Научная статья на тему 'СУДЕБНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ КАНДИДАТА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О КАНДИДАТЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СИРИЯ, ЕГИПЕТ И ИРАК)'

СУДЕБНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ КАНДИДАТА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О КАНДИДАТЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СИРИЯ, ЕГИПЕТ И ИРАК) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
судебные гарантии / выборы / кандидатура / урегулирование споров / избирательный процесс / Сирия / Египет / Ирак. / Judicial guarantees / elections / candidacy / dispute settlement / electoral process / Syria / Egypt / Iraq.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил

Статья представляет собой сравнительное исследование системы судебных гарантий для кандидатов и процедур разрешения споров, связанных с кандидатурой, в Сирии, Египте и Ираке. Она раскрывает различия в законодательстве и практике этих стран в контексте поддержки избирательного процесса и обеспечения прав кандидатов. В этой статье был использован сравнительный метод анализа соответствующих юридических текстов. Результаты исследования показали наличие разницы в правовых механизмах, применяемых при предоставлении судебных гарантий кандидатам и разрешении споров, связанных с их выдвижением. Это исследование имеет важное значение для понимания демократического участия и юридической защиты кандидатов на ближнем востоке и предоставляет ценные познания для разработки рекомендаций по улучшению избирательных систем в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аль-Баззар Омар Абд Альнафи Халиил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL GUARANTEES FOR THE CANDIDATE AND THE SETTLEMENT OF DISPUTES ABOUT THE CANDIDACY: A COMPARATIVE LEGAL STUDY (SYRYA, EGYPT AND IRAQ)

This article is a comparative study of the system of judicial guarantees for candidates and procedures for resolving disputes related to candidacy in Syria, Egypt and Iraq. It reveals the differences in the legislation and practice of these countries in the context of supporting the electoral process and ensuring the rights of candidates. In this article, a comparative method of analyzing the relevant legal texts was used. The results of the study showed that there is a difference in the legal mechanisms used in providing judicial guarantees to candidates and resolving disputes related to their nomination. This study is important for understanding democratic participation and legal protection of candidates in the Middle East and provides valuable insights for developing recommendations for improving electoral systems in this region.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ КАНДИДАТА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О КАНДИДАТЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СИРИЯ, ЕГИПЕТ И ИРАК)»

АЛЬ-БАЗЗАР Омар Абд Альнафи Халиил,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства, Российский университет дружбы народов, e-mail: omernafea2@gmail.com

СУДЕБНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ КАНДИДАТА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О КАНДИДАТЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СИРИЯ, ЕГИПЕТ И ИРАК)

Аннотация. Статья представляет собой сравнительное исследование системы судебных гарантий для кандидатов и процедур разрешения споров, связанных с кандидатурой, в Сирии, Египте и Ираке. Она раскрывает различия в законодательстве и практике этих стран в контексте поддержки избирательного процесса и обеспечения прав кандидатов. В этой статье был использован сравнительный метод анализа соответствующих юридических текстов. Результаты исследования показали наличие разницы в правовых механизмах, применяемых при предоставлении судебных гарантий кандидатам и разрешении споров, связанных с их выдвижением. Это исследование имеет важное значение для понимания демократического участия и юридической защиты кандидатов на ближнем востоке и предоставляет ценные познания для разработки рекомендаций по улучшению избирательных систем в этом регионе.

Ключевые слова: судебные гарантии, выборы, кандидатура, урегулирование споров, избирательный процесс, Сирия, Египет, Ирак.

Al-BAZZAR Omar Abd Al nafi Khalil,

postgraduate student of the Department of Constitutional Law and Constitutional Proceedings, Peoples' Friendship University of Russia

JUDICIAL GUARANTEES FOR THE CANDIDATE AND THE SETTLEMENT OF DISPUTES ABOUT THE CANDIDACY: A COMPARATIVE LEGAL STUDY (SYRYA, EGYPT AND IRAQ)

Annotation. This article is a comparative study of the system of judicial guarantees for candidates and procedures for resolving disputes related to candidacy in Syria, Egypt and Iraq. It reveals the differences in the legislation and practice of these countries in the context of supporting the electoral process and ensuring the rights of candidates. In this article, a comparative method of analyzing the relevant legal texts was used. The results of the study showed that there is a difference in the legal mechanisms used in providing judicial guarantees to candidates and resolving disputes related to their nomination. This study is important for understanding democratic participation and legal protection of candidates in the Middle East and provides valuable insights for developing recommendations for improving electoral systems in this region.

Key words: Judicial guarantees, elections, candidacy, dispute settlement, electoral process, Syria, Egypt, Iraq.

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-294-300 NIION: 2018-0076-10/23-802 MOSURED: 77/27-023-2023-10-802

Введение

Современные пол итические системы, стремясь обеспечить легитимность и стабильность своих правительств, уделяют особое внимание процессам выборов и назначения кандидатов на ключевые государственные должности. Судебные гарантии и механизмы урегулирования споров о кандидатуре играют важную роль в обеспечении

справедливости и прозрачности данного процесса. Эти аспекты оказываются критически важными в странах с переходными политическими системами, такими как Сирия, Египет и Ирак, где политические изменения и конфликты ставят под вопрос эффективность и надежность избирательных процедур.

Механизмы, применяемые судебными системами этих стран для обеспечения судебных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

гарантий, гарантирующих равные возможности для кандидатов, различаются. Также различаются судебные механизмы, используемые для урегулирования споров между кандидатами, что влияет на прозрачность всего избирательного процесса. В данной статье мы проведем сравнительное исследование гарантий судебной кандидатов и урегулирования споров о кандидатуре в Сирии, Египте и Ираке, Это поможет лучше понять, как судебная система в этих странах взаимодействует с избирательным процессом.

Судебные гарантии кандидата

Современные демократические системы используют выборы как средство выбора представителей. Участие в политике не ограничивается только выбором представителей в законодательные органы; оно распространяется на право каждого гражданина занимать должности и обязанности в управлении общими делами страны и представлять интересы народа. Поэтому демократия признает право на участие в выборах, которое считается одним из важнейших политических прав, доступных каждому гражданину при соблюдении необходимых условий.

Процесс кандидатуры является одной из важнейших стадий, сопровождающих выборы, и служит предварительной стадией перед выборами. Кандидатура - это юридический акт, в рамках которого гражданин явно, обобщенно и официально выражает свое намерение участвовать в выборах на должность, которую он желает занимать посредством избирательного процесса [10].

Кандидатура представляет собой юридический шаг, в результате которого гражданин получает статус кандидата и права, позволяющие участвовать в выборах и соревноваться за голоса избирателей.

В Конституции Египта 2019 г. подчеркивается, что политическая система страны базируется на политическом и партийном плюрализме, а также на мирной передаче власти. Она также подчеркивает, что участие граждан в общественной жизни считается национальным обязательством, и каждому гражданину предоставлены права на участие в выборах, выставлять свою кандидатуру на выборах и выражение собственной позиции в референдумах. Правила осуществления этих прав регулируются законом, и государство обязано автоматически включать имя каждого гражданина в реестр избирателей, при условии соблюдения им соответствующих критериев, без необходимости запроса со стороны граждан. Государство также обязуется периодически обновлять этот реестр согласно установленному законодательством порядку.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Конституция гарантирует честность, беспристрастность и целостность процедур проведения референдумов и выборов, а также запрещает использование государственных ресурсов, правительственных структур, общественных объектов, религиозных мест, корпоративных учреждений, ассоциаций и негосударственных организаций в политических целях или для избирательной пропаганды [9]. Она подчеркивает, что право выставлять свою кандидатуру на выборах неотъемлемо от права избирателей голосовать и выбирать тех, кому они доверяют, поскольку эти два права взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому запрет на наложение ограничений на эти права допускается лишь в случаях, связанных с обеспечением целостности и надежности избирательного процесса. Исходя из этого, необходимо установить общие принципы контроля над ним таким образом, чтобы гарантировать его нейтралитет и обеспечивать равные возможности для всех конкурентов [7].

В Сирии, согласно ст. 8 Конституции 2012 г., политическая система страны базируется на принципе политического плюрализма, а власть осуществляется демократическим путем через выборы. Согласно ст. 49 Конституции Сирии, проведение выборов и референдумов считается правом и обязанностью граждан, и эти процессы регулируются законом. Ст. 75 этого Закона утверждает, что члены народного собрания выбираются всеобщим, тайным, непосредственным и равным голосованием, соблюдая нормы Закона о выборах.

Согласно ст. 85 Конституции, устанавливаются условия для выдвижения кандидатов на должность Президента Республики, а процесс рассмотрения и принятия решений по заявкам на выдвижение проводится высшим конституционным судом. Ст. 86 Конституции подчеркивает, что выборы Президента Республики осуществляются напрямую гражданами.

Сирийский Закон о всеобщих выборах № 5 от 2014 г. в своей первой статье предоставляет комитету по назначению судей полномочия по принятию решений по заявкам на выдвижение кандидатов в члены Народного собрания и советы местной администрации.

В соответствии с Конституцией Ирака 2005 г., статья 6 устанавливает обязанность передачи власти мирным путем, используя демократические механизмы, предусмотренные данной Конституцией. Согласно статье 49 Конституции, условия, касающиеся кандидатов и избирателей, регулируются законом, а все аспекты, связанные с проведением выборов, также подчиняются законодательству.

Ст. 68 Конституции Ирака содержит условия, необходимые для участия в выборах на пост Президента Республики. Согласно ст. 69, условия кан-дидатства на пост Президента Республики также подпадают под регулирование законом. В этом контексте был принят Закон № 8 от 2012 г.

Стоит отметить что, законе Ирака о выборах в парлементе, провинциальные и окружные советы (Закон № 12 от 2018 г.), а также в соответствующих поправках, в частности, в статье 8, уделяется внимание роли независимой высшей избирательной комиссии в процессе утверждения кандидатур для участия в выборах. Решения, принимаемые независимой высшей избирательной комиссии, подлежат правовой апелляции перед судебной комиссией по выборам.

Судебные гарантии права баллотироваться на выборах

Процедуры выдвижения кандидатур регулируются рядом правовых документов и соответствующих исполнительных постановлений, которые устанавливают сроки подачи кандидатур и порядок отзыва номинаций, а также предусматривают механизмы разрешения возникающих споров в данном контексте [8]. Таким образом, судья играет значительную роль в обеспечении судебных гарантий, связанных с процессом выдвижения кандидатур, их законностью и разрешением связанных с этим споров.

В Египте, согласно ст. 210 Конституции 2014 г. с поправками, внесенными в 2019 г., проведение голосования и подсчет голосов на выборах и референдумах, которые проводятся в течение десяти лет после вступления в силу данной Конституции, должны осуществляться под надзором судебных органов. В соответствии с законодательством, Высший административный суд обладает юрисдикцией по рассмотрению апелляций по решениям Управления, касающимся референдумов, выборов президента и парламента, а также по их результатам. Апелляции, связанные с местными выборами, подаются в Административный судебный суд. Законодательство также устанавливает сроки для подачи апелляций при условии вынесения судебного решения. Окончательное решение должно быть вынесено в течение десяти дней с момента подачи апелляционной жалобы.

Ст. 3 Закона о Национальном избирательном органе Египта № 198 от 2017 г. устанавливает, что орган обладает правом устанавливать процедуры и сроки для представления кандидатур, а также определять необходимые документы для подачи заявлений о кандидатуре. Он также имеет право принимать и рассматривать заявления о кандидатуре, анализировать их и проверять, соответствуют ли они установленным требованиям,

после чего оглашаются имена кандидатов. Закон об управлении избирательными процессами также предусматривает, что любая заинтересованная сторона вправе обжаловать решения Управления в течение 48 часов с момента их объявления. Высший административный суд имеет компетенцию выносить решения по апелляциям, касающимся решений Управления, относящихся к проведению референдумов, выборов президента и парламента, а суд административного юстициа-рия обладает правом принимать решения по апелляциям, связанным с решениями, принятыми органами, ответственными за местные выборы и их результаты. Апелляции подаются в компетентный суд в соответствии с процедурами, определенными в законе о госсовете [2].

Что касается Сирии, ст. 1 Закона о всеобщих выборах № 5 от 2014 г. определяет кандидата как гражданина, выразившего желание выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Республики, членство в Народном собрании или в местных административных советах, соблюдая при этом установленные законом условия. В соответствии со ст. 12 данного закона, избирательные подкомиссии имеют обязанность непосредственного контроля за работой комитетов, связанных с выдвижением кандидатур на выборах в парламент и местные административные советы, а также принимают заявления о снятии кандидатов с выборов в парламент и местные административные советы. Комитет по выдвижению кандидатур на выборах в Народное собрание и местные административные советы анализирует легальность представленных заявлений о выдвижении и принимает решение по ним в течение не более чем пяти дней с момента регистрации заявления. Заявление считается принятым, если этот срок истекает без принятия по ней решения. Кроме того, проводится проверка сектор, к которой принадлежит кандидат, и объявление имен лиц, чьи кандидатуры были приняты, в алфавитном порядке для каждого сектора, находящегося в отдельном избирательном штабе [1].

Заявитель на номинацию имеет право подать апелляцию на решение номинационной комиссии перед подкомиссией в течение не более чем трех дней, начиная с дня, следующего за днем объявления списка принятых лиц, или с окончания указанного срока для рассмотрения запросов о выдвижении. Подкомиссия обязана принять решение по апелляции в течение не более чем трех дней с момента ее подачи, после чего решение считается окончательным [1]. Что касается выдвижения кандидатуры на президентских выборах Сирийской Арабской Республики, то Высший судебный комитет, подкомитеты и комитеты избирательных центров выполняют свои

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

функции под надзором высшего конституционного суда [1].

Высший конституционный суд осуществляет контроль за проведением выборов президента республики и регулирует процедуры таким образом, чтобы заявление о выдвижении кандидатом подавалось в суд самим кандидатом или его законным представителем и фиксировалось в специальном реестре в порядке очередности его поступления, срок подачи заявления истекает в течение десяти дней после объявления даты выборов Президента Сирийской Арабской Республики [1]. Высший конституционный суд осуществляет проверку законности этих заявлений и принимает соответствующее решение не позднее пяти дней после истечения срока подачи заявлений. Затем Высший конституционный суд объявляет имена кандидатов, которых он принял [1]. Окончательный список кандидатов составляется Высшим конституционным судом и опубликовывается в официальном вестнике не менее чем за пятнадцать дней до дня голосования [1]. Любой, чья кандидатура была отклонена высшим конституционным судом, имеет право подать апелляцию на это решение в течение трех дней после отклонения его кандидатуры, и высший конституционный суд принимает решение по данной апелляции в течение трех дней после ее подачи, что является окончательным решением [1].

В Конституции Ирака 2005 г. содержится положение, изложенное в ст. 20, которое утверждает, что граждане, независимо от пола (как мужчины, так и женщины), обладают правом участвовать в государственных делах. Это включает в себя политические права, такие как право участвовать в выборах, избирать и сами баллотироваться на должности. Кроме того, ст. 49 указанной конституции устанавливает, что условия, регулирующие критерии кандидата и избирателя, подлежат регулированию законом. Весь процесс, связанный с проведением выборов, также подвергается законодательному регулированию.

Закон Ирака о выборах № 12 от 2018 г. и внесенные в него поправки, в частности, ст. 1, определяют кандидата на должность в парламенте, провинциальных и районных советах как лицо, которое официально принято его выдвижения для участия в выборах.

В соответствии со ст. 8 данного закона, независимая высшая комиссия для выборов обязана направить списки кандидатов в министерство высшего образования и научных исследований, министерство внутренних дел и высшую национальную комиссию по подотчетности и правосудию, с каждым из указанных органов в соответствии с их компетенцией. Затем указанные органы обязаны рассмотреть предложенные кандида-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

туры в течение пятнадцати дней с момента получения их от независимой высшей комиссии для выборов и принять решение о допуске кандидатов к участию в выборах при условии одобрения их кандидатур комиссией.

Что касается кандидатуры на пост президента республики Ирак, то это вопрос регулируется Конституцией Ирака, принятой в 2005 г., во второй главе, посвященной исполнительной власти. Согласно ст. 69 этой Конституции, процедура выдвижения кандидатов на пост Президента Республики подлежит законодательному регулированию. В соответствии с этим положением был принят Закон № 8 от 2012 г., в котором ст. 2 определяет порядок и сроки выдвижения кандидатов на должность Президента Республики.

Согласно этому закону, объявление о выдвижении кандидатов на пост Президента Республики должно быть сделано в течение 3 дней с момента избрания спикера Палаты представителей и двух его заместителей на новой законодательной сессии. После этого лица, желающие выдвинуть свои кандидатуры и соответствующие условиям, установленным законом, должны подать соответствующие заявления. Эти заявления, сопровождаемые официальными документами, подтверждающими их соответствие установленным условиям, должны быть направлены в Президиум Парламента в течение 3 дней с момента начала приема заявок [5].

Президиум Парламента обязан объявить имена кандидатов, соответствующих законным условиям [5].

Любое лицо, имя которого не упоминается в объявлении, имеет право подать возражение в федеральный высший суд с письменным запросом, освобожденным от судебных издержек, в течение периода, не превышающего 3 дней с момента объявления. Суд должен рассмотреть представленное возражение в течение 3 дней с момента его регистрации. Решение суда является окончательным и обязательным. федеральный высший суд информирует Президиум парламента о своем решении по представленному возражению в течение 3 дней после его вынесения. президиум парламента также объявляет имена кандидатов, кандидатуры которых федеральный высший суд утвердил в результате возражений [5].

Иракский законодатель также установил условия для участия в президентских выборах, а также в выборах в провинциальные и окружные советы.

Урегулирование споров о кандидатуре

Урегулирование споров о кандидатуре - это процесс разрешения конфликтов и противоречий,

связанных с кандидатами, выдвигаемыми на выборах. Этот процесс направлен на обеспечение справедливости и соблюдение законности в избирательных процедурах и гарантирование права граждан выбирать и быть избранными [11].

В Сирии Номинационный комитет, ответственный за выборы в парламент и советы местной администрации, осуществляет анализ законности представленных заявлений о кандидатуре и принимает решения по ним в течение пяти дней с момента регистрации заявления. Кроме того, комитет также проводит проверку сектора, к которому принадлежит каждый кандидат, и анонсирует имена кандидатов, чьи кандидатуры были одобрены, в алфавитном порядке по каждому сектору отдельно в его штабе [1].

Заявитель номинации имеет право обжаловать решение номинационной комиссии перед подкомиссией в течение трех дней, начиная со дня, следующего за днем объявления фамилий принятых, или со дня завершения установленного срока для рассмотрения запросов о выдвижении. Подкомитет принимает решение по обжалованию в течение трех дней с момента его подачи и это решение считается окончательным решением [1].

Каждый избиратель также имеет право обжаловать обоснованность выдвижения третьей стороны в Подкомитете в течение трех дней, начиная со дня, следующего за днем объявления фамилий кандидатов. Подкомитет рассматривает апелляцию и принимает решение по ней в течение максимум трех дней с момента ее подачи, что затем считается окончательным решением [1].

В соответствии с конституцией, Высший конституционный суд обязуется провести проверку законности заявок, поданных на выдвижение на должность Президента Республики, и принять по ним решение в течение пяти дней после окончания срока подачи таких заявок. После этого Высший конституционный суд объявляет имена кандидатов, которых он считает допустимыми для участия в выборах [1].

Кандидат, чья заявка была отклонена Высшим конституционным судом, имеет право на подачу жалобы на это решение в течение трех дней с момента отклонения его заявки. Высший конституционный суд обязан принять окончательное решение по данной апелляцию в течение трех дней после ее подачи и это решение считается окончательным решением [1].

Рассмотрение заявок на участие в выборах в парламенте, определение статуса кандидата на основе представленных им документов и подготовка списков кандидатов осуществляются одним или несколькими комитетами в каждой провинции. Эти комитеты возглавляются судьей, обладающим статусом президента суда первой инстанции

класса А, и включают двух судей судов первой инстанции, выбранных Высшим судебным советом. технический секретариат комитета назначается представителем, назначенным министром внутренних дел. Решение о формировании этих комиссий, их секретариатов и организации их деятельности принимается высшей комиссией для выборов [3].

На следующий день после завершения процедуры выдвижения кандидатов в соответствии с установленными высшей комиссией для выборов правилами и местом, проводится представление двух списков: первый список содержит перечень индивидуальных кандидатов, второй список - список избирательных объединений (списков) кандидатов. В этих списках указаны имена кандидатов и их квалификация. Помимо этого, в первом списке отражается наименование избирательного списка, которому принадлежит каждый кандидат. Оба эти списка остаются доступными для ознакомления в течение последующих трех дней. В то же самое время высшая для выборов комиссия публикует имена каждого кандидата в его соответствующем избирательном округе в двух широко распространенных ежедневных газетах.

Любое лицо, подающее заявку на выдвижение своей кандидатуры и не включенное в специально подготовленный список, имеет право апеллировать решение комитета об исключении его из перечня. Каждый кандидат также обладает правом апеллировать решение комитета о включении имени другого кандидата в список, а также имеет возможность доказать недостоверность своей квалификации или квалификации других кандидатов, включенных в данный список.

Партия, которая представила данный список кандидатов или принимала участие в его формировании, также имеет право обратиться с апелляцией [3]. Апелляция по решениям комитета подается в Административный суд в течение трех дней с момента представления списков и имен кандидатов. Суд обязан принять решение по данной апелляции в течение не более трех дней [3].

Ст. 3 Закона о Национальном избирательном органе и Закон № 198 от 2017 г. устанавливают компетенцию органа в следующих вопросах: открытие дверей для выдвижения кандидатур, установление соответствующих сроков, определение процедур и необходимых документов, представляемых при подаче кандидатских заявлений, прием таких заявлений, их анализ, проверку на соответствие установленным требованиям, рассмотрение и объявление имен кандидатов.

Национальный избирательный орган также обязан принимать решения относительно апелляции в установленные сроки, в пределах не более чем двадцати четырех часов с момента их подачи,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

обеспечивая соблюдение принципов справедливости и законности, а также соблюдение требований честности и непристрастности как в процессе голосования, так и при подсчете голосов [6].

В Ираке Совет Комиссаров имеет полномочия утверждать реестры кандидатов на выборы (ст. 10 Закона о Независимой высшей комиссии для выборов № 31 от 2019 г.). Решения Совета Комиссаров могут быть оспорены только перед судебным органом для выборов по вопросам, связанным исключительно с избирательным процессом, и решения этого органа являются окончательными [4]. Политическая партия или кандидат имеют право подать апелляцию на решение Совета Комиссаров в течение трех дней, начиная со следующего дня после его публикации. Апелляция должна быть подана в Национальный офис или в любой избирательный офис комиссии или непосредственно в судебный орган. Совет Комиссаров отвечает на запросы и запросы судебного органа для выборов относительно апелляции в течение не более семи рабочих дней с момента их поступления к ним. Судебный орган по выборам рассматривает апелляцию в течение не более десяти рабочих дней с момента получения ответа от магистратов [4], и решения судебного органа для выбора являются окончательными [4].

Заключение

В данном исследования были рассмотрены вопросы судебных гарантий кандидата в Сирии, Египте и Ираке, а также механизмы урегулирование споров о кандидатуре в этих странах. В ходе исследования были достигнуты следующие результаты:

1. В законах, регулирующих судебные гарантии кандидатам в трех странах, подчеркивалось, что политическая система в них основана на принципе политического плюрализма, но египетский закон был более подробным по сравнению с законами Сирии и Ирака, поскольку в нем подчеркивался пересмотр и обновление Тот, кто не имеет права на это, является обязанностью, гарантированной государством, и это положительно отражается на честности и достоверности выборов. Соответственно, мы рекомендуем добавить эту часть в избирательное законодательство как в Сирии, так и в Ираке.

2. Законодательство Египта определяет единственный орган, который является верхним административным органом, принимающим решения по апелляциям и вопросам, связанным с выборами, будь то президентские или парламентские. В Сирии и Ираке существует множество органов, занимающихся вопросами, связанными с проведением выборов. В Сирии закон определяет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

избирательные подкомитеты для рассмотрения вопросов, связанных с выборами в парламент и советы местного управления, а также определяет высший конституционный суд для разрешения вопросов, связанных с президентскими выборами. Что касается Ирака, закон определяет независимой высшей избирательной комиссии как орган для рассмотрения вопросы, связанные с выборами в парламент, провинциальные и окружные советы, в то время как президиум парламента и Федеральный верховный суд занимаются вопросами, связанными с президентскими выборами. По нашему мнению, было бы лучше иметь один орган для рассмотрения всех вопросов, связанных с выборами, поскольку это сокращает время, необходимое для принятия решений.

Список литературы:

[1] Закон № 5 «Общего закона о выборах 2014 г.» [Электронный ресурс] // Сирийский парламент. - URL: http://www.parliament.gov.sy/arabic/ eindex.php?node=5516&cat=327&nid=327&print=1 (дата обращения: 02.10.2023).

[2] Закон № 198 от 2017 г. «О Национальной избирательной комиссии» [Электронный ресурс] // Обсерватория. - URL: https://marsd.daamdth. org/2018/02/15//-^A^l-ul4^7102-^-891 - jjjü j^J (дата обращения: 02.10.2023).

[3] Закон «О парламенте» [Электронный ресурс] // Юридические публикации. - URL: https:// manshurat.org/node/1635 (дата обращения: 01.10.2023).

[4] Из Закона «О Независимой высшей избирательной комиссии» № 31 от 2019 г. [Электронный ресурс] // Иракские факты. - URL: https://moj. gov.iq/upload/pdf/4569.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

[5] О Законе «О порядке выдвижения кандидатур на должность Президента Республики» [Электронный ресурс] // Сеть восточных законов. - URL: http://site.eastlaws.com/GeneralSearch/ Home/ArticlesTDetails?MasterID=1675314 (дата обращения: 02.10.2023).

[6] Решение Президента Арабской Республики Египет Законом № 45 от 2014 г. «О провозглашении закона, регулирующего осуществление политических прав» [Электронный ресурс] // Кадая. - URL: https://qadaya.net/?p=8755 (дата обращения: 01.10.2023).

[7] Абдель-Мауджуд З.А.М. Условия и гарантии для кандидатов в члены парламента, «Сравнительное исследование согласно последним поправкам». - Каир: Главное книжное управление Египта, 2017. - 274 с.

[8] Беннини А. Процедуры, открывающие путь к избирательному процессу в Алжире: дис-

сертация на степень доктора права. Юридический факультет. Университет Батны, 2006. - 209 с.

[9] Принципы прав человека в Конституции Египта [Электронный ресурс] // Исследования в области прав человека. - URL: https://hrightsstu dies.

^j-^-Jl-jj-^Jl (дата обращения: 02.10.2023).

[10] Хегази М.А. А. Избирательная система и ее влияние на формирование партий: дис. ... канд юрид. н. - Каир: Эйн-Шамс, 1997. - 626 с.

[11] Erman I. Rahim, I. G. Ayu Ketut Rahmi, Agus Riewanto The Settlement Of Candidacy Disputes In The Election Of Governors, Regents, And Mayor To Realize The Electoral Justice System // International Journal of Scientific & Technology Research. 2019. № 8. - P. 3048-3052.

Spisok literatury:

[1] Zakon № 5 «Obshchego zakona o vyborah 2014 g.» [Elektronnyj resurs] // Sirijskij parlament. -URL: http://www.parliament.gov.sy/arabic/eindex. php?node=5516&cat=327&nid=327&print=1 (data obrashcheniya: 02.10.2023).

[2] Zakon № 198 ot 2017 g. «O Nacional'noj izbiratel'noj komissii» [Elektronnyj resurs] // Observa-toriya. - URL: https://marsd.daamdth.org/2018/02/15//

(data obrashcheniya: 02.10.2023).

[3] Zakon «O parlamente» [Elektronnyj resurs] // Yuridicheskie publikacii. - URL: https://manshurat. org/node/1635 (data obrashcheniya: 01.10.2023).

[4] Iz Zakona «O Nezavisimoj vysshej izbiratel'noj komissii» № 31 ot 2019 g. [Elektronnyj resurs] // Irakskie fakty. - URL: https://moj.gov.iq/upload/ pdf/4569.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2023).

[5] O Zakone «O poryadke vydvizheniya kandidatur na dolzhnost' Prezidenta Respubliki» [Elektronnyj resurs] // Set' vostochnyh zakonov. - URL: http:// site.eastlaws.com/GeneralSearch/Home/ArticlesT-Details?MasterID=1675314 (data obrashcheniya: 02.10.2023).

[6] Reshenie Prezidenta Arabskoj Respubliki Egipet Zakonom № 45 ot 2014 g. «O provozglashenii zakona, reguliruyushchego osushchestvlenie polit-icheskih prav» [Elektronnyj resurs] // Kadaya. - URL: https://qadaya.net/?p=8755 (data obrashcheniya: 01.10.2023).

[7] Abdel'-Maudzhud Z.A.M. Usloviya i garantii dlya kandidatov v chleny parlamenta, «Sravnitel'noe issledovanie soglasno poslednim popravkam». -Kair: Glavnoe knizhnoe upravlenie Egipta, 2017. -274 s.

[8] Bennini A. Procedury, otkryvayushchie put' k izbiratel'nomu processu v Alzhire: dissertaciya na stepen' doktora prava. Yuridicheskij fakul'tet. Univer-sitet Batny, 2006. - 209 s.

[9] Principy prav cheloveka v Konstitucii Egipta [Elektronnyj resurs] // Issledovaniya v oblasti prav cheloveka. - URL: https://hrightsstudies.sis.gov.eg/

(data obrashcheniya: 02.10.2023).

[10] Hegazi M.A. A. Izbiratel'naya sistema i ee vliyanie na formirovanie partij: dis. ... kand yurid. n. -Kair: Ejn-SHams, 1997. - 626 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Erman I. Rahim, I. G. Ayu Ketut Rahmi, Agus Riewanto The Settlement Of Candidacy Disputes In The Election Of Governors, Regents, And Mayor To Realize The Electoral Justice System // International Journal of Scientific & Technology Research. 2019. № 8. - P. 3048-3052.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.