Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ЕГИПЕТ И СИРИЯ)'

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ЕГИПЕТ И СИРИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНДИДАТ / СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ / ЕГИПЕТ / СИРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил

Выборы - важнейший социально-правовой институт, ценность которого заключается в соблюдении ряда демократических принципов, а учитывая, что их организация и проведение регулируется нормами нескольких отраслей права (конституционное, административное, уголовное, трудовое и даже международное), вполне естественно, что вопрос о проведении выборов имеет принципиальное значение для правовой науки. Практика показывает, что высокий уровень сложности организации выборов может влечь за собой различные ошибки, прежде всего со стороны организаторов, как следствие, это приводит к нарушению избирательных прав и лишает лиц, обладающих определенной профессиональной компетенцией, а также соответствующих установленным требованиям, предъявляемым к кандидатам, возможности максимально эффективно реализовать свои права. В этом случае принципиальное значение приобретает порядок обжалования решений, принятых избирательными комиссиями. Безусловно, главным инструментом в таком обжаловании являются органы судебной власти, которые при обнаружении ошибок, допущенных в ходе избирательной кампании, должны внести необходимые коррективы и тем самым обеспечить эффективную защиту избирательных прав. Цель: провести сравнительно-правовое исследование порядка обжалования решений и действий избирательных органов в двух странах Ближнего Востока - Арабской Республике Египет и Сирийской Арабской Республике. Методы: сравнительный и дедуктивный, а также метод анализа правовых документов, регулирующих процедуру обжалования выборов. Результаты: исследование позволило выявить различие между нормами, закрепляющими права участника избирательного процесса не только как избирателя, но и как кандидата. Можно констатировать, что порядок обжалования решений отличается в зависимости от выбранного законодателем механизма и от степени развития демократических принципов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR APPEALING AGAINST DECISIONS (ACTIONS) OF ELECTORAL BODIES IN THE MIDDLE EAST: A COMPARATIVE LEGAL STUDY (EGYPT AND SYRIA)

Elections are the most important socio-legal institution whose value lies in the observance of a number of democratic principles, and given that their organization and conduct are governed by several branches of law (constitutional, administrative, criminal, labor and even international), it is only natural that the issue on holding elections is of fundamental importance for legal science. Practice shows that the high level of complexity in the organization of elections can cause various errors, primarily on the part of the organizers; consequently, it leads to violation of voting rights and deprives persons with a certain professional competence, as well as meeting the requirements for candidates to exercise their rights as effectively as possible. In this case, the procedure for appealing against decisions taken by election commissions is of fundamental importance. The judicial authorities are, of course, the principal means of such appealing and, in the event of electoral errors, they must make the necessary adjustments to ensure that electoral rights are effectively protected. Purpose: to carry out a comparative legal study of the procedure for appealing against decisions and actions of electoral bodies in two countries of the Middle East - the Arab Republic of Egypt and the Syrian Arab Republic. Methods: comparative and deductive, as well as the method of analyzing legal documents governing the procedure for appealing against elections. Results: the study reveals a discrepancy between the norms establishing the rights of an electoral participant not only as a voter but also as a candidate. It may be noted that the procedure for appealing against decisions differs according to the mechanism chosen by the legislator and the degree of development of democratic principles in the country.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ЕГИПЕТ И СИРИЯ)»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

INTERNATIONAL LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.842

DOI 10.33184/pravgos-2023.1.15

Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: omernafea2@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-1316-0463

Original article

Al-Bazzar Omar Abd Alnafi Khaliel

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ЕГИПЕТ И СИРИЯ)

PROCEDURE FOR APPEALING AGAINST DECISIONS (ACTIONS) OF ELECTORAL BODIES IN THE MIDDLE EAST: A COMPARATIVE LEGAL STUDY (EGYPT AND SYRIA)

Аннотация. Выборы - важнейший социально-правовой институт, ценность которого заключается в соблюдении ряда демократических принципов, а учитывая, что их организация и проведение регулируется нормами нескольких отраслей права (конституционное, административное,уголовное, трудовое и даже международное), вполне естественно, что вопрос о проведении выборов имеет принципиальное значение для правовой науки. Практика показывает, что высокий уровень сложности организации выборов может влечь за собой различные ошибки, прежде всего со стороны организаторов, как следствие, это приводит к нарушению избирательных прав и лишает лиц, обладающих определенной профессиональной компетенцией, а также соответствующих установленным требованиям, предъявляемым к кандидатам, возможности максимально эффективно реализовать свои права. В этом случае принципиальное значение приобретает порядок обжалования решений, принятых избирательными комиссиями. Безусловно, главным инструментом в таком обжаловании являются органы судебной власти, которые при обнаружении ошибок, допущенных в ходе избирательной кампании, должны внести необходимые коррективы и тем самым обеспечить эффективную защиту избирательных прав. Цель: провести сравнительно-правовое исследование порядка обжалования решений и действий избирательных органов в двух странах Ближнего Востока - Арабской Республике Египет и Сирийской Арабской Республике. Методы: сравнительный и дедуктивный, а также метод анализа правовых документов, регулирующих процедуру обжалования выборов. Результаты: ис-

Abstract. Elections are the most important socio-legal institution whose value lies in the observance of a number of democratic principles, and given that their organization and conduct are governed by several branches of law (constitutional, administrative, criminal, labor and even international), it is only natural that the issue on holding elections is of fundamental importance for legal science. Practice shows that the high level of complexity in the organization of elections can cause various errors, primarily on the part of the organizers; consequently, it leads to violation of voting rights and deprives persons with a certain professional competence, as well as meeting the requirements for candidates to exercise their rights as effectively as possible. In this case, the procedure for appealing against decisions taken by election commissions is of fundamental importance. The judicial authorities are, of course, the principal means of such appealing and, in the event of electoral errors, they must make the necessary adjustments to ensure that electoral rights are effectively protected. Purpose: to carry out a comparative legal study of the procedure for appealing against decisions and actions of electoral bodies in two countries of the Middle East - the Arab Republic of Egypt and the Syrian Arab Republic. Methods: comparative and deductive, as well as the method of analyzing legal documents governing the procedure for appealing against elections. Results: the study reveals a discrepancy between the norms establishing the rights of an electoral participant not only as a voter but also as a candidate. It may be noted that the procedure

© Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил, 2023

95

следование позволило выявить различие между нормами, закрепляющими права участника избирательного процесса не только как избирателя, но и как кандидата. Можно констатировать, что порядок обжалования решений отличается в зависимости от выбранного законодателем механизма и от степени развития демократических принципов в стране.

Ключевые слова: кандидат, список избирателей, законодательство, судебное обжалование, Египет, Сирия

Для цитирования: Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил. Порядок обжалования решений (действий) избирательных органов в странах Ближнего Востока: сравнительно-правовое исследование (Египет и Сирия) / Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил. -DOI 10.33184Zpravgos-2023.L15 // Правовое государство: теория и практика. - 2023. - № 1. - С. 95-101.

Введение

Выборы представляют собой важнейший социально-правовой институт. Ценность его заключается в соблюдении ряда демократических принципов, одним из которых является право граждан на непосредственное участие в формировании высших органов государственной власти. Поэтому «право голоса» в демократических государствах отнесено к одному из важнейших, фундаментальных прав человека и гражданина - избирать и быть избранным. Реализация такого права положена в основу важнейшей политической практики, предусматривающей возможность легитимного перехода власти от одного лица к другому.

В указанном контексте вопросы, связанные с выборами, относятся к особой сфере законодательного регулирования, поскольку они имеют прямое влияние на формирование политической конъюнктуры страны. А учитывая, что результат организации и проведения выборов ложится в основу образования структурных элементов государственного аппарата, а также то, что конъюнктура избирательного процесса регламентируется нормами сразу нескольких отраслей права (конституционное, административное, уголовное, трудовое и даже международное), вполне естественно, что вопрос его регулирования имеет принципиальное значение для правовой науки.

Выборы в государстве, осуществляемые посредством избирательного процесса, имеют важное значение, поскольку в основу его построения и реализации положены принципы демократического устройства, затрагивающие такие аспекты организационно-правового регулирования, как управление государством, гарантии гражданских прав и свобод. Формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выборов позволяет гражданам выражать свое мнение о соответствии определенного канди-

for appealing against decisions differs according to the mechanism chosen by the legislator and the degree of development of democratic principles in the country.

Keywords: candidate, list of voters, legislation, judicial appeal, Egypt, Syria

For citation: Al-Bazzar Omar Abd Alnafi Khaliel. Procedure for appealing against decisions (actions) of electoral bodies in the Middle East: a comparative legal study (Egypt and Syria). Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2023, no. 1, pp. 95-101. (In Russian). DOI 10.33184/ pravgos-2023.1.15.

дата избираемой должности непосредственно, а не через органы государственной власти.

Между тем из-за высокого уровня сложности организации и проведения выборов [1, с. 10; 2, с. 104; 3, с. 122] зачастую возникают различные ошибки, допускаемые организаторами, что влечет за собой нарушение избирательных прав. В данном случае принципиальное значение приобретает порядок обжалования решений, принятых избирательными комиссиями, который реализуется посредством подачи жалобы в компетентный орган. Предназначение указанной жалобы в том, чтобы не просто отменить решение избирательной комиссии, а исправить ошибку, которая была ею допущена [4, с. 354; 5, с. 98]. Юридические механизмы такого обжалования в разных странах могут отличаться, что дает основание утверждать об обособленности законодательного подхода в регулировании избирательных процессов [6, с. 116; 7, с . 28; 8, с. 9; 9, с. 576].

Обжалование списков избирателей

Регистрация лица в реестре избирателей имеет большое значение, так как определяет правомерность его участия в процессе. Нарушение установленного принципа может напрямую отразиться на объективности выборов и, как следствие, повлиять на их конечный итог. Чтобы избежать этого, законодательством разных стран вводятся специальные процедуры (механизмы) контроля, которые могут заключаться в следующем: проверка списков избирателей компетентными органами, информирование общественности о списках избирателей, возможность запрашивать сведения об избирателях в специальных комиссиях.

Такой формат контроля позволяет выявлять нарушения на ранней стадии избирательного процесса, к примеру, связанные с двойной регистрацией лиц, имеющих право голоса, определять, имеет ли тот или иной гражданин

96

право голосовать на конкретном участке, а также выявлять случаи фиктивной регистрации. Допущенные нарушения, влекущие нарушение избирательных прав, могут стать предметом последующего обжалования.

В частности, законодателем Египта была предпринята попытка ввести в механизм реализации активного избирательного права нормы, гарантирующие любому гражданину право быть внесенным в список избирателей. Предлагалось, что органы, отвечающие за организацию выборов, обязаны публиковать избирательные списки, чтобы все лица могли ознакомиться с ними.

Кроме этого, порядок предоставления сведений об избирателях должен быть организован так, чтобы любое лицо могло убедиться не просто в правильности составления избирательных списков, но и в обязательности включения в них сведений о различных ограничениях, уже действующих в отношении избирателей (наличие судимости или отсутствие гражданства, возрастной ценз, смерть избирателя и др.). Правильность реализации указанного принципа отражена в ст. 18 Закона № 45 от 2014 г. «Об осуществлении политических прав в Египте»1 (далее - Закон № 45): «Должна быть отображена база данных избирателей. Исполнительный регламент показывает, как просматривать, изменять и отображать базу данных избирателей и периодически очищать ее содержимое, органы, в которых она хранится, формирование комитетов, осуществляющих регистрацию, и другие действия, предусмотренные этим законом».

Если в отношении кандидатов обнаружатся сведения, не позволяющие лицу принимать участие в голосовании, согласно ст. 20 Закона № 45 любой гражданин, обнаруживший нарушения, вправе подать жалобу в вышестоящую избирательную комиссию. Указанный орган, после того как жалоба поступит на рассмотрение и будет принята к производству, обязан принять решение в течение недели со дня ее подачи и после вынесения решения в срок до трех дней уведомить заявителя о его содержании.

Законом № 45 для лица, чья жалоба была отклонена, а также для того, кто был исключен из списка избирателей, предусмотрена возможность судебного обжалования. При этом на должностных лиц судебной инстанции возлагается обязанность зарегистрировать жалобу, внести ее в специальный реестр, уведомить

1 Об издании закона, регулирующего осуществление политических прав : Указ Президента Арабской Республики Египет [Электронный ресурс]. URL: https:// www.elections.eg/images/pdfs/laws/PoliRights2014-45.pdf (дата обращения: 05.02.2023).

всех участвующих, а также орган, которым было принято обжалуемое решение, о дате заседания, сделав это не позднее чем за пять дней до его начала (ст. 21): «Для любого, чья заявка была отклонена или чье имя было решено исключить, подать бесплатную апелляцию на решение комитета, упомянутого в предыдущей статье, в компетентный административный суд и в реестр секретарей этого суда для регистрации таких заявлений в соответствии с их получением в специальном реестре и уведомить заявителя, председателя».

Сроки рассмотрения такой жалобы не установлены, в то время как закон обязывает делать это незамедлительно, поскольку промедление (волокита по делу) может фактически лишить гражданина права принять участие в выборах. В свою очередь, если будет установлен факт нарушения избирательных прав, судебная инстанция обладает правом наказания виновных лиц; размер штрафа по таким нарушениям может составлять от 100 до 1000 египетских фунтов.

Как отмечается в исследованиях, вопрос обжалования решений указанным образом вызвал широкую полемику среди практикующих юристов. Указывалось, что подобный порядок обжалования требует серьезной доработки. Так, предлагалось исключить из данной процедуры избирательные органы, поскольку регистрация избирателей в списках как предмет для обжалования изначально отнесена к полномочиям судов общей юрисдикции, что связано с необходимостью учета и хранения личных данных граждан.

Что касается иных мнений, то они зиждутся на том, что установленный порядок в полной мере отражает последовательность такого обжалования и в определенной степени относим к тому, что избирательные комиссии, чьи полномочия в данном вопросе определены специальным нормативным актом - Законом № 220 от 1994 г. о внесении изменений в статью (16) Закона № 73 от 1956 г., касающихся регулирования осуществления политических прав2, -также должны принимать участие в решении данного вопроса: «Просьбы, упомянутые в предыдущей статье, рассматриваются комиссией, состоящей из главы суда губернаторства и членов директора по безопасности. ...Его решения должны быть доведены до сведения заинтересованных сторон в течение трех дней с даты их опубликования».

2 О внесении изменений в некоторые положения Закона № 73 от 1956 г., регулирующие осуществление политических прав [Электронный ресурс]. URL: http://sub.eastlaws. com/GeneralSearch/Home/ArtidesTDetaüs?MasterID=5007 (дата обращения: 05.02.2023).

97

В частности, указанным Законом было установлено, что именно избирательные комиссии являются первейшим (основным) звеном обжалования спорных решений.

Что касается сирийского законодательства, то Закон о всеобщих выборах, действующий в Сирийской Арабской Республике, устанавливает возможность для каждого гражданина быть зарегистрированным в общем списке избирателей. Указанным нормативным правовым актом определен формат, при котором любой гражданин имеет право быть зарегистрированным в общем списке избирателей, в том числе и после его составления (утверждения) (ст. 28 Закона о всеобщих выборах 2014 г.3): «1. Общий список избирателей составляется Министерством внутренних дел Сирийской Арабской Республики в координации с Министерством юстиции, местной администрацией и Центральным статистическим бюро.

2. Общий список избирателей должен содержать следующие данные по каждому избирателю:

- полное тройное имя;

- имя и отчество матери;

- пол;

- место и дата рождения;

- постоянное место жительства;

- национальный номер;

- номер и место регистрации актов гражданского состояния.

3. Общий список избирателей пересматривается один раз в начале каждого года с целью добавления, исключения кандидатов или внесения в него поправок, и он также пересматривается по крайней мере за два месяца до даты любого срока проведения выборов».

В отличие от правового регулирования указанного вопроса в Египте в положениях избирательного законодательства Сирийской Арабской Республики возможность обжалования факта отсутствия в общем списке избирателей не предусмотрена. Данный порядок защиты находит свое отражение в источниках административного права, в том числе определяющих, что указанная возможность может быть реализована посредством подачи соответствующего заявления в органы судебной власти (ст. 8 Закона «О государственном совете Сирии» от 1959 г. и ст. 32 Закона «Об избирательных правах» от 2019 г.)4: «Государственный совет, административный судебный орган, компетентен выносить решения по следующим вопросам, в

3 Syrian Ministry of Interior : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.syriamoi.gov.sy (дата обращения: 11.11.2022).

4 Закон Государственного совета № 55 от 1959 г. [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://www.casi.govsy/node15/arabic/mdex. php?node=5518&cat=14747& (дата обращения: 05.02.2023).

отношении которых он обладает полной судебной юрисдикцией:

1) объявление выборов в региональные и муниципальные органы власти;

2) споры, связанные с зарплатами, пенсиями и премиями;

3) просьбы заинтересованных лиц об обжаловании окончательных административных решений, принятых в связи с назначением на государственные должности или предоставлением бонусов;

4) запросы, поданные государственными должностными лицами, об отмене окончательных решений дисциплинарных органов;

5) запросы, поданные государственными должностными лицами, об отмене административных решений, принятых путем направления их на пенсию, или трудоустройства, или увольнения их (за исключением указов и решений, изданных на основании положений ст. 85 Закона о персонале);

6) запросы, поданные отдельными лицами или органами, об отмене окончательных административных решений;

7) обжалование окончательных решений административных органов по спорам о налогах и сборах;

8) положения счетной палаты и ее императивные решения;

9) заявления о гражданстве.

В заявлениях, предусмотренных в п. 3, 4, 5, 6, 8 и 9, ссылкой на апелляцию должно быть отсутствие юрисдикции, дефект формы, нарушение законов или нормативных актов, ошибка в их применении и толковании и злоупотребление полномочиями.

Административными решениями считаются отказ административных органов или их воздержание от принятия решения, которое они должны были принять в соответствии с законами и нормативными актами».

Обжалование отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов)

В состав элементов, определяющих правовую архитектонику выборов, входят: национальное законодательство, определяющее порядок их проведения, органы, реализующие указанный порядок, а также избиратели и кандидаты.

С учетом характера самых выборов и аспектов, отраженных в вводной части настоящего исследования, а также взаимосвязи между указанными структурными элементами становится понятно, какую именно роль играет и какую степень влияния на избирательный процесс оказывает сам кандидат.

98

Должностные лица, отвечающие за регистрацию кандидатов, учитывая, что он достаточно емкий по своему содержанию, а также опосредован рядом принципов и правил, нередко допускают ошибки, которые могут затрагивать и социально-правовое положение лиц, подлежащих регистрации в качестве кандидатов. Как показывает опыт, такие ошибки являются следствием неэффективной (непрофессиональной) работы членов избирательных комиссий. Стоит ли говорить, что просчеты со стороны представителей избирательной администрации могут повлечь за собой исключение кандидатов из списков избираемых, способствовать тому, что в качестве кандидата может быть зарегистрировано лицо, не соответствующее установленным законодательством требованиям. В этой связи законодательная инициатива ряда стран направлена на исключение подобных случаев.

Например, в Арабской Республике Египет вопрос об обжаловании решений, связанных с участием в качестве кандидата на выборах, регулируется отдельным нормативным правовым актом. В соответствии с указанным положением возможность подачи жалоб и возражений на решения избирательного органа открывается после того, как представляются списки, содержащие имена кандидатов (предварительные списки или временные списки)5.

Следует отметить, что жалобы, касающиеся выдвижения кандидатуры на выборах в законодательные органы Арабской Республики Египет, делятся на два типа. Первый тип предусматривает возможность подачи такой жалобы самим кандидатом. Данный формат позволяет кандидату обжаловать решение комиссии по рассмотрению заявлений о выдвижении кандидатур и принятию решения о возможности не включать свое имя в список. Указанный принцип действует в том случае, если имя кандидата не фигурирует ни в одном из двух списков, несмотря на то что его кандидатура соответствует установленным требованиям.

Второй тип обжалования предусматривает возможность подачи жалобы другим лицом. Указанный вариант предоставляет право любому кандидату оспорить решение комитета о включении конкретного имени, а также апеллировать к тому, что в отношении кого-либо из кандидатов указана неверная информация. Та-

5 Закон № 73 1956 г., регулирующий осуществление политических прав [Электронный ресурс]. URL: https://aceproject.org/ero-en/regions/mideast/EG/ Law%20No.%2073%20of%201956%20-%20arabic.pdf (дата обращения: 05.02.2023).

кая жалоба должна быть подана в избирательную комиссию в течение трех дней с даты представления списка кандидатов для регистрации. В свою очередь, соответствующая инстанция обязана принять решение по жалобе в срок, не превышающий пяти дней, после чего оно будет иметь юридическую силу (не будет приостановлено), пока избирательная комиссия более высокого уровня не примет иное решение.

После вынесения указанных решений территориальный избирательный орган обязан опубликовать окончательный список кандидатов, а также провести его регистрацию в установленном порядке. Так, в соответствии со ст. 16 Закона от 2014 г.6 «Президентская избирательная комиссия составляет окончательный список имен кандидатов в соответствии с очередностью подачи заявлений о выдвижении кандидатур и объявляет этот список путем публикации в Официальном вестнике и в двух широко распространенных ежедневных газетах не менее чем за двадцать дней до дня, назначенного для выборов».

Здесь следует отметить, что египетский законодатель не предусмотрел возможности обжалования решений об отказе в регистрации списка кандидатов сразу же в судебном порядке. Между тем в соответствии со ст. 10 Закона «О Государственном совете Египта» от 1972 г.7, когда речь идет о регистрации в качестве кандидата в указанный государственный орган, такая возможность предусмотрена путем подачи жалобы сразу в Верховный суд Египта.

Следует отметить, что предметом такого обжалования могут стать действия избирательных органов, а также иных кандидатов. Обжалование в высшей судебной инстанции допустимо только в том случае, если речь идет о вопросе, непосредственно связанном с принятием документов о выдвижении кандидатов или их дееспособностью. В данном случае уполномоченные лица подают жалобу самостоятельно, в установленные сроки и до начала избирательного процесса.

В контексте предоставленного права вполне разумно упомянуть, что избирательные комиссии, а также органы судебной власти не

6 Закон о выборах президента [Электронный ресурс]. URL: https://www.almasryalyoum.com/news/ details/406910 (дата обращения: 05.02.2023).

7 Закон Государственного совета № 47 от 1972 г. [Электронный ресурс]. URL: https://marsd.daamdth. org/2018/03/23/%D9%82%D8%A7%D9%86%D9%8 8%D9%86-% D9%85%D8 % AC % D9 % 84% D8 % B3-%D8 % A7 % D9%84 % D8%AF%D9 % 88 % D9 % 84 % D8 % A9-%D8%B1%D9%82%D9%85-47-%D9%84%D8%B3%D9-%86%D8%A9-1972/ (дата обращения: 05.02.2023).

99

обладают правом вмешиваться в избирательный процесс, если соответствующая жалоба подана уже после того, как выборы были проведены, а результаты их проведения объявлены, поскольку для многих избирателей представляется затруднительным частое участие в выборах. Более того, это обусловлено и тем, что отмена результатов выборов на основании результатов решения о нарушении прав кандидата может повлечь за собой значительные траты для бюджета.

К примеру, если рассматривать президентские выборы, то здесь возможность обжалования возникает после того, как избирательная комиссия зарегистрирует в специальном реестре все заявления о выдвижении кандидатур в соответствии с датой их поступления и отразит (объявит) имена тех, кто их подал, в специальных информационных источниках.

В силу установленного законодательством Египта порядка предусмотрена подача жалобы любым кандидатом. При этом такое право предусматривает возможность возражать против любого другого запроса, поданного в комитет, на предмет предоставления сведений, а кроме этого, такая жалоба может быть подана не позднее двух суток после того, как специальной комиссией были зарегистрированы списки кандидатов. Решение по факту внесения указанных возражений должно быть принято в течение пяти дней после истечения срока, установленного для их непосредственного внесения.

Египетским законодательством предусмотрено, что каждый, чье заявление было отклонено, имеет право обжаловать это решение в течение двух дней после уведомления о принятии такого решения. Принимая во внимание, что комитет обязан известить заявителя о принятом решении и причинах отклонения его требований, законодателем установлен специальный срок для такого уведомления - в течение двадцати четырех часов со дня вынесения решения.

Комитет, рассматривающий жалобу, во исполнение требований ст. 13-15 Закона № 22 от 2014 г. обязан принять решение по ней в течение двух дней, вне зависимости от того, проводится такое рассмотрение в присутствии заявителя либо в его отсутствие.

Что касается жалоб, которые могут быть поданы на действия избирательных инстанций в связи с выборами в законодательные органы Сирийской Арабской Республики, то здесь правовая модель регулирования предусмотрена специальным актом - Законом «О выборах в Сирии» 2014 г. В нем описаны процедуры и условия, связанные с этапом выдвижения канди-

датуры, а также определено, что претендент на выдвижение в члены Народного собрания или совет местной администрации имеет право возражать против решения комитета по выдвижению иных кандидатур.

В отличие от египетского сирийский законодатель признает право обжалования решений избирательных органов по факту отказа в регистрации не только со стороны непосредственных участников (кандидатов), но и со стороны избирателей. Равно как и кандидат, лицо, не подлежащее (не претендующее) регистрации, вправе подать жалобу в течение трех дней, начиная со дня, следующего за днем объявления фамилий кандидатов, при этом комиссия, рассматривающая данное обращение, обязана принять решение по ней в течение трех дней с момента поступления жалобы в регистрационный отдел.

Что касается президентских выборов, то здесь порядок обжалования регулируется двумя сирийскими законами: Законом «О выборах в Сирии» и Законом «О Верховном конституционном суде» (ст. 31)8. Нужно сказать, что сирийский законодатель несколько ограничил возможности пострадавшего и установил следующий порядок: кандидат, чье заявление было отклонено, вправе направить жалобу сразу же в Верховный конституционный суд, который принимает решение по ней в течение трех дней после подачи, причем решение, которое будет вынесено, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Заключение

Выборы - основной инструмент реализации личных прав на участие в непосредственном управлении делами государства. Учитывая это, государства обязаны принимать законы, которые позволяют максимально эффективно отстаивать свои права, вне зависимости от социального положения участника избирательного процесса, а также учитывая его потенциальное будущее не только как избирателя, но и как кандидата. Кроме того, законодательные механизмы должны играть роль инструмента, предназначенного для исправления ошибок, которые могут возникнуть в ходе избирательного процесса.

Процедура обжалования решений избирательных органов на Ближнем Востоке может варьироваться в зависимости от страны.

8 Закон о Верховном Конституционном суде [Электронный ресурс]. URL: http://www.parliament.gov.sy/arabic/index. php?node=201&nid=4226 (дата обращения: 05.02.2023).

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Египте избирательные споры рассматриваются Верховным административным судом, в Сирии - Центральной избирательной комиссией, а решения могут быть обжалованы в Верховном конституционном суде.

Что касается мнения об исчезновении государственности в таких странах, как Сирия в период «арабской весны», то это сложный вопрос, широко обсуждаемый учеными и экспертами. Некоторые утверждают, что конфликт и насилие ослабили государственные институты и подорвали верховенство закона, другие -что изменения, вызванные «арабской весной», могут укрепить государственные институты и способствовать большей подотчетности. В конечном счете влияние «арабской весны» на государственность на Ближнем Востоке останется предметом обсуждения и анализа.

Избирательный процесс в Сирии и Египте включает в себя несколько стадий:

Список источников

1. Buckley F. Electoral Management: Institutions and Practices in an Established Democracy: The Case of Ireland / F. Buckley, Th. Reidy. - Oxfordshire : Routledge, 2018. - 212 p.

2. Chommeloux A. Contemporary Voting in Europe: Patterns and Trends / A. Chommeloux, E. Gibson-Morgan. -Berlin : Springer, 2016. - 199 p.

3. Farrell D.M. The Australian Electoral System: Origins, Variations and Consequences / D.M. Farrell, I. McAllister. - Sydney : UNSW Press, 2006. - 215 p.

4. Anzalone C.A. Supreme Court Cases on Political Representation, 1787-2001 / C.A. Anzalone. - England : Routledge, 2016. - 834 p.

5. Arihant E. Magbook Indian Polity & Governance for Civil services prelims/state PCS & other Competitive Exam 2022 / E. Arihant. - Uttar Pradesh : Arihant Publications India limited, 2021. - 230 p.

6. Dundas C.W. Election Administration: Designing Dimensions of Legal Reform / C.W. Dundas. - Bloomington : Author House, 2015. - 426 p.

7. Gillies D. Elections in Dangerous Places: Democracy and the Paradoxes of Peacebuilding / D. Gillies. - Montreal : McGill-Queen's Press - MQUP, 2011. - 305 p.

8. Owasanoye B. NIALS Laws of Nigeria: Electoral Act / B. Owasanoye. - Ibadan : Safari Books Ltd, 2014. - 216 p.

9. Tarr D. Elections A to Z / D. Tarr, B. Benenson. -Washington, D.C. : CQ Press, 2012. - 832 p.

Информация об авторе

1) регистрация избирателей: в обеих странах граждане должны зарегистрироваться для голосования до выборов;

2) агитация: политическим партиям и кандидатам разрешено проводить агитацию.

3) голосование: в день выборов избиратели отдают свои бюллетени на специально отведенных избирательных участках; за процессом следят правительственные чиновники и наблюдатели;

4) подсчет голосов: голоса подсчитывают-ся и сводятся в таблицу, результаты обычно объявляются соответствующей избирательной комиссией или государственным органом;

5) объявление результатов: объявляется победитель, и результаты обычно принимаются как окончательные.

Наконец, следует отметить, что законодательство обеих стран допускает возможность подачи жалоб на любой из этих стадий.

References

1. Buckley F., Reidy Th. Electoral Management: Institutions and Practices in an Established Democracy: The Case of Ireland. Oxfordshire, Routledge Publ., 2018. 212 p.

2. Chommeloux A., Gibson-Morgan E. Contemporary Voting in Europe: Patterns and Trends. Berlin, Springer Publ., 2016. 199 p.

3. Farrell D.M., McAllister I. The Australian Electoral System: Origins, Variations and Consequences. Sydney, UNSW Press Publ., 2006. 215 p.

4. Anzalone CA Supreme Court Cases on Political Representation, 1787-2001. England, Routledge Publ., 2016. 834 p.

5. Arihant E. Magbook Indian Polity & Governance for Civil services prelims/state PCS & other Competitive Exam 2022. Uttar Pradesh, Arihant Publications India limited Publ., 2021. 230 p.

6. Dundas C.W. Election Administration: Designing Dimensions of Legal Reform. Bloomington, Author House Publ., 2015. 426 p.

7. Gillies D. Elections in Dangerous Places: Democracy and the Paradoxes of Peacebuilding. Montreal, McGill-Queen's Press - MQUP Publ., 2011. 305 p.

8. Owasanoye B. NIALS Laws of Nigeria: Electoral Act. Ibadan, Safari Books Ltd Publ., 2014. 216 p.

9. Tarr D., Benenson B. Elections A to Z. Washington, D.C. : CQ Press Publ., 2012. 832 p.

Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил - аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства.

Information about the Author

Al-Bazzar Omar Abd Alnafi Khaliel - Postgraduate Student of the Department of Constitutional Law and Constitutional Proceedings.

Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 09.02.2023; принята к публикации 09.02.2023. The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 09.02.2023; accepted for publication 09.02.2023.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.