Научная статья на тему 'Судебный контроль за финансированием избирательных кампаний: сравнительное исследование (Сирия, Египет, Ирак)'

Судебный контроль за финансированием избирательных кампаний: сравнительное исследование (Сирия, Египет, Ирак) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
судебный контроль / судебные гарантии / избирательные кампании / выборы / Сирия / Египет / Ирак / judicial control / judicial guarantees / election campaigns / elections / Syria / Egypt / Iraq

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омар Абд Альнафи Халиил Аль-Баззар

В данной статье было проведено сравнительно-правовое исследование по вопросам судебного контроля за финансированием избирательных кампаний в трех странах Ближнего Востока, а именно, в Сирии, Египте и Ираке, с целью выявления недостатков законодательства, связанного с этим процессом в этих странах. Были использованы сравнительные методы при анализе правовых текстов, регламентирующих процедуры судебного контроля за финансированием избирательных кампаний. Исследование позволило выявить наличие разницы в законодательстве, регулирующем судебный контроль за избирательными кампаниями, определяющем меры наказания для нарушителей. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первой в своем роде, поскольку, по мнению автора, ранее не было работ, посвященных теме сравнения судебного контроля за финансированием избирательных кампаний, что позволяет законодателям этих стран воспользоваться опытом других стран в области судебного контроля за выборами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Омар Абд Альнафи Халиил Аль-Баззар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial control over the financing of election campaigns: a comparative study (Syria, Egypt, Iraq)

In this article, a comparative legal study was conducted on the issues of judicial control over the financing of election campaigns in three countries of the Middle East, namely Syria, Egypt and Iraq, in order to identify the shortcomings of legislation related to this process in these countries. Comparative methods were used in the analysis of legal texts regulating the procedures of judicial control over the financing of election campaigns. The study revealed the existence of a difference in the legislation regulating judicial control over election campaigns, determining penalties for violators. The scientific novelty of this work lies in the fact that it is the first of its kind, since, as far as we know, there have been no previous works devoted to the topic of comparing judicial control over the financing of election campaigns, which allows legislators of these countries to take advantage of the experience of other countries in the field of judicial control over elections.

Текст научной работы на тему «Судебный контроль за финансированием избирательных кампаний: сравнительное исследование (Сирия, Египет, Ирак)»

Закон и право. 2024. № 1. С. 42-46. Law and legislation. 2024;(1):42-46.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-42-46 EDN: https://elibrary.ru/QMMDAX

NIION: 1997-0063-12/24-007 MOSURED: 77/27-001-2024-12-207

Судебный контроль за финансированием избирательных кампаний: сравнительное исследование

(Сирия, Египет, Ирак)

Омар Абд Альнафи Халиил Аль-Баззар

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия, omernafea2@gmail.com

Аннотация. В данной статье было проведено сравнительно-правовое исследование по вопросам судебного контроля за финансированием избирательный: кампаний в трех странах Ближнего Востока, а именно, в Сирии, Египте и Ираке, с целью вышвления недостатков законодательства, связанного с этим процессом в этих странах. Были использованы сравнительные методы при анализе правовых текстов, регламентирующих процедуры судебного контроля за финансированием избирательных кампаний. Исследование позволило выявить наличие разницы в законодательстве, регулирующем судебный контроль за избирательными кампаниями, определяющем меры наказания для нарушителей. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первой в своем роде, поскольку, по мнению автора, ранее не было работ, посвященных теме сравнения судебного контроля за финансированием избирательных кампаний, что позволяет законодателям этих стран воспользоваться опытом других стран в области судебного контроля за выборами.

Ключевые слова: судебный контроль, судебные гарантии, избирательные кампании, выборы, Сирия, Египет, Ирак.

Для цитирования: Аль-Баззар О.А.А.Х. Судебный контроль за финансированием избирательных кампаний: сравнительное исследование (Сирия, Египет, Ирак) // Закон и право. 2024. № 1. С. 42—46. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-42-46 ББЫ: https://elibrary.ru/QMMDAX

Original article

Judicial control over the financing of election campaigns: a comparative study (Syria, Egypt, Iraq)

Omer Abd Alnafea Khaleel Al-Bazzar

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, omernafea2@gmail.com

Abstract. In this article, a comparative legal study was conducted on the issues of judicial control over the financing of election campaigns in three countries of the Middle East, namely Syria, Egypt and Iraq, in order to identify the shortcomings of legislation related to this process in these countries. Comparative methods were used in the analysis of legal texts regulating the procedures of judicial control over the financing of election campaigns. The study revealed the existence of a difference in the legislation regulating judicial control over election campaigns, determining penalties for violators. The scientific novelty of this work lies in the fact that it is the first of its kind, since, as far as we know, there have been no previous works devoted to the topic of comparing judicial control over the financing of election campaigns, which allows legislators of these countries to take advantage of the experience of other countries in the field of judicial control over elections.

Keywords: judicial control, judicial guarantees, election campaigns, elections, Syria, Egypt, Iraq.

For citation: Albazzar O.A.A.Kh. Judicial control over the financing of election campaigns: a comparative study (Syria, Egypt, Iraq) // Law and legislation. 2024;(1):42—46. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-42-46 EDN: https://elibrary.ru/QMMDAX

© Аль-Баззар О.А.А.Х. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

Введение

Судебный контроль за выборами является важной задачей, поскольку он способствует установлению доверия избирателей к избирательной системе и обеспечивает честность выборов [5, с. 123]. При обсуждении выборов необходимо упомянуть избирательную кампанию, которая представляет собой один из самых важных аспектов, над которыми судебная система осуществляет судебный контроль во время выборов. Ее можно определить как организованный процесс, направленный на мобилизацию избирателей и влияние на исход выборов. Это последовательность событий, проводимых политическими партиями, кандидатами, общественными организациями и другими участниками политического процесса с целью убедить избирателей поддержать определенного кандидата или партию на выборах [3]. Основные цели избирательной кампании включают убеждение избирателей в важности вопроса, мобилизацию избирательской базы, сбор средств и распределение ресурсов, а также соблюдение всех законных и регуляторных требований, связанных с проведением выборов.

Что касается судебных гарантий для избирательной кампании, они представляют собой набор правил и юридических принципов, направленных на обеспечение честности, прозрачности и законности избирательного процесса. Эти гарантии включают такие аспекты, как свобода слова, равенство перед законом, прозрачность финансирования, доступ к средствам массовой информации и независимость избирательных органов [1, с. 105].

Отсюда важность судебных гарантий избирательных кампаний и значимость роли судебного контроля за проведением избирательных кампаний для обеспечения честности избирательного процесса и достижения равных возможностей среди кандидатов в нем.

Мы заметили, что в опубликованной литературе имеется пробел по вопросу сравнения судебного контроля за финансированием избирательных кампаний в Сирии, Египте и Ираке, что важно, поскольку позволяет законодателям этих стран воспользоваться опытом других стран в сфере судебного контроля за выборами.

Обсуждение и результаты

Некоторые партии могут прибегать к использованию крупных средств для поддержки своей кандидатуры в пользу конкретного кандидата

или партии в качестве пожертвований, а также к возможности внешнего финансирования для поддержки избирательной кампании, которое может осуществляться тайными партиями или группами, враждебными системе общества, что делает ее более опасной.

С целью уменьшения финансового неравенства между кандидатами в расходах на предвыборную рекламу некоторые считают, что необходимо оказывать законную финансовую помощь предвыборной кампании кандидата. Это делается в двух направлениях: первое — установление максимального лимита расходов на избирательную кампанию и определение уголовных наказаний, которые будут применены к нарушителю. Второе — предоставление государством адекватной финансовой поддержки всем кандидатам.

Многие законодательные акты последовали этой тенденции, установив юридические ограничения на финансирование избирательных кампаний и расходы на них, установив максимальный лимит на то, что тратит кандидат или что он получает от пожертвований, а также необходимость подавать заявления на свой счет избирательной кампании без мошенничества и в течение определенного периода, в противном случае нарушитель будет привлечен к юридической ответственности. Между тем в некоторых законодательных актах отсутствуют какие-либо ссылки на подобные вопросы.

В Сирии: сирийский закон о выборах запрещает каким-либо образом использовать государственную должность или государственные деньги в предвыборной кампании кандидата, за исключением мест, которые государство и местные административные единицы предоставляют в распоряжение кандидатов и политических партий [4], и запрещает кандидатам или политическим партиям финансировать деятельность избирательной кампании любой суммой наличных денег, помощью в натуральной форме, пожертвованиями, дотациями или помощью из внешнего или зарубежного источника прямо или косвенно под страхом юридической ответственности (ст. 54 Закона о выборах) и разрешать кандидатам или политическим партиям финансировать деятельность избирательной кампании за счет финансовых взносов кандидатов, финансовой поддержки партий [2], а также определение целей расходования денежных средств, выделенных на избирательную кампанию, таким образом, чтобы они использовались в целях избирательной кампании при разработке технических средств и возможностей, позволяющих канди-

LAW & LEGISLATION • 01-2024

дату или политической партии подготовить и опубликовать свою предвыборную программу, разрабатывать, печатать и публиковать рекламные объявления, плакаты, брошюры и другие средства предвыборной агитации и распространять их всеми способами, включая электронные, читаемые, видео- и аудиосредства, премии и заработную плату лиц, аккредитованных кандидатом или политической партией для осуществления предвыборной агитации, аренду офисов и помещений, используемых в целях избирательной кампании [2].

Закон требовал, чтобы каждый кандидат на президентских выборах представил окончательный отчет о доходах и расходах своей избирательной кампании в Высший Конституционный суд не позднее, чем через тридцать дней с даты объявления окончательных результатов выборов, а каждый кандидат или политическая партия на выборах в парламенте представили окончательный отчет о доходах и расходах своей избирательной кампании в высший комитет не позднее чем через тридцать дней с даты объявления окончательных результатов выборов, причем в представленном окончательном отчете должны быть указаны все средства, которые были использованы в ходе избирательной кампании, и их источники; такой счет проверяется дипломированным бухгалтером политических партий [5]. Однако Сирийское правительство не устанавливало более высокий потолок расходов на предвыборную рекламу, что было отмечено египетским законодателем.

В Египте: египетский закон об осуществлении политических прав № 45 от 2014 г. устанавливает максимальную сумму, потраченную каждым кандидатом на предвыборную рекламу в индивидуальной системе, в размере пятисот тысяч египетских фунтов, а максимальная сумма, потраченная на этапе второго тура, составляет двести тысяч египетских фунтов и удваивает две указанные суммы ограничения для каждых пятнадцати кандидатов, собранных одним списком [4].

Кандидат может получать пожертвования наличными или натурой от любого египетского физического лица или от египетских партий при условии, что пожертвование натурой и наличными от любого лица или партии не превышает 5% от максимально разрешенных расходов на предвыборную рекламу. Запрещается получать пожертвования, превышающие этот процент, и кандидат обязан уведомить Высший комитет об именах лиц и партий, от которых он получил пожертвование, и сумме пожертвования. Веыс-

ший комитет определяет процедуры, которым необходимо следовать для оценки денежной стоимости пожертвований натурой, стоимость которых не может быть указана в утвержденном счете-фактуре [4].

Чтобы принять документы о выдвижении, кандидат должен открыть счет в местной валюте в одном из банков, назначенных Верховным комитетом, или в одном из почтовых отделений, куда он / она вносит денежные пожертвования, которые он / она получает и свои средства на избирательную кампанию.

Банк или почтовое отделение и кандидат должны проинформировать Высший комитет о том, что внесено на этот счет, и об источнике его получения. Кандидат также уведомляет Высший комитет о своих расходах с этого счета в установленные им сроки и в соответствии с процедурами, и ему не разрешается тратить средства на избирательную кампанию за пределами этого счета [4].

Каждый кандидат обязан представлять регулярный реестр в соответствии с египетскими стандартами бухгалтерского учета, в котором он регистрирует источники финансирования и расходы на свою избирательную кампанию. Орган, назначенный Верховным комитетом, проводит проверку предвыборных агитационных аккаун-тов кандидатов, находящихся под его наблюдением, и высший комитет должен установить средства контроля и процедуры для сбора и представления этой записи для ознакомления [6].

Закон запрещает получать какие-либо взносы, денежную или натуральную поддержку для расходования на предвыборную рекламу кандидата или для влияния на тенденции общественного мнения с целью побудить его определенным образом выразить мнение по вопросу, выносимому на референдум от любого египетского или иностранного юридического лица или от иностранного государства, юридического лица или международной организации, или от юридического лица, капитал которого внесен египетским или иностранным физическим или юридическим лицом, или любым иностранным юридическим лицом любой юридической формы, или от иностранного физического лица [4]; в противном случае наказание — тюремное заключение и штраф в размере не менее ста тысяч фунтов и не более одного миллиона египетских фунтов; суд выносит постановление о конфискации средств, «причастных» к преступлению.

Закон предусматривает, что Верховный комитет формирует мониторинговые комитеты из

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

независимых экспертов, которым поручено отслеживать факты, нарушающие положения, установленные Конституцией, законом или решениями Высшего комитета по пропаганде во время выборов или референдума, которые находятся на уровне провинций.

Эти комитеты подготавливают отчеты о том, какие нарушения выявлены в ходе мониторинга, и представляют эти отчеты в генеральный секретариат, подтверждая факты нарушения и по возможности идентифицируя нарушителя, а генеральный секретариат подготавливает отчет об этих нарушениях для представления Высшему комитету.

Если Высший комитет обнаруживает из отчетов, что есть лицо, совершающее нарушение, он передает документы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела против нарушителя или вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии с положениями, прописанными в уголовно-процессуальном кодексе [4], а закон криминализирует расходы на суммы предвыборной агитации, не зачисленные на банковский счет, указанный Высшим комитетом, или принимающие пожертвования, превышающие указанный в законе процент. Эти преступления наказываются штрафом в размере не менее десяти тысяч египетских фунтов и не более ста тысяч египетских фунтов, а суд также выносит постановление о конфискации средств, которые превышают процент, разрешенный для пожертвований [4].

В Ираке ст. 33 иракского закона о выборах № 12 от 2018 г. предусматривает, что запрещается расходовать на предвыборную пропаганду государственные средства или средства из общего федерального бюджета, выделяемые министерствам или организациям, не связанным с министерством, из благотворительных фондов или из фондов внешней поддержки.

Статья 41 этого закона криминализирует любого, кто делает это, и наказывает его тюремным заключением на срок не менее одного месяца и не более шести месяцев и штрафом в размере не менее одного миллиона динаров и не более пяти миллионов, в то время как иракское законодательство не содержит ссылок на максимальный предел для выборов расходов на предвыборную кампанию или вопрос о предоставлении государством адекватной финансовой поддержки всем кандидатам.

Стоит отметить, что иракский законодатель не принял во внимание государственное финансирование предвыборной агитации, не взимая с

Независимой Высшей избирательной комиссии Ирака никаких расходов на проведение выборов, и был удовлетворен системой организации расходов на избирательную кампанию.

Однако Независимая Высшая избирательная комиссия издала специальное постановление, регулирующее расходы на избирательную кампанию № 1 от 2013 г., в котором был устранен недостаток в законодательстве о выборах и восполнены пробелы. Поскольку оно находилось между лимитом расходов, установленных для каждого кандидата и для каждой партии, он также предусмотрел открытие банковского счета с суммами, которые находятся на стадии предвыборной агитации, с целью их мониторинга, контроля и надзирательства.

Также было оговорено, что для каждой организации должен быть назначен финансовый бухгалтер и что последний должен полностью раскрывать сумму расходов, потраченных на предвыборную агитацию, а также сумму пожертвований.

Заключение

В данной статье был рассмотрен вопрос судебного контроля за финансированием избирательных кампаний в трех странах Ближнего Востока, а именно, в Сирии, Египте и Ираке, с целью выявления недостатков законодательства, регулирующего этот процесс в этих странах. Достигнутый результат заключается в следующем. Что касается финансирования избирательной кампании, законы трех стран запрещают любую форму иностранного финансирования избирательных кампаний и запрещают использование в них государственных денег. Они также требуют от кандидатов предоставлять отчеты о финансировании избирательных кампаний и понесенных расходах в них.

В законах Сирии и Ирака не указан максимальный лимит расходов на избирательные кампании, в то время как в Египте он указан. Это требует от Сирии и Ирака разработки законодательства, связанного с установлением максимального значения расходов на избирательные кампании, чтобы добиться большего равенства возможностей между кандидатами.

Список источников

1. Гварниери С. Судебная система: отправление и политика правосудия / К. Гварниери, П. Педерзоли. Челтнем: Изд-во Эдварда Элгара, 2020. 232 с.

2. Закон о всеобщих выборах (2014) // Сирийский парламент: http://www. parliament.

LAW & LEGISLATION • 01-2024

gov.sy/arabic/eindex.php?node = 5516&cat= 327&nid=327&print=1

3. Избирательные кампании. Раздел 3: Ключевые категории избирательного процесса. Избирательные кампании // https://openelection-data.net/en/guide/key-categories/election-cam-paigns/

4. Решение президента Арабской Республики Египет Законом № 45 от 2014 о провозглашении закона, регулирующего осуществление политических прав // Кадая: https://qadaya.net/ ?p=8755

5. Рон Л. Совещательные мирные референдумы / Л.Рон, O. Ян, Х.Л. Конг. Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та, 2021. 240 c.

6. Чемберс Р. Международные стандарты выборов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки // http://www.transparency.org.kw. auti.org/upload/books/170.pdf

References

1. Guarnieri S. The judicial system: administration and policy of justice / K. Guarnieri, P. Pe-

dersoli. Cheltenham: Edward Elgar Publishing House, 2020. 232 p.

2. The Law on General Elections (2014) // The Syrian Parliament: http://www.parliament.gov.sy/ arabic/eindex.php?node=5516&cat=327&nid= 327&print=1

3. Election campaigns. Section 3: Key categories of the electoral process. Election campaigns / / https:/ / openelectiondata.net/en/guide/key-categories / election-campaigns/

4. The decision of the President of the Arab Republic of Egypt by Law № 45 of 2014 on the proclamation of a law regulating the exercise of political rights // Kadaya: https://qadaya.net/ ?p=8755

5. Ron L. Consultative peaceful referendums / L.Ron, O. Yang, H.L. Kong. Oxford: Oxford University Press, 2021. 240 p.

6. Chambers R International standards of elections in the Middle East and North Africa region / / http://www.transparency.org.kw.auti.org/upload/ books/170.pdf

Информация об авторе

Аль-Баззар О.А.А.Х. — аспирант, кафедра конституционного права и конституционного судопроизводства

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Albazzar O.A.A.Kh. — graduate student, department of constitutional law and constitutional proceedings

The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.