Научная статья на тему 'Использование новых технологий как платформа современного информационного обеспечения выборов: Российский и зарубежный опыт'

Использование новых технологий как платформа современного информационного обеспечения выборов: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / INFORMATION SUPPORT OF ELECTIONS / ELECTION AGITATION / ELECTION CAMPAIGN / ELECTIONS / POLITICAL PROMOTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Первушова Анна Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема эффективного информационного обеспечения выборов в российской практике и за рубежом. Проанализированы инструменты, использованные кандидатами в избирательной кампании президентских выборов в России в 2018 г., президентских выборов в США в 2016 г., а также в избирательных кампаниях в других странах. Выявлены наиболее эффективные и интересные механизмы, привлекшие наибольшее внимание избирателей. Разработаны рекомендации, которые возможно использовать в ближайших избирательных кампаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF SMART TECHNOLOGIES AS A PLATFORM FOR MODERN INFORMATION SUPPORT OF ELECTIONS: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

This article discusses the problem of effective information support of elections in Russia and abroad. The tools used by candidates in the election campaign of the presidential election in Russia in 2018, the presidential election in the USA in 2016, as well as the election campaigns in other countries are analyzed. The most effective and interesting mechanisms that attracted the most attention of voters were identified. Recommendations are developed that can be used in the next election campaigns.

Текст научной работы на тему «Использование новых технологий как платформа современного информационного обеспечения выборов: Российский и зарубежный опыт»

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

УДК 342.849.2

Первушова Анна Сергеевна Северный (Арктический) федеральный университет

имени М. В. Ломоносова Высшая школа экономики, управления и права

Россия, Архангельск pervushova. a@edu. narfu. ru Pervushova Anna Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov Higher school of economics, management and law

Russia, Arkhangelsk

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЛАТФОРМА СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Аннотация: в данной статье рассматривается проблема эффективного информационного обеспечения выборов в российской практике и за рубежом. Проанализированы инструменты, использованные кандидатами в избирательной кампании президентских выборов в России в 2018 г., президентских выборов в США в 2016 г., а также в избирательных кампаниях в других странах. Выявлены наиболее эффективные и интересные механизмы, привлекшие наибольшее внимание избирателей. Разработаны рекомендации, которые возможно использовать в ближайших избирательных кампаниях. Ключевые слова: информационное обеспечение выборов, предвыборная агитация, избирательная кампания, выборы, политическая реклама.

USING OF SMART TECHNOLOGIES AS A PLATFORM FOR MODERN INFORMATION SUPPORT OF ELECTIONS: RUSSIAN AND FOREIGN

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

EXPERIENCE

Annotation: this article discusses the problem of effective information support of elections in Russia and abroad. The tools used by candidates in the election campaign of the presidential election in Russia in 2018, the presidential election in the USA in 2016, as well as the election campaigns in other countries are analyzed. The most effective and interesting mechanisms that attracted the most attention of voters were identified. Recommendations are developed that can be used in the next election campaigns.

Key words: information support of elections, election agitation, election campaign, elections, political promotion.

18 марта 2018 г. в России прошли выборы Президента РФ. По данным Центральной Избирательной Комиссии РФ (далее - ЦИК РФ), средняя явка на выборы составила 67,5% [13]. По словам председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой, одним из факторов, способствовавших данной явке, стала «беспрецедентная информационная кампания» в результате которой каждый россиянин был информирован о предстоящих выборах [10].

Следует отметить, что указанный процент явки выше, чем на предыдущих выборах в 2012 г., тем не менее, около трети россиян не использовали своё активное избирательное право. Таким образом, исследование информационного обеспечения российских выборов, в частности - Президента РФ в 2018 г., а также изучение зарубежного опыта, позволит сделать выводы об эффективности тех или иных институтов информационного обеспечения выборов, что, в дальнейшем, может способствовать разработке рекомендаций по проведению более эффективной информационной избирательной кампании как на выборах Президента РФ в 2024 г., так и на выборах в Государственную Думу в 2021 г. Это и определяет актуальность настоящего исследования.

Если говорить об информационном обеспечении выборов в зарубежных

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

странах, то невозможно не упомянуть положение данного института в США.

Следует отметить, что предвыборная агитация в США кардинально отличается от той, которую привыкли видеть россияне.

В Америке привычные нам «билборды» и «растяжки» с изображением кандидатов встречаются довольно редко. Это связано отчасти с тем, что размещение наружной рекламы строго регулируется законодательством, получить разрешение и место под нее крайне сложно. Только наиболее активные сторонники тех или иных кандидатов выставляют небольшие постеры, которые можно получить в любом штабе партии совершенно бесплатно, на своих лужайках. Также в США практически не встречаются люди, раздающих на улицах рекламные листовки или партийные газеты.

Не стоит считать, что таким образом происходит экономия на раздаточном материале. Дело в том, что сотрудники предвыборных штабов предпочитают вручать материалы (в том числе листовки, наклейки, значки) при личной беседе. Именно личный подход и отличает американскую предвыборную кампанию. Представители партий и доверенные лица кандидатов ходят в гости к избирателям, чтобы побеседовать, рассказать о программе. Это основная активность в этот период. Более того, в США нет так называемого «дня тишины», так что подобная работа проводится до самого конца голосования. Так, даже в день выборов представитель кандидата может проводить опрос среди жителей определенного района, спрашивая, проголосовали они или нет, во втором случае убеждая это сделать за кандидата, интересы которого представляет [11].

Если говорить о формах политической рекламы, направленной на массовое восприятие, то самыми популярными являются радио- и телеролики. Следует отметить, что кандидаты, как правило, не стесняются негативно высказываться о своих оппонентах. Так, Дональд Трамп во многих из своих роликах совершенно прямо обвинял Хиллари Клинтон и демократов в коррупции. Использовал такие слоганы, как «С Клинтон всё будет по-

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

прежнему, а Трамп — это изменения». В некоторых агитационных материалах

использовались ее старые аудио- и видеозаписи с двусмысленными заявлениями. Один из роликов просто называется «Скажите "нет" Хилари», в котором Дональд Трамп не присутствует, а основной смысл заключается в негативном образе конкурентки [8].

Не удивительно, что Хилари Клинтон действовала в ответ. Одно из её видео снято от имени мужчины, потерявшего своего сына-солдата в Ираке. Он погиб при взрыве бомбы, при этом спас весь взвод. Ролик заканчивается вопросом скорбящего, уже плачущего отца, адресованным Трампу. «Мой сын был американцем и мусульманином. Нашлось бы для него место в вашей Америке?» [7]. Другая ее реклама, наоборот, крайне позитивная. Про любовь и доброту, со слоганами «Будьте добры друг к другу» и «Давайте поддерживать друг друга».

В США нет ограничений по содержанию политической рекламы и агитации. Единственный критерий, которым руководствуются кандидаты -чтобы это было не слишком пугающе, не отпугнуло избирателей.

Тем не менее, вопрос о финансировании избирательной кампании уже имеет значение. Этот вопрос контролирует некоммерческая организация «Центр за ответственную политику», чаще называемая по наименованию сайта OpenSecrets.org [17]. Работники данной организации производят подсчеты того, из каких источников финансируется кампания каждого кандидата.

Примечательно, что ограничений по тратам на выборах по закону нет. Существуют лишь ограничения по сборам средств в предвыборные фонды. Основное правило заключается в запрете использования денежных средств, полученных из зарубежных стран. Ещё одно ограничение лимитирует сумму пожертвований. Так, каждый житель США может перечислить в поддержку своего кандидата не более 2700 долларов. На практике пожертвования редко превышают 200 долларов, но ограничение, тем не менее, действует [20].

Таким образом, в США каждый из кандидатов так или иначе старается

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

наладить личный контакт с как можно большим количеством избирателей,

самостоятельно или через своих ближайших соратников. Так, например, дочь Дональда Трампа, Иванка Трамп, лично проводила агитацию за отца в отдельных регионах страны [11].

Если говорить о Европе, то во Франции, например, на телевидении запрещена платная политическая реклама, а также действуют строгие законы о частной жизни, что затрудняет личную предвыборную агитацию [18]. Таким образом, французским кандидатам приходится разрабатывать и использовать более современные методы привлечения избирателей, часть которых будет рассмотрена далее в настоящей работе.

Если говорить об использовании современных технологий для политической агитации, то следует отметить, что во время избирательной кампании последних президентских выборов в США в 2016 г. Дональд Трамп активно использовал социальные сеть «Twitter» [1] и «Facebook» [2]. Примечательно, что волна обсуждения в интернете привела к избирательным урнам миллионы избирателей, которые ранее планировали отказаться от своего активного избирательного права [16]. По оценке специалистов, Дональд Трамп умело использовал алгоритмы социальных сетей: делал возмутительные заявления на спорные темы, тем самым обеспечивая себе топовые позиции в выдаче новостных лент социальных сетей. Таким образом, миллиардер мог не подвергать себя общению с журналистами, а обращался напрямую к своим потенциальным избирателям, не обременяя себя ответами на неудобные вопросы репортеров. «Трамп пренебрег телевидением, счел его неэффективным инструментом для донесения своей картины мира до избирателей - и в итоге оказался прав» [3].

Именно через свой аккаунт в «Twitter» Дональд Трамп и продвинул свой лозунг «Сделаем Америку снова великой», который некоторое время даже находился в трендах сайта.

Действующий Президент США, очевидно, не планирует в скором

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

времени прекращать работу с мини-блогом. Он утверждает (опять же через

«Twitter»): «Мое использование социальных сетей не президентское, а современное президентское». Интересно, что в некоторых странах, в том числе в России, существуют ресурсы, посвященные переводу «твиттов» Дональда Трампа [15], что подчеркивает интерес к данному ресурсу не только граждан США, но и аудитории за их пределами.

Следует отметить, что число подписчиков на страницу Дональда Трампа в «Twitter» на конец сентября 2019 г. составляет почти 65 млн человек, в «Facebook» - почти 26 млн человек.

Платформу «Twitter» в своей предвыборной агитации использовали и Хилари Клинтон, и Эммануэль Макрон, и Марин Ле Пен, но никто из них не приобрел такую аудиторию, как Дональд Трамп. Для сравнения: у Хилари Клинтон 25,4 млн читателей, у французского Президента - чуть больше 4 млн, у Марин Ле Пен - около 2 млн. Вероятнее всего, это связано с тем, что указанные кандидаты рассматривали «Twitter» лишь как ещё одну платформу донесения программы, приравнивая её к любому из печатных изданий или иному СМИ, в то время как Дональд Трамп, понимая её особенности, заметно упрощал язык сообщений, их размер, а также содержание.

На выборах Президента в 2018 г. в России некоторые из кандидатов также решили идти в ногу со временем. Используя опыт американских выборов, части из них удалось найти новые пути общения с молодой аудиторией [21].

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в декабре 2017 года 91% молодых людей в возрасте 18-24 года и 69% в возрасте 25-34 года ежедневно посещают социальные сети [14]. Это свидетельствует об актуальности использования сети Интернет в период избирательной кампании.

Следует отметить, что значительное внимание в России привлекло информационное обеспечение посредством видеороликов. Среди них

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

встречаются и по-настоящему «нашумевшие» и «вирусные». Так, например, в

одном необычном агитационном видео главный герой отговаривает жену идти на выборы. В последующем ему снится сон, в котором мужчину ждут неприятные перемены такого решения: призывной возраст в стране подняли до 60 лет, в школе с детей просят за охрану 4 млн рублей, количество посещений туалетной комнаты ограниченно, а в его квартире поселяется молодой человек нетрадиционной сексуальной ориентации [6]. Данный видеоролик суммарно набрал более 1 млн просмотров и вызвал бурную реакцию зрителей. Политтехнолог Аббас Галямов так высказался по этому поводу: «Он [указанный видеоролик] поспособствует росту не то чтобы интереса к выборам, но такого добродушного, положительного настроя по отношению к ним. Все то, что в ролике показано, понятно людям» [12].

Ярким примером использования нового средства предвыборной агитации самим кандидатом является существование канала Ксении Собчак на сайте «YouTube» [5].

На конец сентября 2019 г. число подписчиков канала Ксении Собчак составляет почти 800 тысяч человек. А знаменитый первый видеоролик на канале, выложенный 18 октября 2017 г. в котором Ксения Анатольевна сообщает о своем намерении баллотироваться в кандидаты на пост Президента РФ, давно преодолел отметку в 1,4 млн просмотров. Сенсационность данного видео была столь велика, что на него были сняты пародии, в том числе знаменитым телеведущим Иваном Ургантом [4]. К 18 марта, по данным ВЦИОМ, о Ксении Собчак как о кандидате в Президенты РФ слышали 95% респондентов [9].

Следует отметить, что некоторые кандидаты, вероятно, не по своей воле, приобрели популярность в Интернет-пространстве в качестве так называемых «мемов», что является ярчайшим элементом массовой культуры. Как правило, под «мемом» понимают ироничное изображение [22]. Наиболее часто на изображениях встречались Владимир Путин, Павел Грудинин, Ксения Собчак,

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Владимир Жириновский.

Таким образом, опыт информирования избирателей в период избирательной кампании выборов Президента РФ в 2018 г. показал, что в нашей стране довольно востребованными и эффективными формами предвыборной агитации являются «вирусные» видеоролики, а также использование современных платформ для распространения информации, в том числе социальных сетей и каналов сайта «YouTube».

Анализ зарубежного и российского опыта информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации, в частности, позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития политической мысли, наиболее популярными являются средства, предполагающие использование сети Интернет, в том числе социальных сетей самими кандидатами путем ведения личного блога.

Можно говорить о том, что для населения, не интересующегося политикой намеренно, наиболее интересной и привлекательной формой предвыборной агитации являются короткие видеоролики с юмористическим характером, либо небольшие текстовые сообщения.

В конце хотелось бы отметить, что отсутствие полноценной правовой базы регулирования Интернета на международном уровне и на уровне отдельных государств повышает угрозу применения противоправных технологий в ходе агитации в глобальной сети. Часть исследователей всерьез опасаются, что отсутствие единой нормативной базы, существование «заплаточного» регулирования, ведет к увеличению правонарушений в сфере предвыборной агитации в сети Интернет и невозможности своевременного и справедливого возложения ответственности [24].

Совершенствование законодательства же в области регулирования информационного обеспечения в сети Интернет должно быть произведено, в первую очередь, с учётом необходимости сохранения баланса между двумя конституционными правами - правом на свободные выборы и правом на свободу слова и информации. Это отмечают и исследователи данного пробела

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

законодательства [19]. Так, например, вызывает интерес исследование Хвалёва С.А. [23], который предлагает закрепить требования к интернет-сайтам, на которых будет разрешено размещение предвыборной агитации. Альтернативное решение в виде введения реестра таковых ресурсов, также обозначенное автором, на наш взгляд, будет неоправданно ограничивать обозначенные выше конституционные права. Таким образом, действительно, поиск указанного баланса кажется важной задачей законодателя при разработке нормативной базы.

Приведенные выше опасения не означают, что в настоящее время использование современных технологий, и Интернета, в частности, в период избирательной кампании должно быть прекращено. Напротив, в эпоху глобализации, использование новшеств кажется реально рабочим способом кандидату не только высказать свое мнение в доступной для избирателей форме, но и привлечь на свою сторону молодых людей, для которых данная форма взаимодействия кажется наиболее понятной и приемлемой. Общение «на одном языке» глобального пространства способно если не стереть, то хотя бы размыть межвозрастные границы. К тому же, у указанной аудитории возникает ощущение, что кандидат, способный использовать те же средства, что и они, способен понимать и выявлять те же проблемы в стране, а, значит, своевременно их решать.

1. Аккаунт Дональда Трампа // Facebook [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ru.facebook.com/DonaldTrump/ (дата обращения: 20.09.2019).

2. Аккаунт Дональда Трампа // Twitter [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump (дата обращения: 20.09.2019).

3. Интернет победил телевизор // Газета.ш [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2016/11/09/10318019/internetvstv.shtml#page2 (дата обращения: 20.09.2019).

Список литературы:

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

4. Канал «Вечерний Ургант» // YouTube [Электронный ресурс]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=kskjmn59omw (дата обращения: 20.09.2019).

5. Канал «Ксения Собчак» // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCvQXaJTjA3jRucTKN4CGiwg (дата обращения: 20.09.2019).

6. Канал «Эд мафия» // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kobfaZ_kMl8 (дата обращения: 20.09.2019).

7. Канал «Hillary Clinton» // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WCqFCCgU1xk (дата обращения: 20.09.2019).

8. Канал «Team Trump» // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AueyRkcL47k (дата обращения: 20.09.2019).

9. Мнение о Ксении Собчак // СарБК [Электронный ресурс]. URL: https://news.sarbc.ru/main/2017/10/19/207019.html (дата обращения: 20.09.2019).

10. Новости ЦИК РФ // ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://old.cikrf.ru/news/cec/2018/03/19/03.html (дата обращения: 20.09.2019).

11. Особенности политической рекламы в США // Интернет-газета «ZNAK» [Электронный ресурс]. URL: https: //www.znak.com/20161107/vybory_v_ssha_kak_kandidaty_agitiruyut_za_seby a_i_chem_eto_otlichaetsya_ot_rossii (дата обращения: 20.09.2019).

12. Предвыборная агитация в России // BFM.RU [Электронный ресурс]. URL: https://www.bfm.ru/news/377780 (дата обращения: 20.09.2019).

13. Результаты выборов Президента РФ // ЦИК РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2018/itogi-golosovaniya/ (дата обращения: 20.09.2019).

14. Социальные сети как инструмент агитации // Наше мнение [Электронный ресурс]. URL: http://nmnby.eu/news/analytics/6567.html (дата обращения: 20.09.2019).

15. Твиттер Дональда Трампа // Вконтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/trumptwitter (дата обращения: 20.09.2019).

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

16. Эффект Трампа // Газета.ги [Электронный ресурс]. URL:

https://www.gazeta.m/politics/2016/11/27_a_10380281.shtml#page1 (дата

обращения: 20.09.2019).

17. Center for Responsive Politics // Center for Responsive Politics [Электронный ресурс]. URL: https://www.opensecrets.org/ (дата обращения: 20.09.2019).

18. Гайсина Э.И. Практика политического рекламирования в России и Франции (на примере президентских избирательных кампаний 2007-2008 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №12 -2 (36). С.54-59.

19. Каряпкина Ю.Д. Практика использования сети интернет в предвыборной агитации // Сибирский экономический вестник. 2017. С.111-119.

20. Николаев Б.В. Система источников избирательного права в США // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №4 (48). С.59-70.

21. Махора Е.В. Предвыборные кампании кандидатов в президенты российской федерации (2017-2018 гг.) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. №3. С.110-118.

22. Танцура М.С., Гриценко Р.А., Прокопчук Д.Д. Сравнительный анализ использования интернет-технологий для политической агитации в России в избирательных циклах 2011 и 2016 гг // Общество: политика, экономика, право. 2018. №1. С.9-14.

23. Хвалёв С.А. Предвыборная агитация в информационно -телекоммуникационной сети интернет // Вестник института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2012. С.23-27.

24. Шапова А.А., Куликова С.А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети интернет // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. 2016. №4. Том №16. С.472-480.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.