалось обвинение без вины с приданием закону обратной силы, устанавливалась уголовная ответственность только за то, что кто-то во исполнение своих обязанностей верой и правдой служил царю и отечеству при существовавшем в то время государственном строе. Он мог быть отнесенным к общественно-опасным элементам и быть расстрелянным. Словом, эти лица были виноваты одним фактом своего существования.
Монопольная власть большевиков не могла доверять даже ею же созданной судебной системе, которая рассматривалась партией как исполнительное ведомство по борьбе с преступностью, а не как независимая власть правосудия. Судьи были отстранены от своих функций по разрешению ряда им подсудных дел. Для расправы с неугодными соци- 17
17
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
ально-опасными элементами под оболванивающим народ сталинским лозунгом о том, что по мере успешного продвижения к социализму ужесточается классовая борьба, была введена беспрецедентная практика внесудебного рассмотрения дел под видом борьбы с вредителями и разного рода контрреволюционными элементами.
Практика внесудебного рассмотрения дел существовала в разных ее вариантах и с разными полномочиями в системе органов ОГПУ, НКВД, МБ, МВД в лице их «троек», «особых совещаний», «полномочных представителей» до 1953 года. Представление этим органам функций «правосудия» создавала возможность творить произвол и беззаконие в невиданных пределах. Сами эти органы и их деятельность находились под строгим секретом, недоступным даже судебным работникам общей юрисдикции.
Постановлением ВЦИК и СНК от 10 декабря 1934 года предусматривалась процедура расследования и рассмотрения дел о террористических организациях, в котором в частности отмечалось:
- дела слушаются без участия сторон (т.е. без представителей обвинения и зашиты - А. А.);
- кассационное обжалование приговоров, как и подача ходатайств, не допускается,
- приговор к высшей мере наказания (смертная казнь - А. А.) приводится в исполнение немедленно после вынесения приговора.
Об условиях содержания под стражей и методах ведения следствия тех времен можно судить, в частности, из секретной шифрограммы Сталина, разосланной 10 января 1939 года областным комитетам партии, в которой говорилось; «применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП(б)... ЦК ВКП(б) считает, что метод физическою воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения..., как совершенно правильный и целесообразный метод».
В 1937-1938 гг. репрессии достигли своего апогея как в целом по стране, так и в Марийской АССР, где была подчистую истреблена вся национальная интеллигенция.
Отдельные дела о контрреволюционном вредительстве (может быть для видимости существования судебной власти, органы которой были загружены только разбирательством дел о бытовых преступлениях, гражданских дел о наследстве, взыскании недоимок но налогам, семейных спорах о разделе имущества и т. п.) передавались для разбирательства общим судам, на надежность которых надеялись «органы». Но, несмотря на прямое и косвенное давление, многие судьи оказывались на 18
18
2002
1. Верховному суду Республики Марий Эл - 80 лет
уровне объективной оценки фактических обстоятельств и принимали разумные решения.
Например, в конце 1937 г. «за контрреволюционную деятельность и связь, с врагами народа» был арестован врач Еласовской больницы Кондрашев Николай Николаевич, 1883 г. рождения, русский, имеющий высшее образование. Он обвинялся в том, что самолично составил карту района с обозначением местностей очагов поражении туберкулезом, с контрреволюционной целью передал врагам народа в райисполком и в облздравотдел, что как врач настоял на проведении дезинфекции сельского дома культуры с целью массового отравления людей. Его дело рассматривалось 16 сентября 1939 года под председательством члена Верховного суда Марийской АССР Г.С.Рыбакова в городе Козьмодемь-янске. Обвинение было настолько несостоятельным, что судебная коллегия не могла принять иное решение, кроме оправдательного приговора, в котором, в частности, записано: «подсудимый с 1910 года по день ареста работал сельским врачом и принимал активное участие во всех общественных работах на селе, по его инициативе и его трудами был открыт Миняшкинский источник и на его базе открыт санаторий, в котором отдыхают и поправляют свое здоровье сотни трудящихся».
Сегодня можно только представить, какое надо было иметь гражданское мужество судьям, чтобы вынести оправдательный приговор и выпустить на свободу Н. Кондрашева, томившегося в течение двух лет в ужасных условиях следственного изолятора.
Мы, к сожалению, мало знаем о первом председателе Мароблсуда Карманове, его заместителях Полякове и Викторове, о тех, кто заменил их. Но мы хорошо знаем тех, кто многие годы стоял у руководства Верховного суда Марийской республики. Это Софронов Ефим Гаврилович, Товашов Василий Ильич, Романов Валерий Иосифович - ныне профессор, доктор юридических наук, Глушков Василий Степанович - кандидат юридических наук.
Долгие годы судьи практически не были носителями судебной власти, а сама судебная система рассматривалась как административный орган, призванный к борьбе с преступностью. Даже после прихода к власти Н.С.Хрущева, развенчавшего культ Сталина и ликвидировавшего разного рода институты «двоек» и «троек», в судебной системе не было определенного порядка, поскольку не было рамок разграничения властей. И власть монопольно принадлежала только КПСС, объявившей себя «высшей формой общественно-политической организации, ядром политической системы, руководящей и направляющей силой советского общества» (Устав КПСС, утвержденный ХХУП съездом КПСС, 1986 г.). 19
19
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
По воле Хрущева, обещавшего к 1980-м годам построить коммунизм, утверждалось, что в перспективе юристы не нужны. Были ликвидированы многие юридические школы и ВУЗы. В 1957 г. было ликвидировано как ненужный бюрократический орган Министерство юстиции РСФСР и его филиалы на местах. Судебная система была обременена не соответствующими ей функциями. Вопросы общего управления, подбор кадров на судебные должности, материально-техническое обеспечение, исполнение судебных решений, ревизии нижестоящих судов, руководство существовавшими в то время товарищескими судами, правовая пропаганда и т.д. были возложены на плечи областных и Верховных судов автономных республик. В начале 1970 г. Министерство юстиции со своими филиалами на местах было возрождено, но без четкого разграничения полномочий с судебной властью.
Законы и партийные указания менялись постоянно в зависимости от политической и экономической ситуации в стране и смены очередного «вождя» в лице Генерального секретаря ЦК КПСС, замещавшего, как правило, и высшую должность законодательного органа. Судьи же оставались еще со времен Сталина «приводными ремнями» по реализации партийных решений «усилить», «ужесточить», «чтобы земля горела под преступными элементами». Вдруг, при вступлении во власть очередного хозяина, последовало программное заявление о том, что напрасно «сажаем», надо передавать их на поруки трудовым коллективам, и пусть они их перевоспитывают. Были и другие крайности: то неразумная политика по борьбе с пьянством (вырубили виноградники, разрушили вино-водочные заводы, запрещали проведение свадеб и похорон с распитием спиртного), то борьба с нетрудовыми доходами населения, когда запрещали продавать морковь или петрушку на рынках. В связи с этим хочется вспомнить слова Ф.М.Достоевского «Всему есть предел, даже всероссийской глупости, которая, впрочем, все-таки беспредельна».
В советский период во главу угла ставилась цель защиты неприкасаемой социалистической собственности, не признающей никаких иных форм. За покушение на ее неприкосновенность предусматривалось даже наказание в виде смертной казни (за хищение в особо крупных размерах, превышающих 10 тысяч рублей). С целью защиты от проникновения частной собственности обрезались приусадебные участки, которые затем зарастали полынью и другими сорняками. Хозяевами вырубались яблони и ягодные кустарники, каждый корень которых облагался непомерными налогами.
Вспомним ст. 152-1 УК РСФСР о приписках и других искажениях в государственной отчетности. Начали борьбу против этого зла, привлекая по этой статье к уголовной ответственности председателей колхозов 20
20
2002
1. Верховному суду Республики Марий Эл - 80 лет
и других хозяйственных руководителей. На стол судебной коллегии ложились дела на председателей колхозов Алексеева и Александрова (Моркинский район), Марышева и Пьянзина (Куженерский район), Бар-цева и Османова (студенческий отряд), Казаринова (Марсельхозкорм) и другие. Многие из этих дел были шиты белыми нитками, которые рассыпались при рассмотрении на заседаниях судебной коллегии Верховного суда и были прекращены производством за отсутствием в действиях привлеченных состава преступления или малозначительностью проступка. К примеру, один из председателей колхоза обвинялся в том, что из-за нехватки семян картофеля несколько гектаров, предусмотренных государственным планом для его посадки, засеял рапсом и получил доход в три раза больший, чем от предполагаемого урожая картофеля. Однако такое «искажение» факта не отразил в государственном отчете по соответствующей форме и был признан уголовно-наказуемым лицом.
Идея реформирования судебной системы и правоохранительных органов витала давно. В октябре 1991 г. состоялся первый съезд судей России, на котором по этой проблеме была выработана соответствующая концепция. Но для нашего менталитета характерно то, что любые разумные концепции и программы идут медленно, с помехами. Но более чем за десятилетие сделано многое. С подачи Совета судей России, избранного первым съездом, 26 июня 1992 г. был принят Закон «О статусе судей Российской Федерации», объявивший в своей первой статье, что «судьи - носители судебной власти» и закрепивший основные принципы их независимости, несменяемости и неприкосновенности. Приняты законы о судебной системе Российской Федерации, о мировых судьях, о суде присяжных, о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и его филиалах на местах, об исполнительном производстве, об адвокатуре и другие. Эти законы успешно реализуются на практике.
По случаю 80-летия Верховного суда Республики Марий Эл нельзя не вспомнить о таких ветеранах правосудия, как Андреева Людмила Ивановна, Ермаков Сергей Петрович, Хлебников Сергей Иванович, Орехов Иван Филиппович, Ушаков Геннадий Николаевич, Петров Сергей Яковлевич, Михеев Николай Гурьянович, Мошкова Тамара Федоровна, Широкова Августа Михайловна и многие другие. Нельзя не отметить и таких инициативных судей, как Тойшева Светлана Ивановна., Лосева Нина Алексеевна, Решетов Вячеслав Александрович, Иваков Анатолий Викторович, Нагорин Валерий Иванович, председателей судов, как Оборин Анатолий Васильевич, Загайнов Анатолий Петрович, Михеев Валерий Валентинович, Габидуллин Мансур Сагидуллович. 21
21
Марийский юридический вестник
Выпуск 2
Один из мудрецов в порядке шутки сказал: «когда нет начальника, дело в конторе идет своим чередом и отсутствие шефа никто не замечает. Когда же отсутствует секретарь, его не могут заменить и десять мудрейших начальников». Такой «незаменимой» около 50 лет в аппарате Верховного суда республики была Камаева Клавдия Никифоровна.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Можно с удовлетворением отметить, что на сегодняшний день из этих ветвей власти судебная власть остается наиболее стабильной.
Т.Г. Чернова*
СУДИМОСТЬ. ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. АННУЛИРОВАНИЕ СУДИМОСТИ Проблемные вопросы
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость влечет наступление для лица неблагоприятных социальных и уголовно-правовых последствий.
Судимость учитывается при решении некоторых вопросов общеправового характера. Так в соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (в ред. от 22.02.2003 г.) граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не подлежат призыву на военную службу. Согласно п. 4 ч. 5 ст. 34 этого же Закона, с лицом, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не может быть заключен контракт о прохождении военной службы.
Ограничения, связанные с судимостью, содержатся в Федеральном законе от 13 декабря 1996 года «Об оружии» (в ред. от 10.01.2003 г.). Согласно ст. 13 названного Закона, лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, не может быть выдана лицензия на приобретение оружия. В Законе РФ от 11 марта 1992 года (в ред. от 10.01.2003 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Рос- 22
Заместитель председателя Верховного суда Республики Марий Эл, кандидат юридических наук.
22